18 9 коап рф новая. Штраф за неуведомление об убытии

В организации, которая работает с кассой, необходимо соблюдение и знание кассовой дисциплины. Если ее не соблюдать, придется выплачивать штрафы. За что можно получить штраф, и в каких размерах, вы можете узнать из данной статьи.

Все операции с денежными средствами кассы должны выполняться в строгом соответствии с законодательством. За нарушение ведения кассовых операций предусмотрены штрафы. Если проводилась налоговая проверка, в ходе которой были выявлены нарушения, то штраф должна будет выплатить и организация, и ответственное лицо. Они должны будут выплатить следующие суммы:

  • Ответственный работник, из-за которого было совершено нарушение – от четырех до пяти тысяч рублей;
  • Организация – от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

Как правило, ответственный сотрудником является главный бухгалтер, но в некоторых случаях это может быть и другой работник, выполняющий кассовые операции. Перед тем, как начать выполнять свои обязанности, кассир подписывает соглашение, предполагающее ответственность за нарушение кассовой дисциплины.

Соблюдение кассовой дисциплины

Чтобы не нарушать кассовую дисциплину, нужно знать следующие правила:

  1. Денежные средства и кассовые документы должны храниться в условиях, в которых они будут полностью сохранны.
  2. С кассиром обязательно должен быть заключен договор о материальной ответственности. Исключение составляет ситуация, когда ведением кассы занимается предприниматель, работающий без сотрудников.
  3. Если наличная выручка поступает в кассу, у организации обязательно должен быть кассовый аппарат. Кассовые работники обязательно должны выдавать чеки.
  4. Операции, совершаемые через кассу, должны быть оформлены специальными кассовыми документами. Документы должны быть оформлены непосредственно при выполнении операции. Если денежные средства были получены вне операционной кассы, документы по ним заполняются в конце каждого рабочего дня.
  5. Когда кассир принимает деньги, он проверяет их на подлинность с соблюдением определенного порядка.
  6. Максимальная сумма денежными средствами по одному контракту составляет сто тысяч рублей.
  7. Поступающие в кассу деньги должны тратиться только на конкретные цели: расчеты с продавцами, выплата зарплаты. Предприниматели могут расходовать поступающую выручку на любые нужды.
  8. Выдача денежных средств под отчет происходит по служебной записке, написанной управляющим компании. Для того, чтобы сотрудник отчитался по полученным суммам, ему предоставляется три рабочих дня с даты истечения срока, на который выдавались денежные средства. Не потраченные деньги возвращаются в кассу.
  9. Через кассу могут выполняться операции с валютой. В большинстве случаев они связаны с выдачей денег на зарубежные командировки и с обменом валюты в банках.
  10. В конце рабочего дня в кассе должна оставаться сумма, не превышающая установленный лимит. Порядок его расчета предприниматель или организация могут выбрать самостоятельно из двух вариантов.

Подробнее о правилах соблюдения кассовой дисциплины читайте в .

Виды нарушений кассовой дисциплины

Есть список нарушений, которые в организациях встречаются чаще всего. Если проверка выявит их, компании придется выплатить штраф, предусмотренный законодательством.

К числу основных нарушений относят:

  • В кассе находится сумма, превышающая установленный лимит;
  • Нарушены условия хранения денежных средств;
  • В кассе находится сумма денег, не имеющая никакого документального подтверждения;
  • Наличные расчеты ведутся сверх установленного лимита (свыше ста тысяч рублей).

Нарушение кассовой дисциплины – это невыполнение или игнорирование правил, установленных законодательством или уставом организации.

Как оплачиваются штрафы

В бухгалтерском учете есть субсчет 64, имеющий название «расчет по налогам и платежам». Именно по нему осуществляется уплата штрафов.

Новые правила ведения документации в 2016 году

В 2016 году было введено несколько новых правил по ведению кассовой документации:

  1. Кассовую отчетность можно вести и сдавать в электронной форме. На ней обязательно должна присутствовать электронная подпись.
  2. Документы может заверять не только кассир, но и бухгалтер или управляющий компании.
  3. Кассир должен иметь специальный штамп, подтверждающий его право на ведение документации.
  4. Для ведения документов используются только специальные бланки, в которых должен содержаться необходимый список реквизитов.
  5. Если появилась депонированная сумма денежных средств, отмечать ее нужно только после выплаты зарплаты сотрудникам.

Вопросы соблюдения кассовой дисциплины в обязательном порядке включаются в программу проверки финансово-хозяйственной деятельности, проводимой как различными контрольными органами, так и учредителем учреждения. Кроме того, они могут быть и предметом самостоятельной проверки. В статье будут рассмотрены основные нарушения, выявляемые в ходе проверок соблюдения кассовой дисциплины, а также ответственность за их совершение.

В соответствии с п. 167 Инструкции № 157н при оформлении и учете кассовых операций автономные учреждения обязаны руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в РФ , утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), Положением Банка России от 05.01.1998 № 14-П о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (далее - Положение № 14-П), а также другими нормативными актами, регламентирующими порядок ведения кассовых операций. Рассмотрим основные нарушения, выявляемые в ходе проверок соблюдения кассовой дисциплины.

Несоблюдение лимита кассовой наличности

Согласно п. 1 Порядка ведения кассовых операций автономные учреждения должны хранить денежные средства в банках, а для расходования наличных денежных средств в учреждении должна быть предусмотрена касса. При этом в кассе может храниться определенное количество наличных денежных средств в пределах установленного лимита, который определяется банком по согласованию с руководителями учреждений. Установление лимита означает, что наличные денежные средства, превышающие лимит остатка денег, должны сдаваться в банк. Несоблюдение указанного требования является достаточно распространенным нарушением.

Напомним, что согласно п. 2.5 Положения № 14-П для установления лимита остатка наличных денег в кассе учреждение должно представить в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу», приведенной в приложении 1 к Положению № 14-П.

Необходимо отметить, что если у учреждения отсутствуют счета в коммерческих банках и имеются только лицевые счета в органах Федерального казначейства, то лимит остатка кассы в этом случае будет устанавливаться учреждению Федеральным казначейством.

По учреждению, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная учреждением в банк денежная наличность - сверхлимитной.

Вместе с тем допускается хранение в кассе наличных денежных средств сверх установленного лимита. Такое правило действует в отношении оплаты труда, выплаты пособий по соцстрахованию и стипендий. При этом срок хранения сверхлимитной наличности не может превышать трех рабочих дней (для учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - пяти дней), включая день получения денег в банке (п. 9 Порядка ведения кассовых операций ). По истечении трех (пяти) рабочих дней, установленных для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий, кассир обязан:
- в платежной (расчетно-платежной) ведомости напротив фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки «Депонировано»;
- составить реестр депонированных сумм (по форме 0504047, утвержденной Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н

«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению») ;
- в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: «Деньги по ведомости выдавал (подпись)»;
- записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп «Расходный кассовый ордер № _».

Депонированные суммы должны быть сданы в банк, и на сданные суммы должен быть составлен один общий расходный кассовый ордер (п. 10 Порядка ведения кассовых операций ).

Автономному учреждению коммерческим банком, осуществляющим его расчетно-кассовое обслуживание, установлен лимит остатка денежной наличности в размере 10 000 руб. В ходе проведения проверки кассовой дисциплины банком выявлен факт превышения установленного лимита в размере 10 000 руб. Рассмотрим порядок расчета.

Остаток на начало дня -5 000 руб.

20 000 руб. - возврат остатка неиспользованных суммкомандировочных расходов.

500 000 руб. - поступили денежные средства на выплатузаработной платы работникам.

1 000 руб. - поступили средства на осуществлениехозяйственных расходов.

200 000 руб. - выдана заработная плата работникамучреждения.

6 000 руб. - выдан аванс на хозяйственныерасходы.

Остаток на конец дня (на начало следующего дня) - 320 000 руб. , и з них превышение лимита составило10 000 руб. (320 000 руб. - (300 000 руб. (остаток для выплаты заработной платы) + 10 000 руб. (установленный лимит остатка денежных средств))).


Несоблюдение порядка документального оформления кассовых операций

Согласно п. 167 Инструкции № 157н прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности, утвержденным в порядке, предусмотренном законодательством РФ (например, по Квитанции (ф. 0504510)) и приходным кассовым ордерам (ф. 0310001). В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий).

При выдаче из кассы наличных денежных средств раздатчикам, определенным приказом руководителя учреждения, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, учет ведется кассиром в книге учета выданных раздатчикам денег на оплату труда, выплату денежного довольствия или содержания, стипендий.

При выдаче наличных денежных средств из кассы под отчет нескольким лицам взамен индивидуальных расходных кассовых ордеров (ф. 0310002) применяется Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501). Выдача заработной платы, пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, премий и стипендий производится из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, заверенным руководителем организации и главным бухгалтером.

Учет кассовых операций в учреждениях как в валюте РФ, так и в иностранной валюте ведется в кассовой книге. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера учреждения. Поступление и расходование наличных денежных средств в иностранной валюте отражаются на отдельных листах кассовой книги по видам иностранной валюты. Напомним, что у учреждения может быть только одна кассовая книга, наличие нескольких кассовых книг является грубейшим нарушением кассовой дисциплины.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 8 Инструкции № 157н ). Кроме того, согласно п. 8 Инструкции № 157н документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя учреждения.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления. Несоблюдение данного правила является довольно-таки распространенным нарушением. В частности, к его нарушению можно отнести случаи несвоевременного оприходования наличных денежных средств.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ и п. 19 Порядка ведения кассовых операций внесение исправлений в расходные и приходные кассовые документы не допускается . Кроме того, в указанных документах также не допускается наличие подчисток и каких-либо помарок . Аналогичное требование установлено и для кассовой книги (п. 23 Порядка ведения кассовых операций ).

Несоблюдение порядка выдачи и расходования наличных денег

Наличные деньги, полученные учреждениями в банке, расходуются на цели, указанные в корешках чековых книжек, которые выдаются автономному учреждению органами Федерального казначейства бесплатно по его заявлению, в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 31.12.2010 № 199н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства» .

Накануне дня получения наличных денег учреждение представляет в орган Федерального казначейства заявку на получение наличных денег (ф. 0531802) в двух экземплярах и заполненный чек. Заявка оформляется отдельно по каждому лицевому счету и виду средств, за счет которых должны быть выданы наличные деньги: средства от приносящей доход деятельности, средства дополнительного бюджетного финансирования и т. д.

В соответствии с п. 4 Порядка ведения кассовых операций наличные деньги, полученные автономным учреждением в банке, могут расходоваться только на цели, указанные в чеке. Расходование денежных средств на иные цели является нецелевым использованием денежных средств. Вместе с тем привлечь автономное учреждение к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ невозможно, так как автономное учреждение не является получателем бюджетных средств.

Выдача денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем расходный кассовый ордер, не производится.

Выдача денежных средств из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и подлежат перечислению в доход бюджета (п. 27 Порядка ведения кассовых операций ). Отметим, что на практике встречаются случаи расхождений между суммами, указанными в расходном кассовом ордере и отраженной собственноручно получателем. Эта разница также подлежит взысканию с кассира.

При осуществлении расчетов наличными денежными средствами немаловажным является соблюдение их предельного размера. Предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами. В настоящее время предельный размер расчетов установлен в сумме 100 000 руб. (Указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У ).

Нарушение требований к оборудованию помещения кассы

Нарушение требований к оборудованию кассы является наиболее распространенным нарушением. Требования по технической укрепленности и оборудованию помещения кассы (далее - Требования) приведены в приложении 3 к Порядку ведения кассовых операций. Они распространяются на все объекты (вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые), расположенные на территории РФ, независимо от их ведомственной принадлежности.

Согласно п. 3 Требований для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим условиям:
- быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;
- располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;
- иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;
- закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;
- оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;
- иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей в обязательном порядке, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;
- располагать исправным огнетушителем.

Кроме того, помещение кассы должно быть оборудовано средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации.

Прочие нарушения

Кроме всего вышеперечисленного к нарушениям кассовой дисциплины относятся:
- отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром, а также неознакомление его под роспись с

Порядком ведения кассовых операций (п. 32 Порядка ведения кассовых операций );
- нарушение порядка и сроков проведения внеплановых и плановых инвентаризаций. Напомним, что внеплановая инвентаризация должна проводиться в сроки, установленные руководителем учреждения, а также при смене кассиров (п. 37 Порядка ведения кассовых операций ).

Кроме того, согласно комиссией, назначаемой руководителем учреждения, должна проводиться проверка наличия учтенных дубликатов ключей от кассы. Указанная проверка должна проводиться не реже одного раза в квартал . Заметим, что учтенные дубликаты ключей должны храниться у руководителя учреждения в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др., а не у главного бухгалтера и тем более у самого кассира;

Нарушение сроков представления отчета об израсходованных подотчетных суммах (п. 11 Порядка ведения кассовых операций );
- наличие недостач (излишков) денежных средств в кассе;
- хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих учреждению, а являющихся, например, собственностью кассира (п. 30 Порядка ведения кассовых операций ).

Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций

В соответствии с п. 39 Порядка ведения кассовых операций ответственность за несоблюдение кассовой дисциплины несут руководитель учреждения, главный бухгалтер и кассир.

Административная ответственность. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществля-ющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена ст. 15.1 КоАП РФ . Согласно указанной норме нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., а на само учреждение - от 40 000 до 50 000 руб.

Отметим, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Рассмотрение дел о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и, соответственно, привлечение к ответственности отнесено к компетенции налоговых органов (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ ). То есть, для того чтобы привлечь автономное учреждение к ответственности, контрольный орган, выявивший нарушение кассовой дисциплины, должен передать материалы, подтверждающие нарушение, налоговому органу. Заметим, что по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ). Таким образом, привлечь организацию к ответственности достаточно сложно.

Однако данное правило не действует в случае несоблюдения требования по оборудованию помещения кассы учреждения. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев не с момента совершения, а с момента обнаружения административного правонарушения. Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителей законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Отметим, что согласно п. 29 Порядка ведения кассовых операций руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

В заключение необходимо отметить, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ ). Необходимо отметить, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного должностное лицо будет исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» ).

Налоговая ответственность. Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.Как мы уже отмечали ранее, прием денежных средств в кассу, а равно и выдача из нее, должны осуществляться на основании надлежащим образом оформленных первичных документов (расходный и приходный кассовые ордера и т. д.). Отсутствие данных первичных документов является налоговым правонарушением, ответственность за совершение которого установлена ст. 120 НК РФ . Согласно указанной норме грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. Если же указанные действия совершены в течение более одного налогового периода, штраф взыскивается в размере 30 000 руб. Напомним, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Кроме вышеперечисленного, виновные в нарушении кассовой дисциплины могут нести как материальную, так и уголовную ответственность (при выявлении случаев растраты, кражи и т. д.).

Кассовая дисциплина означает, что ответственные за данный сектор специалисты неукоснительно соблюдают порядок ведения кассовых операций, установленный для компаний и индивидуальных предпринимателей. В материале приведены основные условия, которые должны соблюдать хозяйствующие субъекты для предотвращения нарушений при работе с кассой.

Контрольно-кассовая дисциплина - что это означает?

Любая организация или индивидуальный предприниматель в своей деятельности использует наличные денежные расчеты. При этом для осуществления соответствующих операций законодательством предусмотрены определенные правила. Их неукоснительное соблюдение - это и есть контрольно-кассовая дисциплина .

Наличные расчеты включают в себя следующие операции:

  • получение выручки в форме наличных средств;
  • выдача зарплаты;
  • сдача наличных денег в банк;
  • получение наличности из банка;
  • расчеты с подотчетниками и прочее.

Совокупность операций с такими средствами носит условное название «операционная касса» или просто «касса».

Первый пункт из приведенного перечня подразумевает, что на предприятии должна присутствовать контрольно-кассовая техника (ККТ), с помощью которой приходуются вырученные наличные средства (п. 1 ст. 2 закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Но этот же закон допускает, что применение ККТ не всегда обязательно. Следующие лица могут ее не использовать в своей деятельности:

  • Организации и ИП, оказывающие услуги и получившие право на использование бланков строгой отчетности (БСО).
  • Организации и ИП, применяющие ЕНВД, а также ИП, использующие в своей деятельности патентную систему налогообложения (ст. 2.1 закона № 54-ФЗ). Такие субъекты вправе выдать покупателю любой платежный документ, из которого прослеживается факт приема наличных средств. В этом качестве может выступать и товарный чек, и приходный кассовый ордер.
  • Организации и ИП, ведущие деятельность в таких условиях, при которых использование ККТ затруднено или нецелесообразно (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Законодательством установлено, что для каждого пункта приема наличности должен быть свой кассовый аппарат, причем их число не подлежит ограничению. Однако в конце дня все поступившие средства приходуются в кассу предприятия (ИП).

Одно из правил кассовой дисциплины как раз и состоит в применении ККТ именно там, где такая техника должна присутствовать, и в том, что проводимые по кассе операции получат соответствующее документальное оформление.

В чем состоит соблюдение кассовой дисциплины

Кассовая дисциплина должна соблюдаться всеми сотрудниками предприятия, будь это бухгалтеры, руководители или рядовые сотрудники.

Все правила сведены в четыре главных нормативных документа:

  1. указание Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У, где содержатся правила, которые должны соблюдать при осуществлении операций организации и индивидуальные предприниматели;
  2. указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У, где содержатся правила проведения расчетов с помощью наличных средств;
  3. закон РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, в котором определены правила использования ККТ;
  4. постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 470, в котором приводится порядок регистрации ККТ.

Если обобщить правила работы с кассой, то они вкратце таковы:

  • Кассиром должен быть назначен отдельный работник, обладающий соответствующей квалификацией и имеющий знание кассовой дисциплины . С ним заключается договор о материальной ответственности. Допускается, чтобы кассу вел сам руководитель предприятия (такое практикуется в небольших организациях) или индивидуальный предприниматель, не имеющий в штате бухгалтера или ведущий бизнес без наемных работников.
  • На предприятии должны быть созданы условия по надежному хранению кассовых документов.
  • Все кассовые операции проводятся с обязательным оформлением документов, для которых установлены строгие формы и заполнять которые следует по установленным правилам. Момент совершения операции должен совпадать с моментом оформления соответствующего документа. Выручка, получаемая вне кассы, может быть оприходована в конце дня.
  • Поступление выручки в операционную кассу в обязательном порядке должно проходить через ККТ и сопровождаться пробитием кассового чека. Такой порядок оговорен в ст. 5 закона № 54-ФЗ.
  • Кассир при получении денежных средств должен проверить подлинность сдаваемых денежных знаков. Кроме того, есть определенный порядок проверки количества поступающих и выдаваемых сумм.
  • Соблюдение кассовой дисциплины подразумевает, что пришедшая в кассу выручка может расходоваться в строго ограниченных целях, как-то: выдача заработной платы, расчеты с покупателями и поставщиками, оформление подотчетных средств. Индивидуальным предпринимателям разрешается брать из кассы наличные деньги на свои нужды, не определяя цели.
  • Законодательством установлены предельные суммы, которые можно проводить при оформлении операций между организациями и если организация сотрудничает с ИП, - это 100 000 руб. по каждому договору. Если организация ведет расчеты с физическими лицами, ограничений нет. Не установлен предел и для ИП при изъятии из кассы денег для личных нужд.
  • Установлены строгие правила и для оформления подотчетных средств. Так, выдаются соответствующие суммы по распоряжению руководителя (в виде служебной записки, например). Отчитаться сотрудник предприятия должен в течение 3 рабочих дней после истечения срока, в течение которого эти деньги должны были использоваться. Оставшиеся деньги следует вернуть в кассу. Если сотрудник задержит их, соответствующая сумма будет удержана в соответствии со ст. 137 ТК РФ из заработной платы нарушителя кассовой дисциплины .
  • На предприятии должен быть определен лимит остатка наличных средств в кассе в конце рабочего дня (или смены). В указании Банка РФ № 3210-У приводятся два возможных варианта расчета данного остатка. Но для соблюдения кассовой дисциплины одно условие обязательно: превышение над пороговой суммой должно быть сдано в банковское учреждение. Превышать данный показатель разрешается только в те дни, когда выплачивается заработная плата.
  • Нормы, содержащиеся в ст. 9 закона РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ, позволяют проводить по кассе денежные средства в наличной иностранной валюте. Как правило, такие операции связаны с командировочными расходами на зарубежные поездки. В ограниченном числе случаев допускается рассчитываться таким путем с резидентами РФ.

Если предприятие или ИП учитывают свои операции по упрощенному варианту, то кассовые операции они могут вести тоже в упрощенном виде. Это означает, что им разрешается не оформлять кассовые документы, соответственно, не устанавливают они и лимиты.

ККТ - как обеспечить соблюдение правил?

Работа с ККТ должна проводиться по строгим правилам, исключающим . В соответствии с этими требованиями ККТ должна быть:

  • Внесена в государственный реестр. Если ККТ выводится из него, но еще используется при оформлении кассовых операций, пробивать чеки можно до конца срока службы. При этом за границы 10-летнего срока выходить не разрешается.
  • Исправна.
  • Оснащена фискальной памятью, имеющей защиту от стороннего вмешательства (пломбы, голографические наклейки и проч.).
  • Поставлена на учет в ИФНС.
  • Поставлена на техническое обслуживание по договору, заключенному между предприятием и ЦТО, оказывающим услуги в данном регионе.

Знание каких документов требуется для обеспечения кассовой дисциплины?

Ответственные лица организаций и предприниматели, применяющие в своей деятельности ККТ, должны знать, какие документы и бланки используются для оформления кассовых операций. Они приведены в постановлении Госкомстата от 25.12.1998 № 132.

Ведение кассовой дисциплины предусматривает, например, что в конце дня кассир пробивает Z-отчет, в котором содержится информация о поступившей в течение дня выручке. Данные фиксируются в журнале КМ-4, если работал кассир, или в журнале КМ-5, если ККТ функционирует без такого сотрудника. По итогам Z-отчета кассир составляет справку-отчет КМ-6, которая сопровождает выручку при сдаче в операционную кассу.

При оформлении операций в операционной кассе возможны следующие события:

  • Поступление денежных средств сопровождается оформлением приходного кассового ордера (форма КО-1). Лицу, которое деньги вносит, передается отрывная часть ордера с подписями и печатью. К ордеру могут прилагаться документы, подтверждающие действительность операции.
  • При выдаче денег через кассу оформляется расходный кассовый ордер (форма КО-2). Для выдачи денег по такому ордеру обязательным требованием является наличие подтверждающих документов - ведомости по заработной плате, копии приказов на командировки, отпуска и т. п. В данном ордере обязательно должны быть отражены реквизиты удостоверения личности.

Формы и того и другого ордера определены Госкомстатом в постановлении № 88. Кассовая дисциплина требует, чтобы каждой операции соответствовал свой документ. Информация о заполненных ордерах вносится в кассовую книгу (форма КО-4), где записи ведутся каждый операционный день. По окончании дня выводится сальдо между приходом и расходованием средств.

Если на предприятии есть необходимость, вносятся данные в журнал записи ордеров по приходным и расходным операциям (форма КО-3), а также журнал учета денежных средств, передаваемых иным кассирам (форма КО-5).

Контроль за соблюдением дисциплины при работе с наличностью

Правила ведения операций с наличностью должны соблюдать все работники предприятия. Но контроль за соблюдением кассовой дисциплины возложен на главного бухгалтера (при условии, конечно, что такая должность предусмотрена на предприятии). Если бизнес ведет ИП в единственном числе, то ответственность вся на нем.

Однако государство оставило за собой общие контрольные функции. Согласно нормам п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 проверка кассовой дисциплины находится в ведении Федеральной налоговой службы.

При осуществлении контрольных мероприятий налоговые органы хотят выявить:

  • есть ли факты, когда выручка приходовалась не в полной мере или с нарушением сроков.
  • превышен ли 100-тысячный лимит расчетов;
  • превышался ли лимит остатка кассы;
  • имелись ли нарушения при проведении операций через ККТ;
  • всегда ли выдавались положенные кассовые ордера и правильно ли они оформлялись;
  • всегда ли, когда положено, пробивались и выдавались кассовые чеки и оформлялись ли в положенных случаях БСО;
  • совпадают ли кассовые остатки с данными, содержащимися в кассовых документах;
  • не было ли случаев предоставления подотчетникам крупных сумм на большие сроки.

Проверка кассовой дисциплины - какова процедура

Чтобы инициировать проверку соблюдения кассовой дисциплины , руководитель налоговой инспекции издает приказ, в котором определяются сроки контрольного мероприятия и его цели. Порядок принятия решения установлен приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н.

Обследованию подлежат:

  • документы, оформлявшиеся в ходе обеспечения кассовых операций;
  • фискальные отчеты и контрольные ленты ККТ;
  • регистрационные и эксплуатационные документы на ККТ;
  • документы, отражающие сведения о получении БСО, об их учете и утилизации;
  • регистры учета бухгалтерских и хозяйственных операций;
  • приказы, устанавливающие лимиты остатков по кассе;
  • авансовые отчеты.

Помимо перечисленных документов и регистров налоговики вправе требовать пояснений и испрашивать любые другие формы, имеющие отношение к предмету контроля.

Ведение кассовых операций - какова ответственность за нарушения

Законодательство РФ предусматривает административную ответственность за нарушение кассовой дисциплины .

Согласно нормам, предусмотренным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, установлены следующие размеры наказаний:

  1. Если наличная операция произведена без пробития чеков через ККТ, то:
  • Должностные лица заплатят штраф в пределах от 25 до 50% от размера скрытой операции. При этом установлен нижний порог такого штрафа - 10 000 руб., то есть штраф не может быть меньше этой суммы.
  • Организацию оштрафуют на сумму, равную 75–100% от расчетной и сокрытой суммы. В этом случае нижний порог санкции - 30 000 руб.
  1. Повторное нарушение уже будет наказываться жестче:
  • Должностных лиц дисквалифицируют на период от одного до двух лет.
  • Организацию или ИП могут блокировать путем приостановления их деятельности на срок до 3 месяцев.
  1. Если нарушение заключается в том, что применялась кассовая техника, не удовлетворяющая нормам, или не зарегистрированная, то санкции будут таковы:
  • Должностных лиц предупредят или в крайнем случае оштрафуют на сумму от 1 500 до 3 000 руб.
  • Организацию предупредят или оштрафуют на сумму от 5 000 до 10 000 руб.

Следует учитывать, что нарушение кассовой дисциплины , связанное с ККТ, имеет свой срок исковой давности - 2 месяца. То есть, если факт нарушения не обнаружен в течение указанного периода, наказания можно избежать. Однако налоговые органы в дальнейшем проявят к данному налогоплательщику больше оперативного внимания.

Текст статьи 18.9 КоАП РФ в новой редакции.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 11 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 315-ФЗ.

1. Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 315-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 30 января 2005 года Федеральным законом от 28 декабря 2004 года N 187-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Непринятие гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, пригласившими в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившими им жилое помещение, мер по обеспечению в установленном порядке их своевременного выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 28 ноября 2004 года Федеральным законом от 25 октября 2004 года N 126-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2006 года Федеральным законом от 5 ноября 2006 года N 189-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 28 ноября 2004 года Федеральным законом от 25 октября 2004 года N 126-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 28 ноября 2004 года Федеральным законом от 25 октября 2004 года N 126-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Часть дополнительно включена с 15 января 2007 года Федеральным законом от 5 ноября 2006 года N 189-ФЗ)
5. Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.


6. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 11 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 315-ФЗ)
Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

(Примечание дополнительно включено с 9 ноября 2006 года Федеральным законом от 5 ноября 2006 года N 189-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 315-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 18.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, характеризуется противоправными деяниями (действием и бездействием), выразившимся в нарушении установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы. Порядок приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства для въезда, проживания, передвижения, изменения места пребывания и жительства в Российской Федерации регламентируется ст. ст. 16 - 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

Субъектами состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, являются юридические лица, являющиеся приглашающей или принимающей иностранного гражданина (лица без гражданства) стороной. Субъектом данного состава также являются должностные лица, обеспечивающие обслуживание иностранного гражданина (лица без гражданства) или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства).

2. Объективная сторона состава ч. 2 комментируемой статьи заключается в противоправных деяниях (действиях и бездействиях), выразившихся в непринятии мер по обеспечению в установленном порядке их своевременного выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ приглашающее иностранного гражданина (лица без гражданства) физическое лицо должно предпринять меры по гарантированию материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина в период его пребывания в Российской Федерации, включая своевременный выезд указанных лиц с территории Российской Федерации. Неисполнение данной обязанности образует состав рассматриваемого административного правонарушения.

Субъектами указанного состава административного правонарушения являются граждане РФ, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-ти летнего возраста, пригласившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившие им жилое помещение.

Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

3. Объективная сторона состава ч. 3 комментируемой статьи заключается в противоправных деяниях (действиях), выразившихся в нарушении установленного порядка или правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации (см. ст. 29 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ). Данное противоправное действие должно быть осуществлено путем предоставления жилого помещения или транспортного средства либо оказания иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства. В соответствии с разделом 2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилым помещением признается:

Жилой дом, часть жилого дома;

Квартира, часть квартиры;

Комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Под комнатой понимается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ст. 16 ЖК РФ). В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

4. Объективная сторона ч. 4 комментируемой статьи выражается в противоправном деянии (действии или бездействии), выразившемся в неисполнении принимающей стороной обязанностей, установленных действующим законодательством о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства. Обязанности принимающей стороны закреплены в ч. ч. 3, 3.1 ст. 20, подп. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ.

Субъект и субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

5. Объективная сторона ч. 5 комментируемой статьи выражается в противоправном деянии (действии или бездействии), выразившемся в непринятии приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 24.03.2003 N 167 "О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации" приглашающая сторона должна предпринять меры по гарантированию материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина в период его пребывания в Российской Федерации.

Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

6. Объективная сторона ч. 6 настоящей статьи выражается в противоправном деянии (действии), выразившемся в предоставлении приглашающей стороне заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации при оформлении документа для въезда в Российскую Федерацию. Состав административного правонарушения, предусмотренного настоящей частью, образует именно предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в России, необходимых для оформления документов для въезда в Российскую Федерацию.

Субъект - см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи.

Субъективная сторона характеризуется исключительно умышленной формой вины (прямой или косвенной).

7. Примечание к комментируемой статье содержит указание о том, что административные правонарушения, предусмотренные в комментируемой статье, совершенные приглашающей или принимающей стороной в отношении двух и более иностранных граждан и лиц без гражданства, наступает в отношении каждого отдельного иностранного гражданина или лица без гражданства, совершивших деяния, предусмотренные объективной стороной указанных составов.

Следующий комментарий к статье 18.9 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 18.9 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Иностранному гражданину в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (ст. 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

До получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность; вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Иностранный гражданин (лицо без гражданства), прибывший на территорию РФ, обязан обратиться в ОВД в течение трех рабочих дней для оформления разрешения на временное проживание, которое выдается территориальным органом МВД России по предполагаемому месту проживания в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

В ст. 7 указанного Федерального закона перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание. ОВД рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия таких оснований, для чего направляет запросы в соответствующие органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и др., а они в свою очередь в двухмесячный срок представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче заявителю разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание выдается на три года, а срок рассмотрения заявления не должен превышать шести месяцев со дня его подачи.

Иностранный гражданин (лицо без гражданства), проживший на территории РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство, который выдается территориальным органом МВД России по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его временного проживания в РФ. По окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.

Должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный их решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб (ст. 34, 35 Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"). Иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд.

Р Е Ш Е Н И Е

город Нижний Новгород (дата)

Судья Советского районного суда города Нижнего Новгорода
Колягина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и дополнительной жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, — Визгуновой Натальи Вячеславовны на постановление начальника отдела по вопросам миграции ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду Танаевой О.В. №… от (дата) года о привлечении её к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела по вопросам миграции ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду Танаевой О.В. №… от (дата) Визгунова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

(дата) Визгуновой Н.В. в Советский районный суд г.Н.Новгорода направлена жалоба, в которой она просит оспариваемое постановление начальника отдела по вопросам миграции ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду Танаевой О.В. №… от (дата) отменить, считая его незаконным.

В обосновании своей жалобы, указала, что расчет сроков представления в орган миграционного учета отрывной части уведомления о прибытии иностранного гражданина А.М.М. произведен отделом по вопросам миграции ОП № 7 неверно.

Исчисления трехдневного срока, предусмотренного п.42 Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 года отделом миграции ОП №7 произведено без учета выходных дней, что повлияло на необоснованное привлечение меня к административной ответственности при отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Гражданин …- А.М.М. продлил срок регистрации путем оплаты авансовых платежей (дата), поэтому срок представления в уполномоченный орган отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина истекал — (дата). Исходя из официальных источников понедельник и среда для отдела миграции ОП № 7 на (дата) являлись нерабочими днями и не могли входить в обозначенный взаконе трехдневный срок.

В своей дополнительной жалобе Визгунова Н.В, указывает, что данное деяние является малозначительным и она подлежит освобождению от административной ответственности.

Жалоба рассматривается с участием представителя Визгуновой Н.В. — Богопоявской В.В. (на основании ордера), которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные гл.25 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ. Права и обязанности понятны, отводов и ходатайств не заявлено.

В судебном заседании представитель Визгуновой Н.В. — Богопоявская В.В. доводы жалобы и дополнительной жалобы поддержала в полном объеме. Просила постановление отменить и производство по данному делу прекратить.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении — начальник отдел по вопросам миграции ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду Танаева О.В. надлежащим образом извещенная в судебное заседание не явилась. Ходатайств об отложении дела не заявляла.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Материалами дела установлено, что (дата) в отделе по вопросам миграции ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду было установлено, что должностное лицо ООО «Хлебная компания «Традиция Нагорная»Визгунова Н.В., не уведомила отдел по вопросам миграции ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду об изменениях, заявленных сроков пребывания в РФ гражданина … А.М.М., (дата) года рождения в установленный срок, а именно, налог на доходы физических лиц оплачен (дата), уведомление об изменении сроков пребывания предоставлено в ОВМ ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду (дата), что является нарушением: ст.9 ФЗ от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

Налог на доходы физических лиц оплачен (дата), а с заявлением о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации гражданина … А.М.М., (дата) года рождения, в связи с заключением трудового договора ООО «Хлебная компания «Традиция Нагорная», являющееся для указанного иностранного гражданина принимающей стороной, обратилось в отдел по вопросам миграции ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду (дата), то есть по истечении установленного для этого срока (3 рабочих дней со дня заключения трудового договора).

В связи с изложенным по результатам проведенной проверки заместителем начальника ОВМ ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду Д.С.В. в отношении должностного лица ООО «Хлебная компания «Традиция Нагорная»Визгуновой Н.В. был составлен протокол об административном правонарушении от (дата) №… по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Руководствуясь вышеназванными законоположениями, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и установив по результатам их оценки обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, начальник отдела по вопросам миграции ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду Танаева О.В. правильно своим постановлением от (дата) №… квалифицировала действия Визгуновой Н.В. и привлекла её к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, назначив ей административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

В силу ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9.

Исходя из положений п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» принимающей стороной (стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации) является, в том числе, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

В соответствии с п. 9 ч. 1, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, к которым среди прочего относятся заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 года при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 — 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3, 3(1) и 4статьи 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.

Вина Визгуновой Н.В. полностью доказана материалами дела, подтверждается протоколом об административном правонарушении от (дата), копией приказа №… от (дата), копией должностной инструкции директора по развитию ООО «Хлебная компания «Традиция Нагорная», уведомлением о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, копией трудового договора от (дата). Не доверять указанным доказательствам у судьи оснований не имеется.

Допустимость и достоверность перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. При рассмотрении дела должностным лицом всесторонне, полно и объективно на основании содержащихся в деле доказательств были выяснены обстоятельства данного дела. Действия должностного лица Визгуновой Н.В. квалифицированы правильно.

Доводы жалобы о том, что исходя из официальных источников понедельник и среда для отдела миграции ОП №7 на (дата) являлись нерабочими днями и не могли входить в обозначенный взаконе трехдневный срок не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, вопреки доводам жалобы оснований для его изменения или отмены не имеется.

Доводы дополнительной жалобы о том, что данное деяние является малозначительным, и она подлежит освобождению от административной ответственности не могут быть признаны состоятельными, поскольку для привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ достаточно установление самого по себе факта неисполнения принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета и для этого не требуется наступления каких-либо неблагоприятных последствий. Вменяемое в вину Визгуновой Н.В. нарушение обязательных для исполнения требований действующего законодательства препятствует реализации на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере миграционного учета, что, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, отсутствия в материалах дела надлежащих доказательств обращения Визгуновой Н.В. в отдел по вопросам миграции ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду для исполнения возложенной на нее обязанности в пределах установленного для этого срока, свидетельствует об отсутствии оснований для прекращения производства по делу ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

При назначении вида административного наказания административный орган учел характер совершенного правонарушения, личность виновной, наказание назначено в пределах санкции статьи с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30. 7, 30.8 КоАП РФ, судья

Постановление начальника отдела по вопросам миграции ОП № 7 УМВД России по г.Н.Новгороду Танаевой О.В. №… от (дата) о привлечении Визгуновой Н.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ — оставить без изменения, а жалобу Визгуновой Н.В. — без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья /подпись/ О.Н. Колягина



Просмотров