1990 г был принят. Следы предательства - доброго здравия добрым людям

периода перестройки

1 декабря 1988г. были приняты два закона:

-«Об изменениях и дополнениях Конституции Союза ССР»

- «О выборах народных депутатов СССР»

В декабре 1990 года принимается

(референдуме СССР). Право назначать референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В апреле 1990 г . был принят Закон "О

разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". Права союзных

республик существенно расширялись.

Закон "О правовом режиме чрезвычайного

положения" устанавливал порядок введения чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Президент СССР,

Верховные советы СССР и республик)

Март 1990 г.- Закон «О собственности в СССР»

3 основные формы собственности

Собственность граждан

коллективная собственность

государственная

Собственность

собственность

Подразделяется на:

Собственность

трудового

Общесоюзную

арендного предприятия;

хозяйства;

Собственность

Союзную

Крестьянское

кооператива;

Автономных

подсобное

Собственность

республик;

хозяйство;

хозяйственного

Автономных

общества;

областей и округов;

подсобное

Товарищества;

Коммунальная;

хозяйство;

Акционерного

Государственных

общества;

предприятий

Хозяйственной

ассоциации; - общественной

организации и фонда; - религиозной организации;

4 июня 1990 года принимается Закон СССР «О предприятиях в СССР» . Этим актом устанавливаются самые различные формы предпринимательства - от индивидуальных и семейных до акционерных обществ и товариществ.

Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по формированию общесоюзного валютного рынка» от 4 августа

1990 года № 776 всем юридическим лицам разрешалось продавать и покупать иностранную валюту за рубли по рыночному курсу. Создавалась общесоюзная валютная биржа. Постановлением Совета Министров СССР от 20 июля 1990 года разрешалось гражданам открывать счета в иностранной валюте без предоставления документов об источнике ее приобретения. Начинается приватизация муниципальной и государственной собственности.

Определенный итог развития гражданского права этого периода -принятие 31 мая 1991 года«Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» , которые представляли собой первую кодификацию гражданского права в условиях перехода к многоукладной рыночной экономике. Его введение в действие было предусмотрено с 1 января 1992 года.

В феврале 1988 года в «Основы законодательства Союза ССР о труде»вносятся дополнения, которые предусматривают создание советов трудовых коллективов как коллективных полноправных представителей трудовых коллективов с широкими правами по контролю действий администрации.

Вводилась выборность руководителей предприятий.

В 1989 году принимается Закон СССР «О

порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». В этом акте предусматривалось право рабочих и служащих на забастовку в том случае, когда споры между администрацией и трудовым коллективом не смогли быть урегулированы примирительной комиссией или трудовым арбитражем.

С 1 декабря 1989г. действовали основы законодательства

СССР и союзных республик о судоустройственормативный акт, определивший принцип построения суда, его деятельности. В то же время Основы предоставляли гражданам право на защиту – участие адвоката (защитника) с момента задержания, ареста или предъявления обвинения.

порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права гражданина». По этому закону каждый имел право обжаловать в суде неправомерность действия не только кого-то конкретного должностного лица, как это делалось раньше, но и коллегиальные.

В 1987 г. в составе УВД стали создаваться отряды милиции особого назначения (ОМОН), предназначенные для охраны общественного порядка во время митингов и демонстраций.

12 июня 1990 г. был принят Закон СССР "О печати и других средствах массовой информации", а 27 декабря 1991 г. - Закон РФ "О средствах массовой информации". Закон СССР декларировал свободу печати, российский закон провозглашает свободу СМИ как естественное состояние прессы.

Данный закон закрепляет дефиниции, которые определяют понятийный ряд средств массовой информации Ро

ссии. Настоящий Закон является основополагающим нормативным актом в этой области; все иные законодательные акты должны издаваться в соответствии с ним. В случае возникновения противоречий приоритет должен отдаваться Закону "О средствах массовой информации".

Его положения распространяются, во-первых, на средства массовой информации, учреждаемые в Российской Федерации и распространяемые как на территории РФ, так и за ее пределами; во-вторых, на средства массовой информации, создаваемые за пределами РФ, но распространяемые на территории РФ. При этом, как следует из ст.54 Закона, гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к зарубежным СМИ.

Закон закрепляет принцип равенства граждан России, с одной стороны, и иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства, с другой, применительно к реализации свободы массовой информации. В то же время в самом законе и ряде других актов для них вводятся определенные изъятия.

Так, ст.7 Закона устанавливает, что иностранцы и лица без гражданства, не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации, не могут выступать учредителями СМИ В случаях, если учредителем (соучредителем) средства массовой информации является иностранное юридическое лицо либо средство массовой информации создано с участием иностранных инвестиций, регистрационный сбор взимается в повышенном размере.

Закон "О средствах массовой информации" отражает специфику не столько массовости информации, сколько особенности ее производства и распространения, т.е. регулирует, прежде всего, отношении специфических участников, а не устанавливает режим массовой информации. Это подтверждает даже самый беглый обзор статей Закона.

Основные направления правового регулирования отношений в области массовой информации:

обеспечение гарантий свободы массовой информации; организация деятельности средства массовой информации; распространение массовой информации;

отношения средств массовой информации с гражданами и организациями;

права и обязанности журналиста;

межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;

ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Таким образом, режим массовой информации раскрывается только через его организационно-правовую основу. С точки зрения гражданского законодательства особой специфики в отношении участников СМИ нет. Эта специфика СМИ проистекает не из ответственности участников, а из публичности массовой информации. Именно при этом основании в теории государственного права СМИ считается политическим институтом, а не потому, что здесь есть учредители, распространители, журналисты и т.д.

2. Юридические нормы о защите профессиональной деятельности журналиста.

Профессиональная деятельность журналиста нуждается в создании эффективной правозащитной системы, поддерживаемой государством и обществом, так как явления злоупотребления свободой массовой информации со стороны отдельных лиц и групп, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, формы экономического и иного давления на СМИ, к сожалению, получили достаточно широкое распространение. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Ущемление свободы средств массовой информации, в том числе воспрепятствование законной деятельности журналистов, как отмечается в ФЗ "О СМИ", должно влечь уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность.

Действующее уголовное законодательство РФ закрепляет лишь один состав преступления, потерпевшим в котором является журналист. Статья 144 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации. Однако в правоприменительной практике соответствующие дела почти не встречаются. “Препятствуя законной профессиональной деятельности журналиста, виновный посягает на конституционные права и свободы, закрепленные в ч.5 ст.29 Конституции РФ", “Непосредственным объектом преступления является свобода печати и других средств массовой информации. Дополнительный объект - законные права и интересы профессиональногожурналиста”.

Потерпевшим при совершении этого преступления является журналист, т.е. лицо, занимающееся сбором, редактированием, созданием или подготовкой материалов для средств массовой информации, связанное с ними трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по их уполномочию. Воспрепятствование деятельности журналиста путем применения к нему насилия или угрозы должно квалифицироваться по совокупности ст.144 и ст.111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) или 112 (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) УК в зависимости от тяжести насилия либо ст.119 (Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) УК.

Воспрепятствование деятельности журналиста предполагает прежде всего воздействие как на самого журналиста, так и на близких ему лиц, с намерением помешать ему осуществить свою законную профессиональную деятельность. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности означает лишение возможности выполнять свои профессиональные обязанности и пользоваться предоставленными ему полномочиями по сбору информации, а также создание условий, которые существенно затрудняют профессиональную деятельность.

Профессиональная деятельность ограничивается лишь той сферой, которая связана с поиском или распространением информации, а также выполнением других функций журналиста. Ответственность по ст.144 УК наступает лишь в случае воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста. Законной является такая деятельность, которая не нарушает законодательства, прав и свобод других лиц. Для решения вопроса о признании деятельности журналиста законной необходимо обратиться к законодательным актам, регламентирующим деятельность журналистов и средств массовой информации в целом. Принуждение журналиста к распространению информации предполагает насильственное воздействие на него или его близких с целью заставить его обнародовать определенную информацию вопреки его воле. Принуждение журналиста к отказу от распространения информации также заключается в воздействии на журналиста или близких ему лиц, но с обратной целью - заставить отказаться от обнародования известной ему информации.

12 июня 1990 года Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объявила о собственном суверенитете. Это произошло на первом Съезде народных депутатов РСФСР. В этот день была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР». Именно с принятия этого документа начался отсчет новой истории России.

Съезд народных депутатов с 1989 года был Высшим органом государственной власти. Его состав избирали на пять лет. Первое собрание съезда прошло 8 апреля 1990 года, однако его официальное открытие прошло 16 мая в Большом Кремлевском дворце. Всего в нем приняли участие 1068 депутатов. 86% из них были членами КПСС. Именно здесь 29 мая Бориса Ельцина избрали Председателем Верховного Совета РСФСР.

12 июня на съезде была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР». За нее проголосовали 907 депутатов, против — 13, 9 воздержались. В документе говорилось о «решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР».

Декларация послужила началом конституционной реформы и объявила равные права для новообразованных политических партий, общественных организаций и объединений, в том числе и неформальных. Также документ ввел принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. В нем впервые говорилось о необходимости существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краёв в составе РСФСР. Декларацию подписал Борис Ельцин.

Ровно через год в этот день в стране прошли президентские выборы, на которых Ельцин был избран первым президентом РСФСР.

Воспоминания депутатов о принятии Декларации

Игорь Кучеренко, депутат от Ленинградского горсовета:

«Предшествовали принятию этого документа очень сильные дебаты, как на самом съезде, так и в его кулуарах. И были опасения, что аудитория расколется. А когда проголосовали, оказалось, что практически все за этот документ, и он был принят без всяких споров. Само голосование прошло на ура, и весь зал встал и зааплодировал сам себе», —

Юрий Нестеров, народный депутат, позже — депутат от фракции «Яблоко»:

«Я не был горячим сторонником этой идеи. Потому, что мне тогда хватило ума понять, что принятие этой резолюции о государственном суверенитете России есть очень серьезный шаг в сторону прекращения существования Советского Союза, как единой страны. Тогда мне этого вовсе не хотелось. То есть, я был за независимость прибалтийских республик, но я не был за развал всего остального, что осталось бы от СССР после ухода Эстонии, Латвии и Литвы»

Владимир Исаков, народный депутат и председатель палаты Совета Республики Верховного Совета РСФСР:

«В целом, по своему содержанию Декларация о государственном суверенитете не шла далее заявления о намерении "быть самостоятельными и жить хорошо". За одним исключением - статьи 5, устанавливающей верховенство российских законов над общесоюзными. Для меня было ясно, что в этой статье заложена потенциальная опасность конфронтации законов, разрушения всей государственной структуры федерации. Поддержав Декларацию в целом, я по этой статье проголосовал "против". Не раз и не два мне припомнили потом это голосование: оказывается, ты вовсе не "демократ"»

Юрий Лучинский, член «Демократической России»:

«Как юрист, я лично голосовал за эту Декларацию, с косвенным умыслом на возможное упразднение СССР. То есть, я знал о возможном прекращении в результате этих действий Советского Союза и сознательно допускал наступление этих последствий»

Еще до принятия Декларации РСФСР, о своем суверенитете объявили Эстонская, Литовская, Латвийская, Азербайджанская, а также Грузинская ССР. После РСФСР в стране прошел «парад суверенитетов».

Были приняты Декларации Карельской АССР, провозглашен суверенитет Коми АССР, Татарской АССР, Удмуртской республики и Якутской-Саха АССР, Чукотского автономного округа, Адыгейской АО, Бурятской АССР, Башкирской АССР, Калмыцкой АССР, Марийской АССР, Чувашской АССР, Ямало-Ненецкого и Горно-Алтайского автономных округов и других регионов. При этом вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР не ставился. Все отношения с федеральным центром предлагалось урегулировать заключениями договоров.

Этот день стал праздничной датой с 1992 года. В 1994 году Ельцин издал указ, в котором дню придается государственное значение. Праздник называется День принятия декларации о государственном суверенитете России. В 1998 году после обращения Ельцина по центральному телевидению 12 июня стал называться Днем России. Официально новое название праздник получил только в 2002 году после принятия нового Трудового кодекса. С этого времени День России стали отмечать во всех регионах страны.

Согласно Декларации, высшей целью суверенитета было обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально государственных и национально культурных формах. Декларация провозгласила верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории России и право республики приостанавливать на своей территории действия актов Союза ССР, вступавших в противоречие с суверенными правами РСФСР.

Декларация и закон крупнейшей республики СССР привели к конституционному кризису союзного государства . Кроме того, они породили «эйфорию самостийности» у руководства российских автономий. Таким образом, летом-осенью 1990 г. Россия спровоцировала начало процессов распада СССР, а союзный Центр подтолкнул центробежные силы в России. При этом и Б. Н. Ельцин в одном из своих выступлений предложил российским автономиям взять «столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидно, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности).

Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину - провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», т.е. план и рынок должны были сочетаться. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы, как они предлагали. Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы на селения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчужденность людей от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., все эти проблемы стали все более остро осознаваться. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии населения союзного государства были на стороне республиканского руководства, обещавшего «все решить». 12 июня 1991 г. состоялись первые в истории страны выборы Президента РСФСР.

Вместо ускорения социально экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством КПСС. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, все более становились необходимыми новые, политические методы руководства.

Накануне подписания Союзного договора, 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), попытавшийся предотвратить подобное развитие событий.

Провал ГКЧП привел к обвальному развитию событий в стране. Задуманное окружением Горбачева как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руководству России выступить в роли защитника законности. В декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование.

Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния. - М., 1992.

Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2 т. - М., 1995.

Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим. - М., 2004.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении пол­номочий между Союзом ССР и субъектами федерации», под­черкивающий право союзной республики на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме. Права со­юзных республик (внешнеполитические, экономические и др.) существенно расширялись. Функции, не входившие в исчер­пывающий перечень исключительных полномочий Союза, презюмировались закрепленными за союзной республикой. Порядок выхода союзной республики из состава СССР регла­ментировался Законом (апрель 1990 г.) «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Одновременно принимается Закон «О правовом ре­жиме чрезвычайного положения», в котором устанавливался порядок введения чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Президент СССР, верховные советы СССР и республик) и чрезвычайные полномочия на период введения этого положения.

Основные изменения происходили в сфере «переходной < экономики. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о зем­ле. Определялось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владе­ние или в аренду. Подробно регламентировался режим предо­ставления земель физическим и юридическим лицам. Конт­роль за землепользованием возлагался на местные советы.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором перечислялись ее три основные формы:

«собственность граждан», коллективная и государственная. Кроме того, допускается существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность может быть долевой или совместной (общая собственность нескольких лиц) и смешанной (совместная собственность советских и иностранных субъектов). Формами собственности граждан являются собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственности - собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации. Государственная собственность подразделяется на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось понятие «общесоюзный рынок», основой формирования и функционирования которого признавалась «самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета. Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или религиозным организациям. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам. Чистая прибыль предприятий (после уплаты налогов и других платежей в бюджет) поступала в их полное распоряжение. Основу планов предприятия составляют договоры, заключенные с потребителями, договор стал основой всех отношений, в кото­рые вступало предприятие. Предприятие само устанавливало цены на свою продукцию.

Государство обязано было обеспечивать предприятию не­зависимо от форм собственности равные правовые и эконо­мические условия хозяйствования, способствовать развитию рынка и при регулировании использовать лишь экономические рычаги. Само предприятие несет за все свои действия полную имущественную ответственность.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приня­ты Основы законодательства об инвестиционной деятельно­сти в СССР, перечислявшие в качестве объектов такой деятель­ности вновь создаваемые и модернизируемые основные фон­ды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническую продукцию, интеллектуальные ценности, имущественные права и др. Субъектами (инвесто­рами и участниками) могут быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.

Демократизация социальных структур отразилась в содер­жании новых законов «Об общественных объединениях» (ок­тябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). К общественным объединениям закон относил политические партии, массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские, на­учные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие со­юзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. В законе о профсоюзах наряду с общими правами сою­зов перечислялись их имущественные права: как юридические ли­ца они «владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащи­ми им на праве собственности имуществом и денежными сред­ствами», могут участвовать во внешнеэкономической деятельно­сти, создавать банки, страховые и акционерные общества, совме­стные коммерческие предприятия, заниматься издательской де­ятельностью, формировать различные фонды.

В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция: «в связи с усилившимися негативны­ми явлениями на потребительском рынке и использованием этих обстоятельств в целях извлечения незаконных доходов. при переходе к рыночной экономике.» Законом СССР (ок­тябрь 1990 г.) под спекуляцией понималась скупка товаров,накоторые установлены государственные розничные цены в предприятиях торговли, продажа товаров со складов, баз и т.д. в нарушение установленных правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило представления о спекуляции и о ее соотношении с легальной торговой деятельностью.

В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.

Заключение

В основу советской концепции государственной власти были поло­жены взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, которые рас­сматривали механизм государственной власти в качестве «работающей корпорации, в одно и то же время и законодательствующей, и исполня­ющей законы». В России принцип полновластия трудящихся предпола­галось воплотить в форме полновластных и единовластных Советов, в работе которых происходит «слияние управления с законодательст­вом». Таким образом, государственная власть понималась как единое целое; систему государственных органов должны были возглавить «пол­новластные Советы».



Просмотров