79 федеральный закон о государственной службе. Федеральный закон о государственной гражданской службе

Деятельность любого государства реализуется благодаря органам власти, которые в нём существуют. Данный принцип был выведен, когда люди начали основывать империи. Ведь очень сложно управлять народами, когда они совершенно разные между собой.

Чтобы обеспечить стабильность и процветание державы, был придуман управленческий аппарат. Как это ни парадоксально, но структуры государственного управления были известны ещё в Древнем Египте. У фараона находились в подчинении специальные органы, которые существенно облегчали его «царствование».

Если посмотреть на Российскую Федерацию в призме современности, то можно увидеть, что её организационная структура очень схожа с теми древними механизмами осуществления власти. На протяжении веков люди всевозможными способами модернизировали аппарат управления, что привело к достижению уровня идеальности. Тем не менее координация государства осуществляется его органами. Поэтому их изучению уделяется много времени и средств. Управление реализуется за счёт гражданских характера, суть которых будет раскрыта далее в статье.

История в России до XV века

Многие люди не понимают сути, когда говорят о гражданской службе Российской Федерации. Этот факт можно назвать негативным, так как он свидетельствует о кризисе правовой культуры населения. Специалисты советуют для понимания того, что такое гражданская служба, не только читать ФЗ 79 «О государственной гражданской службе»,но ещё и анализировать историю данной деятельности.

Служба во благо государства была сформирована в своём зачаточном состоянии ещё во времена древнерусского царства. Изначально князья и органы управления, созданные ими же, действовали в противовес друг другу. Это обусловлено тем, что многие люди хотели получить доступ к власти, потому что пост князя был уже занят. Лучшим способом стали органы «помощи правителю». Но уже через некоторое время князья и его органы гражданской службы стали работать «вместе».

в имперский период

Несмотря на развитость бюрократии на территории России того времени, приказы действующих владык не имели корректного механизма регулирования, который появился лишь после реформ Петра I.

По сути, именно с этого времени начинается история гражданской службы в России. Существенным прорывом в законодательной базе этой сферы стало создание Табеля о рангах. В нём содержались положения, которые до этого ограничивали права непривилегированных слоёв общества.

Тем не менее, в соответствии с табелем, каждый простой человек получал возможность стать дворянином, отдавая свою жизнь служению родине. Также большим прорывом стало разделение всей государственной службы на три составляющие: военную, правоохранительную и гражданскую. Данный принцип используется в законодательстве России по сей день.

Современный период

На сегодняшний день государственная гражданская служба - это деятельность профессионального характера по реализации полномочий федеральных государственных органов, а также труд тех лиц, которые фактически замещают федеральные государственные должности. Виды должностей, считающиеся гражданской службой, регламентированы положениями Конституции РФ.

Если говорить простым языком, то гражданская служба - это деятельность, не связанная с правоохранительными или оборонными сферами, направленная на реализацию функций органов страны. Иными словами, суть гражданской службы заключается в том, что посредством неё осуществляется аппаратное управление страной. Этот вид госдеятельности имеет законодательное регулирование, о чём пойдёт речь далее в статье.

Деятельность каких органов считается гражданской?

Согласно конституции и закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», исключительно деятельность отдельно взятых органов считается гражданской, а именно:

К представленному перечню нельзя причислить иные органы, потому что регулирование гражданской службы осуществляется исключительно на законодательном уровне. Поэтому любые изменения требуют соблюдения определённой процедуры нормотворчества.

Нормативные акты, регулирующие работу службы

Как мы уже ранее выяснили, гражданская служба - это деятельность, цель которой - осуществление функций государства в сфере ведомственного управления и координирования органов власти. Она имеет разработанную систему нормативного регулирования, которая состоит из следующих актов:

  1. ФЗ «О системе госслужбы». Этот акт очерчивает основные понятия и принципы построения госслужбы в России. Именно в данном законе закреплён принцип разделения службы на три основных вида.
  2. Второй акт является специальным, это ФЗ 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В нем детально расписаны все аспекты гражданской службы, предоставлены права и обязанности работников, порядок трудоустройства на службу и т. п. Закон является специальным актом, поэтому его нормы имеют первостепенное значение для всех работников государственной службы. Однако процесс осуществления служащими своей деятельности регламентируется не ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а Трудовым кодексом.

Помимо представленных НА система нормативного регулирования гражданской службы имеет иные правовые источники. Существует подзаконная которой регулируются вопросы деятельности отдельных линий и субъектов гражданской службы, например, указы президента и постановления Правительства.

Гражданская служба. Должности

Абсолютно все органы гражданской службы имеют чётко определённую структуру. В отличие от частных коммерческих организаций, она неизменна, потому что прописана в законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Штат сотрудников распределяется по должностям в зависимости от личностных характеристик каждого служащего, но об этом позже. Существует всего четыре основные категории должностей, которые, в свою очередь, делятся на группы:

  1. Первой категорией являются руководители органов и структурных подразделений. Такие лица не только координируют работу, но и отвечают за качество функционирования этих органов и подразделений в процессе реализации поставленных задач. Категория руководителей подразделяется на три основные группы.
  2. Согласно ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,категория помощников или же советников создана для всевозможного содействия руководителям в процессе выполнения ими их функциональных задач.
  3. Третью категорию представляют специалисты. Именно эти служащие непосредственно выполняют и реализуют функции государственных гражданских служб на профессиональной основе.
  4. Специалисты - это лица, работающие для организационного, документального, финансово-экономического, информационного и иного вида обеспечения деятельности органов гражданской направленности.

Точное наименование и структуру должностей можно увидеть в указе президента России, который существует в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации».

Классные чины

В соответствии с государственным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», каждой штатной должности соответствует определённый чин. Классный ранг, или чин, - это специальное звание, которое присваивается государственному служащему в соответствии с должностью, занимаемой им, по результатам специального квалификационного экзамена. Ранг сохраняется за пожизненно. Вдобавок к этому за подобного рода звания выплачивается премия, а также присваиваются льготы. Размер вознаграждения за чин определяется указами президента.

Существуют моменты, когда квалификационный чин, точнее процедура его присвоения, не требует проверки квалификации. К числу таких служащих можно отнести следующие категории:

  • Замещающие категории должностей «руководитель» высшей группы.
  • Замещающие должности гражданской службы «помощник», назначение на которую осуществляет президент России.
  • Замещающие должности, на которые назначает и снимает Правительство Российской Федерации.

Следует отметить, что замещение должности гражданской службы того или иного типа производится на основе императивных норм регламентирующего законодательства.

Как стать государственным служащим?

Чтобы стать госслужащим, необходимо отвечать определённым требованиям, которые устанавливает федеральный закон о гражданской службе,а также пройти квалификационное испытание конкурсного типа. Основными требованиями для зачисления на должность госслужащего являются следующие:

  • Совершеннолетие.
  • Владение государственным языком.
  • Соответствие

Последняя составляющая определяется посредством конкурса, проходящего в два этапа.

Этапы квалификационного конкурса

  1. На первом этапе орган, который проводит конкурс, должен сообщить о нём в СМИ. Таким образом, все желающие могут явиться в установленное время в место непосредственного расположения органа, который дал объявление, с необходимым пакетом документов.
  2. На втором этапе осуществляется конкурсный отбор всех кандидатов. Квалификационный анализ проводится на основе документов, которые гражданин представил, а также ведомостей о его трудовой деятельности, военной службе и т. п. Что касается экзаменов, то тут все зависит от решения квалификационной комиссии. Они могут проходить в виде собеседований, анкетирования, тестирования, дискуссий и т. д. После их проведения комиссия посредством голосования решает, принимать кандидата на службу или нет.

Случаи, когда экзамен не проводится

Если внимательно проанализировать Федеральный Закон № 79 «О государственной гражданской службе»,то можно выделить моменты, когда квалификационный экзамен при приеме кандидата на службу не проводится, а именно:

  • при назначении на должности руководителя, советника;
  • при назначении на должность руководителя, которое осуществляется президентом или правительством;
  • при заключении срочного контракта на службу;
  • при назначении кандидата, который уже состоит в кадровом резерве гражданской службы.

Заработная плата служащих

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (79 номер) не даёт чётких указаний по поводу вознаграждения за труд служащих. Средняя заработная плата может меняться, потому что зависит от многих параметров, влияющих на её размер. При этом ведомости о ней абсолютно нигде не зафиксированы. Тем не менее средний заработок гражданского служащего варьируется в пределах 57 тысяч рублей.

Заключение

Итак, анализируя все данные, представленные в статье, можно сделать вывод, что государственная гражданская служба - это один из основных видов деятельности в современной России, который обеспечивает бесперебойную работу аппарата управления страной. Также мы рассмотрели основные особенности данного вида службы.

Согласно закону, чтобы начать работать на государственные органы, гражданину России должно исполниться 18 лет. Он также должен свободно владеть русским языком и иметь соответствующие квалификационные навыки. Все эти требования прописаны в Федеральном законе 79. Рассмотрим его назначение более подробно.

Правовые нормы настоящего Федерального закона ФЗ-79 регулируют принятие/увольнение гражданина, который устраивается на работу в государственную службу. Согласно правовым аспектам также определяется текущий статус гражданского служащего РФ.

Во время активной деятельности в государственных органах выделяются следующие принципы:

  • Важность законных интересов, прав и свободы человека и лиц с российским гражданством;
  • Объединение организационных и правовых правил воедино в гражданской и федеральной службе;
  • Одинаковое право на работу в государственных органах для лиц, которые владеют русским языком. Единые условия принятия на госслужбу лиц, независимо от:
    • национальности;
    • расы;
    • пола;
    • происхождения;
    • должностной занятости и финансового обеспечения;
    • Других критериев, которые не относятся к деловым и профессиональным навыкам.
  • Компетентность и высокий уровень профессиональной подготовки;
  • Рассмотрение перспектив, которые позволят длительное время работать на государство;
  • Информация в легкой доступности о гражданской службе;
  • Работа не только с физическими, но и юридическими лицами;
  • Право каждого сотрудника на безопасный труд и защиту от вмешательства в его профессиональную деятельность незаконным путем.

ФЗ-79 о государственной гражданской службе Российской Федерации был принят 7 июля 2004 и одобрен 15 числа того же месяца. Последняя редакция закона была в 2016 году. Рассмотрим изменения и дополнения.

Последние изменения, внесенные в 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» в Российской Федерации

Закон ФЗ-79 в 2016 претерпел ряд изменений. Теперь требования к квалифицированным навыкам высокие не только для государственных, но и муниципальных служащих.

Чтобы занять должность руководителя, советника, специалиста основной или высшей группы, необходимо иметь высшее образование уровня магистратуры или выше. Закон не распространяется на лиц, которые поступили на государственную службу до вступления этой поправки. Также он не распространяется на лиц, профессиональное образование которых получено до 29 августа 1996 года.

Квалификационные требования должны соответствовать занимаемой должности. Сотрудник должен быть подготовлен, обучен и обладать знаниями, которые понадобятся для качественного выполнения своих обязанностей согласно ФЗ-79.

Приоритет при приеме на работу имеют гражданские служащие, специально подготовленные для конкретной должности в государственных органах.
Законом ФЗ-79 был установлен минимальный период оплачиваемого отпуска — 28 календарных дней. Уйти в отпуск можно минимум на 14 дней.

Перенос отдыха на следующий год рассматривается в индивидуальном порядке после подачи заявления. Кроме того, в новой редакции изменению/доработке подверглись следующие статьи:

Статья 7

В пункте 1 статьи 7 Федерального закона 79 была заменена фраза “к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы” на фразу «для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы».

Статья 12

В ст 12 ФЗ 79 внесены следующие поправки :

Чтобы занять должность в государственных органах, образование, стаж и направление подготовки должны быть соответствующими. В зависимости от выбранной категории должностных лиц, устанавливаются квалифицированные условия для замещения государственных должностей.

Статья 16

Первая часть ст 16 федерального закона 79 дополнена пунктом 12. Он гласит, что информацию, которая требуется к представлению согласно статье 20 текущего Федерального закона, можно не указывать.

Статья 17

В части 1.1. ст 17 закона говорится, что если лицо занимает должность в органах государственной власти, ему запрещается открывать счета и вклады в иностранных банках. Это же касается членов его семьи.

Статья 20

Изменения коснулись и главы 3 ст 20 ФЗ-79. В ней говорится, что каждый гражданский служащий может воспользоваться интернетом для того, чтобы передать личные данные для последующей идентификации. Это может сделать:

  • Гражданин, который хочет трудоустроиться в государственный орган. Свои данные он должен предоставить за период в 36 месяцев до поступления на гражданскую службу;
  • Гражданский служащий имеет право предъявить информацию один раз за календарный год. Исключаются случаи предоставления общедоступной информации, если это действие входит в служебные обязанности.

Согласно закону представитель нанимателя может с вовлечением гражданских или уполномоченных органов обработать общедоступную информацию, которая размещена потенциальными кандидатами на должность гражданской службы. Работники также проверяют полноту представленной информации на основании ст 1 ФЗ-79.

Статья 22

В первой части ст 22 ФЗ-79 фраза “к должности гражданской службы” была заменена на “для замещения должности гражданской службы”. В пятой части были заменены слова с “профессионального образования” на “его специальности, направления подготовки”.

а вы знаете какие изменения в ходе последней редакции претерпело ?

Скачать ФЗ-79 в последней редакции

В 2004 году закон был одобрен Федеральными органами. Ему присвоили номер 79. Общее количество статей в федеральном законе 79 составляет 74. Они сгруппированы в 17 глав согласно тематике — финансово-экономические аспекты, организационные моменты и т.д.

Чтобы разрешить конфликтную ситуацию или иные вопросы, связанные с работой в государственных органах, изучите последнюю редакцию ФЗ-79 о государственной гражданской службе Российской Федерации. Здесь представлены все поправки, дополнения и изменения. Чтобы их просмотреть, перейдите по следующей .

Согласно закону, чтобы начать работать на государственные органы, гражданину России должно исполниться 18 лет. Он также должен свободно владеть русским языком и иметь соответствующие квалификационные навыки. Все эти требования прописаны в Федеральном законе 79. Рассмотрим его назначение более подробно.

Правовые нормы настоящего Федерального закона ФЗ-79 регулируют принятие/увольнение гражданина, который устраивается на работу в государственную службу. Согласно правовым аспектам также определяется текущий статус гражданского служащего РФ.

Во время активной деятельности в государственных органах выделяются следующие принципы:

  • Важность законных интересов, прав и свободы человека и лиц с российским гражданством;
  • Объединение организационных и правовых правил воедино в гражданской и федеральной службе;
  • Одинаковое право на работу в государственных органах для лиц, которые владеют русским языком. Единые условия принятия на госслужбу лиц, независимо от:
    • национальности;
    • расы;
    • пола;
    • происхождения;
    • должностной занятости и финансового обеспечения;
    • Других критериев, которые не относятся к деловым и профессиональным навыкам.
  • Компетентность и высокий уровень профессиональной подготовки;
  • Рассмотрение перспектив, которые позволят длительное время работать на государство;
  • Информация в легкой доступности о гражданской службе;
  • Работа не только с физическими, но и юридическими лицами;
  • Право каждого сотрудника на безопасный труд и защиту от вмешательства в его профессиональную деятельность незаконным путем.

ФЗ-79 о государственной гражданской службе Российской Федерации был принят 7 июля 2004 и одобрен 15 числа того же месяца. Последняя редакция закона была в 2016 году. Рассмотрим изменения и дополнения.

Закон ФЗ-79 в 2016 претерпел ряд изменений. Теперь требования к квалифицированным навыкам высокие не только для государственных, но и муниципальных служащих.

Чтобы занять должность руководителя, советника, специалиста основной или высшей группы, необходимо иметь высшее образование уровня магистратуры или выше. Закон не распространяется на лиц, которые поступили на государственную службу до вступления этой поправки. Также он не распространяется на лиц, профессиональное образование которых получено до 29 августа 1996 года.

Квалификационные требования должны соответствовать занимаемой должности. Сотрудник должен быть подготовлен, обучен и обладать знаниями, которые понадобятся для качественного выполнения своих обязанностей согласно ФЗ-79.

Приоритет при приеме на работу имеют гражданские служащие, специально подготовленные для конкретной должности в государственных органах.
Законом ФЗ-79 был установлен минимальный период оплачиваемого отпуска - 28 календарных дней. Уйти в отпуск можно минимум на 14 дней.

Перенос отдыха на следующий год рассматривается в индивидуальном порядке после подачи заявления. Кроме того, в новой редакции изменению/доработке подверглись следующие статьи:

Статья 7

В пункте 1 статьи 7 Федерального закона 79 была заменена фраза “к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы” на фразу «для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы».

Статья 12

В ст 12 ФЗ 79 внесены следующие поправки :

Чтобы занять должность в государственных органах, образование, стаж и направление подготовки должны быть соответствующими. В зависимости от выбранной категории должностных лиц, устанавливаются квалифицированные условия для замещения государственных должностей.

Статья 16

Первая часть ст 16 федерального закона 79 дополнена пунктом 12. Он гласит, что информацию, которая требуется к представлению согласно статье 20 текущего Федерального закона, можно не указывать.

Статья 17

В части 1.1. ст 17 закона говорится, что если лицо занимает должность в органах государственной власти, ему запрещается открывать счета и вклады в иностранных банках. Это же касается членов его семьи.

Статья 20

Изменения коснулись и главы 3 ст 20 ФЗ-79. В ней говорится, что каждый гражданский служащий может воспользоваться интернетом для того, чтобы передать личные данные для последующей идентификации. Это может сделать:

  • Гражданин, который хочет трудоустроиться в государственный орган. Свои данные он должен предоставить за период в 36 месяцев до поступления на гражданскую службу;
  • Гражданский служащий имеет право предъявить информацию один раз за календарный год. Исключаются случаи предоставления общедоступной информации, если это действие входит в служебные обязанности.

Согласно закону представитель нанимателя может с вовлечением гражданских или уполномоченных органов обработать общедоступную информацию, которая размещена потенциальными кандидатами на должность гражданской службы. Работники также проверяют полноту представленной информации на основании ст 1 ФЗ-79.

Статья 22

В первой части ст 22 ФЗ-79 фраза “к должности гражданской службы” была заменена на “для замещения должности гражданской службы”. В пятой части были заменены слова с “профессионального образования” на “его специальности, направления подготовки”.

В 2004 году закон был одобрен Федеральными органами. Ему присвоили номер 79. Общее количество статей в федеральном законе 79 составляет 74. Они сгруппированы в 17 глав согласно тематике - финансово-экономические аспекты, организационные моменты и т.д.

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.


Судебная практика по статье 18 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ

    Решение № 12-512/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 12-512/2018

    Таганрогский городской суд (Ростовская область) - Административные правонарушения

    ...№ 12-512/ 18 РЕШЕНИЕ 27.09.2018 года г.Таганрог Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Верещагина В.В., с участием защитника привлекаемого лица Фомина В.Н., действующего на основании...

    Решение № 2-2218/2018 2-2218/2018~М-824/2018 М-824/2018 от 20 сентября 2018 г. по делу № 2-2218/2018

    Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) - Гражданские и административные

    Ко ему объявлено замечание за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в нарушении требований п.3.4.1. должностного регламента, п.п. 1 п. 1 ст. 18 , ст. 15 Федерального закона от № 79-ФЗ, ч. 4 ст.7 УПК РФ выразившееся в вынесении незаконного и необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела...

    Приговор № 1-123/2018 от 13 сентября 2018 г. по делу № 1-123/2018

    Котельничский районный суд (Кировская область) - Уголовное

    Судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области с 28.01.2014 года. При осуществлении своих полномочий в соответствии со ст.ст.15, 18 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, ст.11 Федерального закона РФ «О судебных приставах РФ» от 21.07....

    Решение № 2-2098/2018 2-2098/2018~М-1894/2018 М-1894/2018 от 3 сентября 2018 г. по делу № 2-2098/2018

    Магаданский городской суд (Магаданская область) - Гражданские и административные

    А.А. находилось на исполнении ответчиков, чьё неправомерное бездействие послужило основанием для обращения Михатулиной Л.Н. в суд с заявлением о взыскании компенсации морального вреда. 18 . 12.2017 в Управление ФССП России по Магаданской области поступило письмо заместителя начальника Правового Управления ФССП России от 08.12.2017 № 00072/17/120578 о необходимости предъявления...

    Постановление № 4А-354/2018 от 29 августа 2018 г. по делу № 4А-354/2018

    Постановление № 4А-355/2018 от 29 августа 2018 г. по делу № 4А-355/2018

    Архангельский областной суд (Архангельская область) - Административные правонарушения

    Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий должен исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Порядок отказа от исполнения неправомерного поручения руководителя урегулирован частью 2 статьи...

    Решение от 9 августа 2018 г. по делу № А53-12977/2018

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е г. Ростов-на-Дону 09 августа 2018 г. Дело № А53-12977/ 18 Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2018 г. Полный текст решения изготовлен 09 августа 2018 г. Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Комурджиевой И.П., рассмотрев...

В России должности государственной службы замещают около 1,5 млн человек. Профессиональную деятельность таких граждан регулирует Закон 79-ФЗ "О в РФ". Основные положения этого нормативного акта будут рассмотрены в нашей статье. Особое внимание будет уделено гарантиям, предоставляемым государственным служащим - элементам правовой и социальной защиты.

Российская государственная служба

Российская власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь включает в себя определенные органы, которые могут быть федеральными (центральными) или региональными. Лица, занимающие должности в этих органах, реализуют государственную гражданскую службу.

Чиновники руководствуются определенными правовыми источниками. Важное место здесь занимает Федеральный закон 79-ФЗ "О государственной гражданской службе". В нем закреплены основные принципы и условия работы во власти. Например, в статье 4 закона перечисляются основные идеи, которыми должны руководствоваться государственные служащие. Это законность, профессионализм, компетентность, а также направленность на защиту прав и свобод людей.

В законе определены варианты формирования взаимосвязи между гражданской и государственной службой. Должны учитываться трудовые условия и обязательства, рабочий стаж, а также государственные гарантии.

Понятие государственного служащего

В законе понятия государственного и гражданского служащего тождественны. При этом государственная служба является частью гражданской сферы. Работники в ее составе должны быть россиянами, взявшими на себя обязательства по реализации контрактной гражданской службы. Денежное содержание трудящихся лиц обеспечивается за счет федерального или регионального бюджета.

Государственный служащий Российской Федерации обладает определенными правами. Согласно статье 14 Закона, это оплата труда, право на отдых, на ознакомление с регламентом и обеспечение безопасности, право на защиту сведений и на членство в профсоюзах, а также многое другое.

Служащий обладает рядом важных обязанностей. Здесь следует выделить соблюдение российских законов и норм о служебном распорядке, исполнение трудовых функций в соответствии с регламентом, исполнение законных поручений руководителя, сохранение государственной тайны и бережное отношение к казенному имуществу. От типа инстанции, в которой трудится гражданский служащий, будет зависеть и количество профессиональных обязанностей.

В работе гражданского служащего присутствует немало ограничений. Например, для получения определенного поста необходимо обладать дееспособностью. На некоторые должности невозможно заступить без диплома о высшем образовании. Запрещаются служебная подчиненность родственным лицам и наличие второго гражданства.

Поступление на службу

Каждый дееспособный имеет право поступить на государственную гражданскую службу. Он должен отвечать определенным квалификационным требованиям, среди которых владение русским языком и отсутствие второго гражданства.

Поступление гражданина на службу происходит на конкурсной основе. Оценивается профессиональный уровень кандидатов во власть. Если итоги проверки покажут соответствие знаний и опыта установленным требованиям, то гражданин будет принят на службу.

Уровень знаний и опыта оценивается конкурсной комиссией, в состав которой входят гражданские служащие из научных и экспертных подразделений. При формировании состава комиссии учитываются возможные случаи конфликта интересов. Претендент, недовольный проводимым конкурсом, имеет возможность обжаловать состав комиссии.

В исключительных случаях возможно заступление на государственную должность без проведения конкурса. Это заключение срочного трудового контракта, назначение на должность гражданина, включенного в кадровый резерв, а также наделение полномочиями по категориям "руководители" и "помощники". Конкурс может не проводиться при назначении гражданина на службу, которая не имеет отношения к государственной тайне.

Должности государственных служащих

Государственная служба в Российской Федерации предполагает наличие определенного числа должностей. Все посты учреждаются президентскими указами или федеральными законами. В статье 9 рассматриваемого закона приводится перечень основных должностей на государственной службе.

Первую и высшую категорию составляют руководители. Они осуществляют полномочия по контролю над государственными органами или их структурными подразделениями. Руководители имеют своих заместителей. Замещение ими своих должностей возможно лишь на определенный срок.

Во вторую группу должностей входят помощники или советники. Основной их задачей является содействие руководителям. В подчинении у советников находятся специалисты. Это лица, в задачи которых входит профессиональное обеспечение работы государственных органов. Специалисты бывают обеспечивающими, то есть обязанными замещать полномочия в определенной сфере. Это может быть информатизация, работа с документацией, финансово-экономическая среда и многое другое.

Руководители и советники делятся на три группы гражданских должностей: высшую, главную и ведущую. Специалисты подразделяются на высших, главных, ведущих и старших. Обеспечивающие специалисты могут быть главными, ведущими, старшими и младшими.

Всех перечисленных специалистов объединяет наличие гарантий, предоставляемых государством. Служащие в государственной сфере граждане обладают определенными правами, которые юридически подкреплены и обособлены. О гарантиях на будет рассказано далее.

Основные государственные гарантии гражданских служащих

Государство будет сильным и управляемым лишь в том случае, если оно хорошо позаботится о своих чиновниках. Такой принцип закрепил Никколо Макиавелли, итальянский философ эпохи Возрождения. Служба чиновников имеет свои издержки, которые необходимо своевременно компенсировать. То, как с этим справляется Российская Федерация, можно наблюдать на примере закона о государственной службе.

Что представляет собой способ денежного возмещения различных ограничений и затрат. По ходу службы чиновникам нередко предъявляются запреты и требования. У работников возникают определенные трудности, которые необходимо компенсировать льготами и преимуществами. В главе II ФЗ-79 от 2004 года перечислены основные виды компенсаций, которые и являются служебными гарантиями. Дается объяснение, для чего нужны гарантии:

Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (Статья 52 № 79-ФЗ от 27.07.2004).

Государственные гарантии бывают основными и дополнительными. Первая группа компенсаций применяется для всех работников, а вторая - для региональных служащих или работников отдельных государственных инстанций. Целью применяемых гарантий является обеспечение социальной и правовой защищенности трудящихся во власти лиц. У работников повышается профессиональная мотивация. Постепенно исчезают коррупционные проявления, укрепляется кадровый резерв.

Итак, какие существуют гарантии для Обратимся к нормам закона.

Порядок прохождения службы

Трудовые условия государственного работника фиксируются в служебном контракте. Трудящемуся лицу гарантируются базовые права, среди которых благоприятные организационные, технические, экологические и прочие условия службы. Все это необходимо для качественного исполнения должностных обязанностей.

Оптимальный порядок прохождения службы является социальной гарантией, предоставляемой государственным гражданским служащим. Трудовые нормы закрепляются в инструкциях по технике безопасности, распорядках дня, служебном контракте и прочих документах.

Трудовой кодекс содержит в себе немалое количество норм об организации рабочей деятельности. Однако не меньшее внимание уделяется такому явлению, как отдых. Установлены временные границы работы, выделены праздничные и нерабочие дни, предоставлены условия для ежегодных отпусков. Чиновники работают не больше 40 часов в неделю при пятидневной службе: так же, как и остальные граждане. Для ведущих, старших и младших должностей отпуск составляет 30 дней, для главных и высших - 35 дней. Главные группы должностей имеют право на дополнительный отпуск до 10 дней.

Таким образом, социальные гарантии деятельности государственных служащих мало чем отличаются от гарантий для остальных трудящихся россиян. Однако следует взглянуть на вопросы страхования.

Страхование

Каждый работодатель обязан осуществлять социальное страхование своих работников. Это касается и отношений между государственными органами и чиновниками. В число гарантий входят следующие элементы страхования:


Государственный служащий и члены его семьи имеют право на медицинское страхование. Такая гарантия сохраняется и после выхода работника на пенсию. Медицинская страховка включает в себя санаторное, курортное и лечебное обслуживание. При этом уровень и качество оказания услуг неодинаковы и зависят только от возможностей федеральных или региональных инстанций.

Порядок страхования определяется соответствующими нормативными актами. Между работодателем и работниками заключается специальный договор, по которому наниматель обязуется передать страховой компании данные о трудящихся лицах.

Оплата труда

Российский Трудовой кодекс закрепляет норму о равной оплате за труд равной ценности. Это важнейший демократический принцип, который был провозглашен в 1948 году Декларацией прав человека. Служба в государственных органах бывает разной. От уровня квалификации зависит и заработная плата. При этом принцип соответствия вознаграждения и специфики труда сохраняется: зарплата у одинаковых по рангу чиновников равноценна.

Условия оплаты труда оговариваются в служебном контракте. Учитывается классный чин, квалификация, количество отработанных часов и прочие элементы. Закон не допускает необоснованного и заметно отличающегося финансового содержания одинаковых государственных служащих.

Государственные гарантии в экономической сфере связаны и с постоянным стимулированием работников. Финансовое обеспечение чиновников - это не только средство материального обеспечения, но и мотивация к развитию профессиональной деятельности. Нет лучшей мотивации, чем повышение зарплаты. В 2018 году госслужащим будет повышен оклад примерно на 4 %.

Дополнительные выплаты также относятся к категории экономических гарантий. Например, за выслугу свыше 15 лет чиновники получают премию в 30 % от оклада, а за особые достижения - 200 % от оклада. Для региональных служащих есть особые льготы.

Возмещение расходов

Возмещение трудовых расходов не следует путать с предоставлением компенсаций. Если работник неожиданно для себя утратил что-то в ходе своей трудовой деятельности, то встанет вопрос о компенсации. Возмещение же расходов реализуется, как правило, заранее. Частый пример - служебные командировки. Государственным служащим нередко приходится ездить в другую часть страны или даже за границу. На это они тратят немалую часть средств из собственного кармана. Согласно президентскому указу "О порядке и условиях командирования государственных служащих", работодатель в лице государства гарантирует своему работнику возмещение следующих расходов:

При этом сохраняется выплата полного оклада работнику. Учитывается индексация: происходит повышение зарплаты госслужащим в 2018 году или в любое другое время.

Чиновникам полагаются дополнительные государственные гарантии. Служащие государству граждане должны летать на самолете по билету первого класса или ездить на скором поезде в двухместном купе категории "СВ". Помимо этого, чиновникам полагается двухместный гостиничный номер класса "люкс".

При поездках государственных служащих за границу возмещаются следующие виды расходов:

Некоторые чиновники по приказу начальства могут быть переведены на службу в другой орган. При этом сохраняется правовой статус государственного служащего. Гарантии возмещения расходов в данном случае связаны с оплатой проезда и обустройством на новом месте жительства.

Пенсионное обеспечение

В группу правовых и экономических гарантий государственных служащих входит пенсионное обеспечение. Федеральные чиновники имеют право на получение пенсионных выплат по истечении 15 лет работы. Рассматриваются следующие основания:


Общая сумма не превышает 75 % от получаемого среднемесячного заработка. 45 % от оклада получают чиновники, рабочий стаж которых составляет 15 лет. За каждый отработанный год сверх стажа полагается надбавка в 3 %.

Последняя группа гарантий, о которой гласит закон, связана с защитой чиновников от угроз, насилия и прочих неправомерных действий. Уровень обеспечиваемой безопасности напрямую зависит от квалификации служащего. Гарантия защиты от незаконных деяний - новая мера. Соответственно, методы и порядок защиты устанавливаются судом, потому что соответствующие нормы в законе пока не прописаны.



Просмотров