Акт приема рабочей комиссией тепловых сетей. Приемка в эксплуатацию

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция сайт запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

В 2016 году исполняется 135 лет со дня рождения советского художника Александра Герасимова. Его принято считать главным портретистом вождей, автором типологического образа "Ленин на трибуне" и эпического "Гимна октябрю". Но при этом на протяжении всей своей жизни он создавал живые, импрессионистичекие портреты друзей, членов семьи, натюрморты в лучших традициях живописи конца XIX века, писал жанровые сцены и городские пейзажи. И все это мало кому известное наследие представлено на выставке, которая проходит в Государственном историческом музее с 10 февраля по 11 апреля 2016 года.

Александр Герасимов "В саду. Портрет Нины Гиляровской", 1912

Александр Герасимов начал свое художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 20-летнем возрасте. Его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX веков: А. Архипов, Н. Касаткин, К. Коровин. Особенно показателен в этом отношении Коровин: лучший друг Валентина Серова, портретист и пейзажист, один из главных художников русского импрессиониста, он привил Герасимову этюдную манеру письма, смелый свободный мазок и сочный, яркий колорит.

Александр Герасимов "Семейный портрет", 1934

Герасимов ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался к пейзажной живописи и натюрмортам, создав ряд удивительно тонких по настроению, атмосферных пейзажей ("Март в Козлове", 1914; "После дождя. Мокрая терраса", 1935, и др.) Среди его портретов, индивидуальных и групповых, большую роль играют парадные образы руководителей государства и партии, торжественные эпические полотна, посвященные годовщинам Октябрьской революции. По этим произведениям Герасимова во всем СССР знали с детства: портреты Ленина и Сталина, созданные его кистью, украшали советские учебники. При этом в неофициальной живописи, свободной от канонов и условностей, талант художника проявился ярче и многограннее.

Александр Герасимов "Айя-София", 1934

В 1934 году Александр Герасимов отправляется в большое путешествие по Европе. Нужно сказать, что ему невероятно повезло: мало кто мог официально выехать из страны в предвоенное десятилетие и время расцвета репрессий и рассчитывать на то, что ему свободно разрешат вернуться. Художник посещает Константинополь, Париж, Венецию, Флоренцию. В поездке он создает множество этюдов и зарисовок. Среди них "Рим. Замок Святого Ангела", "Венеция. Дворец дожей", константинопольская "Айя-София". В этих эскизах чувствуется архитектурные навыки художника, полученные в училище: он, сохраняя импрессионистическую свободную живописную манеру, становится очень точным, даже графичным, в передаче форм и деталей постройки. Позже, в 1950 году, Герасимов вновь приехал в Италию в числе большой делегации работников культуры. Современники вспоминали, что увидев Собор святого Петра, художник закричал скульптору Евгению Вучетичу на чистом тамбовском говоре: "Милай друг, погляди, какая аказия!"

Когда Вучетич подошел к Герасимову и хотел сделать ему замечание за бесцеремонность, Александр Михайлович на чистейшем французском языке стал рассказывать о тех фресках, которые он увидел. Эта история, лишний раз доказывает, что Герасимов, несмотря на свою живописную пропаганду, оставался представителем культурной интеллигенции, разбирающимся в высоком искусстве.

Александр Герасимов "После дождя. Мокрая терраса", 1935

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Она рассказывала, что Александр Михайлович был буквально потрясен видом сада после дождя. "В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо," – писал художник. Картина, которую Герасимов назвал "Мокрая терраса", возникла с молниеносной быстротой – она была написана в течение трех часов. Вместе с тем эта картина была написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы художник многократно использовал и в официальных живописных заказах.

Александр Герасимов "Баня", 1938

Хотя картина "Баня", написанная в 1938 году, и является бытовой зарисовкой на тему новой советской жизни, по факту она является прекрасным этюдом с несколькими натурщицами. Такие этюды на протяжении всей истории живописи создавались в качестве ученических работ: на них молодые мастера отрабатывали умение писать различные позы тела, динамику и пропорции. Герасимов, к 1938 году уже успевший стать заслуженным деятелем искусств РСФСР и любимым художником Сталина, в этой жанровой сцене раскрывает свои подлинный, яркий и многогранный, живописный талант.

Александр Герасимов "Портрет балерины О.В. Лепешинской", 1939

Александр Герасимов "Портрет балерины О.В.Лепешинской", 1939

Портреты актеров в советской живописи 1920–1930-х годов писали такие художники как И. Грабарь, М. Нестеров, П. Корин, П. Вильяс. Характерно было то, что этот жанр тяготел к классическому искусству: героями картин становились балетные танцоры и оперные певцы, в то время, как актеров кино не писал практически никто. Традиции сохранялись и в композиционных приемах: в портрете Ольги Лепешинской, кроме самой балерины, важную роль играет зеркало, в котором отражается художник, что позволяет вспомнить "Портрет Генриэтты Гиршман" Валентина Серова. И хотя изображение Герасимова лишь фрагментарно, оно становится важным знаком, связующим эпохи.

Александр Герасимов "Портрет старейших художников Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бируля В. К., Мешкова В. Н.", 1944

На групповом портрете художников 1944 года Герасимов изображает своих современников так, словно бы это были представители интеллигенции конца XIX века. В каждой детали он подчеркивает принадлежность портретируемых к культурной академической среде. Позы, жесты, детали, бюст римского императора, картины в золоченых рамах – все служит передаче общего настроения. При этом нужно понимать, что данное произведение было написано в разгар Великой Отечественной войны.

Александр Герасимов "Розы", 1948

Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах. Так же, как и в картине "После дождя. Мокрая терраса", Герасимов развивает жанр натюрморта с цветами, написанными пастозно, то есть плотными, яркими и густыми мазками. Отражения поверхности стола отливают серебром. Художник использовал лессировки – полупрозрачные и прозрачные слои краски, которые наносятся поверх просохшего живописного слоя, с помощью которых он добивался эффекта мокрых поверхностей. Интересен прием, использованный Герасимовым: отражаются не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности, так как за букетом художник помещает зеркало, которое бесконечно умножает предметы и расширяет пространство.

Александр Герасимов "Бомбейская танцовщица", 1953

Обычно свободное время мастер проводил на лежаке, укрывшись легким узбекским халатом, подаренным ему во время поездки в Среднюю Азию, и читал, читал и читал, но с лупой, так как очки уже не помогали. Герасимов привозил из путешествий не только подарки, но и прекрасные этюды, которые намного больше говорят о таланте художника, нежели официальные портреты. Помимо серии итальянских акварельных эскизов, Герасимов создал несколько удивительных портретов. Работа "Бомбейская танцовщица" 1953 года служит тому прекрасным примером: яркие цвета и точность в деталях создают национальный колорит, а динамичная поза передает атмосферу традиционных бомбейских танцев.

Александр Герасимов "Вести с целины", 1954

С началом правления Н.С. Хрущева Герасимов был постепенно освобожден от всех постов, а его картины удалили из музейных экспозиций. Хотя творчество Александра Михайловича Герасимова было гораздо шире и бесконечно разнообразнее, чем принято считать, подразумевая заказные портреты вождей, новая эпоха попыталась забыть его имя. Но, очевидно, в русской живописи советского периода найдется не так много мастеров, оставивших после себя столь богатое и разнообразное наследие и сохранивших в своих работах традиции великих художников XIX века.

А Герасимов. 1920-е
Фотография. Частное собрание, Москва

В продолжение поста

«Александр Герасимов. К 135-летию со дня рождения»
10 февраля - 11 апреля 2016

Имя Александра Михайловича Герасимова известно достаточно широко, хотя в последнее время поминается чаще недобрым словом. Конечно, флагман социалистического реализма, «Веласкес Сталина», могущественный руководитель МОССХ, президент Академии художеств СССР, вхожий к представителям партийной элиты, он имел власть над судьбами, жизнями, биографиями конкурентов и пользовался этой властью. Изображения и автопортреты Герасимова рисуют образ тучного человека с одутловатым лицом над артистическим галстуком-бабочкой — запоздалый типаж широкого московского живописца — вольного, экспансивного бонвивана. Возможно, именно таким и был бы Герасимов, если довелось бы ему жить в другое время, — участником СРХ, пленэристом, не чуждым сдержанного импрессионизма, внимательным портретистом, автором чувственных цветочных натюрмортов и философических пейзажей с бескрайними полями и бесконечными дорогами. Конечно, Герасимов реализовал и эту программу умеренного русского живописца начала ХХ века. Но все созданное им на ниве «тоталитарного искусства» не позволяет рассуждать о нем исключительно как о художнике. Как рассуждать о прелестях натурного этюда, о беглости мазка, о колористическом единстве, если в роли запечатленного мотива выступает, например, величественный профиль почившего вождя в траурной оправе цветов и алых лент!

Оставаясь исключительно в рамках программы русского импрессионизма, Герасимов едва ли смог бы занять лидирующее положение в мире искусства. Ученик Константина Коровина, Валентина Серова, Абрама Архипова, почитатель Репина, он создал ряд удачных, профессиональных, артистичных работ в заданном ими направлении, повторяя пройденное в МУЖВЗ, идя проторенной до- рогой в ряду таких же, как он, последователей и почитателей. Если бы художник довольствовался этим скромным путем и положением, то можно было бы, не чувствуя себя циником, беззаветно наслаждаться влажным блеском террасы («После дождя», 1935, ГТГ) и даже эффектно прокомментировать впечатления от картины строкой Пастернака: «У капель тяжесть запонок, / и сад слепит, как плес, / обрызганный, закапанный / мильоном синих слез». Однако имя автора делает это восхищение и подобный комментарий этическим нонсенсом.

Репутация «воинствующего художника-реалиста», творца сталинского канона, всеми силами и средствами его насаждавшего, грозит вырезать Герасимова из истории искусства и из области критики. Но в культурном обиходе камерные работы художника, выполненные вне официоза, уже закрепились как невянущие образцы салонного импрессионизма, любимые публикой и коллекционерами без учета времени и обстоятельств их создания.
https://www.facebook.com/historyRF/photos/gm.1721098171481171/999636820072232/?type=3&theater

Наша группа в Фейсбуке ‎ Государственный исторический музей (ГИМ) - State Historical Museum (SHM) все время постит картинки с готовящейся выставки - вот я насобирала и вам показываю:

https://www.facebook.com/historyRF/photos/gm.1721239444800377/999745460061368/?type=3&theater



Просмотров