Актуальные публикации. Открытое акционерное общество "сибкомплектмонтаж"

Билет 4.Условность и жизнеподобие. Условность и реализм. Условность и фантастика в художественном произведении.
Художественный вымысел на ранних этапах становления искусства, как правило, не осознавался: архаическое сознание не разграничивало правды исторической и художественной. Но уже в народных сказках, которые никогда не выдают себя за зеркало действительности, осознанный вымысел достаточно ярко выражен. На протяжении ряда столетий вымысел выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Чаще всего это были традиционные персонажи и сюжеты, которые каждый раз как-то трансформировались. Гораздо более, чем это бывало раньше, вымысел проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху романтизма, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия.
В послеромантические эпохи художественный вымысел несколько сузил свою сферу. Полету воображения писатели XIX в. часто предпочитали прямое наблюдение над жизнью: персонажи и сюжеты были приближены к их прототипам. Посредством вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию.
Формы «первичной» реальности (что опять-таки отсутствует в «чистой» документалистике) воспроизводятся писателем (и вообще художником) избирательно и так или иначе преображаются, в результате чего возникает явление, которое Д.С. Лихачев назвал внутренним миром произведения: «Каждое художественное произведение отражает мир действительности в своих творческих ракурсах <...>. Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте <...>.
При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни). Разграничение условности и жизнеподобия присутствует уже в высказываниях Гете (статья «О правде правдоподобии в искусстве») и Пушкина (заметки о драматургии и ее неправдоподобии).
Гротеском принято называть художественную трансформацию жизненных форм, приводящую к некой уродливой несообразности, к соединению несочетаемого.
Реализм и условность в литературе.
Реализм в литературе. В художественной литературе реализм развивается постепенно, в течение многих столетий. Но сам термин “реализм” возник лишь в середине 19 века. Реализм в литературе и искусстве - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Р. принимает конкретные формы определённых творческих методов.
Условность художественная - это нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. Различают первичную и вторичную условность в зависимости от меры правдоподобия образов и осознанности художественного вымысла в разные исторические эпохи.
Первичная условность тесно сопряжена с природой самого искусства, неотделимого от условности, и потому характеризует любое художественное произведение, т.к. оно не тождественно реальности. Такая условность воспринимается как нечто общепринятое, само собой разумеющееся.
Вторичная условность, или собственно условность - это демонстративное и сознательное нарушение художественного правдоподобия в стиле произведения.
Нарушение пропорций, комбинирование и акцентирование каких-либо компонентов художественного мира, выдающие откровенность авторского вымысла, порождают особые стилевые приемы, свидетельствующие об осознанности игры автора с условностью, обращении к ней как к целенаправленному, эстетически значимому средству. Типы условной образности - фантастика, гротеск (гротеском принято называть художественную трансформацию жизненных форм, приводящую к некой уродливой несообразности, к соединению несочетаемого); смежные явления - гипербола, символ, аллегория - могут быть и фантастическими (Горе-Злочастие в древнерусской литературе, Демон у Лермонтова), и правдоподобными (символ чайки, вишневого сада у Чехова).
Условность и фантастика в художественном произведении
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.
Художественный мир условно подобен первичной реальности. Однако мера и степень условности в разных произведениях различна. В зависимости от степени условности различаются такие свойства изображенного мира, как жизнеподобие и фантастика, в которых отражается разная мера отличия изображенного мира от мира реального.
Жизнеподобие предполагает «изображение жизни в формах самой жизни», по словам Белинского, то есть без нарушения известных нам физических, психологических, причинно-следственных и иных закономерностей.
Фантастика предполагает нарушение этих закономерностей, подчеркнутое неправдоподобие изображенного мира. Так, например, повесть Гоголя «Невский проспект» жизнеподобна по своей образности, а его же «Вий» – фантастичен.
Чаще всего мы встречаемся в произведении с отдельными фантастическими образами – например, образы Гаргантюа и Пантагрюэля в одноименном романе Рабле, но фантастика может быть и сюжетной, как, например, в повести Гоголя «Нос», в которой цепь событий от начала до конца совершенно невозможна в реальном мире.

Художественный вымысел на ранних этапах становления искусства, как правило, не осознавался: архаическое сознание не разграничивало правды исторической и художественной. Но уже в народных сказках, которые никогда не выдают себя за зеркало действительности, осознанный вымысел достаточно ярко выражен. Суждение о художественном вымысле мы находим в «Поэтике» Аристотеля (гл. 9–историк рассказывает о случившемся, поэт – о возможном, о том, что могло бы произойти), а также в работах философов эпохи эллинизма.

На протяжении ряда столетий вымысел выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Чаще всего это были традиционные персонажи и сюжеты, которые каждый раз как-то трансформировались (так дело (92) обстояло, в частности, в драматургии Возрождения и классицизма, широко использовавшей античные и средневековые сюжеты).

Гораздо более, чем это бывало раньше, вымысел проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху романтизма, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия. «Фантазия <...> – писал Жан-Поль, – есть нечто высшее, она есть мировая душа и стихийный дух основных сил (каковы остроумие, проницательность и пр.–В.Х.) <...> Фантазия–это иероглифический алфавит природы» 2 . Культ воображения, характерный для начала XIX в., знаменовал раскрепощение личности, и в этом смысле составил позитивно значимый факт культуры, но вместе с тем он имел и негативные последствия (художественные свидетельства тому – облик гоголевского Манилова, судьба героя «Белых ночей» Достоевского).

В послеромантические эпохи художественный вымысел несколько сузил свою сферу. Полету воображения писатели XIX в. часто предпочитали прямое наблюдение над жизнью: персонажи и сюжеты были приближены к их прототипам . По словам Н.С. Лескова, настоящий писатель – это «записчик», а не выдумщик: «Где литератор перестает записчиком и делается выдумщиком, там исчезает между ним и обществом всякая связь» 3 . Напомним и известное суждение Достоевского о том, что пристальный глаз способен в самом обыденном факте обнаружить «глубину, какой нет у Шекспира» 4 . Русская классическая литература была более литературой домысла», чем вымысла как такового 1 . В начале XX в. вымысел порой расценивался как нечто устаревшее, отвергался во имя воссоздания реального факта, документально подтверждаемого. Эта крайность оспаривалась 2 . Литература нашего столетия – как и ранее – широко опирается и на вымысел, и на невымышленные события и лица. При этом отказ от вымысла во имя следования правде факта, в ряде случаев оправданный и плодотворный 3 , вряд ли может стать магистралью художественного творче(93)ства: без опоры на вымышленные образы искусство и, в частности литература непредставимы.

Посредством вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию. З. Фрейд утверждал, что художественный вымысел связан с неудовлетворенными влечениями и подавленными желаниями создателя произведения и их непроизвольно выражает 4 .

Понятие художественного вымысла проясняет границы (порой весьма расплывчатые) между произведениями, притязающими на то, чтобы быть искусством, и документально-информационными. Если документальные тексты (словесные и визуальные) с «порога» исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве художественных охотно его допускают (даже в тех случаях, когда авторы ограничиваются воссозданием действительных фактов, событий, лиц). Сообщения в текстах художественных находятся как бы по ту сторону истины и лжи. При этом феномен художественности может возникать и при восприятии текста, созданного с установкой на документальность: «... для этого достаточно сказать, что нас не интересует истинность данной истории, что мы читаем ее, «как если бы она была плодом <...> сочинительства» 5 .

Формы «первичной» реальности (что опять-таки отсутствует в «чистой» документалистике) воспроизводятся писателем (и вообще художником) избирательно и так или иначе преображаются, в результате чего возникает явление, которое Д.С. Лихачев назвал внутренним миром произведения: «Каждое художественное произведение отражает мир действительности в своих творческих ракурсах <...>. Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте <...>. Литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет» 6 .

При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).Разграничение условности и жизнеподобия присутствует уже в высказываниях Гете (статья «О правде и правдоподобии в искусстве») и Пушкина (заметки о драматургии и ее неправдоподобии). Но особенно напряженно обсуждались соотношения между ними на рубеже XIX – (94) XX столетий. Тщательно отвергал все неправдоподобное и преувеличенное Л.Н. Толстой в статье «О Шекспире и его драме». Для К.С. Станиславского выражение «условность» было едва ли не синонимом слов «фальшь» и «ложный пафос». Подобные представления связаны с ориентацией на опыт русской реалистической литературы XIX в., образность которой была более жизнеподобной, нежели условной. С другой стороны, многие деятели искусства начала XX в. (например, В.Э. Мейерхольд) отдавали предпочтение формам условным, порой абсолютизируя их значимость и отвергая жизнеподобие как нечто рутинное. Так, в статье P.O. Якобсона «О художественном реализме» (1921) поднимаются на щит условные, деформирующие, затрудняющие читателя приемы («чтобы труднее было отгадать») и отрицается правдоподобие, отождествляемое с реализмом в качестве начала косного и эпигонского 7 . Впоследствии, в 1930 – 1950-е годы, напротив, были канонизированы жизнеподобные формы. Они считались единственно приемлемыми для литературы социалистического реализма, а условность находилась под подозрением в родстве с одиозным формализмом (отвергаемым в качестве буржуазной эстетики). В l960-e годы были вновь признаны права художественной условности. Ныне упрочился взгляд, согласно которому жизнеподобие и услойность – это равноправные и плодотворно взаимодействующие тенденции художественной образности: «как бы два крыла, на которые опирается творческая фантазия в неутомимой жажде доискаться до правды жизни» 1 .

На ранних исторических этапах в искусстве преобладали формы изображения, которые ныне воспринимаются как условные. Это, во-первых, порожденная публичным и исполненным торжественности ритуалом идеализирующая гипербола традиционных высоких жанров (эпопея, трагедия), герои которых проявляли себя в патетических, театрально-эффектных словах, позах, жестах и обладали исключительными чертами наружности, воплощавшими их силу и мощь, красоту и обаяние. (Вспомним былинных богатырей или гоголевского Тараса Бульбу). И, во-вторых, это гротеск, который сформировался и упрочился в составе карнавальных празднеств, выступив в качестве пародийного, смехового «двойника» торжественно-патетической, а позже обрел программное значение для романтиков 2 . Гротеском принято называть художественную трансформацию жизненных форм, приводящую к некой уродливой несообразности, к соединению несочетаемого. Гротеск в искусстве сродни парадоксу в (95) логике. М.М. Бахтин, исследовавший традиционную гротескную образность, считал ее воплощением празднично-веселой вольной мысли: «Гротеск освобождает от всех форм нечеловеческой необходимости которые пронизывают господствующие представления о мире <...> развенчивает эту необходимость как относительную и ограниченную; гротескная форма помогает освобождению <...> от ходячих истин, позволяет взглянуть на мир по-новому, почувствовать <...> возможность совершенно иного миропорядка» 3 . В искусстве последних двух столетий гротеск, однако, часто утрачивает свою жизнерадостность и выражает тотальное неприятие мира как хаотического, устрашающего, враждебного (Гойя и Гофман, Кафка и театр абсурда, в значительной мере Гоголь и Салтыков-Щедрин).

В искусстве изначально присутствуют и жизнеподобные начала, давшие о себе знать в Библии, классических эпопеях древности, диалогах Платона. В искусстве Нового времени жизнеподобие едва ли не доминирует (наиболее яркое свидетельство тому – реалистическая повествовательная проза XIX в., в особенности –Л.Н. Толстого и А.П. Чехова). Оно насущно для авторов, показывающих человека в его многоплановости, а главное – стремящихся приблизить изображаемое к читателю, свести к минимуму дистанцию между персонажами и воспринимающим сознанием. Вместе с тем в искусстве XIX –XX вв. активизировались (и при этом обновились) условные формы. Ныне это не только традиционные гипербола и гротеск, но и всякого рода фантастические допущения («Холстомер» Л.Н. Толстого, «Паломничество в страну Востока» Г. Гессе), демонстративная схематизация изображаемого (пьесы Б. Брехта), обнажение приема («Евгений Онегин» А.С. Пушкина), эффекты монтажной композиции (немотивированные перемены места и времени действия, резкие хронологические «разрывы» и т. п.).


КЕЛЬ Василий Фёдорович (10.02.1936, с, Тельман Новопокровского р-на Красно­дарского края), заслуженный строитель РФ (1996), заслуженный работник Минтопэнер­го (1996), Окончил Талгщкийлесотехн. техникум (1962), Тюменский индустр. ин-т (1989). В Тюменской обл. - с 1979: управл. трестом «Тюменнефтегазмонтаж». В 1981-82 -зам. управл. трестом «Оргтехстрой» об-ния «Сибкомплектмонтаж». В 1982-87-управл. трестом «Уренгойгазмонтаж». С 1987 -нач., ген, дир. ОАО «Сибкомплектмонтаж». Участвовал в сооружении магистр, неф­тепроводов «Дружба» (Татария), Нижне­вартовск-Курган-Уфа-Альметьевск, Се­верный Кавказ-Закавказье, газопроводов Игрим-Серов, Валдай-Рига, в обустрой­стве ряда м-ний, в т. ч. Бахиловского, Са-мотлорского, Ванъёганского, Уренгойско­го, Медвежьего, Вынгапуровского, Ямбург-ского. Награждён орденами Трудового Крас­ного Знамени (1975), Дружбы народов (1981), медалями. Отмечен знаком «Почёт­ный нефтяник» (1999), присвоено звание «Почётный строитель» (2001). Лит.: Кто есть кто в нефтяном комплексе России.-СПб., 1997; К 25-летию ОАО «Сибкомп­лектмонтаж» // Тюменская правда. 1999. 18 июня. А. С. Пиманов

  • АВИАЦИЯ - АВИАЦИЯ За большой вклад тюмен. авиаторов в освоение нефтегаз. м-ний, труд. доблесть и достижение высоких показателей в вы­полнении заданий Тюмен. упр. гражд. авиа­ции награждено орденом Трудового Кр...
  • ЯКОВЛЕВ Евгений Николаевич - ЯКОВЛЕВ Евгений Николаевич (17.10.1931, г. Дмитриев-Льговский Курской обл.), Герой Социалистического Труда (1986). Окончил Московский нефтяной ин-т им. И. М. Губкина (1954). Работал гл. инж. Кар-лннс...
  • ЯКОВЛЕВ Николай Павлович - ЯКОВЛЕВ Николай Павлович (25.10.1914, г. Пенза). Окончил Омский с.-х. ин-т. Направлен на работу в Омутинскую МТС. С авг. 1935 работал ст. агрономом Юргинской МТС. Службу в рядах Красной Армии проходи...
  • АЛЫПЕВСКИЙ Михаил Иванович - АЛЫПЕВСКИЙ Михаил Иванович (10.05.1930, д. Б. Нестановичи Плещеннцко-го р-на Минской обл., Белорусская ССР), Ге­рой Социалистического Труда (1984). Окончил Минск, пед. техникум им. Н. К. Круп...
  • АРОНОВ Валерий Александрович - АРОНОВ Валерий Александрович (10.03.1939, г. Волгоград), лауреат Ленинской премии СССР (1980), заслуженный строитель РСФСР(1989). Окончил Волгоградский нефт. техни­кум (1959), Волгоград, ип-т инженер...
  • БАХИЛОВ Василий Васильевич - БАХИЛОВ Василий Васильевич (1.05.1920, г. Ишим-24.05.1983, г. Тюмень), Герой Социалистического Труда (1971). Окончил Омскую советско-парт. шк. (1959), Высшую парт. шк. при ЦК КПСС (1965). В 1938-40-т...
  • БРЕХУНЦОВ Анатолий Михайлович - БРЕХУНЦОВ Анатолий Михайлович (6.06.1941, с. Покатиловка Саркандского р-на Алма-Атинской обл. Казахской ССР), лауреат Государственной премии СССР (1984). Окончил Томск, политех. ин-т (1963), В 1963-6...
  • ВАЛДАЕВА Анастасия Михайловна - ВАЛДАЕВА Анастасия Михайловна (14,01.1925), заслуженный учитель школы РСФСР (1975). Труд. деятельность начала в школах Абатского р-на. В теч. 35 лет заведовала районными отделами образования, из них...
  • ВАСИЛЬЕВ Юрий Борисович - ВАСИЛЬЕВ Юрий Борисович (9.03.1941, г, Сумы Украинской ССР), заслуженный строитель РФ (1999). Окончил Ясиноватский индустриаль­ный техникум (1961), Харьковским инже-нерно-строит, ин-т (1969). В 1961 ...
  • ВЕСЕЛЬЕВ Анатолий Павлович - ВЕСЕЛЬЕВ Анатолий Павлович (18.07.1929, г. Усть-Лабинск Краснодарского края), лауреат Государственной премии СССР (1986). Окончил Новочеркасский политех. ин-т им. С. Орджоникидзе (1952). Канд. экон. ...
  • ВОЛЧЕК Владимир Михайлович - ВОЛЧЕК Владимир Михайлович (24.03.1936, г. Нижний Новгород), заслу­женный работник культуры РФ (1993). Окончил Моск. ин-т культуры (1961). В 1954-57 - организатор худож. самодеятель­ности клуба работ...
  • ГАЛИУЛИН Рафик Михайлович - ГАЛИУЛИН Рафик Михайлович (22.05.1933, г. Казань Татарской АССР), пер­вооткрыватель месторождения. Работал дизелистом и бурильщиком в г. Шаим, Урай, Сургут (1959-74). С 1974 -бурильщик, мастер по исп...
  • ГЕРДТ Альберт Александрович - ГЕРДТ Альберт Александрович (31.03,1936, д. Гебель Камышинского р-на Сталинград, обл. - 17.12.2001), заслужен­ный строитель РСФСР (1989). Окончил Тюмен. машиностроит. техни­кум (1965), Тюмен. инж.-ст...

Как известно, люди – главное достояние страны. Одним из них по праву можно назвать В.Ф. Келя, генерального директора ОАО «Сибкомплектмонтаж». В феврале он перешагнёт свой 80-летний рубеж.

Нелегок был путь Василия Федоровича. Куда только не заносила его судьба! Родился в 1936 году в колхозе им. Тельмана Краснодарского края. В 1941 году отца, Фёдора Гавриловича, мобилизовали, а мальчонку с мамой, сестрой и бабушкой вывезли в Павлодарскую область Казахстана, впрочем, как и весь поселок. В 1943 году мать, Екатерину Андреевну, мобилизовали в трудовую армию, и дети остались на попечении бабушки. Приютила их женщина по фамилии Сологуб. Голод не давал забыть о себе ни на минуту. Одежда, которую меняли на продукты, заканчивалась. Спасали смекалка и человеческая доброта. Как-то раз один парень дал Васе два капкана, и он начал охотиться на сусликов. Эти зверьки спасли им жизнь.

Мама вернулась домой только в 1946 году. Долго разыскивали отца. Поиски увенчались успехом: в сентябре того же года семья соединилась в Свердловской области, в посёлке Подгорное, где отец по предписанию работал на строительстве железной дороги Ивдель-Полуночное. Там Василий закончил десять классов. Хотел поступать в Челябинский сельскохозяйственный институт, но опоздал на экзамены. А вскоре его призвали в армию. Прослужил паренек три с небольшим года на Дальнем Востоке. После армии работал кочегаром и зольщиком. Заочно в Талице Свердловской области окончил лесотехнический техникум, позже – Тюменский индустриальный институт. Женился. Супруга, Ольга Александровна, не роптала, когда молодой семье приходилось жить в вагончиках. Знала: так надо. Василий Фёдорович вспоминает, как мужественно, с восьмимесячным сыном на руках, переносила она нестерпимую жару в Ставрополе. Не жаловалась на трудности в Мукачево, где снимали времянку в 1967 году, ни слова не говорила в упрек, когда Кель возглавлял монтажное управление в Туркмении на обустройстве Шатлыкского месторождения газа и в семье уже подрастали сын и дочь.

Карьерный рост профессионала можно проследить по внушительному списку его должностей: уже упомянутый зольщик, моторист, слесарь-монтажник, машинист экскаватора, механик участка, прораб, главный механик, заместитель начальника, начальник стройуправления. Работал не только на южных нефтегазопромысловых объектах, но и на Тюменском Севере. Келя всегда отправляли на самые сложные участки, знали – не подведёт. Побывал на Северном Кавказе – Закавказье, на его счету газопроводы Игрим – Серов, Валдай – Рига, строительство резервуарных парков, установок комплексной подготовки нефти и газа, обустройство Шатлыкской нитки.

В Сибири Василий Федорович с 1962 года. Участвовал в сооружении магистральных нефтепроводов «Дружба», Нижневартовск–Курган–Уфа–Альметьевск, Самотлорского, Сургутского, Бахиловского, Ванъёганского, Уренгойского, Федоровского, Ямбургского и Медвежьего месторождений. Строил компрессорные станции «Приполярная», «Лонг-Юганская», кустовые насосные станции Правдинского, Усть-Балыкского месторождений, нефтеперекачивающие станции «Южно-Балыкская», «Мамонтовская», «Уватская», «Торгилинская» и многие другие.

Позже перекочевал в Тюмень, потом снова на Север, в Новый Уренгой, где возглавил трест «Уренгойгазмонтаж». С 1982 года работал на предприятиях Сибкомплектмонтажа. В 1987 году перешёл в главк. Отвечал там за пять подразделений по Тюменскому Северу. В его подчинении было 28 тысяч человек.

Лишь последние двадцать девять лет ветеран «осел» в Тюмени. Дети – сын и дочь – подарили ему двух внуков, а те, в свою очередь, – двух правнуков. С ними он проводит всё свое свободное время. О том, что с женой в счастливом браке прожили 57 лет, скромно умалчивает. Как, впрочем, и о своих наградах. Об этом я узнала совершенно случайно. Кель – кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, лауреат премии Совета Министров СССР, премии им. В.И. Муравленко, имеет звания «Заслуженный строитель Российской Федерации», «Заслуженный работник Минтопэнерго РФ», «Почетный нефтяник», «Почетный строитель» ... Является членом-корреспондентом Академии технологических наук, академиком международной Академии исследования бизнеса и финансов.

– Как вы считаете, Василий Федорович, вам повезло в жизни? – интересуюсь я.

– Конечно! Повезло сотрудничать, дружить и работать с достойными, хорошими людьми. Повезло жить «на острие» эпохи. Говорят, то были застойные времена. У нас не было застоя! Мы творили в очень интересное время, оно не давало нам «закиснуть». А сколько дал мне его Величество Север! Это же интереснейший край, он меняет живущих там к лучшему. И я вправе гордиться тем, что внес свою скромную лепту в развитие блочного строительства, в историю области, страны.

Василий Федорович Кель получил образование в тюменском «Индусе », уже имея за плечами опыт работы прорабом, механиком, начальником строительного управления. Затем, в штормовые 90-е, он встал у руля ОАО «Сибкомплектмонтаж ». О том, как ему удалось удержать корабль на плаву и вывести в лидеры, выдающийся выпускник рассказывает в своем интервью.

Окончил Тюменский индустриальный институт по специальности «Сооружение газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз » в 1989 году, квалификация - инженер-механик. До учебы в вузе работал механиком участка, старшим прорабом, главным механиком, заместителем начальника, начальником строительного управления в трестах «Союзгазмонтаж », «Среднеазнефтегазмонтаж ». Обустраивал газовые месторождения юга страны, вводил в эксплуатацию крупное Шатлыкское месторождение в
Туркмении. Участвовал в сооружении магистральных нефтепроводов «Дружба », Нижневартовск-Уфа-Аьметьевск, Северный Кавказ-Закавказье, газопроводов Игрим-Серов, Валдай-Рига.

В 1979 году стал заместителем, управляющий трестом «Тюменьнефтегазмонтаж », «Уренгойгазмонтаж ». Трудовую деятельность на предприятии «Сибкомплектмонтаж » начал с марта 1982 года.

Кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, лауреат премии Совета Министров СССР, премии им. В.И. Муравленко. Удостоен званий «Заслуженный строитель Российской Федерации », «Заслуженный работник Минтопэнерго РФ », «Почетный нефтяник », «Почетный строитель», почетный работник Миннефтегазстроя, имеет золотую медаль имени А.К. Кортунова Российского Союза нефтегазостроителей. Является членом-корреспондентом Академии технологических наук, академиком международной Академии исследования бизнеса и финансов.

Василий Фёдорович, удивительная многостаночность при начале вашей трудовой биографии. А географическая ширь какая! Важнейшие стройки. Вы метались в пространстве в поисках профессии, благополучия и уюта или...

Никаких «или». Зольщик, моторист, слесарь-монтажник, машинист экскаватора, механик участка, прораб, главный механик, заместитель начальника, начальник стройуправления. Шел строго одним единственным маршрутом по нефтегазостроительной индустрии. Порхающего над регионами летуна из меня не получилось, потому что почти всегда менял адреса по воле руководящих инстанций. А приобретенное в рабочей спецовке, согласитесь, никогда никому не мешало на рулевых постах, если таковые ему поручали.

В беседах с вами не трудно было заметить, что не о своей вполне заслуженной персоне стараетесь слово молвить, а о тех тружениках-коллегах, с которыми рядом шли дорогами созидания. Кто, интересно, первейший из ваших многих соратников, с которого хотелось добрый пример брать. Скажу высоким слогом поэта - «делать жизнь с кого» хотелось бы?

К моему счастью, таковых маяков-ориентиров встретил достаточно много. В высоких эшелонах «Среднеазнефтегазмонтажа », например, вечным эталоном руководителя строителей останется в памяти у меня мудрый, жизнелюбивый, энергичный, корректный начальник СУ-6 Лев Владимирович Ильин. В бригадирской когорте достоин преклонения великолепный организатор производства, грамотный специалист, умный воспитатель Михаил Остапович Халилов. В связке с такими и мое усердие радовало результатами. Пример тому сложнейший, работоёмкий газопровод «Братство » в Карпатах, напряжённейший труд на Шатлыкском газовом месторождении в Туркмении. «Шатлык » в переводе с местного наречия -»радость». В этом регионе удалось в сжатые сроки сформировать энергичное монтажное управление. Почти шесть лет там работал, запустил девять УКПГ (установки комплексной подготовки газа). Сегодня трудно себе представить, в каких экстремальных условиях трудился коллектив. Нестерпимая 45-градусная жара. Пытались ночью работать -не клеилось. С пяти часов утра до одиннадцати дня к объекту выходили. По пятнадцать литров водицы выпивали в знойные смены на душу. Но нормативные сроки и качество не снизили. Кстати, мне за «Шатлык » вручили орден Трудового Красного Знамени, первую мою государственную награду.

- Василий Фёдорович, вашу организаторскую хватку, инженерный азарт оценили в Москве, предложили в семьдесят восьмом представительский портфель в Западно-Сибирском тресте «Тюменьнефтегазмонтаж ». Почему уже через год после назначения вы вернулись в Туркмению, в свое недавнее родное управление?

Не кабинетчик я, к живой работе влекло, к делу кипящему. Через год столица опять позвала меня в горячую точку Севера, предложили возглавить всё тот же «Тюменьнефтегазмонтаж ». Что изменилось, почему согласился с настойчивым предложением вожака нефтегазостроителей Юрия Баталина? Потому что не столоначальническую должность дали, а пахарские будни. Не дремотную ношу доверили. После этого назначения самая заглавная монтажная эпопея, наверное, на тюменских просторах началась с восемьдесят второго года - опять с колышка доверили создавать трест «Уренгойгазмонтаж ». Он, благодаря созданному поточному методу работы, очень хорошо показал себя на газопроводах: Уренгой - Челябинск, Уренгой - Помары - Ужгород, Уренгой - Центр. Вот тут я впервые внимательно присмотрелся к работающим рядом подразделениям «Сибкомплектмонтажа ».

Итог этого интереса удивительный. Сейчас, получается, из своих трудовых тридцати четырех тюменских лет двадцать шесть годков вы у руля этого СКМ - известного экпериментатора.

У того самого, освоившего уникальный блочно-комплектный метод строительства. Даже за рубеж с этим методом шагнули. Поэтому с радостью скажу уважительное слово о пионерах, о разведчиках, об энтузиастах СКМ, которые утвердили новаторский монтаж на неординарных нефтегазовых меридианах. Будет совершено справедливо назвать легендарных тружеников - новаторов, «продвигателей» метода, достойнейших командиров боевого «среднего звена», сказать о Михаиле Буянове, Юрии Кильдюшове, Анатолии Шевкоплясе, Леониде Ашихмине, Вячеславе Лукоянове, Феликсе Суфиярове, Владимире Коломийце, Геннадии Елистратове. Список этих закаленных на крутых ветрах людей, горячих и непоседливых, знающих сверхпредельные нагрузки и неустроенность кочевья, можно продолжать и продолжать. В шестидесятых - семидесятых годах они оказались на главном направлении.

Василий Фёдорович, почти весь ваш инженерный стаж Вы отдали «блочности». Нынешним студентам индустриального вуза, сегодняшним читателям не помешает, наверное, узнать что это за метод такой знаменитый.

Отвечу так. Привычно-вековая организация большой стройки общеизвестна: по железной дороге, водным путем или автомобильным, а то и самолетами, вертолетами из дальних южных краев на неуютный Крайний Север везли узлы и детали технологического оборудования, кирпич, древесину, цемент, стекло и массу других дорогостоящих материалов. Часть привезённого из-за отсутствия складов неизбежно приходила в негодность, не обеспечивались требуемые темпы строительства. Инженеры «Главтюменьнефтегазстроя » предложили собирать объекты не на стройплощадках, где природа не лелеет строителей, а на предприятиях базовой обжитой Тюмени. Блок-боксы, начиненные готовым к работе оборудованием, доставляют к месту монтажа, стыкуют их в цепи, отлаживают и запускают. Первую такую кустовую насосную станцию изготовили из семи блоков. Каждый из них с маленький автобусик в фанерно-щитовой скромненькой обшивке. Сооружала станцию в областном центре и монтировала ее в Среднем Приобье бригада известного строителя Николая Осипюка. Увлеченно, с творческим задором трудились на этой новинке электросварщики, слесари-монтажники Борис Меледин, Валентин Сысолятин, Иван Кожевников, Николай Беднягин, Владимир Морхов, инженеры Леонид Бабиков, Владимир Жевтун, Михаил Ройтер, Серачутдин Хамидуллин, Александр Бояринцев, Юрий Пермикин, Михаил Липчинский...

Имею право специалиста и гражданина гордиться ими. Не раз говорил и сейчас повторю: везло мне на встречи с достойными людьми. При размышлении о золотых наградах СКМ греет сердце, что участвовал в больших делах с великими личностями масштаба уже названного Михаила Ивановича Буянова - Героя Соцтруда, лауреата Госпремии, кавалера трех орденов, почетного гражданина Тюмени. Из уважения к этому мастеру назову главные его объекты. Длинноватый список получится. Вот он. Блочные перекачивающие станции «Куминская », «Поповка », «Ерзовка », «Комсомолец », «Бачкун », «Урьевская », «Юргамыш », «Уват », «Еткуль », «Чаша », «Аремзяны ». Компрессорные «Ярковская », «Богандинская », «Комсомольская », «Пелым », три КНС и одна ДНС Соснинско-Советского месторождения. Три установки комплексной подготовки газа (УКПГ - 1,2,5) Ямбургского месторождения. При всех первопроходческих сложностях «Куминскую » буяновцы сдали на 53 дня раньше срока. Позднее коллектив этот успешно обустраивал Самотлор и Медвежье, Вынгапур и Урьевское, Усть-Балыкское и Западно-Сургутское месторождения. Научились компрессорные и нефтеперекачки строить в два-три раза быстрее нормативов. За год, например, на Соснинско-Советском месторождении возвели три насосные и дожимную. «Традиционникам » на подобные объекты потребовалось бы не менее семи лет.

- Вы приняли бразды правления «Сибкомплектмонтажом » от видных фигур региона - Юрия Николаевича Пермикина, Геннадия Иосифовича Шмаля, Валерия Александровича Аронова, Александра Александровича Гулько, которые вели сложный корабль, но, к счастью, по морю штилевому. Вам же, кстати, самому «долгоиграющему генералу», достались шторма...

Не сладкими были времена всеобщего распада в некогда могучей державе. Тайфуны над нами нависали в начале и середине девяностых с рыночной чехардой. Невероятными усилиями приходилось удерживать контакты с заказчиками, с деловыми партнерами, преодолевать запутанность финансовых потоков, всякие вынужденные перелицовки-перетасовки и кадровую бесперспективность. Акционировались, переформировались в филиалы. Не без потерь, но выстояли, не уронили позиций «СКМ » в черные дни. Горжусь, что не распылили команду высококвалифицированных бригадиров. Их сманивали от нас, но преданные предприятию ветераны не ушли. В трудную минуту их авторитетные голоса выручали нас, привлекая потенциальных заказчиков, у которых эти почетные имена были на слуху.

- Кто из крупных подразделений, Василий Фёдорович, на пике смутных пробуксовок подставил плечо вам?

Арнгольд Яковлевич Беккер, председатель совета директоров ОАО «Стройтрансгаз » из Москвы. В «СКМ », кстати, в годах семидесятых он служил главным инженером. Хорошими знакомцами мы с ним были. В девяносто втором для «Газпрома » он предложил «Сибкомплектмонтажу » строительство компрессорной «Алмазная ». Добрую оплату положил. Мы воодушевленно принялись за работу. В девяносто четвертом сдали красавицу КС. Честно сказать - новую веху новейшей постсоветской истории «СКМ ». Сам Вяхирев, глава «Газпрома », любуясь этим объектом, эмоционально заметил: «Вот могут же иностранцы строить! » Беккер с улыбкой ему: «Рэм Иванович, так это Кель построил! » Вяхирев: «Вот я и говорю, могут же иностранцы строить! » Беккер: «Да нет же, Рэм Иванович, не иностранцы, а «Сибкомплектмонтаж », свой - Кель это построил!» Вяхирев оценочно-пронзительно посмотрел на меня: «Это ты что ли? Ну, тогда приглашу сюда всех своих начальников и покажу, как у нас свои работать могут ».

Совсем ведь не случайно великий «Газпром » с новой силой зауважал нас: не утратили в непогоде смуты и полубезработицы профессиональную хватку. Короче говоря: Беккер поощрил моих тружеников, подарив им десять «Волг ». И сразу же позвал нас обустраивать сверхкрупное нефтегазоконденсатное месторождение с запасом более триллиона кубометров «голубого топлива» - Заполярное. Здесь мы возвели десять производственных корпусов и главное УКПГ-1С мощностью в 35 миллиардов кубометров промышленного газа в год. Блочно смонтировали 16 зданий, еще раз продемонстрировав качество в бурях и потрясениях перестроечных. Коллектив начал подниматься с колен, получив от «Стройтрансгаза » подряд на УКПГ-9,10 и 15 Уренгойского месторождения, плюс солидный объем работ на Мыльджинском месторождении Томской области. Там «СКМ » успешно смонтировал девятнадцать суперблоков массой до трехсот тонн каждый и осуществил сложнейшую проводку их из Тюмени по рекам Тура, Тобол, Иртыш, Обь, Васюган, Нюролька на расстояние 2332 километра в Томские края. С двухтысячного года в нефтяном Приобье заработал один из пяти наших филиалов - «Приобский ». Солидно себя застолбил, по-деловому. Профессионально надежно контачит с фирмами «Новатэк », «Лукойл », «Сибур ». Хорошо зарекомендовал на объектах нефтепереработки. Сегодня я вправе сказать, что дела филиала «Приобский » - это визитная карточка «Сибкомплектмонтажа ». Трудно было формировать кадрами. Руководство обратилось к ветеранам: позовите с собой к нам сыновей своих, братьев, родственников. Позвали. Сегодня, наверное, процентов сорок от штатного расписания - откликнувшиеся на этот зов. К Насыбуллину Р.А. пришел сын Руслан, к Сафину Т.С. - сын Богдан, к Акчурину И.Н.- сын Ренат, к Ганиченко А.Н. - сын Николай, к Галямову Ф.Ф. - сын Марат, к машинисту крана Харкевичу В.Г. пришло два сына. А семь братьев и сыновей Садриевых сгруппировались в прекрасную комплексную бригаду филиала.

Мы долго зазывали Евгения Александровича в эфир программы «Родительский вопрос» Александр МИЛКУС Дарья ЗАВГОРОДНЯЯ Знали его как человека, не лакирующего действительность, и хотели поговорить о том,
12.08.2019 KP.Ru архивное фото департамента молодежной политики Тюмени Более двухсот подростков были трудоустроены в Уватском районе в июле.
11.08.2019 ИА Тюменская линия В Уватском районе в июле работу получили более двухсот подростков. За первый летний месяц уватские организации при содействии службы занятости района подготовили рабочие места для 239 ребят.
11.08.2019 Тюменская правда

Просмотров