б) дополнительная литература.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под ред. Э.А. Арустамова 10-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Дашков и К», с. Учебник написан в соответствии с Примерной программой Министерства образования РФ по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" и с учетом государственных стандартов для экономических, социальных и гуманитарных специальностей. Рассмотрены вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в производственной, природной и жилой среде, безопасности и экологичности технических систем, организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, управление и правовое регулирование ими. Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, преподавателей, административных работников, управленческого персонала, предпринимателей, а также читателей, интересующихся и занимающихся проблемами обеспечения безопасности человека. Формат: djvu / zip Размер: 2,4 Мб Скачать Letitbit.net Vip-file.com Shareflare.net Содержание Введение... 8 Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности / 7

2 1.1. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности Физиологические основы труда и профилактика утомления Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях Оптимизация освещения помещений и рабочих мест Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека Влияние на организм неблагоприятного производственного микроклимата и меры профилактики Производственная вибрация и ее воздействие на человека Производственный шум и его воздействие на человека Производственная пыль и ее влияние на организм человека Вредные вещества и профилактика профессиональных отравлений Влияние на организм человека электромагнитных полей и неионизирующих излучений Ионизирующие излучения и обеспечение радиационной безопасности / 7

3 Раздел И. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА Современный мир и его влияние на окружающую природную среду Техногенное воздействие на природу Экологический кризис и его последствия Раздел III. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЛАЯ (БЫТОВАЯ) СРЕДА Понятие и основные группы неблагоприятных факторов жилой (бытовой) среды Влияние на здоровье человека состава воздуха жилых и общественных помещений Физические факторы жилой среды (свет, шум, вибрация, ЭМП) и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека Раздел IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИЧНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ Производственные средства безопасности Средства индивидуальной защиты Средства защиты окружающей среды от вредных факторов (экобиозащитная техника) Очистка газопылевых выбросов Очистка промышленных и бытовых стоков Раздел V. БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ 3 / 7

4 В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ЧС, классификация и причины возникновения Понятие о чрезвычайных ситуациях Классификация чрезвычайных ситуаций Понятие риска Причины и профилактика ЧС Характеристика и классификация ЧС техногенного происхождения Аварии на химически опасных объектах Аварии на радиационно-опасных объектах Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах Аварии на транспорте Аварии на гидротехнических сооружениях Аварии на объектах коммунального хозяйства Характеристика ЧС природного происхождения Общая характеристика ЧС природного происхождения ЧС геологического характера ЧС метеорологического характера ЧС гидрологического характера Природные пожары Биологические ЧС Космические ЧС Защита населения и территорий в ЧС / 7

5 4.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС Организация работы комиссии по ЧС объекта Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС Устойчивость функционирования организаций Раздел VI. АНТРОПОГЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ Антропогенные опасности, их причины и предупреждение Социальные опасности Раздел VII. УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организационные и правовые основы охраны окружающей среды Государственная политика защиты окружающей среды Экологическое законодательство Органы управления, надзора и контроля в сфере охраны окружающей среды Качество и мониторинг окружающей среды Оценка и нормативы качества природной среды Мониторинг окружающей среды Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве / 7

6 3.1. Законодательство по охране труда Нормативная и нормативно-техническая документация Система стандартов безопасности труда Организация и функции служб охраны труда на предприятии Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда Производственный травматизм и меры по его предупреждению Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников Организация и управление пожарной безопасностью Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды Раздел VIII. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ, ПИТАНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Условия и обеспечение безопасности труда Принципы, методы и средства обеспечения безопасности Обеспечение техники безопасности на предприятиях Техника безопасности при эксплуатации электрооборудования Техника безопасности при эксплуатации холодильников Техника безопасности при эксплуатации 6 / 7

7 измельчительного и резательного оборудования Техника безопасности при эксплуатации транспортных и погрузочно-разгрузочных машин Техника безопасности при эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением Техника безопасности при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ Противопожарная профилактика Обеспечение прав граждан на потребление безопасных товаров Словарь терминов Литература / 7


Содержание Введение... 8 Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА... 13 1. Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности... 13 1.1.Профессиональные

1. Производственная санитария и гигиена труда. 1.1 Вредные вещества и их классификация; определение и нормирование содержания вредных веществ; заболевания, возникающие от воздействия вредных веществ; средства

РАЗДЕЛ 1. ОХРАНА ТРУДА (В ПРОМЫШЛЕННОСТИ) Законодательные акты и Российской Федерации в области охраны труда. Основные принципы государственной политики в области охраны труда. Гарантии права Работника

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности Кафедра: Техносферная безопасность (ТБ) Направление: 38.03.01 «Экономика» (степень бакалавр) Сведения о разработчиках: ФИО Аббревиатура кафедры

Графкина М. В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007-424 с. В учебнике изложены основные сведения по охране труда. Дано представление об основных источниках

НОУ ВПО «Институт управления» Ивановский филиал УТВЕРЖДАЮ Директор Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления» 20 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 080507

Серия «Учебные издания для бакалавров» Л. Л. Никифоров, В. В. Персиянов БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области технологии сырья и продуктов

АННОТАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ПРОФИЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ» 1. Управление безопасностью труда Цель дисциплины:

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным направлениям и

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Шифр, наименование Безопасность Б1.б.16 дисциплины (модуля) жизнедеятельности Направление подготовки 01.03.04 Прикладная математика Наименование ОПОП Применение математических

Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной базовой части. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

Девисилов В. А. Охрана труда: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.: ил. - (Серия «Профессиональное образование»). ISBN 5-8199-0041-3 (ФОРУМ) ISBN 5-16-000987-6 (ИНФРА-М) В учебнике изложены основные

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Шамсувалеева Э.Ш.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность жизнедеятельности» для студентов 1 курса, заочной формы обучения, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профилю Спортивный менеджмент

АННОТАЦИЯ к рабочей программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Направление подготовки (специальность) 38.03.04 Государственное и муниципальное управление 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цель

2 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. Цели преподавания дисциплины Целью изучения дисциплины является приобретение студентами теоретических и практических знаний, необходимых

МИНОБРНАУКИ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета Ю. Г. Слижов " " 2015 г. Рабочая программа дисциплины Безопасность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Содержание Предисловие...11 Введение... 13 Часть I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Глава 1. Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций... 18 1.1. Единая государственная система предупреждения

Экология. Военная экология: Учебник для высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / Под общ. ред. В. И. Исакова Изд. 2, перераб. и доп. М. Смоленск: ИД Камертон Маджента, 2006.

Номер варианта соответствует списочному номеру ФИО по алфавиту на момент выдачи задания. Вопросы по БЖД 1 1.Понятие, содержание и социально-экономическое значение безопасности жизнедеятельности. Задачи

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Приведены термины, понятия и определения по основным аспектам обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, принятые в Единой государственной

Министерство образования Нижегородской области ГБОУ СПО «Первомайский политехнический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.13. Охрана труда специальность 151901 Технология машиностроения Первомайск,

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Цели преподавания дисциплины Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия

1. Жизнедеятельность человека это +совокупность процессов деятельности, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья человека, а также его нормальное физическое и умственное развитие на определенном интервале

Контрольные задания по дисциплине «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (Гражданская оборона). Номер варианта задания студента соответствует последней цифре его зачетной книжки и берется из таблицы.

Вопросы к вступительному экзамену в магистратуру по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность, 2017 год 1. Организация мероприятий по локализации последствий чрезвычайных ситуаций и защите

1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности». 1.2. Трудоемкость дисциплины: - для направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»: - 72

Е.Е. Андреева, В.А. Катаева, В.М. Глиненко, Н.Г. Кожевникова ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебник 2-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский

Вопросы к вступительному испытанию в аспирантуру по направлению подготовки 20.06.01 «Техносферная безопасность» профиль «Охрана труда» 1. Вредные вещества и их классификация; токсикология; нормирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ

Г Ф.Денисенко Охрана труда учебное пособие для вузов ББК 65.9 (2) 248 Д 33 Рецензенты: кафедра охраны труда и окружающей среды Московского института нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина

Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен Знать/понимать: основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное,

Э. В. Сазонов ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ 2-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области строительства в

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ под редакцией Л. А. Михайлова Чд ББК З0.н6я7 УДК 656.8(075) Б40 Рецензенты: Макарова Л. П., доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-валеологических дисциплин Русак

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Учебный предмет: основы безопасности жизнедеятельности Класс: 8 Программа: Смирнов А.Т, Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для 5-9 классов общеобразовательных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Технический университет УГМК» АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ/ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» Наименование направления

Изложены вопросы возникновения учений о безопасности жизнедеятельности человека и защите окружающей его среды. Рассмотрены теоретические основы учения о человеко- и природозащитной деятельности, описаны

Пояснительная записка В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в 4 учебных разделах, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» УТВЕРЖДАЮ Первый проректор С.К. Дик 2017 г.. ПРОГРАММА дополнительного

Таблица 1 Номера вариантов и контрольных вопросов для студентовзаочников факультета перерабатывающих технологий Номера вариантов (последние две Номера контрольных вопросов цифры зачетки) 1 2 3 4 5 6 00

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ рп. Хор» (КГБОУ СПО АПТХ) " СОГЛАСОВАНО Председатель ПК С.Г. Нестерова «Р.?»

Безопасность жизнедеятельности. Безопасность труда Лапкаев, А.Г. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность труда [Текст]: учеб. пособие для студ. для студ. спец. 250403, 150405 и 280101 / А. Г. Лапкаев;

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08. ОХРАНА ТРУДА 1.1. Область применения программы Программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе А.Н. Осипов 2018 г. ПРОГРАММА

П/п 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 Тематическое планирование по ОБЖ 8 класс Количе ство часов Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия Тема урока Элементы содержания Домашнее задание Профилактика

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Настоящая рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» студентами, обучающимися по направлению 130102.65 «Технологии геологической

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИГИЕНА» (педиатрия) 1. Цель дисциплины: овладение знаниями, необходимыми для освоения методологии профилактической медицины, квалифицированной и всесторонней оценки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум» УТВЕРЖДЕНО приказом ГБПОУ «УМТ» от

Б 40 Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов/под.ред. Л.А.Муравья.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. В пособии приведены основные понятия, определения и термины безопасности жизнедеятельности. Сформулированы

Основы безопасности жизнедеятельности. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки Автор курса: доцент Каюмов Р.Р. это повседневная деятельность человека и отдых, способ существования человека.

Пояснительная записка по составлению учебных программ образовательных дисциплин при кредитнорейтинговой системе организации учебного процесса в РАУ 1.Аннотация. Безопасность жизнедеятельности изучает общие

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. ШУХОВА» (БГТУ

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков ОБЖ в 8 классе учителя ОБЖ ГБОУ Школа 439 Бирюкова Андрея Михайловича (205 206 учебный год) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Класс - 8 Учитель: Бирюков А.М. Количество

1. Система законодательных актов Российской Федерации в области охраны труда 2. Отраслевые и межотраслевые нормы и правила по охране труда 3. Конвенции и рекомендации Международной организации труда в

Рабочая программа дисциплины Б3.Б7 Безопасность жизнедеятельности по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ квалификация (степень) «бакалавр» Екатеринбург 2015 1. Цели и задачи дисциплины Цель преподавания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «БРАТСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» Утверждаю Директор ГБПОУ БПромТ В.Г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра общей

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.ОД.6.4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 120701.51 «Землеустройство».

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Список изменяющих документов (в ред. законов Московской области от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ, от 03.08.2004 N 112/2004-ОЗ,

Безопасность жизнедеятельности. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.

14-е изд. - М.: 2015. - 176 с.

Рассмотрены особенности состояния и негативные факторы среды обитания современного человека. Подробно описаны причины возникновения, последствия и методы профилактики чрезвычайных ситуаций различного происхождения. Приведены сведения о действующих системах защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций, организации гражданской обороны в Российской Федерации, о структуре, функционировании и традициях Вооруженных Сил России. Системно и подробно освещены вопросы здорового образа жизни человека. Учебник может быть использован при изучении общепрофессиональной дисциплины ОП «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с ФГОС СПО для всех педагогических специальностей. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Формат: pdf (2015, 14-е изд., 176с.)

Размер: 7,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2013, 12-е изд., 176с.)

Размер: 11,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Цели и задачи изучаемой дисциплины 5
Глава 2. Основные понятия безопасности жизнедеятельности 8
Глава 3. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека 10
РАЗДЕЛ II. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Глава 4. Чрезвычайные ситуации мирного времени 16
4.1. Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций 16
4.2. Чрезвычайные ситуации природного происхождения 18
4.3. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения 32
4.4. Чрезвычайные ситуации социального происхождения 43
4.5. Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации 47
Глава 5. Чрезвычайные ситуации военного времени 51
5.1. Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения 51
5.2. Особенности химического оружия. Действия населения в очаге химического поражения 62
5.3. Биологическое оружие. Действия населения в очаге биологического поражения 69
5.4. Защита населения при радиоактивном и химическом заражении местности 73
5.5. Назначение и задачи гражданской обороны 89
Глава 6. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций 94
6.1. Понятие устойчивости работы объектов экономики 95
6.2. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов 97
6.3. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов 99
Глава 7. Основы военной службы 102
7.1. Национальная безопасность Российской Федерации 102
7.2. Основы обороны государства 104
7.3. Вооруженные Силы Российской Федерации 105
7.4. Порядок прохождения военной службы 114
7.5. Боевые традиции и символы воинской чести 121
РАЗДЕЛ III. ЗНАЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Глава 8. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях 126
8.1. Помощь при травматических повреждениях 127
8.2. Помощь при кровотечении 131
8.3. Помощь при переломах 133
8.4. Помощь при синдроме длительного сдавливания 135
8.5. Помощь при отравлениях 137
8.6. Помощь при шоке 143
8.7. Помощь при ожогах 144
8.8. Помощь при отморожениях 146
8.9. Помощь при электротравме 148
8.10. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца 149
Глава 9. Обеспечение здорового образа жизни 151
9.1. Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни 152
9.2. Вредные привычки 159
9.3. Факторы риска 163
Глава 10. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы 166
Список литературы 171

Во второй половине XX в. в результате интенсивного развития науки и техники начал отчетливо проявляться многофакторный кризис земной цивилизации. Современный научно-технический прогресс, разумеется, способствует развитию цивилизации и росту благосостояния людей. В то же время он таит в себе и огромные опасности для человечества, серьезные угрозы для окружающей среды. Прежде всего это связано с резким возрастанием числа неблагоприятных факторов окружающей человека среды на производстве, дома, в городе и обществе.
Одновременно наблюдается негативная тенденция роста количества чрезвычайных ситуаций (ЧС). Растут масштабы последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Большинство крупных аварий и катастроф на Земле являются результатом перенасыщенности производства и сферы услуг несовершенной, а порой опасной техникой и технологией, не обеспеченной системами контроля и автоматики. В этих условиях резко увеличивается вероятность технических неполадок или человеческих ошибок.

Безопасность жизнедеятельности. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.

14-е изд. - М.: 2015. - 176 с.

Рассмотрены особенности состояния и негативные факторы среды обитания современного человека. Подробно описаны причины возникновения, последствия и методы профилактики чрезвычайных ситуаций различного происхождения. Приведены сведения о действующих системах защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций, организации гражданской обороны в Российской Федерации, о структуре, функционировании и традициях Вооруженных Сил России. Системно и подробно освещены вопросы здорового образа жизни человека. Учебник может быть использован при изучении общепрофессиональной дисциплины ОП «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с ФГОС СПО для всех педагогических специальностей. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Формат: pdf (2015, 14-е изд., 176с.)

Размер: 7,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2013, 12-е изд., 176с.)

Размер: 11,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Цели и задачи изучаемой дисциплины 5
Глава 2. Основные понятия безопасности жизнедеятельности 8
Глава 3. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека 10
РАЗДЕЛ II. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Глава 4. Чрезвычайные ситуации мирного времени 16
4.1. Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций 16
4.2. Чрезвычайные ситуации природного происхождения 18
4.3. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения 32
4.4. Чрезвычайные ситуации социального происхождения 43
4.5. Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации 47
Глава 5. Чрезвычайные ситуации военного времени 51
5.1. Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения 51
5.2. Особенности химического оружия. Действия населения в очаге химического поражения 62
5.3. Биологическое оружие. Действия населения в очаге биологического поражения 69
5.4. Защита населения при радиоактивном и химическом заражении местности 73
5.5. Назначение и задачи гражданской обороны 89
Глава 6. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций 94
6.1. Понятие устойчивости работы объектов экономики 95
6.2. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов 97
6.3. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов 99
Глава 7. Основы военной службы 102
7.1. Национальная безопасность Российской Федерации 102
7.2. Основы обороны государства 104
7.3. Вооруженные Силы Российской Федерации 105
7.4. Порядок прохождения военной службы 114
7.5. Боевые традиции и символы воинской чести 121
РАЗДЕЛ III. ЗНАЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Глава 8. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях 126
8.1. Помощь при травматических повреждениях 127
8.2. Помощь при кровотечении 131
8.3. Помощь при переломах 133
8.4. Помощь при синдроме длительного сдавливания 135
8.5. Помощь при отравлениях 137
8.6. Помощь при шоке 143
8.7. Помощь при ожогах 144
8.8. Помощь при отморожениях 146
8.9. Помощь при электротравме 148
8.10. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца 149
Глава 9. Обеспечение здорового образа жизни 151
9.1. Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни 152
9.2. Вредные привычки 159
9.3. Факторы риска 163
Глава 10. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы 166
Список литературы 171

Во второй половине XX в. в результате интенсивного развития науки и техники начал отчетливо проявляться многофакторный кризис земной цивилизации. Современный научно-технический прогресс, разумеется, способствует развитию цивилизации и росту благосостояния людей. В то же время он таит в себе и огромные опасности для человечества, серьезные угрозы для окружающей среды. Прежде всего это связано с резким возрастанием числа неблагоприятных факторов окружающей человека среды на производстве, дома, в городе и обществе.
Одновременно наблюдается негативная тенденция роста количества чрезвычайных ситуаций (ЧС). Растут масштабы последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Большинство крупных аварий и катастроф на Земле являются результатом перенасыщенности производства и сферы услуг несовершенной, а порой опасной техникой и технологией, не обеспеченной системами контроля и автоматики. В этих условиях резко увеличивается вероятность технических неполадок или человеческих ошибок.

(Документ)

  • Гимранов Ф. М., Гаврилов Е.Б. Безопасность жизнедеятельности (часть 2) Безопасность технологического оборудования (Документ)
  • Сидоров А.И. (ред.) Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Пушкарев В.Л. Безопасность жизнедеятельности (дипломнику АТ) (Документ)
  • Бедрина Е.А. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Мугин О.Г. Безопасность жизнедеятельности. Практические работы (Документ)
  • Павлов А.И. Тушонков В.Н. Титаренко В.В. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • n1.doc

    БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Под редакцией Э.А. Арустамова

    МОСКВА 2002

    Учебник написан в соответствии с Примерной программой Министерства образования РФ по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" и с учетом государственных стандартов для экономических, социальных и гуманитарных специальностей.

    Рассмотрены особенности состояния и негативные факторы среды обитания современного человека.

    Также приведены сведения о действующих системах зашиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций, организации гражданской обороны в Российской Федерации, о структуре, функционировании и традициях Вооруженных Сил России.

    Системно и подробно освещаются вопросы здорового образа жизни человека.

    Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, преподавателей, административных работников, управленческого персонала, предпринимателей, а также читателей, интересующихся и занимающихся проблемами обеспечения безопасности человека.

    М.: Изд-во «Дашков и К°», 2002

    Раздел I. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда

    1. Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

    1.1. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности

    1.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления

    1.3. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам

    1.4. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях

    1.5. Оптимизация освещения помещений и рабочих мест

    1.6. Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма

    2. Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека

    2.1. Влияние на организм неблагоприятного производственного микроклимата

    и меры профилактики

    2.2. Производственная вибрация и ее воздействие на человека

    2.3. Производственный шум и его воздействие на человека

    2.4. Производственная пыль и ее влияние на организм человека

    2.5. Вредные вещества и профилактика профессиональных отравлений

    2.6. Влияние на организм человека электромагнитных полей и излучений (неионизирующих)

    2.7. Ионизирующие излучения и обеспечение радиационной безопасности

    Раздел II. Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда

    1. Современный мир и его влияние на окружающую природную среду

    2. Техногенное воздействие на природу

    3. Экологический кризис, его демографические и социальные последствия

    Раздел III. Безопасность жизнедеятельности и жилая (бытовая)среда

    1. Понятие и основные группы неблагоприятных факторов жилой (бытовой) среды

    2. Влияние на здоровье человека состава воздуха жилых и общественных помещений

    3. Физические факторы жилой среды (свет, шум, вибрация, ЭМП) и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека

    Раздел IV. Обеспечение безопасности и экологичности технических систем

    1.Производственные средства безопасности

    2. Средства индивидуальной защиты

    3.Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов

    3.1. Очистка газопылевых выбросов

    3.2. Очистка промышленных и бытовых стоков

    Раздел V. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

    1. ЧС, классификация и причины возникновения

    1.1. Понятие о чрезвычайных ситуациях

    1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций

    1.3. Понятие риска

    1.4. Причины и профилактика ЧС

    2. Характеристика и классификация ЧС техногенного происхождения

    2.1. Аварии на химически опасных объектах

    2.2. Аварии на радиационно-опасных объектах

    2.3. Аварии на пожаро и взрывоопасных объектах

    2.4. Аварии на транспорте

    3. Характеристика ЧС природного происхождения

    3.1. Общая характеристика ЧС природного происхождения

    3.2. ЧС геологического характера

    3.3. ЧС метеорологического характера

    3.4. ЧС гидрологического характера

    3.5. Природные пожары

    3.6. Биологические ЧС

    3.7. Космические ЧС

    4. Защита населения и территорий в ЧС

    4.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

    4.2. Организация работы комиссии по ЧС объекта

    4.3. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС

    4.4. Устойчивость функционирования организаций

    Раздел VI. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности

    1. Организационные и правовые основы охраны окружающей природной среды

    1.1. Государственная политика защиты окружающей среды

    1.2. Природоохранное законодательство

    1.3. Правовое обеспечение экологического контроля

    1.4. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции

    1.5. Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы

    2. Качество и мониторинг окружающей природной среды

    2.1. Оценка качества природной среды

    2.2. Санитарно-гигиенические нормативы качества

    2.3. Нормативы качества в производственно-хозяйственной сфере

    2.4. Комплексные нормативы качества

    2.5. Мониторинг

    3.Экологическая экспертиза, паспортизация и ответственность за экологические правонарушения

    4.Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве

    4.1. Законодательство по охране труда

    4.2. Нормативная и нормативно-техническая документация

    4.3. Система стандартов безопасности труда

    4.4. Организация и функции служб охраны труда на предприятии

    4.5. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда

    4.6. Производственный травматизм и меры его предупреждения

    5. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников

    6. Организация и управление противопожарной безопасностью

    6.1. Организация пожарной охраны в Российской Федерации

    6.2. Организация пожарной охраны на предприятиях

    7. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий

    от ЧС природного и техногенного характера

    8. Международное сотрудничество в области безопасно жизнедеятельности и охраны окружающей среды

    Раздел VII. Безопасность жизнедеятельности на предприятиях торговли, общественного питания и системы потребительской кооперации

    1. Особенности условий труда и заболеваемости работников на предприятиях

    2.Обеспечение техники безопасности на предприятиях

    3.Обеспечение прав граждан на потребление безопасных для здоровья товаров

    Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда

    1. Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

    1. 1. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности

    Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на:его работоспособность и здоровье. Производственная среда - это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами. Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными - факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

    Условия труда зависят также от производственной обстановки и характера труда.

    Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека. Они носят название "производственные (профессиональные) вредности", под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности или другие отрицательные последствия.

    Опасные и вредные факторы подразделяются на:

    Химические, возникающие от токсичных веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;

    Физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фитогенные пыли;

    Биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.

    К вредным (или неблагоприятным) факторам также относятся:

    Физические (статические и динамические) перегрузки - подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;

    Физиологические - недостаточная двигательная активность (гипокинезия);

    Нервно-психические перегрузки - умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов. Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в результате постоянного использования достижений и продукции научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности. В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.

    Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000 - 6000 ккал) и выше в сутки. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Это прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих:до 50% рабочего времени.

    Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5 - 17 МДж (3000 - 4000 ккал) в сутки. Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Про сессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

    Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

    Физиологическая особенность автоматизированных форм труда - это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок; Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

    Групповые труда - конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

    Конвейерная форма труда требует синхронной работы, участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

    Монотония - одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление.

    Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или двигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

    Формы интеллектуального (умственного) перуда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его - ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

    Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, - мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуации. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10 - 11,7 МДж (2000 - 2400 ккал) в сутки.

    Для интеллектуального труда характерна гипокинезия значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

    В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной, деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

    Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

    Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

    Операторский труд. В условиях современного много- факторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

    Управленческий труд - труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

    Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

    Труд преподавателей торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

    Труд учащихся и студентов - это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

    Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

    1.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления

    Физиологические изменения в организме при работе. Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

    Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.

    В результате сложных химико-биологических процессов энергия, получаемая в результате расщепления углеводов, используется для выполнения механической работы. При этом количество кислорода, расходуемое на окислительные процессы в мышцах, может отчасти служить показателем интенсивности выполняемой физической работы.

    Вместе с тем существует кислородная задолженность, которая свидетельствует об отставании потребления кислорода во время выполнения работы от потребности в нем организма, и величина ее определяет время восстановительного периода, когда физиологические функции организма постепенно возвращаются к до рабочему уровню.

    В процессе физической деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма. Например, увеличивается объем легочной вентиляции, обусловливаемый как учащением, так и углублением дыхания, причем у тренированных лиц преобладает углубленное дыхание.

    Происходят изменения и сердечно-сосудистой системы, где физическая нагрузка вызывает возрастание минутного объема вследствие учащения сокращений и увеличения ударного объема сердца. Кроме того, мышечная работа вызывает, как правило, известное повышение максимального артериального давления; минимальное же обычно возрастает лишь при сравнительно больших физических усилиях.

    Из биохимических изменений крови обращает на себя внимание динамика сахарной кривой. При работах средней тяжести уровень сахара в крови несколько повышается, причем повышенное его содержание сохраняется некоторое время и в течение восстановительного периода.

    При значительных энергетических затратах возможны симптомы, свидетельствующие о начинающемся истощении углеводных резервов организма или о недостаточной их мобилизации.

    Длительные физические усилия умеренной мощности вызывают первоначальное повышение содержания молочной кислоты в крови, которое резко увеличивается при тяжелых работах. В результате увеличения среды ускоряется переход кислорода из гемоглобина крови в ткани. Благодаря этому при физических нагрузках значительно повышается коэффициент утилизации кислорода, особенно у тренированных лиц.

    Могут наблюдаться определенные изменения водно-солевого обмена при работе в горячих цехах или при выполнении тяжелой физической работы. При этом значительное повышение деятельности потовых желез может снижать выделительную функцию почек.

    При тяжелой физической нагрузке возможно торможение секреции и моторной функции желудка, а также замедление переваривания и всасываемости пищи.

    Мышечная работа различной интенсивности может вызывать сдвиги разных отделов центральной нервной системы, в том числе и коры головного мозга. Тяжелая физическая нагрузка нередко обусловливает понижение возбудимости, нарушение условнорефлекторной деятельности, а также повышение порога чувствительности зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

    Напротив, умеренная работа улучшает условно рефлекторную деятельность и снижает порог восприятия для указанных анализаторов.

    Некоторые особенности физиологических изменений в организме имеют место при выполнении умственной работы с преимущественным участием высшей нервной деятельности. Отмечено, что при интенсивной умственной деятельности (в отличие от физической работы) газообмен или совсем не изменяется, или изменяется незначительно.

    Умственный труд обычно вызывает замедление пульса и лишь иногда значительные умственные напряжения учащают его. При умственной работе повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости.

    Продолжительная умственная работа приводит к падению условных сосудистых рефлексов и образованию парадоксальных реакций. При напряженной умственной работе происходят изменения функций дыхательной системы.

    Напряженный умственный труд вызывает отклонения от нормы тонуса гладких мышц внутренних органов, кровеносных сосудов, в особенности сосудов мозга и сердца. С другой стороны, огромное количество импульсов, идущих от периферии и внутренних органов, влияет на ход: умственной работы.

    Установлено, что умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха, и она более плодотворно протекает в условиях тишины. Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Имеются данные о том, что для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы.

    Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.

    Утомление и переутомление. Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности.

    Один из объективных признаков - это снижение производительности труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости, т. е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы. Утомление может возникать при любом виде деятельности.

    Утомление связано с изменениями физиологического состояния всего организма, причем определенное значение. имеют нарушения, возникающие в центральной нервной системе.

    При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиться переутомление, называемое иногда хроническим утомлением, когда " ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся 1 за день работоспособность.

    Основой для возникновения переутомления служит несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.

    Симптомы переутомления - различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например, ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей наблюдаются головные боли, расстройство сна (бессонница), ухудшение аппетита и повышенная раздражительность. Кроме того, хроническое переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении заболеваемости и травматизма. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии.

    Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными болезнями среди рабочих на производстве вызвано неудовлетворительными гигиеническими условиями трудовой деятельности.

    Профилактика утомления. Важной мерой профилактики утомления является обоснование и внедрение в производственную деятельность наиболее целесообразного режима труда и отдыха. Это необходимо в производственных процессах, которые сопровождаются большими затратами энергии или постоянным напряжением внимания. Следует, учитывать также, что длительность перерывов при выполнении одинаковой работы должна соответствовать возрастным особенностям организма.

    При разрешении проблемы утомления следует иметь в виду, что в период отдыха происходит не только ликвидация утомления, но и потеря положительных свойств, при- обретаемых во время выполнения работы, т. е. состояния "врабатываемости" или "рабочей установки", имеющих последствием повышение количества и качества выполняемой работы.

    Таким образом, длительность и чередование перерывов должны не только восстанавливать основные физиологические функции, но и сохранять положительные факторы, способствующие повышению производительности труда.

    Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Физкультура на предприятиях повышает производительность труда от 3 до 14% и улучшает некоторые показатели физиологического состояния организма работающих.

    Последнее время для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности довольно успешно используют функциональную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работы. Вместе с тем музыка не только улучшает настроение работающих, но и повышает работоспособность и производительность труда.

    Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением. Главное внимание уделяется приобретению и закреплению навыков мышечного расслабления, позволяющих

    нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции.

    Большую роль в организации производственного процесса играет ритм работы, который тесно связан с механизмом образования динамического стереотипа. Факторы, нарушающие ритмичность труда, не только снижают его производительность, но и способствуют быстрому утомлению. Например, ритмичность и относительная несложность работы на конвейере доводят рабочие движения до автоматизма, делая их более легкими и требующими меньшего напряжения нервной деятельности. Однако излишний автоматизм рабочих движений, переходящий в монотонность, может привести к преждевременной усталости и сонливости. Последнее объясняется тем, что однообразные и слабые раздражения могут привести к развитию разлитого торможения в коре головного мозга. Так как работоспособность человека колеблется в течение дня, необходим переменный ритм движения конвейера с постепенным ускорением в начале рабочего дня и замедлением к концу смены.

    Мероприятия по профилактике утомления: физиологическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе; равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами; соответствие производственных движений привычным движениям человека; рационализация рабочей позы; освобождение от излишних подсобных операций и т. п. Важность этих мероприятий определяется тем обстоятельством, что чем больше мышечных групп участвует в

    рабочих движениях, тем больше импульсов устремляется в нервную систему, способствуя более быстрому развитию утомления. Физиологическая рационализация трудовых процессов требует в ряде случаев определенной реконструкции станков, оборудования и рабочего инструмента, а так и же изменений устройства производственной мебели.

    Важное значение для борьбы с утомлением имеют механизация и автоматизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работы и пребывания работающих в неблагоприятных условиях. Однако степень механизации и автоматизации процессов ряде отраслей промышленности до сих пор остается недостаточной и требует более активного их внедрения.

    Необходимым фактором для профилактики утомления бесспорно, является санитарное благоустройство производственных помещений (объем помещений, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).

    1.3 Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам

    Создание рациональных санитарно-технических условий на предприятиях - важная задача, от решения которой зависит здоровье трудовых коллективов, безопасные условия, производительность труда и культура производства в целом. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям, рабочим местам и зонам, а также к микроклимату изложены в Строительных нормах и правилах (СНиП) и Санитарных нормах проектирования предприятий (СН). Площадку для размещения предприятий (территория) выбирают, исходя из генеральных планировок развития населенных пунктов. Размеры площадки определяют в соответствии со строительно-санитарными нормами с учетом возможного расширения предприятия на перспективу.

    Площадка должна быть на сухом, незатопляемом месте с прямым солнечным освещением, естественным проветриванием, иметь относительно ровную поверхность, располагаться вблизи водоисточника с отводом сточных вод. Должны быть обеспечены удобства подхода, подъезда транспортных средств, соблюдены условия охраны труда и техники безопасности, а также противопожарной защиты. Предприятия следует располагать так, чтобы исключить неблагоприятное воздействие одного предприятия на другое. В селитебной зоне разрешается размещать предприятия, не выделяющие производственных вредностей, не производящие шума и с неогнеопасными и технологическими процессами.

    Предприятия с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений, необходимо отделять от зоны заселения санитарно-защитными зонами.

    Санитарная классификация производственных предприятий предусматривает размеры санитарно-защитной зоны, которая должна быть благоустроена и озеленена. Зеленые насаждения благоприятно влияют на микроклимат участка, положительно воздействуют на организм человека и его; нервную систему. Одновременно необходимо проводить озеленение помещений (интерьеров рабочих помещений, цехов, торговых залов, офисов и др.).

    Озеленение имеет большое санитарно-гигиеническое и эстетическое значение, так как улучшает состав воздуха, снижает температуру в жаркое время года, повышает влажность. Запах, цвет, шелест листьев благоприятно влияют на трудоспособность человека.

    Важное значение имеют санитарные разрывы между зданиями. Если здания освещаются через оконные проемы, то санитарные разрывы должны быть не менее наибольшей высоты от уровня земли до карниза противостоящего здания. От открытых складов строительных материалов, топлива или других пылящих товаров до производственных и вспомогательных зданий и помещений санитарные разрывы должны быть не менее 20 м.

    На предприятиях согласно установленным правилам должны быть оборудованные места для сбора отбросов, отходов и мусора. Их размещение и устройство согласовывают с местными органами санитарно-эпидемиологической службы.

    Объемно-планировочные и конструктивные решения производственных зданий и сооружений должны отвечать требованиям СНиП.

    Объем производственных помещений на одного работника должен составлять не менее 15 м, площадь - не менее 4,5 м, высота - не менее 3,2 м. Производственные помещения должны содержаться в надлежащей чистоте.

    На предприятиях со значительным выделением пыли уборку помещений следует проводить при помощи пылесосных установок или путем гидросмыва.

    Помещения с тепловыделениями (более 20 ккал/(м с)), а также производства с большими выделениями вредных газов, паров и пыли следует располагать у наружных стен зданий и сооружений. В многоэтажных зданиях эти производства следует размещать в верхних этажах и оснащать приточно-вытяжной вентиляцией. В отапливаемых производственных и вспомогательных помещениях, за исключением особо сырых помещений, не допускается образование конденсата на внутренних поверхностях наружных ограждений. Поэтому стены в таких помещениях покрывают защитно-отделочным пароизоляционным слоем.

    Отделка стен должна быть прочной, гигиеничной, экономичной в эксплуатации и отвечать эстетическим требованиям. Рекомендуется применять отделочные элементы заводского изготовления: панели, щиты и плиты различной формы и цвета, выполненные из современных искусственных строительных материалов; панели стен в помещениях для приемки, хранения и подготовки к продаже продовольственных товаров, а также в моечных и душевых должны быть облицованы водоустойчивыми синтетическими материалами, глазурованной плиткой или окрашены масляными либо водоустойчивыми синтетическими красками на высоту не менее 1,8 м.

    Полы в производственных помещениях следует делать из материалов, обеспечивающих удобную очистку их и отвечающих эксплуатационным требованиям для данного производства.

    Конструкции полов и верхних покрытий выбирают с учетом технологического процесса, выполняемого в отдельных видах помещений. Наиболее распространенными являются цементобетонные, асфальтобетонные, асфальтовые, плиточные и деревянные полы.

    В торговых залах магазинов полы рекомендуют покрывать плиткой. Эти полы гигиеничны, легко моются и водонепроницаемы. В местах работы контролеров-кассиров, продавцов и других работников торговых залов устраивают деревянные дощатые настилы, настилы из толстых ковровых дорожек или линолеумные дорожки на матерчатой основе.

    В торговых залах, расположенных на втором этаже, можно применять деревянные дощатые и паркетные полы. В административно-бытовых помещениях полы должны быть деревянные, дощатые с масляной покраской или паркетные.

    Как правило, предприятиях должны быть вспомогательные санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, курительные, пункты питания, комнаты отдыха, здравпункты, комнаты личной гигиены женщин и др.). Состав этих помещений, размеры и оборудование зависят от санитарной характеристики, производственных процессов, численности работников, а также других факторов и определены в СНиП.

    Важное значение для охраны труда работников предприятий имеет правильная планировка и устройство выходов, проходов, лестниц и площадок. Они должны отвечать строительным, эксплуатационным, санитарно-техническим и противопожарным требованиям.

    Рациональное размещение технологического оборудования внутри помещений влияет на организацию технологических процессов, повышение производительности труда и его охраны. Размещение оборудования должно быть удобным и безопасным в эксплуатации.

    Большое значение для охраны труда имеет водоснабжение предприятий. Оно должно обеспечить потребность предприятия в питьевой воде и для хозяйственно-гигиенических, производственных и противопожарных целей. Различают два вида водоснабжения: централизованное и децентрализованное. При централизованном водоснабжении вода подается по трубопроводам общего пользования, а при децентрализованном - поступает из местных источников (колодцев, родников, водоемов).

    Выбор источников хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо согласовывать с местными администрациями и местными органами санитарно-эпидемиологической службы. Качество воды должно отвечать требованиям ГОСТа на питьевую воду. Применение сырой воды для питья допускается только с разрешения органов санитарно эпидемиологической службы.

    Все предприятия, согласно санитарным правилам и нормам, должны иметь канализационные сооружения, предназначенные для приема, удаления и обезвреживания источных вод, а также отведения их на определенные участки. На предприятиях, не имеющих канализацию, устраивают дворовые туалеты и бетонные ямы, которые сооружают в соответствии с правилами безопасности их эксплуатации и санитарно-гигиенических норм.

    В производственных и вспомогательных помещениях освещение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха обеспечивают оптимальные параметры воздушной среды (производственного микроклимата), способствующие сохранению здоровья человека и повышению его трудоспособности.

    Температура воздуха в производственных помещениях в зависимости от тяжести работ в холодный и переходный периоды года должна быть от 14 до 21"С, в теплый период - от 17 до 25"С. Относительная влажность - в пределах 60 - 70%, скорость движения воздуха - не более 0,2- 0,5 м/с. В теплый период года температура воздуха в помещениях не должна быть выше наружной более чем на 3 - 5"С, максимальная - 28"С, а скорость движения воздуха - до 1 м/с.

    Комплексным изучением производственных условий, влиянием их на организм человека, а также разработкой мероприятий по их улучшению и внедрению занимаются службы гигиены труда и производственной санитарии.

    Составная часть гигиены труда - это физиология труда, изучающая физиологические процессы в организме человека, связанные с его трудовой деятельностью. Физиология труда ставит своей целью найти рациональную с физиологической точки зрения организацию труда, при которой снижается утомляемость человека, повышается работоспособность и производительность труда.

    Совершенствование условий труда на предприятиях осуществляется за счет рационализации технологических процессов, внедрения современной техники, выявления и

    устранения вредных факторов, а также проведения профилактических и защитных мероприятий.

    Научно-исследовательские институты по вопросам научной организации труда рекомендуют определять показатели условий труда и сопоставлять фактические данные c нормативами. Этот показатель в экономической литературе получил название коэффициента условий труда (К).

    Коэффициент условий труда рассчитывается как средневзвешенная величина по формуле:

    где П - количество рабочих мест, на которых изучались условия труда; а - уровень соответствия фактических условий труда нормативным.

    Уровень соответствия (а) фактических условий труди нормативным определяется по каждому показателю (освещенность, чистота и влажность воздуха, шум, вибрация и т. п.) и рассчитывается по формуле:

    где У - фактические условия труда; У - нормативные условия труда.

    По показателям (шум, вибрация и др.), превышающими нормативы, значение (а) определяется по обратной формуле:

    На практике рассчитывают и другие показатели, характеризующие трудоспособность работников, уровень безопасности труда и т. п., имеющие прямое отношение к условиям труда.

    1.4. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях

    Необходимые характеристики микроклимата воздуха рабочей зоны, как правило, обеспечиваются вентиляцией. Под вентиляцией понимают организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязненного воздуха и подачу на его место чистого, определенной влажности и температуры.

    Вентиляция бывает: естественная и принудительная, общая и местная, организованная и неорганизованная. Естественная вентиляция осуществляется с помощью проемов в стенах (окон, дверей, фрамуг, форточек) или вентиляционных каналов, без применения специальных механических воздушных насосов (вентиляторов, роторов, компрессоров). Принудительная вентиляция - вентиляция, осуществляемая с помощью механических побудителей (вентиляторов (эжекторов, дефлекторов)) по специальным воздуховодам или каналам. Организованная вентиляция - вентиляция, которая предусмотрена заранее при проектировании здания или рабочего места (двери, форточки, каналы в стенах). Неорганизованная вентиляция - вентиляция, осуществляемая через не плотности в окнах, дверях, стенах из-за некачественного строительства зданий или неправильно эксплуатации. Этот вид вентиляции не предусмотрен проектом.



    Просмотров