Беседа что такое права ребенка. Конспект беседы-размышления " Мои права и обязанности"

Программное содержание: в интересной и содержательной форме продолжать знакомить детей с международными правовыми документами «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», с основными правами и свободами, учить применять их в жизни.
Формировать дружеские отношения друг к другу, любовь, уважение к родным и близким, к окружающим детям.
Подвести детей к понимаю того, что в правовых документах записаны не только права детей, но и обязанности правительства, государства.
Закреплять понятия: семья, правовые документы и акты, Декларация, Конвенция.
Интегрируемые области : познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Предварительная работа: создание фотоальбома «Моя семья», выставка детских рисунков на тему «Дети имеют право», организация вечеров-досугов «Мамины посиделки», «Папины руки не знают скуки», мастер-класс «Вместе с бабушкой» (изготовление кукол-скаток).
Материалы и оборудование: иллюстрации из книги «Ваши права», «Конвенция о правах ребенка в пересказе для тех, ради кого эта Конвенция была задумана», автор Рейнхардт Юнг, Всеобщая декларация прав человека, куклы Саша и Маша, куклы-родители, макеты островов, куклы-скатки.
Ход беседы

1 часть

Воспитатель: подзывает детей к себе. Я хочу рассказать вам одну историю, послушайте. В одном городе жили дети: брат и сестра. Звали их Саша и Маша. Вместе с ними жили мама и папа. И вот как-то раз поплыли они все вместе на пароходе путешествовать, но наскочили на мель, и произошло кораблекрушение. В результате родители попали на один остров, а дети на другой. Что же делать? Дети обошли весь остров, нашли пещеру и решили жить в ней. Вечером они увидели вот что (отразить ситуацию на макете).
Оказалось, что в пещере живет злой Карабаса Барабас с артистами из кукольного театра. Маленькие артисты очень боялись Карабаса Барабаса. Весь день они сидели в чулане под замком, а вечером он заставлял их выступать для жителей острова, а потом снова запирал в чулан, не разрешая встречаться ни с кем (выставить картинку).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, хорошо ли жилось артистам у Карабаса Барабаса?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, мы с вами знакомились с такими важными документами, как: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». В них записаны права детей. Скажите, какие права маленьких артистов нарушал Карабас Барабас.
Ответы детей.
Воспитатель: В Декларации прав человека в статье №4 записано, что никто не должен содержаться в подневольном состоянии (показать картинку.)Каждый ребенок на свете имеет право на счастливое детство. Дети имеют право жить и воспитываться в семейном окружении, среди тех, кто обеспечит им наилучший уход (статья №8 Конвенции о правах ребенка).А с кем лучше всего живется вам, ребята?
Проводится игра «Закончи предложение». (Человеку нужна семья для того, чтобы…?)

2 часть

Воспитатель: О братите внимание на выставку замечательных рисунков, которая называется «Моя дружная семья».
Кто хочет рассказать о своей семье? Почему здесь присутствует слово дружная? (2-3 человека рассказывают о своей семье, рассказы прилагаются.)
Давайте вспомним пословицы о семье:
- На что и клад, коли в семье лад.
- Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать, да бабушка.
- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
- Материнская ласка конца не знает.

3 часть

Воспитатель: в моей жизни тоже произошел запоминающийся случай. Однажды я была поражена сочинением своей дочки, которое зачитали нам на родительском собрании в школе. Дочь рассказывала о том, как однажды я оставила ее дома одну, а сама задержалась в магазине. Уже стемнело, и Аня стала беспокоиться за маму, т.е. за меня. Она прислушивалась к каждому шагу, звуку, доносившемуся и коридора. Сидя под дверью, ей было страшно, и спас ее мамин халатик, с которым она играла, разговаривала, кружилась по комнате, а потом надела его на себя. Родной запах обнимал мою дочку со всех сторон, постепенно она успокоилась, а я вскоре вернулась домой. Сочинение заканчивалось словами: «Я бы никогда больше не хотела расставаться с мамой». Вот так рассуждала моя дочь в 3-м классе школы.
Воспитатель: Я знаю хорошую скороговорку: «Мамы и папы нам без вас, все равно, что вам без нас!» (Разучивание скороговорки.)

4 часть

Воспитатель: Обратимся снова к «Конвенции о правах ребенка» (показать), в статье №31 записано, что каждому ребенку предоставляется право на досуг и отдых, в это время дети могут заниматься любимым делом, тем, что им больше всего нравится.
А вот Карабас Барабас не разрешал своим бедным маленьким артистам играть, заниматься любимым делом.
Чем вы, дети, любите заниматься дома, на улице с друзьями? Чем увлекаются ваши родители? А поможет вам рассказать об этом наш фотоальбом «Моя семья».
Воспитатель обращает внимание на фотографии из альбома, заслушивает рассказы двух-трех человек о семейных увлечениях.
Воспитатель: Бывают семьи, где много детей - это многодетные семьи (закрепить понятие), в нашей группе таких семей 5. Это семья Алёны, Юли, Аркадия, еще одной Юли и Вики. Во всех семьях по трое детей, а у Аркадия - пятеро!
Алёна, расскажи, чем ты любишь заниматься дома? (Алёна рассказывает и показывает куклу-скатку, которую сделала вместе с бабушкой.)
Воспитатель: Аркадий вместе с братьями любят играть в игру «Шла деревня за грибами».
Физкультминутка.
Давайте все вместе поиграем:
За дубами, за лугами
Шла деревня за грибами.
Старушки по волнушки,
Старички по сморчки,
Мужики по груздички,
Молодушки по чернушки,
А ребятки по опятки.
Раз, два, три, по грибы иди.
(подобие игры «Ручеек»).

Воспитатель: Дети, из ваших рассказов мы узнали, что все вы живете в семьях с родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками. О вас заботятся и любят, у вас есть красивая одежда, вкусная еда, много игрушек, любимые занятия. В ваших семьях соблюдаются права детей.

5 часть

А маленькие артисты на острове были напуганы, потому-то Карабас Барабас обижал их, дразнил малышей. Но мы с вами знаем: каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому и небрежному обращению. Это записано в статье №3 «Всеобщей декларации». (Воспитатель зачитывает и выставляет картинку.)
Воспитатель: вспомните мультфильмы или сказки, в которых большой и старший обижал маленького и беззащитного.
Ответы детей:
- «Три поросенка».
- «Красная шапочка».
- «Волк и семеро козлят».
- «Смурфики».
- «Теремок».
- «Приключения Буратино».
- «Заюшкина избушка».
- «Крошечка Хаврошечка» и др.
Воспитатель: Расскажите, как жилось героям, в перечисленных вами сказках? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, очень плохо, когда нарушаются законы и права детей, тогда детям бывает очень тяжело, страшно и трудно.
Воспитатель: Что же было дальше с Сашей и Машей, и с артистами кукольного театра? А вот, что.
Мама и папа нашли на острове лодку и переправились на ней на другой остров, прогнали злого Карабаса Барабаса, освободили артистов, нашли своих детей, и все благополучно вернулись домой! Саша и Маша живут с мамой и папой, днем ходят в детский сад, а вечером вместе с родителями играют, лепят, рисуют, и уже забыли историю про злого Карабаса Барабаса. (Разыграть ситуацию с куклами)
Маленькие артисты учатся в школе, выступают в детском театре, а вечером любят проводит время вместе со своими родителями.
Воспитатель: Из этой истории можно сделать вывод: государство, правительство и все взрослые люди должны заботиться о детях, соблюдать их права: право на семью, право заниматься любимым делом, право на безопасные условия жизни, право на счастливое детство. Дети должны терпимее относиться друг к другу, ценить и уважать родителей, чтобы в семьях царили мир, доброта и уют.

Приложение №1

Литература:

1. Дидактическое пособие «Права ребенка».
2. Рейнхардт Юнг. Конвенция о правах ребёнка в пересказе для тех, ради кого эта Конвенция была задумана. Перевод с немецкого Аскольда Лебедева. - Журнал «Образование» №1-3 1996.
3. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! Книга для учащихся начальных классов. - Москва: Издательство «Вита-Пресс», 1996.
4. Шалаева Г.П. Большая книга поведения для дошколят. - М.: Издательство ЭКСМО 2007г.
5. Адаптированный текст Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году.

Конспект занятия

«Права ребёнка»

Педагог-психолог: Доржу А-Х. М.

Беседа с детьми о правах ребёнка с детьми старшего дошкольного возраста «Права ребёнка».

Задачи: Познакомить детей с их правами. Воспитывать уважение к членам семьи.

Материал: Бумага, карандаши, маска медвежонка, медведицы, лепестки с именами детей (что обозначает каждое имя)

Ход: Педагог - здравствуйте ребята! Давайте поболтаем! Садитесь на ковёр. (дети садятся на ковёр) Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им позвать малыша, как к нему обращаться? Ребята, как же помочь этим родителям? Надо придумать имя малышу! (дети предлагают разные имена)

Педагог - каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию и отчество! Давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру: «Назови друг друга ласково» (вы будете передавать друг другу мячик и называть ласково имя того человека, которому отдаёте мяч). Считается, что имя влияет на характер человека, его увлечения. Сейчас мы с вами посмотрим, как имя влияет на характер человека. У меня есть ромашка, вытягиваем первый лепесток – Александр-это… далее дети вытягивают по одному лепестку и передают его тому, чьё имя написано. Тот ребёнок, который получил лепесток, садится за стол вместе со своим лепестком.

Педагог – вот так ребята. На что имеет право каждый ребёнок? На имя! Каждый ребёнок ещё имеет право и на семью! Что такое семья? Это мама. Папа… .семью надо любить и уважать. Давайте с вами послушаем стихотворение «Про маленького мишку – упрямого сынишку» (Воспитатели показывают представление по стихотворению)

Вечер по лесу плывёт, Заревел сыночек.

Звёздочками светится. Вышла мама за порог

Сыну песенку поёт Принесла ему цветок:

Бурая медведица: - вот тебе цветочек,

- на траву упала шишка. Баю-бай, сыночек!

Баю, бай, усни, сынишка! - не хочу цветочек. -

- Не нужна мне шишка! Завизжал сыночек

- Зарычал сынишка. Вышла мама за порог,

- Не хочу, не буду спать, за зелёный бугорок,

Лучше я пойду гулять! Притащила мёду

Вышла мама за порог, Целую колоду.

Принесла ему грибок: мама песенку поёт,

- вот тебе грибочек, мишка угощается:

баю-бай, сыночек! - до чего могучий мёд,

- Не хочу грибочек. - Аж глаза слипаются!

Педагог - скажите ребята, не видели ли вы таких детей? Может на кого-то похож этот медвежонок? Мамочку надо беречь и не огорчать! Так, что надо делать, чтобы не огорчать мамочку? Ответы детей

Педагог - мы с вами говорили, что каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию, ещё на что? Ребёнок имеет право на семью!

А ещё имеет право на охрану здоровья! Как это, ребята? Как можно охранять здоровье? Ответы детей. Педагог - и так, на зарядку становись!

Руки вверх, руки вниз, на носках приподнимись,

Вправо, влево наклонись,

Повтори наклон раз пять, а теперь дружок присядь!

Вот нелёгкое заданье, надо сделать приседанье.

Раз присели, два присели, в третий раз присесть сумели.

Ну-ка сынок! Ставь ножку на носок,

А теперь на пятку – сделаем зарядку!

Дочка! Руку подними. А теперь рукой махни!

Помаши- ка мне рукой Раз – другой, раз – другой!

Давай попрыгаем, сынок! Скок – скок, скок-скок!

Друг за другом, друг за другом, побежали мы по кругу!

Раз – два, раз – два начинается ходьба!

Педагог – устали? Вот так мы немножко укрепили своё здоровье! Ещё ребята, у вас есть право на игру, вы можете играть в разные игры! Какие игры вам нравятся? В какие игры вы играете в садике? Ответы детей!

Можно поиграть в игру «запретное движение»

Послушайте стихотворение «мои права»!

У ребёнка право есть, кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить, на салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой, разбросать свои игрушки!

Исчеркать картинки в книжке, дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав! Разве я, друзья, не прав?

Педагог - Как вы думаете, прав ли герой стихотворения? О каких правах мы с вами говорили?

Ребёнок имеет право на имя, фамилию!

Ребёнок имеет право на семью!

Ребёнок имеет право на охрану здоровья!

Ребёнок имеет право на игру!

Молодцы ребята! Нарисуйте то право, которое вам больше всего понравилось и запомнилось!

Дети выполняют задание, затем рассказывают, что они нарисовали. Работы детей отправляются на выставку!

Цель : совершенствоватьнавыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников. Развивать диалогическую речь, речевую культуру. Совершенствовать навыки поведения в обществе.

Воспитывать у детей навыки культурного поведения, коммуникативное общение, доброжелательное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства.

(Дети свободно играют на ковре)

Воспитатель. Ребята, сегодня в детский сад приехал журналист. Он хочет познакомиться с вами, побеседовать и написать о вас статью.

(стук в дверь, входит журналист)

Журналист. Здравствуйте, ребята. Много слышала о вашем д/с. Сегодня пришла, чтобы взять у вас интервью. Я уже побывала в группе «Гнездышко» и «Светлячки». Ребята рассказали о своей жизни и делах, а я записала их рассказы на диктофон.

Хотите послушать? (прослушивают)

Воспитатель. Ребята, вы согласны дать интервью нашему гостю?

Журналист. Меня зовут Татьяна Александровна, я журналист независимой газеты «Васильковое детство».

Теперь каждый из вас представится и ответит на мои вопросы:

Как называется ваш д/с?

Ваша группа?

Чем вы любите заниматься?

Что вы делаете, чтобы быть здоровыми?

Кто твой друг? (неск. ответов)

О чем ты мечтаешь?

Спасибо, ребята, за интересные ответы.

Воспитатель. Ребята, давайте предложим Татьяне Александровне остаться на занятии, чтобы она побольше узнала о нашей жизни в д/с.

(воспитатель выставляет фотографию группы и беседует с детьми по вопросам)

Кто изображен на этой фотографии?

Как вы узнаете друг друга?

Чем мы похожи?

Чем не похожи?

На фотографии, как и в жизни вы все такие разные: кто-то спокойный и задумчивый, а кто-то веселый, и я вас всех очень люблю.

У меня есть вот такие необычные значки.

Давайте вместе выберем, кто в нашей группе:

самый веселый – дарим солнышко;

добрый – сердечко;

трудолюбивый – веник;

самый смелый – кораблик;

самый умный – книга.

Мы все такие разные, но в д/с живем в большом дружном коллективе и должны научиться вести себя так, чтобы всем было хорошо рядом с нами.

А для этого нужно делать?

Давайте послушаем историю, которую хочет рассказать Полина.

Ребята, как вы считаете, кто самый глупый в этой истории? Почему вы так думаете?

Что чувствовала Таня, когда Ваня дернул ее за косичку?

Почему она ударила ногой собаку?

В этой истории тот, кто сильнее, обижал слабого. А как бы вы поступили в этой ситуации?

Нам надо научиться выслушивать друг друга, уважать и, если возникают конфликты, уметь их разрешать.

(на столе лежат картинки с играми)

Ребята, рассмотрите картинки и выберите себе ту, которая вам больше нравится.

На верхнюю полку поставьте те, в которые можно играть одному, на нижнюю – с друзьями.

В какие игры вам интереснее играть? Почему?

Когда вы дружно и весело играете, много гуляете, вы вырастите крепкими и здоровыми.

Давайте немного отдохнем и пожелаем друг другу здоровья.

Релаксационная пауза «Здравствуйте»

(звучит спокойная музыка, дети встают в круг)

Когда мы встречаемся, мы приветствуем друг друга, здороваемся. Давайте сейчас пожелаем друг другу здоровья, но сделаем это без слов: просто посмотрите друг другу в глаза, на лицо, обведите всех по кругу взглядом, встретьтесь глазами, кивните друг другу и мысленно пожелайте здоровья.

Журналист. Я увидела какие правила вы соблюдаете, как живете в своем «Васильке», чем занимаетесь, так и во всем государстве люди должны соблюдать определенные правила, и эти правила записаны вот в этой книге под названием «Конвенция о правах ребенка».

Этот документ существует во всем мире для всех людей, и сегодня я дарю его вам.

Воспитатель. Спасибо за подарок Татьяна Александровна, мы обязательно познакомимся с этой книгой.

Журналист. На своих занятиях вы узнаете еще много интересного, а чтобы оформить мою статью о вашем д/с, я предлагаю вам нарисовать рисунки о том, чем вы любите заниматься и прислать их в редакцию нашей газеты.

Вот моя визитная карточка. До свидания.

(звучит спокойная музыка, дети рисуют)

Беседа о правах ребенка.

Подготовительная группа.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня 1 июня и я поздравляю Вас с праздником. Как называется этот праздник?

Правильно, 1 июня весь мир отмечает День защиты детей. А вы знаете, как появился этот праздник?

Этот праздник впервые начали праздновать в 1950 г. (61 год назад). В этот день был принят закон о правах ребенка (конвенция), в котором прописаны права детей. А скажите, пожалуйста, ребенок – это кто, кого можно назвать ребенком?

Ребенок – это человек, не достигший 18 лет. Вы тоже дети. А какие у вас есть права?

Главное право ребёнка- это право на жизнь .(слайд № 2). Никому нельзя нарушать это право. Если кто –то посягает на жизнь ребенка – за это очень строго наказывают.

Все дети планеты, будь то русские, англичане, негры, арабы имеют одинаковые права. .(слайд № 3).

Каждый из вас имеет право на имя, отчество и фамилию .
Как твоё имя?
Как зовут маму, папу?
Сколько много разных имён. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени.
Отчество присваивается ребёнку по имени отца. Например: папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит отчество мальчика - Владимирович. Когда он вырастет, то к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.
Как зовут твоего папу?
Какое у тебя отчество?
Назовите имена и отчества ваших мама и пап, воспитательницы.
.(слайд № 4).
Другое право, о каком мы поговорим - это право жить и воспитываться в семье.
Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.
Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Ответы детей (Чтобы жить вместе; помогать друг другу).
Воспитатель: В хорошей дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга.

“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Мы – хорошая семья!”

Родители для Вас - самые дорогие люди. Их нужно слушаться и помогать в домашних делах. Потому что они заботятся о вас. (слайд № 5)

    Каждый из Вас имеет право на медицинское обслуживание. (слайд № 6) Поэтому, выздоравливать вам помогают врачи. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым!

Ребята, каждый рабочий день ваши родители ходят на работу. А вы куда идёте? В детский сад. Потому что вы имеете право на воспитание в образовательных учреждениях. (слайд № 7). Вы любите ходить в сад?
Мы с вами познакомились некоторыми из ваших прав. Но мы не все их еще назвали. О других ваших правах я предлагаю вам посмотреть видео клип. (видео клип)

Итак, вы внимательно посмотрели видеоклип. Воспитатель: Ребята я предлагаю вам послушать несколько ситуаций и определить нарушены в них права ребёнка или нет.

1. Девочка Лена болеет, но родители её не ведут к врачу и не лечат.

Дети: Да здесь нарушено право ребёнка.

Воспитатель: Правильно, в этой ситуации нарушено право ребёнка на охрану его здоровья. Каждый человек который воспитывает ребёнка должен заботиться о его здоровье, следить чтоб ему было хорошо.

2. Мальчик Витя играет своей машинкой, к нему подходит другой мальчик и забирает у Вити машинку.

Воспитатель: Подумайте в этой ситуации нарушены права Вити?

Дети: Да, нельзя забирать силой чужие игрушки.

Воспитатель: Правильно ребята, в этой ситуации нарушено право на неприкосновенность своего имущества. А мальчик мог поступить по другому?

Дети: Да он мог попросить машинку у Вити поиграть, а потом вернуть.

Воспитатель: Запомните дети нельзя брать без спроса чужие игрушки, ломать их или забирать силой. Делая так вы нарушаете права другого ребёнка.

3. У Риты порвались зимние сапожки, но родители не покупают ей новые и у девочки на улице мёрзнут ноги.

Дети: В этой ситуации нарушены права Риты, она не должна мёрзнуть. Так как может заболеть.

Воспитатель: Правильно ребята, у каждого ребёнка должны быть хорошие, чистые вещи на все времена года.

Воспитатель: Молодцы ребята вы правильно определили ситуации где нарушены права ребёнка. детей. (по презентации № 2).

Давайте все вместе перечислим права Ребенок имеет право на ….

А зачем ребенку нужны права? Права нужны для того, чтобы дети были счастливы и здоровы.

Но кроме прав у каждого ребёнка есть свои обязанности. Какие могут быть ваши обязанности, вы поговорите с вашим педагогом.

Дети: Ребёнок должен слушаться родителей, убирать за собой игрушки, не портить и не ломать вещи, быть аккуратным, не обижать других детей.

Воспитатель: Правильно ребята. А если вы думаете что ваши права нарушаются, вас обижают, то стоит пожаловаться знакомому взрослому или воспитателю, чтоб вам помогли.

Ход занятия

(Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма “Мама для мамонтенка”, ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)

Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы )

Воспитатель: Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей)

Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.

Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)

Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)

1. “Родительское сердце - в детках”.

2. “Дети не в тягость, а в радость”.

3. “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. (Рассуждения детей)

Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.

“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!”

(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека)

Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

Воспитатель: Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством.

Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.

Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома?

(Ответы детей)

Игра “Наши добрые дела”

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют.(В конце игры подводится итог)

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

(Рассуждения детей)

Чтение загадки:

“Дитя еще не родилося,
А уж отдано на воспитание,
У кого это?” (Кукушка)

(Показ иллюстрации к ненецкой сказке “Кукушка”, беседа по сказке)

Ребята, назовите, как называется сказка?

Почему мама обернулась “кукушкой”?

Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?

Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?

Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)

Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”

Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.

Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ семьи. И рассказать, что он означает.

(Дети под мелодию “Мама для мамонтенка” рисуют символы)

(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)

(Стихотворение)

“Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”

(Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Подведение итога занятия.

Перспективный план по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе
I квартал

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

сентябрь

Беседа "Каждый имеет право"

Ж."Обруч" N5-2001 стр.28 "Ваши права", - Е. Шабельник, Е. Каширцева

Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка

Ж. "Обруч" N5/2001

Чтение стихов "В какой стране хотел бы жить?"

Ж. "Читаем, учим, играем"

N3/2002 стр.7

Беседа "Как люди пришли к тому, что права надо защищать"

Ж. "Читаем, учимся, играем"

N3/2002 стр.17

октябрь

Беседа "Мы все разные, но мы все равны"

Ж. "Ребенок в детском саду" N5/2002 стр.83

Проблемные ситуации на тему: "Мы все разные, но мы все равны"

Ж. "Ребенок в детском саду"

N5/2002 стр.84

Игра "Спиной друг к другу"

Ж. "Ребенок в детском саду"

N5/2002 стр.83

Актуальность проекта:

Реализация педагогического проекта «Маленьким детям – большие права» – это работа взрослого-посредника между ребёнком и социальным миром. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования т.к. именно в этот момент наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний. Проведённое исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети. Проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения, как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

Цели и задачи: формировать представление детей о правах ребенка;

помочь понять родственные отношения в семье;

воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Маленьким детям – большие права»

Актуальность проекта:

Реализация педагогического проекта «Маленьким детям – большие права» – это работа взрослого-посредника между ребёнком и социальным миром. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования т.к. именно в этот момент наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний. Проведённое исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети. Проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения, как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

Цели и задачи: формировать представление детей о правах ребенка;

помочь понять родственные отношения в семье;

воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС

  • Ребёнком признаётся лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).
  • Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье. Право знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание с ними.

Ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

  • Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.

: «Ребенок в мире взрослых»

Знать в чем заключается различие взрослых от детей, их возможностей;

Знать профессии взрослых людей, об их назначении, о важности добросовестного выполнения своих трудовых обязанностей;

Знать о необходимости отдыха для каждого человека и умении по – разному, с пользой для здоровья, проводить свой досуг;

Знать традиции проведения отдыха своей семьи;

Элементарные представления о многообразии народов мира;

Знать некоторые мелодии, песни, сказки народов мира.

Умения:

Выполнять знакомые правила общения со взрослыми;

Проявлять доброжелательное отношения к воспитателям, родителям, близким;

Реагировать на состояние и настроение окружающих;

Уметь различать людей разного возраста на картинке, фото, в скульптуре;

Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей;

Проявлять уважение к взрослым;

Проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему людей на земле, жизни народов мира.

«Быть здоровым – мое право»

Знания:

Знать о строении своего организма, о назначении каждой части тела, каждого органа;

Знать о своих умениях и возможностях, пополнять их новыми умениями;

Знать о правилах поведения в обществе в случае заболевания;

Знать о некоторых правилах ухода за больным;

Знать о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур;

Знать о некоторых правилах первой помощи в случае травмы.

Умения:

Уметь заботиться о своем теле;

Уметь выражать свои чувства, (радость, грусть), управлять ими;

Уметь выполнять культурно – гигиенические процессы;

Выполнять закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях;

Осваивать приемы элементарной помощи при травмах.

Раздел 3: «Ребенок и культура»

Знания:

Знать правила культурного поведения в группе среди детей, в общественных местах;

Знать стихи, пословицы, поговорки, в которых отражены забота и любовь к близким, семье;

Иметь представление возможных негативных действий;

Представление о правилах поведения детей в общественных местах;

Иметь представление о школе, школьниках, учителе.

Умения:

Уметь выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста;

Уметь рассматривать картины, в которых отражена материнская любовь к детям;

Уметь сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы;

Уметь оценивать поведения сверстников через сравнение его поступка с поступками и чертами личности литературных героев;

Уметь соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей.

Раздел 4: «Первые шаги в социальный мир»

Знания:

Знать свое имя, фамилию, домашний адрес, как зовут родителей, где они работают;

Знать традиции своей семьи, любимых занятий членов семьи;

Иметь представление о детском саде, воспитателях;

Понимать, что трудом взрослых людей создано богатство окружающего мира;

Знать о жизни детей других стран, об играх, любимых занятиях детей разных народов.

Умения:

Уметь называть членов своей семьи, своих родственников;

Уметь общаться с друзьями, соблюдать правила группы, детского сада;

Уметь свободно выражать свои мысли о себе, о своей семье;

Уважать чувства и мысли других людей;

Уметь различать плохие и хорошие поступки по отношению к другим людям, животным, анализировать свои поступки;

Обсуждать, как живут дети всего мира, как они дружат, как можно выразить всем детям на земле свои дружеские чувства.

КОНСПЕКТ

беседы с детьми старшей группы «Зайки».

Тема: «Право ребенка воспитываться и жить в семье»

Ход беседы

Ребята я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением семьи. Дорогие ребята! Давайте вспомним сегодня о ваших правах, о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.

Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.

Попробуйте произнести слово «семья» вот так: семь - я. Как вы думаете, что это значит? Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

На самом деле, приглядитесь повнимательнее к родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка - папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

На кого из родных вы похожи внешне?

Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей.

В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!»

Что же такое согласная семья?

Правильно! Это семья, где все живут в согласии. Каждый - и старый и малый - ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняясь открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

Самые близкие ребёнку люди - его родители. И для родителей - дети смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце - в детках», «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословицах.

Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А если ребенок заболел, то вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родная матушка» - примечают люди.

Заболел сынок

Простудился Ваня -

Заболел сынок.

Чуть мерцает в спальне

Слабый огонек.

За окном метели

В стекла бьют упрямо,

От постели сына

Не отходит мама.

Потеплей укрыла

И дала напиться,

О сыночке милом

Станет мать молиться!

Папа - тоже самый близкий и дорогой ребенку человек!

Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только делать что-то руками, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям.

«Отец сына худому не научит» - говорится в народе.

Мой папа

Папа знает все на свете:

Знает, где родился ветер,

Как бушует океан -

Ведь мой папа - капитан!

Мы достанем карту мира,

Вместе станем изучать -

Вот высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это южная Анапа,

Это - северный Ямал.

Обо всем расскажет папа -

Папа всюду побывал!

Вырасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Беседа о прочитанном: Чему вы научились у папы? Есть ли вас сестры и братья, расскажите о них. Расскажите о маме. Вспомните и прочтите стихи, посвященные маме. Какая профессия у вашей мамы? А у папы?

Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно кое-чему и поучиться.

Старшая сестра

Моя старшая сестрица -

на все руки мастерица:

Испечет сама пирог,

Свяжет бабушке платок.

Я всегда с сестренкой рядом,

У нее всему учусь.

Вместе с ней к столу присяду -

Рукоделием займусь!

Самые старшие и уважаемые члены семьи - бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам.

Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, то и вам нужно будет позаботиться о них.

Дедушка

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой!

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой!

Замечательный наш дед,

Проживи еще сто лет!

Если бабушка живет с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме. Руки и сердце у бабушки - золотые! Она теплые носки свяжет, и вкусный пирог испечет, и добрым словом поможет, и в трудную минуту поддержит.

Бабушка

У меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает песни и стихи.

Её руки непростые,

Трудовые, золотые!

В народе есть поговорка: «Семьей и горох молят». Так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

Но и сегодня ваша помощь очень нужна. Убрать за собой игрушки, помыть посуду, вытереть пыль - ведь это совсем не сложно. Зато сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.

Интересно рассматривать альбомы с фотографиями своей семьи. Но многих людей, запечатленных на фотоснимках, вы не узнаете. Кто это? Оказывается, это ваши дяди и тети - родные братья и сестры мамы и папы, и их дети - ваши двоюродные братья и сестры.

Вот какая большая у вас семья!

Что означают слова «согласная семья»? Сколько членов в вашей семье? Расскажите о них. Почему нужно помогать старшим членам семьи?

Расскажите о родном доме.

Ребята, мы поговорили о счастливых, благополучных семьях. Но в жизни, к сожалению, порой случается по-другому.

Бывает, что маленького ребенка растит и воспитывает одна мама, и ей, конечно, очень трудно. Но иногда малыш оказывается и вовсе без родителей. Маленький ребенок совсем беспомощное существо! Он не умеет сам ни одеваться, ни есть, ни пить. Без взрослых ребенок жить не может!

Как же поступают с ребенком, оставшимся без попечения родителей?

Заботу о детях берет на себя государство. Малыша направляют в детский дом, где о нем заботятся нянечки, врачи и воспитатели. Но, конечно, родных отца и мать малышу не может заменить никто! Дети скучают по ним, в каждой входящей женщине видят маму, тянут к ней ручонки, плачут, когда она уходит.

Некоторым сиротам (так называют детей, оставшихся без родителей) везет: их усыновляют приемные родители и дети обретают новую семью.




Просмотров