Беседа на тему день конституции рф. Беседы о конституции (урок для школьников и их родителей)

, зав. ЦГО УИПКПРО, к. п.н.

БЕСЕДА О КОНСТИТУЦИИ РФ

(урок для школьников и их родителей)

Время рождения действующей Конституции РФ-1993год. Это один из сложнейших этапов развития российского государства. Это время глубокого анализа и переосмысления успехов и достижений в развитии российской государственности, выявления причин общих бед и неудач.

Начало 90-х ознаменовалось кардинальными изменениями во всех сферах жизни страны – политической, экономической, социальной. Объективно к тому времени назрела потребность выстраивания курса на построение правового демократического государства. Новые реалии российской жизни должны были найти отражение в законодательстве страны.

2 сообщение « Государственный флаг». - Теперь поговорим о государственном флаге, развевающемся над Большим Кремлевским дворцом, в котором находится государственная резиденция (место пребывания) главы государства – Президента России.
Флаг имеет свою историю.
Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага, знамени – стяг.
Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались. На них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».
Издавна на Руси любимым цветом для флага был красный цвет. Считается, что красный цвет – цвет жизни, цвет человеческой крови.
Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце XVIII века на первом боевом корабле «Орел». Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввел царь Петр Первый.
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет!
Вот он, флаг! Это бело-сине-красное полотнище. Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество, за страну.
Когда поднимают флаг?

Ответ: Во время спортивных соревнований в случаях победы наших спортсменов; его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)
Какую форму имеет флаг? (Прямоугольную.)
Когда мы отмечаем День Государственного флага России? (22 августа .)
Каково старинное название флага? (Стяг.)
Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет.

3 сообщение « Государственный гимн РФ». Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну, самая главная песня государства.
Музыку гимна написал композитор (1883 – 1946), а слова – поэт (1913 – 2009).
На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы , военные отдают честь. Наша страна встречает и провожает новый день мелодией гимна. Его исполняют перед началом и после окончания передач по радио и телевидению. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют 12 раз. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины. Музыке гимна уже более 50 лет.
Звучит запись гимна.(1 куплет и припев)
Беседа после прослушивания гимна:
- Как автор называет Россию? (Священная держава, любимая страна; могучая, великая; Отечество, Отчизна.)
- Когда исполняется гимн? (При поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при вручении государственных наград.)

Учитель: Мы сегодня узнали очень много интересной и полезной информации. Я предлагаю проверить, как мы ее усвоили. Мы совершим увлекательное путешествие в мир главных символов России. Главными экспертами знаний ребят будут родители.

Игра - путешествие состоит из 4 этапов – Станция «Кроссворд», станция «Собери герб», станция «Музыкальная », станция «О чем рассказывают флаги» и станция «Вехи истории СССР».

Кроссворд «Государственные символы России»

1.Цвет геральдического щита герба РФ.

2.Центральная фигура герба России.

3.Во время правления какого царя трехцветный флаг стал указывать на государственную принадлежность?

5.Флаг, герб, гимн одним словом.

6.В каком документе утверждены гос. символы России.

7.Торжественная песнь

8.Какой флаг является боевым знаменем на кораблях российского флота.

9.Отличительный знак государства

10.Как называется трехцветное полотнище флага?

Станция «Собери герб»

На столах у ребят изображения скипетра, державы, одной большой и двух малых корон, ленты, двуглавого орла, большого геральдического щита, малого геральдического щита с изображением всадника, поражающего копьем дракона, Задача ребят – сложить герб и определить цвет каждой детали герба.

Станция «Музыкальная»

Звучат музыкальные отрывки, задача ребят определить, гимн какой эпохи звучит.

Станция «О чем рассказывают флаги»

Ребята получают карточки синего, белого, голубого, зеленого, черного и красного цветов. Их задача - объяснить значение того или иного цвета, собрать флаг России. Можно предложить объяснить цвета флага Ульяновской области, района.

Станция «Вехи истории СССР».

История СССР – ближайшая к нашему времени эпоха. В СССР жили наши бабушки и деды, родились и выросли родители. Поэтому мы должны помнить историю союза республик. Предлагаем назвать республики, которые входили в состав СССР, найти и показать их гербы.

Учитель предлагает завершить «Урок России» конкурсом на знание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников.

Задачи:
Образовательные:

  1. Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
  2. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
  2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
  3. Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
  2. Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.

Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.

Оборудование: плакаты с государственной символикой России, портрет Д. А. Медведева, карта России, запись на диске гимна РФ, магнитофон, карточки с гербами, флагами и сказочными персонажами для работы в группах, обведенные детские ладони для голосования, солнышко, таблички с человеческими ценностями, таблички со словами «геральдика» и «вексиллология», выставка книг по теме занятия.

Ход занятия

1. Вступительное слово.
Мы начинаем классный час.

  • Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.

(Я – гражданин…)

  • Что интересного заметили?

(Пропущено слово).

  • Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.

(…России)
(Если не догадаются: не переживайте, после нашей работы вы обязательно сможете вставить это слово).
Тема нашего классного часа «Я – гражданин России».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

(Ответы детей.
Обобщение:
Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности).

  • Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.

  • Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?

(Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

2. Беседа о ценностях человека.

  • Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

(Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

  • А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?

(Родина.)
Если не ответят, рассказываю историю:

  • Послушайте одну историю.

Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.

  • Почему же Человек заскучал?

(Вывешиваю табличку со словом «Родина»).
Обобщение.

  • Ребята, а что же такое Родина?
  • Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Кто получит мячик, тот и отвечает на данный вопрос.

Родина – это…

  • А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».
  • Наша с вами Родина – это Россия.
  • Кто может показать нашу Родину на карте?

(Показ России)

  • Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны?
  • Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства.

  • Назовите основные символы государства.

(Герб, флаг, гимн).

3. Сообщения учащихся. Работа в группах.
1. О гербе России (1 группа)
1 ученик. Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.
Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.
2 ученик. «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».
3 ученик. Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
4 ученик. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
5 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
6 ученик. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Ученик 7. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
Ученик 8. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба!
Ученик 9. В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.
- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю).
- Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).
- Когда появился первый российский герб?
(Около 500 лет назад, в 1497 году).
- Что держит орел в своих лапах на гербе России?
(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).
- Что такое скипетр? А держава?
- А что за всадник изображен на груди орла?
(Это Святой Георгий Победоносец).

4. Работа в группах.
- Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: найти недостающие детали. Вспомните правила работы в группе (Раздаю гербы с недостающими деталями).

Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.

5. Физминутка.

6. Сообщения учащихся о флаге.
- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю).
О флаге России нам расскажет вторая группа (Сообщения учащихся).
1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».
Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
2 ученик. Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
3 ученик. В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексей Михайловича.
4 ученик. Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.
5 ученик. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
Обобщающая беседа:
- Как называется наука о флагах?
(Вексиллология (Вывешиваю табличку)).
- Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг?
(Военный корабль «Орел»).
- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?
(22 августа).

7. Работа в парах.
- У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской Федерации.
- А не скажете ли вы, каким государствам принадлежат другие флаги?

(Если не ответят на вопрос – обратиться к энциклопедии «Флаги»)

  • Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.

8. Сообщения учащихся о гимне.
- Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены слова гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята.
(Сообщения учащихся третьей группы).
1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.
2 ученик. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.
3 ученик. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.
4 ученик. Мы коротко хотим рассказать о создателях Государственного гимна Российской Федерации.
Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, затем в Московской консерватории по классу композиции и пения. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность в нашей стране и за рубежом. А.В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий.
5 ученик. Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году и здравствует поныне. Поэт и писатель, Герой социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР. С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской Федерации.
6 ученик. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.
Обобщение.
- Что обозначает слово «гимн»?
- Назовите авторов слов и музыки гимна РФ.
- А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации.
(Включаю гимн. Дети слушают стоя).
Обобщение.
Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн. Когда ребята рассказывали нам о гимне, они говорили о том, что гимн звучит во время торжественных мероприятий, праздников. Как вы считаете, был ли у нас с вами сегодня повод для прослушивания Государственного Гимна РФ? Какой?
(Сегодня праздник – День Конституции).

9. Беседа о Конституции.
- Что же такое Конституция?
(Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан).
Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Кто является президентом нашей страны?
(Д. А. Медведев (Показываю портрет)).
- Что вы о нем знаете?
- Совсем недавно мы с вами писали письма нашему президенту Д.А. Медведеву. Я думаю, что сегодня, в День Конституции, мы можем некоторые зачитать…
(Дети читают письма президенту).
- А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.
- Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам поможет Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его правах.
- Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.
(Показываю табличку на доске «жизнь»).
Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?
(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).
- Как вы считаете, мы назвали все права?
(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).

10. Применение Конституции к сказкам.
- А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказкам.
Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением).
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(Звучит музыка).
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(Музыка стихает, царица зовет служанку).
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставь её там на съедение волкам!
Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий. Та, в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала…
Чернавка. Не кручинься, бог с тобой, ну а я пошла домой.
- Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете?
1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?
(Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
(Дед из сказки «Репка»).
3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени?
(«Золушка» Ш. Перро).
- А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали?
(Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная королева, Карабас - Барабас, Баба Яга).
- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?
(Ответы детей).
- Какова ваша главная обязанность?
(Хорошо учиться).
Обобщение.

11. Принятие законов жизни класса.
- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
- Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей).
- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.

12. Рефлексия.
(Дети прикрепляют ладони на доску).

13. Итог занятия.
- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?
(Высказывания детей).
Обобщение.

14. Обзор литературы по теме классного часа.

Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».

Тема: Конституция Российской Федерации. Государственные символы России.

Цель: Способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России;

Задачи:

    Познакомить с Конституцией Российской Федерации и расширить представление о Государственных символах России.

    Формировать уважительное и ответственное отношение к законам и символам России;

    Развивать интерес к истории России.

Ход урока:

    Вводная часть. (СЛАЙД №1)

Вот и наступил новый учебный год. Я очень рада вас видеть. Вы стали на год взрослее – теперь вы третьеклассники. Позади три замечательных летних месяца. А как вы провели эти месяцы я сейчас узнаю. Предлагаю вам разгадать кроссворд «Ах, лето!». (СЛАЙД №2-13)

    Бьются волны о песок,

    Через них я прыг да скок.

    Широка и глубока

    Наша с волнами... (река)

  1. Мяч по травке шустро скачет

    От ворот и до ворот.

    Бьют ногами - он не плачет.

    Кто игру мне назовёт?

  2. В тихую погоду

    Нет нас нигде,

    А ветер подует

    Бежим по воде.

  3. За грибами, за морошкой

    Мы ходили с братом Лёшкой.

    Видели ежа под ёлкой,

    Ёжик был довольно колкий.

    Муравейник повстречали,

    Наблюдали, изучали.

    Всяких здесь полно чудес,

    Потому что это... (лес)

  4. Чтобы солнце не пекло,

    Мы в песок воткнём его.

    Если мы под ним сидим,

    Никогда не обгорим.

  5. По асфальту на колёсах

    Неумело я качусь.

    Ноги в стороны, так сложно,

    Но не падаю, держусь.

    Кафе объеду, столики,

    Меня катают... (ролики)

  6. Долгожданная пора!

    Детвора кричит: «Ура!»

    Что ж за радость это?

    Наступило... (лето)

  7. На воде теперь держусь,

    Плавать в речке не боюсь.

    Если я устану вдруг,

    То меня удержит... (круг)

  8. Отчего у нас тепло?

    Это сверху припекло.

    Через облако-оконце

    Шлёт лучи на землю... (солнце)

  9. Прямо в небо я лечу,

    Не боюсь я, хохочу.

    Достаю ногой до ели -

    Вверх и вниз летят... (качели)

  10. Хочешь - в воду ты ныряй,

    Хочешь - на песке играй.

    Сколько замков здесь создашь!

    Что это за место? (Пляж)

    Посмотрите, как много чудесных радостных слов получилось: солнце, пляж, лес, качели, футбол, река, волны. Летом вы набирались сил для нового учебного года: отдыхали, загорали, купались, играли, путешествовали по нашей стране.

    Беседа о России.

    А как называется страна, в которой мы живём? (Россия) (СЛАЙД №14)

    Да, наше государство называется Россией или по-другому – Российской Федерацией. Если перевести со взрослого официального языка на простой русский, то «федерация» - это союз, объединение. (СЛАЙД №15) Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. (СЛАЙД №16) Сегодня в состав Российской Федерации входит 21 республика, 9 краёв, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

    Какие народы живут в России?

    В России проживают 180 наций и народов. Все они объединились в одно большое государство.

    Рассказ о Конституции Российской Федерации.

    Для того чтобы люди в нашей стране могли отдыхать, учиться, работать, нужны законы.

    В этом кроссворде спряталось ещё одно слово. Найдите его. (КОНСТИТУЦИЯ). (СЛАЙД №17-18)

    Сегодня Всероссийский урок посвящён Конституции Российской Федерации, которой в этом году исполнится 20 лет.

    Что такое Конституция?

    (СЛАЙД №19) Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.

    Для чего нужен Основной Закон?

    Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Поэтому день принятия Конституции является государственным праздником.

    Когда и как была принята Конституция РФ?

    Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. (СЛАЙД №20) Так, 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята наша Конституция. В этом году ей исполняется 20 лет.

    Что сказано в нашей Конституции?

    В нашей Конституции сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав у граждан России есть обязанности, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

    Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны. И я, как человек своей страны подчиняюсь Конституции РФ, в которой сказано, что каждый человек имеет право на отдых. У нас – физминутка.

    Физминутка.

    Рассказ о Государственных символах России.

    У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны.

    Зачем стране нужны государственные символы?

    Символы как бы говорят людям: «Другой такой страны нет!» Государственные символы России должен знать каждый, ведь в них проявляется история и традиции нашей страны. Конституция Российской Федерации закрепляет эти символы.

    Какие Государственные символы имеет наша страна?

    Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Вы каждый день видите и слышите государственные символы России - её герб, флаг и гимн.

    Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?

    Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трёхцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.

    Флаг.

    Зачем нужен флаг?

    Назовите цвета Государственного флага Российской Федерации.

    Цветами Российского флага являются белый, синий и красный цвета. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

    (СЛАЙД №21) Сравните изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная) , Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зелёная, красная) , Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя) . Чем отличаются эти флаги?

    Найдите Государственный флаг Российской Федерации.

    (СЛАЙД №22) 22 августа Россия отмечала государственный праздник – День Государственного флага Российской Федерации.

    Герб.

    Как вы думаете, зачем нужен герб?

    Попробуйте описать Государственный герб России. (СЛАЙД №23)

    Герб важно суметь грамотно прочесть. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орёл). На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе - держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

    На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Кто знает, как зовут этого всадника? (Георгий Победоносец).

    Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

    Государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу - более трёхсот лет.

    Гимн.

    Что такое гимн?

    Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио. (Прослушивание гимна).

    Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любого государства.

    Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна?

    Будете ли вы лично вставать при исполнении гимна, если рядом никого нет, и никто не сделает вам замечание? Почему?

    Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

    Обобщение.

    Всероссийский урок, посвящённый 20-летию Конституции РФ, подошёл к концу.

    Что уже сейчас вы можете сделать для своей страны?

    (СЛАЙД №24) Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и других людей, сможете по достоинству оценить нашу страну. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.

  1. Литература

  2. http://aschool.ucoz.ru/news/materialy_dlja_podgotovki_k_prazdnovaniju_20_letija_konstitucii_rf/2012-12-05-125

  3. http://www.apkpro.ru/images/stories/news/2013/DL-213_08-18.07.2013_s_metod_rek_v_SRF.pdf

  4. http://tsvetyzhizni.ru/detki/letnie-zagadki.html

  5. http://www.kostyor.ru/history/symbols/

  6. http://www.rosforce.ru/simvolika-rossii/

Классный час «По страницам Конституции»

Цель: формирование патриотизма
Задачи:
1) познакомиться с основным законом страны
2) развивать творческие способности учащихся
3) воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: презентация, кроссворд
Слайд 1 (Наша Родина)

- Сегодня речь пойдет о государственном празднике России. Наша Родина- Россия, или Российская Федерация. На нашей планете много стран. Есть большие по площади, есть и совсем крошечные. Каждый человек, являясь гражданином того или иного государства, гордится свой Родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней. И хотя вы еще дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому-Россия.
Слайд 2

Отгадайте пословицу:«Мать, человек, одна, Родина, у, одна, и».(Работа в парах)

Слайд 3 «Одна у человека мать, одна и Родина»

Как вы ее понимаете?
-Какие еще пословицы о Родине знаете?(«Нет в мире краше Родины нашей», «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «Своя сторона- мать, чужая- мачеха».
Что для вас понятие «Родина»?
-Давайте послушаем стихотворение о Родине(А. Прокофьев «Родимая сторона»):
1) На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
2) С каждым годом все краше
Дорогие края.
Лучше родины нашей
Нет на свете, друзья!
3) Россия…Как из песни слово…
Березок юная листва,
Гуденье цеха заводского,
Любимый город наш -Москва.
Слайд 4

Давайте исполним гимн России. (Дети стоя исполняют гимн России).
-Какое чувство у вас возникло?
-Гимн-это один из символов государства. А какие еще символы вам знакомы? (Флаг, герб).


- Сейчас мы отгадаем кроссворд о символике, узнаем название классного часа.
(Работа в группах)
1) Цвет нижней полоски на флаге. (Красный)
2) Птица, изображенная на гербе. (Орел)
3) Торжественная государственная песня. (Гимн)
4) Цвет средней полоски на флаге. (Синий)
5) Жезл-символ власти. (Скипетр)
6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы.(Георгий)
7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый. (Петр)
8) У орла две головы, значит, он…(Двуглавый)
9) Наше государство-Российская…(Федерация)
10) Георгий, воин на коне-это…(всадник)

Слайд 6


- Прочитайте ключевое слово по вертикали: Конституция. Что такое Конституция? (Это основной закон государства)
В этом году Конституции РФ исполняется 22 года. Наш классный час посвящен этому событию и называется он «По страницам Конституции».
- Попробуйте сформулировать цель и задачи. (Знакомство с основным законом страны, ее некоторыми статьями)
- Зачем нужно изучать Конституцию?
- Это 8-я Конституция России, она была принята народным голосованием 12 декабря 1993 года, а первая появилась в 1918 году.
- Прочитайте начало и скажите, что является главной ценностью нашего государства?
Слайд 7

«Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…»
(Является народ, его права и свободы).
-Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых содержатся основные права и свободы личности, устройство государства и т. д. Есть глава, посвященная президенту. Кто является президентом Российской Федерации?
Слайд 8 (В. В. Путин)


Итак, давайте пролистаем эту книгу.
Слайд 9


Ст. 20. «Каждый имеет право на жизнь.»
-Как вы ее понимаете? В каких произведениях нарушено это право?
Слайд 10 («Волк и семеро козлят», «Колобок»)


Слайд 11 Ст.25. «Жилище неприкосновенно»


- В каком произведении нарушено это право?
Слайд 12 («Три поросенка»)


Слайд 13


Ст. 37. «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
-Расскажите, кем вы хотите стать в будущем.
-Кем бы вы ни стали, своим трудом вы будете приносить пользу другим людям. Послушайте стихи о людях разных профессий (Д Родари
1) Человек, что мне построил дом,
Был чужим, он не был мне знаком.
Но, присев устало на крыльце,
Думал он о будущем жильце.

2) Был не друг и вовсе не родня
Тот, кто шил рубашку для меня,
Но и он, орудуя иглой,
Обо мне подумывал порой.

3) Никогда нигде я не встречал
И того, кто туфли мне тачал.
А ведь он с собой наедине
Размышлял частенько обо мне.
Хором : Сколько их, друзей в моей стране,
Что все время помнят обо мне!
-О людях каких профессий говорится в этом стихотворении? Вы должны уважать труд людей. Приведите примеры.А сейчас послушаем стихотворение о бережном отношении к хлебу:
1) Хлеб румяный и пахучий…
Что на свете хлеба лучше?
Нет вкуснее каравая
В целом мире ничего!
2) В магазине покупаем
Очень дешево его.
Только есть цена другая
У простого каравая.
3) Забывать нельзя о том,
Что дается он трудом!
Очень нелегка работа
У кормильца хлебороба!
Слайд 14


Ст. 43 «Каждый имеет право на образование»
-Все вы –ученики 2-го класса, Затем пойдете в 3-класс, в 9-й, а кто-то захочет закончить 11 классов. После окончания школы вы продолжите получать образование в колледжах, техникумах, институтах. Школа- это первая ступенька в образовании, но, несомненно, очень важная. Скажите, чему учат в школе. Давайте исполним песню об этом. (Песня «Чему учат в школе»)
Слайд 15


Ст. 58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду».
-Давайте послушаем стихотворение(Метревели М. «Земля-наш дом»):
1) Ты можешь удивиться,
Узнав,- Земля-наш дом!
Живут в нем звери, птицы,
И мы с тобой живем.

2)Земля-наш дом огромный,
В нем много этажей
Для жителей подводных
И для лесных ужей.

3) Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.

4) Земля- наш дом огромный
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных,
Но суть совсем не в том.

5) А в том, что мы- соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей,
Об этом наша речь!
-Как мы должны относиться к природе?
Слайд 16


Ст. 59 «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»
-Юноша, достигший 18 лет, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, призывается в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. Они служат ВМФ, в десантных, ракетных, танковых войсках, охраняют наши границы. Сейчас прозвучит стихотворение О. Высотской «Мой брат уехал на границу».
1) Мой брат уехал на границу,
Он пограничник. Он солдат.
Когда нам дома крепко спится,
В ночной дозор идет мой брат.

2) Идет он в темноту ночную
И автомат с собой берет.
Он бережет страну родную,
Семью родную бережет.

3)Он слышит самый тихий шорох,
Он замечает каждый след.
В глухих лесах, в степных просторах-
Нигде врагам дороги нет!

4)Домой не скоро возвратится,
Не скоро он обнимет нас.
Но знаю, где-то на границе
О нас он думает сейчас!
-Кому из вас, мальчики, хочется защищать нашу Родину?
- Подведем итоги . Что такое Конституция? Зачем нам необходимо знать основной закон страны? Представьте ситуацию, если бы не было этого закона, не было бы правил и норм?
Сейчас вы маленькие граждане России, но вы тоже обладаете правами, у вас тоже есть свои обязанности. Назовите их. А самые главные ваши обязанности- любить свою Родину, хорошо учиться, правильно вести себя в обществе. В заключении, послушаем стихотворение о правилах поведения (С. Маршак «Урок вежливости»)
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести:
-В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь.
И уступай прохожим путь.
И старых уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Так мишку лет пяти- шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес,
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти- шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
-О каких правилах говорится в этом стихотворении? (О правилах поведения в обществе)
Подведение итогов, рефлексия.
-Как называется основной закон страны?
-Для чего необходимо его изучать?
- Проанализируйте свою работу.
-Мне было интересно…
- Мне необходимо это знать, потому что…
-Знать это необязательно…

Литература:
«Конституция Российской Федерации»
Высотская О. «Мой брат уехал на границу».
Маршак С.«Урок вежливости»
Метревели М. «Земля-наш дом»
Прокофьев А.«Родимая сторона»
Приложение
Кроссворд
1)Цвет нижней полоски на флаге.
2) Птица, изображенная на гербе.
3) Торжественная государственная песня.
4) Цвет средней полоски на флаге.
5) Жезл-символ власти.
6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы.
7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый.
8) У орла две головы, значит, он…
9) Наше государство-Российская…
10) Георгий, воин на коне-это…

Внеклассное мероприятие: «День Конституции»

Цели и задачи:

    сформировать понятия «закон, порядок, право»;

    дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном;

    воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.

Оборудование:

Плакаты: гимн, флаг, герб, Президент Российской Федерации, иллюстрации Конституции РФ; магнитофон, запись с гимном РФ, иллюстрации флагов, компьютер.

Предполагаемый результат: учащиеся познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, познакомятся с символами страны.

Ход.

Здравствуйте ребята! Вы учитесь уже в 3 классе. Знаете как себя вести, что можно делать, а чего нельзя, на что вы имеете право и на что не имеете. Скажите, а откуда мы все это узнали? (Устав школы, правила поведения в школе).

Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция – это основной закон нашего государства. День рождения Конституции Российской Федерации – 12 декабря.

Сообщение темы занятия

Учитель: Сегодня наше занятие посвящено Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

    Как называется наша Родина? (Россия)

    Как называют людей, живущих в России? (россиянами)

    Почему к Москве у нас особое отношение? (Москва – это столица нашей Родины, главный город).

    Вспомните, что такое Конституция? (Конституция – это основной закон государства.)

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно.

Этот день стал всенародным праздником.

Учитель: А знаете, с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? (Стоя)

Прослушаем гимн нашей страны. (Дети встают под гимн страны).

Учитель: В каждой стране существует определённая государственная символика - это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны.

Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет - Отвага.

Учитель: Следующий символ нашей страны – герб. Что на нем изображено?

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.

Учитель: Кто такой президент? Президент России – это глава государства, который избирается народом. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кто является президентом в России в настоящее время?

Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?

Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами.

Учитель: В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ».

Какие же права есть у вас, школьников? Прочитайте.

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

Учитель: В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.

1. Уважать друг друга.

2. Культурно вести себя.

3. Ходить опрятным.

4. Выполнять устав школы.

Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы с вами их обязательно выучим, и будем соблюдать.

Игра «Если в школу ты идешь»

А какие же вещи можно приносить в школу? Предлагаю выйти из-за парт. Я буду читать стихотворение. А вы хлопайте в ладоши - ловите, если такие вещи в школе нужны; не нужны – приседайте, пусть пролетают мимо.

Если в школу ты идёшь,

То в портфель с собой берёшь:

В клеточку тетрадку?

Новую рогатку?

Веник для уборки?

Дневник для пятёрки?

Альбом и краски?

Карнавальные маски?

Азбуку в картинках?

Рваные ботинки?

Фломастеры и ручку?

Гвоздиков кучку?

Карандаши цветные?

Матрасы надувные?

Учитель: Молодцы, почти не ошибались! Тихонечко сели.

В сказках тоже могут быть нарушены права.

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка - путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас - Барабас.)

4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Учитель: У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства.



Просмотров