Большая энциклопедия нефти и газа. Рациональное выполнение зрительной работы в быту

Cтраница 1


Рациональное освещение способствует тому, что глаза в течение длительного времени сохраняют способность устойчиво видеть, не утомляясь. Такие условия для глаз называют комфортными. Освещение, не удовлетворяющее научно обоснованным нормам, затрудняет ведение работы, может привести к несчастному случаю и заболеванию органов зрения.  

Рациональное освещение, обеспечивающее необходимый уровень освещенности на рабочих местах и соответствующее его качество, повышает трудоспособность рабочих, снижает их утомляемость и в значительной мере увеличивает безопасность работы.  

Гигиенически рациональное освещение снижает количество брака (до 25 %), число несчастных случаев на производстве (до 5 %); при наличии уличного освещения число катастроф снижается до 30 %; снижается возможность появления заболеваний глаз (катаракта, ослабление зрения, ожоги от света, резь в глазах) и головных болей.  

Рациональное освещение территории предприятия, производственных помещений и рабочих мест имеет весьма важное гигиени ческое значение. Оно облегчает труд, делает движения работающего более уверенными, снижает опасность травматизма. Недо-i статочная или неправильная освещенность территории, дорог, установок, лестниц может привести к падению работающих и к тяжелым несчастным случаям.  

Рациональное освещение территории предприятия, производственных помещений и рабочих мест облегчает труд рабочего, делает его движения более быстрыми и уверенными, снижает опасность травматизма.  

Рациональное освещение монтажной площадки способствует повышению производительности труда и снижению травматизма. Освещенность рабочих мест, проходов, проездов и территории строительства в зоне работ должна соответствовать существующим нормативным документам. В качестве источника света на месте работ применяют лампы накаливания, люминесцентные лампы, прожекторы.  

Рациональное освещение территории предприятия, производственных помещений и рабочих мест имеет весьма важное гигиеническое значение. Оно облегчает труд, делает движения работающего более уверенными, снижает опасность травматизма. Недостаточная или неправильная освещенность территории, дорог, установок, лестниц может привести к падению работающих и к тяжелым несчастным случаям.  

Рациональное освещение производственных процессов повышает культуру производства, способствует повышению производительности труда и снижению травматизма.  

Рациональное освещение территорий предприятий в темное время суток необходимо как для безопасности работы и движения, так и для повышения производительности труда и качества продукции. Освещение открытых пространств многих существующих производственных и транспортных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также комплексное световое оформление городов находится не на должном уровне. Это объясняется прежде всего известным отставанием техники наружного освещения, наблюдавшимся в прошлые годы, а также отсутствием современной специальной литературы в данной области светотехники.  

Рациональное освещение рабочих помещений является одним из важнейших условий деятельности человека, способствующих повышению его творческой активности, производительности труда, а значит и улучшению качества выпускаемой продукции. Поэтому светопрозрачные конструкции также должны обеспечивать не только оптимальное для данного производства освещение рабочих мест (функциональное освещение), но и общую световую композицию интерьера.  


Их рациональное освещение определяется размерами и характером помещения и должно учитывать ряд специальных требований.  

Гигиеническое значение освещения . Рациональное освещение необходимо прежде всего для оптимальной функции зрительного анализатора. Известный физик Гельмгольц называл глаз наилучшим даром и чудесным произведением природы. Естественно, что этот дар природы человеку следует беречь, т. е. создавать для глаза такие условия освещения, чтобы увеличить его работоспособность, уменьшись утомляемость и сохранить зрение до глубокой старости. Но поскольку глаз способен адаптироваться даже к плохим условиям освещения высказанное пожелание не всегда выполняется. Результатом является снижение работоспособности, преждевременное утомление глаза, а с течением времени развивается нарушение рефракции (близорукость), ухудшается зрение.

Свет обладает и психофизиологическим действием. .Рациональное освещение положительно сказывается на функциональном состоянии коры большого мозга, улучшает функцию других анализаторов. В целом световой комфорт, улучшая функциональное состояние центральной нервной системы и повышая работоспособность глаза, приводит к повышению производительности и качества труда, отдаляет утомление, способствует уменьшению производственного травматизма. Так, рационализация освещения на одной из шахт Донбасса увеличила производительность труда на 15% и снизила травматизм более чем в 3 раза. Поэтому с полным правом можно сказать, что дорого стоит не хорошее, а плохое освещение (Г. М. Кнорринг).

Изложенное относится как к естественному, так и к искусственному освещению. Но естественное освещение помимо того оказывает тепловое, физиологическое и бактерицидное действие. Поэтому жилые, производственные и общественные здания должны быть обеспечены рациональным дневным освещением.

Искусственное освещение помещений в свою очередь имеет преимущества перед естественным. С его помощью можно создать в любом месте помещения заданную и лабильную в течение дня освещенность. В настоящее время роль искусственного освещения возросла: вторые смены, ночной труд, подземные работы, вечерние домашние занятия, культурный досуг и др. Качество искусственного освещения в жилых и других помещениях во многом определяется гигиеническими знаниями населения.

Показатели, характеризующие освещение. К основным показателям, характеризующим освещение, принадлежат: 1) спектральный состав света (от источника и отраженного), 2) освещенность, 3) яркость (источника света, отражающих поверхностей), 4) равномерность освещения.

Спектральный состав света. Исследования, выполненные во время работ, предъявляющих высокие требования к зрительному анализатору, показали, что наибольшая производительность труда и наименьшая утомляемость глаза бывает при освещении стандартным дневным светом. За стандарт дневного света в светотехнике принят спектр рассеянного света с голубо го небосвода, т. е. поступающего в помещение, окна_которого ориентированы на север. При дневном свете наилучшее цветоразличение.


Если размеры рассматриваемых деталей один миллиметр и более, то для зрительной работы примерно одинаково освещение источниками, генерирующими белый дневной свет и желтоватый.

Спектральный состав света (в том числе отраженный от стен) оказывает и психофизиологическое действие. Так, красный, оранжевый и желтый цвета по ассоциации с пламенем, солнцем вызывают ощущение теплоты. Красный цвет возбуждает, желтый- тонизирует, улучшает настроение и работоспособность. Голубой, синий и фиолетовый кажутся холодными. Так, окраска стен горячего цеха в синий цвет создает ощущение прохлады. Голубой цвет - успокаивает, синий и фиолетовый:-угнетают. Зеленый цвет - нейтральный - приятный по ассоциации с зеленой растительностью, он меньше других утомляет зрение. Окраска стен, машин, крышек парт в зеленые тона благоприятно сказывается на самочувствии, работоспособности и зрительной функции глаза.

Окраска стен и потолков в белый цвет издавна считается гигиенической, так как обеспечивает наилучшую освещенность помещения из-за высокого коэффициента отражения 0,8- 0,85. Поверхности, окрашенные в другие цвета, имеют меньший коэффициент отражения: светло-желтый - 0,5-0,6, зеленый, серый-0,3, темно-красный - 0,15, темно-синий - 0,1, черный - 0,01. Но белый цвет (из-за ассоциации со снегом) вызывает ощущение холода, он как бы увеличивает размер помещения, делает его неуютным. Поэтому теперь стены палат в больницах чаще окрашивают в светло-салатовый, светло-желтый и близкие к ним цвета.

Следующий показатель, характеризующий освещение,- освещенность. Освещенностью называют поверхностную плотность светового потока. Единицей освещенности является 1 люк с - освещенность поверхности 1 м2, на которую падает и равномерно распределяется световой поток в один люмен. Люмен - световой поток, который испускается полным излучателем (абсолютно черным телом) при температуре затвердения платины с площади 0,53 мм2. Освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния между источником света и освещаемой поверхностью. Поэтому, чтобы экономно создать высокую освещенность, приближают источник к освещаемой поверхности (местное освещение). Освещенность определяют люксметро м. Необходимо подчеркнуть, что шкала люксов обычная, не логарифмическая, как шкала децибел, а зрительное ощущение (видимость) зависит от логарифма освещенности. Из этого следует, что если освещенность возрастает в 2 раза (например, с 30 лк до 60 лк), то видимость усилится не в 2 раза, а в 1 + lg 2, т. е. примерно в 1,3 раза.

Гигиеническое нормирование освещенности сложно, так как она влияет на функцию центральной нервной системы и на функцию глаза. Эксперименты показали, что с увеличением освещенности до 600 лк значительно улучшается функциональное состояние центральной нервной системы; дальнейшее увеличение освещенности до 1200 лк в меньшей мере, но также улучшает ее функцию, освещенность выше 1200 лк почти не оказывает влияния. Таким образом, везде, где работают люди, желательна освещенность порядка 1200 лк, минимум 600 лк. Эти данные подтвердились наблюдениями на производствах (СССР, ФРГ, США) в условиях, когда рабочим предоставлялся свободный выбор освещенности.

Исследовалось также влияние освещенности на зрительную функцию глаза при различной величине рассматриваемых предметов. При этом учитывалось влияние освещенности на разные функции глаза (остроту зрения, контрастную чувствительность, устойчивость ясного видения, быстроту различения и др.), производительность труда и утомляемость глаза. В результате установлены следующие нормативы. Если рассматриваемые детали имеют размер менее 0,1 мм нужна освещенность 400-1500 лк, 0,1-0,3 мм - 300- 1000 лк, 0,3-I мм - 200-500 лк, 1 мм - 10 мм- 100-150 лк, более 10 мм - 50- 100 лк. Нормативы приведены для освещения лампами накаливания. При этих нормативах освещенность достаточна для функции зрения, но в ряде случаев она менее 600 лк, т. е. недостаточна с психофизиологической точки зрения. Поэтому при освещении люминесцентными лампами (поскольку они экономичней) все перечисленные нормы увеличиваются в 2 раза и тогда освещенность приближается к оптимальной и в психофизиологическом отношении.

При письме и чтении (школы, библиотеки, аудитории) освещенность на рабочем месте должна быть не менее 3 00 (150) лк, в жилых комнатах 75 (30), кухнях 100 (30).

Для характеристики освещения большое значение имеет яркость. Яркость - сила света, излучаемого с единицы поверхности. Фактически при рассматривании предмета мы видим не освещенность, а яркость. Поэтому и следовало бы нормировать не освещенность, а яркость, к чему будут постепенно переходить.

Един ица яркости - кандела на квадратный метр (кд/м2) - яркость равномерно светящей плоской поверхности, излучающей в перпендикулярном направлении с каждого квадратного метра силу света, равную одной канделе. Яркость определяют яркомером.

При рациональном освещении в поле зрения человека не должно быть ярких источников света или отражающих поверхностей. Если рассматриваемая поверхность чрезмерно яркая, то это негативно отразится на работе глаза: появляется ощущение зрительного дискомфорта (с 2000 кд/м2), падает производительность зрительной работы (с 5000 кд/м2), вызывает слепимость (с 32 000 кд/м2) и даже болевое ощущение (с 160 000 кд/м2). Оптимальная яркость рабочих поверхностей - несколько сот кд/м2. Допустимая яркость источников освещения, находящихся в поле зрения человека, желательна не более 1000-2000 кд/мг, а яркость источников, редко попадающих в поле зрения человека, не более .3000-5000 к д/м2.

Освещение должно быть равномерным и не создавать теней. Если в поле зрения человека часто меняется яркость, то наступает утомление мышц глаза, принимающих участие в адаптации (сужение и расширение зрачка) и синхронно с ней происходящей аккомодации (изменение кривизны хрусталика). Равномерной должна быть освещенность по помещению и на рабочем месте. На расстоянии 5 м пола помещения отношение наибольшей освещенности к наименьшей не должно превышать 3:1, на расстоянии 0,75 м рабочего места - не больше 2:1. Яркость двух соседних поверхностей (например, тетрадь - парта, школьная доска - стена, рана -операционное белье) не должна отличаться больше, чем 2: 1-3: 1. По этим и другим соображениям во многих операционных цвет окружающего рану операционного белья заменен с белого на зеленый. Из соображений равномерности освещения в производственных помещениях запрещается применять одноместное освещение. Освещенность, создаваемые общим освещением, должна быть не менее 10% величины, нормируемой при комбинированном, но не менее 50 лк при лампах накаливания и 150 лк при люминесцентных лампах.

Ес тественное освещение. Солнце является мощным источником света, освещенность вне помещений обычно порядка десятков тысяч люкс. В правильно устроенных жилых и больничных зданиях освещенность помещений (у внутренней стены) составляет от 0,5% до 2,5% от наружной, следовательно летом она достигает нескольких сот люкс. Достоинством естественного освещения является, кроме того, благоприятный спектральный состав.

Для хорошего дневного освещения площадь окон должна соответствовать площади помещений. Поэтому распространенным способом оценки естественного освещения поме щений является геометрический, при котором вычисляют так называемый световой коэффициент, т. е. отношение застекленной площади окон к площади пола. Чем больше величина светового коэффициента , тем лучше освещение.

Однако световой коэффициент дает только ориентировочное представление о дневном освещении, поскольку оно зависит еще от светового климата местности, глубины комнаты, величины видимой через окна части небосвода, окраски стен, расположения окон и ориентации их по сторонам света. Эти условия надо дополнительно учитывать при оценке естественного освещения жилища геометрическим методом.

Более совершенным является светотехнический метод. При этом методе определяют коэффициент естественной освещенности - освещенность (в лк) точки, находящейся внутри помещения в 1 м от стены, противоположной окну, Ео - освещенность (в лк) точки, расположенной вне помещения, при условии ее освещения рассеянным светом (сплошная облачность) всего небосвода. Таким образом, КЕО определяется как отношение освещенности внутри помещения к одновременной освещенности вне помещения, выраженное в процентах.

Для жилых помещений КЕО должен быть не менее 0,5%, для больничных палат- не менее 1%, для школьных классов- не менее 1,5%, для операционных - не менее 2,5%.

Иску сственное освещение. Основными источниками искусственного освещения являются лампы накаливания и газоразрядные люминесцентные.

Лампа накаливания - удобный и безотказный источник света. Ее недостатком является небольшая светоотдача; на 1 Вт затраченной электроэнергии можно получить 10-20 лм. Спектр ее излучения отличается от спектра белого дневного света меньшим содержанием синего и фиолетового излучений и большим - красного и желтого. Поэтому в психофизиологическом отношении излучение приятное, теплое. В отношении зрительной работы свет лампы накаливания уступает дневному лишь при необходимости рассматривания очень мелких деталей. Он непригоден в тех случаях, когда требуется хорошее цветоразличение. .Поскольку поверхность нити накала ничтожно мала, яркость ламп накаливания значительно превышает ту, которая слепит. Для борьбы с яркостью применяют защищающую от ослепляющего действия прямых лучей света осветительную арматуру и подвешивают светильники вне поля зрения людей.

Различают осветительную армату ру прямого света, отраженного, полуотраженного и рассеянного. Арматура прямого света направляет свыше 90% света лампы на освещаемое место, обеспечивая его высокую освещенность. В то же время создается значительный контраст между освещенными и неосвещенными участками помещения. Образуются резкие тени, и не исключено ослепляющее действие. Эта арматура применяется для освещения вспомогательных помещений и санитарных узлов.

Арматура отраженного света характеризуется тем, что лучи от лампы направляются на потолок и на верхнюю часть стен. Отсюда они отражаются и равномерно, без образования теней, распределяются по помещению, освещая его мягким рассеянным светом. Этот вид арматуры создает наиболее приемлемое с гигиенической точки зрения освещение, но оно не экономично, так как при этом теряется свыше 50% света. Поэтому для освещения жилищ, классов, палат часто применяют более экономную арматуру полуотраженного и рассеянного света. При этом часть лучей освещает помещение, пройдя через молочное или матовое стекло, а часть – после отражения от потолка и стен. Подобная арматура создает удовлетворительные условия освещения, она не слепит глаза и при ней не образуется резких теней.

Люминесцентная лампа представляет собой трубку из обычного стекла, внутренняя поверхность которой покрыта люминофором. Трубка заполнена парами ртути, с обеих концов ее впаяны электроды. При включении лампы в электрическую сеть между электродами возникает электрически ток («газовый разряд»), генерирующий ультрафиолетовое излучение. Под воздействием ультрафиолетовых лучей начинает светиться люминофор. Путем подбора люминофоров изготавливают люминесцентные лампы с различным спектром видимого излучения . Наиболее часто применяют лампы дневного света (ЛД), лампы белого света (ЛБ) и тепло-белого света (ЛТБ). Спектр излучения лампы ЛД приближается к спектру естественного освещения помещений северной ориентации. При чем глаза утомляются наименьше даже при рассматривании деталей небольшого размера. Лампа ЛД незаменима в помещениях, где требуется правильное цветоразличение. Недостатком лампы является то, что кожа лица людей выглядит при этом свете, богатом голубыми лучами, нездоровой, цианотичной, из-за чего эти светильники не применяют в больницах, школьных классах и ряде подобных помещений. По сравнению с лампами ЛД спектр ламп ЛБ богаче желтыми лучами. При освещении этими лампами сохраняется высокая работоспособность глаза и лучше выглядит цвет кожи лица. Поэтому лампы ЛБ применяют в школах, аудиториях, жилищах, палатах - больниц и т. п. Спектр ламп ЛТБ богаче желтыми и розовыми лучами, что несколько, снижает работоспособность глаза, но значительно оживляет цвет кожи лица. Эти лампы применяют для освещения вокзалов, вестибюлей кинотеатров, помещений метро и т. п. Разнообразие спектра является одним из гигиенических преимуществ этих ламп. Светоотдача люминесцентных ламп в 3-4 раза больше ламп накаливания (с 1 Вт 30-80 лм), поэтому они экономичней. Яркость люминесцентных ламп 4000- 8000 кд/м2, т. е. выше допустимой. Поэтому и их применяют с защитной арматурой. При многочисленных сравнительных испытаниях с лампами накаливания на производстве, в школах, аудиториях объективные показатели, характеризующие состояние нервной системы, утомление глаза, работоспособность, почти всегда свидетельствовали о гигиеническом преимуществе люминесцентных ламп. Однако для этого требуется квалифицированное применение их. Необходим правильный выбор ламп по спектру в зависимости от назначения помещения. Если при люминесцентных лампах освещенность ниже 75-150 лк, то наблюдается «сумеречный эффект», т. е. освещенность воспринимается как недостаточная даже при рассматривании крупных деталей. Поэтому при люминесцентных лампах освещенность должна быть не ниже 75-150 лк. Кроме того, при рассматривании движущегося или вращающегося предмета при люминесцентном освещении может возникать «стробоскопический эффект», заключающийся в появлении множественных контуров рассматриваемого предмета. Для устранения стробоскопического эффекта люминесцентные лампы включают в разные фазы или применяют специальные схемы со сдвигом фаз. При неисправности дросселей люминесцентные лампы излучают пульсирующий свет или шумят.

Физиология труда - это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих. Основные задачи физиологии труда:

Исследование физиологических параметров организма чело­века при различных видах работ;

Изучение физиологических закономерностей организма человека в процессе трудовой деятельности;

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система (ЦНС), обеспечива­ющая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы. ЦНС - головной и спинной мозг. Эта система формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Перифери­ческая нервная система - нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры, и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Кроме того, есть вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь орга­низма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

Вся разнообразная деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого организма регулируется, управляется ЦНС, благодаря деятельности которой организм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма на поступление раздражения рецепторов, осуществляемая при участии и под контролем ЦНС, называется рефлексом. Вот наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рефлекса: раз­дражение извне падает на соответствующие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где оно подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным волокнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.

Согласно учению И.П. Павлова, все рефлексы распадаются на две большие группы: безусловные и условные. Рефлексы низ­ших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных. Кор­ковые рефлексы, возникающие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.

Наиболее общими особенностями условно-рефлекторной дея­тельности человеческого организма в процессе труда являются следующие:

1) осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов;

2) в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС воздействуют не только физические и химические раздражители, но и раздражители социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности орга­низма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. Поэтому различные движения, при­емы, операции, совершаемые человеком во время трудовой деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.

Таким образом, нервная система выполняет две основные функции: 1) обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой; 2) объединяет и регулирует все функции жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток.

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.

В процессе жизни и деятельности человек до 80% всей инфор­мации получает через зрительный анализатор. Восприятие визу­альной информации ограничено пределами так называемого поля зрения. Поле зрения - это пространство, обозреваемое челове­ком при неподвижном состоянии глаз и головы, это та сфера, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. В пределах угла зрения 30-40° условия для видения оптимальны. Основные носители информации целесообразно помещать в этом диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.

Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естест­венной защитой. Рефлекторно закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу - от механических воздействий. Слезная жидкость смывает с поверхности и век пылинки, а благодаря наличию в ней лизоцима (обеззаражива­ющее вещество) убивает микробы. Защитную функцию выпол­няют и ресницы. Однако, несмотря на совершенство, естественная защита для глаз оказывается недостаточной. Поэтому при опасных для глаз условиях следует обязательно применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки приятны, другие звуки отрицательно влияют на здоровье человека. Неко­торые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.

Ухо человека состоит из трех основных частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо пере­даются к внутреннему уху, где колебания барабанной перепонки преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но с более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятия звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков окру­жающей среды и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать изменения по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.

Двигательный аппарат позволяет осуществлять трудовую дея­тельность человека.

Двигательным аппаратом человеческого организма называют специализированный аппарат, который состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия); б) скелетных и речевых мышц; в) двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.

Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) явля­ется исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, благодаря выработанным движениям и приемам воздействует на предмет труда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления; 3) заложенный в нем биохимический механизм превращает химическую энергию в механическую и тепловую; 4) является источником мощных нервных импульсаций.

Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединенных друг с другом посредством сустава, напоминающих собой шарнир. Примером таких кинематических пар могут служить плечо - предплечье, бедро - голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом.

Необходимо подчеркнуть две особенности устройства челове­ческого организма: небольшое количество кинематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного много­образия двигательных задач.

Трудовая деятельность человека и окружающая среда посто­янно меняются в процессе ускорения научно-технического про­гресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека.

В настоящее время различают следующие основные формы труда (рис. 2.3).

1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.
Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют значительных энергетических затрат в сутки - от 17 до 25 МДж (4000-6000 Ккал) и выше.

Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный - это неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимостью пере­рывов на восстановление физических сил, составляющих до 50% рабочего времени.

2. Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в сутки в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 Ккал).

Механизация труда позволяет уменьшить характер мышечных нагрузок и усложнить программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой при этом информации приводят к монотонности труда.

3. Формы, связанные с автоматизированным производством. При данной форме труда человек исключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные черты этих форм труда - монотонность, высокие темп и ритм работы, нервная напряжен­ность.

При автоматизированных формах труда от работника требу­ются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения возникающих непо­ладок.

4. Групповые формы труда - конвейерные. Отличительные осо­бенности данной формы - разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с по­мощью ленты конвейера.

При конвейерной форме требуются соответствующие темп и ритм работы. Чем проще содержание операции, тем меньше работник тратит времени на нее и тем монотоннее работа.

Одно из отрицательных последствий конвейерного труда - монотония, которая выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами (умственный труд). С точки зрения физиологии различают две основные формы управления производственными процессами: в одних случаях пульты управ­ления требуют частых активных действий человека, а в других -

Умственный (интеллектуальный) труд представлен профес­сиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), и профессиями вне материального производства (ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, а следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют всего 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. зна­чительное снижение двигательной активности человека, при­водящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Умственный труд подразделяют на: операторский, управлен­ческий, творческий, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Различия здесь касаются организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоциональ­ного напряжения.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.

Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выража­ющееся во временном снижении работоспособности. При длитель­ном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиваться переутомление, называемое иногда хроническим, когда снизившуюся за день работоспособность ночной отдых полностью не восстанавливает.

Важными мерами профилактики утомления являются обосно­вание и внедрение в производственную деятельность оптимального режима труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха - это распорядок в трудовой деятельности, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека в течение возможно длительного времени. Необходимость чередования работы и отдыха является одной из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Снижение работоспособности при утомлении может наступить раньше или позже, в зависимости от характера и конкретных условий труда. Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические уп­ражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Занятия физкультурой в организациях во время работы позволяют повысить производительность труда от 3 до 14% и улучшить некоторые показатели физиологического состояния организма работающих.

Необходимыми факторами для профилактики утомления, явля­ются надлежащие санитарное состояние производственных помеще­ний, микроклиматические условия, эстетическое оформление и др. Безопасная трудовая деятельность человека возможна при обязательном учете физиологических основ умственного и физио­логического труда, проведении мер по повышению работоспособ­ности организма и созданию комфортных условий для работы.

Анализ деятельности и жизни людей дает основания для утвер­ждения, известного как «аксиома о потенциальной опасности» и подразумевающего, что любая деятельность потенциально опасна. В процессе эволюции человеческий организм постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям: низким температурам севера, высоким температурам экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в сырых болотах. Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Например, человек не ощущает до определенного момента увеличения концентрации СО 2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО 2 , но в помещении, где находятся люди, концентрация СО 2 увеличива­ется. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявляется через усталость, вялость, снижение работоспособности. Организм человека, систематически пребыва­ющего в таких условиях, реагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериального давления, чреватыми травматизмом.

По прочтении нескольких строк необходимо оторвать взгляд от книги и посмотреть на какой-либо предмет вдали на 1 -2 с.

Держите книгу ниже уровня подбородка, чтобы не было необхо­димости поднимать веки.

Во время чтения необходимо почаще моргать. Вам надо делать по одному – два моргания на каждой строке текста. Легче всего при­учить себя моргать в конце строки. Можно также моргать на каждом знаке препинания в тексте. В связи с морганием часто спрашивают, не замедлит ли такой способ чтения его скорость. Безусловно, нет! Длительность моргания столь мала, что вряд ли этот фактор стоит принимать во внимание. А вот если Вы попытаетесь читать без мор­гания и других приемов расслабления, то будете вынуждены часто прерывать свое чтение из-за наступающего утомления глаз и мозга. Поэтому время, затраченное на расслабление, окупается с лихвой.

Не читайте на солнце, так как из-за отражения лучей солнца на белой бумаге глаза начинают напрягаться и быстро устают.

Книгу надо держать на таком расстоянии, откуда шрифт виден лучше всего.

Старайтесь не наклонять голову и тело сильно вперед. Это приво­дит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга.

Расслабляйте во время чтения мышцы рук и плеч.

Никогда не читайте, если Вы больны, взволнованы, испытываете головные боли или сильно устали.

При письме надо соблюдать следующие правила: почаще моргать, а также не читать только что написанные буквы. Вместо последнего следует перемещать свой взгляд вслед за движением кончика пера.

Во время шитья Ваш взгляд после выхода иголки из ткани и перед входом в него должен сопровождать иголку по всей траектории ее движения. Кроме того, Вам надо периодически делать моргания.

Во время просмотра всегда снимайте очки периодически или постоянно. Дайте возможность глазам поработать самим.

Садитесь на таком расстоянии от экрана, чтобы это было удоб­но при Вашем состоянии зрения.

Всякий раз, когда представляется такая возможность, садитесь по центру зала, а не сбоку от экрана.

Сидя в зрительном зале или комнате, надо сохранять правильное положение тела. Подбородок должен быть слегка приподнят, а верхние веки немного приопущены, чтобы держать глаза полузакрытыми в рас­слабленном состоянии. Не наклоняйте го­лову вперед, глядя на экран. Держите го­лову прямо, опирая ее на позвоночник.

Не смотрите пристально на экран. По­чаще моргайте и глубоко дышите, особенно в напряженные моменты фильма. Глаза дол­жны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части. Во время затянувшихся сцен, незначимых диалогов или в пере­рыве между фильмами мягко прикрывайте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть.

При близорукости более 3 диоптрий максимальное время про­смотра составляет 2 ч, детям дошкольного возраста - не более 60 мин в течение дня. При глаукоме необходимо воздерживаться от просмотра передач в темном помещении.

Вам, наверное, не раз приходилось слышать или испытывать самому, что вождение машины утомляет глаза и приводит к голов­ным болям. Практика подтверждает, что явление это возникает из-за того, что глаза постоянно устремлены на дорогу, пристально раз­глядывая какой-то объект. Эта привычка характерна для пассажиров, водитель же по необходимости должен часто посматривать вокруг. Если человек с подобной фик­сацией будет первоначально созна­тельно обращать внимание на движе­ние, блуждание своего взгляда, то вскоре глаза и психика избавятся от дур­ной привычки неподвижно и присталь­но смотреть. Это перемещение станет непроизвольным, непрерывным процессом и будет осуществляться без сознательного вмешательства. На­пряжение тогда исчезнет. Итак, первое правило - не «прилипай­те» взглядом и не делайте серьезных усилий увидеть интересую­щий Вас объект.

Как и в случаях обычной зрительной работы старайтесь чаще моргать во время движения.

  • во время длительных поездок по открытой местности старай­тесь путешествовать взглядом по горизонту, затем следовать по белой полосе вдоль автострады по ее центру от наиболее дальней точки до машины;
  • посмотрите вдаль на горизонт слева от себя, обращая при этом внимание на тот факт, что близкие объекты быстро проносятся мимо. Потом сделайте то же самое справа от себя, чередуя стороны до тех пор, пока это ощущение движения прочно не закрепится;
  • при стремлении удержать взглядом близкие объекты, мимо которых проезжает машина, у людей нередко появляется чувство тош­ноты. Надо смотреть не на телеграфные столбы, а далеко за них, позволяя столбам проскакивать мимо;
  • для тренировки глаз посмотрите на спидометр, а затем пере­едите свой взгляд со спидометра на наиболее дальний видимый Вами объект, после чего опять взгляните на спи­дометр и т.д.;
  • в условиях интенсивного городского движе­ния не смотрите постоянно с раздражением на багажник машины перед Вами. Вместо этого пе­ренесите свое внимание с одного заднего бу­фера машины, стоящей перед Вами, на другой, затем пройдите это расстояние по верху маши­ны, на такой высоте, на какой позволит Ваше ло­бовое стекло;
  • помните про правильную позу водителя во время движения. Дер­жите верхнюю часть шеи на одной прямой с позвоночником, а голо­ву тяните вверх. Чтобы убедиться в том, что голова находится на од­ной прямой с позвоночником, надо остановиться у края дороги, сце­пить хорошенько руки за головой и сделать рывок вперед, толкая верхнюю часть головы вперед, а подбородок оттягивая назад и вверх к позвоночнику. Постарайтесь это сделать, и у Вас появится опреде­ленное ощущение, которое впоследствии можно воспроизвести во время поездки, не отрывая рук от руля. Это соответствует улучше­нию кровоснабжения и, что не менее важно, является профилакти­кой сонливости во время поездки.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ГИГИЕНЕ ОСВЕЩЕНИЯ

Зрение настолько важно во всех видах нашей деятельности, что необходимость создания наилучших условий для работы глаза со­вершенно естественна и понятна. Поэтому хорошее освещение дол­жно быть нужной интенсивности, достаточно равномерным и подхо­дящим по спектральному составу.

Требования по интенсивности освещения вытекают из тех про­стых фактов, что при слишком слабом освещении наше зрение терпит явный ущерб, мы видим хуже и с большим субъективным напряжением При слишком большом освещении мы также попадаем в неблагоприятные условия, поскольку чувствуем себя ослепленными. Равномерность освещения, то есть яр­кость в пределах поля зрения, вытекает из следу­ющего. Если отдельные даже незначительные по площади фрагменты поля зрения сильно отлича­ются друг от друга по яркости, то при переходе взора от одной яркости к другой меняется чувстви­тельность глаза. При этом достаточно короткого раздражения большой яркости, чтобы чувствитель­ность глаза понизилась. Представим себе, что, работая за письменным столом, мы время от времени отрываем свой взор от рабочей поверхности и смотрим на что-нибудь более яркое. Тогда, как только мы вновь обратимся к чтению или письму, мы будем чувствовать себя в известной мере ослепленными, что выразится в снижении зрения и появлении симптомов зрительного дискомфорта.

Что касается того, чтобы освещение было соответствующим по своему спектральному составу, то здесь имеется в виду выбор осве­щения, которое было бы наиболее приятно и выгодно для различения интересующих объектов, как правило - это дневной свет или его аналоги в виде люминесцентных и других видов ламп.

Известно, что различают дневное и искусственное освещение. Однако в вечернее время, а иногда и днем при недостаточности дневного света, нередко приходится прибегать к освещению смешан­ному, то есть зажигать лампы при наличии естественного света. В этой связи высказываются сомнения, не является ли такой двойной свет вредным для зрения. Однако нет достаточных аргументов в под­тверждение подобных сомнений. Конечно, если дневной и искусст­венный свет падает с разных сторон, создавая в поле зрения перепа­ды освещенности, то такого рода эффекты неприятны и раздражают ‘лаз. Однако виной тому не смешение света, а несовершенное его распределение в поле зрения. Таким образом, пренебречь доста­точной освещенностью только из-за того, что приходится дополнять Дневное освещение искусственным, безусловно нерационально. Надо лишь заботиться о том, чтобы смешанное освещение не чувствова­лась как два совершенно особых, раздельных и даже конкурирую­щих друг с другом световых потока.

Необходимая величина освещенности рабочих поверхностей определяется в зависимости от характера работы, степени ее точно­сти, размера объекта, а также величины контраста объекта с фоном, то есть коэффициентом отражения поверхности. Чем более сложный и точный характер работы, а также чем меньше контраст, тем выше уровень освещенности требуется для качественного выполнения зри­тельной деятельности.

Равномерность распределения яркости в поле зрения зависит от выбора источника света, светильника и в целом системы освеще­ния. При этом гигиенически оптимальным распределением яркости в поле зрения, особенно при выполнении точных работ, является со­отношение яркостей фона и рабочей поверхности, составляющее 60%. Помните, что локальное местное освещение практически ни­когда не может обеспечить требуемую равномерность. Поэтому бо­лее целесообразным следует признать комбинацию общего и мест­ного освещения.

Очень важно не реже двух раз в месяц очищать светильники от запыленности. Осевшая пыль не должна быть заметна с расстояния 2-3 м. И конечно же, сразу менять лампы, ибо хорошие световые усло­вия во время работы - лучшая профилактика расстройств зрения.

Фактором, определяющим благоприятные условия труда, является рациональное освещение рабочей зоны и рабочих мест. Когда правильно рассчитан и подобран освещения производственных помещений , глаза работающего в течение длит длительного времени сохраняют способность хорошо различать предметы и орудия труда. Такие условия освещения способствуют снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний очеей.

Плохое освещение производственной зоны может привести к ухудшению качества выполняемых работ, например, могут остаться незамеченными разрывы, появившиеся потертости, утечка топлива и масел, механические доме ишкы в топливе и другое, что, в свою очередь, приводит к снижению безопасности труда. Плохое освещение производственных территорий может стать причиной многих тяжелых и смертельных случаев, таких, как наезд самоходной их средств механизации, движущихсяя.

Естественное освещение имеет большое гигиеническое значение, проявляющаяся в значительной тонизирующей воздействия на организм человека в результате того, что организм человека миллионы лет приспосабливался к такого освещения мая ривала отсутствие естественного (солнечного) света угнетающе действует на психику человека. Санитарные нормы предусматривают обязательное непосредственное естественное освещение производственных, административных, подсобных и быт овых помещеннь.

Естественное освещение не используется в исключительных случаях (используется электрическое искусственное освещение), например, в помещениях, где обслуживающий персонал находится кратковременно и где провод дятся наблюдения за производственным процессом: в складах располагаются в подвалах и др..

Плохое освещение рабочих мест является одной из причин низкой производительности труда. При недостаточном освещении глаза работающего напряженные, при этом сложно отличить обрабатываемые предметы, снижается темп п работы, ухудшается общее состояние организма человеки.

утомляемость глаза зависит от интенсивности процессов, которые проходят в нем, - аккомодации, конвергенции, адаптации

. Аккомодация - это способность глаза изменять кривизну хрусталика, для того, чтобы ясно видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него утомляемость мышц, управляющих хрусталиком, может привести к короткозо орости и дальнозоркостиі.

Конвергенция - это способность глаза при рассматривании предметов, близко находятся, принимать положение, при котором зрительные лучи пересекаются на закрепленном предмете

. Адаптация - изменение чувствительности глаза в зависимости от яркости. Адаптация обусловлена??изменением диаметра зрачка. По этой причине резкая и частая смена яркости и освещенности предметов, вызывающих переадаптаци ию, приводит к утомляемости органов зорру.

. Рациональное освещение должно удовлетворять ряд требований и условий. Оно должно быть:

Достаточным, чтобы глаза без напряжения могли различать детали, которые рассматриваются;

Стабильным - для этого напряжение в электрической сети не должна колебаться более чем на 4%;

Равномерно распределена на рабочих поверхностях, чтобы глазам не приходилось попадать из очень темного места в светлое и наоборот;

Таким, что не вызывает слепящего действия на глаз человека, как от самого источника света, так и от отражающих поверхностей, находящихся в поле зрения рабочего. Уменьшение видзеркалювання источников света досягает ться путем применения светильников;

Таким, чтобы не возникали резкие тени на рабочих местах, в проездах, проходах. Этого можно избежать при правильном расположении светильников, прожекторов (на стоянке. ПК, перроне и др.);

Безопасным - не приводить к взрыву, пожару в производственных помещениях



Просмотров