Целовать иконы. Почитание икон при посещении церкви и дома

То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину - в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII - начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи - подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда - сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь - это милосердие; Церковь - это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные - суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство - лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы - это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг - храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника - это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, - это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое - символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) - ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием - кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие - всеочищающее и спасающее.

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме - научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.

У вас никогда не возникало желания узнать, что остается на иконе после поцелуя верующих? А вот студентка Британской высшей школы дизайна Дарья Федорова решила это выяснить, проведя бактериальный анализ икон московских церквей, о чем она рассказала The Village.

Девушка с детства интересовалась медициной, но решила посвятить свою жизнь изучению дизайна и искусства, и когда ей представилась возможность сделать свой собственный творческий проект, у нее возникла идея совместить медицину и искусство.

Все начиналось со слепка лица, которое потом поросло разными организмами. Девушка рассказала, что Американская ассоциация микробиологов даже разместила фото ее работы в соцсети, где слепок лица не только набрал много лайков, но вызвал гнев у одной из художниц, которая, оказывается, тоже занималась подобной работой и посчитала, что ее идею украли.

Студентке понравился результат ее творческого проекта и она решила продолжить работу в том же направлении. Недавно у Дарьи возникла идея взять бактериальный анализ с икон и попытаться прорастить эти бактерии в лаборатории, а к тому же узнать, какие микробы живут в московских церквях.

Я просто подумала, что круто было бы собрать образцы с икон из разных церквей, вырастить эти микроорганизмы и визуализировать. Я верю в Бога и в то, что каждый человек и есть Бог, а значит, и в людей я верю, пояснила Дарья в интервью.

Вместе со своей напарницей – научной сотрудницей лаборатории, девушка ходила по московским церквям в надежде взять анализ. Как рассказала Дарья, служители церкви не очень радушно их встречали, некоторые отнеслись с настороженностью к дамам с длинными ватными палочками.

Если я это стекло целую, я имею право знать, что на нем. Тем более что эти следы видны невооруженным глазом - на одной из икон был даже блеск для губ,вспоминает студентка.

Результаты анализа

Целью исследования было показать, что в церквях тоже могут обитать опасные бактерии, несмотря на святость места. Дарья поясняет, что ее проект не отрицает Бога, он лишь показывает людям действительность, о которой они могли не подумать в таком месте.

Исследование Дарьи очень важное, но оно вряд ли приведет к смене порядка в церквях. К сожалению, церковь и наука несовместимы. Никак не получится добиться полной дезинфекции икон, так как это уже многовековая традиция - прикладываться к иконам. Радует, что на иконах нашли не патогены, а микробы, живущие почти у каждого человека во рту. Например, при разговоре по офисному телефону вы тоже можете подцепить эти болячки. Поэтому, чтобы обезопаситься, надо укреплять иммунитет, поделилась со «Снег.TV» доктор биологических наук Елизавета Александровна Бонч-Осмоловская.

Всего девушки обошли шесть церквей Замоскворечья и взяли смывы с десяти икон: Преподобного Сергия, Воскресения Христа, Серафима Саровского, Святой Елисаветы, Божией Матери, Крещения Господня, Спиридона Тримифунтского, «Неупиваемой Чаши».


© VisualHunt.com

Взятые анализы показали, что икона кроет в себе множество микробов: стафилококки, стрептококки, синегнойные палочки, кишечные палочки. У студенток даже было подозрение на сибирскую язву, но в итоге это оказалась родственная ей палочка.

За такое исследование можно наградить девушку Шнобелевской премией. Конечно, на иконе полно бактерий, мы это понимаем и делаем все возможное - периодически дезинфицируем стекло. За всю мою практику я не помню ни одного случая эпидемии, которая бы коснулась наших прихожан. Вот я, например, обязан после причастия выливать вино и промывать чашу, но я так не делаю. Я сам выпиваю вино после прихожан, и, как видите, жив-здоров, рассказал «Снег.TV» проповедник и протодиакон Андрей Кураев.

Непонятый художник

Дарья Федорова так и не стала публиковать фотографии своего эксперимента, так как посчитала, что ее проект могут воспринять как открытую провокацию. Девушка признаётся, что она лишь увлекается медициной и не может сказать, как сильно повлияют найденные бактерии на человека, но она уверена, что человеку со слабым иммунитетом даже такие микробы могут повредить.

То, что иконы не стерильны, - факт. Было бы здорово, если бы люди, как в спортзале после тренировки, протирали за собой иконы салфеткой с дезинфектором. Ведь это про отношение к ближнему, а христианство учит любви к нему, рассказала Дарья.

Выступая как художник, девушка хочет, чтобы в будущем появились лаборатории, в которых художники могли бы периодически исследовать свои наработки вместе с учеными. Дарья Федорова верит, что художник способен совершить открытие, потому что он лишен рамок научного метода.


14.Сколько раз в году нужно причащаться?
15.Что такое соборование?
16.Как часто следует посещать храм?
17.Для чего нужен духовный руководитель?
18.Как нужно переносить скорби?
19.Как побороть стыд на исповеди?
20.Какой грех называется смертным?
21.Как относиться к болезни?
22.Как побороть гордость, гнев, осуждение?
23.Если вдруг появились вопросы
24.Как вести себя с нищими, встречающимися перед храмом?
25.Избавит ли освящение квартиры от воров, а освящение машины от аварии?
26.Сколько раз в день нужно молиться?
27.Как правильно прикладываться к иконам?
28.Как выбрать себе духовного отца?
29.Как православие относится к различным амулетам и талисманам, к народным приметам?
30.Как лучше читать молитвы дома: вслух, шепотом или мысленно?
31.Если веры недостаточно - как ее приумножить?
32.Как правильно обращаться к служителям храма?
33.Как быть в храме с детьми? Нужно ли их приводить в храм?
34.Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чём надо молиться? Кому и сколько свечей надо ставить? Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?
35.Нужно ли вставать в храме на колени?
36.Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?
37.Что означают поклоны и какие они бывают?
38.Что символизирует каждение и как надо себя вести при каждении храма?
39.Что такое молебен, панихида, ектения?
40.Как можно помянуть человека?
41.Какие иконы кладут в центре храма и как правильно к ним прикладываться? Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
42.Можно ли молиться и ставить свечи за животных?
43.Каким должно (или может быть) положение рук во время молитвы - в храме, дома и т.д? Иногда люди держат руки перед собой согнутыми в локтях и сомкнув молитвенно ладони. Иногда крестообразно складывают руки на груди, положив правую на левую. Иногда - перед собою, сомкнув их "в замок" чуть ниже уровня груди. Большинство же держат руки просто опущенными вниз.
44.Как православному христианину правильно провести выходные дни?
45.Что означает сложение пальцев руки священнического благословения?
46.Как выдержать горе при смерти близкого человека?
47.Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
48.Какая польза от принятия просфоры и святой воды?
49.Как быть,если свечу некуда поставить?
50.Почему Бог не сделает всех людей добрыми?
51.Зачем надо исповедоваться?
52.Что такое грех? Как его уничтожить? Неужели все люди грешники?
53.Куда деть прошлогоднюю освящённую вербу?
54.Покаяние и Исповедь - это одно и то же?
55.В какие дни в церкви не совершается венчание?
56.Что означают слова "Возьми крест свой и следуй за мною?"
******************************************************************************************************************************************************************

3. Можно ли входить в храм с сумками?
Если есть необходимость, можно.

Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

4. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?
Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры , встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.

5. Сколько времени надо находиться на службе?
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

6. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

7. Что важно в поклонах и молитве?
Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь — исполнить молитвенное правило. Такая молитва — грех перед Богом.

8. Как правильно целовать иконы?
Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых - руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

9. Что символизирует поставленная перед образом свеча?
Свеча, как и просфора, — это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

10. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?
Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Даже если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

11. Что означают в молитвах слова "аминь" и "аллилуйя"?
"Аминь" означает "да будет так". В еврейском языке слово "аминь" этимологически связано со словами "твердый", "надежный", "постоянный". Слово "аллилуйя" с еврейского языка переводится как "хвалите Господа". Эти слова перешли практически неизменными во все переводы Библии.

12. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?
Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом.

Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею.

Кресту же помолиться:

Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

13. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?
Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.

В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные. На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

14. Сколько раз в году нужно причащаться?
Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам: «Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.

Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам — в день их бракосочетания.

15. Что такое соборование?
Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.

В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.

16. Как часто следует посещать храм?
В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.

Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу.

Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности. Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

17. Для чего нужен духовный руководитель?
Чтобы при его помощи незаблудно шествовать и достигнуть Царства Небесного, а для этого необходимо, главным образом, на деле исполнять наставления, советы и указания духовника, жительство свое проводить благочестиво.

Были примеры того, как некоторые люди, имея возможность часто бывать у старца, непрестанно слышали его наставления и указания, жительствовали с ним и — оставались бесплодными, а некоторые, редко имея возможность быть у старца и кратко слышать наставления, преуспевали.

Так вот, не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять и не быть бесплодными. Когда обучают детей своих грамоте, то зачем их отдают в училище и нанимают учителей, которые растолковали бы, что написано в книгах? Дали бы им одни книги и учебники, и пусть бы учились сами без учителей. И это делают для обучения наукам, в течение нескольких лет, хотя науки полезны только в здешней кратковременной жизни. Как же столь пренебрегают душою бессмертной, говоря, что не нужен руководитель для жизни духовной?

18. Как нужно переносить скорби?
Скорби следует переносить втайне, как всякий подвиг. Тогда мы не лишимся награды на небе. Только с духовным отцом мы можем говорить о скорбях, прося его совета, и молить Бога терпеливо понести всякое искушение.

19. Как побороть стыд на исповеди?
Стыдиться на исповеди открывать грехи — от гордости. Обличив себя перед Богом при свидетеле духовнике, люди получают успокоение и прощение.

Помни, что нераскаянные тяжелые грехи по смерти принесут великое и вечное наказание. Прежде всего следует исповедовать то, что более возмущает твою совесть. Многие о незначительном говорят, а о важном умалчивают и, таким образом, уходят не исцеленными от греховных язв и неразрешенными

20. Какой грех называется смертным?
Смертный грех — это такой грех, из-за которого, если не покаешься в нем перед смертью, то идешь в ад; но если ты в этом грехе покаешься, то он тебе сразу же прощается. Смертным он называется потому, что от него душа умирает и ожить может только от покаяния.

21. Как относиться к болезни?
Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что все, что от Господа бывает, к добру.

Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления перед Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств — от Господа есть и случайно ничего не бывает. Есть такие болезни, на исцеление коих Господь иногда налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье . И вслед за сим опять благодарите Господа!

Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот

22. Как побороть гордость, гнев, осуждение?
Гнев и осуждение от гордости. Взыщите смирение — гнев и осуждение отстанут сами собою. Против гнева — стиснув зубы молчать. Это первый начальный прием.

Второй — когда забирает — немножко удалиться, чтобы не видеть возбуждающего гнев. Когда и от этого не уймется гнев и придется наговорить глупостей и неисправностей, возьмите веревку потолще и отхлестаите себя, да только так, чтоб чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош.

Против осуждения — свои грехи скорее вспоминайте и держите их перед сознанием — и осуждение отойдет. Всяко боритесь против этих и других страстей, гоня прочь самые зачатки их с молитвою к Господу.

23. Если вдруг появились вопросы
Если вы что-нибудь хотите спросить у священника, сначала обратитесь к нему со словами: «Батюшка, благословите!», а затем задайте вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно (ладонями вверх, правую на левую) и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.

Если священника нет в храме в тот момент, когда вам нужно с ним поговорить, то вы можете уточнить, когда будет батюшка - подойдите к свечному ящику и задайте вопрос тому, кто будет за ним стоять. Если у вас возник вопрос касательно венчания, крещения или отпевания, то об этом можно спросить там же.

Свечной ящик (церковный ящик) - место, обычно при входе в храм, где верующим предлагаются свечи, иконы, книги, крестики и другие предметы внешнего выражения веры. За свечным ящиком можно заказать молебны, панихиды, крестины, отпевания, венчания, поминовения о здравии и упокоении и прочие требы.

24. Как вести себя с нищими, встречающимися перед храмом?
При виде нищих вспоминайте прежде всего о том, что Христос Господь наш и Святые Отцы учат и, можно сказать, просят нас о том, чтобы мы подавали бедным.

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. "Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - говорит святой Августин, - не будет сам накормлен Христом?" . Ведь в глазах Самого Господа и мы должны выглядеть, по грехам нашим, куда страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие милостыней.

Не следует и искушать (смущать) себя мыслью о том, что нищие "зарабатывают" не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится, прежде всего, за его дела.

Ваше дело в данном случае - проявить милосердие, невзирая на лица, с легкостью сердца. Если же видите, что перед собой нищих, употребляющих все средства на пропой, ссудите их не деньгами, а продуктами: дайте яблоко, печенье, конфет, хлеба и т. д. Когда преподобного Амвросия спрашивали, зачем он подает пропойцам, он отвечал: чтобы спасти их еще от одного греха - воровства.

25. Избавит ли освящение квартиры от воров, а освящение машины от аварии?
Освящение квартиры, машины, икона, молитва - это не языческий оберег, не заклинание от беды. Это должно стать изменением внутреннего мира, в частности отношения к вещи, которую освятили, к Богу, к Которому обратились с молитвой.

Человек освятил машину и перестал в ней курить, ругаться, бесчинствовать на дороге, помнит, что с ним отныне Ангел Хранитель.

Освятил свой дом - значит, сделал его своей малой церковью.

А если после освящения человек не хранит святыню, то как же ее и его будет хранить Бог?

Или он ставит Бога в зависимость от своих прихотей: раз я к Тебе обратился, Ты обязан меня хранить?

Господь всегда желает человеку добра и именно поэтому порой, как строгий Отец, вразумляет, заставляя задуматься о жизни, о мире, о Божественном Промысле.

26. Сколько раз в день нужно молиться?
Обязательными для православных христиан являются утренние и вечерние молитвы, а также молитвы перед трапезой и после нее. Накануне дня причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению и три канона: Покаянный (или Иисусу Сладчайшему), Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

Сверх этого молитвенное правило на каждый день должно быть индивидуально. Необходимо, чтобы оно соответствовало силам человека и его жизненным обстоятельствам. Неразумно брать правило сверх сил и возможностей. Тогда могут возникнуть искушения. Конечным итогом этого бывает уныние и расслабление.

27. Как правильно прикладываться к иконам?
Иконы принято лобызать, то есть целовать, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды.

Тем самым христианин призван упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым. Прикладываться к ликам на иконах нельзя.

28. Как выбрать себе духовного отца?
Специально искать или выбирать духовного отца не нужно.

Однажды вам встретится батюшка, с которым вы ощутите духовную связь. Вы станете ходить к нему на исповеди, спрашивать у него советов в трудных жизненных ситуациях и однажды попросите стать вашим духовником.

Если же такая связь не возникла ни с одним из священников, то не надо ни унывать, ни предпринимать специальных поисков. Надо просто помолиться, чтобы Господь дал духовника и терпеливо ждать.

29. Как православие относится к различным амулетам и талисманам, к народным приметам?
Все это христианство рассматривает как суеверие, и не более того.

Такие суеверия подчас настолько порабощают человека, что он может даже заболеть. Великий ученый Блез Паскаль писал: «Неверующие оказываются самыми легковерными». И это легковерие мешает им жить спокойно и с миром в душе.

Если чувство холодно, а мысль убегает, то произносить с такой громкостью, чтобы ухо как бы прислушивалось к словам. Так собирается внимание «в слышании» и помогает цельности молитвы.

31. Если веры недостаточно - как ее приумножить?
Веру не надо «умножать» — старайтесь жить так, как заповедует нам Евангелие, и этот опыт поможет вам относиться к Богу с большим доверием, что и составляет суть веры.

32. Как правильно обращаться к служителям храма?

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу - "женщина", "дама", "гражданка"? Как обратиться к священнику - "сударь", "господин", "товарищ"? А ведь никаких трудностей нет. Христиане - это одна семья, где все друг другу родные. Родным не нужны условности. "Брат", "сестра" - наилучшее обращение к мирянам. Мы все - дети Единого Бога и потомки Адама и Евы.

"Батюшка" или "отец" - так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов "отец" добавляют имя, например, "отец Петр".

К диакону можно обращаться "отец диакон", к настоятелю храма (монастыря) "отец настоятель".

В разговорах православных людей часто слышится слово "отче". Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать "меня благословил отче Владимир", это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям "святой отец", как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом "матушка".

К архиереям - епископам, митрополитам, Патриарху - нужно обращаться "Владыка", как к облеченным церковной властью.

33. Как быть с детьми в храме? Нужно ли их приводить в храм?
Некоторые так считают: сам вырастет, потом разберется, поймет. Но это не верно:вырастет, и не поймет, если его не приучишь! В храм нужно детей приводить!

Как им там надо себя вести? К сожалению, дети часто мешают службе, мешают прихожанам молиться. Родителям нужно стараться держать детей все-таки при себе. Мамы должны знать, как занять ребеночка, чтобы он не капризничал, но делать это надо тихонечко, никого при этом не смущая. Все понимают, что ребенок есть ребенок, которому трудно полтора часа неподвижно стоять. Но этому надо учить.

Привить навык быть на службе, стоять, не отвлекаясь, - это дело родителей.

34. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чём надо молиться? Кому и сколько свечей надо ставить? Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?
В первую очередь хорошо поставить свечу о здравии своих близких в центре храма, где на аналое (специальном столике с наклонной поверхностью) лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери.

О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике (это канун). Можно поставить свечу любому святому или святым. Молиться надо о прощении грехов, благодарить Господа за Его благодеяния, просить помоши в имеющихся нуждах.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Большая и дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем - к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом - о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун - квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Ну и поставить свечу о здравии самого себя, конечно же, можно. Кто не молится сам о себе, тому не помогут и праведники.

35. Нужно ли вставать в храме на колени?
Если священник и все молящиеся встали на колени, то надо тоже встать.

В исключительных случаях, когда человек болен (например, у него радикулит или больные ноги) или когда в храме очень тесно, то можно на колени не вставать.

36. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?
Как известно, Церковь в нашей стране отделена от государства, поэтому она должна сама себя содержать.

Пожертвования идут на поддержание богослужебной деятельности и различные хозяйственно-экономические нужды: оплату коммунальных платежей (электроэнергии, газа, отопления, водоснабжения и т.д.), на восстановление, реставрацию и текущий ремонт храма и прилегающих помещений, на зарплату священнослужителей и сотрудников храма (певчих, свечниц, уборщиц, дворников, сторожей).

Средства, полученные за крестины, венчания, отпевания и записки тоже идут на многочисленные нужды церковной общины.

37. Что означают поклоны и какие они бывают?
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак смирения, молитву сопровождают поклонами.

Поклоны бывают поясные, когда наклоняются до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колени, касаются головой земли (пола).

38. Что символизирует каждение и как надо себя вести при каждении храма?
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам - иконам, храму - оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и славу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных как носящих в себе образ Божий.

Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

39. Что такое молебен, панихида, ектения?
После Литургии обычно служится молебен - особое богослужение, за которым просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят за получение благ. Молебен может быть благодарственный, о болящих, о путешествующих и заказать его можно Спасителю, Божией Матери (разным Её иконам) или святым. Можно заказать водосвятный молебен - в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздаётся верующим.

Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан. Панихида служится перед кануном. Около кануна на особом столе можно оставить приношение в память об усопших близких. Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар - всё то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор.

Ектения слово греческое и означает: «прилежное моление». Ектения - прошение к Господу, которое возглашается священником или диаконом во время богослужения. Во время Божественной Литургии после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются заказные записки о здравии и о упокоении. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

40. Как можно помянуть человека?
Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет.

Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молится об этих людях).

Вечное поминовение длится в течение всего времени, пока существует монастырь.

41. Какие иконы кладут в центре храма и как правильно к ним прикладываться? Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящён главный престол храма.

К иконам следует подходить не спеша, не теснясь, мысленно произнося молитву (перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имярек), моли Бога о мне (о нас))».

Следует дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображённого на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображённого на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых - руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

Если на иконе изображено несколько святых, достаточно приложиться к ней один раз.

Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображённым на них - к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих. Через святыню никто никогда не заражается, наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

42. Можно ли молиться и ставить свечи за животных?
Поскольку Бог является Творцом всякой твари, то молиться за животных можно, но лучше это делать в домашней молитве. В молитвословах есть специальные молитвы, которые читаются при болезнях и падеже скота.

Животные имеют душу, которая умирает вместе с телом. Душа же человека бессмертна, так как создана по образу и подобию Божию и получила от Него дар вечной жизни. Церковная свеча имеет много глубоких духовных значений, одно из которых - свидетельство причастности человека к Божественному свету. Поэтому ставить свечи надо за людей, а не за животных.

43. Каким должно (или может быть) положение рук во время молитвы - в храме, дома и т.д? Иногда люди держат руки перед собой согнутыми в локтях и сомкнув молитвенно ладони. Иногда крестообразно складывают руки на груди, положив правую на левую. Иногда - перед собою, сомкнув их "в замок" чуть ниже уровня груди. Большинство же держат руки просто опущенными вниз.
Положение рук при молитве не принципиально. Главное в молитве - это внимание к произносимым словам. Смыкание ладоней скорее традиция западной, католической церкви. В православных храмах принято держать руки опустившие, что называется "по швам", поднимая правую руку для осенения себя крестным знамением.

В практике древних подвижников встречается даже приём биения себя рукой в грудь, для как бы сугубого возношения словес, но это частная практика. Одним словом: "Где просто, там ангелов со сто"!

44. Как православному христианину правильно провести выходные дни?
Долг каждого христианина - постараться побывать на Воскресной Божественной Литургии.

После нее желательно отложить досужие дела в сторону и дать время своей душе на духовную подпитку, ведь наступит понедельник, и эти насущные дела навалятся с огромной силой. Чем лучше себя занять? Все зависит от самого человека. Человеку, предрасположенному к уединению, можно зажечь лампадку и заняться молитвенным деланием или духовным чтением. Тому, кто близок к общению, можно было бы посоветовать провести вечер с добрыми друзьями, способными разговаривать на духовные темы. Трудоголику можно заняться физическим трудом. Семейному человеку - прибраться дома, естественно, всё свое делание освещая внутренней молитвой, а одинокому можно найти какое-нибудь послушание и в храме, руководствуясь разумной инициативой.

Вообще же отдых православного христианина не должен быть безделанием, потому что безделание - это грех. Отдых христианина должен быть полезным, и, выбирая такой отдых, можно быть уверенным, что в выходные, проведенные таким образом, человек получит духовный заряд на всю предстоящую трудовую неделю.

45. Что означает сложение пальцев руки священнического благословения?
Священник благословляет именем Христовым, вернее Христос благословляет через священника или епископа.

Два пальца складываются буквой «Х» и означают Христос, один палец (мизинец) стоит отдельно и обозначает славянскую букву «I» и означает Иисус, два других пальца складываются крестообразно и означают Крест Господень. Поэтому священническое благословение заключает в себе имя Иисуса Христа и Крест Господень.

46. Как выдержать горе при смерти близкого человека?
Горевать не надо. Надо усиленно молиться за умершего, и станет легче - почувствуется связь с ним. Ведь близкий человек не умер, а перешёл в другой, вечный мир, ибо бессмертная душа человека - от Бога, к Богу и уходит. Эта жизнь временна и наполнена разными скорбями, и никто не может их избежать. А близкий человек теперь избавился от всех этих земных скорбей, и будет вечно жить в другом мире, где «нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная». Весь род человеческий идёт туда - здесь никто остаться не может.

47. Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь дома икону небесного покровителя, то есть святого, имя которого человек носит. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены.

48. Какая польза от принятия просфоры и святой воды?
Если человек употребляет просфору и святую воду, то к нему не приближается нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек более располагается к посту, молитве и всякой добродетели.

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни (будь то головная боль или бессонница, раздражение или то, что называется «стрессовым состоянием»), угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны. Святой водой освящается любая вещь из обихода православного христианина.

Но, конечно же, все это нужно делать с верой.

49. Как быть, если свечу некуда поставить?
Можно и нужно положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

50. Почему Бог не сделает всех людей добрыми?
Бог наделил людей свободной волей. Если бы эта свобода была лишена реально¬го выбора, тогда она была бы не нужна. Люди никогда бы не узнали, что такое добро, если бы не знали, что такое зло. В том и заключается настоящая ценность и красота, что Царство Бога и Его любовь человек выбирает добровольно, хотя вокруг него и много со¬блазнов. Ведь всё, что совершается насильно, лишено подлинной радости и счастья.

51. Зачем надо исповедоваться?
А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Однако, о теле, которое живёт временно, человек заботится, но ещё более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно.

Грязь души - это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди. Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят её так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошённость. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не имеет внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат не исповеданные грехи. Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов.

Исповедь - это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведёт к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет худые наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.

Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.

52. Что такое грех? Как его уничтожить? Неужели все люди грешники?
Всё то грех, что оскорбляет совесть и услаждает плоть.

Грех - это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех - это «чёрная печать», до конца дней пребывающая на совести и не смываемая ничем, кроме Таинства Исповеди. Грех обладает растлевающей силой, способной вызывать цепочку последующих, более тяжких грехов.

Вот ступени, по которым в нас входит грех: образ, внимание, интерес, влечение, страсть.

Хорошо не быть никому должным. Хорошо чаще оплачивать долги, а иначе они, накопившись, делаются слишком большими, тягостными, неоплатными. Так и грехи - долги наши перед Господом - хорошо как можно чаще оплачивать, каясь, исповедуясь перед священником, и внутренне ежедневно, ежечасно, постоянно каясь перед Господом. Корни греха истребляются борьбой с греховными мыслями и повторением исповедания уже тогда, когда мысли начнут одолевать.

Да, все люди много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев - не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами.

53. Куда деть прошлогоднюю освящённую вербу?
Освящённые вербы хранят в течение года как знак всепроникающей благодати Божией. Затем ветви сжигают (пепел не выбрасывают в мусор, а закапывают в не попираемом ногами месте или опускают в проточную воду), заменяя новыми, либо набивают ими подушечку, которую потом кладут в гроб под голову усопшему христианину.

54. Покаяние и Исповедь - это одно и то же?
Покаяние - это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей - не только явных, но и тайных. Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других.

Исповедь - это обвинение себя в грехах перед Богом при свидетельстве священника. Истинное покаяние состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать духовному отцу грехи, но и в том, чтобы уже не возвращаться к ним, чтобы сокрушённым сердцем сожалеть о прежних грехах, и не только сожалеть, но и заглаживать их добрыми делами, трудами покаяния.

55. В какие дни в церкви не совершается венчание?
По церковному уставу, Таинство Венчания не совершается в продолжение многодневных постов (Великого, Рождественского, Петрова и Успенского), в продолжение Святок - с 7 по 20 января, на масленице (неделя перед началом Великого поста, начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную),в Светлую седмицу (неделя после праздника Пасхи), в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября), накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, а также во вторник, четверг и субботу каждой недели.

56. Что означают слова "Возьми крест свой и следуй за мною?"
Взять крест свой - значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Господу попустить нам в очищение наших согрешений. Взять свой крест - значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти.

В православном храме мы всегда видим святые образы - иконы. По церковному преданию, первую из них нарисовал на доске от обеденного стола сам апостол и евангелист Лука. Надо отметить, что он был образованнейшим человеком своего времени - медиком, художником, а также первым иконописцем.

Первая икона изображала Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках. Увидав это изображение, Божия Матерь сказала, что благодать Сына Ее и помощь да пребудет с этой иконой. С тех пор написано немало святых образов, изображающих не только Пресвятую Богородицу, но и множество святых угодников Божиих. На иконах можно встретить также изображения событий церковных праздников и реальных историй Ветхого и Нового Заветов.

При входе в церковь нас традиционно встречает икона, расположенная на отдельном столике-подставке (он называется аналой). Это икона того святого или церковного праздника, в честь которого был освящен храм. Обычно перед такой иконой нет никаких подсвечников.

В нашем кафедральном соборе в Бобруйске первая икона - это образ святого Николая Чудотворца. Ее можно поцеловать в самом начале.

Как прикладываться к иконам (целовать их)

Есть определенное правило почитания святых предметов храма: икон, мощей в раках (это украшенные гробницы, в которых находятся нетленные тела святых), креста, Распятия, других предметов. Например, в нашем соборе находится часть Туровского креста, который приплыл по реке Припять в древний белорусский город Туров более десяти веков назад.

Правило такое: перед целованием крестимся ДВА РАЗА (это можно сделать, стоя в очереди к святыне), ОДИН РАЗ целуем, отходим и крестимся ЕЩЕ РАЗ. Такая последовательность существует для того, чтобы не затягивать время и не задерживать других людей.

Не надо целовать несколько мест на иконе, многократно прикладываясь к стеклу киота (украшенной рамки, в которую помещена сама икона). Такие действия сильно затягивают время и заставляют других людей, стоящих в очереди, нервничать, а то и осуждать. Особенно это заметно, когда много людей подходят для поклонения к чтимой святыне (иконе или мощам).

Куда прикладываться

Есть несколько мест на иконах, куда мы прикладываемся.

Если изображение святого «поясное», мы целуем благословляющую руку. Если он написан в полный рост - целуем ножки. У нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа особо почитаем изображение волос. Подходя к Кресту, целуем ножки Спасителя, изображенного на кресте.

Если вы теряетесь и не знаете, куда надо прикладываться, - ничего страшного: целуйте краешек иконы!

Распространенная ошибка - целование лика (лица) святого. Этого делать не нужно.

Каждая икона в храме освящена. В богослужебных книгах есть несколько чинопоследований освящения новых образов. В зависимости от того, кто или что на них изображается, читаются различные молитвы. Потом иконы окропляются святой водой с определенными молитвенными словами. До освящения этот предмет является благочестивым изображением. Однако после освящения - это уже святой образ, открывающий нам духовный мир Богопочитания.

В церковной среде встречаются такие понятия, как намоленность и чудотворность икон. Обычно это (намоленность) относится к древним изображениям. Чудотворными же считаются образы, через которые обильно изливается благодать Божия по молитвенным просьбам людей - и происходят множественные чудесные исцеления.

Но надо отметить, что ЛЮБАЯ ИКОНА является святой, и через каждую из них Господь дарует нам Свою помощь и поддержку. Перед ними можно и нужно молиться, почитая их как святыни, дарованные нам свыше.

Иконы в доме

Древний благочестивый обычай предписывает иметь у себя в доме несколько икон. Обычно это образы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых, имена которых носят проживающие в доме люди. Можно иметь и другие иконы.

Расположить святыни желательно с восточной стороны квартиры или дома на какой-либо полочке. Над ними прикрепить крест. Допустимо устанавливать иконы в книжном шкафу. Но в этом случае не надо на той же полке хранить фотографии родных и близких, мирские предметы.

Желательно оформить все в виде молитвенного уголка. Оптимально иметь перед иконами лампадку или маленький подсвечник с церковной свечкой и зажигать их перед молитвой.

Не советую приобретать большое количество святых образов. Ведь перед каждой из икон надо молиться, а не складировать их где-то в тумбочке по той причине, что на полке уже нет места…

Если старые иконы уже выцвели или, наоборот, потемнели до неузнаваемости, по церковным правилам их можно предать огню. Те же правила запрещают молиться перед такими - вышедшими из строя - образами. Потому что мы возносим молитвы не самой иконе, а святому, который изображен на ней.

Известны случаи, когда потемневшие от времени иконы сами обновлялись, вновь становились яркими и красивыми. Встречаются проявления мироточения и даже кровоточения святых образов. Притом изображения могут быть написаны не только на доске, но и на холсте или даже на бумаге. Конечно, это промысел Божий - и трудно объяснить, почему происходят такие чудеса. Бывало, что во время пожара огонь вообще никак не воздействовал на икону, хотя вокруг все пылало и рушилось.

На моем сайте собрано несколько реальных историй о чудесной помощи Бога после усердных молитв перед иконами (http://bolotov.by/all-stories/).

Однажды я сам был свидетелем похожей ситуации. На чердаке одного из домов Бобруйска прорвало трубу отопления, и горячая вода хлынула вниз на квартиры. Все помещения с четвертого до второго этажа были залиты водой. И только в двух комнатах на разных этажах вода обогнула молитвенные уголки, оставив потолок сухим, и иконы совершенно не пострадали!..

Святыня над постелью малыша

Еще с давних времен в книге «Домострой» указывалось, что в каждой палате (комнате) должен находиться святой образ с неугасимой лампадой перед ним. В современной квартире, следуя такому благочестивому обычаю, можно, разделив все свои иконы, установить их в разных местах: в прихожей, спальне, детской комнате и даже на кухне.

Особенно хорошо их иметь в детской комнате. Обычно над постелью малыша с самого его рождения устанавливают образ Пресвятой Богородицы. И ребенок, подрастая, неизменно видит святыню рядом с собой, что благоприятно сказывается на его духовном мире. Конечно же, надо рассказывать детям о «их» иконе  - кто там изображен и какие молитвы ребята уже могут возносить, обращаясь к святым. Тексты таких молитв можно найти в детском молитвослове.

Какие иконы сохраняют дом

Есть такое понятие, относимое к образу Пресвятой Богородицы, как «хранительница семейного благополучия». Безусловно, Царица Небесная помогает всем обращающимся к Ней за помощью. Но не надо приписывать магическую силу иконе как предмету или даже относиться к ней как к оберегу! Семейное благополучие зависит от многих факторов, в том числе от отношений между супругами и от молитв, возносимых мужем и женой. Молитвословие освящает человека, умиряет бурю его чувств - и, конечно, Господь по просьбе святых угодников дарует мир и радость дому сему. Однако есть иконы Пресвятой Богородицы, молитвы перед которыми имеют наиболее быстрый ответ от Бога. Это - среди многих иных известных - такие образы, как «Казанская», «Феодоровская», «Семистрельная», «Достойно есть», «Неопалимая купина».

Есть и святые угодники Божии, которые помогают в обретении семейного благополучия. Это святитель Николай Чудотворец, благоверные князья Муромские Петр и Феврония, мученики Гурий, Самон и Авив, мученики Адриан и Наталия.

Икона на цепочке

В церковных киосках можно встретить небольшие кулоны с изображением святого образа. Такие маленькие иконы носят на шее под одеждой рядом с нательным крестиком. Но нужно отметить, что эти иконки НЕ ЗАМЕНЯЮТ собой нательного креста.

Для освящения крестиков и икон имеются разные чинопоследования. Крест освящается как защита человеку от духовных и телесных опасностей. Икона же освящается как образ, перед которым возносится молитва.

Иконография

Каждая икона написана в соответствии с церковными канонами. Образ должен быть узнаваемым и иметь подпись, кто или какое событие на нем изображается.

Имеются разные школы иконографии, у каждого иконописца есть свои фирменные черты изображения - чувствуется рука мастера. На моем сайте размещено интересное интервью с иконописцем Аллой Мельниченко - автором известных списков чудотворных образов Божией Матери «Барколабовская» и «Юровичская» (http://bolotov.by/interview-with-painter/).

Очень интересно и познавательно было беседовать с Аллой. Мы говорили о том, что составляет внутренний мир мастера, насколько трудна такая работа, как готовиться и какие молитвы читать перед ее началом, насколько сейчас востребована «мерная икона» (то есть икона размером с рост родившегося малыша, имеющая изображение святого, имя которого ребенок получает при Крещении)… Почитайте!

Теперь вы знаете все необходимое об иконопочитании, о молитве перед святыми образами - и эти вопросы уже не будут вас заботить при входе в церковь или при обустройстве домашнего молитвенного уголка.

Иерей Алексий Болотов

Икона с изображением святых, дни памяти которых выпадают не несколько дней седмицы

Икона святителя Кирилла Туровского на холсте

Оформление иконы в праздник Крещения Господня

Иерей АЛЕКСИЙ БОЛОТОВ, Бобруйск

Навигация по записям

Выпуск № 29

Поиск:

Архив выпусков:

Рубрики

Выберите рубрику _Свежий выпуск “Взаимодействие-2018” “ЗАПАД 2013” “Запад-2017” “Рюкзачок” в армии “Славянское братство-2015” “Славянское братство-2017” “Славянское братство-2018” “Танковый биатлон” “Щит Союза – 2011” “Щит Союза-2015” «Авиадартс‑2015» «Армейские международные игры - 2015» «Армейские международные игры - 2016» «Армейские международные игры - 2017» «Армейские международные игры - 2018» «Боевое братство - 2017» «Боевое братство - 2017» «Боевое содружество - 2015» «Взаимодействие-2017» «Взаимодействие‑2014» «Взаимодействие‑2018» «ВоенТВ» представляет «ВОИН СОДРУЖЕСТВА - 2014» «ВОИН СОДРУЖЕСТВА - 2015» «Запад‑2017»: послесловие «мастера автобронетанковой техники - 2015» «Нерушимое братство - 2017» 20 лет журналу “Армия” 2016-й - Год культуры 2017-й - год науки 2018-Год малой родины 90 лет БВГ MILEX – 2017 Publishing EXPO – 2015 А знаете ли вы Абитуриент-2014 Абитуриент-2018 Авиация:особый ракурс Азимут Актуально Актуальное интервью Акценты Акция Акция “Наши дети” Анализируем события Аналитика и цифры Ангольский дневник Анонс Армейская среда Армейская учебка Армейские будни Армейские международные игры Армейский спорт АрМИ-2018: послесловие Армии наших соседей Армия – детям Армия – ступень к карьерному росту Армия в его судьбе Армия в лицах Армия и культура Армия и личность Архивы истории Аукцион Афганский дневник Афиша БВГ-гостиная Без рубрики Безопасность движения Белорусская неделя моды Белорусские колумбы Благое дело Блогеры в армии Боевая подготовка Боевое дежурство Боевое содружество Будь в курсе! В армии В армиях мира В армиях ОДКБ В армиях СНГ В ВВС и войсках ПВО В военкоматах В жизни есть всегда место подвигу В Зарубежье В зеркале времени в мире В мире прекрасного В организациях БСО В организациях ДОСААФ в стране В ЦДО В центре внимания Век и вехи Великие битвы Вести из войск Ветераны в строю Вехи истории Вечные ценности Взаимодействие-2015 Взгляд на проблему Взрослым о детях Визитная карточка – гостеприимство Виртуальный полигон Внимание - конкурс! Во внутренних войсках Военная история городов Военная медицина Военная присяга Военная энциклопедия Военно-патриотическое воспитание Военное образование Военные династии Военные истории Военные профессии Военные тайны Военный архив Воин Содружества Вооружённые Силы Республики Беларусь - на благо общества Вопрос – ответ Воспитать патриотов Воспоминания Время события люди Вслед за событием Встреча для вас Выборы Выборы – 2015 Выпуск Выставки Газетный сериал Гарнизоны Геополитика Герои земли белорусской Год воинской дисциплины и безопасности военной службы Год малой родины Горжусь службой Горячая точка Государственная граница Далёкое-близкое Дата в календаре Династии Директива№1: к исполнению Дневник солдата Домострой Допризывная подготовка Дорогами освободителей ДОСААФ ДОСААФ: подготовка Есть мнение Есть такая профессия Женское лицо белорусской армии Женсоветы Жилищный вопрос Жыццёвiнкi За Веру и Отечество Забытый подвиг Забытый полк Закон и порядок Записки ликвидатора Записки неисторика Зваротная сувязь Здоровье Здравия желаю! Знай наших! Идеологическая работа Из блокнота журналиста Из истории Белорусской военной газеты Из недавнего прошлого Из первых уст Из почты Из района учения Имя в истории Индекс успеха Инновации Интервью Инфографика Испытано на себе Исторические байки История оружия Итоги-2018 К 100-летию Вооружённых Сил Беларуси К 100-летию ВС РБ К 100-летию медицинской службы Вооруженных Сил Беларуси К 100-летию со дня начала Первой мировой войны К 20‑й годовщине гибели Владимира Карвата К 25-летию вывода советских войск из Афганистана К 30-й годовщине аварии на ЧАЭС К 30‑летию Белорусского общественного объединения ветеранов К 30‑летию вывода советских войск из Афганистана К 30‑летию вывода советских войск из Афганистана К 60-летию МСВУ К 70-летию Великой Победы К 70-летию освобождения Беларуси К 71-летию Великой Победы к 75-летию начала великой отечественной войны К 75-летию освобождения Беларуси К 93-летию «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» К 95-летию органов военной контрразведки К 95-летию создания строительно-эксплуатационных организаций ВС РБ К 95‑летию «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» К 95‑летию создания финансовой службы Вооружённых Сил К пятилетию “ВАЯРА” Как это было Калейдоскоп Киберспорт Книжная полка Ко Дню Конституции Республики Беларусь Ко Дню матери Ко Дню танкистов Компетентно Конкурсы Коротко Крупным планом Культурное пространство Литературная страница Личность Личный прием граждан Люди и судьбы Международное военное обозрение Международное военное сотрудничество Международные контакты Мемуары Министерство обороны информирует Минское подполье Миротворцы Мнение Молодежный спектр Молодые офицеры Мысли вслух На житейских перекрестках На заметку читателю На книжную полку На личном приеме НА ПОЛЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРАЖЕНИЙ Наблюдатель Нам пишут Наряд по кухне Наука и армия Национальная безопасность Наша гостиная Наша почта Наше наследие Наши земляки в армии Невыдуманные истории Незабываемое Неизвестные страницы войны Нерушимое братство - ​2015 Ничто не забыто Новости Новости ВПК Новости Центрального Дома Офицеров Нужна помощь! НЦПИ Республики Беларусь сообщает Образование Обратная связь Обращение Общественная безопасность Общество Объявления Один день из жизни Окно в природу Олимпийские чемпионы Они были первые Они защищают Отечество Оружие Оружие Победы Особая служба Особый случай От сердца к сердцу Отечественные предприятия Отечество Офицер милиции предостерегает Офицерские жены Офицерские ритуалы Офицерские семьи Офицерское собрание Офицеры по призыву Официально Охрана труда Память Парламентские выборы-2016 Парламентский вестник Патриотическое воспитание Персона Письмо в редакцию Планета людей По страницам стенной печати Под острым углом Подготовка к “АрМИ-2018” Подготовка к параду Подробности Поздравления Полезная информация Портрет современника Почтовый ящик Поэтическая страница Правопорядок Пресс-служба МО РБ Призыв Призыв 2016 Призыв-2013 Призыв-2014 Присяга Происшествия Профессионалы Прямая линия Путевые заметки Пятое колесо Равнение на лучших Разное Ракурс Расследование Реализация военной техники Реализация имущества Резолюция Родители - о службе сыновей Родная мова Семейная суббота Семейные ценности Семейный архив Слово читателя Современники Солдатская среда Солдаты победы Сотки Сотрудничество Социум Союзники Союзное государство Спадчына Спасибо за службу! Специальная техника Специальный проект: в армиях ОДКБ Специальный репортаж Спорт Спрашивали – отвечаем Становление Страна Страницы истории Субботний рассказ Судьба Судьба человека Сыновья отечества Телемба-2014 Техника и вооружение Точка зрения Требуется помощь Увлечения Увольнение в запас Уик-энд Уникальная профессия Уникальные подразделения Урожай Урожай-2017 Урок мужества Уточнение Учения ФГШ Фельетон Форма одежды Фоторепортаж Хозяину на заметку Хронограф Честь имею Чтобы помнили Школа солдатского актива Щит и меч Эволюция бронетехники Экономика Эксклюзив Это интересно Эхо события Юбилей Юридическая консультация Я горжусь службой в Вооруженных Силах Беларуси

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон - это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении - в ручку); Божию Матерь и святых - в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное - мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего .

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот - излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу - Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону - образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом - обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, - трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона - это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»

Прп. Ефрем Сирин



Просмотров