Чем отличается военный суд от обычного. Сходство и различие военных и общих судов общей юрисдикции, система военных судов рф

У современных российских военных и гражданских судов много общего. И те, и другие входят в одну подсистему судов – в подсистему федеральных судов общей юрисдикции. Подобно всем правоохранительным органам и иным судам, военные суды призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Сближает военные и гражданские суды также установленная для них равная обязанность подчиняться в своей деятельности требованиям законности. Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ и других федеральных законов.

По закону, военные суды. как и гражданские, самостоятельны никому не подотчетны.

Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется лишь на органы военного управления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы. Они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе общих (гражданских) судов она также состоит из трех звеньев:

1. Основное звено образуют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов. Суды этого уровня обычно состоят из председателей и нескольких членов. Председатель выполняет функции, весьма сходные с функциями председателей районных (городских) судов. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В состав военных судов этого уровня также входят народные заседатели.

2. Среднее звено военных судов образуют суды военных округов, флотов, видов и групп войск. Их количество обусловлено в основном числом соответствующих военных структурных образований этого уровня. В состав военных судов среднего уровня входят председатели, их заместители, члены судов и народные заседатели. Круг прав и обязанностей председателя в основном тот же, что и у председателей аналогичных общих (гражданских) судов.

3. Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется военная коллегия. Полномочия председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ. Ему, как и заместителям Председателя этого суда, дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления в установленных законом случаях исполнения приговоров и других решений военных судов.

В соответствии со ст. 26 ФКЗ «О военных судах» статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, и иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Подсудность военных судов определяется федерального уровня, а также правилами, сложившимися в практике ведения судебных дел, и подразумевает распределение их в 1-ой инстанции по определенным судам.

Навигация по статье

Общее понятие подсудности и ее принципы

По своей сути подсудность – это определенный порядок, согласно которому разные дела (судебные дела) должны быть рассмотрены и обработаны какой-то определенной инстанцией, четко установленной согласно действующему законодательству.

Принципами такого распределения являются следующие:

  • Учреждение, которое наделено той или иной властью должно разбираться только с теми тяжбами, которые попадают под его юрисдикцию.
  • В случае противоположном тому, что описан в первом пункте, решение, которое было вынесено такой судебной организацией, считается не действительным.
  • Любая из сторон может просить об устранении неверного решения.
  • Подсудность определяется в тот момент, когда подается иск. При этом во внимание берутся те обстоятельства, которые имели место на тот же самый момент.
  • Обычно суды имеют компетентность выносить решения по тем делам, которые зарегистрированы на той же территории. Однако, тут есть исключения – например, Верховный суд Российской Федерации.
  • Место, где начато изучение обстоятельств правонарушения, должно остаться тем, которое и закончит этот процесс, то есть вынесет решение.

Подсудность в гражданском процессе имеет ряд особенностей: это личностные отношения и род разбираемого дела. Первая характеристика относится к связям между спорящими (тяжущимися) сторонами (физическими или юридическими лицами).

Вторая – род дела – также влияет на отнесение его к той или иной юрисдикции.

Отсылка к какому-либо учреждению из-за особого рода разбирательства не изменяется и не может быть изменена по соглашениям сторон, а вот в разрезе личностного отношения все наоборот: в таком случае может изменить ситуацию, а заинтересованное лицо имеет право поднять вопрос об изменении подсудности, если на то имеются веские основания.

В уголовном процессе присутствуют несколько иные элементы, определяющие квалификацию преступления. Это значит, что подсудность в этой сфере также имеет разделение, но не совсем такое, как в гражданской. В данном случае разграничение идет по предметному и местному признаку.

Подсудность, то есть причастность того или иного суда к решению гражданского, уголовного или иного дела, может определяться по нескольким признакам.

Военные суды

Что же это за юр.понятие – “военные суды”? Каков рода этих формирований и какие функции на них возложены? Согласно Федеральному закону, являющемуся в то же время конституционным, в котором идет речь о военных судах, это суды общей юрисдикции.

Они созданы, чтобы вершить правосудие в пределах Вооруженных сил России, то есть в войсках и иных военных формированиях.

  • Про нарушение свобод военного человека, гражданина государства.
  • Разбирательства о неправомерном поведении лиц с иском от проходивших сборы.
  • Дела про пострадавших служащих от действий или бездействий военной управляющей верхушки.
  • Преступные деяния, что были совершены теми гражданами, что служили в армии, проходили сборы (во время этого).
  • Любые правонарушения, совершенные военными.
  • Дела о начислении компенсаций за не соблюдение сроков рассмотрения таких тяжб, исков, заявлений, что указанны выше.
  • Случаи, когда граждан незаконно увольняют со службы, нарушают их права и свободы.
  • Когда совершено правонарушение (преступление) группой лиц, по предварительному сговору и хотя бы один из участников имеет отношение к военному делу, служит (или служил во время совершения и подготовки преступления) в Вооруженных войсках, это – другое. Такое дело посудно военному суду, но только в случае невозможности выделения этого беззакония со стороны других участников преступной .
  • Грубые действия, часто называемые проступками, касающиеся дисциплины и всего, что с ней связано, а также те, которые были совершены военными либо призывниками и за которые может последовать взыскание либо назначена иная мера пресечения.
  • Ежели рассматриваемый суд (имеется в виду военный суд в принципе) расположен за границами государства, в его компетенцию входят те дела, что и относятся к общей компетенции федеральных судов. Но это правило действует только в том случае, если иные условия не предусмотрены договорами между станами и народами, союзами стран, конвенциями и так далее.

В статье шестой, пункте первом рассматриваемого закона указано, что военные суды принимают решение, которые предусмотрены частями 1 и 2 ст. 29-ой Уголовного .

О чем там идет речь? О неоконченном преступлении, которое считается таковым в случае отсутствия одной или нескольких частей состава преступления (такими могут быть покушение или приготовление к преступлению).

Что говорит о рассматриваемом вопросе ст. № 14?

Среди четырех ее частей, в которых указаны определенные случаи подсудности окружному суду, следующие:

  • Дела, которые так или иначе связаны с государственной тайной, ее разглашением и другими незаконными манипуляциями, которые могут совершить доверенные к ней лица в качестве правонарушения.
  • Все те разбирательства, которые относятся по версии Уголовно-процессуального к юрисдикции последнего, также оказываются в данной инстанции.

Эта же инстанция рассматривает следующий род разбирательств — решения по вновь открывающимся факторам, что действуют со стороны не зависящих внешних факторов среды или , которые возникли по решениям гарнизонных судов.

А также это касается других, приравненных к ним объектов.

Кто находится в составе окружного (флотского) суда:

  • Только судья в единственном лице, если дело касается гражданских или административных сфер.
  • Первый участник, коллегия присяжных или коллегия из 3-х исполнителей, вместо одного, если рассматривают решение по УК.
  • В сферу рассматриваемых входит любая жалоба по решенным ранее вопросам.

Кроме уже упомянутых выше составляющих суд (флотский, окружной), имеет президиум. Что это за управляющий орган? Он действительно руководящий и назначается только опять же выше стоящей инстанцией – Верховным Судом. Это касается всего персонала учреждения.

Права, скорее даже полномочия президиума окружного суда:

  • Пересмотр админ.дел, а также дел другой сферы, например, .
  • Постановления, которые принимались судами гарнизонными и рассматривались ими же.
  • Те решения и другие результаты, что были пересмотрены из-за подачи апелляции после гарнизонного рассмотрения, но в случае изменения условий (обстоятельств).
  • Может утверждать и утверждает коллегию (ее состав). Кандидатов представляет соответствующий военный суд округа.
  • Рассматривает и разбирает на соответствия закону все доступные текстовые, документальные и иного вида материалы по возникающим вопросам.
  • Ознакамливается и рассматривает данные статистического .
  • Также занимается упорядочиванием и обработкой полученных таким образом данных.
  • Проводит заседания или совещания с заслушиванием отчетов о состоянии дел в разных подотраслях.
  • Сроки проведения обязаны быть не меньше, чем один раз в календарный месяц.
  • Эти заседания проводятся по воле и инициативе председателя, согласно соответствующих пунктов законодательства.

В статье седьмой идет речь о грубых дисциплинарных поступках, нарушениях. Про сам арест – есть краткое определение в статье двадцать пятой.

Но с упором на те непорядки, что совершены во время несения законных военных обязанностей и смежными с ними суб-обязанностями (в зависимости от сферы, где происходят упомянутые действия). То есть именно в указанную строну направлены векторы силы.


Те же дела, названия которых говорят об административных правонарушениях, рассматриваются согласно пунктам “первый” и “второй” статьи номер двадцать три, дробь один.

Она, естественно, касается только военнослужащих , а также тех, кто был призван на сборы.

Что касается статьи о тех же видах правонарушений и сопутствующих вопросов, которые касаются статьи тридцатой Кодекса об административных, то именно в этих случаях рассмотрение идет на рассмотрение по признаку местности (территориальности), то есть сначала рассматривается по этому признаку в первой инстанции.

В некоторых случаях вместо жительства, регистрации под рассмотрение иска или любого другого разрешенного законодательством относится к тому району, где разворачивались заявляемые события.

Дополнительные данные лучше знать тем, кто собирается быть в курсе всех законодательных изменений, порядков. Всему, что имеет отношение к подсудности военных судов и вопросов из той же сферы.

Любое изменение в подсудности военных судов, а также правила и порядок исполнения ими и судьями своих обязанностей, предназначения регулируются федеральными законами соответствующего содержания. Они одновременно являются конституционными обязанностями.

Дополнительная информация

Что представляет собой система военных судов? В законе этому посвящена глава вторая. В систему этих судов входят флотские или окружные и гарнизонные суды.

Что касается выступления Верховного Суда не как второй (после военного суда) инстанции, а в качестве первой, это описано в той же статье, в пункте шестом. Сюда входят все вопросы, которые были решены ранее, но по каким-либо причинам, препятствующим извне, не вступили в свою законную силу (это касается решений, приговоров, постановлений и определений).

Орган, первоначально занимающийся делами военнослужащих по вновь открывшимся обстоятельствам, называется судебной коллегией. Находясь в подчинении Верховного органа, это формирование разбирает такие вопросы после окружного либо после флотского. Если приговор одного из этих учреждений все же вступил в силу, даже в таком случае он, при необходимости, пересмотрен он может быть, но в более высокой инстанции.

Чем занимается судебная коллегия суда инстанции, что занимает место выше, чем окружной либо флотский? Вот перечень ее функций и важных моментов, с ними связанных, указанный в десятой статье того же нормативно-правового акта:

  • Для процесса рассмотрения здесь достаточно одного судьи или коллегии из трех .
  • Если вопрос касается жалобы либо не вступивших в силу, принятых ранее решений. Рассмотрение также будет проводиться коллегией, и только в случае, предусмотренном федеральным законом это может сделать единолично судья.
  • Если рассмотреть нужно дела, по которым решения, вынесенные ранее, вступили в силу, каков порядок? В этом случае разбор дела происходит трое судей, то есть коллегия.

Последняя издает регулярно публикацию, где освещаются все новости и важная информация об изменениях и постановлениях, обзор (обзоры) практики судебной, интересные решения и прецеденты по гражданским, уголовным либо административным делам, аналитика, стат. данные, вспомогательные материалы, в общем , которую необходимо довести до ведома общественности (так называемый информ-бюллетень военных судов).

Подробнее о военных судах можно посмотреть на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Понятие и особенности организации военных судов в Российской Федерации

Исходя из особого правового статуса военнослужащих и приравненных к ним лиц, в рамках современной судебной системы Российской Федерации сформирована самостоятельная группа элементов, под общим обозначением «военные суды».

Определение 1

Военные суды – это составная часть отечественной судебной системы, приравненная к федеральным судам общей юрисдикции, сфера компетенции которых представлена отправлением правосудия в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках, воинских формированиях и органах государственной власти, в которых законом предусматривается несение военной службы.

При этом проводя характеристику военных судов необходимо отметить, что несмотря на некоторую схожесть с системой федеральных судов, рассматриваемую группу юрисдикционных органов отличает наличие ряда особенностей:

  1. Военные суды формируются по территориальному принципу, исходя из мест расположения и дисклокации воинских частей, военизированных учреждений и органов государственной власти;
  2. Отличаются наличием особой подсудности рассматриваемых категорий дел;
  3. Судопроизводство и судоговорение ведется исключительно на русском языке;
  4. Особый субъектный состав лиц, в отношении которых может осуществляться производство в военных судах: военнослужащие, включая лиц, проходящих военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных силах, иных войсках и формированиях, а равно в военизированных органах, и обладающих воинскими званиями. Кроме того, военные суды рассматривают дела в отношении граждан, проходящих военные сборы.

Одной из особенностей правового положения судей военных судов по сравнению с судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выступает больший объем неприкосновенности.

Пример 1

Так, например, в качестве одного из подтверждений приведенной точки зрения выступает то, что решение вопроса о рекомендации к назначению и прекращению полномочий всех военных судей принимается исключительно Высшей квалификационной коллегией судей РФ, в отличие от гражданских судов, в которых соответствующие вопросы в отношении большинства судей могут разрешаться на уровне квалификационных коллегий субъекта РФ.

При этом необходимо обратить внимание на то, что лишь с 2009 года появилась возможность замещения должностей военных судей без воинского офицерского звания, до того времени соответствующее звание было обязательны условием для претендента на такую должность.

Сфера компетенции военных судов

Наряду с указанием на особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов, необходимо обратить внимание на то, какие конкретно категории дел могут разрешаться военным судом в отношении обозначенных выше лиц:

  • Гражданско-правовые и административные споры о защите нарушенных или оспариваемых прав военнослужащих;
  • Споры о защите прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц от действия органов военного управления, их должностных лиц и принимаемых решений;
  • Дела об уголовных преступлениях и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.

Применительно к последней категории необходимо обратит внимание на то, что дела об уголовных преступлениях военнослужащих относятся к юрисдикции военных судов независимо от того находятся они на военной службе (военных сборов) или уже уволены. Ключевым фактором в рассматриваемой сфере выступает совершение преступления в период прохождения соответствующей службы (сборов).

Кроме того, военные суды рассматривают материалы и выносят решения о применении мер пресечения в отношении подсудных военнослужащих, включая такие меры как заключение под стражу, домашний арест, выносят акты о проведении следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решений должностных лиц органов предварительного расследования и прокуратуры в отношении военнослужащих, и т.д.

Система и виды военных судов

Современная система военных судов, утвержденная на уровне российского федерального законодательства, предполагает наличие трехзвенной организации соответствующих органов, в которую входят гарнизонные, окружные суды и Коллегия по делам военнослужащих.

Гарнизонный военный суд – низшее звено системы военных судов, действующее на территории дислокации одного (или нескольких) военных гарнизонов, которым по первой инстанции рассматриваются все гражданские, административные и уголовные дела специальной юрисдикции, за исключением тех из них, которые прямо отнесены к подсудности иных звеньев системы военных судов. Судопроизводство по всем делам в гарнизонном суде ведется профессиональным судьей единолично.

Окружной (или флотский) военный суд – среднее звено системы военно-юрисдикционных органов, сфера действия которого распространяется на территорию одного или нескольких субъектов РФ, в пределах которых дислоцированы воинские части и иные учреждения, органы, формирования и войска. За исключением особенностей юрисдикции, свойства организации и деятельности окружного военного суда во многом схожи с организацией и деятельностью судов общей юрисдикции уровня субъекта РФ. В том числе, окружные суды также могут выступать в качестве первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также пересматривать составляющие компетенцию дела по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам, и т.д.

Военная коллегия Верховного суда (Коллегия по делам военнослужащих) – третье звено отечественной системы военных судов, к подсудности которого отнесено:

  • оспаривание ненормативных актов федеральных органов государственной власти и Президента РФ, касающихся прав и свобод военнослужащих;
  • дела о преступлениях, по подозрению в совершении которых обвиняются судьи военных судов, а равно уголовные дела особой сложности (особого общественного значения) – при наличии ходатайства обвиняемого.

Большинство людей считает, что военные суды - это абсолютно закрытые органы, в которых адвокатам делать нечего. Все заранее предрешено. Это не так. Компетентные юристы, разбирающиеся в практике военного судопроизводства, успешно помогают клиентам. Ведь суды военные по своей структуре и подведомственности не слишком отличаются от гражданских.

Некоторые статистические данные

Стоит указать на наиболее распространенные преступления, рассматриваемые военными судами.

1. Самовольное оставление части. Это примерно половина осужденных. Военнослужащий незаконно покидает воинскую часть с целью отдохнуть, навестить родственников, девушку. Обычное наказание – до двух лет дисциплинарного батальона. Иногда его засчитывают в общий срок службы.

2. Дезертирство. Это серьезное преступление, которое военнослужащий совершает, не собираясь возвращаться в часть. Иногда он так поступает вынужденно, а иногда с преступными целями, прихватив с собой оружие. Адвокат поможет суду разобраться в обстоятельствах, что привели к такому поступку.

В большинстве случаев побег из армии происходит по причине неуставных отношений. В таких делах иной раз разобраться очень трудно, так как преступные действия покрывает начальство. Естественно, если будет доказано в военном суде, что в части творились беззакония, это отразится на карьере офицеров части.

3. Бывают случаи, когда место службы оставляет даже офицер. Это отдельная статья. Юристы обратят внимание суда на тот фактор, что у военнослужащего не выдержала психика, и он творил беззакония.

4. Измена родине, шпионаж и подобные им преступления встречаются нечасто. В последнее время наказание за указанные преступления смягчилось, так как отпала угроза внешнего вторжения.

5. Общеуголовные преступления.

Гражданским судопроизводством рассматриваются сотни тысяч жалоб, которые касаются:

  • отсутствия жилья;
  • бытовой неустроенности;
  • невыплаты денег.

Состав военных судов

Окружной или флотский военные суды могут иметь разные составы. Они могут включать как судью, так и народных (присяжных) заседателей. Самих же судей окружного или флотского суда назначает непосредственно Президент страны, зато присяжные (народные) заседатели избираются. С этой целью проводятся собрания военнослужащих.

Существует такое понятие, как установленная подсудность. Понятно, что в военных судах изучаются дела военных. Это и гражданские процессы, и уголовные.

Гражданские дела рассматривает такой судейский состав:

  • коллегия в составе трех судей;
  • судья единолично.

Уголовные дела рассматривают:

  • судья при помощи коллегии присяжных заседателей;
  • коллегия в составе судьи и народных заседателей;
  • коллегия в составе трех судей.

Часто граждане, находящиеся на службе, ошибочно считают, что при рассмотрении дел в военных судах требуется помощь именно военного адвоката. Это мнение неверно.

Нужен ли вам военный адвокат?

В принципе, понятие "военный адвокат" - заблуждение. Однако некоторые адвокаты специализируются именно на военной тематике, то есть хорошо разбираются в особенностях Федерального закона № 63-ФЗ от 31.05.2002 г. и более поздней его редакции от 23.07.2008 г., касающихся профессиональной деятельности по делам с участием военнослужащих.

Теперь закон не допускает, чтобы и судьи, и адвокаты носили погоны. На действия адвоката не должна оказывать какого-либо влияния военная администрация:

  • давить на него;
  • шантажировать надуманными проступками;
  • вспоминать старые "заслуги".

Поэтому нужно, чтобы военный адвокат не был связан с данным военным округом.

Подсудность военных судов

К подсудности суда данной категории относят:

  • гражданские дела военнослужащих;
  • уголовные дела, касающиеся преступлений, которые совершили военнослужащие;
  • уголовные дела, которые совершили штатские, но военнообязанные лица, когда были отправлены на сборы.

Юристы обращают внимание на одну существенную особенность. Если какое-либо из совершенных преступлений окажется подсудным военному суду, тогда в военном суде рассматриваются все прочие взаимосвязанные дела.

1. Такое преступление могло быть совершено:

  • одним лицом;
  • группой преступников.

2. Преступлений могло быть несколько.

Военной коллегией ВС РФ рассматриваются дела по инстанциям:

  • первой;
  • второй;
  • надзорной.

Вопросы могут касаться:

  • свобод;
  • прав;
  • законных интересов военнослужащих;
  • интересов граждан, отправленных на сборы;
  • жалоб на определения, вынесенные президиумами окружных военных судов;
  • жалоб на определения, вынесенные президиумами флотских военных судов;
  • жалоб на вступившие в силу решения этих судов, принятые по первой инстанции;
  • кассационных определений окружных военных судов;
  • кассационных определений флотских военных судов;
  • набравших силу определений (решений) гарнизонных военных судов, если президиум окружного (флотского) военного суда судебное постановление оставил без изменения.

Следует учитывать, что указанные жалобы и решения не должны были рассматриваться ранее в кассационном порядке ВС РФ.

Однако основная часть работы военного адвоката лежит в плоскости рассмотрения гражданских и уголовных дел, к которым имеют отношение военные, как раз в гарнизонных военных судах какого-либо округа. Юрист, который консультирует военных, должен отлично разбираться не только в УК и ГК, но и в Уставе, иметь практический опыт в решении специфических вопросов, связанных с армейской жизнью и бытом.

В основе военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации лежат принципы централизации, полного единоначалия и воинской дисциплины, которые характеризуют военное управление как специфическую часть государственного управления. Органы военного управления представляют собой относительно обособленную систему органов государственного управления, объединенную Министерством обороны. У военнослужащих есть определенные особенности в правовом статусе, например, военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Военным судам подсудны: гражданские и административные дела о защите интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

2. Дисциплинарные батальоны можно назвать исправительными колониями?

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Военный суд отправляет сюда как за воинские, так и за общеуголовные преступления, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок. Дисбат для правонарушителя - это фактически последнее предупреждение, альтернативное, более мягкое наказание, чем в ИТК. Нахождение в ОДБ - это еще не лишение свободы. Пребывание здесь не портит биографию - после отбытия наказания судимость у бывшего "рядового переменного состава" сохраняется лишь в течение года. Минимальный срок наказания для провинившегося солдата - 3 месяца, максимальный - 2 года. Время, проведенное солдатом в дисбате, не засчитывается в срок службы по призыву, однако в виде поощрения за хорошее поведение командующий округом, которому непосредственно подчиняется эта в/ч, может своим приказом сделать исключение. Но исключение уже фактически стало правилом, а потому, выйдя из ворот дисбата, солдат отправляется домой. Помимо работы, осужденные под руководством сержанта усиленно топчут плац, добиваясь высокой степени мастерства в исполнении строевых приемов, изучают уставы и проходят общегосударственную подготовку.

3. Какие дела и в отношении кого рассматривает только военное правосудие и военные органы следствия?

Преступлениями против военной службы признаются преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Наиболее распространены из них преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений, они нарушают определенные военным законодательством правила отношений подчиненного и начальника, а также военнослужащих, не подчиненных друг другу, между собой.

4. Положен ли солдату, в отношении которого ведёт следствие военная прокуратура, гражданский адвокат?

И вообще, чем военное следствие и военный суд отличаются от гражданских? В своей деятельности при рассмотрении дел военная прокуратура и военные суды руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы наравне с решениями иных судов общей юрисдикции в Верховный Суд РФ, где создана Военная коллегия. При осуществлении предварительного следствия и правосудия военные суды проводят обеспечение права на защиту. Адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством РФ.

5. Назовите наиболее тяжкие военные преступления, которые предусматривают максимальные сроки наказания?

Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло тяжкие последствия, - до 10лет лишения свободы. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана - совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет. Дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу - наказывается лишением свободы на срок до семи лет, а с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием, - с причинением средней тяжести вреда здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, повлекшие тяжкие последствия, - до десяти лет.

Просмотров