Что будет за прогул школы. Что делать, если ребёнок прогуливает школу

Во многих семьях прогулы школьника считаются преступлением века. Человеку, который однажды пропустил ОБЖ, домашние сразу же предрекают головокружительную карьеру в коммунальных службах плохого района. Но иногда прежде чем паниковать, стоит разобраться, что движет ребёнком, который пропускает уроки. Вооружившись помощью педагога и психолога Ирины Беляевой и психолога Анастасии Лындиной, Инна Прибора рассказывает, что делать родителям прогульщика.

Почему мы так нервничаем

Проблема пропусков уроков больше задевает людей, когда они старше. Ведь в доинтернетную эпоху учитель был носителем информации, которую непросто достать. К тому же путь к жизненному успеху был более линейным, чем теперь: почётная грамота, приличный аттестат, серьёзный вуз, высокая должность. Гики, фрики, странноватые ребята в вытянутых футболках непонятны нашим бабушкам, какие бы технологические стартапы они ни открывали. А вот Мишенька, который принёс пятёрку по чтению, - это сразу видно, на пути к достойной жизни.

Если родитель склонен сгущать краски, видя в посещаемости уроков единственную дорогу к успешной жизни, ему имеет смысл оглянуться вокруг и немного расслабиться

Другой проблемой может быть наш собственный страх школы, бессознательная путаница: кого сейчас будут ругать - ребёнка или нас? Может, мы плохие родители и теперь у нас на репутации несмываемое пятно? Может, нас даже вызовут к директору? Только не это.

Представьте, что ребёнок прогулял школу в одном случае потому, что пошёл в библиотеку и увлёкся там средневековой поэзией, в другом - вместо уроков курил за гаражами. Вы будете одинаково возмущаться в обоих случаях?

Собственный родительский дискомфорт может зацепить ребёнка и обострить ситуацию в и без того горячих точках. Так что первым делом нам стоит избавиться от предрассудков. Ребёнок пока что не «загубил юные годы», не «потратил жизнь зря», не «опозорил семью», а всего только не пришёл на природоведение. Есть разница.

Что делать с прогульщиком

1. Не читайте морали, это бесполезно. Человек нарушил норму не потому, что не знал, что надо ходить на уроки, а по каким-то другим причинам. Яркие монологи «Я в твои годы» и «Учёба - это святое!» пропадут зря.

2. Выясните причину прогула. Что там спрятано: страх, вина, месть, власть или ребёнок просто перепутал расписание? Обычно у формулировки «не захотел пойти на урок» есть продолжение. Например: «потому что поссорился с ребятами», «не подготовился к контрольной», «бойкотирую анатомию по религиозным причинам». Если в корне проблемы лежит конфликт с учителем или буллинг в коллективе, то работать придётся со всеми участниками процесса и, возможно, продолжительное время. Ссориться с ребёнком тут нет никакого смысла, вы просто находите проблему и пытаетесь её решить.

3. Если причина вас не особенно впечатляет («Хотел просто посидеть на лавочке» или «Мне не нравится цвет стен в кабинете физики») проведите беседу. Важно не повышать голос, не ломать отношения, а наоборот - поднять боевой дух ребёнка мотивирующим интервью. Обсудите, зачем он учится, кому это нужно, что планируете получить в результате, какую цену за это надо заплатить. Пусть родитель поделится своими соображениями: что важно, чем можно пренебречь и всегда ли нужно играть по правилам заведения, в которое ты пришёл.

4. Возможно, есть случаи, когда детские прогулы - это вовсе не наше родительское дело. Конечно, если для ребёнка это не становится проблемой и не страдает его успеваемость. Но когда пропуски уроков отравляют ему жизнь, пора вмешиваться взрослым.

5. Не пользуйтесь такими привычными рычагами воздействия, как подкуп и принуждение. Не стоит обещать покупку нового смартфона за каждый урок алгебры, на который заглянул ребёнок. Смартфоны у вас могут когда-нибудь кончиться, а дочке ещё учиться и учиться. Принуждение плохо тем, что подпитывает сопротивление. А переносить ежедневные войны дома могут очень редкие и не очень здоровые люди.

6. Удивительным открытием родительства становится то, что обстоятельства переделывать легче, чем ребёнка. Если велика школьная нагрузка, переведите сына в класс без углубленного китайского или хотя бы откажитесь от факультатива по пошиву кед.

7. Несмотря на последнее выступление классной руководительницы и новые эпитеты в адрес вашего ребёнка, поддерживайте его позитивное к себе отношение. Он не «сачок» и не «лодырь», а человек, у которого развился стресс от занятий фонетикой. Поддержите его и помогите обнаружить хоть какую-то личную заинтересованность в посещении предмета, на котором учительница свистит и шипит.

8. Стимулируйте любопытство ребёнка, связанное со школьными темами. Если вы знаете, что по программе на следующей неделе детям будут рассказывать про силу тока, покажите фильм про Теслу или фокусы с электричеством (там должны участвовать не горящие розетки, а эбонитовые палочки). Расскажите о своём школьном детстве, какое прозвище было у завуча, как вы прогуливали заня… А нет, про это лучше не упоминать.

Представьте: утром ребенок собирается в школу. И вы абсолютно уверены, что это так. Только спустя некоторое время вы узнаете от классного руководителя, целью его утренних сборов была вовсе не школа.

Зачем дети прогуливают школу? Где они проводят отводимое на занятия время? Почему ребенок так поступает и как на это реагировать? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы по этой теме, предлагаем прочитать наш материал, в котором мы разберем признаки такого поведения, модель поведения и общения с прогульщиком.

Случается, что родители сталкиваются с такой проблемой в воспитании детей, как школьные прогулы. Как правило, эта проблема становится актуальной в старших классах. Она может вызвать бурю негодования, как у родителей, так и у педагогов.

Новость о том, что ребенок не посещает школу, зачастую становится сюрпризом для родителей. Взрослые могут отреагировать на нее по-разному. Строгие родители наказывают непослушного сына или дочь. В либеральных семьях прогульщика пытаются понять и не осуждают. А те мамы и папы, которые слишком заняты своими дела- ми, и вовсе закрывают глаза на проблемы ребенка.

Непосещение школы ведет не только к отставанию, но и к нарастанию негативной репутации среди администрации школы, учителей и одноклассников. Предоставленные сами себе, прогульщики чаще других становятся жертвами несчастных случаев, подвергаются дурному влиянию, совершают правонарушения. Кроме того, они постоянно лгут родным и близким. Но прежде чем кричать о потерянном поколении, нужно понять, почему дети решаются на такие поступки, что толкает их прогуливать занятия и как с этим справиться.

Прогул может случиться единожды, а может обладать постоянной, хронической формой. И это – не основная проблема. В этой ситуации важней всего понять следующее: причиной беспокойства должно быть не само непосещение школы, а нежелание или страх ребенка сознаться родителям, почему ему очень не хочется идти в школу.

Решить такую проблему непросто. Очевидно, что наказанием, криками и рукоприкладством в этой ситуации можно только усугубить положение. Нужно суметь найти такой способ, который окажется действенным и не деструктивным. Помните: чтобы решить какую-либо проблему, нужно узнать ее причины. Когда выяснятся причины, то и ответ на вопрос «Что делать?» придет сам по себе.

Первые признаки школьных прогулов

Узнать о прогулах не всегда удается с первого же раза. Но понять, был ли сегодня в школе ваш ребенок или нет, можно по его поведению. Если у ребенка есть склонность к прогулам, то это будет заметно в особенностях поведения, отследив которые можно предотвратить пропуски занятий.

  • постоянные негативные отзывы об одноклассниках, учителях;
  • тяжелый подъем с постели;
  • плохое настроение перед школой;
  • невыполнение всех домашних заданий или их выполнение поздним вечером;
  • системные просьбы остаться дома по пятницам или понедельникам;
  • отрицательное реагирование на разговоры о школьной успеваемости;
  • полное отсутствие заинтересованности, например, в том, что надеть в школу и что взять с собой;
  • беспричинное нарушение питания;
  • частые «беспричинные» жалобы на головные боли, на боли в животе;
  • наличие вредных привычек;
  • дружба с неблагонадежными ребятами;
  • закрытый личный мир ребенка, нежелание пускать в него родителей.

Причины школьных прогулов

Человек будет выполнять что-то без энтузиазма (или сов- сем не будет выполнять), если знает, что он может сделать что-то другое с гораздо большим интересом. И этот факт не влияет на возраст. Да, кто-то заметит, что интересы взрослых и детей разные, но причин, по которым ребенок прогуливает школу, также много, как и у взрослых, которые отлынивают от исполнения своих непосредственных обязанностей.

Ребенок может не ходить в школу по разным причинам, понять и решить которые зачастую сложнее, чем, кажется. Можно выделить следующие основные причины прогулов .

  • Ребенку может быть неинтересно в школе либо потому, что там все «слишком заумно», либо потому, что он уже знает все, что ему пытаются объяснить.
  • Иногда бывает и так, что в абсолютно спокойной и дружелюбной атмосфере школы ребенок сталкивается с другой проблемой – несоответствием своего типа мышления методам преподавания. Также подобная проблема возникает у детей-индиго, которые видят мир немного иначе и никак не могут втиснуться в жесткие рамки школьного канона.
  • Ребенок может концентрировать свое внимание на других занятиях: компьютерные игры, кино, в более старшем возрасте – свидания. Это не означает, что у ребенка отсутствует мотивация к получению знаний. Он стремится их получать, но не в школе, с помощью других источников.
  • Ребенок, у которого имеются ярко выраженные способности в определенной сфере, обычно не очень любит предметы противоположной направленности. Если же родители отдают такого ученика в профильный класс, где большинство предметов – нелюбимые, то это может стать причиной страха ошибиться и стать худшим в классе, страха неудач. Как результат, это может стать причиной постоянных прогулов.
  • Корень зла также может быть связан с личным восприятием себя, неуверенностью, закомплексованностью, зажатостью. С этими чувствами сталкиваются большое количество детей, но те, кто не в силах справиться с ними, пытаются убежать от проблем, оградиться от них.
  • Проблемы с социализацией и коллективом – это серьезное препятствие, которое порождает страх перед людьми и нежелание находиться в обществе.
  • Причина прогулов может заключаться и в недружелюбном (или даже агрессивном) поведении одноклассников по отношению к ребенку.
  • Также ребенок может увидеть, что к «прогульщикам» в классе относятся по-особому. Их боятся, уважают, они являются авторитетами. Естественно, такая популярность может привлекать ребенка.
  • Ребенок может начать прогуливать школу из-за недостаточного внимания со стороны родных и близких, особенно в подростковом возрасте. «Зачем уделять внимание своему образованию, зачем стараться, если никто не интересуется мной, моей жизнью и моими проблемами?»
  • Прогулы могут быть причиной страха не оправдать ожидания родителей, которые зачастую могут быть необоснованно завышенными и практически нереальными.
  • Ребенок, растущий в семье с либеральным воспитанием, может воспользоваться лояльностью и вседозволенностью, которые ему предоставляются со стороны родителей, и без зазрения совести прогуливать уроки, зная, что даже если что-то и проясниться, то наказание будет не сильным.
  • Нежелание показаться неудачником, страх выглядеть глупо. К примеру, после какого-то проступка учитель требует не являться в школу без родителей, и ребенок не придумывает ничего лучше, чем совсем не появляться в школе.
  • Излишняя опека ребенка может стать причиной его капризов и корыстного отношения. Будьте внимательны: вы можете сами «прикрыть» ребенка, повестись на его ложное плохое самочувствие или иную отговорку.
  • Страх перед плохими оценками, контрольными или тестовыми заданиями может быть абсолютно непереносимым, что наведет ребенка на мысль о прогуле школы.
  • Несовпадение учебного темпа ребенка с темпом всего остального класса. Это касается медлительных детей, которые не успевают воспринять информацию, проанализировать и усвоить ее. В конце концов, такие дети теряют мотивацию к учебе.
  • Страх перед конкретным учителем, боязнь его методов преподавания, личный конфликт с ним могут послу- жить причиной сначала непосещения только одного предмета, а затем и всех остальных.

Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное – осуществлять их с позиции оказания помощи ребенку. В стремлении восстановить отношения и дела нельзя использовать метод наказания или скандала.

По какой бы причине ребенок не пропускал школу, родители должны выяснить все обстоятельства этого факта и постараться максимально открыто поговорить с прогульщиком. Никаких криков и угроз. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобную проблему.

Любые усилия, которые могут оказывать родители своим детям, не окажутся лишними. Обязательно помогите ребенку справиться с первыми проблемами, не закрывайте на них глаза и не считайте пустяками. Доверяйте своим детям, но не забывайте уделять внимание их детским трудностям, не будьте равнодушны к их заботам. Чтобы не возникало серьезных конфликтов с семьей, окружающим миром и самим собой, помните: если пропустить «момент невозвращения», поменять что-то в психике и поведении ребенка будет очень и очень сложно.

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ, психолог

Давайте признаемся самим себе: хоть раз в жизни, но у каждого из нас возникало желание не идти в школу. Просто неимоверное желание! Сегодня мы порадуем юных хитрецов и расскажем несколько надежных способов, как прогулять школу без последствий.

Способы, как прогулять школу на «отлично»

Раз ты уже точно решил, что хочешь прогулять школу, пусть это будет на твоей совести. Просто попробуй наши методы!

Способ первый

Подойдет он только тем ребятам, которые получают хорошие отметки. Как можно прогулять школу отличнику? Легко – пользуясь своей репутацией. Необходимо лишь немного артистизма и игры на чувствах родителей. А так как самый чувственный родитель – мама, то смело идем к ней и заявляем, мол, не успел сделать уроки и смысла завтра идти нет, только хуже будет. Если постараться, то мама сама придумает тебе отмазку, чтобы прогулять школу.

Способ второй, как прогулять школу

Наври родителям, что школа завтра – зло. Тебе срочно необходимо готовиться к какой-то там конференции и нельзя терять ни минуты! Да, есть риск остаться запертым в комнате для подготовки к несуществующей конференции. Но раз мы уже пошли по пути лжи, пора дополнить картину! Скажи, что готовиться надо с Иван Иванычем, новым руководителем вашего кружка. Почему новым? Да потому что номер «старого» может быть у твоих предков! Риск оправдывает средства, попробуй.

Третий способ прогула школы

Не хочется подключать родителей? Необходимо действовать локально, в самой школе! Наври учителям, что задержался в библиотеке. Или тебя случайно заперли в каком-нибудь кабинете. Плюсами этого метода прогула школы можно считать то, что практически невозможно проверить, врешь ты или нет. Минус – время прогула. Вряд ли тебе поверят, если ты прогуляешь так несколько дней подряд.

Четвертый способ, как отмазаться от школы

Метод для более старших классов:

  • Парней часто вызывают в военкоматы;
  • У девушек случаются неплановые медосмотры.

Намек понятен? Но часто такая отмазка не будет сходить с рук: весьма нереалистична ситуация, когда парень три раза в неделю вызывается военкоматом. Да и девчонки не чаще, чем раз в месяц, могут жаловаться на «некие осложнения».

Пятый способ прогулять школу

Способ умный и действенный. Прежде чем использовать его, убедись в том, что классный руководитель не находится в тесном общении с твоими родителями. Иначе будет бо-бо!

Попроси друга отправить на мобильный телефон смс-сообщение с текстом о помощи. Смысл такой: будто твоя мама просит срочно появиться дома ввиду форс-мажора. Ну, трубу прорвало или собаке плохо. Затем переименуй контакт твоего друга в телефонной книге на банальное «мама» - и покажи учителю. Эффект 100%! Предупреждение: часто не использовать!

Самый лучший седьмой способ

Безусловно, ты уже догадался. Симуляция болезни! Да, этот способ прогулять школу издавна спасал целые поколения школьников от ненавистных знаний. И почему бы нам не воспользоваться? Главное тут запомнить – никаких отклонений. Если ты решил прогулять школу таким способом, у тебя нет друзей. Попросту НЕТ друзей! Никто не должен догадываться, что ты симулируешь. В противном случае, это может окончиться конфузом и обсмеиванием тебя, как плохого артиста и лгуна.

Симулировать болезнь можно прямо в школе. Подойди к учителю, перед этим напустив на себя "больной" вид и грустным голосом заяви, что у тебя сильно разболелась голова (живот и т. д.), отпросись с урока домой или в медпункт. Обычно, если не злоупотреблять этим способом, учителя отпускают с урока, наиболее этот способ подходит для урока физкультуры.

Но симулировать болезнь можно и дома, с самого утра. Если все сделать правильно, родители оставят тебя дома, важно при этом их убедить в том, что у тебя просто сегодня сильно болит что-либо и тебе надо спокойно отсидеться дома, а не вызывать скорую.

Вот так можно отмазаться от школы. Не стоит специально заболевать или применять опасные способы, которые могут нанести вред твоему здоровью. Помни, знания – сила! А если уже решил прогулять школу, так ври! А начал врать – ври до победного конца!

Согласно исследованиям, которые были опубликованы в медицинском научном журнале Journal of Adolescent Health, прогулы школьных занятий влияют на распущенность старшеклассниц. Исследовав более 80 тысяч сделанных за 10 лет дневниковых записей 387 девушек, ученые сделали вывод, что в те дни, когда участницы исследования прогуливали уроки, они почти в три раза чаще (13,5% против 5,4% в обычные дни) вступали в интимные связи. При этом, отмечают исследователи, если старшеклассницы помимо прогулов получали и неудовлетворительные оценки, то у них повышался риск внеплановых беременностей, так как они не уделяли времени вопросам контрацепции. Однако у ученых пока нет четких выводов о реальных причинах этих статистических взаимосвязей.

В целом, итоги исследования американских ученых вряд ли значительно отличались бы от итогов подобного исследования в других странах мира. Например, в России школьник, прогуливающий занятия уже находится в группе риска. Такой ученик чаще всего попадает под влияние «сложных подростков» и его система ценностей и моральных принципов обычно сильно меняется не в лучшую сторону.

Интересно, что в СССР вообще исключилась проблематика прогулов из списка тем, заслуживающих специального рассмотрения. Тогда прогулы школьников ставились в один ряд с прогулами производственными, и, соответственно, бороться с ними надо было исключительно репрессивными (то есть основанными на административном воздействии, прямо или косвенно основанном на законе) мерами.

В постсоветское время в целом отношение к данной проблематике не изменилось. Правовое пространство в России пополнилась рядом законов и разработанных на их основе подзаконных норм, которые позволяют рассматривать детей, прогуливающих школы, как правонарушителей и, последовательно применяя к ним и их родителям меры административного воздействия, в конечном счете исключать таких детей из школы.

В случае исключения ученика школа, как коллектив педагогов, косвенно подтверждает свою неспособность осуществлять воспитательный процесс. Отчисление ученика из школы за прогулы возможно, если согласно Уставу школы прогулы являются грубыми нарушением устава. В уставах школ прогулы (а также систематическое опоздание на уроки) ставятся в один ряд с такими грубыми нарушениями, как «драки, угрозы, запугивание, вымогательство, нанесение травм, хамство, грубость (словесная и физическая), воровство, порча имущества школы, учеников, работников и посетителей, курение, употребление спиртных напитков, наркотиков…».

Вместе с тем современная педагогика подчеркивает, что упор на административные методы борьбы с детьми-прогульщиками является, со своей стороны элементом «психологического насилия над ребенком в образовательной среде», современные ученые-педагоги рассматривают эту проблему, прежде всего, как общий сбой процесса психологической адаптаций в школьной образовательной среде.

Но нужно признать, что ни один ребенок не рождается на свет ленивым, и причины прогулов зачастую лежат на родителях или школьном коллективе.

Между тем, административная борьба с прогульщиками ведется во всем мире. В США есть телефон горячей линии.

Там родителей прогульщиков могут привлечь к ответственности в виде штрафа и даже короткого заключения под стражу. В борьбе с прогулами участвует также и полиция. Полицейские часто проверяют детей и подростков, находящихся на улицах в учебное время.

В некоторых странах эта проблема считается очень значимой и к борьбе с ней прикладываются большие усилия. Так, например, в Малайзии создано специальное подразделение для борьбы с прогулами. А в Ирландии с этой проблемой борются с применением СМС оповещения родителей.

В России же борьба с прогулами ведется более жесткими методами. Выше мы уже упоминали, что школьников ждет отчисление. Но кроме этого за прогулы ребенок может быть поставлен на учет в детскую комнату полиции. Такие методы воздействия часто практикуют «элитные» школы, администрация которых таким образом воздействует на родителей подростка, чтобы они самостоятельно забрали ребенка из школы. Мотивы подобных репрессий вполне просты - реноме школы может пострадать от ученика, который либо ввяжется в уголовную кампанию, либо из-за своих прогулов просто не сможет усвоить учебную программу, что скажется на статистике самого образовательного учреждения.

Так что прогуливать школу в России редколлегия «сайт» никому не рекомендует.

Слайд 1.

Причины, по которым учащиеся систематически пропускают занятия в школе, могут быть совершенно разными. И если для этого нет никакого уважительного повода, то классному руководителю стоит обратить особое внимание на таких "прогульщиков".

Слайд 2. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ: дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Поэтому задача каждого образовательного учреждения - обеспечить права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения. Таким образом, одним из основных направлений работы органов и учреждений образования является выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия.

Слайд 3. Своевременное выявление причины "прогулов", терпеливая, настойчивая работа с "трудными детьми", умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками, – является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом эффективности правового воспитания учащихся.

Прогульщик – это ученик, который преднамеренно избегает и пропускает учебные занятия без уважительной причины.

“Профилактика прогулов” - это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.

Слайд 5. Причины школьных прогулов

  • Скучная школа (незаинтересованность в школьной жизни)
  • Страх (наказание со стороны учителя за невыполненное задание или насмешки, “подколы” других учащихся)
  • Личные проблемы
  • Депрессия
  • Домашние неурядицы (конфликты с родителями или м/у родителями)

Слайд 6. Следствие школьных прогулов

  • Отставание в учебе;
  • нарастание негативной? репутации среди учителей, администрации школы и одноклассников;
  • наличие “теперь свободного времени” и компании по прогулам;
  • постоянный обман родителей и педагогов;
  • усугубление существующей проблемы, конфликта.

Слайд 7. Как вести себя с “прогульщиком”?

  • поговорить с ребенком и узнать о причинах, привлечь педагога-психолога, социального педагога;
  • проанализировав ситуацию, сделать собственный вывод;
  • повторно провести разговор с ребенком, но при этом обозначить свое? мнение лишь как предположение, а не абсолютную уверенность;
  • выводы о необходимых мерах по устранению и коррекции будут зависеть от самой раскрытой?причины.

Слайд 8. Со всеми обучающимися проводится индивидуально-профилактическая работа , направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления пропусков уроков:

1) постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся.

Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель. В случае пропуска классный руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля за поведением ребенка и посещаемостью школьных занятий.

Помимо беседы классного руководителя, рекомендуется провести индивидуальную консультацию с педагогом-психологом и принять все надлежащие меры для устранения причины прогулов. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для совместных усилий по устранению выявленных причин.

Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего (полного) общего образования.

Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в их поведении и прекращения прогулов.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству и стать добычей преступной среды.

2) Организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. К такой работе следует привлекать школьного психолога, социального педагога, специалиста по социальной защите, использовать опыт работы психолого-педагогических центров для нормализации отношений в конфликтных семьях.

Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковая работа, – являются важнейшими направлениями воспитательной деятельности, способствуют заинтересованности в посещении школы и формированию законопослушного поведения.

Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а учащийся продолжает прогуливать занятия, необходимо посетить такого ученика на дому совместно с социальным педагогом. Посещение поможет выяснить условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в школе, а также определить, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому следует оформить актом обследования жилищных условий.

Если известно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи инспектора Отдела по делам несовершеннолетних УМВД или сотрудника Комиссии по делам несовершеннолетних.

В случае, если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (друзья) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних (по месту жительства учащегося) для установления нахождения учащегося и его родителей.

Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ, ч. 2 ст. 52 Закона РФ "Об образовании").

3) Организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ; ликвидация пробелов в знаниях обучающихся.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает программу дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке.

4) Своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющихся от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на родителей, препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей (ст. 9 Федерального закона "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте со специалистами КДН и ЗП, инспекторами ПДН, органами опеки и попечительства, специалистами-психологами, родительской общественностью и др.

В случае, когда работа с ребенком и родителями не дали должных результатов, и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, обучающего следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы и осуществления более жесткого контроля.

В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования такого учащегося, следует подробно в письменном виде проинформировать КДН и ЗП.

В случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде проинформировать Подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (п. 1. ст. 21 Федерального закона "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

Слайд 9. Дети, пропускающие уроки без уважительной причины, часто их называют “трудными детьми” доставляют много забот классному руководителю и педагогам. Поэтому очень важно классному руководителю суметь подобрать нужные слова, стать ребёнку мудрым советчиком. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы:

  • принцип уважения индивидуальности личности
  • (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
  • принцип коллективной деятельности
  • (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
  • принцип разумной требовательности
  • (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
  • принцип возрастного подхода
  • (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
  • принцип диалога
  • (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
  • принцип педагогической поддержки
  • (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
  • принцип стимулирования самовоспитания
  • (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
  • принцип связи с реальной жизнью
  • (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
  • принцип согласования
  • (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Слайд 10. Однако следует помнить, что даже самая добросовестная работа в запущенных случаях не всегда бывает успешной. Вот почему своевременное реагирование на пропуски занятий без уважительных причин и другие предупредительные меры прогулов будут намного эффективнее.

Литература.

1) Г.С. Семёнов “Методика работы социального педагога”, Москва, “Школа пресс”, 2003 г.

2) Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга и др. “В помощь соц.педагогам образовательного учреждения”, Москва, 2003 г.

3) Т.А. Шишковец “Справочник социального педагога”, Москва, 2005 г.

4) Г.М. Потапкин “Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков”, Москва, 2000 г.

5) Профилактика школьных прогулов. Методические рекомендации Московского городского психолого-педагогического университета, Москва 2012.



Просмотров