Что изменится с 1 ноября. Дорожает междугородний проезд

Еще в начале июня 2017 года депутаты ряда парламентских фракций Государственной Думы внесли на рассмотрение законопроект, запрещающий использование различных технологий, способствующих доступу к заблокированным в России сайтам. В отечественных СМИ его “окрестили”, как “Закон о блокировке анонимайзеров”. Свое решение авторы документа мотивировали тем, что сегодня в российском законодательстве отсутствует запрет использования технологий, которые позволяют получение доступа к заблокированным в стране информационным ресурсам. Законопроект прошел полный цикл рассмотрения, утверждения и подписания. О том, что представляет собой этот законодательный акт, какие отношения в сети Интернет и, самое главное, как он будет регулировать? Обо всем этом расскажет наша новая статья!

После рассмотрения Госдумой в третьем чтении новый законопроект утвердил Совет Федерации, а 30 июля 2017 года он был подписан Президентом России Владимиром Путиным. В силу закон вступит с 1 ноября. Этим законом введен запрет на использование технологий – “анонимайзеров”, позволяющих получить доступ на заблокированные в России сайты.

В действительности закон об анонимайзерах представляет собой целый ряд поправок к закону № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который работает уже много лет. Однако эти поправки настолько важны, что знать о них необходимо всем, кто пользуется интернетом, - то есть почти каждому россиянину. Познакомиться с полным текстом закона об анонимайзерах можно на нашем сайте, скачав его по ссылке ниже:


Сообщение в отечественных СМИ о возможной блокировке “Wikipedia”

C помощью данного закона веб-сайты, которые признаны нарушающими действующее российское законодательство, подвергаются блокировке. По предписанию Роскомнадзора операторы связи обязаны блокировать доступ рядовых пользователей интернета к таким сайтам. Часто бывает, что под запрет за одну показавшуюся “плохой” страницу, попадает полностью весь сайт. Все, наверное, помнят, что пару лет назад ходили разговоры о блокировке даже «Википедии». Поэтому нет ничего удивительного, что за последние годы было изобретено много различных способов обхода блокировок.

Подобные инструменты довольно часто называют анонимайзерами, что в целом правильно передает их принцип действия. Почти все популярные методы обхода блокировок заключаются в том, чтобы после запроса получить информацию с заблокированного сайта. Делается это с помощью компьютера-посредника, который работает за пределами России, и незаметно для интернет-провайдера. Для этого вся информация, обмен которой ведут пользователь и посредник, – шифруется. Сам заблокированный сайт пользователь не видит, так как он общается только с посредником. Отсюда и слово «анонимайзинг», что значит обезличивание. Примерно так работают известные пользователям обходы блокировок при помощи VPN, TOR, «прокси» и т.п.

Разумеется, эта схема имеет побочные эффекты, но в качестве обходного пути очень эффективна. Даже если провайдер узнает, что тот или иной компьютер является посредником для доступа к запрещенной информации, осуществить блокировку анонимайзера он не сможет. По закону заблокировать можно только источник информации, а не посредника.

Такая ситуация существовала пять лет, и за этот период стало понятно, что пока есть пути обхода, блокировки не решат задачу, ради которой создавались. Поэтому и родилась мысль ввести ограничения не только распространителей противоправной информации, но и их помощников в получении к ней доступа в обход решения суда или госорганов.

Для этого и приняли поправки в закон. Понятно, что запретить использовать прокси-серверы, VPN, TOR и иные подобные инструменты нельзя, так как у них много и легальных применений. Однако если теперь, после вступления закона об анонимайзерах в силу выяснится, что кто-то помогает заходить на заблокированные ресурсы, ему направят требование перекрыть доступ. В противном случае сам посредник попадет в реестр блокируемых адресов.

Поддерживаете ли вы Закон о блокировке анонимайзеров?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Что будет блокироваться?

Новый закон запрещает использовать информационные системы и программы для доступа к интернет-ресурсам, которые заблокированы в России. Под его действие попадают как прокси и VPN-сервисы, так и анонимные сети, например, такие как Tor и им подобные. Вместе с тем, закон об анонимайзерах запрещает поисковым системам, наподобие Google и «Яндекс», выдавать ссылки на ресурсы, которые были заблокированы.

Однако это еще не все доступные к ограничению ресурсы, так как сайты, которые размещают информацию о средствах и способах обхода блокировок, весьма неоднородны. К ним могут быть отнесены различные ресурсы, имеющие списки VPN-сервисов и даже магазины мобильных приложений.

Как будут блокироваться анонимайзеры?


“Золотой щит” Источник: enterchina.ru

Как анонимайзеры, так и VPN-сервисы могут быть заблокированы двумя способами - по их IP-адресам или по типу трафика. Если будет использоваться первая технология, которая уже опробована в России, то Роскомнадзор внесет в реестр все IP-адреса и доменные имена официальных сайтов VPN-сервисов, предлагающих приобрести продукт. Также по IP-адресам есть возможность заблокировать публичные серверы Tor, к которым затем подключаются пользователи.

При использовании второй технологии блокировки анонимайзеров на сети всех операторов необходимо установить DPI-оборудование для глубокого анализа трафика. Такое оборудование может определять VPN-трафик и одновременно отличать его от другого зашифрованного HTTPS-трафика. Однако DPI-оборудование весьма дорогое, поэтому, учитывая огромное количество операторов в России, для того, чтобы применить данную технологию, придется потратить много времени и средств. Эта методика уже опробована в Китае, где ведется постоянная гонка вооружений между разработчиками и властями. Еще в 2003 году там введена система контроля интернет контента “Золотой щит”.

Сюжет “Нет доступа. Блокировка анонимайзеров”

Несколько важнейших законов, вступающих в силу в ноябре 2017 года, изменят жизнь россиян. Среди важных законодательных инициатив – запрет анонимайзеров, новые нормы провоза багажа в самолете, введение виз для посещения Албании, табу на курение на пляжах Таиланда.

Анонимайзеры под запретом

С 1 ноября 2017 года начинает действовать , который усложнит жизнь гражданам, которые привыкли бесплатно скачивать фильмы и музыку из интернета. Именно с этого момента под запрет попадает то, что помогает обходить блокировки Роскомнадзора, - анонимайзеры, VPN, TOR и т.д. Ожидается, что владельцы этих сервисов получат перечень запрещенных сайтов, после чего закроют доступ к ним для своих пользователей.

Кроме того, поисковые системы не смогут выдавать по запросам пользователей ссылки на запрещенные сайты. В случае выявления подобных фактов нарушителям грозит солидный штраф - от 500 тыс. до 700 тыс. рублей.

Возвращение томатов из Турции

Поставки томатов из Турции возобновятся с 1 ноября. Но их нельзя будет назвать масштабными, так как разрешение на ввоз получили всего лишь четыре компании. Объем поставок также невелик - 50 тысяч тонн в год. Скорей всего, овощи попадут на производство в переработку, а не на прилавки магазинов. С другой стороны, эта новость говорит об Москвы и Анкары.

Напомним, что с 30 октября 27 турецких компаний начали поставлять в Россию гранаты и баклажаны. Наша страна рассчитывает на то, что Турция снимет ограничения на ввоз молочной продукции, мяса птицы, говядины и баранины.

Ручная кладь в самолетах

С 5 ноября в России начинают действовать провоза ручной клади в самолетах, согласно вступающим в силу изменениям в Правила воздушных перевозок пассажиров, грузов и багажа.

Этот документ не только определяет новые нормы бесплатного провоза ручной клади, но и уточняет перечень предметов, которые пассажир может взять с собой без дополнительной оплаты. Итак, лимит ручной клади – 5 килограммов. А в перечень вещей, которые можно взять с собой в салон входят: дамские сумки, мужские портфели, рюкзаки, портпледы, верхняя одежда, детское питание и детские коляски, лекарственные препараты и товары, приобретенные пассажирами в магазинах беспошлинной торговли, пишет

В салон самолёта можно будет брать не более пяти килограммов багажа, анонимайзерам запретят предоставлять доступ к заблокированным сайтам, а для строительства в портах введут новый сбор

Анонимайзерам запретят предоставлять доступ к заблокированным сайтам, для строительства и реконструкции инфраструктуры в портах введут новый сбор, а участникам клиринга придётся отделить товар клиентов от собственного имущества.

1 ноября

Анонимайзеры не смогут предоставлять доступ к запрещённым сайтам

Использование анонимайзеров для получения доступа к запрещённым информационным ресурсам будет запрещено.

Кроме того, операторов поисковых систем обяжут прекращать выдачу ссылок на заблокированные сайты. «Запрет в первую очередь касается ресурсов порнографического и экстремистского содержания», - подчеркнула член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова.

Предполагается, что ФСБ и МВД получат полномочия находить сервисы, которые помогают получать доступ к заблокированным в России сайтам, и в случае если владельцы анонимайзеров не запретят доступ к ним, то сервисы ждёт внесудебная блокировка. Принимать решение об ограничении доступа будет Роскомнадзор. Также ведомство создаст федеральный государственный реестр информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым на территории нашей страны ограничен.

Член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Максим Кудрявцев подчеркнул, что закон не накладывает дополнительных запретов, поскольку речь идёт о сайтах, которые в России уже заблокированы.

В России появится новый портовый сбор

Вводится новый инвестиционный портовый сбор - эти средства будут поступать на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в федеральной собственности. Размер сбора определит Правительство.

Также кабмин наделяется полномочиями по принятию решений об установлении или изменении границ территории морского порта. Кроме того, установлены требования к открытию и закрытию морского порта, к созданию объектов его инфраструктуры. Решение о создании морского порта будет приниматься Правительством РФ.

Регламентируются вопросы, связанные с распоряжением находящимся в государственной собственности недвижимым имуществом, с оказанием услуг и обеспечением безопасности в морских портах.

«Создание морского порта будет осуществляться на основании схемы территориального планирования России в области развития федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения, а решение о создании морского порта принимается Правительством РФ», - пояснил член Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Дмитриенко.


C 1 ноября в России установлены требования к открытию и закрытию морского порта. Фото: pixabay.com

Охране труда в сфере лёгкой промышленности написали новые правила

К работе в сфере лёгкой промышленности будут допускаться только те работники, кто прошёл обучение по охране труда и выдержал проверку соответствующих знаний. Работники, выполняющие обязанности, к которым предъявляются повышенные требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев - проверку соответствующих знаний.

Новые правила коснутся организации и проведения основных процессов и работ, связанных с производством и отделкой тканей и трикотажа, производством нетканых материалов, прядением, производством текстильных изделий и одежды, обработкой кожевенного сырья, дублением и отделкой кожи, выделкой и крашением меха, производством одежды, обуви и других изделий из кожи и меха.

Правила обязательны для исполнения работодателями - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы.

5 ноября

В салон самолёта можно брать не более пяти килограммов багажа

Вступают в силу изменения в Правила воздушных перевозок пассажиров, грузов и багажа. Документом установлены новые нормы бесплатного провоза ручной клади, а также скорректирован перечень предметов, которые пассажир может пронести на борт самолёта без дополни- тельной оплаты. Минимальный вес ручной клади составляет не менее пяти килограммов на одного пассажира. Этот лимит может быть увеличен авиаперевозчиком «в качестве конкурентного преимущества». Расширен перечень вещей, которые пассажиры могут взять с собой в салон самолёта без взимания дополнительной платы.

В него вошли: дамские сумки, мужские портфели, рюкзаки, портпледы, верхняя одежда, детское питание и детские коляски, лекарственные препараты, а также товары, приобретённые в магазинах «дьюти-фри». Минтранс уделил особое внимание предметам, которые необходимы пассажирам с ограниченными возможностями. Они могут взять с собой в салон самолёта ходунки, костыли, коляски и иные технические средства реабилитации. При регистрации на рейс или посадке в салон авиаперевозчик вправе потребовать от пассажира взвесить его ручную кладь. В конце сентября 2017 года вступили в силу поправки в Воздушный кодекс РФ, согласно которым российские авиакомпании получили право продавать билеты по так называемым безбагажным тарифам. Теперь пассажиры могут приобрести невозвратные билеты, не включающие в себя норму бесплатно.

17 ноября

Товар клиента обособят от имущества участников клиринговых операций

Участник клиринга будет обязан учитывать товар клиента отдельно от собственного имущества, на специальном торговом товарном счёте.

«Прежде имущество клиента растворялось в имуществе участника клиринговых операций, и если обращалось взыскание по долгам на имущество участника клиринга, это распространялось и на его клиента. В связи с этим было предложено обособить имущество клиента и запретить обращение взыскания на него по долгам участника клиринга», - пояснил председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Клиринговые операции (или компенсационные транзакции) - система взаимозачётов обязательств и требований за предоставленные услуги, а также поставленные товары или ценные бумаги по безналичному расчёту. Посредниками в процессе выступают клиринговые дома, частные или государственные.

Поправки в закон, регулирующий клиринговую деятельность, по словам Анатолия Аксакова, направлены на приближение нашего финансового рынка к международным стандартам.

Кроме того

Сведения о поставщиках по госконтрактам станут более детальными

С 1 ноября в некоторых случаях заказчикам придётся вносить в реестр заключённых контрактов сведения обо всех соисполнителях и субподрядчиках, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства или социально ориентированными НКО, заключивших договоры с основным поставщиком по госконтракту. В частности, это требование будет распространяться на те контракты, где предусмотрена ответственность поставщиков за неисполнение условия о привлечении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО.

Доступ к услугам естественных монополий в портах останется недискриминацинным

С 1 ноября установлены новые правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий в портах. В них определяют общие принципы и порядок обеспечения потребителей услугами по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, а также услугами буксиров, предоставляемыми субъектами естественных монополий.

Список табачной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, скорректируют

С 16 ноября вступает в силу новая редакция списка табачной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность её отчуждения или использования на территории России. Включены в него будут только жевательный и нюхательный табак, упакованный в потребительскую тару.

1. Изменения в порядке ведения реестра государственных контрактов

Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 № 443
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084»

С 1 ноября в реестр контрактов нужно вносить больше сведений.
Если контракт содержит условие об обязанности исполнителя заключить договоры с субподрядчиками, соисполнителями из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, с ноября в реестр контрактов нужно направлять информацию об этих договорах.

Дополнительно необходимо направлять сведения:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН субподрядчика, соисполнителя;
  • предмет и цена договора;
  • дата заключения и номер контракта (при наличии).

Сроки размещения информации:

Победитель закупки обязан представить заказчику копию договора в срок не более пяти рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем.
Заказчик направляет сведения в реестр контрактов в течение трех рабочих дней .

Ответственность за непредставление сведений в реестр контрактов

За непредставление документов, сведений, включаемых в реестр контрактов, должностное лицо заказчика могут оштрафовать. Размер штрафа составляет 20 тыс. руб.

2. Изменились типовые условия государственных контрактов, к исполнению которых привлекается малый бизнес

Победитель закупки должен в течение 15 рабочих дней рассчитываться с субподрядчиками и соисполнителями из числа малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО).

Объем привлечения СПМ и СОНКО заказчик устанавливает в виде фиксированного процента от цены контракта, но не менее 5% .

Новые правила нужно применять к закупкам, извещения о которых опубликованы в ЕИС с 18 октября.

Главные комментарии законодательства о закупках на 1 ноября 2017 г.

1. ФАС разъяснила, как госзаказчику устанавливать в документации срок годности лекарственных препаратов

Письмо ФАС России от 18.10.2017 № ИА/71717/17
(https://fas.gov.ru/upload/documents/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%8A%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.PDF)

Антимонопольная служба разъясняет:

  • остаточный срок годности надо обосновать. Он должен быть определен конкретной датой или периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого препарат можно использовать по назначению;
  • этот срок должен соответствовать планируемому периоду использования препарата, но от данного правила можно отступить по объективным причинам;
  • указывать срок можно с использованием формулировки «не менее». Если участник предложит препарат со сроком годности, превышающим требуемый, заявку отклонять нельзя;
  • не нужно устанавливать остаточный срок годности лекарства в процентах. Это может ограничить конкуренцию и количество участников;
  • нельзя требовать от участников указывать срок в заявке.

2. Если руководитель или учредитель организации включен в реестр недобросовестных поставщиков, то он (как физ.лицо) не может участвовать в государственных закупках

Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505

Когда в реестр недобросовестных поставщиков включают организацию, туда также попадают данные о ее учредителях и руководителях. Если руководитель или учредитель подаст заявку на участие в закупке как физ.лицо, ее необходимо отклонить . Это касается и тех случаев, когда физ.лицо является индивидуальным предпринимателем.

Разъяснение касается случая, когда заказчик требует, чтобы сведения об участнике закупки отсутствовали в реестре недобросовестных поставщиков.

3. Как формировать начальную (максимальную) цену контракта при государственных закупках мед.изделий

Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-01-07/62519

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным методом определения начальной (максимальной) цены контракта.

При закупке имплантируемых мед.изделий, включенных в специальный перечень, следует учитывать требования Постановления № 1517. НМЦК при таких закупках не может превышать зарегистрированных предельных отпускных цен производителей с учетом установленных предельных размеров оптовых надбавок и НДС (для товаров, облагаемых этим налогом).

Предельные отпускные цены производителей мед.изделий можно найти на сайте Росздравнадзора. Предельные размеры оптовых надбавок устанавливают региональные власти.

4. Победителя государственной закупки лекарственных средств нельзя вносить в реестр недобросовестных поставщиков, если заказчик отказался заключать контракт

Письмо Минфина России от 04.09.2017 № 24-02-08/56717

При закупке лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов Заказчик должен отказаться от заключения контракта с победителем закупки, если есть специальные основания, предусмотренные Законом N 44-ФЗ. По мнению Минфина России в этом случае нет причин включать сведения о победителе в реестр недобросовестных поставщиков.

5. Как участникам государственных закупок подтверждать опыт строительных работ

Письмо Минфина России от 10.09.2017 № 24-02-07/58642

Для закупок строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта больше 10 млн. руб. участник закупки вместе с заявкой предоставляет копию хотя бы одного исполненного контракта (договора).

Контракт должен быть исполнен целиком. Копию документа нужно представить в полном объеме, со всеми приложениями.

6. Заказчик не вправе передавать экспедитору полномочия по приемке

Письмо Минфина России от 11.09.2017 № 24-02-08/58553

Согласно Федеральному закону № 44-ФЗ передать полномочия по приемке товаров, работ, услуг и подписанию документа о приемке можно, если закупки проводят:

  • централизовано;
  • в рамках соглашения о бюджетных инвестициях.

В законе нет иных случаев, когда можно передать полномочия по приемке.

7. Как оформить протокол разногласий по проекту госконтракта

Письмо Минфина России от 07.09.2017 № 24-02-08/58557

Протокол разногласий в ЕИС необходимо размещать отдельным документом. В нем победитель закупки указывает положения проекта контракта, которые не соответствуют заявке, извещению, документации.

Не следует размещать вместо этого протокола исправленный проект контракта.

8. Фирменное наименование организации необходимо указывать во второй части заявки на участие в электронном аукционе

Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-01-10/62488

Фирменное наименование организации надо указывать во второй части заявки, а не в первой. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ в первой части заявки, слова «фирменное наименование» относятся к товару, а не к организации.

В первой части заявки нужно отразить наименование страны происхождения товара так, чтобы ее можно было однозначно идентифицировать.

9. Заказчик может указать в документации начальную (максимальную) цену контракта меньше чем в обосновании

Письмо Минфина России от 08.09.2017 № 24-01-09/58179

При этом цена должна соответствовать лимитам бюджетных обязательств. Вывод касается НМЦК, которая определяется методом сопоставимых рыночных цен.

10. Государственный заказчик не вправе устанавливать требование к сроку действия лицензии

Письмо Минфина России от 12.09.2017 № 24-03-06/58653

Такое требование ограничивает конкуренцию и нарушает законодательство. Если закупка касается деятельности, для которой нужна лицензия, заказчик должен потребовать от участников только подтвердить ее наличие.

11. При закупке работ, связанных с объектом капитального строительства, необходимо требовать выписку из реестра СРО

Решение ФАС России от 31.07.2017 по делу № К-965/17

Выписка подтверждает членство в СРО. Оно обязательно для допуска к закупкам работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства.
Однако заказчик не вправе требовать, чтобы в выписке были указаны виды работ, которые участник может выполнять. За нарушение должностное лицо заказчика могут оштрафовать на 3 тыс. руб.

Выписка из реестра членов СРО не нужна, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб. Кроме того, выписку не обязаны представлять отдельные участники.

Главные решения судов в сфере закупок на 1 ноября 2017 г.

1. Размер ответственности страховщика в государственном контракте на ОСАГО надо устанавливать в соответствии Законом об ОСАГО

Постановление Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 11.10.2017 по делу № А78-15607/2016

Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа указал, что Закон об ОСАГО в части ответственности страховщика — специальный по отношению к Федеральному закону № 44-ФЗ.

Следовательно, ответственность страховщика в контракте на ОСАГО надо устанавливать по Закону об этом виде страхования. Согласно его нормам неустойка за нарушение срока страховой выплаты неустойка составляет 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки .

При рассмотрении дела суд руководствовался позицией ВС РФ.

2. Государственный заказчик не всегда вправе получить обеспечение при отклонении трех заявок участника

Постановление Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 15.09.2017 по делу № А10-6685/2015

Нельзя удерживать деньги участника, если нарушения с его стороны не были систематическими.

По обстоятельствам дела, для участия в трех электронных аукционах общество подало заявки, которые были отклонены, поскольку к ним не были приложены необходимые документы. Оператор электронной площадки перечислил заказчику обеспечение одной из заявок.

Суд учел, что заявки были поданы с одинаковыми недостатками и рассмотрены были одновременно, поэтому участник не мог знать о нарушениях в оформлении и исправить их.

По мнению суда, в таком случае нарушение является однократным, а не систематическим, следовательно, нет предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ оснований для удержания обеспечения.

Принимая решение, суд сослался на сходную позицию Верховного Суда РФ.

3. Заказчик не обязан прописывать в документации требование о том, что товар должен быть новым

Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2017 № 302-КГ17-6955

Поставляемый товар должен быть новым, даже если это не указано в документации о закупке.

Новизна товара предполагается, поэтому сведения о ней участник не должен отражать в заявке.

Однако, если заказчик допускает поставку ненового товара, это необходимо прописать в документации.

4. Какую неустойку заказчики платят по контрактам на энергоснабжение

Постановление АС Волго-Вятского округа от 06.09.2017 по делу № А28-14041/2016

в данном случае Федеральный закон № 44-ФЗ не действует.

По Закону об электроэнергетике пени составляют 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от вовремя не уплаченной суммы за каждый день просрочки. Для расчета берется ставка, действующая на момент фактической оплаты.

Сходную позицию обозначал ВС РФ.

Жизнь граждан, привыкших бесплатно скачивать фильмы и музыку из интернета, станет сложнее. С 1 ноября в силу вступает закон, запрещающий средства, помогающие обходить блокировки Роскомнадзора, - анонимайзеры, VPN, TOR и т.д. Предполагается, что надзирающие органы разошлют владельцам всех этих сервисов список запрещенных сайтов (разумеется, там будут не только ресурсы с пиратским контентом, но и, например, страницы экстремистских организаций), а те, в свою очередь, закроют доступ к ним для своих пользователей. Ограничения коснутся и поисковиков - они больше не смогу выдавать ссылки на запрещенные сайты. За нарушение нового закона Google или, например, «Яндексу» грозит штраф в размере от 500 тыс. до 700 тыс. рублей.

Впрочем, у экспертов есть сомнения, что хорошо работающая на бумаге концепция сможет так же хорошо функционировать в жизни. Опыт КНР, где цензура в интернете налажена намного лучше, чем в России, показывает, что полностью побороть VPN и анонимайзеры всё равно не получается.

Возвращение турецких томатов

1 ноября в Россию вернутся турецкие помидоры. Правда, обычные граждане это вряд ли заметят. Дело в том, что речь идет о довольно скромных поставках - разрешение на ввоз продукции получили лишь четыре турецкие компании, а объем партии томатов составит всего 50 тыс. т в год. И пойдут эти овощи не на прилавки магазинов, а будут отправлены на переработку.

Хорошая новость заключается в том, что эта небольшая помидорная поставка свидетельствует о постепенном улучшении отношений Москвы и Анкары. Напомним, подорваны они были после того, как турки сбили российский Су-24 в ноябре 2015-го. В ответ Москва ввела ряд экономических санкций, в том числе и запрет на импорт турецких фруктов и овощей. Ситуация изменилась лишь после того, как в июне 2016-го президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отправил российскому коллеге письмо с извинениями. В настоящее время Москва и Анкара успешно взаимодействуют, работая над урегулированием конфликта в Сирии. Кроме того, после смягчения эмбарго Москва рассчитывает на то, что Турция снимет ограничения на ввоз молочной продукции, мяса птицы, говядины и баранины из России.

Еще одним следствием потепления отношений двух стран стало снятие запрета на ввоз в Россию турецких гранатов и баклажанов. Эти виды сельхозпродукции с 27 турецких предприятий окажутся в России уже 30 октября.

Закон, неприятный во всех отношениях

В конце месяца не самые приятные новшества придут в жизнь крупных российских предприятий. 28 ноября вступают в силу положения американского закона «О противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии». Этот закон вводит новые санкции, затрагивающие деятельность банков и нефтегазовых компаний. На практике это будет означать, что кредиты, которые отечественные организации брали за рубежом, возвращать придется намного раньше. Прежде энергетические компании, входящие в санкционный список США, могли рассчитываться с кредиторами в течение 90 дней, а банки - 30 дней. Теперь же сроки возврата займа сократятся в первом случае до 60 дней, а во втором - до 14.

Ничего хорошего новый закон не сулит иностранным компаниям, сотрудничающим с российскими предприятиями. В частности, он вызвал оправданные опасения в Германии, решившей, что под ударом окажется строительство газопровода «Северный поток – 2».

У нового закона есть крайне неприятная особенность: отменить его простым решением президента США невозможно - для этого требуется согласие законодателей. Это означает, что закон «О противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии» повторит судьбу поправки Джексона–Вэника, введенной, чтобы наказать Москву за ограничения на эмиграцию евреев в Израиль. СССР распался, все желавшие вернуться на историческую родину евреи давно это сделали, но поправка Джексона–Вэника действовала до осени 2012-го. Иначе говоря, закон «О противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии» на многие годы вперед фиксирует конфронтационный характер отношений Москвы и Вашингтона.



Просмотров