Что изучает геральдика. Геральдика - это что такое? Определение и значение науки Что значит геральдический

Геральдическая символика плотно вошла в нашу жизнь. Мы не замечаем ее, хотя встречаемся с ней на каждом шагу. Государственный герб и флаг, эмблемы спортивных команд, логотипы известных брендов – у всего этого общие корни.

Понятие «фамильный герб» осталось в прошлом». Но в Средние века он был у каждого знатного рода. По нему можно было узнать, к какой семье принадлежит человек, его статус и положение в обществе.

И сейчас есть люди, которые интересуются своей родословной и стремятся восстановить знаки отличия. В детских садах и школах воспитатели и учителя часто предлагают воспитанникам придумать и нарисовать герб своей семьи. Задание развивает фантазию.

Но разработка настоящей эмблемы требует серьезного подхода и профессиональных навыков. Если же вы хотите иметь индивидуальный знак отличия, обращайтесь в «Российский дом родословия». Компания предлагает услуги по созданию личного фамильного герба. При заказе родословной книги Вы получите его с 10% скидкой. Специалисты разработают семейную символику, отталкиваясь от предпочтений и истории каждого клиента.

Кратко о геральдике: что это такое, определение понятия и краткая история слова

Это наука, которая занимается изучением, описанием и толкованием геральдических знаков. Вспомогательное направление, которое является частью другого большого раздела – эмблематики. Но многие любители и профессионалы не согласны рассматривать ее как ответвление и считают полноценной дисциплиной.

В ней рассматриваются практики создания гербов, их значения и история. Отличие от остальных разделов состоит в том, что символика, изучаемая в данной категории, обладает особой ценностью, а их строение и употребление происходит по исторически сложившимся традициям. В Средневековье даже был сформирован специальный геральдический язык. Он появился, потому что в те времена образованных людей среди простого населения было мало. Яркие рисунки, с изображениями зверей, птиц, растений легче запоминались. Каждый знал, в чьих землях он проживает, и мог описать уникальное изображение, символизирующее знатный род.

Родовые знаки традиционно также называют тотемами, и они являются самыми близкими по значению к гербам. Термин этот происходит от слова «ототем», что на языке коренных народов Северной Америки значит «его род». Обряд определения тотема представляет собой выбор семьей покровителя. Как правило, это животное или растение. Впоследствии считается, что каждый член племени происходит именно от этого самого прародителя. Похожие традиции и символы были и у древних славян.

А вот у народов Азии тюркского и монгольского происхождения семейная принадлежность определяется с помощью «тамга» – родового знака, изображающего какое-либо животное или оружие. Такой символ присутствует на эмблемах и элементах одежды соплеменников, выжигается на животных и даже наносится на кожу.

Что значит слово «геральдика»

Термин образовался от «глашатай»: на латыни он пишется как heraldus. Глашатаями в Средневековье называли людей, которые служили при королевских дворах и являлись ответственными за проведение рыцарских турниров. Они были в большом почете, а их труд высоко оценивался. Существовала даже традиция одаривать их, для выражения почтение правителю, что его послал.

Гербы, как и люди этой профессии, передавали некую информацию. Только ораторы голосом, а символы – цветом, изображение.

Обратите внимание, что в русском языке слово «герольд» отличается от «Геральд». О первом вы уже узнали, а вторым обозначался носитель старогерманского имени. Не стоит его путать с геральдистами, геральдиками, гербоведом и армористом. Они все обозначают одно и тоже понятие – знаток геральдики.

Когда появилась дисциплина

Употребление знаков, похожих на гербы, а, следовательно, и сама наука замечена еще во времена Гомера, в XI веке до нашей эры. Но бытует мнение, что в то время подобная символика служила всего лишь украшением и не несла в себе глубинного смысла.

Сама же геральдика в известном нам значении появилась в XII веке нашей эры, в промежутке между I и II крестовыми походами. И была как никогда актуальна. Дело в том, что в то время велись масштабные сражения, и подобные знаки отличия помогали различать врагов и союзников на поле боя.

Впоследствии гербы стали символами не только конкретных личностей, но и их потомков. Каждый знатный род имел свою отличительную символику. А наличие герба и длинной родословной в несколько поколений выдающихся предков давало определенные привилегии.

Все те, кто изучал данную сферу в XVII-XIX веках столкнулись с проблемой систематизации и считали, что наука средневековья пошла родом из Римской Империи.

Но известно, что индивидуальную символику имело каждое государство. К тому же почти у всех имелись разные правила составления знаков отличия. Поскольку четкого обозначения геральдики как науки в то время еще не было, под это определение попадала любая работа со всевозможными знаками и символами.

Итоговую систематизацию науке предоставил в XVII веке священнослужитель из Франции Клоду Франсуа Менестрье в своей работе «Истинное искусство геральдики и происхождения гербов» (Le veritable art du blason et l"origine des armoiries).

Закат этой сферы пришелся на эпоху отказа от феодализма и монархии. Новые порядки абсолютно отказались принимать атрибутику знати. В результате, о геральдических знаках отличия пришлось забыть. Тем не менее собственные символы остались у стран и городов. Они используются и в настоящий момент.

Но не смотря на то, что в Средневековье гербоведение сыграло очень важную роль и обрело высокий статус, оно развивалось только в одном направлении: знаки усложнялись. Это делалось для того, чтобы помешать злоумышленникам подделывать эмблемы знатных родов в важных документах.

Важную роль в становлении гербоведения сыграло рыцарство. На проводящихся турнирах каждый участник имел свой знак отличия. Перед поединком герольд «читал» герб своего господина, соблюдая правильный порядок. Эта традиция помогала другим рыцарям узнать, насколько знатен соперник.

Значение символики не только озвучивалось перед публикой. Изображение украшало доспехи рыцаря, а в последствии и его палатку, в которой хранилось оружие и другие необходимые для участия в турнире вещи.

В России

Что обозначает слово геральдика, что изучает и чем занимается эта наука, в России стало кратко известно при царе Алексее Михайловиче Романове по прозвищу «Тишайший». Именно он составил первую классификацию. Впоследствии она была доработана с помощью специалистов из Польши в XVII веке.

Позже Петром I в нашей стране также сформировалась собственная система гербов. Они имелись у дворян, городов и у государств, входящих в состав – двуглавый орел. Были созданы герольдии и герольдмейстеры – государственные учреждения, профессионально работающие в сфере составления и толкования символики.

Так было до прихода советской власти и наступления новой эпохи в истории страны. Тогда дисциплина стала всего лишь разделом истории, а все знаки отличия были отменены официальным приказом, поскольку считались буржуазным пережитком прошлого. Однако сохранились гербы старых городов. Для новых создавалась индивидуальная символика социалистической направленности.

Виды геральдики и особенности применения на практике

Данная наука делится на два вида:

  • теоретическая (или формальная);
  • практическая.

Остановимся на этих двух раздела подробнее.

Теоретическая часть дисциплины занимается изучением правил и методик создания геральдического знака. В ее функции также входит процедура описания и расшифровки уже существующих примеров с применением специальной терминологии. Сюда же относится изучение прикладной области, в которой рассматриваются атрибуции и идентификации различного рода документов.

Если формальный раздел науки занимается изучением правил построения символики, то практический их непосредственно создает. Специалисты не только изготовляют новые, но и обновляют и изменяют старые знаки, а также рассматривают историю происхождения геральдических символов.

При создании гербов строго соблюдаются геральдические нормы и правила. В эпоху Средневековья этому тоже уделялось большое значение. Наука различает девять разных тинктур – красок и материалов:

  • металлы (серебро и золото);
  • 5 разных эмалей;
  • мех белки и горностая.

Но даже обыкновенный щит, для создания которого использовалась только одна тинктура тоже является полноценным гербом.

Сегодня для реализации задуманного профессионалы также используют только качественные и дорогостоящие компоненты.

Положение дисциплины сейчас

Геральдика имеет огромное значение и сыграла очень важную роль в изучении истории. С её помощью можно:

  • легко расширить свой кругозор;
  • узнать больше информации об исторических персонах;
  • определить культурные и экономические связи не только между отдельными знатными родами в конкретный промежуток времени, но и между разными государствами.

Также наука позволяет установить признаки идентичности между документами или археологическими достопримечательностями по отношению к странам или сословиям, которые являются объектом исследования.

Мы кратко рассказали вам о значении и истории термина «геральдика», и теперь вы знаете, что это наука, изучающая гербы, занимающаяся их толкованием и описанием. В настоящее время эта сфера обретает новую популярность. Многим людям идея создать фамильные знаки отличия кажется романтичной и оригинальной. Если вы загорелись этим вопросом, обращайтесь к специалистам «Российского Дома Родословия». Они обязательно вам помогут.

Птица Анзуд. Шумер

Известны также: змея Египта, орёл в Персии и Риме, коронованный лев Армении. В Древней Греции - сова Афин , крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.

Монета с изображением совы. Афины

Около тысячи лет назад, в Средние века, на полях боёв и на специальных воинских соревнованиях - турнирах - в Европе сражались профессиональные конные воины, которые считались людьми благородного происхождения. Их называли рыцарями (от немецкого слова, обозначающего «всадник»).

Они имели тяжёлое вооружение, закрывавшее металлическим доспехом всё тело, а голову у них защищал шлем, который часто скрывал лицо воина.


Рыцари.

В боях и на турнирах рыцари придерживались определённых правил: сражаться только с другим рыцарем, а не с простолюдином, нападать только после вызова на бой, оказывать уважение противнику; победитель получает в качестве трофея оружие и коня побеждённого.


Поединок рыцарей.

Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения - гербы .


Рыцарские гербы на щитах.

Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб - увидеть издалека.

Облачение английского рыцаря.

Перелистывая страницы истории, каждый из нас не раз встречался с символами стран, сословий, родов - гербами. Область знаний, которая посвящена изучению смыслового наполнения, вложенного в герб, называется геральдикой.

Что такое геральдика? Общие сведения

Если взять более точное научное определение, то геральдика - это вспомогательное направление в истории, которое занимается изучением гербов, их истории и значения. Термин созвучен со словом "heraldus", что в переводе на русский означает на Руси называли герольдов, которые описывали герб своего феодала.

Гербы отражали материальный и социальный статус своего владельца. Именно поэтому такое значение получила геральдика. Определение и возникновение этого направления исследованы многими историками.

История появления

Традиция создавать гербы появилась в Европе после В тот период на турнирах опознание рыцарей в доспехах вызывало трудности, а участники походов не различали друг друга. Поэтому дворяне стали наносить различные изображения на щиты и доспехи, что и послужило толчком к созданию упорядоченной символики. Со временем нанесенные знаки превратились в негласный язык, в котором нанесенный символ имел свое смысловое значение. Первоначально на доспехах изображали животных и птиц. На гербах того времени присутствовала символика древних предметы военного вооружения - стрелы, копья, мечи. В некоторых случаях на щитах изображалась собственность, принадлежащая рыцарю.

Перед вторым символика получила законченные очертания, и гербы на стали обычным явлением. Развитие изображения символики на щитах позволяло различать рыцаря по родовым гербам. Последние со временем стали четко символизировать сословную принадлежность. Они передавались по наследству, что также являлось характерной особенностью. Если обратиться к современности, то можно увидеть, что если знатные семьи имеют фамильные отличия, то они повторяют форму старинных щитов родоначальников древних фамилий.

Предмет изучения

Геральдика рассматривает гербы как специфический источник информации. Данные, полученные в ходе изучения символов, изображенных на гербах, способствуют пополнению знаний о событиях, об исторических персонажах, а также открывают пути к установлению экономических и культурных связей, существовавших в тот или иной период времени. Благодаря исследованиям геральдики, историки выясняют принадлежность документов или памятников конкретному лицу, устанавливают подлинность находки.

Герб - это опознавательный правовой символ, составленный и утвержденный по четким правилам. Он служит постоянным отличием для лица, рода, общественной организации, области, государства.

Многие историки задавались вопросом о том, что такое геральдика. Определение этого понятия государственники представляют так: основополагающий признак наличия идеи национальности. Имеется еще одно альтернативное определение. Геральдика - это залог благополучного развития государства и закрепление его независимого положения.

Научное понимание

Процесс расшифровки и описания значения гербов взяла на себя вспомогательная дисциплина - геральдика. Наука исследует историю развития отрасли знаний, основы составления, передачи и использования гербов и других материалов, их свойства, в зависимости от места и времени создания.

Как научная дисциплина данная область знаний представлена несколькими разделами. Формальная, или теоретическая, геральдика занимается исследованием правил построения герба и терминологии, которая его описывает. Для частной области науки характерно рассмотрение таких материалов, как родовые гербы, девизы. Прикладная область способствует изучению атрибуции и идентификации различных документов и предметов материальной части фигуры, изображенных на гербе.

Нельзя забывать и о таком направлении, как практическая геральдика, которая своей целью имеет создание новых гербов, их изменение и приведение в соответствие с существующими правилами, а также рассмотрение вопросов истории происхождения.

Геральдика и ее роль в постижении истории

Геральдика представляет собой важнейший раздел исторического и общегуманитарного знания. Она преодолела долгий путь становления от прикладной отрасли до самостоятельной науки, которая владеет собственными методами изучения и анализа исторических источников.

Потребность в описании гербов возникла тогда, когда появились первые атрибуты отличий. Для возможности точного и правильного описания подобного символа, когда нет его наглядного изображения, разработана терминология, которая касается стандартов гербовых фигур, украшений и других составляющих. Она и позволила выделить геральдику в самостоятельную область знаний.

Специалисты выделяют две функции этой науки, которые дают возможность понять, что такое геральдика. Определение гласит: это составление гербов и их экспертиза. Методы последней заключаются в последовательном выяснении национальной принадлежности владельца герба, его достоинств, титулов, временного периода создания и изменения герба. Языком геральдики называют «блазон», который позволяет воспроизводить рисунок по описанию.

Уникальность и своеобразность науки о гербах

Геральдику можно еще назвать уникальной системой идентификации государственной и личной принадлежности. Многие исторические труды придают важность такому разделу науки, какгеральдика. Значение этой исторической дисциплины велико, поскольку благодаря полученным знаниям складывается общая картина того или иного временного периода.

Геральдика - это не просто возможность узнать, кому принадлежал герб, когда он возник. Многие согласятся с тем, что рассматривать ее как ветвь в научном исследовании недостаточно. Важно учитывать социальное наполнение понятия. Что такое геральдика? Определение и использование этого направления дают возможность восстановить свои генеалогические корни, открыть истоки происхождения семьи.

Геральдика (гербоведение) - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, традиций и практики их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам.

Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.

Зарождение геральдики

Появление геральдики относят к периоду крестового похода. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI - начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов.

Появление геральдики было вызвано и изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века.

Геральдику можно определить как систему иконографической кодификации феодального общества, строго определенной пирамиды социальной иерархии, на вершину которой можно было прорваться лишь в самый ранний период, когда можно получить социальный статус в награду за какие-то благородные деяния. До этого момента "наделяемый высоким статусом" мог быть простым рыцарем или дворянином, не состоящим ни в чьем подчинении.

Рыцарь мог и должен был стать известным, добиться славы на рыцарских турнирах или на войне - тогда у него появлялось право выбирать собственную эмблему (древние греки называли ее "stemma"), то есть хроматическое и фигуративное изображение. Этот герб должен был получить одобрение герольда, который его регистрировал, после чего эмблему разрешалось изображать на щитах, плащах, флагах, а также везде, где захочется. Благодаря тому, что эту эмблему можно было передавать по наследству, появились, как уже было сказано, фамильный дворянский герб или эмблема благородного дома, а также возможность завещать потомкам свой высокий статус и, кроме того, наделять чинами и титулами тех, кто занимает более скромное место в феодальной иерархии.

Герольды старались существенным образом не изменять герб семейства, но они придумали систему бризур (специальных ломаных или пунктирных линий; название происходит от французского слова "brisures"). Они помещали специальные графемы, или фигуры, на первоначальные поля гербов, и таким образом гербы младшей ветви рода можно было отличить от герба первого наследника, который, в отличие от своих младших братьев, в момент вступления в право владения наследством и титулом свою бризуру (например, титло) оставлял.

Представители английской правящей династии иногда вознаграждали своих наиболее верных подданных из числа простых людей, представителей третьего сословия, жалуя им личный титул "Сэр" (слово "sire" является сокращенным "seniore", то есть "сеньор", "старейший"), как, к примеру, поступила Елизавета с Фрэнсисом Дрейком. Именно в Англии (а также в ее бывшей колонии Новой Англии), которая была последним оплотом феодальной системы, привнесенной норманнами более девяти веков назад, сохранилось понятие сквайр - то есть щитоносец, оруженосец, иногда облеченный судебной властью именем короля.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, изрубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро - невинности, чистоты; голубой цвет - это эмблема величия, красоты, ясности; красный - храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый - надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Конспект занятия

по программе «Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю»

образовательный блок №2: « Путешествуем по родному краю»

Тема: Геральдика наука о гербах.

Цель занятия: Ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края.

Задачи занятия по формированию УУД:

    образовательные: ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края;

2) развивающие: продолжить развивать у учащихся умения анализировать, конкретизировать и объективно оценивать окружающую действительность.

3) воспитательные: формирование у учащихся чувства патриотизма к малой родине.

Тип занятия: комбинированное.

Основные понятия: геральдика, герб, символика

Оборудование и материалы: комплект «компьютер+экран+проектор»; презентация к занятию (см. электронное приложение к занятию).

План занятия:

    Организационный момент (3-5 мин.).

    Актуализация знаний (7-10 мин.).

    Объяснение нового материала (15 мин.).

    Динамические паузы (2-3 мин.)

    Закрепление материала (7-10 мин.)

    Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Ход занятия

Приветствие учащихся. Сохранность контингента.

Актуализация знаний

Итак, вы являетесь двумя конкурирующими городами.

Что вы будете делать, чтобы отличаться друг от друга?

А кроме названия, что еще будет вас отличать друг от друга?

А что есть у каждого города, района, края, страны?

Правильно, это и будет темой нашего занятия.

Мы придумаем себе названия.

Мы придумаем себе отличительные знаки.

Герб и Флаг.

Объяснение нового материала

Итак, тема нашего занятия «Геральдика» Ребята, кто знает, что такое геральдика ?

Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. (Слайд 2)

Прообразы гербов – различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи – применялись еще в древности. Легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь, шлем Ахиллеса – орёл. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображение отсеченной головы Медузы Горгоны.

Считается, что гербы появились в 10 веке. Но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображенные на печатях, приложенных к документам, относится к 11 в. (Слайд 6)

На слайде показаны фотографии государственной печати Швеции (1436 г.) и печати немецкого города Гамбурга

Для создания гербов в геральдике используется определенный набор цветов, так называемые геральдические цвета .

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Динамическая пауза

Игра «Крокодил» см. Приложение 1

Учащиеся выполняют задание игры

-Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали и тинктуры). В геральдике используются семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета – красный, синий. Черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Особым типом геральдических цветов являются меха – горностаевый и беличий.

Металлы: металла два, золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается желтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством. (Слайд 8)

Червлёнь – (красный) графически изображается вертикальными линиями.

Лазурь – (голубой) графически изображается горизонтальными линиями.

Зелень – (зеленый) графически изображается диагональными линиями геральдически справа.

Пурпур – (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева.

Чёрнь – (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. (Слайд 9-10). В геральдике используются меха: беличий и горностаевый, но ненастоящие, а их геральдическое изображение. (Слайд 11)

Каждый цвет, который используется при создании гербов имеет свое четкое значение.

Обозначение цветов, использующиеся в геральдике:

Золото – король металлов, символизирует знатность, могущество и богаство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлёнь – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь – символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень – символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

Пурпур – символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чёрнь – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

(Слайд 12)

Ребята, угадайте, какие животные изображены на слайдах

Верно! Как вы думаете, имеют ли животные определенные значения, так же как и цвета в геральдике?

Правильно! Предложите свои обозначения этим животным.

Слайд 15. Ребята, что показано на данном слайде?

Правильно! Какое животное изображено на гербе Хабаровского края?

Правильно! Но это не просто медведь, а гималайский медведь.

Давайте разберем какие цвета присутствуют на гербе Хабаровского края?

Правильно! Давайте вспомним, что означают эти цвета?

Верно! Присмотритесь к гербу, что держит в своих лапах медведь?

Да, это герб, старинный герб города Хабаровска.

На слайдах изображены животные:

1.Лев

2.Орел

3.Дракон

4. Вайверен

5.Единорог

6.Феникс

7. Грифон

8.Саламандра

9. Антилопа

Да, каждое животное, изображенное на гербе имеет свое значение.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

На слайде изображен герб Хабаровского края.

На гербе Хабаровского края изображен медведь.

На гербе Хабаровского края присутствуют следующие цвета:

черный, красный, желтый, белый, голубой.

Желтый – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Красный – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Голубой – символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Чёрный – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Медведь держит в своих лапах еще один герб.

Закрепление материала

Теперь, ребята, для вас творческое задание: нарисовать (придумать) герб своей семьи, используя все цвета и животные, с которыми мы сегодня познакомились.

Учащиеся рисуют герб своей семьи, после чего все желающие выходят к доске и знакомят класс с гербом своей семьи.

Рефлексия

Рефлексия – что узнали. Рефлексивный тест.

Предлагаю детям отметить знаком «+» те утверждения, с которыми они согласны:

    Я узнал(а) много нового.

    Мне это пригодится в работе.

    На занятии было над чем подумать.

    На все возникшие в ходе занятия вопросы я получил(а) ответы.

На занятии я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» три вопроса. Далее прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» четыре и пять вопросов.

Объявляю, что количество плюсов в тесте означает уровень овладения материалом занятия.

Ученики самостоятельно выполняют тест.

Учащиеся самостоятельно анализируют уровень овладения учебным материалом.

Подведение итогов

Подвожу итоги, благодарю учащихся за хорошую работу на занятии .

Приложение 1

Игра «Крокодил». Выбирается один ведущий (учащийся), который выходит к доске, загадывает название животного, которое обитает в Хабаровском крае и показывает его без единого слова. Остальные учащиеся должны отгадать, что за животное он показывает. Тот, кто первым отгадал название животного занимает место ведущего и все повторяется.



Просмотров