Cтоимость оформления шенген визы. В Европу на машине


Кто из нас никогда не мечтал о путешествии на автомобиле? В таком способе передвижения есть масса плюсов: во-первых, зачастую это дешевле, чем ехать через главные пункты маршрута на самолете или поезде, во-вторых, из окна машины можно увидеть намного больше, чем из иллюминатора самолета, ну и в-третьих, поездка на авто всегда подразумевает некоторую спонтанность - просто проезжая какой-нибудь маленький городок, вы неожиданно решаете остановиться в нем и осмотреть внимательнее. Если в вашей компании есть хотя бы парочка водителей, то без сомнения, советуем отправляться в Европу на машине самостоятельно, не пугаясь непривычных дорог и городов. Наша статья, надеемся, поможет вам в подготовке к путешествию.

Из этой статьи вы узнаете: какие документы нужны для визы, как проходить границу на машине, правила ПДД и штрафы в Европе, что такое виньетки, кемпинги в Европе.

Шенгенская виза в поездку на машине

О том, как получить визу в Европу, мы уже писали в статье « ». Теперь же мы обговорим те нюансы, которые могут возникнуть в том случае, если вы путешествуете на собственном автомобиле. Дело ведь в том, что требуемые для Шенгенской визы или на поезд вы предоставить не можете. Так чем же их заменить, чтобы дали визу?

В Визовый центр или в Посольство необходимо помимо всех основных документов для Шенгенской визы предоставить еще и свидетельство о регистрации транспортного средства, Грин Кард (Международная страховка для авто), водительское удостоверение (требуется российское, но и получить международные права будет не лишним), а также маршрутный лист. Он представляет собой документ в свободной форме, нигде не заверенный, в котором будут указаны страны посещения, даты, и где вы собираетесь останавливаться (можно такой документ сделать, например, в экселе). То есть фактически маршрутный лист - это таблица или список стран, через которые вы будете проезжать, даты въезда, выезда и названия отелей с контактными данными (адрес, телефон, адрес электронной почты).

Что взять с собой в поездку

Итак, чтобы вас пропустили на паспортном и таможенном контроле на границе с Шенгенской зоной, в машине и при себе вы должны иметь несколько обязательных вещей и документов.
  1. Водительское удостоверение. Для большинства стран достаточно будет иметь при себе российские права, но все же для перестраховки мы советуем получить еще и МВУ, то есть международной водительское удостоверение. Оно действует только в паре с национальными правами, и является строго обязательным для следующих стран Европы: Албания, Андорра, Ирландия, Исландия, Кипр, Мальта, Нидерланды, Турция.
  2. Заграничный паспорт с визой, которая должна начать свое действие в день пересечения границы с зоной Шенгена или раньше.
  3. Green Card - Международный страховой полис транспортного средства. Его можно купить практически в любой страховой компании, подробнее можете прочесть в статье « ».
  4. Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).
  5. Распечатки или приглашение от принимающей стороны в Шенгенской зоне, а также маршрутный лист (тот, что вы предоставляли вместе с остальными документами на визу). Этот пункт не является обязательным, но, как и при поездках на самолете или поезде, на паспортном контроле их могут спросить.
  6. Знак аварийной остановки, светоотражающий жилет, огнетушитель и аптечка. В разных странах Европы разные требования, и не во всех эти вещи являются обязательными. Тем ни менее, при путешествиях через несколько стран было бы не лишним иметь в машине все из данного списка. Да и для вашей же безопасности они пригодятся.
  7. В некоторых странах (например, в Испании, или Словакии) есть требование иметь в машине запасное колесо, а в случае его отсутствия - ремкомплект. Опять же, и для вас он будет не лишним, ведь не всегда есть возможность в краткие сроки доехать до шиномонтажа.
  8. Для стран бывшей Югославии есть правило иметь в автомобиле буксировочный трос.
  9. Также стоит иметь в вижу, что в некоторых странах запрещено использование шипованной резины, а значит при поездке в зимнее время, вам стоит либо купить зимнюю нешипованную резину, либо иметь запасной комплекс колес. Ниже приведем карту, на которой красным цветом отмечены страны, в которых использовать шипованную резину запрещено.

Правила дорожного движения в Европе и штрафы

По сути, правила дорожного движения в странах Европы мало чем отличаются от наших. Тем ни менее, отличия есть, и о них стоит узнавать заранее, перед поездкой, нежели уже, когда вам выписывают штраф.

Например, это касается ограничения скорости. В большинстве стран движение по населенному пункту ограничено до 50 км/ч, а не до 60 км/ч, как в России. Все ограничения также прописываются на знаках дорожного движения, за исключением нескольких автомагистралей Германии, где ограничение скорости вовсе отсутствует.

Также туристам стоит обратить внимание на допустимый уровень алкоголя в крови в тех странах, которые вы собираетесь посещать. Например, путешественнику, который собирается заезжать на знаменитые виноградники придется несладко в Венгрии, где с дегустацией можно попрощаться, здесь введен нулевой уровень промиль. В то же время в этот же путешественник вполне может позволить себе 1-2 бокала вина, так как на территории этой страны максимально допустимое содержание алкоголя в крови - 0,5 ‰.

Конечно, заранее озаботиться изучением вопроса о правилах дорожного движения стоит не только относительно алкоголя, но относительно всей разницы между правилами нашей страны и стран Европы. У каждого государства могут быть свои нюансы в ППД.

Есть и еще несколько вещей, о которых должен знать путешественник. Например, о том, что платных дорог в Европе сильно больше, чем на необъятных просторах России. Так что для тех, кто хотел бы немного сэкономить, даем совет всегда сверяться по карте (например карты Google сразу выдают такую информацию), будут ли на вашем маршруте платные автотрассы. Оплата чаще всего производится не на въезде, а на выезде с платной трассы, так что, если уж вы на нее свернули, то лучше доехать до первого съезда, нежели, как принято у многих наших соотечественников «сдавать задом». За такие проделки можно и прав лишиться и на штраф огромный напороться. В любом случае, если доехать хотя бы до ближайшего съезда, это обойдется вам в большинстве случаев в 3-5 евро, что, согласитесь, менее разорительно, чем штраф. А штрафы в Европе больше наших, иногда в разы.

Также стоит упомянуть виньетки. Виньетка - это наклейка на лобовое стекло автомобиля (в некоторых странах есть еще и электронные виньетки), которая дает вам разрешение на проезд по автомагистралям и по автомобильным дорогам. Покупать виньетку необходимо для каждой страны, в которых они введены (Автрия, Болгария, Молдавия, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Швейцария). Виньетки продаются на заправках и в специальных киосках, которые для удобства расположены также и на границах между государствами. Стоимость виньетки зависит от количества дней, которые она будет действовать. Цены в среднем начинаются минимум от 3 евро.

Парковка в Европе

Знаки, запрещающие парковку в , не отличаются от наших. Так что даже при условии, что заранее вы эту статью не прочитали, все же разобраться на месте с тем, можно ли парковаться или нет, не составит труда. Ну а если вы наткнулись на эту информацию о парковках в Европе заранее, то лучше бы вам знать несколько особенностей.

В зимние месяцы запрещена парковка на улицах, на которых расположены трамвайные пути. Часто летом, а иногда и весь год, парковка в историческом центре городов платная (как, например, в Москве). На обочинах установлена автоматы оплаты, в них все интуитивно понятно, иногда можно выбрать английский язык. Здесь вы должны заранее рассчитать время, на которое оставите машину, и оплатить определенное количество часов парковки.

Платные подземные паркинги в городах легко найти по указателям, они похожи на паркинги в торговых центрах - на въезде необходимо взять талончик, и оплатить его перед выездом в специальном автомате.

На улицах городов применяют специальные цветные полосы около края проезжей части, чтобы водителю было легче сориентироваться - где можно оставить машину, а где - нет. Так, голубая линия указывает на платные парковочные места, белая - на бесплатные, а желтая - на запрет парковки.

Как и с правилами дорожного движения, лучше перед поездкой почитать отдельно про парковку в стране, в которую вы едете, так как у каждой страны есть дополнительные требования или дополнительные виды парковок, как расплатиться на которых, сложно разобраться прямо на месте.

Кемпинги в Европе

Еще один способ не заморачиваться с парковкой и сильно сэкономить на проживании - это кемпинги. Их в Европе огромное количество, и часто по качеству они не уступают дешевым отелям в центре города. Они обычно располагаются немного в отдалении от крупных автомобильных дорог, в окружении природы. И главное - кемпинг - это не просто палаточный город, как кажется многим путешественникам, никогда не останавливавшимся в таком жилье. Это еще и кухни, душевые, туалеты и многое другое, причем все содержится в чистоте и порядке. Часто в кемпингах есть и развлечения, например, детские площадки, игровые площадки, бассейны и многое другое.

Заранее запланировать свой отдых и забронировать место в кемпинге или задать вопросы администрации можно на любом ресурсе в интернете, который предоставляет такие же услуги, как например, сайт по бронированию гостиниц , только в отношении кемпингов. Самый крупный, пожалуй, www.campingeurope.com . Вам не требуется обязательно бронировать место в кемпинге заранее, можно искать их уже в пути. Главное, помнить, что въезд на машинах в кемпинг с 10 вечера до 7 утра запрещен.

Кемпинг удобен не только тем, что вы можете без опаски оставить на целый день свою палатку с вещами, а машину - на парковке и отправиться гулять, но и тем, что сами кемпинги часто расположены в живописных местах, так что даже для приятной прогулки вам не придется идти далеко. Ну а если и далеко, то и это не проблема - ведь для путешественника на своем автомобиле нет разницы, добираться до достопримечательностей 10 или 30 километров - это в любом случае не займет много времени.

Для организации самостоятельного путешествия по городам и весям старушки Европы на автомобиле, необходимо иметь при себе ряд документов, которые просто необходимы для выполнения поездки.

Без этих документов вас, или ваш автомобиль просто пропустят через границу.

Ниже приводится список документов необходимых для поездки в Европу на автомобиле, а также рассказывается о том, какие они бывают, где их брать, сколько стоит их получение и сколько оно занимает времени.

В некоторых, особо сложных случаях (например, по вопросу самостоятельного получения Шенгенской визы), тема развита в ряд отдельных заметок, поскольку двумя абзацами там обойтись сложно (не получится). Но там приведены ссылки на эти заметки.

Список документов для поездки за границу (в Европу) на автомобиле

К необходимым (обязательным) документам для поездки в Европу на личном автомобиле относятся:

  1. Действующий загранпаспорт
    (на каждого участника поездки, включая детей старше 13 лет) .
  2. Действующая (открытая) шенгенская виза
    .
  3. Медицинская страховка
    (на каждого участника поездки, включая детей любого возраста) .
  4. Водительское удостоверение
    (современного образца, оригинал) .
  5. Свидетельство о регистрации транспортного средства
    (оригинал) .
  6. Страховка на автомобиль
    («Зеленая карта» — общеевропейский вариант ОСАГО) .
  7. Диагностическая карта
    (требуется не всегда — см. ниже).

И… в принципе, всё. Не так уж и много.

Первые три документа (паспорт с визой и действующий полис медицинского страхования) — нужны при поездке в Европу всегда (любым видом транспорта). И это всего-то, что нужно для поездки: паспорт, виза и страховка.

Остальные документы, указанные в пунктах 4-7, нужны при выполнении поездки на автомобиле. Из них наиболее важны (обязательны) свидетельство о регистрации ТС и страховка на автомобиль. Диагностическая карта и ВУ (права), нужны 50/50 (когда спросят, когда — нет), но иметь их при себе нужно.

Тем не менее, есть еще ряд документов которые также обязательно необходимо иметь с собой при пересечении границы в некоторых ситуациях:

8. Если вы путешествуете с ребенком , то внимательно изучите официальную информацию о путешествиях с детьми на сайте Пограничной службы ФСБ РФ.
Если в двух словах, то в случае выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации совместно с одним из родителей согласия на выезд ребенка за границу от второго родителя не требуется , но важно, чтобы второй родитель в судебном порядке не запретил вывоз ребенка за пределы территории РФ (это вы должны проверять сами). Если есть судебный запрет, то ребенка не выпустят.
Если ребенок путешествует без родителя (опекуна, усыновителя, попечителя), самостоятельно, или например, с тетей, бабушкой, с друзьями семьи и т.п. (без хотя бы одного из родителей, в общем), то требуется официальное разрешение на вывоз ребенка за границу.
В таком случае, ребенок должен иметь (кроме личного паспорта) оригинал нотариально оформленного согласия от одного из родителей, (опекунов, попечителей, усыновителей) на выезд несовершеннолетнего гражданина РФ за границу РФ, с указанием срока выезда и государства (или государств), которые ребенок намерен посетить. При этом согласие от второго родителя также не требуется.
Если у вас (родителя) паспорт нового образца, то у ребенка любого возраста должен быть свой загранпаспорт. Если у вас паспорт старого образца и ребенок в него вписан, то он может до 14 лет перемещаться по паспорту того родителя в который он вписан.
Все подробности на официальном сайте ПС ФСБ РФ.
Впрочем, разрешение второго родителя вам потребуется для получения визы на ребенка, во всяком случае, оно входит в «Согласованный .

9. Если автомобиль оформлен не на вас (водителя) , и хозяин автомобиля не участвует в поездке (отсутствует при пересечении автомобилем границы), то для пересечения границы на автомобиле потребуется нотариально заверенная доверенность на право управления, с указанием того момента, что собственником авто «разрешен вывоз автомобиля за границу».
Если владелец автомобиля присутствует на месте в момент пересечения границы (например, автомобиль оформлен на жену), то никаких проблем нет, и никаких дополнительных документов не нужно.

10. Если вы путешествуете с животным — то необходим международный паспорт животного, в котором должны быть отметки об иммунизации животного и вакцинации против бешенства.

Сумма страхования должна быть не менее 30000 евро и страховой полис должен включать 15 дополнительных дней. Срок действия полиса учитывается при выдаче визы.

Например, если виза запрашивается на 10 дней с 1 июня по 10 июня, полис медицинского страхования должен быть оформлен с 1 июня по 25 июня на 10 дней.

Агенты страховых компаний знают все эти требования прекрасно. Вам достаточно прийти в офис и сказать: «Мне нужна медицинская страховка для получения Шенгенской визы».

Сообщить даты поездки и предоставить необходимые документы (внутренний и международный паспорт).

Также, полис медицинского страхования для поездки (и получения шенгенской визы) легко можно купить и через интернет. Такие варианты (электронные полисы распечатанные самостоятельно), проходят и в консульстве (при получении визы), и на границе — без проблем.

При покупке полиса обращайте внимание на дополнительные опции полиса , чтобы туда не включали лишних опций, поскольку в конечном итоге это выльется в дополнительную плату.

Можно сразу уточнить агентам: «Мне нужен самый минимальный вариант страховки». Если вас интересует не минимальный вариант полиса, то поговорите с агентами, они вам могут сделать много интересных предложений (за дополнительную, разумеется, плату).

Примерная (ориентировочная) стоимость полиса — 1 евро за один день планируемого пребывания (на каждого человека участвующего в поездке), оплата, разумеется, в рублях. Пресловутые «15 дополнительных дней» — не оплачиваются. Оплачиваются только дни запланированного пребывания.

Отсутствие полиса медицинского страхования может быть причиной для отказа во въезде на территорию страны Шенгенского соглашения.

То есть, медицинский полис иметь обязательно, как при получении визы (без него ее просто не выдадут), так и при пересечении границы (его обязательно проверят), без него через границу вас не пропустят.

Водительское удостоверение (ВУ) для поездки в Европу на автомобиле

Для выполнения поездки за границу (в Европу точно) на личном автомобиле, без ограничений подходит наше обычное водительское удостоверение нового образца. Которое вот такое:

Водительское удостоверение данного образца полностью соответствует положениям «Конвенции о дорожном движении», и признается без ограничений во всех странах, присоединившихся к ней.

Не буду врать про весь мир, но в Европе у вас с ним проблем точно не будет, всю жизнь туда только с таким и езжу. Проблем (вопросов) не было ни разу.

Что же касается водительских удостоверений старого образца , таких:

или таких:

то скажу сразу, что эти варианты ВУ не соответствуют требованиям Приложения 6 к конвенции «О дорожном движении».

Отсюда вытекает простая мысль, что отправляясь в путешествие за границу с ними, вы рискуете получить проблемы, поскольку признавать их, власти других стран не обязаны.

При пересечении границы ВУ никто не смотрит обычно, но если вас за границей остановит местная дорожная полиция с таким документом, то проблемы возникнут однозначно.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВУ НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ПОЕЗДКИ (СТАРОЕ)

Здесь есть два варианта: либо получить ВУ нового образца (заменив свое старое), либо, получить международное водительское удостоверение (МВУ) в дополнение к своим водительским правам (МВУ не является самостоятельным документом).

причем, выглядит он так в любой стране в которой действует эта система страхования, только издается он там, на национальном языке, конечно.

На обороте бланка помещены разъяснения, его я приводить не буду, получите — почитаете.

Придумана была эта система страхования, для упрощения жизни водителям которые часто перемещаются между странами, поскольку страхование ответственности перед третьими лицами, обязательно во многих странах.

И вот, чтобы не заморачиваться каждый раз с национальными страховками, и была придумана эта система. Исходную информацию об этой системе страхования можете почерпнуть на сайте РСА (при желании).

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИСА «ЗЕЛЕНАЯ КАРТА»

  • Полис может быть куплен не ранее чем за 30 дней до начала срока его действия.
    И не просите даже девушку-агента об ином, такую сделку просто компьютер (система) не пропустит (проверял лично:).
  • Полис продается сроком на 15 дней, месяц, два месяца, три… и т.п. с шагом в один месяц, до года.
    Других сроков там нет. То есть, если вы хотите ездить по Европе 16 дней — вы будете вынуждены купить полис на месяц, без вариантов.
  • За границей вы не сможете купить/продлить полис «Зеленая карта».
    Нигде, никак и ни при каких условиях. Даже и не думайте об этом! (не надейтесь, не рассчитывайте на это).
    Полис продается только гражданам государства, на территории которого он выписывается.
    То есть, страховые компании в Чехии, например, не смогут продать вам такой полис, если вы не являетесь гражданином Чехии. Таковы общие правила этой системы страхования.
  • Стоимость полиса (у нас в стране) устанавливается не каждой страховой компанией отдельно, а РСА («Российским союзом автостраховщиков»), то есть тарифы будут одинаковы в любой компании (не ищите подешевле — не найдете, покупайте полис там, где вам удобнее).
  • Полис «Зеленая карта» бывает двух видов, различающихся по территории его действия: «Все страны системы «Зеленая карта» и «Республика Беларусь, Республика Молдова, Украина и Азербайджанская Республика» (бланки при этом одинаковые используются).
    Второй вид полиса стоит раза в четыре дешевле, но нас он, увы, не интересует. В первый вид входят все страны Европы (включая Балканские). Т.е. для поездки в Европу нужен именно этот вариант полиса.
    При поездке в Белоруссию или Азербайджан, можно выбрать и второй вариант (он обойдется дешевле).
  • Выбрать список стран по принципу «сюда я еду, а сюда не еду, поэтому вычеркните их и продайте полис подешевле» — не получится.
  • Без полиса страхования «Зеленая карта», вас не пропустят через границу (вас пропустят, автомобиль не пропустят).
    Полис спрашивают, (проверяют) при пересечении границы, причем, иногда и на выезде тоже (с целью убедиться: «а не истек ли срок его действия?»). Если срок действия истек, то получите штраф за нарушение (но можно и проскочить, при выезде из ЕС его спрашивают не всегда).
  • Полис «Зеленая карта» всегда можно купить при подъезде к границе (но с «накруткой»), там всегда стоят круглосуточные киоски, но лучше ничего придумывать и купить этот полис дома, при подготовке к поездке, за неделю-другую до нее.
  • На прицеп (ну, вдруг?) нужна отдельная страховка.

Заострю также внимание, на таком моменте: «Зеленую карту» продают не все подряд страховые компании. Уточните информацию , где в вашем городе вы можете купить этот полис, самостоятельно, пожалуйста. Через интернет данный вид полиса приобрести не получится.

Страховые агенты знают все требования к этому документу, поэтому, просто придите в офис, и скажите: «Мне нужна «Зеленая карта» для поездки на машине в Европу, на 15 дней (на месяц)».

Вам потребуются: паспорта (оба — внутренний и заграничный), ВУ и свидетельство о регистрации ТС. Если автомобиль не ваш, то, возможно, доверенность (этот момент уточните сами) .

Стоимость этого вида полиса определяется в рублях (и колеблется), но если брать цену в евро, то полис обойдется вам в районе 70-75. Оплата будет производиться, разумеется, в рублях.

Диагностическая карта прохождения технического осмотра (нужна не всегда)

С недавнего времени, при пересечении на автомобиле границы с некоторыми странами ЕС (в частности, с Латвией), требуется предъявление карты технического осмотра автомобиля (как подтверждение соответствия автомобиля техническим нормам и требованиям).

Той самой, обычной, которую вы получаете (или покупаете) при прохождении технического осмотра, перед приобретением полиса ОСАГО.

Единого такого требования по всем странам шенгенской зоны нет . Но во всяком случае, это правило действует, например, при пересечении границы с Латвией (информация от МИД Латвии по этому вопросу).

Так же говорят , что иногда ее спрашивают на границе с Литвой. И если ее нет — заворачивают машину обратно. (Хотя, говорят , что спрашивают ее наличие тоже не всегда).

Если вашему автомобилю менее трех лет (и как бы ТО ему еще не положено проходить) — тут мнения на форумах разделяются: кого-то пропустили без нее на новом автомобиле, а кто-то пишет что его не пропустили.

Что делать? Поскольку ситуация неопределенная, я бы советовал вам, однозначно сделать диагностическую карту перед поездкой, и иметь ее с собой всегда , во всяком случае, если вы планируете пересекать границу ЕС в Латвии (которая конкретно выставляет такое требование).

Цена вопроса (500-1000 рублей), не стоит того, чтобы рисковать из-за нее получением потенциальных проблем при пересечении границы.

Но если ситуация с этим документом до конца не ясна, то нужны ли вам такие эксперименты над собой, и потенциальные сюрпризы на границе?

Думаю, что нет. Поэтому, до тех пор пока не пройдет везде однозначная информация, что эту карту нигде и никогда не требуют, надо ее сделать и возить с собой.

Поэтому, не задумываясь сильно, получите (или просто купите) ее в любом случае, и имейте с собой при пересечении границы. Не понадобится — и хорошо. Спросят — покажете.

У меня ее, кстати, ни разу не спрашивали до сих пор (даже на латвийской границе), хотя машина явно не новая. Но это не значит, что никогда не спросят в дальнейшем, поэтому, я всегда имею эту карту с собой, чего и вам советую.

Если все вышеперечисленные документы у вас в наличии (и в порядке) — смело садитесь в машину, и вперед, на границу. Проблем при пересечении границы не будет.

На этом, заметку посвященную вопросу: какие документы нужны для поездки за границу (в Европу) на автомобиле, я закончу. Перечень документов необходимых для поездки на автомобиле за границу невелик и прост, и их получение в большинстве случаев не вызывает лишних вопросов, за исключением, может, шенгенских виз, но это — отдельная тема для разговора.

Если вы собрались путешествовать по территории Шенгенского соглашения на автомобиле или хотите проехать через Шенген транзитом, вам нужна обычная шенгенская виза. В первом случае - мультивиза, во втором - транзитная. При этом придется предъявить в консульство той страны, визу которой вы хотите получить, ряд дополнительных к обычному списку документов.

Для начала надо составить план поездки - так называемый маршрутный лист: даты и места посещения, и ночлега . Он никак не регламентирован и составляется в свободной форме, но из него должно быть понятно, сколько дней вы проведете в каждой стране. Вот так, например, выглядит бланк маршрутного листа на сайте австрийского консульства. В тех местах, где вы планируете остановиться на ночь, надо забронировать отель (подтверждение брони потребуют в консульстве). В маршрутном листе указываются: страна и город расположения отеля, название отеля, включая его полный адрес и телефон, даты остановки в отеле.

Выбирая отель, поинтересуйтесь наличием парковки:

а) ее может не быть вовсе;
б) она есть, но платная;
в) ее тоже надо бронировать заранее.

Если вы путешествуете на своем автомобиле, следует подготовить водительское удостоверение международного образца (копия), свидетельство о регистрации транспортного средства (копия), доверенность на автомобиль с фразой «с правом выезда за предел РФ», если машина зарегистрирована не на вас (копия). Если вы арендуете машину, приложите договор с компанией по прокату автомобилей, в котором должна быть указана возможность выезда на нем в страны ЕС.

Желательно также представить в консульство международную страховку транспортного средства (копию) - так называемую Green Card.

Все остальные документы для получения визы - по стандартному списку: действующий загранпаспорт, медицинская страховка, доказательство финансовой состоятельности (справка с работы и/или выписка с банковского счета), заполненная анкета и копии страниц общегражданского паспорта. При этом правила получения визы при путешествии на машине совершенно те же, что при авиаперелете. Если это транзит, то идти за визой нужно в консульство той страны, где вы планируете пробыть наибольшее количество дней, или той страны, через которую вы будете въезжать в зону Шенгена. Транзит дают на столько дней, на сколько расписан маршрутный лист. Если вся поездка планируется внутри шенгенской зоны, визу дает страна наибольшего пребывания. Если в каждой стране планируется провести по одинаковому количеству дней - страна первого въезда.

Автомобилист должен быть готов к тому, что на пересечение границы он может потратить от получаса до нескольких часов в зависимости от загруженности КПП и наличия вещей, которые надо декларировать. Нужно иметь в виду, что если путешественник едет с маленьким ребенком (до трех лет) через Белоруссию, он может сократить время прохождения границы. «В законодательстве страны есть прямое указание, что при пересечении границы с детьми до трех лет вы имеете право на прохождение границы без очереди», — говорит руководитель отдела судебной работы юридического департамента УК «Авилон»Татьяна Максимова.

При поездке через Финляндию время прохождения границы можно оптимизировать, воспользовавшись поездом с автомобильной платформой, который ходит по маршруту Москва — Хельсинки. Поездку с машиной на поезде Роман Бобылев считает более комфортной, так как таможенный досмотр и проверку документов можно пройти прямо во время поездки. Стоимость перевозки — от €210 в зависимости от веса. С августа 2013 года на эту сумму можно получить скидку, которая зависит от количества пассажиров, типа вагона, в который взят билет, а также наличия детей от шести до 17 лет. Чем дороже пассажирский билет, тем больше можно сэкономить (до 50%).

Перевозка автомобилей в поезде Москва — Хельсинки ​ (Фото: finnish.ru)

Какие документы оформлять

Отправляясь за границу, автопутешественник должен собрать пакет документов, необходимых любому туристу. К ним относятся: виза, загранпаспорт, медицинская страховка. «Как правило, автопутешественники — это люди, которые едут в Европу уже не первый раз, и у многих из них есть открытая шенгенская виза», — говорит Роман Бобылев.

Если действующей визы нет, для ее оформления турист должен предоставить в визовый центр помимо стандартных брони отеля, справки о доходах и медстраховки несколько дополнительных бумаг. Речь идет о документах на машину, международном полисе ОСАГО («Зеленая карта»), а также маршрутном листе будущего путешествия. «Оформлять визу нужно либо в ту страну, где человек планирует провести больше времени (для этого нужен маршрут поездки), либо в страну въезда», — поясняет председатель Всероссийского объединения туристов Дмитрий Давыденко.

На многих форумах, посвященных автопутешествиям, советуют оформить международные водительские права (госпошлина за оформление составляет 1600 руб). «В странах, присоединившихся к Венской конвенции дорожного движения, признают российские права. В странах, подписавших только Женевскую конвенцию о дорожном движении, можно водить автомобиль только с международным удостоверением», — говорит руководитель Kaminsky Driving Academy Александр Каминский. К последним, по его словам, относятся Албания, Андорра, Ирландия, Исландия, Нидерланды, Кипр, Мальта, Турция.

Однако Роман Бобылев говорит, что для посещения большинства стран Европы, независимо от того, к какой конвенции они присоединились, достаточно будет иметь на руках национальное удостоверение. Главное, чтобы данные водителя дублировались на латинице.

Страховка на случай ДТП

Чтобы пересечь границу, автопутешественник должен иметь «Зеленую карту». «Международный полис страхования гражданской ответственности является обязательным условием въезда на территорию стран Европы и других, включая страны СНГ. Это международное ОСАГО», — говорит руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

Минимальный срок действия договора страхования «Зеленая карта» — 15 дней. Также можно приобрести договор на один месяц и далее помесячно вплоть до одного года. Страховые тарифы по российским «Зеленым картам» устанавливаются Российским союзом автостраховщиков (РСА) и зависят от срока страхования, типа транспортного средства и территории покрытия («Все страны системы» либо «Белоруссия, Украина, Молдавия и Азербайджан»). Стаж и возраст водителя на цену полиса не влияют. По состоянию на 15 ноября 2017 года стоимость страховки на 15 дней для легкового автомобиля составляет 2,32 тыс. руб., на год — 21,07 тыс. руб.

Если за время путешествия автовладелец станет участником ДТП и будет признан его виновником, то возмещение ущерба ляжет на страховую компанию, говорит Денис Макаров. А чтобы получить компенсацию, если путешественник является пострадавшей стороной, он должен самостоятельно обращаться в страховую компанию виновника аварии. Средние суммы возмещения ущерба зависят от страны, где произошло ДТП. «Так, по имуществу размер средней выплаты составляет €1,5 тыс. для Белоруссии, €5 тыс. для остальных стран системы; а по жизни и здоровью — €10 тыс. для Белоруссии, Украины, Молдавии, € 38 тыс. для остальных стран», — пояснили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА).


Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

Если страховка у виновника аварии отсутствует или его личность не установлена, нужно обратиться в местное бюро «Зеленой карты» за информацией о возможности получения выплаты из гарантийного фонда страны ДТП. Контактные телефоны указаны на оборотной стороне полиса.

Некоторые страховые компании могут расширить зону покрытия действующего полиса каско на территорию других стран. Но «Зеленую карту» полис каско заменить не сможет, так как не страхует ответственность водителя.

К каким тратам готовиться​

По мнению Романа Бобылева, путешествие на машине нельзя назвать экономным вариантом, так как в дороге туристу приходится совершать много трат, в первую очередь для обслуживания автомобиля. Самой дорогой статьей расхода многие путешественники считают топливо. По данным сайта autotraveler.ru , по состоянию на ноябрь 2017 года бензин АИ-95 среди зарубежных стран дешевле всего в Белоруссии (€0,54 за литр). Из стран ЕС в пятерку стран с самым дешевым бензином входят Македония, Румыния, Польша, Болгария, Андорра: здесь литр 95-го бензина стоит от €1,06 до 1,12. Самые дорогие — Португалия, Нидерланды, Исландия, Италия, Норвегия (€1,54-1,71 за литр). В России сейчас средняя цена бензина АИ-95 на АЗС составляет €0,59. Стоимость дизеля, которая в России составляет €,56 за литр, в Европе варьируется от €0,88 (Македония) до €1,61 (Норвегия).

Платные дороги — еще один страх неопытных путешественников. Требования оплаты проезда разнятся. «Например, во Франции нужно будет платить за проезд на пропускных пунктах, в Чехии и еще некоторых странах — покупать на лобовое стекло специальную наклейку (виньетку), с которой можно будет ездить в течение определенного промежутка времени», — говорит генеральный директор «АвтоСпецЦентр KIA Каширка» Сергей Ворновский.


Виньетка используется в девяти странах Европы: Австрии, Болгарии, Венгрии, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Чехии и Швейцарии. Купить ее можно на большинстве заправок, в магазинах или специальных будках вдоль трасс. Период, на который можно приобрести виньетку, и ее цена различаются в зависимости от страны. Но в среднем недельный «пропуск» стоит €10, на месяц — около €20. За отсутствие виньетки предусмотрен штраф, который достигает €250 в некоторых странах. Но платные трассы зачастую можно объехать по более живописным бесплатным дорогам.

Кое-где, например в Австрии, Германии, Италии и Норвегии, взимают еще и плату за проезд некоторых мостов и тоннелей. За один из самых дорогих вариантов — проезд по Монбланскому тоннелю между Италией и Францией — придется заплатить пошлину от €42,4 в одну сторону (при въезде с французской стороны) и €43,1 (при въезде с итальянской).

«Есть специальные программы, в том числе и в интернете и в гаджетах, которые позволяют просчитать приблизительные затраты на бензин, исходя из расстояний. Указав километраж, расход бензина на 100 км, а также стоимость топлива, вы получите ориентировочную сумму, которую необходимо заложить в предстоящее путешествие», — советует Александр Каминский​.

Сергей Ворновский напоминает, что платные дороги есть далеко не во всех странах Шенгенской зоны. Например, бесплатно можно перемещаться по Германии, Голландии, Дании, Финляндии, Швеции и Бельгии.


Фото: Андрей Кекяляйнен / Lori

Еще одним пунктом расходов может стать плата за парковку (может составлять от €0,5 до 2,5 за час), если нет бесплатной. Можно сэкономить, изучив парковочную схему городов, где планируются остановки. Во многих городах есть перехватывающие парковки на въезде с низкими тарифами и бесплатным проездом на общественном транспорте от парковки до центра города и обратно.

Советы от путешественников

Огнетушитель, трос, запасной комплект лампочек для фар, жилет со светоотражающими полосками, провода для «прикуривания», противооткатный упор, запаска, набор инструментов — этот комплект, по мнению опытных путешественников, лучше держать с собой в багажнике автомобиля.

«Я также советую возить с собой хотя бы одну запасную канистру жидкости для омывателя стекла и жидкость для мытья стекол с пульверизатором. Это особенно полезно летом, когда после каждого перегона машины приходится оттирать сотни разбитых об лобовое стекло насекомых», — говорит Александр Каминский.

По его словам, многие возят с собой канистру с топливом, так как в некоторых странах заправки находятся на большом расстоянии друг от друга. «Например, в Скандинавии порой просто можно проехать несколько сотен километров и не встретить ни одной заправки», — говорит он.

Также бывалые автопутешественники советуют уточнить, в каких странах можно ездить на шипованной резине, если речь заходит о зимней поездке. В большинстве стран шипы разрешены в период с ноября по март. Цепи должны применяться, если на это указывает соответствующий дорожный знак. В этом случае шины с шипами также должны быть оборудованы цепями. В Болгарии, Боснии и Герцоговине, Черногории, Чехии, Хорватии, Словении, Словакии, Сербии, Румынии, Португалии, Польше, Македонии и Германии шипы запрещены, однако в зимний период в багажнике транспортного средства обязательно должны лежать цепи противоскольжения и лопата.

Также в Европе запрещены антирадары. За наличие такого устройства в машине можно получить штраф (примерно €100) прямо на границе.

Самостоятельное получение визы в Европу
для путешествующих на автомобиле и не только

Свобода есть естественная способность каждого
делать то, что ему угодно,
если это не запрещено силой или правом.
Юстиниан

Лето – самое лучшее время для путешествий в Европу на своей машине. Путешествие на машине – это определенный стиль жизни. Машина дает свободу передвижения, независимость от других и многое другое.
Эта статья для тех, кто решил на отпуск поехать в Европу на машине и получить незабываемые впечатления, кто решил посетить Прагу, Рим, Венецию, Барселону, Лондон, Вену, позагорать на пляжах Ниццы, переночевать в кемпинге на берегу озера Гарда в Италии, пройтись по Парижу.
В данной статье мы рассмотрим не последний для автотуриста вопрос, как получать визу в европейскую страну. Статья будет полезна и тем, кто хочет разобраться в теме европейских виз: в какую страну их получать надо, в какую не надо, где и как их получать, в какие страны получить визу проще. Сразу скажем, что получение визы достаточно простой процесс, если правильно к нему подготовиться.
Виза – это отметка в загранпаспорте, которая означает разрешение на въезд лицу на территорию соответствующего государства, на выезд с этой территории или на проезд через неё.
В какую страну получать визу?

Поездка в Европу на автомобиле, как правило, предусматривает проезд через несколько стран. В какую из стран получать визу – в страну назначения или в каждую страну, которую планируется посетить? В какую страну получать визу, если определенной страны назначения нет, а планируется просто поездить по Европе, по несколько дней останавливаясь в каждой стране? На эти вопросы необходимо дать ответ перед обращением в посольство.

Чаще всего наши сограждане путешествуют по странам, подписавшим Шенгенское соглашение (Польша, Чехия, Германия, Италия, Франция, Испания, Латвия, Литва и т.д.) и тут все достаточно просто. Виза в одну из данных стран, позволяет путешествовать по всем странам Шенгенской зоны, а чтобы доехать до них виз не нужно: в Белоруссию и Украину, через которые обычно лежат все маршруты в Европу, визы для российских граждан получать не требуется.
Однако при получении визы для поездки по странам Шенгенского соглашения действует два основных правила:

Правило главной или основной страны (страны преимущественного пребывания) заключается в том, что следует получать визу главной страны поездки, то есть той страны Шенгенской зоны, в которой автотурист будет находиться наибольшее количество дней во время поездки.

К примеру, вы едете в Италию, а именно в Рим, чтобы там пробыть десять дней. До Рима вы проезжаете Польшу (ночевка в Варшаве), Чехию (ночевка в Праге), Австрию (ночевка в Вене), останавливаясь на два дня в каждой стране. В данном случае из всех стран Шенгенской зоны вы проведете наибольшее количество времени в Италии, поэтому визу следует запрашивать в визовом центре Италии.

Правило первой страны прописано в Визовом кодексе ЕС примерно так: виза должна получаться в стране основного пребывания (по дням или цели поездки), а в случае если её невозможно определить – в стране первого въезда. Допустим, вы планируете провести пять дней в Польше, пять в Чехии и пять в Германии, затем транзитом вернутся обратно в Россию. В этом случае следует получать визу первой страны въезда – Польши.
Некоторые кстати утверждают, что такого правила не существует, поскольку согласно ряду последних разъяснений в этом случае допустимо запрашивать визу в любом из консульств стран основного назначения – либо Польши, либо Чехии, либо Германии. Поэтому, чтобы не было разногласий, лучше всегда следовать правилу номер один.

Ведь согласитесь, это довольно редка ситуация, когда в нескольких странах автотурист находится одинаковое количество дней. Как правило, для российского человека всегда есть некая конечная цель, к примеру, желание доехать до моря в Италии, либо в Париж во Франции и там побыть побольше дней, отдохнуть перед обратной поездкой. Тем более считать дни в каждой стране, боясь нарушить срок, довольно угнетающе действует на отдых, который и есть главная цель автотуриста. Поэтому рекомендуем выбирать основную страну пребывания, в которую и получать визу.

Отметим, что внутри Шенгенской зоны проезд свободный, поэтому проверять соблюдение этих правил никто особо не будет. Тем не менее, не советуем их нарушать – если проверка все же произойдет, то придется доказывать чеками и прочими документами тот факт, что виза действительно взята в ту страну, где проведено большее количество времени, а нарушение чревато проблемами при новом посещении стран Шенгена. Виза, как говорят некоторые опытные путешественники, должна быть правильно отъезжена. Чеки, кстати, рекомендуем сохранять в любом случае.

Кроме того, для получения визы в визовый центр сдается ориентировочный маршрут с количеством дней проезда по странам и бронью всех отелей по ходу движения, что позволит легко выявить нарушение маршрута. Хотя само по себе нарушение маршрута не критично. Главное находиться наибольшее количество дней в той стране, в которую получена виза и, при необходимости, быть готовым подтвердить это документально.
Тем не менее, мы советуем, по крайней мере, в первый раз тщательно выбирать страну для получения визы. То есть так рассчитывать маршрут, чтобы находится наибольшее время в стране, в которую проще получать визу и меньше всего отказов. Допустим, в Италию или Польшу, чтобы уже из этой страны совершать при необходимости путешествия по другим странам Шенгенской зоны, соблюдая правило основной страны. По Европе вы проедете и посетите те страны, которые пожелаете, а визу для этого получить будет проще.
Для понимания в какой стране получить визу проще приведем статистику отказов по странам Шенгена. Их не стоит воспринимать слишком серьезно – если все документы в порядке, то туристическую визу вам точно выдадут. Однако статистика отказов показывает, в каких странах наиболее лояльные требования к туристам.
В 2010 году странами лидерами по отказам в выдаче краткосрочных туристических виз являлись Испания (визовый центр в Москве) 11,3%, Бельгия (Москва) 10,11%, Испания (Санкт-Петербург) 5,75%, Норвегия (Санкт-Петербург) 3,46%, Германия (Москва) 3,38%.
По положительным решениям в 2010 году лидировали Румыния, Болгария, Литва, Польша (99-100%). Традиционно лояльными и гостеприимными также считаются Италия, Латвия, Польша, Португалия, Греция, Словения (число отказов по Москве и Санкт-Петербургу в пределах 1%).

Среди популярных стран отметим также количество отказов в получении виз во Францию (Москва – 2,32%, Санкт-Петербург – 1%), Чехию (Москва – 2,97%, Санкт-Петербург – 1,95%), Голландию (Москва – 1,06%, Санкт-Петербург – 2,36%), Словакию (Москва – 1,76%, Санкт-Петербург – 1,93%).
Что касается безвизовых стран (Белоруссия, Украина и т.д.), то здесь все просто – поездка по ним и через них для граждан России не потребует никаких виз.

Подтверждение брони отеля :

Очень часто в посольствах для получения визы просят факс от отеля, для подтверждения брони данного отеля. Поэтому Вам придется писать письмо напрямую в отель.

Письмо в отель
Вот примерно так это делается:

Подавать документы на визу в германское посольство (в Москве) можно не ранее чем за 90 дней. В забронированные через «букинг» отели пишите примерно такие письма (я оставил некоторые свои данные):

Dear Sir/Madam, I have made a reservation in your hotel via site (www.booking.com, booking number *): Guestname: * * Room type: Triple Room for 3 persons (Non-smoking Preference) Arrival: 12 May 2011 Departure: 14 May 2011 Total price - € 141.00

Could you please send me confirmation of my reservation (with your stamp and signature) by e-mail. I have to present this confirmation to the Consular Dept. of the Embassy of the Federal Republic of Germany in Moscow, Russian Federation in order to obtain the visas.

Please indicate 3 names in this reservation confirmation:

* Sergey * Natalia * Mikhail

Also, please, reservation parking place for my car on this days.

Please kindly send the reservation confirmation to my e-mail: @

Thank you for cooperation. Best regards, Sergey *

Письмо в отель на немецком языке:

Sehr geehrte Damen und Herren,

Ich habe in Ihrem Hotel ein Zimmer ueber die Webseite www.booking.com (booking number *********) gebucht:
Name:
Zimmer: Dreibettzimmer (Nichtraucher)
Ankunft: 12 Mai 2011
Abreise: 14 Mai 2011
Gesamtpreis - € 141.00

Koennten Sie mir, bitte, die gescante Bestaetigung meiner Buchung (mit Unterschrift & Stempel) zumailen.
Ich benoetige sie zum Vorlegen im deutschen Konsulat in RF bei der Visabeantragung.

Die Angabe aller 3 Namen der Gaeste in der Bestaetigung erbeten:

***** Sergey
***** Natalia
***** Mikhail

Ich bitte auch um die Reservierung eines Parkplatzes fuer mein Auto waehrend meines Aufenthalts in Ihrem Hause.

Die Bestaetigung, bitte, an folgende e-mail schicken: @

Besten Dank im voraus.
Mit freundlichem Gruss,
Sergey *****

Этим письмом вы запрашиваете подтверждение брони отеля и просите указать имена-фамилии гостей, срок проживания, контактные данные гостиницы, прочие вспомогательные вещи. Наиболее универсальным для запроса будет английский язык. Даже если служащий отеля его плохо знает, то автоматический переводчик лучше справляется с переводом на национальные языки именно с английского.

В ответ придет что-то такое:

Dear Sergey,

Below I have attached your booking confirmation. Hope it is OK this time. Regards, Karolina Krawczyk

Во вложении будет скан подтверждения бронирования с подписью и штампом отеля. Если вас всё в нем устраивает, то распечатываете и прикладываете к визовой анкете. И так по каждому месту проживания. Иногда переписка с первого раза не удается, бывает по 2-3-4 итерации. Иногда даже приходится искать другое место жительство, т.к. хозяин не понимает вашей просьбы. Это нормально:)

Подтверждение брони отеля из Праги: (образец)

Вот как выглядит подтверждение брони отеля для визы в Чехию.

Работников консульского отдела посольства Германии устраивают разные формы подтверждения, даже очень сухие, как вот это:

Sehr geehrter Herr *,

Wenn booking.com Ihnen Ihre Buchung bestätigt, ist das normalerweise ausreichend. Gern bestätige ich Ihnen zusätzlich: 3 Personen, 11. bis 12. Mai 2011.

Mit freundlichen Grüßen Klaus Obendorf

2. Билет туда и обратно. Для путешествующих на автомобиле вместо билета предоставляется:
a. Маршрут в произвольной форме (возможно, потребуется также бронь отелей по ходу движения).
Можно предоставить маршрут следования в виде таблицы (ниже см. примеры как делали таблицу маршрута автотуристы):

B. Свидетельство о регистрации транспортного средства.
c. Международный страховой полис («зеленая карта»)

Можно подать в посольство и Гарантийное обязательство (если страховая компания раньше срока не выдает «зеленую карту»
В Посольство… Италии в РФ

Гарантийное обязательство

Я, Иванов Иван Иваныч, 1990г.р., проживающий по адресу: г.…………., получив визу, выданную Посольством Италии в РФ, настоящим обязуюсь заключить международный страховой полис на автомобиль (Green Card) на весь период действия визы, либо нахождения на территории стран Шенегенского Соглашения.
В настоящий момент полис не представлен, по причине правомерного и обоснованного отказа страховых компаний оформить данный полис, ранее, чем за 30 дней до моего выезда из РФ, согласно п.26 Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта», который гласит: «Договор страхования не может содержать срок страхования, начинающийся позднее 30 дней с даты выдачи страхового сертификата.»

Число подачи и подпись

D. Российские водительские права. Однако не забудьте перед поездкой получить и взять с собой международные водительские права. Наши российские водительские права не являются таковыми, а в некоторых странах это может стать проблемой.
3. Медицинская страховка от несчастных случаев с суммой покрытия не менее 30 тыс евро (стоит около 1 тыс рублей за месяц).
4. Загранпаспорт.
5. Российский гражданский паспорт.
6. Анкета с фотографией на английском языке.
7. Справка с места работы с указанием стажа и оклада.

Справка с места работы составляется в произвольной форме, но на фирменном бланке, где указаны реквизиты Вашей фирмы, адрес и телефон.

Пример справки с работы:

Справка

Справка выдана Иванову Ивану Ивановичу, в том, что он действительно работает

В ООО с »…» 1999 года по настоящее время в

Должности ……… Размер заработной платы

Составляет »… » рублей в месяц.

Справка выдана для предоставления по месту требования.

Дата_______
Директор ______ ФИО
Глав. бухгалтер_______ ФИО

8. Финансовая гарантия, подтверждающая наличие достаточных для поездки денежных средств (достаточно выписки со счета/вклада, однако размер необходимых средств следует уточнять).

Справка должна быть подписана сотрудником банка и заверена круглой печатью. Во всех банках данная справка оплачивается. Желательно, чтобы выписка была за последние три месяца, дабы подтвердить таким образом, что Вы не положили деньги прям перед поездкой только для получения визы. Многие так и делают, открывают счет, а потом снимают деньги.
На любого члена семьи и просто попутчика не имеющего справки с работы и выписки из банка достаточно написать спонсорское письмо на имя консула в произвольной форме. Типа: обещаю финансовую поддержку на весь срок пребывания…

9. Квитанция об оплате консульского сбора (как правило, 35 евро для краткосрочной визы)- оплата консульского сбора производится после подачи документов на визу в кассу посольства либо в кассу визового центра.
10. Спонсорское письмо - если это необходимо

Спонсорское письмо пишется в произвольной форме, что-то типа

Я, ФИО (__.__.____ года рождения, заграничный паспорт ** *******, проживающий по адресу: г. *******, ул. ********, д. **, кв. **), настоящим подтверждаю, что расходы ФИО (__.__.____ года рождения, заграничный паспорт ** *******, проживающей по адресу: г. ********, ул. ********, д. **, кв. **) во время поездки в ********* в период с __.__.2013 по __.__.20123 беру на себя.

Выписку из счета и справку с места работы прилагаю.

«__» _________ 2013г. _______________ / Фамилия И.О. /

Контактный телефон спонсора: 8-___-__________
Адрес спонсора: г. *******, ул. ********, д. **, кв. **
Адрес электронной почты: ________@________.ru

И еще информация из испанского визового центра:
1)Спонсорское письмо пишется в свободной форме на русском языке.
2)Спонсором может выступать любой человек, не обязательно родственник.
3)Если у тебя есть на банковской карте все средства на поездку, но нету работы (допустим ты студент), то ты можешь не искать спонсора, а просто доказать свою финансовую состоятельность, показав что у тебя вполне хватает средств на поездку выпиской из банка об остатке денежных средств на счёте (но, я считаю, если есть спонсор - всё - таки лучше).
"… Тут главное, что у Вас есть средства на поездку, работа не столь важна.." - говорит работница визового центра по телефону.
4)Родители могут спонсировать детей (или дети родителей), но в тоже время можно и не писать спонсорского письма. Так делается в том случае, если семья собирается путешествовать вместе, и документы в ВЦ будут подаваться одновременно (но лучше написать, чем объяснять)

Саблин М.Т.,
автотурист

Подборка информации на сайте о получении шенгенской визы в посольствах разных государств:





- личный опыт



Просмотров