Деятельность государственных органов. Система органов государственной власти и правовые принципы их организации и деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Органы государственного аппарата объединяются в определенные структурные образования или подсистемы, которые отличаются друг от друга своеобразием функций, полномочий, структурой, сферой деятельности и другими чертами.

Подсистемы характеризуются следующими основными чертами:

1) Компетенция входящих в подсистему органов сформулирована или определена по общему для них признаку. Наиболее наглядно это обстоятель­ство прослеживается на примере различных ветвей власти. Так, к компетенции органов законодательной власти относится принятие законов, исполнительной – их исполнение, а судебной – осуществление правосудия;

2) Между органами, входящими в одну подсистему существуют пря­мые структурные или функциональные связи;

3) Каждая подсистема имеет обособленную от других подсистем внут­реннюю организацию, направление и характер деятельности.

В современных демократических государствах органы государства действуют на основе разделения на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Следует отметить, что органы, относящиеся к различным ветвям вла­сти, отличаются друг от друга по характеру деятельности, отношению друг к другу и иным чертам.

Характеризуя органы государственной власти, исходя из принципа разделения властей. В первую очередь, необходимо остановиться на характеристике законодательных органов. Основной задачей этих органов является разработка, обсуждение и принятие законов, являющихся нормативными правовыми актами высшей юридической силы. Во многих странах в функции органов законодательной власти входят парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти, рассмотрение вопроса об отрешении от должности главы государства и других высших должностных лиц, так называемый импичмент, осуществляемые в рамках системы сдержек и противовесов, участие в назначении на должность высших должностных лиц государства. Органы законодательной власти, как правило, являются выборными, поэтому их называют еще и представительными органами, то есть состоящими из представителей всего населения страны, либо отдельных групп населения, либо территориальных единиц государства. Обобщенно органы законодательной власти именуют парламентами, хотя в ряде стран они именуются по-другому, как, например, Конгресс в США, Генеральные Кортесы в Испании, Сейм в Литве и Латвии, Верховная Рада на Украине, Национальное Собрание в Белоруссии т.д.

Законодательные органы бывают однопалатными и двухпалатными. В двухпалатном парламенте существуют нижняя палата и верхняя палата, которая обобщенно в большинстве стран называется Сенатом. В двухпалатном парламенте происходит своеобразное разделение властей между органами законодательной власти. Смысл такого разделения заключается в том, чтобы верхняя палата сдерживала поспешные и неоправданные решения нижней палаты. Поэтому изначально предполагалось, что верхняя палата парламента будет формироваться из наиболее мудрых, облеченных опытом и властью людей. Этимология слова сенат связана с латинским сенекс – старый, старик.

Здесь же представляется необходимым кратко охарактеризовать представительный орган Российской Федерации. В России законодательную власть на высшем уровне осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат. Одна из палат – Государственная Дума, которую иногда называют нижней палатой, хотя в Конституции нашего государства нет об этом упоминания и палаты номинально признаются равными в своих правах, состоит из депутатов, общим количеством 450 человек, избираемых населением всей страны сроком на 4 года. Вторая палата – Совет Федерации, не избирается, а формируется по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов.

В рамках системы сдержек и противовесов Федеральное собрание Российской Федерации решает вопрос об отрешении от должности Президента Российской Федерации. В сфере назначения на должность высших должностных лиц Государственная Дума дает или не дает согласие Президенту РФ на назначение им Председателя правительства Российской Федерации. Совет Федерации назначает по представлению Президента РФ членов высших судебных органов – Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации.

Основной задачей органов исполнительной власти является исполнение законов, принятых парламентом. В целях их исполнения и на основе законов органы исполнительной власти в рамках своей компетенции издают собственные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить законам, в силу чего их называют подзаконными нормативными правовыми актами. Органы исполнительной власти называют еще и распорядительными органами власти (исполнительно-распорядительными).

Центральные органы исполнительной власти обобщенно называют правительством. В конкретных странах правительство может называться по-разному: Совет Министров, Кабинет Министров, Федеральный Совет и т.д.

Характеризуя данный орган в целом, необходимо заметить, что правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти, все решения которого принимаются сообща, путем голосования. Члены правительства несут коллективную ответственность перед парламентом и перед главой государства за свою деятельность и могут быть отправлены в отставку всем составом. В правительство входит его глава, который в одних странах называется Председателем правительства, или премьер-министром. В некоторых странах, как, например, в ФРГ и Австрии, Глава правительства называется федеральным канцлером, в некоторых (например, в Латвии) – Президентом министров и т.д.

Отраслевыми органами исполнительной власти являются министерства и ведомства и аналогичные им структуры, возглавляемые, как правило, единолично министрами – членами правительства или главами других ведомств.

К исполнительной ветви власти обычно относят и Главу государства (монарха или президента). В ряде стран – США, Бразилии, Аргентине и некоторых других (как правило, речь идет о президентских республиках) – президент лично возглавляет исполнительную власть, а правительство в этих странах отсутствует. В других странах, как, например, во Франции, являющейся парламентской республикой, президент делит исполнительную власть с правительством.

Глава государства, кроме всего прочего, осуществляет представительские функции как внутри страны, так и на международной арене. Например, осуществляя данные функции внутри страны, Глава государства от имени государства награждает государственными наградами, присваивает почетные звания. На международной арене Глава государства аккредитует при себе послов иностранных государств, назначает послов в иностранные государства, ведет международные переговоры. В рамках системы сдержек и противовесов Глава государства подписывает или утверждает законы, принятые парламентом, может при этом использовать право вето, т.е. право неподписания или неутверждения закона; в ряде стран он вправе распустить парламент или его нижнюю палату, назначив новые выборы. Зачастую, с согласия парламента Глава государства назначает высших должностных лиц государства, является Главнокомандующим Вооруженными Силами.

В Российской Федерации центральным органом исполнительной власти является Правительство Российской Федерации, возглавляемое Председателем Правительства, который назначается на должность Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, однако отправить его в отставку правомочен только Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации может отправить Правительство Российской Федерации в отставку и по собственной инициативе. Кроме того, Президент Российской Федерации может председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, осуществляет представительские функции, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, имеет право вето, может распустить в определенных ситуациях Государственную Думу с назначением новых выборов.

Судебную власть или правосудие, осуществляют суды. При их посредстве разрешаются юридические дела и споры, вытекающие из гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых отношений.

В большинстве развитых стран суды являются элементом системы сдержек и противовесов, осуществляют конституционный контроль и могут признать несоответствующими конституции того или иного государства, а, следовательно, недействующими нормативные правовые акты, как парламента, так и главы государства и правительства. Органы судебной власти формируются, как правило, совместно органами законодательной и исполнительной властей.

Элементами судебной системы Российской Федерации являются Конституционный суд Российской Федерации в качестве органа конституционного правосудия, суды общей юрисдикции, разрешающие все уголовные дела и часть гражданских и административных дел, возглавляемые Верховным судом Российской Федерации, и арбитражные суды, разрешающие гражданские и административные дела в хозяйственной сфере, возглавляемые высшим Арбитражным судом Российской Федерации, мировые судьи, уставные суды субъектов Российской Федерации.

Отдельного внимания заслуживают правоохранительные органы, такие как прокуратура, милиция, полиция, различные службы безопасности, армия, разведка и т.п. Так, прокуратура, в большинстве государств призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. Деятельность других правоохранительных органов также жестко регламентирована.

Помимо органов государственной власти в большинстве развитых государств в настоящее время формируются и функционируют органы местного самоуправления (М/м лекция № 5.2, слайд № 21) , не входящие в систему органов государственной власти.

Местным самоуправлением признается самостоятельная и под свою ответственность деятельность местных сообществ, направленная на реализацию вопросов местного значения.

Основными признаками местного самоуправления являются следую­щие (М/м лекция № 5.2, слайд № 23) :

1) Принадлежность публичной власти населению соответствующей территории;

2) Самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни данного региона;

3) Отсутствие органов, назначаемых извне, государственной или иной властью;

4) Наличие определенных прав, установленных Конституцией страны или иным законом;

5) Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственно­стью.

В ст. З Европейской хартии местного самоуправления записано:

"Под местным самоуправлением понимается право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона и под свою ответственность и на благо населения значительной частью об­щественных дел" (М/м лекция № 5.2, слайд № 22) .

Местное самоуправление, как правило, осуществляется в городских, сельских поселениях, других территориях и в районах. Районное звено – верхний уровень местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муници­пальной собственностью, формируют, утверждают и пополняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану об­щественного порядка, принимают нормативные акты, регулирующие дея­тельность муниципальных предприятий, муниципальных служащих, граж­дан, решают вопросы местного значения.

Государство гарантирует независимость местного самоуправления, на­рушение прав которого со стороны государственных органов может быть за­щищено в судебном порядке. Местное самоуправление также имеет право на компенсацию дополнительных расходов, полученных в результате исполне­ния решений, принятых органами государственной власти.

Местное самоуправление имеет и некоторые черты, свойственные публичной власти (М/м лекция № 5.2, слайд № 24) . К ним относятся:

I) как и государство, местное самоуправление свя­зано с населением, проживающим на определенной территории;

2) органы местного самоуправления по аналогии с государственными органами имеют право устанавливать и взимать местные налоги, формировать местный бюд­жет и расходовать его по своему усмотрению;

3) полномочия местного само­управления, как и государства, включают в себя экономические, жилищные, социально-бытовые вопросы, а также вопросы культуры, образования, меди­цинского обслуживания населения;

4) работники органов местного само­управления являются муниципальными служащими, выполняют свои обя­занности на профессиональной основе и за вознаграждение, на них, как и на государственных служащих, распространяется законодательство о труде, пенсионном обеспечении и т.д.:

5) местное самоуправление непосредственно взаимодействует с государственными органами в решении не только мест­ных, а и государственных вопросов на своей территории, выполняя при этом поручения государственных органов и действуя от их имени.

Однако данные черты не являются главными. Основным принципом, характеризующим местное самоуправление как институт гражданского об­щества, является его независимость от государства, а точнее - его негосудар­ственность. Местное самоуправление является самостоятельным социально-правовым институтом, действующим наряду с другими общественными фор­мированиями, образующими гражданское общество.

В Российской Федерации органы местного самоуправления пришли на смену местным органам исполнительной власти. В Кемеровской области органы местного самоуправления сформированы, в основном, на уровне районного, городского звена. Хотя в период становления системы местного самоуправления в ряде районов области органы местного самоуправления функционировали и на уровне сельских советов как административно-территориальных единиц.

9. Принципы организации и деятельности государственных органов (М/м лекция № 5.2, слайд № 20) .

Государственный аппарат в своей организации и деятельности должен отвечать соответствующим требованиям, которые могут быть охарактеризо­ваны как принципы. К их числу относятся конституционность и законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и профессиональная этика, демократизм, гласность и публичность, оптимальность организации государственного аппарата, иерархичность построения и субординация в деятельности госаппарата, научность, эффективность, честность, порядочность, сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначаемости.

Принцип конституционности и законности означает, что организация и деятельность государственного аппарата должна основываться на Конститу­ции и других законах страны. С этой целью в государственном аппарате должен существовать механизм недопущения и пресечения незаконных действий отдельных органов и должностных лиц, а также право граждан оспаривать в судебном порядке законность их актов и действий.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина выражается в том, что государственные чиновники обязаны соблюдать и уважать права человека и гражданина, всемерно способствовать их реализации.

Принцип профессионализма выражается в том, что должности в госу­дарственном аппарате могут занимать только лица, имеющие соответствую­щее образование, опыт работы, принимать грамотные и оптимальные реше­ния, соответствующие реальному положению дел и поставленным целям.

Демократизм означает тесную связь государственного аппарата с наро­дом, учет мнения населения в управленческой деятельности и соответствие ее интересам масс, формирование основных органов государственной власти непосредственно народом на основе демократической избирательной систе­мы, контроль населения за деятельностью государственных органов.

Важным принципом деятельности государственного аппарата является гласность и публичность. Не должно быть секретных, скрытых от народа ор­ганов, осуществляющих государственную власть. Функции и характер дея­тельности органов государственной власти должны быть известны населе­нию и подконтрольны представительным органам, избираемым населением. Должен быть обеспечен доступ граждан к информации, имеющейся в орга­нах об этих гражданах, о принимаемых в отношении них решениях, возмож­ность обжалования этих решений в судебные органы.

Принцип научности в деятельности государственного аппарата харак­теризуется тем, что его структура, организация деятельности, распределение функций, объем прав. взаимодействие между отдельными органами как по вертикали, так и по горизонтали должны быть научно обоснованы. Науч­ность в организации и деятельности должна быть не разовым, единовремен­ным явлением, а постоянным фактором, поскольку направленность и содер­жание деятельности государственного аппарата, его отдельных органов под­вержены постоянным изменениям в результате возникновения одних, отми­рания или уменьшения значения других социальных процессов.

Принцип эффективности выражается в результативности, то есть в дос­тижении целей, поставленных перед государственным аппаратом, в решении задач с наименьшими затратами времени, финансовых, материальных и иных ресурсов.

Реализация этого принципа тесно связана с научностью организации и деятельности, которая предполагает их оптимальность. Одновременно она включает в себя определенную активность работников государственного ап­парата, их личную организованность и отдачу в работе, интенсивность труда. Без этих составляющих невозможна успешная реализация принципа эффек­тивности деятельности государственного аппарата.

Принцип честности, порядочности, соблюдение интересов страны от­носится к должностным лицам и, в первую очередь, наделенным властными государственными полномочиями. Как известно, без честных чиновников никакое государство не может нормально функционировать. Порядочность и честность работников государственного аппарата является основой порядоч­ности и честности граждан и всего общества.

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия предполагает коллективное обсуждение вопросов даже в случае индивидуального принятия решений тем или иным должностным лицом и, соответственно, индивидуальную ответственность за их реализацию.

Принцип сочетания выборности и назначаемости выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении.

Принцип иерархичности заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни, в силу чего одни органы подчинены другим, а решения вышестоящих органов обязательны для органов нижестоящих.

Таким образом, практически все из перечисленных принципов имеют важное, если не сказать решающее значение для эффективного функционирования государственного аппарата, в том числе и для государственного аппарата Российской Федерации.

Основные признаки государственной власти:
  • публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • легитимность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основана на законах.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
  • установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
  • установление ;
  • внешняя политика и международные отношения России;
  • оборона и безопасность страны;
  • судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К ним, например, относятся:
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы природопользования;
  • , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

Органы государственной власти

Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных органов:
  • органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
  • каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
  • финансируется из федерального бюджета;
  • в своей деятельности отражают задачи и .
Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:
  • принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
  • принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
  • принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

Виды органов государства:

Основные виды органов власти:
  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы гос.власти;
  • судебные органы гос.власти.

Глава государства

Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.

Федеральное собрание

Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.

Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Процедура принятия федеральных законов

Проект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.

Все страны, существующие на сегодняшний день, представляют собой сложные политико-правовые организации, основой которых является население и юридическая система. Но, как мы понимаем, так было далеко не всегда. Изначально вместо государств существовали небольшие социальные формации, объединяющие малое количество людей.

Необходимость создания стран появился в момент разрастания племенных общин. При этом эволюция такого рода происходила не моментально. Ведь государство существенно отличается от племени и иных подобных структур. Во-первых, оно объединяет огромные массы людей, во-вторых, реализует универсальные методы регулирования.

Большую роль в деятельности страны играют государственные органы. Эти ведомства имеют собственную иерархию и систему, что в разы облегчает процесс координации обществом. Следует отметить, что именно органы власти являются основными субъектами реализации функций той или иной страны. В Российской Федерации также есть собственная система государственных ведомств. Она выстроена в соответствии со всеми международными и демократическими тенденциями современности.

Орган власти. Понятие

На протяжении большого количества времени ученые выдвигали различные трактовки, которые описывали те или иные ведомства страны. РФ на сегодняшний день представляют собой учреждения, которые реализуют определенные правовые институты.

В большинстве случаев подобные ведомства отвечают за фактический контроль населения той или иной страны. Но существуют государственные органы со специфическими функциями и задачами. Если мы говорим конкретно о Российской Федерации, то примером подобных структур является прокуратура, полиция, ФСБ и т. п. Главная задача таких органов - защита государства и его населения.

Система органов власти

Государственные органы РФ входят в единую систему, обусловленную во многом функциями страны. Подобного рода структура отвечает за существование ведомств той или иной направленности. Основную роль в процессе построения системы играют, прежде всего, конкретные функциональные задачи. К примеру, для обеспечения безопасности в государстве существует структура силовых ведомств. Иными словами, каждый сектор человеческой деятельности «перекрывается» определенными органами. Данная система играет ключевую роль в процессе изучения Она позволяет упорядочить рассмотрение тех или иных ведомств.

Принципы системы органов власти

Любого рода юридические явления имеют определенные основы деятельности. Государственные органы не выступают исключением. Они также имеют определенные принципы функционирования. При этом основополагающие идеи касаются всех без исключения ведомств, существующих на сегодняшний день. Ученые выделяют три основных принципа деятельности всей системы государственных органов:

  1. Единство системы говорит о том, что деятельность власти напрямую зависит от воли народа. Этот принцип закреплен в основном акте, Конституции Российской Федерации. Положение единства также содержит сведения о том, что многонациональный народ России непосредственно реализует свою волю через систему органов власти.
  2. Демократизм всех общественных отношений во многом обуславливает функционирование большинства ведомств. Согласно данному принципу, деятельность органов должна быть максимально прозрачной. Помимо этого, демократизм говорит о превалировании человека и его жизни как основных ценностей. Наглядным проявлением принципа, безусловно, является подотчетность и подконтрольность органов власти и конкретных должностных лиц.
  3. Поистине ключевым можно назвать принцип разделения властей. Он обуславливает существование трех ветвей государственного регулирования: судебной, исполнительной и законодательной. На основе этого принципа полномочия органов разделяются.

Виды органов в РФ

Учитывая тот факт, что государственный орган - это структура, реализующая определенные функции государства в конкретных секторах деятельности, можно произвести классификацию различных органов. На сегодняшний день выделяют множество видов различных ведомств. Классификация производится на основе различных факторов. Теоретики выделяют несколько основных видовых групп:

  1. Если мы говорим о месте в структуре иерархии всех ведомств, то существуют органы высшие, центральные и территориальные.
  2. Классификация производится по факту формирования личного состава тех или иных систем. В соответствии с этим выделяют избирательные органы власти и назначаемые.
  3. Согласно кадровому составу органы могут быть коллективными и единоличными, например, Президент Российской Федерации.
  4. Тот факт, что Россия является федерацией, обуславливает наличие общенациональных, федеральных органов и региональных. Последний вид относится исключительно к субъектам РФ.

Конечно, ключевая классификация производится на основе принципа разделения властей. Согласно ему все без исключения государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные. Стоит отметить, что принадлежность к конкретной ветви во многом обуславливает полномочия ведомства.

Законодательные органы власти

После череды реформационных волн в Европе, которые происходили в период с 16-го по 19-й век, основой построения любого государства стал принцип парламентаризма.

Согласно ему в любой стране должен существовать специальный коллективный орган, деятельность которого будет реализовываться людьми, выбранными непосредственно населением. Поэтому во всех современных странах существуют парламенты. Российская Федерация в данном случае не является исключением. Парламент РФ - это высший федеральный орган законодательной власти. Он состоит из двух палат: Совета Федерации и При этом законодательная власть представляет собой целую структуру. Помимо центрального органа своеобразные парламенты существуют на уровне субъектов федерации.

Исполнительные ведомства

Федеральные государственные органы исполнительной ветви представляют собой систему независимых и самостоятельных структур, осуществляющих публичную власть. По сути, данные ведомства фактически реализуют основные функции страны. Если законодательная власть выдает основополагающие нормативные акты, являющиеся фундаментом юридической системы, то исполнительная приводит подобные документы, точнее, их положения, в действие.

Следует отметить, что полномочия государственного органа исполнительной направленности в каждом отдельном случае достаточно широкие. Ведь подобные ведомства наделены правом применять властное веление, принуждение в процессе реализации положений тех или иных нормативных актов для их более эффективного влияния на общество.

В Российской Федерации исполнительная власть является обширным и функциональным явлением. Поэтому все органы, относящиеся к этой ветви, характеризуются целым рядом определенных особенностей.

Признаки исполнительных органов

Реализация положений нормативных актов изначально является специфической деятельностью. Поэтому органы, непосредственно её осуществляющие, характеризуются некоторыми признаками, например:

  • они являются практическими проводниками государственной политики;
  • в своей работе исполнительные ведомства полностью независимы и самостоятельны;
  • они обладают целым пакетом прав и материальных ресурсов;
  • основами функционирования являются законность и демократизм.

При этом деятельность государственных ветви высокоорганизованна. Она производится в соответствии с уставами, положениями и иными ведомственными нормативными актами. Такой подход обеспечивает, во-первых, эффективность деятельности, во-вторых, её оперативность.

Виды исполнительных органов

Как уже указывалось ранее, парламент является высшим законодательным органом. От него происходит разветвление всей системы одноименной ветви власти. Центральным исполнительным государственным органом является Правительство Российской Федерации. В своей деятельности это главное ведомство контролирует и координирует функционирование более мелких структур. Например, в правительство входят министры, которые являются главами министерств. Помимо них на федеральном уровне исполнительной власти существуют федеральные службы и министерства.

Имеется и локальный уровень деятельности ведомств представленной ветви. Государственные органы Российской Федерации, относящиеся к территориальному уровню исполнительной власти, представлены комитетами, департаментами и главными управлениями.

Судебные ветвь и относящиеся к ней ведомства

Это ведомство, уполномоченное на реализацию правосудия в Российской Федерации. Это одно из основных полномочий подобных структур. При этом стоит отметить специфику их системы. Ключевая особенность в том, что не существует деления судебных органов на общефедеральные и локальные. Вся система является строго централизованной. Это во многом облегчает осуществление правосудия и, конечно же, обеспечивает право каждого гражданина на защиту собственных прав.

В систему входят инстанции общей юрисдикции, арбитражи и органы конституционной юрисдикции.

Заключение

Итак, мы рассмотрели федеральные государственные органы Российской Федерации, которые принадлежат к той или иной ветви власти. В заключение нужно отметить, что все представленные ведомства эффективно реализуют свои функции с момента обретения Российской Федерацией независимости. При этом с каждым этапом развития государственные органы все больше модернизируют свою деятельность и принципы её осуществления. Будем надеяться, что данная тенденция не исчезнет в скором времени.



Просмотров