Diss монополистические действия и ограничение конкуренции pdf. Каким образом органы ФАС регулируют монополистические действия и ограничивают конкуренцию? Отграничение от смежных преступлений

Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК). Закон предусматривает ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

В данной статье указываются две группы квалифицирующих признаков. Первая: совершение деяния неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Вторая: совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.

Статья 178 является новой, но тем не менее в ней с определенными изменениями воспроизводятся положения ст. 154 3 УК РСФСР. В ст. 178 УК РФ незаконные действия, связанные с установлением цен, рассматриваются лишь как способ совершения монополистических действий, а не как целостная характеристика объективной стороны преступления, включающая различные способы его совершения. В ней изменен перечень способов совершения преступления. Дана иная характеристика квалифицирующих обстоятельств. Устранена специальная ответственность только за неисполнение законных предписаний антимонопольных органов, предусматривавшаяся ст. 175 1 УК РСФСР.

В ст. 178 даны признаки нескольких составов преступления, которые разграничиваются: а) по способу совершения монополистических действий и ограничения конкуренции; б) по квалифицирующим признакам двух степеней тяжести.

Цель статьи - уголовно-правовая охрана порядка и правил эффективного функционирования товарного рынка, предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, препятствующих осуществлению своих прав и возможностей иными хозяйствующими субъектами, а также охрана прав и интересов отдельных граждан и государства, не выступающих в качестве хозяйствующих субъектов.

Социально-поведенчески монополистические действия и ограничение конкуренции представляют собой различные способы незаконного экономического и внеэкономического воздействия на более слабого или временно находящегося в затруднительной ситуации участника рынка.

Монополистические действия (в соответствии со ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 г. и 25 мая 1995 г.) * , составляя содержание монополистической деятельности, определяются как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

* Ведомости РСФСР. 1991.-№ 16. Ст. 499; 1992. № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977.

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Монопольно высокой ценой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена согласно названному Закону - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счёт продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка * .

* Решением Министерства экономики РФ установлены минимальные цены, в частности, на алкогольную продукцию крепостью выше 28 (33,6 руб за 1 л) при оптовой продаже; 36,5 руб. за 1л - при розничной // Российская газета. 1998. 19 апр.

Доминирующим положением на рынке является исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия, обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего, субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

К занимающим доминирующее положение на рынке в соответствии с положениями Закона о конкуренции субъект может быть отнесен путем включения в реестр предприятий-монополистов. Доминирующее положение при наличии нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара признается, если данная группа в совокупности имеет долю на рынке определенного товара более 35%.

Ограничение конкуренции рассматривается как вид монополистической деятельности, которая осуществляется путем принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также соглашений хозяйствующих субъектов между собой.

Однако действия хозяйствующего субъекта, формально образующие монополистическую деятельность, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для товарного рынка (п. 2 ст. 5 Закона о конкуренции).

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" * устанавливает особый порядок отношений с участием субъектов естественных монополий, под которыми понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, т. е. такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, .не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

* СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

Закон устанавливает следующие сферы деятельности субъектов естественных монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Объективная сторона включает действия различного содержания, которые могут совершаться также с квалифицирующими признаками.

К содержанию Уголовное право России


Смотрите также:

преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные ст. 178 УК РФ и представляющие собой 1) монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно 2) ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (ч.

1 ст. 178 УК РФ). Объективная сторона монополистических действий путем установления монопольных цен включает: принятие решения о размере цены, объявление цены и (или) ее предложение покупателям (как конечным, так и посредникам), распространение установленной цены в пределах, определяемых доминирующим положением на рынке, реальное применение данной цены на рынке без каких-либо скидок или льгот, устраняющих ее монопольно незаконный характер, а также наличие доминирующего положения на рынке. Наступления преступных последствий не требуется. Состав преступления - формальный. Монополистические действия в соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. с изменениями и дополнениями (см. Ведомости РСФСР. 1991. ¦ 16. Ст. 499; 1992. ¦ 32. Ст. 1882; ¦ 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. ¦ 22. Ст. 1977) составляют содержание монополистической деятельности, которая определяется как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или \"устранение конкуренции. Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. Под монопольно высокой ценой понимается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена согласно названному закону - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. Под доминирующим положением на рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяющих товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение указанной величины его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступ по территориальному принципу (критерию), по ассортименту реализуемых товаров, либо по кругу продавцов и покупателей (заказчиков); б) последствия в виде состоявшегося раздела рынка, выражающиеся в ус-тановлении господства определенного субъекта, доля которого превышает 35% товаров, и устранении либо подчинении конкурентов; в) причинную связь между действиями субъектов и состоянием рынка, которое выражается в его разделенности (разделе). Соглашения и согласованные действия, направленные на раздел рынка, могут состоять в создании дискриминирующих условий для вытесняемого с рынка хозяйствующего субъекта, запрещении создания новых хозяйствующих субъектов, вытеснении отдельных групп покупателей товаров либо потребителей услуг, распространении видов товаров (услуг) между участниками соглашения и т. п.Ограничение доступа на рынок включает действия по физическому воспрепятствованию деятельности конкурентов на рынке, введению необоснованных запретов, созданию неблагоприятного режима деятельности, проведению необоснованных проверок, ограничению свободы передвижения товаров и услуг, принудительной скупке товаров как юридическими лицами, так и государственными органами. Наступления преступных последствий не требуется.Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности включает действия, аналогичные ограничению доступа на рынок, последствия в виде прекращения или приостановления деятельности других субъектов на рынке и причинную связь между действиями и последствиями. Эти действия могут также состоять в распространении ложных сведений о товарах либо продавцах, использовании иных форм недобросовестной конкуренции (ст. 10 названного Закона о конкуренции). Установление единых цен включает соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами и иными органами по определению и предложению одинаковых цен на конкретные группы товаров или услуг. Поддержание единых цен представляет собой действия по обеспечению соблюдения единых цен хозяйствующими субъектами, созданию условий по реализации указанных цен в отношениях с потребителями путем ограничения товаров на рынке, использования ложной или иной незаконной рекламы и проч. Преступление совершается с прямым умыслом и целью незаконного воздействия на конкурентов. Субъект преступления - физическое лицо, управомоченное принимать решения, либо любое физическое лицо, действующее от имени хозяйствующего субъекта или государственного органа в качестве соответственно руководителя, должностного или иным образом управомоченного лица. Вменяемость и достижение возраста уголовной ответственности обязательны. Более строгая ответственность следует за деяние, если оно совершено неоднократно, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, а также с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения (при отсутствии признаков вымогательства),

Еще по теме МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ:

  1. Возможность заключения соглашений о неконкурировании и соглашений об эксклюзивности еогласно новому закону о конкуренции
  2. Конкуренция и рынок. Антимонопольное законодательство
  3. ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ - см. "Монополистические действия и ограничение конкуренции".
  4. 2.1. Особенности правового регулирования защиты конкуренции в Германии
  5. §2. Место антимонопольных ограничений в системе норм права
  6. §3. Состав и основные характеристики нормативных правовых актов и международных договоров, содержащих антимонопольные ограничения

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -

Исходя из смысла действующего законодательства (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), под монополистической деятельностью необходимо понимать злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков.

Таким образом, монополистическая деятельность является правонарушением, т.е. противоправным, виновным действием (бездействием) правонарушителя, причиняющим вред и влекущим применение мер юридической ответственности.

Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства. Бездействие является правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц - права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

Как и любое правонарушение, монополистическая деятельность имеет в своем составе: объект; объективную сторону; субъект; субъективную сторону.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Закона о защите конкуренции целями реализации антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Государство стремиться гарантировать как само осуществление конкуренции, так и ее качественные характеристики. Все это и составляет основу правопорядка в сфере конкуренции, на который посягает монополистическая деятельность. Поэтому такой конкурентный правопорядок следует считать объектом монополистической деятельности .

Объективную сторону правонарушения обычно состав­ляют:

1)противоправность поведения субъекта;

2)вредные последствия;

3)причинная связь между первыми двумя элементами.
Монополистическая деятельность - это деяние, то есть

выраженное в форме действия или бездействия поведение на рынке хозяйствующего субъекта или властного органа. Действия и бездействие имеют вполне самостоятельную и определенную цель. В частности, она может выражаться в стремлении установить монопольно высокие (низкие) цены или отказаться от заключения договора с конкретными по­купателями (заказчиками).

Но монополистическая деятельность может иметь место и в форме бездействия (например, оно может быть связано с нежеланием субъекта ликвидировать искусственно создан­ные препятствия, ущемляющие интересы других предпри­нимателей на данном рынке товаров)

Другим элементом состава правонарушения является его вредоностность (вред, убытки). Монополистическая деятельность, нарушающая требования антимонопольного законодательства, наносит вред отношениям в сфере добросовестной конкуренции.

субъектами монополистической деятельности являются:

· хозяйствующий субъект ;

· группа лиц;

К хозяйствующим субъектам согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции относятся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Группой лиц в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции признается:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Монополистическая деятельность как правонарушение преследуется по закону. К субъектам, осуществляющим монополистическую деятельность, применяются предусмотренные Законом о защите конкуренции меры государственного принуждения (санкции).

Итак, резюмирую все вышесказанное можно дать следующее доктринальное определение монополистической деятельности.

Монополистическая деятельность- это противоречащие антимонопольному законодательству умышленное деяние (действия или бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Разновидностью монополистических действий является злоупотребление доминирующим положением. Помимо этого, существует монополистическая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления (например, предоставление льгот и преимуществ одним предпринимателям и в создании административных и прочих барьеров - другим).

Особым видом монополистических действий являются соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, которые направлены на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров; ограничение доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам; отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

И.А. Смагина выделяет следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от целей злоупотребления могут проявляться в виде:

Изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

Навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включения в договор дискриминирующих условий;

Создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

Создания условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

Нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования;

Установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

Сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

Необоснованного отказа от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

В исключительных случаях указанные действия могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка;

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:

Соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Эти соглашения или согласованные действия могут быть направлены, например, на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

Соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком). Форма соглашений названным Законом не установлена, следовательно, они могут заключаться в письменном виде путем составления одного или нескольких документов; через устные договоренности на форумах, совещаниях; путем скоординированных и строго направленных действий, целью которых является ограничение конкуренции. Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

2. В зависимости от числа участников монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления делится на следующие разновидности:

1) индивидуальную монополистическую деятельность, которая проявляется в форме издания актов или осуществление действий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на:

Ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов;

Создание дискриминирующих условий деятельности для отдельных субъектов;

Создание благоприятствующих условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара;

Введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством РФ;

Необоснованное создание препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

Установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иное ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

Выдачу хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

Создание необоснованных препятствий для создания новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности и др.;

2) коллективная, осуществляемая в форме соглашений (согласованных действий). Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Целями подобных запрещаемых соглашений могут быть поддержание, повышение или снижение цен; раздел рынка; ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»определяет монополистическую деятельность как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов (российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели) или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Уголовный закон, конкретизируя это положение, предусматривает ответственность в ст. 178 УК за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а также за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Ответственность повышается при совершении этих деяний неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч.2 ст. 178); особо отягчает ответственность применение в этих случаях физического насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества или угроз совершения этих действий (ч. 3 ст. 178).

Таким образом, объективная сторона преступления, именуемого «монополистические действия и ограничение конкуренции», может быть выражена в разнообразных действиях (бездействии) субъектов, каждое из которых требует самостоятельного анализа. Характерно, что во всех случаях преступление будет оконченным с момента совершения деяния независимо от того, какие последствия это деяние вызвало * .

* С моей точки зрения, ст. 178 УК содержит описание не двух составов преступлений - монополистические действия и ограничение конкуренции (См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. С. 184-187), а одного с альтернативными признаками, характеризующими объективную сторону преступления. Монополистические действия в виде установления монопольно высоких или низких цен - это тоже ограничение конкуренции, тогда как раздел рынка, ограничение доступа на рынок и т.д. - это монополистическая деятельность.

Установление монопольно высоких или монопольно низких цен осуществляется хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке определенных товаров (работ, услуг). Доминирующим признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких субъектов на рынке товара (работ, услуг), не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (работ, услуг) на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (работ, услуг) составляет 65% и более. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (работ, услуг) составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (работ, услуг) не превышает 35%.

Под рынком, о котором говорится в данной статье, скорее всего, понимается товарный рынок, т.е. «сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами» (ст. 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в ред. Федерального закона РФ от 21 апреля 1995 г.).

В этом же Законе содержатся определения монопольно высокой и монопольно низкой цен. Соответственно, монопольно высокой ценой считается цена товара (работы, услуги), устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных платежей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкой считается цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара (работ, услуг), результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка * .

* Методика выявления монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, изложена во Временных методических рекомендациях по выявлению монопольных цен, принятых Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур 21 апреля 1994 г. // ЭиЖ. 1994, № 23.

Эти сложные определения описывают в общем-то достаточно понятное и простое явление. По установленному порядку хозяйствующие субъекты должны реализовывать свою продукцию по свободным (рыночным) ценам, кроме продукции, цены на которую регулируются постановлениями Правительства РФ. Оптовые и отпускные цены и тарифы устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно или на договорной основе, исходя из сложившегося соотношения спроса и предложения (коньюктуры рынка). Поэтому установление монопольно высоких или низких цен - это повышение или поддержание свободных оптовых, отпускных или розничных цен на уровне, который не определяется действием объективных факторов, связанных с себестоимостью продукции, качеством товаров и коньюнкгурой рынка, а является результатом злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке * .

* См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. С.203.

Монопольно высокие или монопольно низкие цены могут быть установлены одним хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, или по сговору несколькими хозяйствующими субъектами.

Законодатель особо выделяет такие виды монополистической деятельности, направленные на ограничение конкуренции, как раздел рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает соглашения и вытекающие из них или совершаемые без особого соглашения согласованные действия конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара (работ, услуг) более 35 %, направленные на раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров (работ, услуг) либо по кругу продавцов или их покупателей (заказчиков). Равным образом запрещаются подобного рода соглашения (согласованные действия) органа власти или управления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом. Если в результате этих действий будет осуществлен реальный раздел рынка, наступает ответственность по ст. 178 УК.

Ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности может выражаться в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований. Это может быть введение необоснованных запретов на продажу (покупку, обмен) товара из одного региона в другой, создание неблагоприятного режима деятельности, непредоставление места для торговли, воспрепятствование перевозке, размещению или хранению товаров, принудительная скупка товаров у хозяйствующих субъектов, проведение необоснованных проверок, запрет на производство определенным хозяйствующим субъектам определенных товаров (работ, услуг), уничтожение или повреждение товаров, физическое или психическое воздействие и т.д * .

* См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 166; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В. М. Лебедева. С.186-187.

Установление единых высоких или низких цен достигается в результате соглашения (согласованных действий) конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение на рынке определенного товара (работ, услуг).

Все названные выше действия совершаются умышленно. Виновные лица сознают, что устанавливают монопольно высокие или низкие цены, осуществляют раздел рынка, ограничивают на него доступ или вообще устраняют с него конкурента, устанавливают или поддерживают единые цены и желают совершения этих действий. Целями совершения данных действий может быть не только непосредственное извлечение более высокой прибыли, но и недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Субъектами монополистической деятельности и ограничения конкуренции могут быть руководители коммерческих и некоммерческих организаций, занимающиеся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые могут действовать в сговоре с хозяйствующими субъектами или самостоятельно. Должностным лицам, в частности, запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан. Запрещаются соглашения (согласованные действия) органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с другими органами исполнительной власти и местного самоуправления либо с хозяйствующими субъектами, направленные на повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), раздел рынка, ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов (ст. 7 и 8 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности...»).

При подобной деятельности должностных лиц возникает конкуренция нескольких уголовно-правовых норм: ст. 169 (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), ст. 178 (монополистические действия и ограничение конкуренции) и ст.285 (или ст.286) - злоупотребление должностными полномочиями (превышение должностных полномочий). В этом случае специальной нормой по отношению к воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности выступает ст. 178 УК, поэтому, если злоупотребление полномочиями должностного лица, связанное с ограничением самостоятельности или иным незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность, выражалось в совершении действий, предусмотренных ст. 178 УК I как ограничением конкуренции, содеянное квалифицируется по соответствующей части ст. 178 УК в совокупности со ст. 285 (286) УК. Последнее, на мой взгляд, необходимо, чтобы отразить в квалификации, что монополистические действия и ограничения конкуренции совершились именно должностным лицом с использованием служебных полномочий * .

* Иное мнение у Н.А. Лопашенко: «В том случае, когда должностное лицо по договоренности и в интересах конкретного индивидуального предпринимателя или коммерчески организации препятствует доступу на рынок новым хозяйствующим субъектам того же профиля, отказывает им в регистрации или лицензировании, оно совершает Преступление, предусмотренное ст. 169 и 178 УК» (См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система... С.241).

Среди участников организованной группы, совершающей деяния, предусмотренные ст. 178 УК, могут быть и лица, не отвечающие названным выше признакам специального субъекта данного преступления. Они, в частности, могут совершать действия, предусмотренные ч.3 этой статьи (насилие, угрозы, уничтожение и повреждение имущества).

Неоднократность как квалифицирующее обстоятельство по ч.2 ст. 178 УК может выражаться в совершении любого из названных в статье деяний не менее двух раз (например, установление монопольно высоких цен на разные товары (работы, услуги) или единых цен на один и тот же товар дважды либо одновременно на два и более разных видов товаров (работ, услуг). Неоднократность признается и при совершении монополистических действий и ограничении конкуренции лицом, ранее судимым за такое же преступление.

Особо квалифицированным видом данного преступления является совершение деяний, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 178 УК, с применением насилия или с угрозой применения насилия, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества при отсутствии признаков вымогательства (ч.3 ст. 178). В этих случаях совершается посягательство не только на установленный порядок осуществления экономической деятельности, но и на личность или на собственность.

Диспозицией ч.3 ст. 178 УК охватывается нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вызвавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, уничтожение или повреждение чужого имущества любым способом и в любом размере. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, а также убийство требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.

Потерпевшими от этих насильственных действий, угроз, уничтожения и повреждения имущества могут быть не только конкурирующие предприниматели и руководители организаций - хозяйствующих субъектов, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, но и члены их семей, а также любые близкие им лица. Насилие и угрозы, применяемые ко всем этим лицам, в данном случае должны быть связаны с достижением целей ограничения конкуренции в тех ее разновидностях, которые указаны в ч.1 ст.178 УК.

Оговорка «при отсутствии признаков вымогательства» вызвана тем, чад вымогательство (ст. 163 УК), являясь преступлением против собственности, может заключаться не только в требовании передать имущество или право на имущество, но и совершить действие имущественного характера. При этом вымогательство сопровождается теми же угрозами, насилием и уничтожением либо повреждением имущества, о которых говорится в ч. 3 ст. 178 УК. Таким образом, в отличие от вымогательства монополистические действия и ограничение конкуренции с применением насилия или угроз будут иметь место, когда эти угрозы или насилие не связаны с требованием совершить действие имущественного характера * .

* Ошибочным является мнение о возможности идеальной совокупности преступлений, предусмотренных ст. 163 и 178 УК (См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Том первый/ Под ред. П.Н. Панченко. С. 494). Если имело место вымогательство, ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции исключаются.

Так, одной из них является чрезмерная монополизированность рынка. К сожалению, это достаточно частое явление.

Компании и индивидуальные предприниматели не хотят делить прибыль с конкурентами, именно поэтому они стараются всячески мешать появлению других лиц.

Конечно, это мешает развиваться не только рынку, но и государственной экономике в целом.

Государство теряет возможность повышать спрос, выходить на мировые рынки и так далее, что говорить уже о простых гражданах, которые лишаются рабочих мест и возможности выбора.

Именно поэтому уголовный кодекс не так давно обзавелся статьей, которая регулирует монополистические действия и конкуренцию на российском рынке.

Давайте попробуем рассмотреть все аспекты этой сложной статьи и выявить все основные плюсы и минусы ее нахождения в кодексе.

Понятие

Что такое монополия. В первую очередь это привилегированное положение одного товара или же услуги. То есть, организация, предоставляющая гражданам подобную услугу создает все условия для того, чтобы образование конкуренции свелось к нулю.

Сегодня в России очень много монополизированных мероприятии, которые господствуют на рынке и всячески стремиться вытеснять новичков и пока это у них неплохо получается.

Монополистические действия

Действия не являются монополистическими, если они противоречат канонам, которые признают действия монополистическими.

Однако, по заявлению главы правительства, совсем скоро подобное поведение будет пресечено самым, что не есть коварным способом.

Теперь поговорим о конкуренции.

Конкуренция

Под конкуренцией понимается многообразие товаров и услуг, а значит, широкий выбор для пользователя.

Конкурентоспособный рынок – залог хорошей экономики.

Проявляется это в том, что граждане распространяют свою покупательскую способность в разные сферы, разным организациям, а это, несомненно, обеспечивает весомый приток налогов .

Недопущение

Недопущение конкуренции понятие достаточно неправильное, но к сожалению, часто встречающееся.

Предприятия монополисты всячески вставляют палки в колеса новичкам и не дают развиваться.

Тем самым они лишают покупателей право выбирать среди разнообразия товаров и собственно, в какой то степени приносят убытки нашему государству.

Устранение

Как устранить конкуренцию? Вопрос достаточно несложный, особенно если вы глава крупного предприятия, страшно нежелающего иметь соперника. Наверняка можно придумать разные способы.

Это может быть запрет сотрудничества с другими поставщиками или же информационная война и другие способы давления.

К сожалению, многие монополисты лучше всего усвоили тот факт, что давить начавший развивающийся бизнес нужно еще в самом зачатке.

Именно поэтому необходимо сделать все для того, чтобы ваш бизнес продержался на плаву хоть какое-то время.

Ограничение

Ограничения конкуренции делаются самим государством. Такие виды производимых вещей как военная техника и многие другие виды оружия или же оборудования не должны стать всеобщим достоянием.

Их должны производить в строго ограниченных количествах и строго ограниченные предприятия. Только в этом случае внутри государства не будет хаоса.

Со стороны спроса

Как называется конкуренция со стороны спроса?

Она возникает при установлении слишком низкой цены на товар и появляется дефицит, который в свою очередь провоцирует продавцов диктовать свои условия, а покупателей – подстраиваться под них. Это конкуренция покупателей .

Такая конкуренция, если вы являетесь жителем Советского союза была практически все время его существования – покупательская способность у граждан была, а вот тратить ее было некуда.

Таким образом, подобная конкуренция ведет к застаиванию экономики.

Существуют еще редко встречающиеся рынки с крупными покупателями.

Олигопсония — рынок, на котором большая часть продаж уходит ограниченному числу крупных потребителей с большим числом продавцов.

Монопсония — крупный и единственный покупатель с большим числом продавцов.

Со стороны предложения

Конкуренцией со стороны предложения, называется конкуренция продавцов .

Ограниченность характеризуется контролем государства за ценообразованием.

И действительно, государство стремится контролировать все государственные процессы с этим связанные для того, чтобы обеспечить стабильный рост налогов.

Виды

Давайте разберемся с тем, что такое монополистические действия. Их называют монополистические действия, потому что ни неразрывно связаны с отношениями, в которыми говорят об определенных взаимодействиях граждан в сфере монополистических действий.

Подробнее разберем виды монополистических действий.

  1. Индивидуальная монополистическая деятельность.

    Выражается в невероятном злоупотреблении одной из сторон, а именно хозяйствующего субъекта, своим очень привилегированным положением, создание дискриминационных условий и т.д.

  2. Коллективная монополистическая деятельность. Выражается в виде соглашений или же деятельность имеющая некие условия договора, ограничивающие конкуренцию.

    Она предстает перед нами в виде определенных соглашений, которые запрещаются, если они могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен; создают препятствия к доступу на товарный рынок и т.д.

Это может быть соглашение конкурирующих субъектов или же такие же соглашения между неконкурирующими субъектами.

Способы недопущения, ограничения или устранения конкуренции

Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности – достаточно тяжелое преступление. Ответственность за него оговорена в статье 178 УК РФ .

В нем говорится о том, что ограничение конкуренции непременно жестоко наказано для того, чтобы точно не случился рецидив, и монополистический строй не будет возвращен.

Как происходит?

Как происходит недопущение монополистической деятельности и ограничение конкуренции?

Во – первых, существует большая необходимость контролировать появление на рынке новых организаций и оказывать им государственную поддержку для дальнейшего успешного развития.

Вторым важным способом является контроль со стороны правоохранительных органов . Именно таким образом создается равновесие в монополистической сфере.

Уголовно-правовая характеристика

Данное преступление характеризуется как деяние достаточно тяжкое, ведь нарушены не только гражданские интересы, но и государственные. Именно поэтому необходимо тщательно рассматривать состав.

Итак, необходимо тщательно разобрать состав преступления только потому, что именно от него зависит все, что необходимо знать о данном составе.

Так, к примеру, предметом данного преступления являются отношения, которые возникают в процессе экономических отношений.

Как правило, такие отношения завязываются по поводу финансовых правоотношений .

Состав преступления

Объект данного отношения — рынок, который неуклонно растет и развивается и не может больше сдерживать аппетиты монополии.

Под объективной стороной всегда предусматривается, какая либо преступная деятельность. В данном контексте она представляет собой действия, которые непременно направлены на конечный результат, а именно установление монополии и ликвидация конкуренции как таковой.

Если говорить о субъективной стороне , то она поможет нам установить психологию преступного поведения. Так, наверняка у преступника был мотив, ведь невозможно совершить это преступление по неосторожности.

Также немаловажен тот факт, что у преступника была цель, которая направлена на достижение такого результата.

Субъект преступления — это лицо, которое уже достигло возраста совершеннолетия и является полностью вменяемым. Только данное лицо может отвечать по своим обязательствам и своими действиями приобретать определенные права.

Именно поэтому второе условие субъекта данного преступления – это полная дееспособность.

Квалифицирующие признаки


Отграничение от смежных преступлений

Для того чтобы отграничить преступления друг от друга в первую очередь необходимо осознавать, что таится под преступлением в виде ограничения конкуренции.

Это конечно умысел на ослабевание рынка, а значит, под удар попадают интересы государства, тогда как в смежных составах государство не страдает, а страдают физические лица и организации.

Необходимо наличие умысла, которое будет подразумевать непременно наличие умысла на расторжение рынка, выбивание его из колеи.

Именно в этом состоит основное отличие смежных составов.

Как написать жалобу в ФАС?

Жалоба должна непременно предоставляться в письменной форме. Также необходимым условием является не только письменная форма, но и печать на компьютере.

Заявление от руки не принимается органами ФАС.

Еще одним непременным условием является подробное, однако, безэмоциональное разложение случившегося.

Так, получается, что каждое ваше утверждение должно соответствовать одной из статей уголовного кодекса и доказывать невозможность этого деяния.

Жалоба может быть написана на бланке определенного образца или же на листе формата А4.

Допускается составление жалобы представителем или же адвокатом.

Жалобы в ФАС.

Как происходит правовое регулирование (обеспечение) конкуренции и ограничение монополистической деятельности?

Разъяснительные беседы, санкции, предупреждения – эти и иные меры способствуют развитию конкуренции в нашей стране.

Они применяются досконально и всеми органами в системе правоохранительных органов и эти меры дают весьма неплохие результат, если полагаться на статистику.

Наказание и ответственность

Уголовный кодекс предусматривает штраф в размере до 3000000 рублей , исправительные работы на 300 суток или же заключение и отбывание наказания в исправительном учреждении на срок до 2 лет .

Квалифицированные признаки предусматривают отбывание наказание по закону на срок до 3 лет .

Пример из судебной практики

Крупные корпорации в Липецке не давали развиваться малому бизнесу, угрожающему забрать себе определенную нишу.

После очередного банкротства новой фирмы была подана жалоба и глав корпораций призвали к ответственности.

Заключение

Всегда невозможно сказать, потерпел ли ваш бизнес поражение самостоятельно или же ему помогли.

Однако если ему помогли, то непременно стоит обращаться за правдой в соответствующие органы и вам точно помогут.



Просмотров