Договор об образовании ссср (1922).

СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР - международно-правовой либо государственно-правовой акт учредительного характера, принимаемый в целях объединения двух и более государств в союзное государство. В современной истории России С.Д. был подготовлен дважды: 1) в 1922 г заключен Договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик»; 2) в 1990-1991 гг. по решениям съездов н.д.СССР и н.д.РСФСР подготовлен и согласован проект нового С.Д., заключение которого, однако, дважды было сорвано.

Союзный Договор 1922 г. В 1922 г. в советских социалистических республиках были собраны съезды их Советов, единодушно уполномочивших своих делегатов на принятие решения об образовании СССР. На основании данных им полномочий делегаты республик на I Съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. приняли Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик и постановили подписать Договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик». Провозгласив незыблемость основ Советской власти, Декларация подчеркнула, что «союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику». С.Д. 1922 года об объединении в одно союзное государство - «СССР» - был заключен между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР), Украинской Социалистической Советской Республикой (УССР), Белорусской Социалистической Советской Республикой (БССР) и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой (ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения). Ведению Союза ССР , в лице его верховных органов, по С.Д. 1922 г подлежали: а) представительство Союза в международных сношениях; б) изменение внешних границ Союза; в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; г) объявление войны и заключение мира; д) заключение внешних государственных займов; е) ратификация международных договоров; ж) установление систем внешней и внутренней торговли; з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров; и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела; к) установление основ организации вооруженных сил СССР; л) утверждение единого государственного бюджета СССР, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов; м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза; н) общее союзное законодательство о переселениях; о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство; п) установление основных законов о труде; р) установление общих начал народного просвещения; с) установление общих мер в области охраны народного здравия; т) установление системы мер и весов; у) организация общесоюзной статистики; ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев; х) право общей амнистии; ц) отмена нарушающих Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик. В 1924 г. с принятием Конституции СССР С.Д. 1922 г. фактически вошел в ее текст.

Проект Союзного Договора 1990-1991 гг. Демократизация отношений между союзными республиками и центром, преобразование СССР в реальную федерацию явилось одним из главных направлений политической реформы во второй половине 1980-х годов. Первоначально предполагалось решить эту задачу внесением поправок в Конституцию (Основной Закон) СССР, однако в итоге дискуссий, развернувшихся на первых съездах н.д.СССР, было признано необходимым начать работу над проектом нового С.Д.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. "За" проголосовало 907, против - 13 н.д.РСФСР. В литературе стало обычным искажать суть этого документа, хотя Декларация, прежде всего, закрепила принципы, которые должны были «состaвить основу при рaзрaботке новой Конституции РСФСР и Союзного Договора». Провозглашенная полнота влaсти РСФСР касалась лишь ограниченного круга вопросов госудaрственной и общественной жизни - зa исключением тех (вопросов), «которые добровольно передaются РСФСР в ведение Союзa ССР” (п. 5). Декларация содержала 14 упоминaний Союзa: союзных Конституции, зaконодaтельствa, грaждaнствa и других aтрибутов союзной госудaрственности, устанавливая принцип добровольности объединения России с другими республикaми Союзa ССР нa основе Союзного Договорa. Зa грaждaнaми РСФСР сохрaнялось грaждaнство СССР. Рaзноглaсия же между Республикой и Союзом предлaгaлось рaзрешaть в порядке, устaнaвливaемом Союзным договором.

Проект С.Д., созданный совместно полномочными представителями центральных органов государственной власти СССР, всех союзных и автономных республик, подвергся многократному обсуждению и уточнению на заседаниях учрежденного IV съездом н.д.СССР Подготовительного Комитета. Подготовка проекта проходила в условиях развернувшейся политической борьбы, поставившей под вопрос саму цель перезаключения С.Д. Это побудило Президента СССР М.С.Горбачева выступить с инициативой о проведении референдума СССР по вопросу о сохранении обновленного Союза, который состоялся 17.03.1991; 76% граждан высказались «за».

Съезд н.д.РСФСР создал Комиссию Съезда по Союзному договору, которая включилась в работу над проектом С.Д., получившую новый импульс после союзного референдума. В рамках т.н. «Ново-Огаревского процесса» шло окончательное согласование проекта С.Д. руководителями союзных республик, после чего проект С.Д. был направлен Президентом СССР М.С.Горбачевым в Верховные Советы союзных республик 18 июня 1991 г. С.Д. состоял из 4 разделов («Основные принципы», «Устройство Союза», «Органы Союза», «Заключительные положения»), 25 статей и определял ССГ как «суверенное федеративное демократическое государство, образованное в результате объединения равноправных республик, осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора».

По проекту «Договора о Союзе Суверенных Государств» от 18.06.1991 его участники наделяли ССГ следующими полномочиями: 1) Защита суверенитета и территориальной целостности Союза; объявление войны и заключение мира; обеспечение обороны и руководство Вооруженными Силами, пограничными, внутренними, железнодорожными войсками Союза; организация и руководство разработкой и производством вооружений и военной техники; 2) Обеспечение государственной безопасности Союза; установление режима и охрана Государственной границы, морского и воздушного пространства Союза; координация деятельности органов безопасности республик; 3) Осуществление внешней политики Союза и координация внешнеполитической деятельности республик; представительство Союза в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; заключение международных договоров Союза; 4) Осуществление внешнеэкономической деятельности Союза и координация внешнеэкономической деятельности республик; представительство Союза в международных экономических и финансовых организациях, заключение внешнеэкономических Соглашений Союза. 5) Утверждение и исполнение союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии; хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; руководство космическими исследованиями, общесоюзными системами связи и информации, геодезии и картографии, метрологии и стандартизации; управление атомной энергетикой; 6) Принятие Конституции Союза, внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов в рамках полномочий Союза и установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками; высший конституционный контроль; 7) Руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов и координация деятельности правоохранительных органов Союза и республик по борьбе с преступностью.

Правовую систему ССГ предлагалось построить на следующих принципах. Законы Союза, конституции и законы государств, его образующих, не должны противоречить положениям С.Д.. Законы Союза по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории республик. Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Республика вправе приостановить действие на своей территории закона Союза и опротестовать его, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам республики, принятым в пределах ее полномочий. Союз вправе опротестовать и приостановить действие закона республики, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам Союза, принятым в пределах его полномочий. Споры в обоих случаях решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Конституционный Суд Союза.

Несмотря на то, что ряд положений проекта С.Д. вызывал неприятие в определенных политических кругах РСФСР (так, согласно предложенной концепции С.Д. подписывали бы независимо друг от друга союзные республики и республики в их составе; последние приобретали даже право выхода из Союза; споры велись и вокруг положений о принципах союзной бюджетной системы, союзных налогов, полномочий союзных министерств и ведомств) проект С.Д. был подготовлен к подписанию , которое было назначено на 20 августа 1991 г.

Процесс заключения С.Д. был сорван попыткой введения чрезвычайного положения, создания группой руководящих деятелей Госкомитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19-21 августа 1991 г. После этих событий работа над С.Д. была продолжена в существенно изменившихся политических условиях. Руководство РСФСР, поддержанное Украиной и некоторыми другими республиками, добивалось изменения статус обновленного Союза)вместо федерации - конфедерация) и сведения к минимуму полномочий союзных органов. По решению внеочередного (и последнего) Съезда н.д.СССР работа над завершением С.Д. поручалась Государственному Совету в составе Президента СССР и высших должностных лиц республик, который приступил к разработке новой редакции проекта С.Д.. На заседаниях Госсовета 16.09.1991, 14 и 25.11.1991. руководители республик высказались за создание нового политического союза - Союза Суверенных Государств (ССГ). Постановлением Госсовета от 25 ноября 1991 г. Президент СССР и руководители 8 республик направили согласованный проект С.Д. в Верховные Советы республик, реорганизованный Верховный Совет СССР для одобрения. Предполагалось сформировать полномочные делегации государств для окончательной доработки текста и его подписания в декабре 1991 г. По решению Госсовета проект С.Д. был опубликован в печати.

Однако, и на сей раз заключение С.Д. было сорвано. После референдума о независимости, прошедшего на Украине 1.12.1991, в руководящих кругах РФ возобладала спорная концепция «Союз без Центра», оформленная 8.12.1991 в виде т.н. Беловежского соглашения - «Соглашения между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании С.Н.Г.” (подробнее - см.СНГ).

Оставшись нереализованным, проект Договора о Союзе Суверенных Государств от 25.11.1991 представляет интерес не только для истории, но и как политико-юридический документ, в котором предпринята попытка органично сочетать интересы, права и обязанности государств, образующих Союз. Это последний - перед прекращением существования Союза ССР - легитимный проект, который наряду с союзной Декларацией прав и свобод человека, должен был стать новой конституционной основой Союза.

Приведем ключевые положения С.Д. от 25.11.1991.

Союз создавался бы на новых началах как конфедеративное демократическое государство , осуществляющее власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники. Из проекта С.Д. от 25.11.91 по сравнению с проектом С.Д. от июня-августа того же года были изъяты некоторые ключевые полномочия Союза. Не предусматривалось, в частности, принятие Конституции Союза, создание Конституционного Суда Союза, руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов; вопросы союзного бюджета, денежной эмиссии и др. были вынесены в Договор об Экономическом сообществе (подписанный руководителями союзных республик и Президентом СССР18 октября 1991 г).

Государства, образующие Союз, сохраняли за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного прогресса всем народам, проживающим на их территории. Государства самостоятельно определяли свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Они признавали общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремясь к созданию правового государства.

ССГ выступал бы в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного правопреемника Союза ССР. При этом государства, образующие Союз, также являлись бы субъектами международного права. Они вправе устанавливать непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций, не нарушая международные обязательства Союза.

Членство государств в Союзе является добровольным с сохранением права свободного выхода из него в порядке, установленном участниками С.Д.. Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза. Территория Союза состоит из территорий всех государств-участников. Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются С.Д., а также другими, не противоречащими ему договорами и соглашениями. Союз имел бы единые Вооруженные Силы с централизованным управлением. Государства-участники вправе создавать республиканские вооруженные формирования, функции и численность которых определяются соглашением.

Государства-участники образовывали бы единое политическое и экономическое пространство, устанавливая сферы совместного ведения и заключаются соответствующие многосторонние договоры и соглашения: об экономическом сообществе; о совместной обороне и коллективной безопасности; о координации внешней политики; о координации общих научно-технических программ; о защите прав человека и национальных меньшинств; о координации общих экологических программ; в области энергетики, транспорта, связи и космоса; о сотрудничестве в области образования и культуры; о борьбе с преступностью.

Для реализации общих задач, вытекающих из договора и многосторонних соглашений, государства, образующие Союз, делегировали союзным органам необходимые полномочия. Каждый участник договора может путем заключения соглашения с Союзом дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз, с согласия всех участников, передать одному или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий. Использование земли, ее недр и других природных ресурсов государств-участников договора для реализации полномочий союзных органов осуществляется в соответствии с законодательством государств. Особым соглашением устанавливался бы порядок финансирования союзного бюджета и контроля за его расходной частью.

Предусматривалось, что Законы Союза принимаются по вопросам, отнесенным к ведению Союза, и в пределах полномочий, переданных ему Договором. Они обязательны для исполнения на территории всех государств-участников договора. Государство-участник договора вправе опротестовать и приостановить действие на своей территории закона Союза, если он нарушает настоящий договор. Союз в лице его высших органов власти вправе опротестовать и приостановить действие закона государства-участника договора, если он нарушает настоящий договор. Споры решаются посредством согласительный процедур либо передаются в Верховный суд Союза, который принимает окончательное решение в течение одного месяца.

Законодательную власть осуществлял бы Верховный Совет Союза, состоящий из двух палат: Совета Республик (из депутатов от каждого государства) и Совета Союза (избирается населением Союза по избирательным округам с равной численностью избирателей).

Президент Союза - избираемый гражданами Союза глава конфедеративного государства, который выступал бы гарантом соблюдения С.Д. и законов Союза, являлся Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза, представлял Союз в отношениях с зарубежными государствами, осуществлял контроль за выполнением международных обязательств Союза.

Государственный совет Союза создается для согласования наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы государств-участников договора; он состоит из Президента Союза и высших должностных лиц государств-участников договора. Работой Государственного совета руководит Президент Союза. Решения Государственного совета носят обязательный характер для всех органов исполнительной власти.

Правительство Союза, возглавляемое премьер-министром, является органом исполнительной власти Союза, подчиняется Президенту Союза, несет ответственность перед Верховным Советом Союза. В состав правительства входят главы правительство государств-участников договора, Председатель Межгосударственного экономического комитета (первый заместитель премьер-министра), заместители премьер-министра и руководители ведомств, предусмотренных соглашениями между государствами-участниками договора.

Верховный суд Союза принимает решения по вопросам соответствия законов Союза и законов государств-участников договора - настоящему договору и Декларации прав и свобод человека; рассматривает гражданские и уголовные дела межгосударственного характера, включая дела по защите прав и свобод граждан; является высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам. При Верховном суде Союза создается прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законодательных актов Союза. Высший арбитражный суд Союза разрешает экономические споры между государствами-участниками договора, а также споры между предприятиями, находящимися под юрисдикцией различных государств-участников договора.

Столица Союза - город Москва. Государственная символика Союза: Союз имеет государственные герб, флаг и гимн.

С течением времени практика деятельности институтов СНГ (см.) , а также более тесного межгосударственного интеграционного объединения - Союза Беларуси и России (см..) заставляет все чаще возвращаться к идее заключения С.Д. как документа конституционного значения, обеспечивающего воссоздание единой союзной государственности на новых государственно-правовых началах.

К.ю.н. О.Г.Румянцев

К 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложилось 6 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Между ними с самого начала существовало тесное сотрудничество, объяснявшееся общностью исторической судьбы. В годы гражданской войны сложился военный и хозяйственный союз, а на моментпроведения Генуэзской конференции в 1922 г. - и дипломатический. Объединению способствовала также общность цели, поставленной правительствами республик, - построение социализма на территории, находящейся «в капиталистическом окружении».

В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединённый съезд Советов и обсудить вопрос о создании союза советских республик. Такие же решения приняли Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов.

Этим решениям предшествовала острая дискуссия по вопросу о способе вхождения республик в единое союзное государство. Сторонники плана автономизации, разработанного И. В. Сталиным , выступали за высокую степень централизации власти при условии сохранения национально-культурной автономии республик. План В. И. Ленина , поддержанный большинством участников объединительного процесса, напротив, предполагал создание федеративного государства с сохранением суверенных прав республик. Именно он и был принят за основу.

30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор.

Декларация определяла основные принципы объединения: равноправие и добровольность объединения, право свободного выхода из СССР и право вступления в него других советских социалистических республик.

В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальные сферы оставались в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами - Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

Первым председателем ЦИК был избран М. И. Калинин, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Также было сформировано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров - во главе с В. И. Лениным.

В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР , в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г. В ней устанавливалось единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР. В целом эта Конституция повторяла принципы Конституции РСФСР 1918 г. и сохраняла ограничение избирательных прав для значительной части населения. В 1924-1925 гг. на основе Конституции 1922 г. были приняты конституции союзных республик.

Состав Советского Союза постоянно менялся в результате вступления в его состав других советских республик и изменения административно-территориального деления страны.

Несмотря на провозглашённый при образовании СССР федеративный принцип устройства государства, уже в 30-е годы наблюдалось усиление централизации власти. Со временем всё больше функций передавалось из ведения республик в ведение центра, интересы местного населения зачастую игнорировались. Ситуация осложнялась увеличением числа межнациональных браков и усилением миграционных процессов.Всё это привело к осознанию необходимости заключения нового союзного договора, учитывавшего изменившиеся реалии. Однако подписать его так и не успели из-за «парада суверенитетов» и развала государства.

СССР официально прекратил своё существование 8 декабря 1991 г. после подписания «Беловежских соглашений» .

Лит.: Гросул В. Я. Образование СССР (1917-1924). М., 2007; Декларация об образовании СССР// Хрестоматия по истории России с древнейших времнен до наших дней. М., 1999; Ка p а-Му p за С. Г. Исто p ия советского госуда p ства и п p ава. М., 1999. Гл. 4. Советская власть и национально-государственное строительство; Кульчитский С. СССР. историческая неотвратимость распада // День. 2001. 22 дек.; Образование СССР // История Отечества: курс лекций. М., 2003.

  • 11. Вечевой строй Новгородской и Псковской феодальных республик, его характеристика.
  • 12. Общественно-политический строй Новгородской и Псковской феодальной республик.
  • 14. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства
  • 15. Образование Русского централизованного государства
  • 16. Государственное устройство и административно-территориальное деление периода становления Русского централизованного государства.
  • 17. Класс феодалов,его эволюция в период становления Русского централизованного гос-ва.
  • 18. Крестьяне,основные этапы их юридического закрепощения. Городское население и холопы в период становления русского централизованного гос-ва.
  • 19. Органы гос. Власти и управления сословно- представительной монархии в России.
  • 22. Судебник 1497 г.
  • 23. Соборное уложение 1649 г. –кодекс крепостничества. Преступления и наказания. Судопроизводство.
  • 24.Абсосютизм в России: понятие,предпосылки возникновения,особенность и переодизация.
  • 25. Сословная структура российского феодального общества в 18в,её характеристика.
  • 26. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в первой четверти XVIII в.
  • 28.Становление губернского административно- территориального деления Российской империи.
  • 29. Характеристика уголовного права по законодательству Российской империи первой четверти 18в.
  • 30.Характеристика судебного процесса по российскому законодательству первой четверти 18в.
  • 31.Изменения в социально- классовой структуре российского общества в XIX в.
  • 32. Изменения в государственном аппарате Российской империи в первой половине XIX в.
  • 33. Систематизация российского законодательства м.М. Сперанским. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных,его характеристика.
  • 34.Крестьянская реформа 1861 г в Российской империи: предпосылки, содержание и реализация.
  • 35. Органы земского и городского самоуправления по реформам 1864 и 1870гг в Российской империи.
  • 36. Система судебных органов по реформе 1864г в Российской империи. Прокуратура.Адвакатура.
  • 37. Основные направления контрреформ в Российской империи последней четверти 19в.
  • 38. Общественный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914гг)
  • 39. Государственный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914гг)
  • 41.Изменения в государственном механизме и законодательстве Российской империи в годы первой мировой войны.
  • 42. Временное правительство и его государственный аппарат в эпоху крушения царизма.
  • 43. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, их деятельность в эпоху крушения царизма.
  • Часть 2.
  • 1. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов,его решения и первые шаги по формированию гос-го аппарата Российской Республики.
  • 2. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан (октябрь 1917-1918гг.) Формирование однопартийной политической системы в советской России(1917-1923г.)
  • 3. Всероссийское Учредительное собрание: предыстория созыва, выборы и разгон. Формирование постоянно действующих высших органов государственной власти и управления рсфср.
  • 4. Разработка,принятие и введение в действие Конституции рсфср 1918г.
  • 5. «Конституция советской власти» по Конституции рсфср 1918 г.
  • 6. Возникновение рсфср: практические шаги и юридическое оформление.
  • 7. Национально-государственное строительство рсфср (вторая половина 1918 - середина 1920-х гг.).
  • 9.Создание основ уголовного и гражданского законодательства рсфср в первые годы Советской власти.
  • 10. Кодекс законов о труде 1918 г: разработка, принятие и основные положения.
  • 11. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • 12. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г, основные положения.
  • 14. Чрезвычайные органы.
  • 15.Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.История разработки и основные положения.
  • 16.Кодекс законов о труде рсфср 1992 г: разработка, принятие и основные положения.
  • 18. Уголовный кодекс рсфср 1922: разработка, принятие и основные положения.
  • 19. Гражданский кодекс рсфср 1922 г его необходимость,разработка и общая характеристика.
  • 20. Уголовный кодекс рсфср 1926 г.:причины разработки и принятия,общая характеристика.
  • 21. Конституция ссср 1924 г.:разработка,утверждение,введение в действие, структура и основные положения.
  • 22. Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов рсфср (октябрь 1917-1920гг.).
  • 23. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г.
  • 24.Реорганизация юстиции и правоохранительных органов рсфср в начале 1920х годов.
  • 26.Конституция ссср 1936 г.
  • Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе, флаге и столице ссср.
  • 27. Развитие гражданского, хозяйственного и семейного права в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941)
  • 28.Развитие трудового и колхозного права в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941)
  • 29. Уголовное и уголовно- процессуальное право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941).
  • 37. Основные направления развития права в период либерализации общественных отношений(середина 1950х-середина 1960х)
  • 38. Развитие трудового и с/х права в период замедления темпов общественного развития(середина1960-середина1980).
  • 39. Развитие гражданского, хозяйственного и семейного права в период замедления темпов общественного развития(сер1960-сер1980)
  • 40.Основные направления развития конституционного и гражданского права Российской Федерации в период реставрации капитализма.
  • 41.Основные направления развития семейного,трудового и уголовного права Российской Федерации в период реставрации капитализма.
  • 42. Ломка формы гос. Единства в период реставрации капитализма. Возрождение суверенной рф.
  • 43. Ломка политической системы в период реставрации капитализма.
  • 23. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г.

    Образованию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) предшествовало сотрудничество по следующим направлениям, развивавшееся между дружественными республиками:

    совместное решение военных задач по защите границ от иностранной интервенции;

    развитие экономических и хозяйственных связей;

    единая дипломатическая и внешнеэкономическая политика;

    интернациональная природа советской власти (сохранение права народа на самоопределение, родственные национальности).

    Данные причины выявили необходимость официального оформления сложившихся взаимоотношений на межгосударственном уровне. Предлагались следующие проекты государственного устройства СССР: Проект автономизации (И.В. Сталин), по которому в состав РСФСР на правах автономных республик входят Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия. В результате Советское государство превращалось в унитарное.

    Проект конфедерации (Украина, Белоруссия) предусматривал выделение из РСФСР автономных республик и наделение их статусом союзных республик.

    Проект равноправия (В.И. Ленин), который предусматривал создание добровольной федерации равноправных, независимых, суверенных республик. При этом важнейшие функции управления передавались в ведение федерации - СССР. В результате за основу был взят проект Ленина.

    30 декабря 1922 г. на I съезде Советов были в общем виде приняты Декларация и Договор об образовании СССР.

    В состав СССР вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР.

    СССР был создан как федеративное государство, но за союзными республиками было сохранено право выхода из состава СССР.

    Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных республик: принцип добровольности, право каждой республики выхода из состава СССР, возможность вступления в СССР другим советским республикам.

    Договор определял систему и порядок создания высших органов власти СССР, компетенцию органов СССР и компетенцию союзных республик, регулировал бюджетные отношения. Утверждение, изменение и дополнение Договора могло производиться только Съездом Советов СССР как высшим органом власти СССР. Договор не содержал условий о его отмене, денонсации, аннулировании.

    Органами власти СССР стали Съезд Советов СССР,ЦИК СССР, Президиум ЦИК и СНК СССР. Образование СССР завершило федеративное объединение республик.

    24.Реорганизация юстиции и правоохранительных органов рсфср в начале 1920х годов.

    Положение о судоустройстве РСФСР 1923 г.

    создавалась единая судебная система:

    Народный суд в составе постоянного народного судьи;

    Народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

    Губернский суд;

    Верховный суд РСФСР и его коллегии. Параллельно действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы.

    Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной - для губернских судов, первой инстанцией - по делам об особо опасных преступлениях.

    Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

    29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

    Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

    Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

    25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ГПУ; поддержка обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

    В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры - Государственная прокуратура. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

    Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР.

    На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы. В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.

    На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осуществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались процессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

    26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение об адвокатуре. Адвокаты объединялись в коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Члены коллегии утверждались губисполкомом по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли одновременно занимать должности в государственных организациях. в задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

    В 1922 г. были утверждены Положение о нотариате и Положение об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с имуществом и различных юридических актов, а арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

    25. Развитие советского государственного аппарата в период новой экономической политики (1921-1929)

    Строительство высших органов власти и управления Союза ССР. Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху. Органы власти и управления Союза строились с учетом опыта, накопленного республиками, в особенности РСФСР. В силу этого их структура и организация были в принципе аналогичны республиканским.

    Самым важным по значению и первым по времени возникновения явился орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР. Фактически съезд Советов как высший орган власти Союза выступил в момент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение об образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти. Это положение было зафиксировано в Договоре об образовании СССР, а затем и в Конституции 1924 г. Союзные республики были представлены пропорционально их населению.

    Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно. II съезд Советов Союза собрался в январе 1924 г., через 13 месяцев после I; III съезд Советов работал в 1925 г. Громоздкость съездов, определенные организационные сложности и дороговизна их созыва побудили вскоре установить другую периодичность заседаний. IV съезд Советов СССР в 1927 г. определил, что впредь съезды будут собираться раз в два года <*>. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.

    В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР.

    В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза. По своей структуре ЦИК Союза отличался от ЦИК союзных республик, он был двухпалатным. Цель создания двух палат заключалась в том, чтобы наиболее полно сочетать общие интересы Союза со специфическими интересами народов, входящих в его состав.

    Одна из палат носила название Союзного Совета, другая - Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально населению каждой. В Совет Национальностей входили по пять членов от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от каждой автономной области РСФСР. По одному делегату посылали также автономные республики и области, входящие в ЗСФСР. Обе палаты являлись равноправными. ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом.

    В период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом являлся ответственный перед ним Президиум ЦИК Союза ССР. Президиум ЦИК образовывался из президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей.

    Правительством Союза Советских Социалистических Республик являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным и распорядительным органом, но обладал и законодательными функциями. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и постановления. В СНК входили, кроме председателя и заместителей председателя, наркомы СССР.

    Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты. Конституция СССР исходила из деления наркоматов на три категории: общесоюзные, объединенные и республиканские.

    Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в Союзе. В республиках подобных наркоматов не было. Там имелись лишь уполномоченные этих наркоматов, непосредственно им подчиненные. К общесоюзным относились наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.

    Объединенными назывались такие наркоматы, которые имелись и в Союзе, и в каждой союзной республике; наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. К этой группе относились ВСНХ, наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Объединенные наркоматы образовывались для отраслей управления, требовавших централизации в масштабах всего Союза и в то же время учета специфики отдельных республик.

    Наконец, третью группу составляли наркоматы, которые имелись только в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, на деятельность которых влияли в большой мере национальные особенности республик (например, наркоматы просвещения, юстиции).

    Деление органов отраслевого управления на три различные категории выработалось еще до образования СССР, в практике взаимоотношений РСФСР с союзными с ней республиками. В 1919 - 1922 гг. сложился порядок, когда наркоматы РСФСР, выступавшие в то время как своеобразные общефедеральные органы, в одном случае руководили той или иной отраслью управления союзных республик непосредственно, в другом - через наркоматы этих республик, в третьем - совсем или почти совсем не вмешивались в работу соответствующих ведомств независимых советских республик.

    Этот опыт был обобщен и использован во время разработки Конституции СССР. Создание такой системы органов отраслевого управления имело ту же цель, что и образование второй палаты ЦИК Союза. Оно обеспечивало наилучшее сочетание общих интересов Союза с интересами каждой союзной республики в отдельности.

    Практически наркоматы СССР были созданы не сразу. ЦИК Союза пришлось на некоторое время передать их функции органам РСФСР. При этом российским наркоматам поручалось подготовить для комиссии Президиума ЦИК проекты Положений о народных комиссариатах СССР.

    В июле 1923 г. был упразднен Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР. В постановлении ВЦИК по этому вопросу говорилось, что он выполнил свою задачу по строительству национальных республик. Мыслилось, что функции Наркомнаца будет теперь выполнять Совет Национальностей ЦИК СССР. Однако вскоре при Президиуме ВЦИК снова были организованы специальные органы, ведавшие национальной политикой в пределах Российской Федерации (Отдел национальностей и др.). Аналогичные органы существовали и в других союзных и даже автономных республиках. Так, на Украине в 1924 г. была создана постоянная Комиссия по делам национальных меньшинств при ВУЦИК. В Таджикской АССР в 1927 г. при президиуме ЦИК республики был создан Отдел по делам национальных меньшинств <*>. В 1929 г. во всех автономных республиках РСФСР, а также при областных и краевых исполкомах было разрешено создавать постоянные комиссии по делам национальных меньшинств.

    Став её основным разделом.

    Договор об образовании СССР

    Декларация об образовании СССР
    Тип договора Союзный договор
    Дата подписания 29 декабря 1922 года
    место Москва , РСФСР
    Вступление в силу 30 декабря 1922 года
    условия делегирование сторонами части суверенных властных полномочий центру;
    право свободного выхода из союза
    Стороны РСФСР
    Украинская ССР Украинская ССР
    Белорусская ССР Белорусская ССР
    ЗСФСР ЗСФСР

    Заключение договора

    Преамбула договора констатировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик, управляемое в соответствии с положениями Договора.

    Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую, в частности, входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и приём новых республик в состав СССР, объявление войны и заключение мира, заключение договоров о займах и ратификация международных договоров, а также отмена нарушающих Договор актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.

    Пункты 2 - 10 определяли структуру высших органов власти СССР. Верховной властью провозглашался Съезд Советов СССР , делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избиравший из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.

    Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИК СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.

    Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР .

    Пункты 13 - 17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР).

    Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.

    Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик.

    Пункты 21 - 23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Столицей был объявлен город Москва .

    Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором.

    Пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.

    Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР .

    Договор в составе Конституции СССР

    Впоследствии изменённый и дополненный союзный договор и декларация об образовании СССР были объединены в первую Конституцию СССР . Новая редакция Договора состояла из преамбулы и 11 глав:

    Глава I определяла предметы ведения верховных органов власти СССР. Пункт 1 содержал перечень этих предметов, несколько расширенный и уточнённый по сравнению с начальным вариантом договора. Пункт 2 относил утверждение и изменение Конституции к исключительному ведению Съезда Советов СССР.

    Глава II (пункты 3-7) устанавливала суверенные права союзных республик (в том числе п. 4 - право свободного выхода из Союза) и единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

    Глава III (пункты 8-12) объявляла верховным органом власти СССР Съезд Советов; в период между Съездами таким органом был двухпалатный ЦИК СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Устанавливались нормы представительства, порядок выбора делегатов и созыва Съездов.

    Глава IV (пункты 13-28) регламентировала порядок выборов ЦИК СССР, устанавливала порядок его деятельности и ответственность перед Съездом Советов СССР.

    Глава V (пункты 29-36) определяла функции и права Президиума ЦИК СССР, порядок взаимодействия с Совнаркомом СССР, а также ответственность перед ЦИКом СССР.

    Глава VI (пункты 37-42) устанавливала структуру Совета Народных Комиссаров СССР, его функции и ответственность перед ЦИКом ССР и Президиумом ЦИК СССР. В состав СНК СССР входили председатель СНК, его заместители и 10 народных комиссаров.

    Глава VII (пункты 43-48) учреждала Верховный Суд, очерчивала круг его компетенции и определяла состав пленарного заседания.

    Глава VIII (пункты 49-60) устанавливала разделение народных комиссариатов СССР на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединённые (руководящие одноимёнными наркоматами союзных республик). Определялась ответственность наркомов (руководителей наркоматов) перед СНК, ЦИКом и его президиумом.

    Глава IX (пункты 61-63) посвящена деятельности объединённого государственного политического управления (ОГПУ).

    Глава X (пункты 64-69) регламентировала структуру государственного управления союзных республик: Съезды Советов, ЦИК и СНК республик.

    Глава XI (пункты 70-72) посвящена гербу, флагу и столице Союза Советских Социалистических Республик.

    С небольшими изменениями Договор входил во все редакции Конституции СССР до момента принятия в 1936 году новой «сталинской» Конституции , в которой о нём не упоминалось.

    Изменения договора

    20 мая 1925 года III съезд Советов СССР постановил указать в союзном договоре Туркменскую ССР и Узбекскую ССР. В связи с этим было увеличено число членов Президиума ЦИК с 21 до 27, а также увеличено количество председателей ЦИК .

    Расторжение договора

    В России договор был денонсирован 12 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 2015-I, ссылавшимся на пункт 15 статьи 109 Конституции РСФСР («Верховный Совет РСФСР ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР») . Инициатор денонсации договора, член Верховного Совета РСФСР Сергей Шахрай перед принятием постановления заявил:

    Договор 1922 года как договор, как соглашение сторон, подписанное главами государств и потом ратифицированное их парламентами, никогда не был подписан, не был заключён. На I съезде Советов в 1922 году было зафиксировано, что Договор одобрить в основном и направить на доработку в республики. На II съезде уже принимался под таким же названием совсем другой текст, и опять не республиками, а голосованием на съезде, причём от Российской Федерации было более 50 депутатов, а от Беларуси - 33. Это никак договором в чистом смысле слова назвать нельзя. И даже если предположить, что договор всё-таки был, то в 1936 году с принятием Конституции он утратил силу. Но так сложилось исторически, что было это понятие - «Договор 1922 года», и поэтому парламенты Украины и Республики Беларусь приняли решение о денонсировании этого документа. Для юридической чистоты, как говорится. Нам, Российской Федерации, я полагаю, следовало бы пойти таким же путём.

    Реакция на расторжение договора

    Позиция Р. И. Хасбулатова

    Позиция Госдумы России

    В постановлении «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“» от 10 апреля 1996 года депутаты Госдумы выразили свою позицию по отношению к постановлению Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства, так как

    «Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР „денонсировал“ 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошёл в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года , включая и Договор об образовании СССР 1922 года» .

    При этом депутаты добавили, что постановления о денонсации Беловежского соглашения в части прекращения существования СССР и об отмене денонсации Союзного договора 1922 года не отражаются ни на суверенитете РФ и других государств-участников СНГ (поскольку «в соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством»), ни на существовании Содружества Независимых Государств .

    Правовая природа договора об образовании СССР 1922 г

    В юридической науке высказываются противоположные точки зрения на правовую природу Договора об образовании СССР 1922 года.

    П. П. Кремнев считает, что договор имел международно-правовой характер и действовал с момента его принятия и до распада СССР, следовательно, денонсацией Договора об образовании СССР правомерно был ликвидирован СССР .

    Диаметрально противоположную позицию занимает Д. А. Лукашевич, считающий Договор об образовании СССР 1922 г. учредительным актом, имеющим внутригосударственную правовую природу. Д. А. Лукашевич пишет: «… договор об образовании СССР 1922 г. являлся не международно‑правовым, а учредительным актом, имеющим внутригосударственную природу . Функция этого договора лишь учредить государство, а не легитимировать его существование. Так же как невозможно ликвидировать юридическое лицо путём прекращения договора о его учреждении или „прекратить“ жизнь человека, отправив его обратно в утробу матери, также невозможно ликвидировать целое государство, просто денонсировав договор о его учреждении. Вместе с тем договор не являлся, в собственном смысле, договором о создании государства, а был лишь частью будущей Конституции, и, наконец, Договор об образовании СССР 1922 г. изначально задумывался как часть этой разрабатываемой Конституции, а следовательно, „денонсировать“ или иным способом прекратить его действие в декабре 1991 г. было просто невозможно. Основным законом государства является Конституция, и никаких „самых основных законов“ в виде договоров об образовании государства или чего‑то ещё не существует» .

    В названиях

    См. также

    Примечания

    1. Постановление 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г. «О внесении изменений в Конституцию Союза ССР в связи с вхождением в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Союзных Социалистических Советских Республик» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
    2. Постановление ЦИК СССР от 5 декабря 1929 г. «О непосредственном вхождении в состав Союза ССР Таджикской союзной республики» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
    3. Постановление VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г. «По докладу о конституционных вопросах» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
    4. Политико-правовые основания независимости Южной Осетии // Осетинское Радио и Телевидение (рус.) . osradio.ru . Проверено 14 января 2019.
    5. Конституционный Акт Азербайджанской Республики (рус.) . nurlu.narod.ru . Проверено 14 января 2019.
    6. Постановление ВС РБ от 10 декабря 1991 года № 1297-ХП «О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик (неопр.) . www.busel.org . Проверено 14 января 2019. » // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1992. - № 1
    7. Владимир Исаков . Расчленёнка. Кто и как развалил Советский Союз: Хроника. Документы. М., Закон и право. 1998
    8. (Лукьянова Е. А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993) (рус.) . leftinmsu.narod.ru . Проверено 14 января 2019.
    9. «О денонсации Договора об образовании СССР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 51. - ст. 1799

    Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство - «Союз Советских Социалистических Республик» - на следующих основаниях.

    1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

    А) представительство Союза в международных сношениях;

    Б) изменение внешних границ Союза;

    В) заключение договоров о приёме в состав Союза новых республик;

    Г) объявление войны и заключение мира;

    Д) заключение внешних государственных займов;

    Е) ратификация международных договоров;

    Ж) установление систем внешней и внутренней торговли;

    З) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;

    И) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;

    К) установление основ организации вооружённых сил Союза

    Советских Социалистических Республик,

    Л) утверждение единого государственного бюджета Союза

    Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;

    М) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;

    Н) общее союзное законодательство о переселениях;

    О) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;

    П) установление основных законов о труде;

    Р) установление общих начал народного просвещения;

    С) установление общих мер в области охраны народного здоровья;

    Т) установление системы мер и весов;

    У) организация общесоюзной статистики;

    Ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

    Х) право общей амнистии;

    Ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

    2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

    3. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчёту 1 депутат на 125 000 жителей.

    4. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов.

    5. Очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению или же по требованию не менее двух союзных республик.

    6. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.

    7. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из союзных республик.

    8. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

    9. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза.

    10. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик избирается в составе 19 членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает четырёх председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза по числу союзных республик.

    11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего в составе:

    Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,

    Заместителей председателя,

    Народного комиссара по иностранным делам,

    Народного комиссара по военным и морским делам,

    Народного комиссара внешней торговли,

    Народного комиссара путей сообщения,

    Народного комиссара почт и телеграфов,

    Народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции,

    Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,

    Народного комиссара труда,

    Народного комиссара продовольствия,

    Народного комиссара финансов.

    12. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза - объединённый орган Государственного Политического Управления, председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с правом совещательного голоса.

    13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.

    14. Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).

    15. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.

    16. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же отдельных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик, его Президиумом и Совнаркомом Союза.

    17. Распоряжения народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы Центральными Исполнительными Комитетами или Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям Совнаркома или Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему народному комиссару Союза Советских Социалистических Республик.

    18. В состав Совета Народных Комиссаров союзных республик входят:

    Председатель Совета Народных Комиссаров,

    Заместители председателя,

    Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,

    Народный комиссар земледелия,

    Народный комиссар продовольствия,

    Народный комиссар финансов,

    Народный комиссар труда,

    Народный комиссар внутренних дел,

    Народный комиссар юстиции,

    Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции,

    Народный комиссар по просвещению,

    Народный комиссар здравоохранения,

    Народный комиссар социального обеспечения,

    Народный комиссар по национальным делам,

    19. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты: продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным Комитетам и Совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.

    20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Бюджета республик в их доходных и расходных частях устанавливаются Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик, определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

    21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

    22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

    23. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

    24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим договором изменения в свои конституции.

    25. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежат исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.

    26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.



    Просмотров