Электронная библиотека гпнтб россии. Тема кандидатской диссертации

Председатель Союза предпринимателей Башкортостана Николай Швецов и доктор исторических наук Дамир Исхаков планируют 10 августа в 12.00 провести открытую презентацию (во Всемирном конгрессе татар) нашумевших книг, посвященных 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России, вхождению Уфимской губернии в Башкортостан в 20-х годах и др. Книги будут переданы всем журналистам, которые приглашены на презентацию и которым интересна данная проблема. Николай Швецов установил памятник воеводе Нагому, основателю Уфы. Власти Уфы попытались снести памятник (памятник создал лучший скульптор Башкортостана). Вокруг памятника в настоящее время идет общественная борьба. Презентацию поддерживает отделение федеральной автономии татар в Башкортостане.

Человек-паровоз

Николай Швецов - личность яркая, если ве сказать легендарная, В его активе - первый строительный кооператив в Башкирии, первый торговый дом, первая биржа. Про таких с восхищением говорят: «Человек-паровоз»! И все же золотые девяностые оста­лись позади - В наше время даже торговым комплексом никого не удивить. А Николай Анатольевич продолжает шокировать.
На этот раз не домохозяек с коммерсантами, а научную общественность и руководство Башкирии. Именно благодаря ему уфимцы узнали, что основателем столицы является воевода Михаил Нагой. Власти до той поры склонялись к башкирской версии происхождения Уфы. Мало того, так и не найдя взаимопонимания с мэрией, Швецов, возглавив инициативную группу, установил Михаилу Нагому памятник в пригороде Уфы. Случай в России беспрецедентный! Именно он и свел нашего журналиста с героем последних новостей.

Михаил Осокин: Про памятник спрашивать не буду, о нем уже достаточно написано. Николай Анатольевич, откуда у вас взялась любовь к истории?

Николай Швецов: Она всегда была, только времени на нее не было. Сейчас погрузился с головой. У меня в библиотеке три тысячи книг, главным образом исторических: от Птолемея до маршала Нея. Но Россию люблю особенно. Семнадцатый год ее так поломал - по сей день плюхаемся.

Вы, говорят, что-то написали? Кого-то из официальных историков задели?

Написал. Сейчас можно писать, не выходя из дома. Все главные архивы и библиотеки компьютеризированы, имеют свои сайты. Пожалуйста, только заказывай! Любой том, любое дело (в копиях, разумеется). Работая таким образом, я выпустил сборник «Критические заметки об одном «юбилее». .0 450-летии «добровольного вхождения Башкирии в состав России»... Да, да, о нем самом. В итоге весь тираж остался у меня. Директора книжных магазинов в страхе отмахиваются, но, переходя на шепот, просят почитать - для себя. Оно понятно, не привыкли в Башкирии к критике.

Где же можно достать?

Только в Интернете, хвала ему. На историческом сайте «Уфа губернская», администрация которого по моей просьбе согласилась разместить их электронные варианты.

Обидно?

Я не из тех, кто распускает сопли. Сейчас загорелся

другой темой. Недавно один энтузиаст копнул под Салавата Юлаева. Читали Орлова «Пирамида Салавата»? Волосы дыбом встают! А ведь он только краешком коснулся. Тоже, кстати, с тиражом на руках сейчас. Пугачевской темой я давно болею. Это же была самая настоящая гражданская братоубийственная война. Разве могут быть там герои? Я намерен написать крупную исследовательскую работу о пугачевщине, как говорится, невзирая на лица. Пора нам освобождаться от советских штампов...

Не боитесь?

- (Смеясь.) Пусть страховая компания боится. Я даже памятник основателю Уфы застраховал. Его существованию неоднократно угрожали республиканские власти и поддерживаемые ими экстремисты.

Стало известно, что Вы сейчас судитесь с ведущим башкортостанским археологом Н.А. Мажитовым...

Да, когда мы решили ставить памятник, то обратились к вице-премьеру, министру культуры и национальной политики Башкирии Ильдусу Илишеву с просьбой дать заключение о художественной ценности скульптуры (кстати, выполненной ведущим скульптором нашей республики). А Илишев переправил мое письмо вице-президенту АН РБ Н.А. Мажитову. И что мы получили? Вместо заключения о художественной ценности академик обозвал меня невежественным человеком, якобы подкупившим каких-то историков-экстремистов. Я вынужден был обратиться в суд, и он принял мои иск о том, что уважаемый ученый «письменно распространил клеветнические сведения, оскорбляющие честь и достоинство Н.А. Швецова».

Кстати, недавно Мажитов написал жалобу М. Шаймиеву на Академию наук Татарстана, которая надает якобы провокационные работы (в том числе и Ваши) во истории Башкирии.

Я знаю об этом и полагаю, что президент М. Шаймиев гораздо мудрее лидера нашей республики и не станет чинить препятствий выявлению исторической истины, какой бы неприглядной для кого-то она ни была. А уж как в Башкортостане третируют татарскую культуру и язык, читатели вашей газеты знают неплохо.

И подводя итоги, расскажите немного о Ваших хобби.

В свободное от бизнеса время я, как уже сказал, люблю читать, преимущественно историческую литературу. Люблю посидеть на берегу озера с удочкой. Рыбалка успокаивает, позволяет спокойно обдумать какую-то проблему. Нередко именно в тихой заводи, вдали от городской суеты у меня рождаются творческие планы.

P.S. Уже после интервью стало известно, что Николай Швецов представил публике свою новую работу «История одной авантюры: раз­мышления о том, кто и зачем создал Башкирскую автономию и Республику Башкортостан».

Михаил ОСОКИН.. «Звезда Поволжья»


Г. Н.ШВЕЦОВА-ВОДКА

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ

ДОКУМЕНТА и КНИГИ

Учебное пособие

Москва Киев

«Рыбари» «Знання»

УДК 002.2(075.8)

Рецензенты:

С.Г. Кулешов, заведующий отделом документоведения Укра­инского научно-исследовательского института архивного дела и документоведения, доктор исторических наук, профессор;

^ II.П. Кушнаренко, проректор но научной работе Харьков­ской государственной академии культуры, доктор педагоги­ческих наук, профессор;

Г.В. Силкова, заведующая кафедрой документальных коммуникаций Ровепского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических паук, доцент

^ Швецова-Водка Г.Н.

Ш35 Общая теория документа и книги: учеб. пособие / Г.Н. Швецова-Водка. - М. : Рыбари; К. : Знания, 2009. - 487 с.

ISBN 978-5-93763-008-7 ("Рыбари", Россия) ISBN 978-966-346-518-0 ("Знания", Украина)

В пособии раскрываются основные теоретические вопросы общего документоведения - от определения "документа" до клас­сификации печатных изданий. Изложение учебного материала отражает авторскую концепцию, согласованную с распространен­ными представлениями о документе и книге, а также с исследова­ниями разных ученых, изучавших проблемы документоведения и книговедения. Пособие содержит теоретические материалы, соответствующие программе курса "Документоведение". Учебное пособие состоит из двух частей: "Основы теории документа" и "Книга как вид документа".

Пособие предназначено студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям документоведческих, книговедческих и библиотековедческих специальностей университетов и академий, библиоточно-информационных факультетов вузов культуры и искусств.

ББК 73.031+76.110я73

© Издательство Знания

ISBN 978-966-346-518-0 ("Знания", Украина)

Предисловие..................................................................9

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДОКУМЕНТА.....................13

Тема 1. Понятие "документ": историческое развитие его значений ........14

1.1. Эмпирические представления о документе......... 14

1.2. Значения понятия "документ"..........................17

1.3. Происхождение термина "документ" и развитие его значений..............37

Выводы.......................................................................41

.41

Тема 2. Функциональная сущность понятия "документ" 43

2.1. Понятие "информация" с точки зрения теории информационной коммуникации. Структура информационно-коммуникационной системы..44

2.2. Структура процесса социальной коммуникации 48

2.3. Понятие "социальной информации". Соотноше­ние информации и знания 49

2.4. Функциональное определение понятия "документ".............................52

Выводы.......................................................................56

Вопросы и задания для самоконтроля..............................57

Тема 3. Определение Документа IV..............................58

3.1. Определение документа в стандартах и словарях

По делопроизводству и архивному делу..............58

3.2. Современные определения документа в инфор­матике (в разных сферах информационной деятельности). Документ IV как "записанная информация".................................................66

3.3. Определение документа в библиотековедении. Документ как объект библиотечного дела......74

Выводы.......................................................................80

Вопросы и задания для самоконтроля..............................81

Тема 4. Функции, свойства и признаки документа.........82

4.1. Понятие "функции документа". Главная (сущ­ностная) функция документа и производные от нее.........................................................83

4.2. Другие общие функции документа. Понятие специальных и конкретных функций доку­ментов.............................................................87

4.3. Свойства документа........................................99

4.4. Признаки документа......................................113

Выводы......................................................................115

Вопросы и задания для самоконтроля.............................116

Тема 5. Информационная составляющая документа.....117

5.1. Концепция социальной информации................118

5.2. Структура и свойства социальной информации... 12 4

5.3. Требования к социальной информации.............130

5.4. Классификация социальной информации (ее виды) ......................133

Выводы......................................................................143

Вопросы и задания для самоконтроля.............................143

Тема 6. Знаковая и материальная составляющие

Документа IV................................................145

6.1. Знаковая составляющая Документа IV.............146

6.2. Вещественная (физическая) основа Документа IV 153

6.3. Форма (конструкция) носителя информации

У Документа IV..............................................156

6.4. Структура документа.....................................158

Выводы......................................................................160

Вопросы и задания для самоконтроля.............................161

Тема 7. Классификация Документа IV........................163

7.1. Задачи и особенности классифицирования документов...................165

7.2. Классификация Документа IV по признакам, характеризующим знаковую систему записи информации...........................................168

7.3. Классификация Документа IV по признакам, характеризующим материальный носитель документа......................................181

7.4. Классификация документа по его информационной составляющей...184

7.4.1. Виды документа по сфере возникновения информации и объекту отражения..186

7.4.2. Представление о первичных и вторичных документах...................188

7.5. Классификация Документа IV по обстоятельст­вам его существования во внешней среде.......193

7.5.2. Документы - оригиналы и копии...................200

7.5.3. Аутентичный (подлинный) и фальшивый (поддельный) документы....202

Выводы......................................................................203

Вопросы и задания для самоконтроля.............................206

Тема 8. Документоведений как наука..........................208

8.1. Основные этапы развития и главные концепции документоведения........208

8.2. Объект, предмет и структура документоведения 215

8.3. Место документоведения в системе наук..........227

8.4. Методы документоведения..............................236

Выводы......................................................................245

Вопросы и задания для самоконтроля.............................246

^ ЧАСТЬП. КНИГА КАК ВИД ДОКУМЕНТА .....................247

Тема 9. Определение книги ........................................248

9.1. Дифференциация понятия "книга" по особен­ностям материального носителя информации....249

9.2. Дифференциация понятия "книга" по особен­ностям знаковой формы и способа восприятия человеком....................................................252

9.3. Место книги в социальном коммуникационно-информационном процессе..............................255

9.4. Соотношение книги с документами первоначаль­ными и архивными........................................259

9.5. Соотношение понятий "документ", "книга", "издание", "произведение печати", "литература", "публикация"...............................................260

Выводы......................................................................265

Вопросы и задания для самоконтроля.............................266

Тема 10. Функции и свойства книги ..............................267

10.1. Сравнение функций документа и книги............268

10.2. Сравнение свойств документа и книги..............272

10.3. Специфические функции и свойства книги.......281

Выводы......................................................................291

Вопросы и задания для самоконтроля.............................294

Тема 11. Общие понятия типологии книги .....................295

11.1. Понятие типологии книги..............................295

11.2. Способы типологического познания книги........299

11.5. Принципы типологии книги...........................316

Выводы......................................................................317

Вопросы и задания для самоконтроля.............................318

Тема 12. Типы и жанры литературы .............................319

12.1. Понятие "типы литературы"...........................319

12.2. Типы литературы по социальному назначению..............................322

12.3. Типы литературы по дополнительным при­знакам...........................333

12.4. Жанры литературных произведений: общая характеристика..........337

12.5. Жанры политических первоисточников...........345

12.6. Жанры правовых первоисточников.................346

12.7. Жанры художественной литературы...............354

12.8. Жанры публицистической литературы............358

12.9. Жанры массово-информационной литературы... 364

12.10. Жанры мемуарной литературы.......................368

12.11. Жанры научно-исследовательской литературы... 372

12.12. Жанры научно-популярной литературы...........376

12.13. Жанры учебной литературы...........................376

12.14. Жанры производственной литературы.............376

12.16. Жанры научно-информационной литературы...383

12.17. Жанры справочной литературы......................392

12.18. Типы и жанры религиозной (духовной) литературы....................393

12.19. Жанры развлекательной литературы...............396

Выводы......................................................................398

Вопросы и задания для самоконтроля.............................399

Тема 13. Виды печатных изданий .................................400

13.1. Классификация всех печатных изданий

По определенным признакам...........................403

13.2. Виды непериодических изданий......................420

13.3. Виды периодических и продолжающихся изданий...........................425

13.4. Пересмотр стандартов на виды изданий............431

Выводы......................................................................445

Вопросы и задания для самоконтроля.............................446

Список литературы в помощь изучению курса.................447

Приложение. Возможные пути развития терминосистемы документоведения……………………457

Именной указатель......................................................472

Предметный указатель .................................................475

ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие "документ" является одним из наиболее распро­страненных в профессиональной деятельности специалистов документально-информационной сферы общества. О нем идет речь, когда рассматривают основные процессы, из которых со­стоит труд библиотекаря, библиографа, сотрудника научно-информационного учреждения, архива, музея и многих других социальных институтов документально-информационного обеспечения общества.

Определение и классификация документов приобретают не только научное, но и сугубо практическое значение. Обычные, бытовые представления о документе и его видах оказываются недостаточными для организации деятельности информацион­ных учреждений. Необходим научный анализ как самого по­нятия "документ", так и тесно связанных с ним понятий, обо­значающих процессы и операции создания, обработки и использования документов в разных сферах общественной де­ятельности.

Поэтому в наше время большое значение уделяется разви­тию и преподаванию работникам сферы социальных информа­ционных коммуникаций общепрофессиональной дисциплины

"Документоведение", способной обеспечить единство в реше­нии многих вопросов, связанных с определением, классифика­цией и характеристикой документов.

Обязательной вводной частью документоведения должен быть раздел "Основы теории документа". Общая теория доку­мента активно развивается в настоящее время, существуют разнообразные подходы и взгляды относительно многих науч­ных понятий, терминов, концепций документоведения. Одна из задач учебной дисциплины "Документоведение" - познако­мить с ними студентов, помочь определить наиболее приемле­мые, обоснованные концепции, сделать соответствующие вы­воды. Именно основы теории документа являются наиболее общим содержанием данной дисциплины, необходимым для обучения не только библиотекарей-библиографов, но и студен­тов других специальностей.

Весомой составляющей основ теории документа является типология документа. Типология - это "учение о типах", а также об определении главных понятий (категорий), которые касаются документа и его видов; о разных способах классифи­кации документов; о соотношении между разными видами до­кумента и др.

Для библиотековедения и библиографоведения важно так­же определить соотношение категорий "документ" и "книга", возможности их применения относительно явлений, с которы­ми имеет дело библиотекарь или библиограф. Поэтому второй частью курса является раздел "Книга как вид документа". По­строение второй части курса в известной степени соответствует построению первой части - от общего к частному.

Следует отметить, что характеристика книги с позиций до­кументоведения нужна также всем работникам, связанным с информационным обеспечением общества, потому что именно в книге (согласно ее трактовке, принятой в данном пособии) находится наибольший объем общедоступной информации.

Содержание пособия ограничено главными теоретическими вопросами документоведения: от определения документа до классификации печатных изданий. Безусловно, за пределами пособия остается множество проблем, как теоретических, так и сугубо практических, касающихся характеристики отдельных видов, типов, жанров документов. Автор осознает, что данное пособие освещает далеко не все вопросы документоведе­ния. Даже характеристика книги здесь не полна, поскольку в пособии отсутствует характеристика нетекстовых произведе­ний печати и других видов изданий, кроме печатных (в част­ности, электронных, аудиальных, экранных). Но общая тео­рия документа и книги, представленная в пособии, дает возможность правильно сориентироваться во всем многообра­зии существующих документов, используя разные источники для ознакомления с ними.

Предлагаемое пособие ставит целью быть теоретическим введением к документоведению и книговедению, обеспечить единый подход к классификации документов вообще и книг в частности. Оно отражает авторскую концепцию, основанную на собственных научных исследованиях и согласованную с рас­пространенными представлениями о документе и книге, а так­же с исследованиями многих ученых, изучавших проблемы документоведения и книговедения. Пособие знакомит с дости­жениями современного документоведения, дискуссиями по до-кументоведческим проблемам, предлагает альтернативные подходы к их решению, которые должны стимулировать само­стоятельную творческую деятельность студентов. Дидактичес­кий потенциал пособия заложен в последовательности изложе­ния материала (от общих вопросов к частным), его делении на конкретные темы, наличии выводов, вопросов и заданий для самоконтроля по каждой теме.

Данное издание представляет собой перевод учебного посо­бия "Документоведение", вышедшего на украинском языке, с некоторыми изменениями и дополнениями. Измененное на­звание больше соответствует его содержанию, в котором отра­жено не все документоведение, а только его вводная часть. От­сутствие детальной характеристики отдельных видов докумен­тов в данном пособии объясняется необходимостью создания системы документоведческих учебных дисциплин и их соот­ветствующего учебно-методического обеспечения. На самосто­ятельный статус заслуживают такие учебные дисциплины, как "Управленческое документоведение", "Электронное доку­ментоведение", "Кинофотофонодокументоведение" и другие, посвященные разным видам документов. Кроме перечислен­ных, в этой системе должны быть и такие учебные дисципли­ны, как "Социальные коммуникации", "Документный ресурс", "Документные потоки и массивы" и т. п.

^ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДОКУМЕНТА

ПОНЯТИЕ "ДОКУМЕНТ": ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕГО ЗНАЧЕНИЙ

Понятие "документ" в наше время является наиболее рас­пространенным в науках, изучающих разные способы хране­ния и передачи в обществе знания (или информации). Сущест­вует множество определений документа, которые зафикси­ровали представления о нем.

Прежде всего, считаем нужным рассмотреть эмпирические представления о документе, исторические корни термина "до­кумент" и постепенное развитие его значений до XX в.; обоб­щить имеющиеся в литературе определения документа; пока­зать соотношение между существующими в наше время значениями понятия "документ".

1.1. Эмпирические представления о документе

Эмпирические представления возникли как следствие или как итог наблюдений, как обобщение многих реальных явле­ний, но не как следствие теоретического познания, для которо­го нужны определенные методологические принципы, теория, которая бы объясняла смысл и происхождение явления.

Эмпирически документ представляется, во-первых, как оп­ределенная вещь, как "материальный объект" или "субстанци­альный" (вещественный, в отличие от энергетического) носи­тель информации. Иначе говоря, документ - это вещь, которую можно увидеть, к которой можно прикоснуться или ощутить другими органами чувств.

Во-вторых, документ - это такая вещь, которая несет в себе некую информацию, то есть может что-то (какие-то сведения, знания) передать тому, кто будет знакомиться с документом, изучать его, читать или иным образом "потреблять информа­цию". Документ прежде всего нужен человеку именно для того, чтобы ознакомиться с этой информацией.

С другой стороны, документ создается человеком (точнее - об­ществом) для того, чтобы сохранить определенное знание во вре­мени и передать его другим людям (потребителям информации).

Для того, чтобы передать информацию с помощью докумен­та, человек использует разные средства. Во-первых, выбирает материальные объекты, вещи, которые могут быть "вещест­венным носителем" информации. Во-вторых, устанавливает, каким способом можно "закрепить информацию" на данном носителе. В-третьих, разрабатывает способы извлечения ин­формации из этого носителя.

Все эти свойства документа отражаются в его определениях. Например, в таких: "документ - материальный объект, содер­жащий информацию в закрепленном виде"; "документ - ма­териальный объект, содержащий закрепленную информацию, специально предназначенный для ее передачи в пространстве и времени и используемый в общественной практике"; "доку­мент - материальный объект, содержащий информацию в за­фиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве"; "документ - матери­альный объект, содержащий закрепленную информацию и специально предназначенный для ее передачи и использова­ния" 1 ; "документалистика толкует документ в широком плане как информацию, зафиксированную на материальном носите­ле..."; документ - это "информация, закрепленная на носите­ле, позволяющем осуществлять ее передачу.... Документ - это воплощенная в физической форме информация".

Некоторые ученые в определениях документа подчеркива­ли, что он создается и используется именно человеком, то есть обществом, и поэтому содержит не любую информацию, а именно "социальную", или "нооинформацию". Например: "до­кумент - это любой материальный носитель, на котором чело­веком зафиксирована (закреплена) социальная информация" 4 ; "документом считается любая зафиксированная в пространс­тве и во времени нооинформация (информация, созданная че­ловеческим разумом; в отличие от информации, зафиксиро­ванной в явлениях природы, биологии и т. п.)" 5 ; "документом считается любая нооинформация (информация, созданная че­ловеческим разумом, в отличие от информации, зафиксиро­ванной в явлениях неживой природы, или биологии), зафикси­рованная на специальном вещественном носителе в целях ее использования, передачи и хранения. Форма и способ фиксации здесь допускаются любые, то есть на бумаге, пленке, в виде ко­декса, ленты, диска и т. п." 6 (Выделено автором). По отноше­нию к двум последним определениям следует заметить: социальная или нооинформация, которая передается в обществе, то есть от человека к человеку, может быть зафиксирована не только "на специальном вещественном носителе", но и на пред­метах, принадлежащих к сфере неживой природы (например, камнях в минералогическом музее), и даже на представителях живой природы (животных в зоопарке). Утверждение о том, что "форма и способ фиксации здесь допускаются любые", оп­ровергается следующим перечнем, который свидетельствует о том, что имеются в виду материалы и формы носителя инфор­мации, приспособленные только для записи информации.

Безусловно, уточнения относительно того, что документом передается социальная или нооинформация, верны, но в дейс­твительности они ничего не меняют в упомянутой выше трак­товке документа, потому что в любом случае имеются в виду именно такие материальные объекты, которые используются для передачи нооинформации (как информации, доступной только человеческому разуму) или "социальной информации", если ее понимать как любую информацию, которая создается и передается в человеческом обществе.

Наряду с такими определениями "документа", которые охва­тывают очень широкий круг явлений, существуют и другие толкования, связывающие понятие "документ" с определен­ными ограничениями его материальной или знаковой формы, а также функций.

В ночь на 3 мая 1945 года у границы крошечного Лихтенштейна появилась группа людей в немецкой форме. Пограничники приготовились было отражать нападение незваных гостей, как тут из немецкой машины выскочил человек и закричал: «Не стреляйте, здесь русский генерал».

Как вскоре выяснилось, пришедшая со стороны Австрии воинская часть входила в состав вермахта и состояла из русских белоэмигрантов и перешедших на сторону фашистов советских военнопленных. Ими командовал генерал-майор Артур Хольмстон. Но на самом деле он был русским, фамилия - Смысловский. Там же на границе все одетые в немецкую форму военные были разоружены и интернированы.

Смысловский не Власов, о нём в России мало что знают. Одним из первых о нём написал в недавно вышедшей в России книге «Незнакомый Лихтенштейн» бывший посол в Швейцарии и по совместительству в Лихтенштейне А. Степанов.

А вот на Западе пишущая публика уделяла Смысловскому много внимания. Особый интерес вызвала вышедшая в 1996 году книга швейцарского историка Петера Гайгера и австрийского публициста Манфреда Шлапи, которая называется «Русские в Лихтенштейне. Бегство и интернирование армии вермахта Хольмстона. 1945–1948». В Бельгии в 1993 году по телевидению показали фильм Робера Энрико «Ветер с Востока», посвящённый появлению в Лихтенштейне отряда Смысловского, роль которого исполнил Малкольм Макдауэлл.

Граф Борис Алексеевич Смысловский родился в 1897 году в Финляндии, в ту пору входившей в состав Российской империи. Его мать Элеонора Малахова была крёстной одной из сестёр императора. Дед - генерал от инфантерии Малахов, в 1905 году командовавший войсками Московского военного округа. Об отце Смысловского, «невысоком бородатом офицере» царской армии, упоминает в своей книге «Август четырнадцатого» Солженицын.

Наш герой тоже был царским гвардейским офицером, в годы Гражданской сражался на стороне белогвардейцев и затем покинул Россию. Установлено, что в 1920-е годы он был связан с германской разведкой. После нападения Германии на Советский Союз он возглавил разведывательно-диверсионную службу, агенты которой, в частности, использовались для подрывной работы в тылу советских войск.

В начале 1945 года Смысловский, став генерал-майором, под псевдонимом Артур Хольмстон возглавил 6-тысячную «1-ю русскую национальную армию», все командные посты в которой занимали эмигранты. Но при всей враждебности к СССР он был достаточно расчётлив, быстро разобрался в том, что Германию ожидает неминуемое поражение, а следовательно, ему надо думать о собственном спасении. Но где укрыться после войны? Смысловский понимал, что если он окажется в расположении войск западных союзников, то всё равно есть риск быть выданным Советскому Союзу. Поэтому решил искать нейтральное государство, причём такое, где его появление оказалось бы малозаметным. Выбор пал на Лихтенштейн.

Вместе со Смысловским на территории княжества оказались примерно 500 человек, в том числе 30 женщин и два ребёнка. Большинство из них составляли советские граждане, в своё время оказавшиеся в плену у немцев. Интересно, что, по признанию проживающего нынче в Лихтенштейне барона фон Фальц-Фейна, волею судьбы оказавшегося участником происходивших тогда событий, в группе Смысловского перед её вступлением в Лихтенштейн находился князь Владимир Кириллович Романов, сын великого князя Кирилла Владимировича. Он тоже спасался от преследования со стороны союзников, прежде всего французов. Для этого имелись основания.

Во время оккупации Франции Владимир Кириллович продолжал оставаться в этой стране. Причём фашисты в знак особого внимания приставили к нему охрану, что, конечно же, могло служить поводом для последующих обвинений князя в коллаборационизме. Поэтому, когда союзники высадились во Франции, глава дома Романовых в изгнании покинул её, забив машину прихваченными с собой царскими атрибутами. Оказавшись в Австрии, он познакомился там со Смысловским и вместе с ним отправился в Лихтенштейн. Но его не пустили. Интернированию подлежали только военные, а всех гражданских лиц, в том числе князя с его приближёнными, власти Лихтенштейна отказались принять. Владимир Кириллович продолжал оставаться в Австрии, где встретился с Петэном и Лавалем, которых затем выдал союзникам… Позднее он оказался в Испании, по-прежнему называя себя наследником российского престола.

Судьба тех, кто вместе со Смысловским пришёл в Лихтенштейн, решалась в течение нескольких лет. Уже в августе 1945 года в княжестве появились представители советской военной миссии, которым было поручено добиться репатриации членов группы Смысловского в Советский Союз. Состоялись сложные переговоры с представителями правительства Лихтенштейна. О них рассказывал всё тот же фон Фальц-Фейн.

Меня привлекли к переговорам как человека, хорошо знавшего немецкий и русский языки, - говорил Эдуард Александрович. - Я участвовал в них в качестве переводчика. Переговоры шли на повышенных тонах. Русские хотели, чтобы все советские граждане вместе со Смысловским были переданы СССР. Причём эти требования часто сопровождались словами, которые я не решался переводить на немецкий.

Члены миссии встречались с интернированными, не скупились на заверения в том, что возвратившимся на родину никто не будет угрожать. Был даже устроен праздничный вечер, во время которого пели русские песни и произносили тосты за возвращение на родину. Многие решили вернуться. Некоторые из них работали у лихтенштейновских фермеров. При расставании лихтенштейнцы просили написать, как добрались, как устроились. «Но, насколько мне известно, - закончил свой рассказ Эдуард Александрович, - ни одно письмо так и не пришло».

Впрочем, фон Фальц-Фейн - не единственный из здравствующих участников тех драматических событий. В редакцию «Труда» пришло письмо от проживающего в Переславле-Залесском П. Астахова, который с августа по ноябрь 1945 года работал переводчиком советской репатриационной комиссии. По воспоминаниям Астахова, интернированные поначалу встретили советских военных холодно, репликами типа: «Кончайте агитировать, господа! Добровольцев ищите в другом месте». Один из интернированных прямо заявил: «Знайте, мы служили в Красной Армии, мы любим свою родину - Россию, мы любим свой народ, оставленных там близких. Но знайте и то, что пока в СССР будет существовать Сталин и клика его приспешников, наш возврат в Россию не состоится».

Были и другие мнения. Некий человек по фамилии Анкудинов высказался за возвращение домой. «Пусть нам будет трудно, - сказал он, - нас ожидает разорённая страна, но мы её граждане, мы вернёмся на родную землю, где всё близко и дорого. Так думаю не только я». Уже в августе началось возвращение интернированных в Советский Союз. В подготовке их отъезда, как пишет Астахов, участвовал Э.А. фон Фальц-Фейн. «В день отправки каждому отъезжающему „подносили“, наполненный до краёв стакан водки с пожеланием доброго пути».

Уехали не все. Некоторые всё же не решились возвращаться на Родину, полагая, что с цветами встречать там их не будут. Ведь они не просто оказались в плену, но ещё и надели немецкую форму и даже воевали против своей страны. Не очень уютно чувствовали себя и власти Лихтенштейна, понимая, что на территории их государства находятся остатки армии вермахта. Это, естественно, вызывало неприятный международный резонанс. Поэтому местные власти людей Смысловского не только не удерживали, но и недвусмысленно намекали им на то, что их присутствие здесь нежелательно.

Сам Смысловский, несмотря на требования советской стороны о его выдаче, оставался в Лихтенштейне до августа 1947 года, пока вместе с группой своих бывших подчинённых не перебрался в Аргентину, где стал советником президента Перона «по борьбе с терроризмом». Одновременно он весьма преуспел в бизнесе. Но жизнь в Аргентине ему не нравилась. В письме фон Фальц-Фейну он сообщал, что скучает по Лихтенштейну. Накопленный капитал позволил Смысловскому в 1966 году возвратиться и окончательно обосноваться в милом ему княжестве. Здесь он и умер в 1988 году, на 91-м году жизни.

Почему же Смысловскому удалось избежать участи Власова, Каминского, Краснова, Семёнова, Шкуро и других, кто воевал на стороне фашистов против своей страны? С таким вопросом я обратился к автору «Незнакомого Лихтенштейна» А. Степанову.

Смысловскому, - сказал Андрей Иванович, - конечно же, повезло, что он укрылся в Лихтенштейне, который хоть и был крошечной страной, но сохранял во время войны нейтралитет. Многие в княжестве до сих пор считают, что, приняв у себя Смысловского и его группу, их страна наглядно продемонстрировала всему миру, насколько уважают здесь права человека. Ведь это уберегло от сталинских лагерей и даже гибели сотни людей. Не случайно в 1980 году в присутствии Смысловского в столице княжества Вадуце была торжественно отмечена 35-я годовщина интернирования, а в 1995-м с такой же помпой праздновалась 50-летняя дата этого события.

Но, по мнению А. Степанова, есть более важная причина того, почему Смысловский спокойно дожил до глубокой старости. В годы войны граф был тесно связан с военной контрразведкой, действовавшей на территории Советского Союза. То, что он знал, представляло большой интерес для западных спецслужб, потому они не были заинтересованы в его выдаче Советскому Союзу. Можно сказать, что всю свою послевоенную жизнь Смысловский находился под их негласным покровительством. Связь с иностранной разведкой не мешала ему часто заявлять о своём патриотизме, о любви к России. Но для всех россиян Смысловский навсегда останется чужим - человеком в фашистской военной форме…

Г. Н.ШВЕЦОВА-ВОДКА

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ

ДОКУМЕНТА и КНИГИ

Учебное пособие

УДК 002.2(075.8) ББК 73.031+76.110я73 Ш35

Рецензенты:

С.Г. Кулешов, заведующий отделом документоведения Украинского научноисследовательского института архивного дела и документоведения, доктор исторических наук, профессор;

II.П. Кушнаренко, проректор но научной работе Харьковской государственной академии культуры, доктор педагогических наук, профессор;Г.В. Силкова, заведующая кафедрой документальных коммуникаций Ровепского

государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических паук, доцент

Швецова-Водка Г.Н.

Ш35 Общая теория документа и книги: учеб. пособие / Г.Н. Швецова-Водка.

М. : Рыбари; К. : Знания, 2009. - 487 с.

ISBN 978-5-93763-008-7 ("Рыбари", Россия) ISBN 978-966-346-518-0

("Знания", Украина)

В пособии раскрываются основные теоретические вопросы общего документоведения - от определения "документа" до классификации печатных изданий. Изложение учебного материала отражает авторскую концепцию, согласованную с распространенными представлениями о документе и книге, а также с исследованиями разных ученых, изучавших проблемы документоведения и книговедения. Пособие содержит теоретические материалы, соответствующие программе курса "Документоведение". Учебное пособие состоит из двух частей: "Основы теории документа" и "Книга как вид документа".

Пособие предназначено студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям документоведческих, книговедческих и библиотековедческих специальностей университетов и академий, библиоточно-информационных факультетов вузов культуры и искусств.

ББК 73.031+76.110я73

© Издательство Знания

ISBN 978-966-346-518-0 ("Знания", Украина)

Предисловие..................................................................

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДОКУМЕНТА.....................

Тема 1. Понятие "документ": историческое развитие его значений

1.1. Эмпирические представления о документе.........

1.2. Значения понятия "документ"..........................

1.3. Происхождение термина "документ" и развитие его значений..............

Тема 2. Функциональная сущность понятия "документ" 43

2.1. Понятие "информация" с точки зрения теории информационной коммуникации. Структура информационно-коммуникационной системы..44

2.2. Структура процесса социальной коммуникации 48

2.3. Понятие "социальной информации". Соотношение информации и знания 49

3.2. Современные определения документа в информатике (в разных сферах информационной деятельности). Документ IV как "записанная

4.1. Понятие "функции документа". Главная (сущностная) функция

документа и производные от нее

4.2. Другие общие функции документа. Понятие специальных и конкретных

функций документов.............................................................

Свойства документа........................................

Признаки документа......................................

Выводы......................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля.............................

Тема 5. Информационная составляющая документа.....

Концепция социальной информации................

5.2. Структура и свойства социальной информации...

5.3. Требования к социальной информации.............

5.4. Классификация социальной информации (ее виды) ......................

Выводы......................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля.............................

Тема 6. Знаковая и материальная составляющие

Документа IV................................................

Знаковая составляющая Документа IV.............

6.2. Вещественная (физическая) основа Документа IV 153

6.3. Форма (конструкция) носителя информации

7.2. Классификация Документа IV по признакам, характеризующим

7.4.1. Виды документа по сфере возникновения информации и объекту отражения..186

7.5.3. Аутентичный (подлинный) и фальшивый (поддельный)

документы

Выводы......................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля.............................

Тема 8. Документоведений как наука..........................

Основные

развития

концепции

документоведения........

8.2. Объект, предмет и структура документоведения 215

8.3. Место документоведения в системе наук..........

8.4. Методы документоведения

..............................

Выводы......................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля.............................

ЧАСТЬП. КНИГА КАК ВИД ДОКУМЕНТА.....................

Тема 9. Определение книги ........................................

9.1. Дифференциация понятия "книга" по особенностям материального

носителя информации....249

9.2. Дифференциация понятия "книга" по особенностям знаковой формы и

9.3. Место книги в социальном коммуникационно-информационном

9.5. Соотношение понятий "документ", "книга", "издание", "произведение

печати", "литература", "публикация"...............................................

Выводы......................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля.............................

Тема 10. Функции и свойства книги..............................

10.1. Сравнение функций документа и книги............

10.2. Сравнение свойств документа и книги..............

10.3. Специфические функции и свойства книги.......

Выводы......................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля.............................

Тема 11. Общие понятия типологии книги.....................

11.1. Понятие типологии книги..............................

11.2. Способы типологического познания книги........

11.5. Принципы типологии книги...........................

Выводы......................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля.............................

Тема 12. Типы и жанры литературы.............................

12.1. Понятие "типы литературы"...........................

12.2. Типы литературы по социальному назначению..............................

12.3. Типы литературы по дополнительным признакам.........................

12.4. Жанры литературных произведений: общая характеристика..........

12.5. Жанры политических первоисточников...........

12.6. Жанры правовых первоисточников.................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие "документ" является одним из наиболее распространенных в профессиональной деятельности специалистов документально-

информационной сферы общества. О нем идет речь, когда рассматривают основные процессы, из которых состоит труд библиотекаря, библиографа,

сотрудника научно-информационного учреждения, архива, музея и многих других социальных институтов документально-информационного обеспечения общества.

Определение и классификация документов приобретают не только научное, но и сугубо практическое значение. Обычные, бытовые представления о документе и его видах оказываются недостаточными для организации деятельности информационных учреждений. Необходим научный анализ как самого понятия "документ", так и тесно связанных с ним понятий, обозначающих процессы и операции создания, обработки и использования документов в разных сферах общественной деятельности.

Поэтому в наше время большое значение уделяется развитию и преподаванию работникам сферы социальных информационных коммуникаций общепрофессиональной дисциплины

"Документоведение", способной обеспечить единство в решении многих вопросов, связанных с определением, классификацией и характеристикой документов.

Обязательной вводной частью документоведения должен быть раздел

"Основы теории документа". Общая теория документа активно развивается в настоящее время, существуют разнообразные подходы и взгляды относительно многих научных понятий, терминов, концепций документоведения. Одна из задач учебной дисциплины "Документоведение"

Познакомить с ними студентов, помочь определить наиболее приемлемые,

обоснованные концепции, сделать соответствующие выводы. Именно основы теории документа являются наиболее общим содержанием данной

дисциплины, необходимым для обучения не только библиотекарей-

библиографов, но и студентов других специальностей.

Весомой составляющей основ теории документа является типология документа. Типология - это "учение о типах", а также об определении главных понятий (категорий), которые касаются документа и его видов; о

разных способах классификации документов; о соотношении между разными видами документа и др.

Для библиотековедения и библиографоведения важно также определить соотношение категорий "документ" и "книга", возможности их применения относительно явлений, с которыми имеет дело библиотекарь или библиограф. Поэтому второй частью курса является раздел "Книга как вид документа". Построение второй части курса в известной степени соответствует построению первой части - от общего к частному.

Следует отметить, что характеристика книги с позиций до-

кументоведения нужна также всем работникам, связанным с информационным обеспечением общества, потому что именно в книге

(согласно ее трактовке, принятой в данном пособии) находится наибольший объем общедоступной информации.

Содержание пособия ограничено главными теоретическими вопросами документоведения: от определения документа до классификации печатных изданий. Безусловно, за пределами пособия остается множество проблем, как теоретических, так и сугубо практических, касающихся характеристики отдельных видов, типов, жанров документов. Автор осознает, что данное пособие освещает далеко не все вопросы документоведения. Даже характеристика книги здесь не полна, поскольку в пособии отсутствует характеристика нетекстовых произведений печати и других видов изданий,

кроме печатных (в частности, электронных, аудиальных, экранных). Но общая теория документа и книги, представленная в пособии, дает возможность правильно сориентироваться во всем многообразии

Швецова В. Н. ШВЕЦÓВА Вера Николаевна (р. 2.10.1929, Череповец), сов. артистка, педагог. Засл. арт. Латв. ССР (1958). Чл. КПСС с 1959. В 1948 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог А. Я. Ваганова). Работала в Ленингр. Малом т-ре (1948–50), Т-ре им. Спендиарова (1951–53). В 1953–73 солистка балета Рижского т-ра. Партии: Медора (), Сванильда, Китри, Жизель; Скайдрите ("Стабурадзе" Калниня), Эгина; Аннель ("У голубого Дуная" на муз. И. Штрауса) и др. Участвовала в гастролях за рубежом. С 1961 педагог Рижского хореографич. уч-ща, в 1963–65 преподавала в хореографич. уч-ще в Берлине.

Э. Т. Силинь.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое "Швецова В. Н." в других словарях:

    Швецова - Швецова, Таисия Александровна Таисия Александровна Швецова (род. 1937(1937), д. Стешково, Вологодская область) художница. Биография Таисия Александровна Швецова родилась в 1937 году в деревне Стешково Вологодской области. Во время войны в… … Википедия

    ШВЕЦОВА улица - Улица Швецова проходит от проспекта Стачек до Михайловского переулка. Она была застроена в начале XX века и называлась тогда Некрасовской улицей. С 1923 года эта улица носит имя старого путиловца, большевика Тимофея Сафронови ча Швецова (1863… …

    Швецова, Людмила - Вице спикер Государственной Думы шестого созыва Вице спикер Государственной Думы шестого созыва. Ранее заместитель мэра Москвы (2010 2011), первый заместитель мэра Москвы (2000 2010), руководитель департамента общественных и межрегиональных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Швецова, Людмила Ивановна - Людмила Ивановна Швецова … Википедия

    Швецова, Таисия Александровна - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Швецова, Людмила Ивановна. Таисия Александровна Швецова (род. 1937(1937), д. Стешково, Вологодская область) художница. Биография Таисия Александровна Швецова родилась в 1937 году… … Википедия

    ШВЕЦОВА улица - Улица Швецова проходит от проспекта Стачек до Михайловского переулка. Она была застроена в начале XX века и называлась тогда Некрасовской улицей. С 1923 года эта улица носит имя старого путиловца, большевика Тимофея Сафроновича Швецова (1863… … Почему так названы?

    Людмила Швецова - Биография Людмилы Швецовой Людмила Ивановна Швецова родилась 24 сентября 1949 года в Алма Ате (Казахстан). Отец Иван Васильевич Одинцов, кадровый военный, участник Великой Отечественной войны. Мать Вера Григорьевна Одинцова, преподавала… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Людмила Ивановна Швецова - родилась 24 сентября 1949 года в Алма Ате (Казахстан). Отец Иван Васильевич Одинцов, кадровый военный, участник Великой Отечественной войны, награжде многими государственными наградами. Мать Вера Григорьевна Одинцова, преподавала английский язык … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Улица Швецова (Санкт-Петербург) - Улица Швецова Санкт Петербург Общая информация Район города Кировский Исторический район … Википедия

    улица Швецова - Эта улица находится в Кировском районе. Она начинается у Кировской площади и тянется до Михайловского переулка. Первоначально, с 1900 года, это был Некрасовский переулок, а с 1903 года – Некрасовская улица, названная так в честь поэта … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Книги

  • Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи. Монография , Швецова М. Н. , В монографии рассматриваются вопросы, связанные с феноменами "семья", "замещающая семья", анализируются подходы к социально-психологическому сопровождению, приводится анализ существующей… Издатель: Прометей , Купить за 420 руб
  • KUMON. Учимся клеить пазлы-аппликации , Швецова О.С. , Эта рабочая тетрадь - для детей, которые уже довольно уверенно обращаются с ножницами и клеем. Она направлена на совершенствование этих навыков. Все задания в тетради построены по принципу… Серия:


Просмотров