Этическая беседа о правах ребёнка в подготовительной группе. Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст) Право на защиту ребенком своих прав и интересов

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад№10 общеразвивающего вида

Волоколамского муниципального района

Московской области

Беседа с детьми

Право на защиту

В старшей подготовительной группе

Дата проведение:

20.11.2015г.

Воспитатель: Окс Е.А

«Право на защиту»

Программное содержание: Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту.

Соц. педагог: Ты – ребенок. Каждый ребенок, в каком бы уголке земного шара он ни жил, имеет право на защиту и поддержку взрослых. Взрослые любят тебя. Ты такой маленький по сравнению с огромным миром. Но ты не один. Взрослые всегда рядом. Это мама, папа, бабушка, дедушка, тети и дяди, воспитатель и другие люди, которых ты так любишь.

Взрослые делают все, чтобы ты жил счастливо и безопасно. Это они построили дом, в котором ты живешь с людьми, любящими тебя. Взрослые построили города и села, посадили цветы и деревья. Это они создали игрушки, в которые ты так любишь играть. На фабриках по всей стране они делают твои любимые конфеты. Автобусы, троллейбусы, поезда и самолеты тоже продукт их труда. В больницах работают врачи, они очень хотят, чтобы ты не болел.

Твоя мама самая красивая, нежная, ласковая. Она укрывает тебя одеялом на ночь. Она готовит для тебя вкусную еду.

Как вы думаете, как понимать слово защита? Прислушайтесь к этому слову защита, то есть за щитом. Защита это то, что оберегает, охраняет нас от опасности и врагов. Иметь защиту важно для каждого.

Сегодня у нас в гостях девочка Маша (кукла). Послушайте, что с ней случилось. Маша разбила любимую мамину вазу и теперь боится, что она будет наказана.

Ребята, как вы думаете, что чувствует сейчас Маша?

Чего боится Маша? Почему?

Наказывают ли вас родители?

Как вас родители?

Что вы делаете в ответ?

Воспитатель предлагает детям и Маше ряд советов, которое помогут им при ссоре с родителями:

    Скажите взрослым, что вам страшно, когда они на вас кричат.

    Покажите готовность исправить свою ошибку: «Что мне сделать, чтобы ты не сердилась на меня?». Это поможет смягчить гнев взрослого. А главное, помните: родители любят вас.

    Иногда полезно переждать «бурю». Пусть взрослый человек сам успокоится, и вы сможете с ним спокойно поговорить.

Социальный педагог предлагает детям разыграть эту ситуацию. Распределяет роли. В конце сценки взрослый говорит, что ему уже не хочется ругать своих детей.

Вспомните, когда вы сами становились для кого- нибудь защитой?

А кто оберегает и защищает тебя, когда тебе грустно, страшно, одиноко? С кем ты чувствуешь себя, как богатырь за щитом?

Самые близкие и любимые нам люди – мама, папа, бабушка, дедушка, наши друзья становятся нашим щитом в трудную минуту.

В конвенции о правах ребенка записано, что государство должно обеспечить защиту детей от всех форм физического или психологического насилия. Нельзя допускать насилия по отношению к себе и проявлять его по отношению к другим людям. Защиту ребенку обеспечивают взрослые, государство и законы России.

Домашнее задание: Придумать вместе с родителями и нарисовать плакат о защите ребенка.

Конспект занятия

«Права ребёнка»

Педагог-психолог: Доржу А-Х. М.

Беседа с детьми о правах ребёнка с детьми старшего дошкольного возраста «Права ребёнка».

Задачи: Познакомить детей с их правами. Воспитывать уважение к членам семьи.

Материал: Бумага, карандаши, маска медвежонка, медведицы, лепестки с именами детей (что обозначает каждое имя)

Ход: Педагог - здравствуйте ребята! Давайте поболтаем! Садитесь на ковёр. (дети садятся на ковёр) Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им позвать малыша, как к нему обращаться? Ребята, как же помочь этим родителям? Надо придумать имя малышу! (дети предлагают разные имена)

Педагог - каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию и отчество! Давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру: «Назови друг друга ласково» (вы будете передавать друг другу мячик и называть ласково имя того человека, которому отдаёте мяч). Считается, что имя влияет на характер человека, его увлечения. Сейчас мы с вами посмотрим, как имя влияет на характер человека. У меня есть ромашка, вытягиваем первый лепесток – Александр-это… далее дети вытягивают по одному лепестку и передают его тому, чьё имя написано. Тот ребёнок, который получил лепесток, садится за стол вместе со своим лепестком.

Педагог – вот так ребята. На что имеет право каждый ребёнок? На имя! Каждый ребёнок ещё имеет право и на семью! Что такое семья? Это мама. Папа… .семью надо любить и уважать. Давайте с вами послушаем стихотворение «Про маленького мишку – упрямого сынишку» (Воспитатели показывают представление по стихотворению)

Вечер по лесу плывёт, Заревел сыночек.

Звёздочками светится. Вышла мама за порог

Сыну песенку поёт Принесла ему цветок:

Бурая медведица: - вот тебе цветочек,

- на траву упала шишка. Баю-бай, сыночек!

Баю, бай, усни, сынишка! - не хочу цветочек. -

- Не нужна мне шишка! Завизжал сыночек

- Зарычал сынишка. Вышла мама за порог,

- Не хочу, не буду спать, за зелёный бугорок,

Лучше я пойду гулять! Притащила мёду

Вышла мама за порог, Целую колоду.

Принесла ему грибок: мама песенку поёт,

- вот тебе грибочек, мишка угощается:

баю-бай, сыночек! - до чего могучий мёд,

- Не хочу грибочек. - Аж глаза слипаются!

Педагог - скажите ребята, не видели ли вы таких детей? Может на кого-то похож этот медвежонок? Мамочку надо беречь и не огорчать! Так, что надо делать, чтобы не огорчать мамочку? Ответы детей

Педагог - мы с вами говорили, что каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию, ещё на что? Ребёнок имеет право на семью!

А ещё имеет право на охрану здоровья! Как это, ребята? Как можно охранять здоровье? Ответы детей. Педагог - и так, на зарядку становись!

Руки вверх, руки вниз, на носках приподнимись,

Вправо, влево наклонись,

Повтори наклон раз пять, а теперь дружок присядь!

Вот нелёгкое заданье, надо сделать приседанье.

Раз присели, два присели, в третий раз присесть сумели.

Ну-ка сынок! Ставь ножку на носок,

А теперь на пятку – сделаем зарядку!

Дочка! Руку подними. А теперь рукой махни!

Помаши- ка мне рукой Раз – другой, раз – другой!

Давай попрыгаем, сынок! Скок – скок, скок-скок!

Друг за другом, друг за другом, побежали мы по кругу!

Раз – два, раз – два начинается ходьба!

Педагог – устали? Вот так мы немножко укрепили своё здоровье! Ещё ребята, у вас есть право на игру, вы можете играть в разные игры! Какие игры вам нравятся? В какие игры вы играете в садике? Ответы детей!

Можно поиграть в игру «запретное движение»

Послушайте стихотворение «мои права»!

У ребёнка право есть, кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить, на салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой, разбросать свои игрушки!

Исчеркать картинки в книжке, дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав! Разве я, друзья, не прав?

Педагог - Как вы думаете, прав ли герой стихотворения? О каких правах мы с вами говорили?

Ребёнок имеет право на имя, фамилию!

Ребёнок имеет право на семью!

Ребёнок имеет право на охрану здоровья!

Ребёнок имеет право на игру!

Молодцы ребята! Нарисуйте то право, которое вам больше всего понравилось и запомнилось!

Дети выполняют задание, затем рассказывают, что они нарисовали. Работы детей отправляются на выставку!

Программное содержание : закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка; развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки; развивать индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности; воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.

Материал : книга «Права детей», декорации к сказкам «Золушка», «Снежная королева», костюмы для детей разных национальностей.

Ход занятия :

Дети в зале стоят полукругом.

Воспитатель : Дети я рада нашей встрече. Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Права ребенка». Эта чудо-книга расскажет вам о правах детей. Мы с вами уже говорили о правах ребенка. Назовите их:

1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении.

2. Дети имеют право на медицинский уход.

3. Дети имеют право на отдых.

4. Дети имеют право на бесплатное образование.

5. Дети имеют право говорить на родном языке.

6. Дети имеют право на хорошее питание и чистую воду.

7. Дети имеют право на безопасное условие жизни.

Воспитатель : Оказывается, права есть не только у взрослых, но и у детей. Давайте прогуляемся по страницам наших любимых книг и посмотрим, где героев обижают, а где они веселы, счастливы, смеются. Я буду читать права, а вы вспоминайте, какие герои помогут нам в них разобраться. Первое: дети имеют право на медицинский уход.

Дети : Мы знаем, кто нам поможет.

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица

И жучок, и червячок,

Ну, а, если вдруг у Оли

Или Коли, или Пети

Заболит живот,

Или насморк одолеет

Или голова болит,

Приходите, приходите.

Всех излечит, исцелит,

Добрый доктор Айболит.

Приходит Айболит.

Айболит : Да, дети, вы вправе требовать, чтобы я вас лечил, но что вы обязаны делать, чтобы сохранить свое здоровье?

Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам.

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок.

Давайте же мыться плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане. Всегда и везде вечная слава воде!

Дети сели на стульчики.

Воспитатель : Значит, у нас должна быть хорошая, чистая вода и вкусная питательная еда. А чтобы все это было ребенок должен воспитываться в семейном окружении или с теми, кто будет о нем заботиться. Перевернем еще одну страницу. Смотрите это ведь Герда. Почему ты такая печальная? Ведь вы с Каем так дружно и весело живете у бабушки.

Герда : Снежная королева посадила Кая в санки и увезла с собой. Но я не отдам ей Кая. Я найду его. Кай, Кай, отзовись Кай! Отзовись. Почему ты молчишь?

Кай : Тише, ты сбиваешь меня.

Кай, милый, это я! Ты меня забыл?

Я никогда ничего не забываю.

Кай, я нашла тебя, а ты даже не сказал, мне здравствуй!

Здравствуй, Герда.

Кай,что ты делаешь?

Я должен сложить из льдинок слово «вечность». И Снежная королева подарит мне весь мир.

Кай! Пойдем домой! Я не могу тебя здесь оставить, ты все забыл. Ты сидишь и молчишь, как будто на свете нет детей, взрослых, а есть только кусочки льда. Розы, которые цветут у нас дома, завяли без тебя. А бабушка все ждет тебя и плачет. Дождик идет, а она все ждет, ждет.

Воспитатель : Герда заплакала, горячая слезинка упала на грудь Кая и растопила его ледяное сердце.

Герда, Герда, это ты? Ты плачешь? Что случилось? Кто посмел тебя обидеть? Как здесь холодно.

Идем! Ничего, шагай. Нас ждут друзья, бабушка.

Воспитатель : Да дети имеют право, жить с теми кто, о них заботится.

Перелистаем странички еще одной замечательной сказки – «Золотой ключик или приключения Буратино».

Появляются дети в костюмах Буратино, Мальвины, Пьеро. Дети поют песню. Выходит Карабас.

Карабас : Так–так! Это ты, несносный мальчишка, помещал моему представлению. Ну, Буратино, ты сделан из дерева, и я растоплю тобой камин.

Воспитатель : Это же безобразие.Никто не имеет право жестоко обращаться с детьми, поэтому они и убежали от Карабаса. И создали свой театр. Здорово, что дети такие веселые и счастливые и занимаются тем, что им нравится. Сейчас мы перелистаем страницу одного интересного рассказа «Цветик-семицветик».

На сцене появляется скамейка, на которой сидит мальчик. К нему подходит девочка Женя.

Мальчик, как тебя зовут?

Женя, давай играть в салки?

Не могу, я хромой.

Как жалко! Ты мне очень понравился, и я с большим удовольствием побегала с тобой.

Ты мне тоже понравилась и я бы тоже с удовольствием побегал бы с тобой, но, к сожалению, это невозможно, я хромой, это на всю жизнь.

Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик (вынимает цветик-семицветик, отрывает лепесток).

Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели. Вели, чтобы Витя был здоров.

Дети убегают.

Воспитатель : Конечно, в сказке можно стать здоровым моментально, в жизни, к сожалению, так не бывает! Перевернем еще одну страницу книги. Дети имеют право на отдых.

Выходит Золушка (поет).

Дразнят Золушкой меня,

Оттого что у огня

Силы не жалея,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь.

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Хочу, хочу, чтоб счастье вдруг пришло ко мне! Добрые люди, где же вы?

Раздается музыка. Появляется Фея и Паж.

Золушка . Крестная! Дорогая крестная!

Крестная . Ты хочешь поехать на бал?

Золушка . Да, крестная, но…

Фея . Ты поедешь на бал. Вот моя волшебная палочка. Сейчас будут чудеса!

Крестная взмахивает палочкой. Музыка.

Сережа . Маша, а давай устроим сегодня необыкновенный бал! На нем обязательно должен быть мальчик Витя! Еще я очень хочу, чтобы на балу были дети из разных стран и в своих национальных костюмах.

Маша . Молодец, Сережа! Хорошо придумал! Ведь в книгах записано, что дети имеют право соблюдать обряды своей культуры и говорить на своем родном языке.

Сережа и Маша : Итак, бал начинается!

Под музыку выходят все участники представления. Дети в национальных костюмах. На коляске вывозят мальчика Витю.

Все дети, взявшись за руки, хором поют «Солнечный круг».

Цель : совершенствоватьнавыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников. Развивать диалогическую речь, речевую культуру. Совершенствовать навыки поведения в обществе.

Воспитывать у детей навыки культурного поведения, коммуникативное общение, доброжелательное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства.

(Дети свободно играют на ковре)

Воспитатель. Ребята, сегодня в детский сад приехал журналист. Он хочет познакомиться с вами, побеседовать и написать о вас статью.

(стук в дверь, входит журналист)

Журналист. Здравствуйте, ребята. Много слышала о вашем д/с. Сегодня пришла, чтобы взять у вас интервью. Я уже побывала в группе «Гнездышко» и «Светлячки». Ребята рассказали о своей жизни и делах, а я записала их рассказы на диктофон.

Хотите послушать? (прослушивают)

Воспитатель. Ребята, вы согласны дать интервью нашему гостю?

Журналист. Меня зовут Татьяна Александровна, я журналист независимой газеты «Васильковое детство».

Теперь каждый из вас представится и ответит на мои вопросы:

Как называется ваш д/с?

Ваша группа?

Чем вы любите заниматься?

Что вы делаете, чтобы быть здоровыми?

Кто твой друг? (неск. ответов)

О чем ты мечтаешь?

Спасибо, ребята, за интересные ответы.

Воспитатель. Ребята, давайте предложим Татьяне Александровне остаться на занятии, чтобы она побольше узнала о нашей жизни в д/с.

(воспитатель выставляет фотографию группы и беседует с детьми по вопросам)

Кто изображен на этой фотографии?

Как вы узнаете друг друга?

Чем мы похожи?

Чем не похожи?

На фотографии, как и в жизни вы все такие разные: кто-то спокойный и задумчивый, а кто-то веселый, и я вас всех очень люблю.

У меня есть вот такие необычные значки.

Давайте вместе выберем, кто в нашей группе:

самый веселый – дарим солнышко;

добрый – сердечко;

трудолюбивый – веник;

самый смелый – кораблик;

самый умный – книга.

Мы все такие разные, но в д/с живем в большом дружном коллективе и должны научиться вести себя так, чтобы всем было хорошо рядом с нами.

А для этого нужно делать?

Давайте послушаем историю, которую хочет рассказать Полина.

Ребята, как вы считаете, кто самый глупый в этой истории? Почему вы так думаете?

Что чувствовала Таня, когда Ваня дернул ее за косичку?

Почему она ударила ногой собаку?

В этой истории тот, кто сильнее, обижал слабого. А как бы вы поступили в этой ситуации?

Нам надо научиться выслушивать друг друга, уважать и, если возникают конфликты, уметь их разрешать.

(на столе лежат картинки с играми)

Ребята, рассмотрите картинки и выберите себе ту, которая вам больше нравится.

На верхнюю полку поставьте те, в которые можно играть одному, на нижнюю – с друзьями.

В какие игры вам интереснее играть? Почему?

Когда вы дружно и весело играете, много гуляете, вы вырастите крепкими и здоровыми.

Давайте немного отдохнем и пожелаем друг другу здоровья.

Релаксационная пауза «Здравствуйте»

(звучит спокойная музыка, дети встают в круг)

Когда мы встречаемся, мы приветствуем друг друга, здороваемся. Давайте сейчас пожелаем друг другу здоровья, но сделаем это без слов: просто посмотрите друг другу в глаза, на лицо, обведите всех по кругу взглядом, встретьтесь глазами, кивните друг другу и мысленно пожелайте здоровья.

Журналист. Я увидела какие правила вы соблюдаете, как живете в своем «Васильке», чем занимаетесь, так и во всем государстве люди должны соблюдать определенные правила, и эти правила записаны вот в этой книге под названием «Конвенция о правах ребенка».

Этот документ существует во всем мире для всех людей, и сегодня я дарю его вам.

Воспитатель. Спасибо за подарок Татьяна Александровна, мы обязательно познакомимся с этой книгой.

Журналист. На своих занятиях вы узнаете еще много интересного, а чтобы оформить мою статью о вашем д/с, я предлагаю вам нарисовать рисунки о том, чем вы любите заниматься и прислать их в редакцию нашей газеты.

Вот моя визитная карточка. До свидания.

(звучит спокойная музыка, дети рисуют)

Задачи :

· Познакомить детей с их правами. В доступной форме разъяснить значение каждого права.

· Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

· Воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа с детьми о правах ребёнка

Задачи:

  • Познакомить детей с их правами. В доступной форме разъяснить значение каждого права .
  • Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
  • Воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям .

Материал: Мяч, лепестки с именами детей (что обозначает каждое имя).

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поболтаем! Садитесь на ковёр. (дети садятся на ковёр) Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша, как к нему обращаться? Ребята, как же помочь этим родителям. Надо придумать имя малышу! (дети предлагают разные имена)

Воспитатель: Каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию и отчество!

Давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру: «Назови друг друга ласково». (Дети передают друг другу мяч и называют ласково имя того ребенка, которому отдают мяч).

Считается, что имя влияет на характер человека, его увлечения. Сейчас мы с вами посмотрим, как имя влияет на характер человека. У меня есть ромашка, вытягиваем первый лепесток – Александр-это…далее дети вытягивают по одному лепестку и передают его тому, чьё имя написано. Тот ребёнок, который получил лепесток, садится за стол вместе со своим лепестком.

Воспитатель: Вот так ребята. На что имеет право каждый ребёнок? На имя! Каждый ребёнок ещё имеет право и на семью! Что такое семья? Это мама. Папа…семью надо любить и уважать. Давайте с вами послушаем стихотворение «Про маленького мишку – упрямого сынишку».

Вечер по лесу плывёт, заревел сыночек.

Звёздочками светится. Вышла мама за порог

Сыну песенку поёт. Принесла ему цветок:

Бурая медведица: - вот тебе цветочек,

На траву упала шишка. Баю-бай, сыночек!

Баю, бай, усни, сынишка! - не хочу цветочек. -

Не нужна мне шишка! Завизжал сыночек

Зарычал сынишка. Вышла мама за порог,

Не хочу, не буду спать, за зелёный бугорок,

Лучше я пойду гулять! Притащила мёду

Вышла мама за порог, Целую колоду.

Принесла ему грибок: мама песенку поёт,

Вот тебе грибочек, мишка угощается:

баю-бай, сыночек! - до чего могучий мёд,

Не хочу грибочек. - Аж глаза слипаются!

Воспитатель: Скажите ребята, не видели ли вы таких детей? Может на кого-то похож этот медвежонок? Мамочку надо беречь и не огорчать! Так, что надо делать, чтобы не огорчать мамочку? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами говорили, что каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию, ещё на что? Ребёнок имеет право на семью!

А ещё имеет право на охрану здоровья! Как это, ребята? Как можно охранять здоровье? (Ответы детей)

Воспитатель: И так, на зарядку становись!

Руки вверх, руки вниз, на носках приподнимись,

Вправо, влево наклонись,

Повтори наклон раз пять, а теперь дружок присядь!

Вот нелёгкое заданье, надо сделать приседанье.

Раз присели, два присели, в третий раз присесть сумели.

Ну-ка сынок! Ставь ножку на носок,

А теперь на пятку – сделаем зарядку!

Дочка! Руку подними. А теперь рукой махни!

Помаши- ка мне рукой раз – другой, раз – другой!

Давай попрыгаем, сынок! Скок – скок, скок-скок!

Друг за другом, друг за другом, побежали мы по кругу!

Раз – два, раз – два начинается ходьба!

Воспитатель: Устали? Вот так мы немножко укрепили своё здоровье! Ещё ребята , у вас есть право на игру , вы можете играть в разные игры! Какие игры вам нравятся? В какие игры вы играете в садике? (Ответы детей) Послушайте стихотворение «мои права»!

У ребёнка право есть, кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить, на салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой, разбросать свои игрушки!

Исчеркать картинки в книжке, дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав! Разве я, друзья, не прав?

Воспитатель: Как вы думаете, прав ли герой стихотворения? (Ответы детей)

Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, о каких правах мы с вами говорили?

Ребёнок имеет право на имя , фамилию!

Ребёнок имеет право на семью !

Ребёнок имеет право на охрану здоровья !

Ребёнок имеет право на игру !

Молодцы, ребята! Теперь вы знаете о своих правах!




Просмотров