Федеральные службы понятие. Характеристика и функции федеральных служб и федеральных агентств

Одним из видов федеральных органов исполнительной власти является федеральная служба.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Однако федеральная служба не вправе осуществлять управление государственным имуществом, оказание платных услуг, а также нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба по надзору не вправе.

Особенности административно-правового статуса федеральных служб:

1. Федеральная служба образована и действует в качестве отраслевого органа государственного управления.
2. Федеральная служба несамостоятельна и подчиняется вышестоящим органам государственной власти. При этом она может быть подчинена как одному органу, так и двум одновременно.

3. Руководители федеральных служб не входят в Правительство РФ, их интересы в данном органе власти представляют соответствующие федеральные министры.

4. Особенностью правового статуса федеральной службы является и ее функциональное назначение. Этот орган осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, зашиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Исходя из данного определения, следует разграничивать федеральные службы, выделяя несколько их видов.
Первый тип характеризуется выполнением специальных функций в сфере обороны и безопасности страны. Такие службы находятся в ведении Президента РФ.

Второй вид - федеральная служба, специально созданная для выполнения контрольно-надзорных функций государства. При этом следует различать службы:


Находящиеся в ведении федерального министерства, которые наделены лишь контрольно-надзорными функциями и не вправе осуществлять функции управления государственным имуществом, оказания услуг, а также функции по нормативно-правовому регулированию (за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ);

Находящиеся в ведении Правительства РФ, которые наряду с функцией контроля исполняют и функции по принятию нормативных правовых актов. Таким образом, последние сочетают в себе признаки статуса и федерального министерства, и федеральной службы, осуществляющей функции контроля и надзора.
5. Особенностями правового статуса федеральных служб должно стать и решение вопросов построения вертикали органов контроля и надзора, а также взаимодействия с иными органами государственной власти.

Действующее законодательство не полностью определяет специфику статуса федеральной службы. Лишь часть созданных федеральных служб, подведомственных федеральным министерствам, можно отнести, согласно утвержденным положениям о них, к отличному от других типу федеральных органов исполнительной власти.

Арендный блок

Федеральная служба - общее название федерального органа государственного управления (исполнительной власти) в Российской Федерации - России.

Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг.

Федеральные службы делятся с точки зрения подведомственности на

подведомственные Президенту (например: ФСБ, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), ФСИН, и др.)

подведомственные Правительству (например: ФАС России, ФТС, ФСТ и др.)

подведомственные Министерству (например: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения)

Руководители служб назначаются президентом или правительством в зависимости от подведомственности, заместители – тем органом, которым подведомственна служба. В системе органов, подведомственных президенту, заместители назначаются президентом вне зависимости от того, к какому органу относится служба (напрямую или нет относятся к Президенту).

По функциональному назначению федеральные службы делятся на:

Контрольно-надзорные (ФНС)

Правоохранительные (в области обороны и безопасности)

Сочетающие первую и вторую функции.

Функции федеральных служб:

1. контроль и надзор – включает в себя:

a. проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, находящихся в функциональной подчиненности от службы

b. лицензионно-разрешительная деятельность – выдача разрешений и лицензий

c. ведение учетных систем – реестров, регистров и кадастров.

d. регистрация, а также аттестация, сертификация, подтверждение соответствия

e. издание иных индивидуальных актов

2. обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности

a. выявление и пресечение правонарушений, причем в широком смысле – и административных, и налоговых, и уголовных

b. привлечение виновных лиц к соответствующим видам публично-правовой ответственности: административной, налоговой, финансовой

c. применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, как правило в целях обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ограничительные мероприятия в рамках эпидемии, эпизоотии)

d. охрана объектов и территорий – как должностные лица, так и приграничная полоса, или территории ЗАТО.

3. оказание государственных услуг и осуществление нормативного регулировани я, если соответствующие полномочия прямо закреплены за ними в положении о соотв.федеральной службе.

Службы, которые напрямую подведомственны правительству или президенту, как правило, наделяются полномочиями по нормативно-правовому регулированию.

С точки зрения структуры в службах, как правило, нет департаментов . Наиболее крупные структурные подразделения по основным направлениям деятельности именуются управлениями, которые делятся на отделы.

В систему ведомства, возглавляемого федеральную службой, входят территориальные органы. На уровне субъектов – главные управления или управления.

Полномочия руководителя федеральной службы – примерно равны полномочиям федерального министра. Только там где дает указания подведомственным службам – дает указание подведомственным территориальным органам.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Административное право

Государственное управление и государственная власть. Система административного права. Административное право РФ, источники, административно-правовые нормы, регулирование и отношения. Органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти.

К данному материалу относятся разделы:

Общая характеристика государственного управления

Понятие и содержание исполнительной власти, её отличия от законодательной и судебной ветвей государственной власти

Предмет и система административного права

Место административного права в системе российского права

Понятие и виды административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм

Понятие, признаки и структура административно-правовых отношений

Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

Систематизация административно-правовых норм

Граждане как субъекты административного права

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления

Понятие и виды органов исполнительной власти

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти, их классификация

Виды органов исполнительной власти (классификация)

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Федеральные службы делятся с точки зрения подведомственности на подведомственные Президенту (например: ФСБ, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), ФСИН, и др.)

подведомственные Правительству (например: ФАС России, ФТС, ФСТ и др.)

подведомственные Министерству (например: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения)

Руководители служб назначаются президентом или правительством в зависимости от подведомственности, заместители – тем органом, которым подведомственна служба. В системе органов, подведомственных президенту, заместители назначаются президентом вне зависимости от того, к какому органу относится служба (напрямую или нет относятся к Президенту).

По функциональному назначению федеральные службы делятся на:

Контрольно-надзорные (ФНС)

Правоохранительные (в области обороны и безопасности)

Сочетающие первую и вторую функции.

Функции федеральных служб:

1. контроль и надзор – включает в себя:

a. проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, находящихся в функциональной подчиненности от службы

b. лицензионно-разрешительная деятельность – выдача разрешений и лицензий

c. ведение учетных систем – реестров, регистров и кадастров.

d. регистрация, а также аттестация, сертификация, подтверждение соответствия

e. издание иных индивидуальных актов

2. обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности

a. выявление и пресечение правонарушений, причем в широком смысле – и административных, и налоговых, и уголовных

b. привлечение виновных лиц к соответствующим видам публично-правовой ответственности: административной, налоговой, финансовой

c. применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, как правило в целях обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ограничительные мероприятия в рамках эпидемии, эпизоотии)

d. охрана объектов и территорий – как должностные лица, так и приграничная полоса, или территории ЗАТО.

3. оказание государственных услуг и осуществление нормативного регулирования, если соответствующие полномочия прямо закреплены за ними в положении о соотв.федеральной службе.

Службы, которые напрямую подведомственны правительству или президенту, как правило, наделяются полномочиями по нормативно-правовому регулированию.

С точки зрения структуры в службах, как правило, нет департаментов. Наиболее крупные структурные подразделения по основным направлениям деятельности именуются управлениями, которые делятся на отделы.

В систему ведомства, возглавляемого федеральную службой, входят территориальные органы. На уровне субъектов – главные управления или управления.

Полномочия руководителя федеральной службы – примерно равны полномочиям федерального министра. Только там где дает указания подведомственным службам – дает указание подведомственным территориальным органам.

Указ Президента РФ

«О системе и структуре

федеральных органов

исполнительной власти»

Федеральная служба:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности , а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение КонституцииРоссийской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование , кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Вопрос 22.Правовое положение федеральных служб: понятие, функции, организационная структура, полномочия.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

Осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

Выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;



Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Фед службы делятся с т.з. подведомственности на подведомственные ПРФ, подведомственные Прав-ву и подведомтсвенные мин-вам. Рук-ли служб назначаются ПРФ \ Прав-вом в зав-ти от подведомственности. Зам-ли рук-ля – тем Ор, кот подведомственна служба (мин-во, прав-во \ прф). В сис-ме Ор подведомственных ПРФ, ПРФ назначает всех замов, незав от того, подведомственна служба ПРФ напрямую \ через мин-во. По функциональному назначению службы делятся на ктрл-надзорные (ФНС), правоохранит (осуществляющие фф в обл обороны и без-ти) и сочетающие 1 и 2 фф.

Функции служб:

1. Ктрл и надзор – базовая ф, на осн кот выделен данный вид ОИВ. Вкл в себя

a. Проведение проверок предприятий, учреждений, организаций, нах в функц подчинённости службы

b. Лицензионно-разрешит деят-ть (выдача разрешений и лицензий)

c. Ведение учётных сис-м (реестров, регистров и кадастров)

d. Регистрация

e. Аттестация

f. Сертификация

g. подтверждение соответствия (пр – кач-ва продуктов требованиям регламентов)

h. издание иных инд актов

2. обеспечение общественного порядка, Г и О безопасности

a. выявление и пресечение правонарушений (в широком смысле – А, нал, Уг…)

b. привлечение виновных лд к соотв видам публ-прав отв-ти (А, нал, фин)

c. применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, к.п. в целях обеспечения защиты от ЧС прир, техногенного хар-ра (пр – ограничит мероприятия в рамках эпидемии эпизоотий)

d. охрана объектов и территорий (приграничная полоса, терр ЗАТО)

3. м осуществлдять Г услуги и осущ нормативное регулирование, т если соотв полномочие прямо закр за ними в положении о соотв фед службе. Службы, кот напрямую подведомственны прав-ву \ ПРФ, к.п., наделяются полномочиями по НП регулированию. С т.з. структуры в службах к.п. нет департаментов.



Наиб крупные стр подразделения по осн напр деят-ти именуются управления, кот делятся на отделы. Если служба осущ правоохр фф, то к.п. в сис-му ведомства, возглавляемого службой, входят ТО. На ур-не субъектов, они к.п. именуются гл управления \ управления. Управление, как структурный е ценр аппарата фед службы не = управление, как самост ГО в сис-ме ведомств (ТО).

Полномочия рук-ля примерно равны полномочиям фед министра (т даёт указания подведомственным ТО).

Особенности правового статуса федеральной службы

В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 ᴦ. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

Цитата из УП РФ федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба должна быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуᴦ.

Федеральная служба образована и действует в качестве отраслевого органа государственного управления. Соответственно, во вновь утвержденных Правительством РФ положениях обозначается сфера или отрасль, в которой конкретная федеральная служба осуществляет возложенные на нее функции. Так, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта͵ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, устанавливает: федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, желœезнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Федеральная служба несамостоятельна и подчиняется вышестоящим органам государственной власти. При этом она должна быть подчинœена как одному органу (к примеру, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство РФ), так и двум одновременно (к примеру, в пп. 2 и 3 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1083, прямо сказано, что руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ, а координацию и контроль ее деятельности - Минобороны России).

В последнем случае двойственность подчинœения выражается в том, что Президент (Правительство) РФ утверждает положение о конкретной службе, назначает и освобождает от должности руководителœей службы, издает обязательные для исполнения службой нормативные правовые акты. В свою очередь, регламентирующее ее деятельность федеральное министерство, которому служба подведомственна, утверждает ежегодный план и основные показатели деятельности службы, а также отчет об исполнении плана; вносит по представлению руководителя службы проект положения, проекты других нормативных правовых актов, касающихся ее деятельности, а также предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников; вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования службы; в целях реализации поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ дает поручения и контролирует их исполнение; вправе отменять противоречащие законодательству РФ решения службы, в случае если не установлен иной порядок их отмены.

Руководители федеральных служб не входят в Правительство РФ, их интересы в данном органе власти представляют соответствующие федеральные министры.

Специальный характер функций федеральных служб во многом вытекает из их наименования. Так, совершенно определœенно Феде­ральная авиационная служба действует в сфере гражданской авиа­ции.

По существу, федеральные службы осуществляют, как феде­ральные министерства и государственные комитеты (конечно, и федеральные комиссии), функции управления, регулирования, координации (включая и межотраслевую), контроля и надзора. Так, Федеральная дорожная служба оперативно управляет регио­нальными автомобильными дорогами, координирует деятель­ность в области дорожного хозяйства; Федеральная служба лесно­го хозяйства является субъектом государственного регулирования и контроля в области использования и защиты лесов; Федеральная служба по телœевидению и радиовещанию координирует деятель­ность общероссийских и региональных телœерадиоорганизаций и т.д.

Федеральные службы возглавляются руководителями, иногда называемыми директорами. Система действующих федеральных служб следующая: авиационная; архивная; внешней разведки; до­рожная; геодезии и картографии; желœезнодорожных войск; миг­рационная; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; по валютному и экспортному контролю; лес­ного хозяйства; налоговой полиции; охраны; по делам о несостоя­тельности и финансовому оздоровлению; пограничная служба; по телœевидению и радиовещанию.

Особенности правового статуса федеральной службы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности правового статуса федеральной службы" 2017, 2018.



Просмотров