Формы собственности в российской федерации. Формы собственности в российской федерации частная государственная и

Понятие, содержание и формы собственности

Одним из определяющих структурных элементов экономической системы являются социально-экономические отношения в обществе. В свою очередь, их основу составляет господствующая форма собственности. Отношения собственности оказывают влияние на экономику, политику, идеологию и т. д.

В самом широком смысле слова собственность — исторически обусловленная форма присвоения людьми материальных благ. При более тщательном анализе ее содержания на первый план выходят ее экономический и юридический аспекты. Они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Собственность как экономическая категория отражает объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу присвоения ими в ходе хозяйственной деятельности средств производства, а также полученных с их помощью товаров, услуг и доходов. Собственность как юридическая категория отражает в соответствии с действующим законодательством весь спектр вещных (имущественных) прав людей в данном обществе. При соотнесении этих двух категорий бесспорен вывод, что правовые отношения собственности выступают формой выражения, существования и закрепления в законодательных и нормативных актах имущественных отношений.

Имущественное или вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным и соответственно выражаться в отношения распоряжения, владения и пользования.

Распоряжение - право собственника распоряжаться объектом собственности (землей, ресурсами, производством).

Владение - принадлежность объекта определенному субъекту (человеку, семьей, производственному коллективу и т. д.), возможность непосредственного воздействия на объект.

Пользование (использование) - применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

Классификация собственности предполагает выделение двух ее основных разновидностей:

Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности в условиях рыночной системы является частная, которая выступает в трех основных формах:

Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (распоряжение, владение, пользование). Как правило, это простые товаропроизводители (фермерское, семейное хозяйство). Кроме того, единичная собственность может быть представлена в форме собственности отдельного частного лица, которое может использовать наемный труд.

Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме имущества, капитала нескольких юридических или физических лиц в целях осуществления общей предпринимательской деятельности. Речь идет о предприятиях, образованных на основе паевых взносов (средств производства, земли, денег, материальных ценностей, инновационных идей) учредителей.

Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности - акций. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества.

В рамках общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность.

Коллективная собственность формируется путем ее распределения среди работников коллектива, занятых на определенном предприятии (таково закрытое акционерное общество).

Выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества.

Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо (непосредственно) и одновременно всем и каждому в отдельности.

«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8 Конституции РФ).

К иным формам собственности в нашей стране относятся следующие.

Индивидуальная собственность. Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. В современной экономике сюда могут быть причислены те, кого принято называть некорпорированными собственниками. В России это могут быть: крестьяне, ведущие собственное хозяйство; отдельные торговцы (включая «челноков»); частнопрактикующие врачи; адвокаты, все те, кто сочетает труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

Кооперативная собственность. В основе этой формы - объединение индивидуальных собственников. В кооперативе каждый участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода.

Акционерная собственность. Это групповая частная собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг - акций и облигаций. Наличие ценных бумаг - отличительная особенность акционерной формы собственности.

Смешанные формы собственности. данном случае происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Например, внутри государственных предприятий могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера. В переходной экономике России этот процесс приобрел значительные масштабы.

Комбинированные формы. Современная экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены совместные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом.

Право частной собственности охраняется законом. «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единично, так и совместно с другими лицами» (ст. 35 Конституции РФ).

Виды и формы собственности

(В предложенных для профессионалов-оценщиков вариантах переводов МСО, сделанных в 2000-2005 гг., понятие «собственность», не говоря уже о понятиях «движимая собственность», «недвижимая собственность», вообще отсутствует. Оно подменено понятием «имущество», которое в российском правовом поле существует отдельно, само по себе.)

Российское законодательство выделяет следующие формы собственности (ст. 212, 214 и 215 ГК РФ):
- государственная;
- муниципальная;
- частная.
Формы собственности подразделяются на виды. Так, частная собственность бывает двух видов:
1) частной собственностью граждан (отдельных лиц, членов семьи, объединения граждан, иностранных граждан, фермерского хозяйства);
2) частной собственностью юридических лиц (кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных обществ и товариществ, некоммерческих общественных объединений, иностранных юридических лиц).
К иным формам относится общая собственность (ст. 244 ГК РФ). Общая собственность также подразделяется на два вида: совместная и долевая (ст. 245-255 ГК РФ).
Таким образом, многообразие видов частной собственности, особенно интересных с точки зрения независимой оценки, составляют:
- личная собственность граждан;
- собственность юридических лиц;
- общая совместная собственность;
- общая долевая собственность.
Права всех собственников равным образом защищаются государством.
В государственной собственности находится имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). В статье 214 ГК РФ говорится, что имущество, находящееся в государственной собственности, может быть закреплено за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо такое имущество составляет казну государства (Российской Федерации или субъекта РФ).
В муниципальной собственности находится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а так-!, же другим муниципальным образованиям.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, являющееся коммерческой организацией, не наделяется правом собственности на закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество. Такое имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
ГК РФ (ст. 217) предусматривает возможность передачи государственного и муниципального имущества его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В частной собственности или собственности граждан (физических лиц) и хозяйственных товариществ и обществ, акционерных обществе дочерних и зависимых обществ, производственных кооперативов (юридических лиц) может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

В соответствии с главой 16 ГК РФ к иным формам собственности относится общая собственность на имущество, находящееся в собственности двух или более лиц. При этом, если возможно определение доли каждого из собственников в праве собственности, - это долевая собственность. Если доли не определены или имущество не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона, - собственность совместная. К форме общей собственности относится собственность разнообразных хозяйственных образований: трестов, концернов, совместных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ собственников жилья и др.

Правовые основы регулирования отношений, возникающих по поводу недвижимости, сформулированы в ст. 71, 72 и 76 Конституции российской Федерации (далее - Конституция РФ) и регулируются законодательством различных отраслей права - гражданского, жилищного, земельного и т.д. Например, в отношении недвижимой собственности за государством остается право охраны государственного порядка, право налогообложения, право отчуждения частной собственности для использования последней в интересах общества, право, которое п0Дразумевает переход собственности в руки государства, если нет законных наследников. Однако эти два последних вида права на оценку собственности влияния практически не оказывают.

Источник: Оценка недвижимости: учебное пособие / Т. Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова, В.Е. Есипов, С.К. Мирзажанов. - М.: КНОРУС, 2010.

1. Формы собственности в Российской Федерации

На первое место в приведенном перечне Конституция РФ ставит частную собственность, которая названа также в ряде последующих статей (ст. 35, 36). Это отражает ведущее значение частной собст-венности в жизни нашего государства и необходимость конституци-онного закрепления основ ее правового режима. В настоящее время в результате проведения широкой приватизации в частной собствен-ности находится около 60% производственных мощностей страны, и процесс приватизации продолжается.

Разграничение форм собственности в зависимости от их носителя (субъекта), во-первых, отражает их различную социально-общественную

1 Совместное изложение институтов права собственности и интеллектуальной соб-ственности в начальных разделах учебных пособий надо считать методически не-удачным, так как способно вести к смешению двух различных сфер гражданского права.

27 природу, поскольку задачи их носителей различны. Во-вторых, в правовом режиме отдельных форм собственности, при единстве их исходных начал, существуют различия. Так, государственная собст-венность имеет специфические основания возникновения и прекра-щения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государствен-ной или муниципальной собственности.

Проблематика частной собственности рассматривается во мно-гих монографиях и учебниках, однако без четкого определения ее социально-правовой роли и правовой сущности. Перечисление част-ной собственности наряду с публичной (государственной) и указа-ние на то, что субъектами частной собственности являются гражда-не и юридические лица, недостаточно для характеристики юридиче-ских сущности и особенностей частной собственности.

Частную собственность следует трактовать как право граждан и юридических лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кро-ме случаев, предусмотренных законом. Правовой акцент лежит в ка-тегориях «любое имущество», «использование имущества для любой деятельности» и, наконец, «свободное распоряжение». Использование частной собственности подконтрольно государству только в общих рамках законов и свободно определяется интересами самого собст-венника и условиями рынка.

Россия является Федерацией, и государственная собственность может принадлежать как Федерации, так и ее субъектам. Круг объек-тов федеральной собственности не ограничен, он включает природные ресурсы страны, а также все другие объекты, имеющие общегосудар-ственное и оборонное значение.

Разграничение собственности Российской Федерации и ее субъек-тов предусмотрено принятым после провозглашения 12 июня 1990 г. суверенитета России Постановлением Верховного Совета РФ от

декабря 1991 г. и рядом последующих законодательных актов и осуществляется путем принятия соответствующих постановлений Правительства РФ (см. § 2 гл. 16 Учебника). Законы субъектов Феде-рации определяют объекты их собственности. Так, Закон г. Москвы от

июня 1995 г. характеризует ее собственность следующей формулой:

в собственности г. Москвы находится все имущество, не являющее-ся частной собственностью, собственностью Российской Федерации или других собственников, в том числе земельные участки и при-родные объекты в границах г. Москвы.

Субъектами муниципальной собственности выступают город-ские и сельские поселения, городские округа и муниципальные рай-оны. Правовой статус таких образований как собственников имуще-ства определяется Законом об общих принципах организации местного самоуправления. В ст. 50 этого Закона дается обширный перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований (объекты тепло- и водоснабжения на-селения, дороги общего пользования, жилищный фонд, пассажир-ский транспорт, объекты культуры и др.).

Что представляют собой иные формы собственности, о которых говорит ст. 8 Конституции РФ, и существуют ли они вообще? В учебниках гражданского права такие формы собственности не назы-ваются, а иногда указывается, что их вообще не существует. Нет, однако, оснований считать, что в этом важном вопросе в тексте Конституции допущена ошибка. Реалии собственности и ее законо-дательное регулирование свидетельствуют о наличии в Российской Федерации таких иных форм собственности.

Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность религиозных организаций (объедине-ний), для которых вводятся некоторые специальные правила (см., например, п. 4 ст. 213 ГК, ст. 21 и 22 Закона о свободе совести), а также собственность в Российской Федерации иностранных госу-дарств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.

В публикациях, на страницах периодической печати иногда гово-рится о наличии в Российской Федерации коллективной собственно-сти. Однако коллективную собственность как особую форму собствен-ности действующее законодательство РФ не предусматривает. Общая собственность, принадлежащая нескольким лицам (гл. 18 Учебника), в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к непра-вильной правовой оценке природы общей собственности.

Учебное пособие по курсу «Правоведение»

Загрузить всю книгу

4.4.5. Формы собственности в Российской Федерации

Согласно п. 1 ст. 212 ГК РФ «в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Следовательно, выделяются такие формы собственности, как частная, государственная, муниципальная и иные. Помимо форм собственности выделяют также виды собственности, определяемые по различным критериям. В частности к видам собственности относят общую совместную собственность, общую долевую собственность.

По своим субъектам частная собственность делится на частную собственность граждан и юридических лиц. В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им при­надлежать. В частности, граждане могут быть собственниками различ­ных видов недвижимости (предприятий, имущественных комплексов, жилых домов и квартир). Конституция РФ провозглашает право граж­дан иметь в частной собственности землю (земельные участки). Граждане могут иметь в собственности также движимое имущество и отдельные обязательственные права. Лишь имущество, изъятое из оборота, составляющее объект исключительной собственности госу­дарства, не может быть собственностью граждан.

Юридические лица являются собственниками своего имущества, включая имущество, переданное им в виде вкладов (взносов) их уч­редителями (участниками, членами). Исключением признается лишь имущество унитарных государственных и муниципальных предпри­ятий, а также учреждений, финансируемых собственником.

Государственная собственность в РФ составляет имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (феде­ральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, для государственной собственности характерна множественность субъектов. Ее субъектами являются государственные образования как таковые.

Все государственное имущество, принадлежит ли оно Российской Федерации или ее субъектам, разделяется на две основные группы: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на началах хозяйственного ведения или оперативного управления; 2) имущество, поступающее в собственность государства и остающееся не распределенным между его юридическими лицами (например, средства госбюджета, различные фонды, конфискованное, бесхозяйное, выморочное имущество, пошлины и сборы и т.п.).

В Гражданском кодексе РФ муниципальная собственность пред­ставляет собой самостоятельную форму собственности. Муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям а также другим муниципальным образованиям. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципаль­ные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципаль­ный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреж­дения и другое имущество.

Муниципальное имущество, так же как и государственное, делится на две группы. Первую из них составляет имущество, переданное му­ниципальным предприятиям и учреждениям во владение, пользование и управление и закрепленное за ними на принципах хозяйственного ведения или оперативного управления. Вторую часть муниципальной собственности составляет казна соответствующего городского, сель­ского поселения или другого муниципального образования, представ­ляющая собой муниципальное имущество, не закрепляемое за пред­приятиями или учреждениями и находящееся в непосредственном ве­дении муниципального образования.

Иные формы собственности в России

Согласно части 2 статьи 8 Конституции РФ «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Подобная норма дублируется в статье 212 Гражданского кодекса. По данному поводу меня давно волновал вопрос, что является «иными формами собственности».

Согласно комментарию к Конституции РФ Е.Ю. Бархатовой «»иные формы собственности» включают собственность различных общественных объединений — профсоюзов, политических партий, различных общественных организаций» . Но частная собственность – это собственность граждан и юридических лиц. Профсоюзы, политические партии, общественные организации – это юридические лица. Почему же их собственность нельзя признать частной?

Один из преподавателей утверждал, что к иным формам собственности можно отнести общую собственность. Я не могу с ним согласиться, так как сомневаюсь в том, что общая собственность является формой собственности. Приведу мнение О.Н. Садикова. «В публикациях, на страницах периодической печати иногда говорится о наличии в Российской Федерации коллективной собственности. Однако коллективную собственность как особую форму собственности действующее законодательство РФ не предусматривает. Общая собственность, принадлежащая нескольким лицам, в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы общей собственности» .

Мне более близка позиция о том, что в иным формам собственности, исходя из критерия субъекта собственности, можно отнести собственность религиозных организаций (объединений), для которых вводятся некоторые специальные правила (см., например, п. 4 ст. 213 ГК, ст. 21 и 22 Закона о свободе совести), а также собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.

Но и этот вывод представляется выводом «с натяжкой». Все-таки, наверное, Конституция РФ подразумевает, что в России могут появиться иные формы собственности (гражданский оборот все-таки постоянно развивается), но реально в России три формы собственности.

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — конституционно закрепленный режим владения, пользования и распоряжения отдельными объектами собственности. В РФ законодательно закреплено многообразие форм собственности — конституционный принцип, в соответствии с которым государство признает и гарантирует равную защиту всех форм и видов собственности. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 8) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).

В соответствии с ее общеполитической терминологией Конституция РФ в большинстве случаев говорит о собственности, а не о праве собственности, однако всегда имеются в виду существующее в реальной жизни право собственности и его законодательное регулирование.

На первое место в приведенном перечне Конституция РФ ставит частную собственность, которая названа также в ряде последующих статей (ст. 35, 36). Это отражает ведущее значение частной собственности в жизни нашего государства и необходимость конституционного закрепления основ ее правового режима. В настоящее время в результате проведения широкой приватизации в частной собственности находится около 60% производственных мощностей страны, и процесс приватизации продолжается.

Разграничение форм собственности в зависимости от их носителя (субъекта), во-первых, отражает их различную социально-общественную природу, поскольку задачи их носителей различны. Во-вторых, в правовом режиме отдельных форм собственности, при единстве их исходных начал, существуют различия. Так, государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности .

Проблематика частной собственности рассматривается во многих монографиях и учебниках, однако без четкого определения ее социально-правовой роли и правовой сущности. Перечисление частной собственности наряду с публичной (государственной) и указание на то, что субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица, недостаточно для характеристики юридических сущности и особенностей частной собственности.

Частную собственность следует трактовать как право граждан и юридических лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. Правовой акцент лежит в категориях "любое имущество", "использование имущества для любой деятельности" и, наконец, "свободное распоряжение". Использование частной собственности подконтрольно государству только в общих рамках законов и свободно определяется интересами самого собственника и условиями рынка.


Россия является Федерацией , и государственная собственность может принадлежать как Федерации, так и ее субъектам. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, он включает природные ресурсы страны, а также все другие объекты, имеющие общегосударственное и оборонное значение. В федеральной государственной собственности находятся также все или контрольные пакеты акций крупнейших национальных предприятий, имеющих форму акционерных обществ, например Транснефти, Газпрома, "Российские железные дороги", "Аэрофлот".

Разграничение собственности Российской Федерации и ее субъектов предусмотрено принятым после провозглашения 12 июня 1990 г. суверенитета России Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. и рядом последующих законодательных актов и осуществляется путем принятия соответствующих постановлений Правительства РФ (см. § 2 гл. 16 Учебника). Законы субъектов Федерации определяют объекты их собственности. Так, Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. характеризует ее собственность следующей формулой: в собственности г. Москвы находится все имущество, не являющееся частной собственностью, собственностью Российской Федерации или других собственников, в том числе земельные участки и природные объекты в границах г. Москвы.

Субъектами муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, городские округа и муниципальные районы. Правовой статус таких образований как собственников имущества определяется Законом об общих принципах организации местного самоуправления. В ст. 50 этого Закона дается обширный перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований (объекты тепло- и водоснабжения населения, дороги общего пользования, жилищный фонд, пассажирский транспорт, объекты культуры и др.).

Что представляют собой иные формы собственности, о которых говорит ст. 8 Конституции РФ, и существуют ли они вообще? В учебниках гражданского права такие формы собственности не называются, а иногда указывается, что их вообще не существует. Нет, однако, оснований считать, что в этом важном вопросе в тексте Конституции допущена ошибка. Реалии собственности и ее законодательное регулирование свидетельствуют о наличии в Российской Федерации таких иных форм собственности.

Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность религиозных организаций (объединений), для которых вводятся некоторые специальные правила (см., например, п. 4 ст. 213 ГК, ст. 21 и 22 Закона о свободе совести), а также собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.

В публикациях, на страницах периодической печати иногда говорится о наличии в Российской Федерации коллективной собственности. Однако коллективную собственность как особую форму собственности действующее законодательство РФ не предусматривает. Общая собственность, принадлежащая нескольким лицам (гл. 18 Учебника), в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы общей собственности.

Равенство различных форм собственности . Из положений Конституции РФ следует, что всем формам права собственности государство предоставляет равный режим, они находятся в равных условиях и защищаются равным образом. Этот принципиальный подход к регулированию собственности устраняет значительные правовые преимущества государственной (социалистической) собственности, существовавшие в стране в условиях плановой экономики.

Однако сказанное не означает полного тождества в правовом режиме различных форм собственности. Конституция РФ допускает ограничение прав федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55).

В ГК содержится ряд конкретных норм , основанных на приведенном конституционном положении. В силу п. 3 ст. 212 ГК законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 1 ст. 213 ГК в соответствии с законом некоторые виды имущества не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам, т.е. быть объектом частной собственности. Законом может быть введена монополия государства в некоторых сферах хозяйственной деятельности и названы виды предпринимательства, которыми вправе заниматься исключительно государственные предприятия (вооружение, наркотические вещества).

Кроме того , отдельным категориям собственников, например малым предпринимателям, могут предоставляться определенные правовые льготы и преимущества, облегчающие использование их собственности. Для привлечения крупных инвестиций создаются особые экономические зоны. Такие преимущества чаще всего имеют административно-правовой и налоговый характер и учитывают зарубежный и международный опыт.

Согласно п. 1 ст. 212 ГК РФ «в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Следовательно, выделяются такие формы собственности, как частная, государственная, муниципальная и иные. Помимо форм собственности выделяют также виды собственности, определяемые по различным критериям. В частности к видам собственности относят общую совместную собственность, общую долевую собственность.

По своим субъектам частная собственность делится на частную собственность граждан и юридических лиц. В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им при- надлежать. В частности, граждане могут быть собственниками различных видов недвижимости (предприятий, имущественных комплексов, жилых домов и квартир). Конституция

РФ провозглашает право граждан иметь в частной собственности землю (земельные участки).

Граждане могут иметь в собственности также движимое имущество и отдельные обязательственные права. Лишь имущество, изъятое из оборота, составляющее объект исключительной собственности государства, не может быть собственностью граждан.

Юридические лица являются собственниками своего имущества, включая имущество, переданное им в виде вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами). Исключением признается лишь имущество унитарных государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником.

Государственная собственность в РФ составляет имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, для государственной собственности характерна множественность субъектов. Ее субъектами являются государственные образования как таковые.

Все государственное имущество, принадлежит ли оно Российской Федерации или ее субъектам, разделяется на две основные группы:

1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на началах хозяйственного ведения или оперативного управления;

2) имущество, поступающее в собственность государства и остающееся не распределенным между его юридическими лицами (например, средства госбюджета, различные фонды, конфискованное, бесхозяйное, выморочное имущество, пошлины и сборы и т.п.).

В Гражданском кодексе РФ муниципальная собственность представляет собой самостоятельную форму собственности. Муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям а также другим муниципальным образованиям. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.


Муниципальное имущество, так же как и государственное, делится на две группы. Первую из них составляет имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям во владение, пользование и управление и закрепленное за ними на принципах хозяйственного ведения или оперативного управления. Вторую часть муниципальной собственности составляет казна соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, представляющая собой муниципальное имущество, не закрепляемое за предприятиями или учреждениями и находящееся в непосредственном ведении муниципального образования.

Общая собственность

Как правило, собственником имущества выступает одно лицо (гражданин, юридическое лицо, государственное или муниципальное образование). Но возможны случаи, когда одно и то же имущество принадлежит на праве собственности нескольким лицам. Такая принадлежность одного и того же имущества нескольким лицам на праве собственности называется общей собственностью. Общая собственность может возникнуть в силу совместного труда нескольких лиц, состояния в браке, членства в крестьянском (фермерском) хозяйстве и т.д.

Различаются два вида общей собственности — общая долевая и общая совместная собственность.

Общая долевая собственность принадлежит по долям нескольким лицам сообща.

Например, каждому из двух наследников умершего наследодателя до раздела наследственного имущества принадлежит половинная доля в праве собственности на наследство. Если трое граждан внесли равные суммы денег на приобретение автомобиля, то доля каждого из них в праве собственности на автомашину равна одной трети.

Доля каждого из участников общей долевой собственности — это отнюдь не реальная и вместе с тем не идеальная доля каждого из участников общей собственности (сособственника). Это доля в праве на все общее имущество, иными словами, доля в объеме правомочий каждого сособственника в отношении общего объекта.

Право общей долевой собственности, как и любое право собственности, складывается из правомочий владения, пользования, распоряжения имуществом. В отношении общей долевой собственности эти правомочия осуществляются по соглашению всех ее участников. Это означает равенство голосов всех сособственников независимо от размера доли каждого из них. В случае разногласия спор решается судом.

Плоды, продукция и доходы от пользования общим долевым имуществом распределяются между сособственниками соразмерно их Долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Налоги, сборы, иные платежи и издержки по содержанию u1086 общего имущества также распределяются между сособственниками соразмерно доле каждого из них.

При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные "собственники" имеют право преимущественной покупки продаваемой доли. Это означает, что продать свою долю постороннему лицу сособственник вправе лишь в случае, когда остальные участники общей собственности, будучи извещенными о его намерениях, отказались от покупки или не приобрели ее в течение установленного срока.

Долевая общая собственность может быть разделена ее участниками по соглашению между ними. Любой из ее участников вправе также требовать выдела своей доли из общего имущества.

Общая совместная собственность также характеризуется тем, что одно и то же имущество принадлежит сообща нескольким лицам. Но участники общей совместной собственности обладают равными правами на общее имущество в целом. Ни у одного из них нет доли в праве на соответствующее имущество. Доли могут быть определены лишь при разделе или выделе общего имущества.

Владение, пользование, распоряжение совместной собственностью осуществляется на основе согласия всех сособственников. Такое согласие предполагается. В частности, сделки по распоряжению имуществом, находящимся в совместной собственности, вправе совершать каждый из сособственников, но при этом предполагается наличие согласия всех ее участников.

Возникновение общей совместной собственности допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Так, имущество, нажитое супругами во время брака, признается их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества (п. 1 ст. 256 ГК РФ). Но установленный в ГК РФ режим совместной собственности супругов может быть изменен брачным договором между ними.

Другим примером допущения законом общей совместной собственности может служить имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, которое принадлежит его членам, если законом или договором между ними не установлено иное (п. 1 ст. 257 ГК РФ).

  • Порядок избрания и вступления в должность
  • [Править] Полномочия
  • Прекращение полномочий Президента рф. Отречение от должности
  • 10. Законодательная власть рф
  • Выборы в парламент
  • [Править] Состав парламента
  • Исполнительная власть
  • Состав Правительства рф
  • [Править] Полномочия
  • [Править] Список федеральных служб в ведении министерств
  • [Править] Список федеральных агентств в ведении министерств
  • 12. Судебная власть рф
  • Классификация
  • Не являются судами
  • Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
  • Состав Верховного Суда Российской Федерации
  • Система арбитражных судов России
  • [Править] Судьи вас рф
  • 13. Понятие системы российского права. Отрасли права
  • 14. Основные правовые системы современности Англосаксонская правовая система
  • Романо-германская правовая система
  • 3. Правовая система России.
  • 15. Понятие международного права. Структура, субъекты международного права
  • Субъекты международного права
  • Структура международного права
  • 16. Понятие международного правонарушения и международной ответвенности. Виды международной ответственности государств Международные правонарушения и преступления государств
  • Субъекты международных претензий
  • А.Ситуация международного правонарушения
  • Б. Ситуация международного преступления
  • 18. Понятие и состав правонарушения
  • 19. Понятие и виды юридической ответственности. Цели и принципы её применения.
  • 20. Понятие и структура гражданского правоотношений.
  • 21. Физические лица как субъекты гражданских правоотношений.
  • 22. Понятие и признаки юридического лица.
  • 23. Порядок образования юридического лица.
  • 25. Понятие и содержание права собственности.
  • 26. Формы и виды собственности в рф. Виды собственности в рф
  • 27. Основания приобретения и прекращения права собственности.
  • 28. Защита права собственности. Защита прав собственности
  • 1. Общая характеристика способов защиты права собственности.
  • 1.2. Средства защиты права собственности.
  • 2. Истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикация).
  • 2.1. Понятие, предмет, субъекты и условия возбуждения виндикационного иска.
  • 2.2. Условия удовлетворения виндикационного иска.
  • 2.3. Расчеты между собственником и незаконным владельцем.
  • 2.4. Судьба улучшений произведенных незаконным владельцем.
  • 3. Негаторный иск.
  • 3.1. Понятие, объект, субъект и содержание негаторного иска.
  • 3.2. Условия удовлетворения негаторного иска.
  • 4. Иски об исключении имущества из описи и иски о признании собственности, как средства защиты вещных прав.
  • 4.1. Иски о признании права собственности.
  • 4.2. Иски об исключении имущества из описи.
  • 29. Понятие, виды и формы сделок.
  • 30. Недействительные сделки и последствия их недействительности.
  • 31. Понятие и виды представительства. Доверенность.
  • 32. Понятие обязательства. Основания возникновения обязательств. Виды обязательств.
  • 33. Надлежащее исполнение обязательств. Ответственность за их нарушение. Понятие надлежащего исполнения обязательств
  • 34. Способы обеспечения исполнения обязательства. Неустойка, удержание, задаток.
  • Поручительство и банковская гарантия.
  • Прекращение обязательств.
  • 35. Наследование по завещанию
  • 36. Наследование по закону.
  • 37. Понятие семьи и брака. Принципы семейных правоотношений.
  • Принципы семейного права
  • 38. Порядок заключения и прекращения брака.
  • 39. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей.
  • 40. Понятие, содержание и виды трудового договора «Понятие трудового договора и его функции»
  • «Виды трудовых договоров»
  • Содержание трудового договора
  • 41. Порядок заключения трудового договора. Порядок заключения трудового договора (контракта)
  • 42. Перевод и перемещение на другую работу. Изменение условий труда.
  • 43. Прекращение трудового договора Прекращение трудового договора
  • 44. Дисциплинарная и материальная ответственность
  • 45. Административное правонарушение и административная ответственность.
  • 46. Понятие и виды преступлений.
  • Признаки преступления
  • Критерии не существования преступления.
  • Виды или классификация преступлений.
  • Отличие преступления от других видов правонарушения.
  • 47. Понятие уголовной ответственности и основания её наступления.
  • Объекты экологического права
  • Структура экологического права Международное экологическое право
  • Национальное экологическое право
  • 49. Понятие экологического правонарушения и ответственность за его совершение Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения
  • 50. Правовые основы защиты информации и государственной тайны. Правовые основы деятельности по защите информации от несанкционированного доступа
  • О категориях информации
  • О режимах защиты информации
  • О категории "служебная тайна"
  • О некоторых вопросах организации защиты информации
  • О контроле состояния защиты конфиденциальной информации
  • Система информационно-правового обеспечения государственной тайны в российской федерации.
  • Разглашение информации.
  • 26. Формы и виды собственности в рф. Виды собственности в рф

    Право собственности в РФ основано на совокупности юридических норм, закрепляющих и охраняющих права субъектов на пользование и распоряжение объектами собственности в рамках действующего законодательства. Отношения собственности представляют собой взаимоотношения между субъектами общества, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ при их коллективном или индивидуальном присвоении и отчуждении.

    Формы собственности, существующие в РФ, подразделяются на следующие виды:

      государственную федеральную – природные богатства, включенные в хозяйственный оборот, средства производства, информация – все то, что находится в ведении и распоряжении государства и под его ответственностью;

      государственную региональную – все то же самое, переданное субъектам Федерации;

      муниципальную собственность, находящуюся в ведении местных органов самоуправления;

    • общественных организаций.

    По численному признаку собственность делится на следующие виды:

      индивидуальную (личная или частная);

      групповую;

      общественную.

    Индивидуальная собственность – собственность, в пределах которой субъект собственности определен как физическое лицо, индивид, обладающий правом (в рамках законодательства) распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или долей объекта.

    Частная собственность – это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребление за определенную плату другим лицам, т. е. выступающие как товар или капитал.

    Личная собственность не может выступать как товар, предоставляемый за отдельную плату, и не служит источником доходов.

    Другая основная форма собственности – групповая, представлена совокупность групп собственников (хозяйственное общество, предприятие, компания, государственный орган, общественная организация).

    В пределах общей собственности могут быть определены доли каждого собственника. Такая общая собственность называется долевой собственностью. Если такие доли в общей собственности не определены, имущество находится в совместной собственности. Гражданским законодательством РФ установлена презумпция общей долевой собственности. Это означает, что при отсутствии в законе специальных положений о характере вещного права сособственников на имущество, их общая собственность считается долевой. Случаи установления общей совместной собственности должны быть специально предусмотрены законом, как это сделано, например, в отношении имущества супругов или крестьянского (фермерского) имущества.

    27. Основания приобретения и прекращения права собственности.

    Основанием для возникновения права собственности являются определенные юридические факты. Основания делятся на первоначальные и производные. Такое разграничение устанавливается по критерию правопреемства, с наличием или отсутствием которого закон связывает определенные последствия.

    Согласно ст. 218 ГК к первоначальным основаниям относятся:

    Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь, т. е. на вещь, которой раньше не было. Право собственности на такую вещь возникает у лица, изготовившего ее для себя из своего материала.

    Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

    Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

    В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

    В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

    В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

    Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

    Согласно ст. 219 ГК право собственности на вновь созданную недвижимость возникает с момента ее государственной регистрации. До этого момента застройщику принадлежит право собственности на комплекс имущества, включающего использованные материалы.

    Согласно ст. 220 ГК переработка - спецификация, когда вещь создается из материала одного лица трудом другого лица. Право собственности на такую вещь приобретает собственник материала, если иное не предусмотрено договором. При отсутствии договора собственником новой вещи может стать и ее переработчик спецификатор при одновременном наличии трех условий:

    · стоимость труда существенно превышает стоимость материала;

    · переработчик не знал, что использует чужой материал - добросовестность спецификатора;

    · переработчик осуществлял переработку в бытовых, а не в коммерческих целях.

    Лицо, ставшее собственником вещи, обязано возместить другому стоимость им утраченного - затраченный труд либо стоимость материала, в т. ч. и при отсутствии между ними договора. В случае недобросовестности спецификатора он обязан вернуть взамен утраченных материалов их собственнику не только изготовленную вещь, но и возместить причиненные убытки.

    Согласно ст. 221 ГК обращение в собственность общедоступных вещей, например сбор ягод, лов рыбы, охота, если она допускается в соответствии с законом, общим разрешением собственника или местным обычаем.

    Согласно ст. 222 приобретение права собственности на самовольную постройку - недвижимость, созданную на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо созданную без необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

    Лицо, осуществившее постройку, не приобретает право собственности на нее до тех пор, пока не получит право на отвод участка под постройку от владельца участка в установленном порядке. В противном случае самовольная постройка подлежит сносу за счет застройщика.

    Если суд при разрешении спора между ними признает право собственности на недвижимость за владельцем участка, тот возмещает застройщику расходы на постройку. Если сохранение постройки нарушает права других лиц или создает угрозу жизни и здоровью граждан, то право собственности не может быть признано ни за кем из указанных лиц.

    Согласно ст. 225 ГК приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, т. е. вещь, не имеющую собственника либо собственник которой от нее отказался или неизвестен. Порядок такого приобретения различен для движимого и недвижимого имущества.

    Недвижимое имущество ставится на учет в органе его госрегистрации и в течение 1 года может быть принято оставившим ее собственником или перейти к ее давностному владельцу. По истечении 1 года оно может быть признано судом муниципальной собственностью по иску соответствующего органа местного самоуправления.

    Согласно ст. 226 ГК движимое имущество, брошенное его собственником, поступает в собственность его нового владельца, если оно признано судом бесхозяйным. Малоценные вещи стоимостью менее 5 минимальных зарплат и отходы признаются собственностью владельца недвижимости, на которой они находятся, и без решения суда, если он приступил к их использованию или совершил иные конклюдентные действия.

    Согласно ст. 228 ГК приобретение права собственности на находку - вещь, выбывшую из владения собственника помимо его воли и впоследствии обнаруженную другим лицом. Нашедший утерянную вещь приобретает на нее право собственности, а при его отказе она поступает в муниципальную собственность при наличии следующих условий оговоренных ст. 227 ГК:

    · лицо, потерявшее вещь, не установлено либо не известно место его пребывания;

    · лицо, нашедшее вещь, обратилось с заявлением об этом в милицию или в орган местного самоуправления;

    · с момента заявления о находке прошло 6 месяцев.

    Особенности правоотношений при действиях с находкой:

    · если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит передаче их представителю, который приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь;

    · нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае грубой неосторожности и в пределах ее стоимости;

    · скоропортящаяся вещь может быть реализована нашедшим с возвратом выручки от продажи потерявшему вещь лицу;

    · лицо, нашедшее вещь, но не ставшее ее собственником, вправе требовать возмещения расходов по ее хранению, сдаче, реализации, по обнаружению лица, управомоченного ее получить, а также на вознаграждение от этого лица за находку в размере до 20 процентов стоимости вещи, если оно не пыталось ее утаить.

    Согласно ст. 230 ГК приобретение права собственности на безнадзорных животных близко к правилам о находке, но имеет некоторые особенности, связанные с тем, что домашние животные являются особыми объектами права, требующими постоянного ухода и гуманного отношения:

    · согласно п.3 ст. 231 после перехода права собственности на животное к новому хозяину старый хозяин может требовать возврата животных, если: они сохранили к нему привязанность, либо они содержатся ненадлежащим образом.

    · согласно ст. 232 ГК лицо, содержавшее животное, вправе требовать возмещения расходов по его содержанию, с зачетом выгод от его использования;

    Согласно ст. 233 ГК приобретение права собственности на клад - намеренно скрытые ценности, собственник которых не может быть установлен или в силу закона утратил на них право. Особенности приобретения права собственности на клад:

    · если клад не является памятником истории или культуры, он полностью поступает в собственность лица, на территории которого он обнаружен, и лица, нашедшего клад в равных долях или по соглашению между ними;

    · если клад является памятником истории или культуры, он поступает в собственность государства, а указанные лица имеют право на вознаграждение в размере 50 процентов стоимости клада в равных долях или по соглашению между ними.

    Лицо, обнаружившее клад в чужом имуществе, не имеет права на долю в общей собственности на клад, если оно производило раскопки без согласия собственника этого имущества, либо такие раскопки, специально направленные на обнаружение клада, входили в круг его трудовых или служебных обязанностей. Размер вознаграждения в этом случае определяется трудовым договором или соглашением сторон.

    Статья 234 регламентирует приобретательскую давность - приобретение права собственности на имущество лицом, добросовестно, открыто и непрерывно владеющим им в течение 5 лет (на недвижимое имущество - 15 лет).

    Условия приобретательской давности:

    · истечение установленного срока давности владения. Особенности: срок начинается не ранее истечения срока исковой давности по виндикационному иску собственника имущества; в срок засчитываются периоды добросовестного владения имуществом предыдущими владельцами;

    · владение должно быть добросовестным - владелец не знал и не должен был знать о его незаконности, т. е. об отсутствии у него права собственности на вещь;

    · владение должно быть открытым, без утайки, иначе возникают сомнения в добросовестности владельца;

    · владение должно быть непрерывным: течение давностного срока прерывается предъявлением к нему собственником виндикационного иска либо совершением владельцем действий, свидетельствующих о признании им права собственности на вещь за другим лицом.

    До приобретения права собственности закон защищает права владельца от посягательств иных нетитульных владельцев. В этом случае непрерывность владения сохраняется.

    Производные основания приобретения права собственности, связанные с переходом права собственности на объект от одного лица к другому, одновременно являются и способами прекращения права собственности на объект у первоначального собственника согласно п.2 ст. 235 ГК:

    Национализация - обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц.

    Национализация проводится на основании закона с возмещением государством собственнику стоимости этого имущества и других убытков. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

    Приватизация - переход имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в частную собственность физических и юридических лиц на основании специального закона.

    Реквизиция - обращение имущества физических и юридических лиц в собственность государства при возникновении чрезвычайных обстоятельств в интересах общества по решению государственных органов на возмездной основе. Оценка возмещения может быть оспорена в суде.

    При прекращении чрезвычайных обстоятельств бывший собственник вправе требовать через суд возвратить ему сохранившееся имущество.

    Конфискация - безвозмездное изъятие имущества у собственника в предусмотренных законом случаях по решению суда в виде санкции за совершение правонарушения.

    Конфискация в уголовном праве - дополнительная мера наказания за тяжкие корыстные преступления.

    Конфискация в административном праве - основная или дополнительная мера взыскания, представляющая собой обращение в государственную собственность орудия совершения или непосредственного объекта правонарушения.

    Конфискация в гражданском праве - санкция за совершение недействительных сделок с целью, противной основам правопорядка и нравственности, под влиянием обмана, насилия, угрозы, тяжелого материального положения, злонамеренного соглашения представителя с другой стороной.

    Согласно ст. 239 ГК отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка (горного отвода, акватории) при невозможности сохранения права собственности на него у собственника. Причины такого изъятия:

    · государственные или муниципальные нужды;

    · ненадлежащее использование участка.

    Отчуждение производится судом по иску органа, изымающего соответствующий участок путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

    Отчуждение бесхозяйственно содержимого собственником имущества, указанного в законе:

    · Согласно ст. 240 ГК культурных ценностей, охраняемых государством при угрозе утраты ими своего значения - по иску органа охраны памятников культуры путем их выкупа государством или продажи с публичных торгов;

    · Согласно ст. 293 ГК жилых помещений, а также при использовании их не по назначению, систематическом нарушении прав и интересов соседей - по иску органа местного самоуправления путем его продажи с публичных торгов;

    · Согласно ст. 241 ГК домашних животных в случае негуманного обращения с ними - по иску лица, заинтересованного в их приобретении для себя.

    Кроме вышеназванных случаев прекращения права собственности на имущество в связи с его переходом к другим лицам, может иметь место прекращение права собственности и без такого перехода. Такими случаями являются:

    · потребление вещи собственником;

    · уничтожение вещи.

    Эти случаи, как правило, не затрагивают интересов других лиц и поэтому не требуют юридического оформления.

    Термин Государственной собственности представляет собой принадлежность в экономическом отношении имущества государству. Согласно ст.212 ГК РФ подразумевается особенности приобретения, прекращения и осуществление прав собственности на определенное имущество. Поэтому не стоит считать особой формой собственности Государственную собственность как юридическую категорию, ибо она является экономической. Регламентируется как особенности правового режима гражданских прав на объекты собственности, но не означает особенность содержания правомочий собственника имущества. Государственная собственность отличается от частных собственников наличием особых функций, которые позволяют определять порядок реализации права собственности, которое ему принадлежит. Также отличается осуществления своих правомочий согласно общественным интересам.

    Государственная собственность Российской Федерации длительное время была ведущей формой собственности, которая отличалась большим удельным весом. Отметим, что концентрация собственности в государственную форму, привело к ограничению сферы имущества и прав других собственников. Исключение собственности частной формы не дает положительных результатов.

    Сегодня закреплено законодательством (ст.2 ГК РФ) равенство между всеми участниками гражданских прав и отношений, также включая и государство. Равенство субъектов в отношении прав на собственность, явились условия ограничения государства некоторых преимуществ. Это, например, отказ от невозможности распространить исковую давность согласно требованиям возврата имущества государства из незаконного владения и определенных других льгот. Также условием равенства субъектов прав на собственность выступает закрепление равных прав всех собственников по защите своего имущества (п.4 ст.212 ГК РФ).

    Действующее на сегодняшний день законодательство определяет частную и государственную собственность как составляющие по отношению к экономике, они не имеют политической окраски.

    В образовавшихся сложных экономических отношениях государственная собственность РФ определяет форму собственности, которая имеет цель присвоения имущества народу. Она обособлена от собственности других граждан и организаций. Конституционное положение выступает основой совпадения интересов государства и народа в присвоении материального благосостояния. Таким образом, согласно (ч.1 ст.3 Конституции РФ) единственным носителем и источником собственности является многонациональный народ Российской Федерации. На данный момент осуществляется разделение и реформирование прав на владения объектами федеральной собственности.

    История Государственной собственности РФ

    Согласно истории России, первоначальной формой собственности выступала коллективная собственность, то есть родовая и общинная. После разделения труда в обществе появилось неравенство среди владения имуществом, так появилась частная собственность. И только после организации государства появилось имущество, входившее в права владения государства. Но при появлении новых форм собственности, старые не уничтожались.

    В случае, когда Россия до окончания 20 века считалась аграрной страной, главной формой собственности являлась государственная и земельная общинная. А частная собственность напротив, имела слабое развитие. Большую роль занимала собственность церквей, а в последних годах 19 века стала появляться форма собственности корпоративная.

    Государство России с самого начала своего образования считалось основным владельцем собственности земли, также способно было глубоко влиять на политику организации разных форм собственности. Так, крестьяне имели право пользоваться земельной собственностью на правах владения.

    В конце 17 начало 18 века берет свое активное развитие мануфактурная промышленность, так начинают образовываться государственные предприятия. Законы, введенные в период империи (1835 г.), стояли в защите прав на частное имущество, регламентируя ее потомственной, значит, вечной. Но, ни смотря на это, большая часть земельных ресурсов принадлежали государственной собственности. В период становления СССР собственность, принадлежавшая государству, имела высокую форму, входящая в состав экономической системы.

    Современный этап государственной собственности характеризуется наличием мощной материально-технической базы. Это составляющая основы экономики народнохозяйственного комплекса России. Характерны взаимосвязь и централизация каких-либо звеньев производства, также имеет новый уровень технической оснащенности.

    Виды и формы Государственной собственности РФ

    К собственности государства Российской Федерации относятся:

    Состоящие в основе богатства нации объекты, такие как объекты историко-культурного наследия и природного, художественные ценности и объекты природы, природные ресурсы, территориальные воды, ресурсы континентального шельфа;

    Объекты, которые служат обеспечением функционирования органов федеральной власти, решением и управлением общих задач России - казна государства Российской Федерации, разные войска и принадлежащее вооруженным силам имущество, предприятия, республиканские средства бюджета РФ, пенсионный фонд, фонды социального страхования и другие внебюджетные, золотые запасы, валютный и алмазный фонды Российской Федерации и др.;

    Оборонные объекты;

    Объекты, обеспечивающие в целом жизнедеятельность отраслей народного хозяйства, а также его других отраслей;

    Автомобильные дороги федерального назначения, принадлежащие общему пользованию, а также обслуживающие эти дороги предприятия. Такие как телевизионные и радиопередающие центры, предприятия связи, конные и племенные совхозы и заводы, семенные инспекции, лаборатории, сортоиспытыющие сельскохозяйственные культуры;

    Прочие объекты - предприятия направленные на фармацевтическую промышленность, медико-биологическое производство препаратов, предприятия, производимые ликероводочную и спиртовую продукцию.
    В Российской Федерации государственная собственность различается по трем уровням:

    Собственность федеральная означает собственность в целом;
    . собственность субъектов Российской федерации, то есть республик, областей, автономных областей и округов, краев и федеральных городов.

    Собственность муниципальная обозначает владение и пользование собственностью на уровне отдельных городов, округов, сел и др. Москва и Санкт-Петербург не относятся к муниципальному праву собственности, они являются субъектами федерации.

    Главными органами, которые располагают правами в управлении и распоряжении объектов собственности государства Российской Федерации, являются губернаторы, меры, главы администраций.

    Государственная собственность разделяется на две части, одна из них закрепляется за юридическими субъектами государственного уровня, при этом имеют ограниченные, но самостоятельные права ведения хозяйства и оперативного управления. Такое «распределенное» имущество государства является составляющей базы, которая принимает участие в качестве и обороте самостоятельных юридических субъектов. Такая государственная собственность не может выступать обеспечением покрытия имеющихся обязательств государства, потому как юридические субъекты (организации и предприятия) не отвечают за долги и обязательства учредившего их государства. Своей собственностью они могут отвечать только по своим кредитным обязательствам.

    Вторая часть государственной собственности Российской Федерации имущество, которое не считается закрепленным за предприятиями и учреждениями государственного назначения («нераспределенное» имущество государства) - это средства бюджета, составляющие казну государства или другого государственного образования. Согласно Гражданскому Кодексу под термином «казна» понимается «нераспределенное» имущество государства, но никак не казначейский орган. Такая собственность государства может выступать в качестве объекта по взысканию долгов и обязательств государства-собственника

    То, что Россия обозначается переходом к рынку, совсем не значит отмену собственности государства. Государственные управленческие органы являются субъектами прав на собственность. Объектами этой собственности могут выступать разное имущество. Согласно п.4 ст.214 ГК РФ государственная собственность, то есть имущество закреплено за предприятиями и учреждениями государственного назначения, они могут им пользоваться, владеть и распоряжаться. Доминирующее назначение обладает в энергетических отраслях, фундаментальной науке, производстве оборонного товара и др.

    Функции Государственной собственности РФ

    Важную роль играет государственная собственность, выполняя социальные функции, в функционировании и обеспечении стабильности экономики:

    Обеспечение материальных предпосылок для устойчивости воспроизводства капитала общества;

    Дает возможность государству Российской Федерации существовать как самостоятельный элемент в правах и отношениях экономики с субъектами другой собственности внутри своей страны, а также за ее рубежом;

    Создает функционирование отраслей капиталоемких, экономических сфер и производств, которые имеют высокое обобществление, требующих непосильное для частных сфер капиталовложений (информационная современная связь, безопасность экономики, космическая промышленность и др.);

    Обеспечение функций социальной, не являющейся коммерческой, производства и сферы благ общественности, национальной безопасности;

    Служит методом сглаживания кризисных ударов, тем самым мобилизуя ресурсы на высокий уровень с помощью понижения ставки налогов, используя при этом резервные фонды государства. Также организует интервенцию товарных закупок, которая помогает ускорить уровень освоения технологий, при этом национализируя имущество предприятий, которые обанкротились.

    Задачи и цели Государственной собственности РФ

    На ряду сложившейся ситуации в экономическом и социальном отношении, назревает необходимость пересмотреть приоритеты и принципы распоряжения и управления имуществом государства РФ, также существует необходимость в усилении контроля и регулирования экономического сектора государства. Это не стоит понимать как усиление государственной роли в политике увеличения объемов собственности государства в пространстве экономики.

    На данный момент времени существует потребность государства в создании стройных, логических и экономически выверенных критериев, согласно которых те или другие объекты государственной собственности участвуют в выборе осуществления управления государством, которое стоит на базе детального и жесткого регламентирующего механизма по контролю и управлению собственностью государства.

    Целями государственной собственности выступают:

    Увеличенная доходность бюджета федеративного назначения, основанная на эффективности управления собственностью государства;
    . оптимизирование структуры государственной собственности согласно интересам преследуемых обеспечение предпосылок роста экономики;
    . максимальное вовлечение объектов собственности в совершенствование процесса управления;
    . применение активов государства для инвестирования сектора экономики;
    . увеличение конкурентоспособности организаций коммерческого назначения, увеличение экономико-финансовых показателей, согласно внутренним преобразованиям, а также прекращение функций, которые им не свойственны.

    Для осуществления этих целей органам федеральной исполнительной власти следует решить следующие задачи:

    • Инвентаризация объектов собственности государства в полном объеме;
    • Увеличить эффективность управления имущества, используя современные методы и инструменты процессов управления;
    • Классифицировать объекты собственности;
    • Оптимизировать объекты управления;
    • Обеспечить права государству участника некоммерческих и коммерческих организаций;
    • Установить контроль за сохранность и использование государственной собственности.

    Следует сделать вывод, что данные задачи станут приоритетными всем федеральным органам. Установится ответственность этих органов за реализацию полномочий и управления, предоставленных им.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш



    Просмотров