Функции науки теории государства и права. Функции ТГП

Теория государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права в системе гуманитарных наук.

Метод теории государства и права.

Предмет теории государства и права.

Тема 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1 .

1 . Понятие и основные черты науки теории государства и права. Несмотря на то, что во многих учебниках рассматриваемая тема открывается вопросом о предмете науки теории государства и права, все-таки целесообразнее начать изучение этой темы с усвоения вопроса о понятии и основных чертах науки теории государства и права. Сразу же хочу обратить внимание на то, что термин (понятие) «теория государства и права» употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин «теория государства и права» употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как «юридическая наука», «правоведение», «юриспруденция».

Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права. Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и употребляется термин «теория государства и права».

Итак, теория государства и права – это определенная юридическая наука, т.е. одна из юридических наук, поскольку последних достаточно много. Иногда эту науку обозначают и такими терминами, как «теория права и государства», «общая теория государства и права», «общая теория права и государства». С аналогичными названиями встречаются и учебники, в которых излагаются основные положения данной науки.

Будучи совокупностью знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, теория государства и права характеризуется рядом черт, которые присущи ей как определенной юридической науке.

Во-первых, теория государства и права – это гуманитарная (общественная) наука. Таковой она может быть признана потому, что изучает общественные явления – государство и право, которые непосредственно связаны с человеком.

Во-вторых, теория государства и права – это политико-юридическая наука. Её политико-юридический характер вытекает из того, что она изучает два явления: государство и право. Государство - явление политическое, право – явление юридическое. Отсюда данная наука носит как бы двойственный, политико-юридический характер.



В-третьих, теория государства и права – это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право – явления разнопорядковые, тем не менее они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они и определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве.

В- четвертых, теория государства и права – это наиболее общая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. Последние изучаются и другими юридическими науками, которых, как уже было отмечено, достаточно много. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен её общий характер.

В-пятых, теория государства и права – это фундаментальная юридическая наука. Являясь наиболее общей наукой о государстве и праве, она, как правило, не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих, фундаментальных знаний о государстве и праве.

Наконец, в-шестых, теория государства и права – это методологическая наука. К методологическим относятся науки, формирующие взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относится прежде всего конечно же философия. Однако кроме философии подобную роль могут выполнять и некоторые другие науки. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права.

2. Предмет теории государства и права. Получив первоначальное представление о науке теории государства и права, необходимо затем перейти к уяснению вопроса о предмете этой науки. Предмет науки – это то, что изучает наука, это круг тех явлений, исследованием которых она занимается. Каждая наука имеет свой предмет. Свой предмет имеет и теория государства и права.

Что же является предметом науки теории государства и права? В самом общем виде можно сказать, что предметом теории государства и права являются государство и право, поскольку именно эти явления изучаются данной наукой. Вместе с тем нужно иметь в виду, что государство и право изучаются не только теорией государства и права, но и многими другими науками, причем как юридическими, так и неюридическими (например, социологией, политологией, историей). Поэтому государство и право правильнее считать не предметом теории государства и права, а объектом исследования различных наук, каждая из которых имеет в этом объекте свой предмет.

Предмет теории государства и права составляют прежде всего наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и права вообще. Исследуя их, наука теория государства и права выясняет, что такое государство и право, когда и в силу каких причин они возникают, как они развиваются и каковы закономерности их развития, как они функционируют и какую роль играют в общественной жизни.

Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права – основной, но не единственный круг вопросов в предмете теории государства и права. Наряду с ними теория государства и права изучает и некоторые другие. Это вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т.д.) и личностью (людьми), а также вопросы, относящиеся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования государства и права (правотворчества, правоотношений, законности, правопорядка и др.).

Обобщая, можно сказать, что предметом науки теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи государства и права с различными общественными явлениями и личностью.

3. Метод теории государства и права. Теперь рассмотрим вопрос о методе науки теории государства и права Метод науки – это совокупность подходов, принципов и приемов, используемых наукой при исследовании своего предмета. Если предмет науки отвечает на вопрос, что изучает наука, то метод науки говорит о том, как наука исследует свой предмет, на каких подходах она при этом основывается, от каких принципов отталкивается, какие приемы использует.

Таким образом, метод (по-другому методология) науки теории государства и права – это совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета. Исходя из этого, в составе метода теории государства и права следует выделять три элемента: философские подходы, принципы познания и приемы (методы) исследования.

Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Они говорят о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука. Поскольку согласно ст.13 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов. В отличие от советской теории государства и права, которая основывалось только на марксистско-ленинской философии – философии диалектического и исторического материализма, - современная российская теория государства и права не связана идеологическими путами и может использовать любые философские подходы, лишь бы они способствовали установлению научной истины.

Принципы познания – это те исходные, отправные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма. Принцип плюрализма говорит о множественности философских подходов, которые могут использоваться при исследовании государственно-правовых явлений, а также учете различных взглядов на эти явления мыслителей как прошлого, так и настоящего. Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности. Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни. Наконец, в соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях.

Приемы исследования – это те конкретные методы, которые применяются в той или иной науке. В современной отечественной теории государства и права применяются самые разнообразные методы исследования. Их обычно подразделяют на общие, специальные и частные.

Общие методы (их также называют общенаучными) – это методы которые вырабатываются философскими науками. Они используются не только теорией государства и права, но и самыми различными науками. Такие методы имеют всеобщее значение. К ним относятся методы анализа, синтеза, моделирования, сравнительный метод, системный метод и многие другие.

Специальные – это методы, которые вырабатываются различными специальными науками и широко используется теорией государства и права при исследовании своего предмета. К ним относятся математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и другие методы.

Частные – это методы, которые вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками. К таким методам относятся формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.

4.Теория государства и права в системе гуманитарных наук. Усвоив вопросы, дающие основные представления о науке теории государства и права, необходимо затем перейти к изучению взаимодействия этой науки с другими гуманитарными науками.

Теория государства и права, как уже было отмечено, – наука гуманитарная. Поэтому она определенным образом взаимодействует с другими гуманитарными науками и так или иначе с ними связана. Охарактеризовать взаимодействие теории государства и права со всеми гуманитарными науками практически невозможно как ввиду значительного количества гуманитарных наук, так и в связи с различной степенью связи теории государства и права с этими науками. Собственно говоря, в этом и нет необходимости. Достаточно сопоставить теорию государства и права с теми гуманитарными науками, которые соприкасаются с вопросами государства и права, ибо с этими науками теория государства и права связана наиболее тесным образом. К таким наукам следует отнести философию (социальную философию), общую социологию, экономическую теорию, политологию, культурологию и историю. В предметы этих наук определенным образом входят вопросы государства и права. Но в отличие от теории государства и права и других юридических наук эти науки не замыкаются только на вопросах государства и права. Предметы этих наук значительно шире, и государственно-правовые явления изучаются ими лишь в связи с другими вопросами, входящими в предметы этих наук. Например, общая социология изучает в целом общественную жизнь, закономерности развития общества, его структуру и т.д. Но поскольку государство и право – это составные части общества, они не могут остаться вне поля зрения общей социологии. Изучая общественную жизнь, она включает в орбиту своих исследований и определенные государственно-правовые вопросы. Но изучает она эти вопросы не специально, а лишь в связи с другими социальными вопросами.

Все вышеперечисленные науки по отношению к теории государства и права выступают как науки более общие , поскольку они изучают более общие вопросы и предметы этих наук значительно шире, чем предмет теории государства и права. Теория же государства и права по отношению к этим наукам является наукой частной так как предмет этой науки, как правило, не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Однако в связи с тем, что государственно-правовые явления и прежде всего государство и право изучаются теорией государства и права не изолированно, а в тесной связи с другими явлениями общественной науки, при изучении этих связей теория государства и права вынуждена обращаться и всегда обращается к исследованиям других гуманитарных наук и прежде всего к исследованиям тех наук, которые по отношению к теории государства и права являются науками более общими. Изучая различные социальные явления, а вместе с ними государство и право, данные науки вырабатывают положения и выводы, на которые теория государства и права опирается при исследовании своего предмета.

В свою очередь теория государства и права, являясь по сравнению с вышеназванными науками наукой частной, вырабатывает положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые могут использоваться этими науками. Ведь последние специально не занимаются исследованием государственно-правовых вопросов, а определенная информация по этим вопросам им необходима. Теория государства и права, а также другие юридические науки такую информацию способны предоставить.

5. Теория государства и права в системе юридических наук . Теперь рассмотрим, как взаимодействует теория государства и права с другими юридическими науками. Для этого нужно выяснить, как выглядит система юридических наук. Её можно представить в виде пирамиды, разделенной на три уровня. Нижний уровень составляют так называемые прикладные юридические науки . К ним относятся криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие. Эти науки ближе всего стоят к практике и непосредственно её обслуживают (прикладными в отличие от фундаментальных называются науки, непосредственно обслуживающие практику). Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки . К ним относятся науки конституционного, административного, гражданского, уголовного права и т.д. Эти науки изучают различные отрасли права. Они тоже тесно связаны с практикой (прежде всего с юридической), но вместе с тем нередко формулируют и теоретические положения фундаментального характера. Наконец, верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве. К ним относятся теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Эти науки более всего отстоят от практики (хотя определенным образом тоже с ней связаны), в связи с чем иногда их именуют фундаментальными теоретико-историческими науками.

Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений. В несколько меньшей степени, но также достаточно тесно связана она с отраслевыми и межотраслевыми юридическими науками. Что же касается прикладных юридических наук, то с ними теория государства и права связана значительно меньше.

В то же время не следует забывать, что теория государства и права по отношению ко всем другим юридическим наукам является самой общей наукой (что уже отмечалось при освещении первого вопроса). Её положения и выводы являются отправными, базовыми для других юридических наук. Однако связь теории государства и права с другими юридическими науками этим не ограничивается. Будучи частными по отношению к теории государства и права, другие юридические науки более углубленно и более конкретно изучают различные государственно-правовые вопросы, в связи с чем дают для теории государства и права необходимый для теоретических обобщений материал.

Таким образом, говоря о взаимодействии теории государства и права с другими юридическими науками, нужно исходить из того, что это взаимодействие тоже носит двусторонний характер, имеет так сказать прямую и обратную связь.

6. Функции теории государства и права. Завершает характеристику науки теории государства и права вопрос о её функциях. Функции теории государства и права раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, её значение для общественной и юридической практики. В учебниках по теории государства и права нет единой позиции относительно того, какие функции выполняет наука теория государства и права. Чаще всего называются такие её функции, как гносеологическая (познавательная) практико-организационная, идеологическая, прогностическая и методологическая. Эти функции являются наиболее значимыми для характеристики науки теории государства и права и их можно назвать основными.

Гносеологическая функция выражается в том, что теория государства и права, как и любая другая наука, осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственные и правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет их с научных позиций.

Практико-организационная функция (для краткости её можно назвать праксеологической) выражается в том, что теория государства и права, как всякая наука, должна обслуживать практику. Она должна вырабатывать и вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, юридической практики.

Идеологическая функция теории государства и права характеризуется тем, что эта наука аккумулирует различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве, вырабатывает определенные идеологические ориентиры, связанные с объяснением государственно-правовых явлений.

Суть прогностической функции состоит в том, что теория государства и права должна прогнозировать будущее государственно-правовых явлений. Выявляя закономерности их развития, теория государства и права вполне способна давать прогнозы как на ближайшее будущее, так и на перспективу в виде научных гипотез (предположений).

Наконец, методологическая функция теории государства и права выражается в том, что эта наука выступает в качестве своеобразной методологической основы для всех других юридических наук. Во-первых, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, формируя при этом основные подходы в познании государственно-правовых явлений. В этом плане теория государства и права выступает для других юридических наук в качестве своего рода философии государства и права. Во-вторых, будучи наиболее общей наукой в системе юридических наук, она вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия (категории), положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых, отправных при исследовании своих предметов.

Задание 1. Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?

Ответ: Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде, т.е. включает в себя наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития правового государства. Как и любая другая значимая отрасль науки она имеет свои функции.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

  • 1) Онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления и анализирует их;
  • 2) Прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права, прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;
  • 3) Гносеологическая - призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений. С ее помощью осуществляется получение нужных знаний, при этом они толкуются с научных позиций;
  • 4) Методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;
  • 5) Прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;
  • 6) Политическая, или политико-управленческая, или организационно-управленческая. Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;
  • 7) Эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;
  • 8) Воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;
  • 9) Идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;
  • 10) Практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;
  • 11) Теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;
  • 12) Учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

Все названные функции ТГП взаимосвязаны и могут дать позитивный результат только лишь если будут взяты в определенном комплексе.

Задание 2. Причины возникновения государства и права

Ответ: Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права - составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Проблема понимания причин возникновения государства и права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории "что государство существовало всегда" такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все более новые знания о причинах происхождения государства и права.

Основные причины:

  • 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
  • 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;
  • 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
  • 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально--классовое расслоение общества.

Задание 3. Соотношение классового и общесоциального подходов к понятию государства

Ответ: Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п. Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория "государства всеобщего благоденствия", теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из сторонников теории солидаризма, называл учение о классовой борьбе "отвратительной доктриной" и утверждал, что социальная солидарность требует взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально значимые функции. Л. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства - поддержка образования, здравоохранения, социальное обеспечение и пр. На этот факт есть ряд доказательств.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое главное, - общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян - феодалов, без рабочих - капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, "ужасных" условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда - мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия - идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы - материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства.

Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

Таким образом, современное государство по-прежнему выполняет классовые функции. Но в отличие от предыдущих этапов развития государства, сейчас классовость проявляется не столько во взаимоотношениях внутри государства, сколько во взаимоотношениях между государствами.

Задание 4. Понятие, признаки, структура государственных органов

государство право общесоциальный

Ответ: Орган государства - это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно_властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

Орган государства формируется на основе нормативно _ правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

  • 1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
  • 2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

  • 3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
  • 4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.
  • 5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:
    • а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);
    • б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
  • 6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
  • 7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Задание 5. Раскройте понятие «исторического типа» государства и права

Ответ: Исторический тип государства и права - совокупность не черт, а самих государств и правовых систем (самого государства и правовой системы, если исторический тип включает только одно государство и одну правовую систему). Это категория, отражающая единство не коренных черт, а самих государств и правовых систем. Лишь такое понимание типа государства и права соответствует реальному положению вещей. Оно идентично пониманию общественно-экономической формации, которая представляет собой не совокупность социально-экономических черт, а определенную структуру общества, известный социально-экономический строй, присущий определенной стадии общественного развития.

Исследуемая типологии как особый вид классификации характеризуется не только тем, что объектом классификации здесь выступают сами государства и правовые системы, но и особыми классификационными признаками. Она базируется на определенных признаках систематики. Поэтому во избежание путаницы для обозначения свойств и черт, образующих тип, целесообразно использовать специальный термин, которым обозначалась бы совокупность признаков, характерных для той или иной группы явлений и благодаря которым одна группа может быть отграничена от другой.

Тип государства и права -- совокупность государств и правовых систем, который отличается от совокупности черт государств и правовых систем, на основе которых образуется тип. «Типаж» -- распространенная гносеологическая категория, которая, неся большую познавательную нагрузку, выполняет значительную объяснительную функцию, способствует проведению четких граней между группами однородных явлений, отграничению результатов от признаков классификации. Рассматривая «типаж» как классификационные признаки в государственно-правовой типологии, необходимо в то же время выделять в нем ведущее начало, каковым выступает сущность входящих в тип конкретных государств и правовых систем.

Под историческим типом государства и права следует понимать определенную совокупность, точнее, систему государств и правовых систем, которая обусловлена единством и неизменностью классовой сущности и других коренных свойств. Исторический тип государства и права есть государственно-правовая структура общественно-экономической формации. Он представляет собой высшую систематическую единицу в государственно-правовой типологии, покоящейся на общественно-экономической формации. С другой стороны, наряду с приведенным термин «тип» и другие производные от него термины (например, типовое, типическое) могут употребляться и в других смыслах. Словом «тип», например, зачастую именуют образец, которому должен соответствовать ряд предметов, образцовое явление, выступающее в качестве нормы. Иногда «тип» выражает образ, содержащий обобщенные черты какой-либо группы явлений. Используют его и для обозначения экземпляра, обладающего специфическими свойствами. Но при всем том в любом случае данный термин обозначает определенное явление, предмет, процесс и т. д., которые обладают характерными признаками.

Следовательно, тип государства и права (и как типическое -- образцовое, и как единица в систематике) -- прежде всего сами государство и право, а не их черты. Типический образ, типическое явление, предмет, процесс, обладая особенностями, свойственными какой-нибудь их группе, служат примером, соответствующим определенным образцам и стандартам как обобщенно-конкретным проявлениям их свойств. Поэтому типизация государства и права означает не только распределение их по типам, но и выявление наиболее высокой степени активности признаков типа, т. е. типажа отдельных конкретных государства и права, что и делает последнее типом, типическим, разумеется, если такие признаки ему присущи. Это типическое может проявиться в разных формах. Вместе с тем типичны лишь те государства и правовые системы, в которых свойства и признаки типа, в особенности классовая сущность, отражаются наиболее ярко. Очень выпукло типическое выступает в повторяющихся, широко распространенных явлениях. Но типическое -- не всегда самое распространенное, повторяющееся, хотя этот факт и нельзя не учитывать. Типическое применительно к изучаемой области обнаруживается путем выявления в индивидуальном, конкретном государстве и праве существенных закономерных сторон, присущих государству и праву той или иной классовой общественно-экономической формации как таковому.

Задание 6. Известный русский юрист Ф. В. Тарановский в 1917 г. писал: «Правовым стали называть и теперь называют государство не по его задаче и компетенции, а по приемам его деятельности». Поясните, что имел в виду ученый?

Ответ: Он имел в виду, что специфическим признаком правового государства в современном ею понимании является безусловное признание правовых форм и правовых пределов для всех проявлений государственной власти. Однако права граждан у него должны соразмеряться с «общественной необходимостью», а не быть самоцелью. Тарановский Ф.В. говорил, что право неразрывно связано с государством: государство составляет непосредственную среду для развития права, и государственная организация в свою очередь облекается в правовые формы.

Литература

  • 1. Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • 2. Зубанова С.Г. Теория государства и права
  • 3. Кушнир И.В. Теория государства и права
  • 4. Мелехин А.В. Теория государства и права
  • 5. Денисов А.И. Теория государства и права

Функции ТГП – это основные направления действий данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

ü Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба.

ü Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

ü Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики.

ü Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными "опорными пунктами", "несущими конструкциями" отраслевых и специальных юридических наук.

ü Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин "политика" в переводе с греческого - "искусство управления государством". Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

ü Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут.

ü Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

ü Прогностическая функция. На основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Функции теории государства и права

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государствен праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Теория государства и права выполняет следующие функции: гносеологическую (познавательную), прогностическую (идеологическую), воспитательную, методологическую (мировоззренческую), прикладную.

Гносеологическая (познавательная) функция теории государства и права проявляется в том, что в ее рамках познается государство и право, процесс функционирования и все государственно-правовые явления. В процессе анализа государственно-правовой действительности формируются понятия, категории, конструкции и они же становятся средством дальнейшего познания государственно-правовых явлений. Важное место в познавательной деятельности принадлежит концепциям, т.е. определенным способам понимания, трактовки государственно-правовых явлений, вопросов. Процесс познания государства и права лишь тогда плодотворен, когда есть не одна, а много концепций по одноименным проблемам. Творческая борьба между различными концепциями, дискуссии обогащают и развивают юридическую науку, позволяют выбрать наиболее оптимальный вариант решения вопроса из предлагаемых. Именно таково складывающееся в настоящее время в отечественном правоведении определение права как синтеза нормативного, философского и социологического к нему подхода- Полезна и предлагаемая в науке двоякая трактовка юридической ответственности (позитивный и ретроспективный аспект); плодотворны дискуссии о реальном соотношении ветвей власти в Российской Федерации, о соотношении полномочий Федерации в целом и субъектов Федерации и др.

Прогностическая функция теории государства и права состоит в выработке прогнозов (предсказаний), гипотез о развитии государства и права, государственно-правовых явлений. Научные прогнозы в этой сфере имеют исключительно важное значение, ибо позволяют последовательно, без рывков и перепадов строить процесс государственно-правового регулирования общественных отношений, своевременно обновлять законодательство и устранять постоянно возникающие в нем противоречия. К сожалению, в нынешней России государственно-правовые прогнозы делать исключительно сложно. Это объясняется отсутствием четко обозначенной программы перехода к рынку, нестабильностью социально-политической и национальной обстановки. Стабилизация в этих сферах жизнедеятельности сделает прочными и надежными прогнозы в области государственного и правового строительства.

Идеологическая функция теории государства и права . Идеологическая функция ТГП заключается в том, что она формирует понятия, категории, систему взглядов и идей о государстве и праве, о их роли в обществе и жизни каждого человека, о месте личности в государственно-правовой сфере. Концепции, положения теории государства и права используются другими юридическими науками, в том числе отраслевыми, определяя их идеологическую направленность.


Воспитательная функция . Теория государства и права призывает, убеждает каждого человека в том, что государство и право - это благо, средство защиты интересов личности, ее жизни и здоровья. Она раскрывает природу и негативные последствия правонарушений, их вред для человека и общества. Именно теория государства и права привлекла внимание к проблемам правового воспитания гражданина и разработала ее.

Методологическая функция теории государства и права выражается в определении подходов к изучению правовых явлений. Практика мировых открытий - неопровержимый тому пример. Методология теории государства и права формируется в результате применения законов диалектики, философских категорий к анализу государства и права, государственно-правовых явлений и процессов, государственной и юридической практики. При этом основную методологическую нагрузку в составе методологии выполняют правовые понятия и категории. Правовые понятия - понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика.

Прикладная функция теории государства и права связана с выработкой практических рекомендаций по совершенствованию государственной и правовой деятельности. Юридическая наука постоянно предлагает меры по совершенствованию государственного механизма, созданию качественного законодательства, эффективному его претворению в жизнь. Подавляющее большинство монографий, статей, диссертаций отечественных ученых государствоведов и правоведов содержит такого рода рекомендации. К сожалению, законодательные и правоприменительные органы и субъекты этих сфер деятельности далеко не всегда их учитывают. Разрыв теории и практики свидетельствует о недостаточно высоком уровне правовой системы общества.



Просмотров