Габариты бтр. Тяжёлые бронетранспортеры разных стран

Является самым популярным бронетранспортером в Российской армии. Эта колесная машина создана с учетом опыта прежних военных конфликтов. БТР-80 форсирует небольшие водные преграды, быстро набирает скорость, имеет хорошую проходимость вкупе с вооружением, броней для двигателя и экипажа. Имеется также противопожарное оборудование и защита от радиации - дань возможностям современного оружия. Основной задачей машины является быстрая доставка на поле боя десанта и обеспечение прикрытия. В случае организации обороны бронетранспортер вкапывают в землю, а башня с пулемётом превращается в дот.

В каких войсках применяется

Область применения БТР довольно широка. Если говорить о БТР-80, технические характеристики позволяют применять данный транспорт в самых разных войсках. В основном он используется мотострелками. В любом учебнике по тактике можно найти схемы ведения боя в различных ситуациях мотострелковым взводом и тремя бронетранспортерами.

Высокая скорость и проходимость делают БТР-80 идеальной техникой для десантных подразделений. Умение форсировать водные преграды и возможность транспортировки на десантных кораблях позволяют использовать его в операциях морской пехоты. Восьмиколесная техника легко съезжает по аппарелям прямо в воду, в течение нескольких минут под прикрытием артиллерии достигает берега и приступает к штурму суши, а под броней ждут своего часа «чёрные береты».

Также возможен сброс техники с самолётов, после приземления БТР сразу вступает в бой. Современные парашютные системы позволяют сбрасывать танки и бронетранспортёры сразу с экипажем, с минимальным риском для людей.

БТР-80 использовался в качестве основного транспортного средства в войнах на Северном Кавказе. Десант возили прямо на крыше траспортника. В случае боевого столкновения в пути солдаты спрыгивали и укрывались за бронированными боками.

Для иностранцев русский солдат ассоциируется не только с автоматом Калашникова, но и с БТР-80. Технические характеристики позволяют эффективно использовать технику и в антитеррористических операциях. Это самая популярная колесная техника в Российской армии, модификации на базе БТР-80 используются штурмовыми подразделениями, подразделениями связи, артиллерией, а также как передвижной медпункт.

Внешний вид

Многие боевые машины имеют примерно такой же внешний вид, как БТР-80. Фото ниже представлено для лучшего восприятия информации. Корпус выполнен из бронестали, сварен жестко и надёжно. Основными элементами являются носовая часть, корма, борта, крыша и днище. Траспортник имеет целую коллекцию люков: для лебедки в носовой части, там же и смотровые люки, для ФВУ, люки механика-водителя и командира, боевого отделения и люк над силовой установкой. Также впереди имеется волноотражательный щит.

Башня выполнена в виде усеченного конуса, имеет амбразуры для установки спаренных пулеметов. Сварена из бронестали.

БТР-80. Инструкция по эксплуатации

Бронетранспортер управляется как обычная машина, имеется руль, педали и рычаг переключения передач. На новых моделях имеется даже автоматическая коробка передач. Обзор для механика-водителя маловат, но это и не гоночная машина. Главное - видеть всё, что впереди, а то, что сбоку, БТР-80 со своей массой и мощностью даже не заметит. Он не имеет такой проходимости, как гусеничная техника, но в боях на ровной местности незаменим. Быстрое перемещение десанта позволит создать численный и огневой перевес на нужных точках. Перекрыть улицы и отдельные районы города, форсировать реку, прижать пулеметным огнем вражескую пехоту - БТР-80 создан для выполнения именно таких задач.

Технические изменения в двигателе

В 80-е годы конструкторы Горьковского автомобильного завода получили задание создать бронетранспортер, исключив недостатки БТР-70. Устройство БТР-80 сильно отличается от его предшественника. В первую очередь, вместо двух карбюраторных двигателей поставили один дизельный от автомобиля КамАЗ - 4-тактный 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения. Такой двигатель имеет меньше шансов взорваться, а его объём на 30 процентов превышает объем его предшественника. Установлен турбокомпрессор, чтобы увеличить мощность. В итоге БТР-80 имеет 260 л.с., разгоняется до 100 км/ч. Это в идеальных условиях. По шоссе - 80 км/ч, по грунтовой дороге - от 20 до 40 км/ч. Может форсировать водные преграды со скоростью 9 км/ч.

Использование одного двигателя потянуло за собой и другие изменения. В трансмиссии механическое усилие через сухое фрикционное двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом поступает на 5-тиступенчатую коробку передач. Все передачи, кроме первой, снабжены синхронизаторами.

Повышение проходимости через блокировку дифференциала

Дифференциал БТР-80 был улучшен по сравнению с БТР-70. От коробки передач момент передается на раздаточную двухступенчатую коробку. Дифференциальная раздача выполнена в два потока: на первый-третий и второй-четвертый мосты БТР-80. Блокировка межосевого дифференциала является принудительной, срабатывает в тяжёлых дорожных условиях. При этом и блокировка дифференциала происходит только при включенных передних мостах. Чтобы увеличить срок эксплуатации и избежать поломок при перегрузках, в раздаточной коробке предусмотрена муфта, ограничивающая предельный момент.

Живучесть БТР-80

Бронетранспортер имеет пулестойкие шины с регулируемым давлением. Ведь именно от подвижности зависит, сколько на поле боя проживёт данная техника. Устройство БТР-80 таково, что выход из строя одного или двух колес его не остановит. Технические характеристики даже таковы, что энергия взрыва повредит только одно колесо, а противопехотные бронетранспортеру данной модели вообще не страшны.

Вполне понятно желание обеспечить защиту экипажа, но чем толще броня, тем тяжелее машина и медленнее она двигается. Описание БТР-80 позволяет узнать в нем черты БТР-70, отличия во внешнем виде незначительные, особенно для неразбирающихся в военной технике. У БТР-80 корпус длиннее и броня улучшена незначительно. Даже в этом случае масса возросла на 18 процентов - до 13600 кг. Благодаря изменениям в ходовке и в двигателе подвижность осталась прежней. Запас хода, благодаря дизельному двигателю, увеличился до 600 км по шоссе.

Увеличена огневая мощь техники за счет экипажа. Стрелковые порты в бортах корпуса развернуты в сторону передней полусферы, также появилась амбразура, позволяющая вести огонь командиру.

Движение по воде

Машину-амфибию легко отличить по задранному носу - такому, как и у БТР-80. Фото выше показывает процесс высадки с корабля. На заднем плане плывет вторая машина, а первая уже выбралась на берег. Эксплуатация БТР-80 при форсировании водной преграды проста. В конструкции предусмотрен один водомет с осевым насосом, расположенный в кормовой части. Управление движением на воде осуществляется с помощью руля. Помимо двух передних мостов, которые движутся и на суше, на воде помогают повернуть водяные рули и заслонка. Бронетранспортер - машина тяжелая, и без тут не обошлось.

Изначально БТР-80 задумывался без водомета, но командованию военно-морского флота требовалась машина, способная десантироваться с кораблей и адаптированная под нужды морской пехоты. Подразделения морской пехоты - от штурмовых войск до связи командования - все сидят на БТР-80.

Оборудование БТР-80

Технические характеристики БТР-70 требовалось расширить для адаптации к условиям современной войны. На БТР-80 была установлена башенная пулеметная установка БПУ-1, вертикальный угол наведения которой составляет 60 градусов. Вкупе с 1ПЗ-2 она позволяет вести зенитную стрельбу. Как ниндзя из фильмов, БТР-80 может создать дымовую завесу и скрыться: для этого на крыше установлена система 902В, представляющая собой шесть гранатометов.

Поначалу бронетранспортер, как и его предшественник, был вооружен КПВТ, спаренным с ПКТ.

Во время создания этой техники Афганистан был главным полигоном для применения, тем не менее конструкторы позаботились о ведении боя и в холодном климате. При температуре от -5 до -25 о С предусмотрен предпусковой прогреватель, устроенный по принципу электрофакельного устройства. При разогреве двигателя образуется факел пламени от сгорания дизеля, который тоже повышает температуру.

Изначально имевшаяся в БТР радиостанция Р-123 была заменена на более новую и эффективную Р-163-50У.

БТР-80 с автоматической пушкой

В 1994 году на вооружение была поставлена модификация бронетранспортера БТР-80А. Машина для десанта впервые была оборудована 30-миллиметровым автоматическим орудием 2А72, боекомплект в 300 снарядов. Подобная пушка применяется на и десанта, а также на вертолетах Ка-50, Ка-52 и Ми-28. Танковую броню в 120 мм способна пробить очередь из восьми снарядов из такой пушки БТР-80.

Технические характеристики новой башни позволяют поражать цели с большим углом возвышения - до 70 градусов. Дальность выстрела - до 4 км. С пушкой спарен все тот же ПКТ калибра 7,62 с 2000 патронов. Все оружие расположено за пределами обитаемого отсека, чтобы пороховые газы не поступали внутрь помещений. Для ведения стрельбы ночью установлен прицел ночного видения ТПН-3-42 «Кристалл», дальность прицельной стрельбы с его использованием - до 900 м.

Прочие модификации БТР-80

Характеристики бронетранспортера допускают его дальнейшее улучшение. Для нужд внутренних войск был разработан БТР-80С, имеющий вместо атоматической пушки КПВТ 14,5-мм. На фотографиях подразделений ОСНАЗа всегда изображается эта техника.

БТР-80М был разработан после пожара на Горьковском автомобильном заводе. Никто не ожидал, что производство и оборудование будет восстановлено меньше чем за год, поэтому использовали более слабый двигатель ЯМЗ-238, зато шины КИ-128 более устойчивы к повреждениям.

Для полевых командных пунктов было разработано несколько вариаций командно-штабных машин, например БТР-80К, оборудованный дополнительным устройством связи. Также были созданы машины для управления артиллерией и установления связи, имеющие вместо вооружения крупногабаритные антенны. Есть даже самоходная гаубица с 120-миллиметровым орудием.

Кумулятивные противотанковые снаряды - настоящий бич для бронированной техники. В итоге бронетранспортеры начали оснащать сетчатыми экранами, которые также защищают от пуль крупного калибра. Есть опыт в установке динамической защиты на БТР-80, а ходовую часть начинают прикрывать экранами от Т-72.

Модификации на базе БТР-80 создаются и в других странах.

В нашей стране за последние несколько десятилетий было создано большое количество различных бронетранспортеров. Несмотря на отличия в техническом облике и характеристиках, все эти машины имели общее предназначение. Все отечественные и зарубежные бронетранспортеры предназначены для перевозки личного состава с вооружением.

Кроме того, «обязанностью» бронетранспортера на поле боя является огневая поддержка бойцов. Создание отечественных бронетранспортеров сопровождалось постоянным развитием их вооружения. С конца сороковых годов и до нашего времени вооружение отечественных бронетранспортеров прошло такой же большой путь, как и сами машины, для которого оно создавалось.

БТР-40

Первый отечественный серийный бронетранспортер БТР-40 создавался в конце сороковых годов с учетом опыта эксплуатации американских машин M3 Scout Car, что сказалось на основных чертах его облика. Такое «происхождение» БТР-40 оказало влияние и на его вооружение. Базовая машина этой модели несла оборонительное вооружение в виде одного пулемета СГМБ калибра 7,62 мм.

В зависимости от обстановки стрелок бронетранспортера мог установить пулемет на одно из четырех креплений. На лобовом и кормовом листах корпуса имелись поперечные штанги, а на бортах – вертлюжные кронштейны. Изначально бронетранспортер БТР-40 нес устройства для крепления пулемета разной конструкции, но в середине пятидесятых во время очередной модернизации все кронштейны были унифицированы. Устанавливать пулемет на кронштейн предполагалось только в боевой обстановке. В походном положении он размещался в десантном отделении, на левой колесной нише.

При установке пулемета СГМБ на крепление лобового листа стрелок мог обстреливать цели, находящиеся в пределах горизонтального сектора шириной 160°. Допустимое снижение оружия ограничивалось 13-15 градусами, предельное возвышение зависело от конструкции пулемета и удобства его использования. Бортовые узлы крепления пулемета позволяли контролировать сектора шириной по 140°, кормовой узел – 180°. Таким образом, при перестановке пулемета с место на место обеспечивался почти круговой обстрел. Естественно, перемещение оружия в боевой обстановке было весьма затруднительным.

Питание пулемета СГМБ осуществлялось при помощи лент на 250 патронов. В боевом отделении бронетранспортера БТР-40 имелось место для пяти коробок с боеприпасами, в каждой из которых находилось по одной ленте. Общий возимый боекомплект состоял из 1250 патронов. Кроме того, для обороны бронетранспортера стрелок мог использовать 8 осколочных и 2 противотанковые гранаты.

В 1951 году появился зенитный вариант боевой машины под названием БТР-40А. В десантном отделении этой машины располагалась зенитная установка ЗПТУ-2, оснащенная двумя пулеметами КПВ калибра 14,5 мм. Углы возвышения пулеметной установки от -5° до +90° позволяли обстреливать как воздушные, так и наземные цели. Боекомплект двух пулеметов состоял из 1200 патронов. Следует отметить, что зенитная установка ЗПТУ-2 заняла почти весь объем десантного отделения, из-за чего бывший бронетранспортер полностью лишился транспортных возможностей.

В середине пятидесятых годов был разработан вариант бронетранспортера БТР-40 с полностью закрытым корпусом. Бронемашина БТР-40Б получила крышу десантного отделения с двумя двустворчатыми люками. Люки располагались в передней и кормовой частях крыши и предназначались для стрелка. Для ведения огня требовалось открыть один из люков и установить пулемет на соответствующий кронштейн. Стрелок бронетранспортера БТР-40Б мог использовать лишь два кронштейна, на лобовом и кормовом листах корпуса.

БТР-152

Одновременно с бронетранспортером БТР-40 создавалась машина аналогичного назначения БТР-152. В конструкции двух этих бронемашин использовалось заметное количество общих узлов и агрегатов, в том числе и вооружение. Бронетранспортер БТР-152 вооружался одним пулеметом СГМБ калибра 7,62 мм. Системы крепления оружия были аналогичны использованным на БТР-40. Стрелок мог вести огонь, используя один из четырех кронштейнов на лобовом, кормовом или бортовых листах корпуса. Углы наводки и объемы боекомплекта не отличались от соответствующих параметров БТР-40.

В начале пятидесятых годов был создан зенитный вариант боевой машины БТР-152 под названием БТР-152А. Как и БТР-40А, эта машина оснащалась зенитной пулеметной установкой ЗПТУ-2 с пулеметами КПВ калибра 14,5 мм. По своим характеристикам это оружие было аналогично вооружению БТР-40А. Несмотря на сравнительно крупные объемы десантного отделения, БТР-152А все же не сохранил транспортную функцию.

Во второй половине пятидесятых годов БТР-152, подобно БТР-40, обзавелся бронированной крышей. В крыше имелись три откидных люка, два из которых мог использовать стрелок. Как и в случае с БТР-40, модификация бронетранспортера с крышей сохранила только два кронштейна для крепления пулемета СГМБ.

БТР-50П

Принятый в 1954 году на вооружение бронетранспортер БТР-50П имел такое же вооружение, что и предыдущие машины этого класса. Экипаж бронемашины располагал одним 7,62-мм пулеметом СГМБ. После модернизации конца шестидесятых годов все бронетранспортеры этого семейства были перевооружены пулеметами ПКБ. Пулеметы обоих типов могли устанавливаться на одном из двух кронштейнов: на лобовом и кормовом листе десантного отделения.

Устройства для установки пулемета СГМБ были унифицированы с агрегатами бронетранспортеров предыдущих моделей. Благодаря этому стрелок машины БТР-50П мог обстреливать достаточно широкие сектора в передней и задней полусферах. Пулемет бронетранспортера использовал ленты на 250 патронов. В возимый боекомплект входили пять лент – 1250 патронов.

Известно о попытках установить на бронетранспортер БТР-50П крупнокалиберные пулеметы ДШКМ и КПВ. Несмотря на большую огневую мощь, такие варианты оснащения бронемашин не стали штатными. Следует отметить, существуют фотоматериалы, на которых запечатлены бронетранспортеры БТР-50П с крупнокалиберным оружием, однако такие пулеметы устанавливались только для парадов.

Со временем бронетранспортер БТР-50П получил бронированную крышу и новое обозначение – БТР-50ПК. После такой модернизации вооружение бронетранспортера осталось прежним, а для его использования в крыше были предусмотрены крупные люки.

По некоторым данным, БТР-50П, как и предыдущие отечественные бронетранспортеры, мог стать основой для зенитной самоходной установки. Для этого в десантном отделении предполагалось монтировать тумбу с пулеметной установкой ЗПТУ-2. Кроме того, рассматривался вариант использования четырехствольной установки ЗПТУ-4. В серию подобная техника не пошла.

БТР-60

Бронетранспортер БТР-60, являющийся прямым «предком» всех последующих отечественных машин этого назначения, в первых модификациях не имел крыши. По этой причине вооружение бронемашины соответствовало предыдущим бронетранспортерам. БТР-60 нес пулемет СГМБ, устанавливаемый на одном из трех кронштейнов. Кронштейны располагались на лобовом листе и на бортах корпуса.

В распоряжении стрелка было пять лент с 1250 патронами. Существуют изображения бронетранспортеров БТР-60 с пулеметом ДШКМ на лобовом кронштейне и двумя СГМБ на бортовых, однако такие фотографии являются «показательными» и не отражают реалий эксплуатации бронетранспортера.

В середине шестидесятых годов бронетранспортер БТР-60 повторил судьбу предыдущей техники и обзавелся бронированной крышей. Первоначально бронемашина имела крышу, созданную с учетом наработок по предыдущим проектам: для использования пулемета в крыше предусмотрели люк. Такая версия бронетранспортера получила индекс БТР-60А. Поздние серии этой машины получали новые пулеметы, вместо СГМБ они оснащались 7,62-миллиметровым ПКБ.

Настоящей революцией в области вооружений отечественных бронетранспортеров можно считать проект БТР-60ПБ. Впервые в советской практике бронетранспортер получил не кронштейны для крепления оружия, а полноценную поворотную башню. Сравнительно небольшая коническая башня с прямым лобовым листом позволила решить сразу несколько проблем, которые преследовали бронетранспортеры предыдущих моделей. Бронированная башня защищала стрелка от пуль и осколков, позволяла точнее наводить вооружение, а также могла нести более мощное оружие, чем пулемет винтовочного калибра.

В башне бронетранспортера БТР-60ПБ были установлены пулемет КПВТ калибра 14,5 мм и 7,62-мм ПКТ. Стрелок мог вести огонь в любом направлении, вращая башню, а также наводить оружие по вертикали в пределах от -5° до +30°. Для наведения пулеметов предлагалось использовать перископический оптический прицел ПП-61 с увеличением 2,6х. Прицел позволял вести огонь из крупнокалиберного пулемета на дистанциях до 2000 метров, из ПКТ – до 1500 м.

Боекомплект пулемета КПВ состоял из 10 лент по 50 патронов в каждой (в общей сложности 500 патронов). В коробах для боеприпасов к пулемету ПКТ имелось восемь лент по 250 патронов (2000 патронов).

БТР-70

В начале семидесятых годов на вооружение советской армии поступил новый бронетранспортер БТР-70. Эта машина создавалась на основе наработок по проекту БТР-60ПБ. Предполагалось, что новый тип бронетехники сможет перенять все преимущества базовой машины, но будет лишен ее недостатков. По-видимому, башня с двумя пулеметами была отнесена к положительным сторонам бронетранспортера БТР-60ПБ, в результате чего без каких-либо серьезных изменений ее перенесли на БТР-70.

Вооружение и его характеристики остались прежними, хотя конструкция башни претерпела некоторые изменения, связанные с технологией изготовления. Кроме того, в башне бронетранспортера БТР-70 предлагалось устанавливать модернизированный перископический прицел ПП-61АМ. Размеры боекомплекта и дальность стрельбы остались прежними.

После распада Советского Союза некоторые страны, на вооружении которых оказались бронетранспортеры БТР-70, предпринимали попытки их модернизации. Ряд подобных проектов подразумевал использование нового вооружения, в том числе и новых боевых модулей. Благодаря этому БТР-70 смог стать носителем автоматических пушек и гранатометов, а также противотанковых ракет. В российских вооруженных силах машины БТР-70 эксплуатировались с базовым вооружением.

БТР-80

Бронетранспортер БТР-80 предназначался для замены предыдущих машин аналогичного назначения. Как следствие, в его конструкции широко применялись наработки по предыдущим проектам. По этой причине в базовом варианте бронемашина БТР-80 оснащалась почти таким же вооружением, как и БТР-60ПБ или БТР-70. На крыше машины предусмотрели коническую башню «классической» для отечественных бронетранспортеров конструкции.

Вооружение первой модификации БТР-80 было заимствовано у предыдущей бронетехники. В башне установили пулемет КПВТ калибра 14,5 мм и 7,62-мм ПКТ. Системы крепления пулеметов претерпели некоторые изменения. Новые механизмы с ручным приводом позволяли наводить пулеметы в вертикальной плоскости в пределах от -4° до +60°.

Башня нового бронетранспортера получила обновленные прицельные устройства. Стрелок БТР-80 должен использовать перископический оптический прицел 1П3-2 с переменным увеличением (1,2х и 4х), обеспечивавшим поле зрение шириной 49 или 14 градусов. Боекомплект пулеметов остался прежним: 10 лент на 500 патронов 14,5х114 мм и 8 лент на 2000 патронов 7,62х54 мм R.

С учетом опыта войны в Афганистане была создана модификация бронетранспортера БТР-80 с новым комплексом вооружения. Бронемашина БТР-80А получила новый боевой модуль с более мощным вооружением. Сравнительно малый диаметр погона башни базовой машины заставил авторов проекта БТР-80А применить новую для отечественных бронетранспортеров лафетную компоновку вооружений.

На погоне машины БТР-80А монтировалась поворотная платформа, на которой находились опоры и качающаяся установка с вооружением. Главным оружием бронетранспортера новой модели стала 30-мм автоматическая пушка 2А72. На одной конструкции с орудием устанавливался 7,62-мм пулемет ПКТ, а на опорах вооружения имелись дымовые гранатометы. Башня оснащалась прицелами 1ПЗ-9 (дневной) ТПНЗ-42 (ночной).

Боекомплект башни бронетранспортера БТР-80А состоит из 300 снарядов для автоматической пушки и 2000 патронов для пулемета. Следует отметить, что все агрегаты башни, в том числе короба с боеприпасами, располагаются за пределами корпуса, из-за чего применена непрерывная подача боеприпасов. Конструкция башни обеспечивает наведение вооружения в любом направлении. Угол возвышения ограничен 70 градусами. В зависимости от применяемых боеприпасов вооружение БТР-80А может поражать цели на дальности до 4 километров.

Интересной особенностью башни с пушкой 2А72 и пулеметом ПКТ является сравнительно высокая линия прицеливания – 2,8 метра от земли. Это позволяет экипажу бронетранспортера при необходимости укрываться за стенами или строениями, оставляя возможность наблюдения за обстановкой и ведения огня. При бое в городских условиях такие возможности оказываются весьма полезными.

Башня бронетранспортера БТР-80А имеет ряд преимуществ перед предыдущими системами вооружения, но мощь ее оружия может быть избыточной для выполнения некоторых боевых задач. Кроме того, для установки тяжелой башни с автоматической пушкой необходимо дорабатывать корпус базового бронетранспортера.

С целью сохранения преимуществ лафетной башни и обеспечения требуемых характеристик был создан бронетранспортер БТР-80С. Башня этой боевой машины представляет собой доработанный вариант соответствующего агрегата БТР-80А, однако вместо 30-мм автоматической пушки оснащается пулеметом КПВТ. Спаренный пулемет остался прежним – ПКТ калибра 7,62 мм.

БТР-82

В двухтысячных годах были созданы несколько новых модификаций бронетранспортера БТР-80. Машины оснащаются новыми двигателями и рядом нового оборудования, призванными повысить их характеристики. Как и прежде, комплекс вооружения новых бронемашин был выполнен на основе соответствующих агрегатов предыдущей техники. Оригинальная башня лафетной компоновки, созданная для бронетранспортера БТР-80А, была усовершенствована и устанавливается на машины новых модификаций.

Бронетранспортер БТР-82 вооружен башней с крупнокалиберным пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Общие черты конструкции башни без серьезных изменений были заимствованы у боевого модуля бронетранспортера БТР-80А. Пулеметы КПВТ и ПКТ имеют боекомплект 500 и 2000 патронов соответственно. Подача боеприпасов к каждому из пулеметов ведется при помощи одной ленты. Для повышения точности стрельбы оружие оснащено двухплоскостным стабилизатором. Отдельные дневной и ночной прицелы заменены комбинированным прибором ТКН-4ГА.

Бронетранспортер БТР-82А несет 30-мм автоматическую пушку и пулемет ПКТ. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Боекомплект пушки и пулемета остался таким же, как и на БТР-80А – 300 снарядов и 2000 патронов. Башня машины БТР-82А оснащается прицелом, аналогичным использованному на бронетранспортере с пулеметным вооружением.

БТР-90

В начале девяностых впервые был представлен новый отечественный . Эта боевая машина создавалась с учетом опыта последних войн и должна была значительно поднять боеспособность мотострелковых подразделений. В 2011 году министерство обороны окончательно отказалось от закупок БТР-90 в пользу перспективной техники, создаваемой в настоящее время. Тем не менее, вооружение бронетранспортера, не пошедшего в серию, представляет большой интерес.

Опытный вариант

Впервые в отечественной практике бронетранспортер предлагалось оснастить двухместной башней с развитым комплексом вооружения. По своей конструкции и оснащению башня БТР-90 в некоторой мере напоминала башню боевой машины пехоты БМП-2. Основным вооружением БТР-90 должна была стать автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм. На одних механизмах с орудием должен был устанавливаться пулемет ПКТМ калибра 7,62 мм. Ствольное вооружение имело двухплоскостной стабилизатор.

На крыше башни перспективного бронетранспортера предусмотрели пусковую установку противотанкового ракетного комплекса 9К113 «Конкурс». В распоряжении наводчика был комбинированный (дневной и ночной) прицел БПК-З-42. По желанию зарубежных заказчиков рабочее место наводчика могло оснащаться прицелом БПК-М с тепловизором французского производства. Кроме того, бронетранспортер оснащался специальным зенитным прицелом 1П3-3.

БТР-90 с усиленным бронированием

Механизмы башни позволяли наводить оружие на 360° в горизонтальной плоскости и от -5° до +75° в вертикальной. Боекомплект автоматической пушки состоял из 500 снарядов, спаренного пулемета – из 2000 патронов. Кроме того, в боевом отделении бронетранспортера имелось место для размещения четырех транспортно-пусковых контейнеров с противотанковыми ракетами 9М113 «Конкурс».

Использованный комплекс вооружений позволял бронетранспортеру БТР-90 поражать бронетехнику и укрепления противника при помощи ракет на дальностях до 4 км. Автоматическая пушка 2А42 имела прицельную дальность по наземным целям до 4 км, по воздушным – 2…2,5 км.

БТР-Д

В середине семидесятых годов воздушно-десантные войска получили новый десантируемый бронетранспортер БТР-Д. Для облегчения разработки и строительства новой техники этот проект выполнили на базе боевой машины десанта БМД-1 с широким использованием ее узлов и агрегатов. для ВДВ получил два пулемета ПКМ, установленные в десантном отделении.

В лобовом листе десантного отделения, расположенного позади рабочего места механика-водителя, предусмотрели два люка, через которые предполагалось вести огонь из двух пулеметов ПК. Стрелять из этого оружия должны десантники, находящиеся внутри боевой машины. В распоряжении стрелков имеется 8 лент по 250 патронов в каждой (по 1000 патронов на пулемет).

Имеются сведения об оснащении некоторого количества бронетранспортеров БТР-Д автоматическими гранатометами АГС-17. Это оружие устанавливалось на кронштейне на крыше десантного отделения. Для стрельбы из гранатомета стрелок-десантник должен был использовать один из люков в крыше. Также в некоторых источниках упоминается существование бронемашин с подобной установкой пулеметов.

БТР-МД и БТР-МДМ

В ближайшем будущем ВДВ должны получить новую технику нескольких моделей. Основой для машин различного назначения, как утверждается, должен стать бронетранспортер БТР-МДМ. Эта бронемашина создана на базе предыдущего проекта БТР-МД. Новую технику для ВДВ предлагается строить с использованием имеющихся и вновь разработанных узлов и агрегатов. Часть комплектующих заимствована у и у боевой машины десанта .

Как и предыдущий бронетранспортер для воздушно-десантных войск, БТР-МДМ имеет легкое пулеметное вооружение. Вооружение машины БТР-МДМ состоит из дистанционно управляемой башенки с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Боекомплект пулемета располагается в ящике рядом с ним. Для наведения пулемета на цель используется перископический прицел 1П67М.

При необходимости экипаж может вести огонь из дополнительного курсового пулемета. Курсовая установка для ручного пулемета РПК располагается в лобовом листе корпуса в правой его половине. Кроме того, на лобовом листе имеются четыре дымовых гранатомета.

Будущее вооружения бронетранспортеров

За полвека вооружение отечественных бронетранспортеров претерпело серьезные изменения. БТР-40 нес лишь один пулемет винтовочного калибра, устанавливавшийся на одном из четырех кронштейнов. При необходимости пулемет можно было переставлять на другое место или же снимать и использовать отдельно.

Бронетранспортеры последних моделей имеют солидное пулеметное или пушечно-пулеметное вооружение, в разы превосходящее использовавшееся на первых машинах этого класса. Последние разработки в области бронетехники для мотострелковых войск позволяют с уверенностью говорить, что развитие вооружений продолжается и вряд ли остановится.

В последние годы отечественная и зарубежная оборонная промышленность активно работает над созданием новых боевых модулей, пригодных для установки на технику различных моделей. Отечественные предприятия готовы предоставить заказчику боевые модули различных моделей, оснащенные вооружением разных типов и классов. В зависимости от пожеланий военных бронетехника может нести пулеметы, автоматические пушки, автоматические гранатометы и противотанковые ракеты. Кроме того, все нынешние боевые модули оснащаются современными прицельными устройствами.

Именно универсальные боевые модули в настоящее время выглядят наиболее удобным и эффективным средством вооружения бронетехники для мотострелковых подразделений. Подобные системы, объединяющие в себе элементы бронирования, вооружение и различное радиоэлектронное оборудование, позволяют оснащать технику всеми необходимыми системами, а также сравнительно легко проводить ее модернизацию.

Что касается вооружения бронетранспортеров будущего, то оно, скорее всего, сохранит свои основные черты. Есть основания считать, что подобная бронетехника и впредь будет нести автоматические пушки или крупнокалиберные пулеметы, спаренные с пулеметами винтовочного калибра. Кроме того, в комплексы вооружения могут быть включены автоматические гранатометы и противотанковые ракеты.

Однако только время покажет, как будет выглядеть вооружение бронетранспортеров будущего. Демонстрация новой отечественной техники этого класса должна состояться в ближайшие годы.

Cоветский бронетранспортёр, спроектированный в начале 80-х, как развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков. В серийное производство БТР-80 поступил в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё продолжает выпускаться. Последние модели БТР-80, оборудованные усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты (БМП). Использовался советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов стал основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России, а так же ряда других бывших советских республик и применялся практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно продовался и на данный момент продолжает поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении около 26 государств.

История создания и производства

Основным бронетранспортёром ВС Советского Союза к началу 1980-х годов являлся запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их использования уже вскоре показал, что, несмотря на серьёзные улучшения по сравнению с БТР-60, множество главных недостатков и недочётов предшественника перешли к нему почти без исправлений и зменений. Одним из них была довольно сложная и очень ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, имевших к тому же повышенный расход топлива и ряд других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Серьёзной проблемой оставалась весьма неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, по сравнению с БТР-60 она была лишь совсем немного улучшена. Как показала Афганская война, неудовлетворительной была и защищённость машины. Помимо этого на БТР-70 приплюсовались проблемы с водомётным движителем новой конструкции, он на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и т. д.

Для устранения этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был создан бронетранспортёр ГАЗ-5903. При оставлении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё множеством улучшений. Например- вместо спарки карбюраторных двигателей был поставлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки десанта были оборудованы большие двухстворчатые люки в бортах корпуса. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, но общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Последующее развитие стремилось дать экипажу и десанту возможность ведения огня из-под защиты брони, для этого стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено незначительно, но всё же масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, но в целом подвижность машины осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешно пройденных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение ВС СССР и получил название БТР-80.

Описание

БТР-80 имеет компоновку с размещением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого - в средней, а моторно-трансмиссионного - в задней части машины. Экипаж БТР-80 состоит из трех человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; коме них, бронетранспортёр может брать на борт десант из 7 бойцов.

Броневой корпус и башня

БТР-80 имеет слабо дифференцированную (классификационный термин конструкции бронированных наземных боевых машин. Боевая машина имеет дифференцированную бронезащиту, если её корпус снабжён бронёй неравной толщины в различных своих частях. Как правило, наиболее толстая и прочная броня оборудуется в местах, наиболее подверженных вражескому огню - лоб или вся передняя оконечность машины. Менее толстой бронёй оснащаются борта и корма.) противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра делается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены с довольно значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, значительно повышающую его водоходные качества и оснащён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, таким образом не намного повышая его защиту.

В лобовой части корпуса располагается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, располагаются механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним размещено отделение десанта, сделанное вместе с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения размещены в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, есть два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, помимо башенного стрелка, в бортах есть восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от +...-15 до +...-25 град. предназначенные для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки повёрнуты в направлении передней полусферы, в результате этого задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, маленькая мёртвая зона есть и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, оборудованы в десантных люках в крыше.

На БТР-80, как и на предшественниках, оборудованы два прямоугольных десантных люка в крыше, но всё же основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери расположенные сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя откидывается вниз и становится подножкой, что, в отличие от предшественников, разрешило производить посадку и высадку десанта из БТР-80 во время движения. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка, которые расположенны над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 оборудованы целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.

Вооружение

Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка оборудуется на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах?4…+60 град, производится вручную с помощью винтового механизма, горизонтальная наводка производится вращением башни. Наводка пулемётов на цель делалась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2х или 4х при поле зрения, соответственно, 49 град и 14 град и разрешавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ - до 1500 метров по наземным целям. КПВТ специализировался на борьбе с легкобронированной и небронированной техникой противника, а так же низколетящих воздушных целей, данный пулемёт имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же специализировался на поражении живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях производят наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка расположенных в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях, а так же при движении ночью, наблюдение за местностью они осуществляют через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель на машинах ранних выпусков имел три перископических смотровых прибора ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 оборудованный в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса. Ночью, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, или за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36 град, по вертикали - 33 град, а дальность видения при нормальных условиях - 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5·10?3 лк (Люкс (от лат. lux - свет; русское обозначение: лк, международное обозначение: lx) - единица измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ)).

Главным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имеет увеличение в 5х для дневного и 4,2х для ночного канала, при поле зрения в 10 град и 8 град, соответственно. Оборудование прибора допускала его поворот в пределах +...-50 град. по горизонтали и качание в пределах?13 - +33 град. в вертикальной плоскости. С прибором был совмещён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, использовавшийся для подсветки при недостаточной естественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 достигала 300-400 метров. Помимо ТКН-3, командир имеет три прибора ТНПО-115 - два для обзора переднего сектора и один, оборудованный в правом верхнем скуловом бронелисте.

Для башенного стрелка, главным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, помимо этого у негоесть перископические смотровые приборы: ТНП-205, оборудованный в левом борту башни и ТНПТ-1, размещённый в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант имеет два перископических смотровых прибора ТНП-165А, которые оборудованы в крыше корпуса за башней, рядом с посадочными местами десантников-пулемётчиков, а также четыре прибора ТНПО-115, которые размещены в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей.

Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков оборудовалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков она была заменена более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оборудован танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов - командира, механика-водителя и башенного стрелка.

Двигатель

На БТР-80 применяется двигатель КамАЗ-740.3 с турбокомпрессором, на каждом развале двигателя. БТР-80 с двигателм ЯМЗ-238М2 имеет индекс БТР-80М

ТТХ

Классификация: Бронетранспортёр
-Боевая масса, т: 13,6
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 7

Длина корпуса, мм: 7650
-Ширина корпуса, мм: 2900
-Высота, мм: 2350..2460
-База, мм: 4400
-Колея, мм: 2410
-Клиренс, мм: 475

Бронирование:

Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса, мм/град.: 10
-Борт корпуса, мм/град.: 7..9
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Лоб башни, мм/град.: 7
-Борт башни, мм/град.: 7
-Корма башни, мм/град.: 7

Вооружение:

Углы ВН, град.: -4..+60
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ); 1,5 (ПКТ)
-Прицелы: 1ПЗ-2
-Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ; 1 х 7,62-мм ПКТ

Подвижность:

Двигатель: Производитель: Камский автозавод; Марка: КамАЗ 7403; Тип: дизельный; Объём: 10 850 куб. см.; Максимальная мощность: 260 л.с., при 2600 об/мин; Максимальный крутящий момент: 785 Н·м, при 1800 об/мин; Конфигурация: V8; Цилиндров: 8; Расход топлива при смешанном цикле: 60..130 л/100 км; Расход топлива на трассе: 48 л/100 км; Диаметр цилиндра: 120 мм; Ход поршня: 120 мм; Степень сжатия: 16; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 4; Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8; Максимальные обороты: 2930
-Скорость по шоссе, км/ч: 80
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..40 по грунту; 9 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 600
-Запас хода по пересечённой местности, км: 200..500 по грунтовым дорогам
-Удельная мощность, л. с./т: 19,1
-Колёсная формула: 8х8/4
-Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,5
-Преодолеваемый ров, м: 2
-Преодолеваемый брод, м: плавает

БТР-80 - советский бронетранспортёр. Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2008 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты.

Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов является основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших советских республик и использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно поставлялся и поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2007 год БТР-80 состоит на вооружении приблизительно 26 государств.

История создания и производства


Основным бронетранспортёром СССР к началу 1980-х годов стал запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70 . Опыт их эксплуатации уже вскоре показал, что несмотря на немалые улучшения по сравнению с более ранним БТР-60 , большинство основных недостатков предшественника перешли к нему почти без изменений. Одним из них была сравнительно сложная и ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, отличавшихся к тому же повышенным расходом топлива и рядом других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Не менее серьёзной проблемой оставалась неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшившаяся по сравнению с БТР-60. Неудовлетворительной, как показала Афганская война, оставалась и защищённость машины. Ко всему этому на БТР-70 прибавились проблемы с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и тому подобными предметами.

Для исправления этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортёр ГАЗ-5903. При сохранении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё целым рядом изменений. Вместо спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса.

Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хотя общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Дальнейшее развитие получило стремление обеспечить экипажу возможность ведения огня из-под защиты брони, для чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено лишь незначительно, но даже при этом масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, хотя подвижность машины в целом осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-80.

Модификации


  • БТР-80 - базовая модификация с вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ
  • БТР-80К - командирский вариант БТР-80, с сохранением вооружения и дополнительным связным и штабным оборудованием.
  • БТР-80А - модификация с вооружением из 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемёта ПКТ, установленных в новой башне лафетной компоновки. Многими специалистами классифицируется как колёсная боевая машина пехоты.
  • БТР-80С - вариант БТР-80А для внутренних войск, оснащённый 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне лафетной компоновки.
  • БТР-80М - вариант БТР-80А с двигателем ЯМЗ-238 (240 л.с.) и шинами КИ-128 с увеличенной пулестойкостью. Отличается от своих предшественников увеличенной длиной корпуса.
  • БТР-82, БТР-82А - модификация с двигателем мощностью 300 л. с., с установленным 14,5-мм пулемётом КПВТ (БТР-82) или скорострельной 30-миллиметровой пушкой 2A72 (БТР-82А) спаренными с 7,62-мм пулеметом ПКТМ, электроприводом и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, комбинированным всесуточным прицелом наводчика ТКН-4ГА со стабилизированным полем зрения и каналом управления дистанционным подрывом снаряда.
    Повышена живучесть, проходимость, надёжность и ресурс эксплуатации. Установлены также антиосколочная защита и кондиционер. По словам экспертов, коэффициент боевой эффективности БТР-82 и БТР-82А возрос вдвое по сравнению с БТР-80 и БТР-80А соответственно.

    Описание конструкции


    БТР-80 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого - в средней, а моторно-трансмиссионного - в кормовой части машины. Штатный экипаж БТР-80 состоит из трех человек, командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика, помимо них бронетранспортёр может перевозить 7 мотострелков.

    Броневой корпус и башня

    БТР-80 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра собирается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, повышаюшую его водоходные качества и снабжён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, слегка повышая таким образом его защиту.

    В лобовой части корпуса размещается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, находятся механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним располагается отделение десанта, совмещённое с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения располагаются в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, находятся два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, кроме башенного стрелка, в бортах имеются восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от ±15 до ±25° для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки развёрнуты в направлении передней полусферы, в результате чего задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, небольшая мёртвая зона имеется и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, имеются в десантных люках в крыше.

    На БТР-80, как и на предшественниках, имеются два прямоугольных десантных люка в крыше, однако основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери размещённые сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя открывается вниз, становясь подножкой, что, в отличие от предшественников, позволило посадку и высадку десанта из БТР-80 на ходу. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 имеется целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.

    Вооружение

    Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −4…+60°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществлялась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2× или 4× при поле зрения, соответственно, 49° и 14° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ - до 1500 метров по наземным целям. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника, включая низколетящие воздушные цели, и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

    Тактико-технические характеристики

  • Боевая масса, т: 13,6
  • Экипаж, чел.: 3
  • Десант, чел.: 7

    Бронирование

  • Тип брони: стальная катаная
    - лоб корпуса, мм: 10
    - борт корпуса, мм: 7,9
    - корма корпуса, мм: 7
    - лоб башни, мм: 7
    - борт башни, мм: 7
    - корма башни, мм: 7

    Подвижность

  • Тип двигателя: КамАЗ 7403
  • Мощность двигателя, л. с.: 260
  • Скорость, км/ч:
    - по шоссе, км/ч: 80
    - по пересечённой местности: 40
    - на плаву: 9
  • Запас хода по шоссе, км: 600
  • Колёсная формула 8х8
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,5
  • Преодолеваемый ров, м: 2
  • Бронетранспортёр БТР-80 служил в Советской Армии с середины 80-х годов. В последующие годы он стал основной бронемашиной мотострелковых войск России и бывших советских республик. Активно поставляли бронетранспортёр и на экспорт. Однако недостаточные огневая мощь и защищённость броневика вынудили конструкторов уже в 90-е годы заняться разработкой машины нового поколения.

    В начале 2000-х годов испытания завершились и его официально приняли на вооружение. Бронемашина активно рекламировалась. Но вместо неё на вооружение начал поступать разработанный в Арзамасе вариант БТР-82А – сильно модернизированный БТР-80.

    Конструкция

    Броневой корпус БТР-82А достался ему от предшественника без изменений. Он сваривается из катаной стальной брони толщиной 7-10 мм. По современным меркам такой защиты может не хватать даже для защиты от бронебойных пуль нормального калибра. Выживаемость экипажа и десанта, впрочем, повышена за счёт появления внутреннего противоосколочного подбоя из кевлара. Уязвим бронетранспортёр и для кумулятивных зарядов, вплоть до 40 мм гранат.

    Конструкция башни изменилась – теперь это унифицированный модуль, оснащённый системой стабилизации вооружения в двух плоскостях и электрическими приводами. Оптический прицел 1ПЗ-2 с четырёхкратным увеличением заменён на комбинированный прибор ТКН-4ГА с дневным и ночным каналами.

    На модификации прицела ТКН-4ГА-03 ночной канал заменён тепловизионным. Старую рацию Р-173 заменила Р-168, входящая в состав комплекса «Акведук» и способная принимать цифровую информацию.

    На смену командирскому прибору наблюдения ТКН-3 пришёл ТКН-АИ с лазерной подсветкой. Оснащён БТР-82А и спутниковой навигацией.

    Восьмицилиндровый дизель КАМАЗ-740 развивает 300 л.с. (двигатель БТР-80 выдавал 260 л.с.), за счёт чего подвижность бронетранспортёра не снизилась даже при возросшей массе. Ходовая часть изменилась незначительно – в конструкцию внедрили новые карданы, заменили устаревшие редукторы.

    Коробка передач осталась механической, с пятью ступенями. А вот вспомогательная силовая установка на российские бронетранспортёры раньше не устанавливалась. Теперь электронное оборудование бронемашины может функционировать на стоянках, не нагружая двигатель и не разряжая аккумуляторы.

    Размещение экипажа осталось прежним – механик-водитель и командир на передних сиденьях, за ними наводчик и мотострелки. Из-за того, что башня стала необитаемым модулем, оператор вооружения сидит не прямо в ней, а в боевом отделении.

    Сохранились шесть бортовых амбразур для ведения огня из индивидуального оружия.

    Не изменился у БТР-82А и способ высадки десанта – через бортовые двери либо люки в крыше. Уровень комфорта в бронетранспортёре повысился: во-первых, фильтровентиляционная установка может работать в качестве кондиционера, во-вторых, кевларовый подбой обеспечивает некоторую термо- и шумоизоляцию.

    Живучесть бронетранспортёра при поражении обеспечивает и новая система пожаротушения. Но средства противоминной защиты остаются ограниченными. Старый корпус не обладает оптимальной для гашения ударной волны конфигурацией. А его малая высота не позволяет установить противокомпрессионные сиденья.

    Вооружение

    Базовый бронетранспортёр БТР-82 сохранял комплекс вооружения, впервые представленный ещё на БТР-60ПБ. Это крупнокалиберный (14.5 мм) пулемёт КПВТ и спаренный с ним ПКТ калибра 7.62 мм. Высокая бронепробиваемость КПВТ позволяет поражать лёгкую бронетехнику, но для борьбы с более защищёнными целями или для поражения пехоты в укрытиях его возможностей недостаточно.

    Значительно мощнее вооружен БТР-82А. В его башенном модуле установлена 30 мм автоматическая пушка 2А72 конструкции . От пушки 2А42 (применённой, в частности, на бронетранспортёре БТР-90) данное орудие отличается принципом работы автоматики. Пушку, работающую за счёт длинного хода ствола. Стало возможным устанавливать даже на легкой технике – настолько снизилась отдача. С другой стороны – упал темп стрельбы.

    Орудие может использовать все боеприпасы калибра 30х165 мм, разработанные для 2А42.

    В их число входят и бронебойные подкалиберные снаряды, пробивающие 47 мм наклонную броню на дальностях до 1 км. Прицельная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами превышает 3 км. Селективное питание позволяет мгновенно переключаться между двумя лентами, снаряжёнными разными типами боеприпасов.


    Боекомплект пушки – около 300 выстрелов. Спаренный пулемёт питается единой лентой, содержащей 2000 патронов. Заметим, впрочем, что установка такого оружия на БТР производится не впервые. Точно так же был вооружён принятый на вооружение ещё в 1994 году БТР-80А.

    Тактико-технические характеристики БТР-82А

    Сравним БТР-82А с его непосредственным предшественником «восьмидесятой» серии и бронетранспортёром LAV-25, стоящим на вооружении американской морской пехоты.

    БТР-80А БТР-82А LAV-25
    Экипаж+десант 3+7 чел. 3+7 чел. 3 + 6 чел.
    Масса 14,5 т. 16 т. 12,8 т.
    Максимальная скорость 80 км/ч 80 км/ч 100 км/ч
    Запас хода 600 км 700 км 660 км
    Длина 7,6 м 7,6 м 6,4 м
    Высота 2,4 м 2,7 м 2, 7 м
    Вооружение 30мм автоматическая пушка, 7.62 мм пулемёт 25мм автоматическая пушка, 2 пулемёта калибра 7.62 мм

    Итак, БТР-82А «набрал веса» по сравнению с предком, но на его подвижности это не сказалось, а запас хода даже увеличился. Американский бронетранспортёр, вставший на вооружение ещё в 80-е годы, уже тогда был вооружён автоматической пушкой (хотя и меньшего калибра) в башне с гидравлическими приводами, а по мобильности даже превосходил БТР-80.


    Впрочем, высокая подвижность LAV-25 достигалась во многом за счёт тонкой брони, рассчитанной на защиту от автоматных пуль. В ходе модернизаций и приведения бронетранспортёров к стандарту LAV-25A2 броне усиливалась и обеспечивала защиту от 30мм снарядов для лобовой брони и от 14.5 мм пуль – «по кругу». Насколько при этом увеличивался вес – не сообщается, но машины сохранили способность к авиадесантированию. В целом можно считать, что LAV-25A2 примерно соответствует по качествам БТР-82А.

    Эксплуатация

    Ещё до официального принятия на вооружение в России в 2010 году, БТР-82А заказали вооружённые силы Казахстана. Туда были поставлены 70 бронемашин. А с 2011 года на новые бронетранспортёры стали переходить и российские войска. В 2017 году количество эксплуатируемых БТР-82А превысило 1400 единиц. Стоит заметить, что это не только «вновь произведённые» машины. Старые БТР-80 модернизируются до стандарта БТР-82 во время капитальных ремонтов. Такие бронетранспортёры получают индекс БТР-82АМ.

    Интересно, что хотя базовой версией считался «пулемётный» БТР-82, сведений о том, что такие бронетранспортёры куда-то поставлялись, нет.

    Более того, он даже не значится в списках продукции на сайте Арзамасского машиностроительного. Очевидно, в настоящее время он не производится и основной моделью надо считать всё-таки БТР-82А с «пушечным» вооружением.


    Уже в 2015 году появилась модификация БТР-87. Следуя современным требованиям, конструкторы переместили моторное отделение в нос корпуса. Машина, однако, до сих пор остаётся опытной. С 2015 года известно и о применении БТР-82А в Сирии. Считается, что машины прибыли в зону боевых действий с российскими войсками, а затем были переданы армии Сирии (хотя официально на вооружении не состоят). Подробно о результатах эксплуатации и боевой эффективности бронетранспортёров до сих пор не сообщалось.

    После принятия БТР-82А на вооружение некоторые издания поспешили провозгласить его «лучшим в мире» (даже если до этого точно так же аттестовали БТР-90).

    И, при ближайшем рассмотрении, «девяностый» больше подходил под такое определение, чем «восемьдесят второй». Конечно, принятие на вооружение БТР-82А позволило не списывать старые бронетранспортёры, а поднять их эксплуатационные качества во время капремонтов. С другой стороны, «девяностый» всё-таки имел и более мощное вооружение, и лучшую защиту.

    Возможным объяснением отказа от более современной машины в пользу модернизации старой может служить появление перспективного семейства бронетранспортёров «Бумеранг». Действительно, не стоит разворачивать производство новой техники, если уже «на подходе» ещё более совершенная. Но если «Бумеранги», вслед за танком «Армата», сочтут слишком дорогостоящими – российская армия может надолго остаться улучшенными, но уже совсем не новыми БТР-82А.

    Видео



    Просмотров