Где хранятся персональные данные граждан рф. Чего ждать бизнесу от закона о хранении персональных данных

Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках.

Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является закон «О персональных данных» от 27.07.2006 года № 152-ФЗ.

Постановления закона распространяются на организации, которые работают с обработкой персональных сведений граждан или те, кто имеет к ним доступ.

Действия, которые не регулируются законом 152-ФЗ:

  • Персональные сведения обрабатываются физическими лицами для личных нужд. Необходимо отметить, что обработка не должна нарушать права обладателя данных;
  • Организация архивов, которая регулируется законодательством об архивации в Российской Федерации;
  • Обработка личных данных, которые содержат информацию, относящуюся к государственной тайне;
  • Личные данные, которые относятся к деятельности судебных органов и которые были представлены в судебном порядке;
  • Персональные сведения, относящиеся к деятельности судов.

А знаете ли вы, что закон с предыдущим номером 151, посвящен вопросу .

Когда принят?

152-ФЗ был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года. Одобрил его Совет Федерации 14 июля 2006 года. Последняя редакция закона произошла 22 февраля текущего года. Действовала она до 1 марта 2017.

Порядок использования персональных данных

Согласно закону РФ, руководитель компании должен утвердить порядок использования личных сведений. Необходимые нормы указываются в локальном документе организации о защите данных. Они должны соответствовать требованиям правовых актов РФ и 152-ФЗ.

Оператор личных данных — это правительственный, муниципальный орган или физическое, юридическое лицо, которое организует осуществление обработки личной информации и определяет цели их использования.

В обязанности оператора входит :

1. При сборе личных сведений, оператор предоставляет по просьбе гражданина информацию о том, чьи данные он получил, информацию, которая предусмотрена ст. 14 ч.7 152-ФЗ.

2. Если гражданин обязан предоставить свои сведения по закону РФ, оператор должен объяснить ему, что в случае отказа, можно столкнуться с юридическими последствиями.

3. Если полученная оператором для обработки личная информация не была предоставлена ее владельцем, он обязан предоставить ему следующую информацию:

  • ФИО и адрес оператора;
  • С какой целью обрабатываются данные и на основании каких правовых актов;
  • Права гражданина, чьи данные были получены;
  • При помощи какого источника была получена личная информация.

4. Согласно положениям 152-ФЗ, оператор назначает ответственное лицо в определенной организации, которое организовывает обработку полученных материалов. Уполномоченное лицо получает указания по дальнейшим действиям от оператора.

Обработка личной информации по 152-ФЗ разрешается в следующих случаях:

  • Анализ личной информации вправе осуществляться с согласия гражданина, чьи данные были получены;
  • Если обработка информации требуется для достижения целей, предусмотренные законом РФ или международными договорами России;
  • Анализ информации необходим для судебной инстанции;
  • Обработка сведений требуется для защиты жизни гражданина;
  • Производится в статистических или исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15, 152-ФЗ.

Кстати, текст закона о почтовой связи тоже важно изучить. Подробности

Последние изменения ФЗ «О защите персональных данных»

Поскольку законодательные акты зачастую претерпевают корректировки, в 152-ФЗ также были внесены изменения.

По причине вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ претерпели изменения условия анализа личной информации, описанные в Федеральном Законе 152.

Статья 3

В 3 статье закона описываются основные понятия, которые используются в акте: персональные данные, оператор, обработка персональных сведений, а также распространение и предоставление личных сведений. В последней редакции представленная статья не претерпела изменений.

Статья 5

В 5 статье федерального закона описаны принципы анализа информации. Отмечается, что обработка сведений осуществляется только по закону и объединение базы данных с личной информацией граждан запрещена. В последнем редактировании текущая статья не подвергалась изменениям.

Статья 7

В 7 ст. 152-ФЗ сказано, что операторы и другие ответственные лица, получившие доступ к личным данным, обязаны не распространять информацию, не получив согласие владельца. Изменений статья не претерпела.

Статья 9

В 9 ст. 152-ФЗ указана информация о согласии субъекта на обработку его личных данных. Представлены сведения о том, как составить письменное согласие.

При последней редакции, изменений в текущей статье не было.

Статья 19

19 статья 152 Федерального Закона указывает меры для обеспечения безопасности личной информации при ее анализе.

Скачать 152-ФЗ

Чтобы разрешить конфликтную ситуацию или иные вопросы, связанные с защитой персональных данных, изучите последнюю редакцию 152-ФЗ РФ. В представлены все поправки, дополнения и изменения. Скачать измененный закон можно по

В федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обязывающие владельцев сайтов хранить персональные данные россиян на территории России.

Изначально планировалось, что документ, подписанный президентом России Владимиром Путиным в декабре 2014 года, вступит в силу с сентября 2016 года. Однако позже депутаты проголосовали за перенос этого срока на 1 сентября 2015 года.

Роскомнадзор имеет право проводить проверки компаний на соответствие положениям нового закона и, при наличии нарушений, может включить сайт в «реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Попадание в этот реестр означает блокировку сайта на территории России.

«Включение сайта в этот реестр повлечет его блокировку операторами связи по стандартной процедуре. Попасть в реестр можно будет исключительно на основании решения суда по иску конкретного субъекта персональных данных, либо по иску самого Роскомнадзора, и только в случае отсутствия реакции на уведомление со стороны Роскомнадзора», - отмечает юрист фирмы «Толкачёв и партнёры» Ксения Осипова.

Александр Жаров уже заявил , что Роскомнадзор не станет проводить масштабные проверки ИТ-компаний до 2016 года. До конца 2015 года Роскомнадзор планирует проверить только 317 компаний. Это примерно 0,012% всех организаций, работающих с персональными данными в России, отметил Жаров.

В планах на проверку отсутствуют Google и Facebook (представители основанной Марком Цукербергом соцсети уже заявили , что не считают нужным переносить данные пользователей в российские дата-центры). Сервис микроблогов Twitter не хранит достаточно данных, чтобы попасть под закон, заверил Жаров.

Локализовать данные российских пользователей уже готовы AliExpress , Google , eBay и PayPal, Booking.com, Lenovo, Samsung, Uber и другие компании. Российскому рынку дата-центров уже спрогнозировали рост на 15% благодаря росту спроса на технологические мощности из-за закона о хранении персональных данных, а также увеличению затрат на зарубежные хранилища данных для российских компаний из-за падения рубля.

Аналитики Европейского центра по международной политической экономии (ECIPE) подсчитали , что вступление в силу закона о хранении персональных данных повлечет за собой падение ВВП России на 0,27% (около 286 млрд рублей) из-за ухода с рынка мелких и средних компаний. «Для иностранных компаний слишком дорого хранить личную информацию клиентов в каждой стране, где они работают, поэтому новый закон повлечет за собой непредсказуемые последствия для российской экономики, ее способности привлекать инвестиции и создавать новые рабочие места», - говорятся в отчёте центра.

С 1 июля 2017 года существенно ужесточена ответственность за нарушения при взаимодействии с персональными данными физических лиц. Это следует из положений Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ). Изменения затронут всех без исключения работодателей, которые связаны с обработкой персональных данных сотрудников и подрядчиков-физических лиц. Более того, можно сказать, что поправки касаются практически всего бизнес-сообщества, взаимодействующего в персональными данными физических лиц (например, владельцев сайтов, которые собирают персональные данные посетителей). Как подготовится к изменениям? Увеличатся ли штрафы? Кто будет выявляться нарушения в обработке персональных данных? Давайте разбираться.

Персональные данные: особая информация

Персональные данные работников – это любая информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного сотрудника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

У работодателя (организации или ИП) персональные данные работников, чаще всего, обобщаются в их личных карточках и личных делах. При этом почти каждый менеджер отела кадров или HR-специалист знает, что персональные данные допускается получать только лично от работников. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то российское законодательство обязывает уведомить об этом работника и получить от него письменное согласие (пункт 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Работодатели не вправе получать и обрабатывать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности человека. То есть, собирать сведения, допустим, о вероисповедании сотрудников – нельзя. Ведь такая информация представляет из себя личную или семейную тайну и никак не может быть связана с выполнением трудовых обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Получив персональные данные, работодатель в силу требований законодательства обязан их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия работника (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Под персональными данными можно понимать любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных) – пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ. Примерами такой информации может быть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.

Как работодатель обязан защищать персональные данные

В целях защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать? Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. При этом порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных должен быть закреплен в локальном акте организации, допустим в Положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Также у работодателя должен быть официально назначен работник, который отвечает за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Им может быть, например, работник отдела кадров, которые взаимодействует с личными делами, получает согласия работников на обработку, ведет карточки сотрудников и т.д.

Проверки работодателя по вопросам обработки им персональных данных проводят подразделения Роскомнадзора. Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 утвержден Административный регламент исполнения Роскомнадзором функций по осуществлению государственного контроля (надзора).

Какая ответственность применяется к работодателям

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ). Разберем каждую из этих видов ответственности.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности за нарушения при работе с персональными данными можно привлечь к ответственности работников, которые в силу трудовых отношений обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ). То есть, привлечь к ответственности можно, к примеру, менеджера отдела кадров, которому поручена соответствующая работа. За дисциплинарный проступок сбора, обработки и хранения персональных данных работодатель может наказать своего работника, применив к нему одно из следующих взысканий (ч.1 ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Материальная ответственность

Материальная ответственность работника может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Предположим, что ответственный работник отдела кадров допустил грубое нарушение – распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет. Работники, узнав об этом, подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию – 50 000 рублей каждому». В такой ситуации работодатель имеет возможность возложить на виновного сотрудника отдела кадров ограниченную материальную ответственность в пределах его среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Взыскание причиненного ущерба можно осуществить по распоряжению руководителя не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. Если месячный срок истек, то взыскать ущерб придется через суд. Такой порядок предусмотрен в статье 248 Трудового кодекса РФ.

При полной материальной ответственности сотрудник должен будет полностью возместить организации всю сумму ущерба, возникшего в связи с нарушениями в сфере персональных данных (ст. 242 и 243 ТК РФ). Однако, как правило, на работников, ответственных за обработку персональных данных полную материальную ответственность не возлагают.

Дисциплинарную и материальную ответственность работодатель (к примеру, коммерческая организация) применяет исключительно по своему усмотрению. Государственные контролирующие органы (в том числе., Роскомнадзор) в этом процессе участия не принимают.

Административная ответственность

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных работодателя и должностных лиц контролирующие органы могут привлечь к административной ответственности в виде штрафов, которые могут составлять:

Отдельный (самостоятельный) штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 рублей. Такие меры ответственности описаны в статьях 13.11 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность для директора, главного бухгалтера или начальника отдела кадров компании или другого лица, ответственного за работу с персональными данными, может наступить за незаконные действия:

  • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

За такие нарушения в части обращения с персональными данными допускаются следующие меры уголовной ответственности:

  • штраф до 200 000 рублей (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются жестче:

  • штрафом от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (статья 137 Уголовного кодекса РФ).

Что изменится с 1 июля 2017 года

Федеральный закон от 07.02. 2017 № 13-ФЗ расширил перечень оснований для привлечения работодателя к административной ответственности в области защиты персональных данных, а также увеличил размеры административных штрафов. Этот закон вступает в силу с 1 июля 2017 года. Сразу скажем, что административная ответственность в сфере персональных данных существенно ужесточена. При этом важно следующее: вместо единственного вида административной ответственности, описанного в статье 13.11 КоАП РФ, появится семь. Таким образом, за различные нарушения работодателей в сфере персональных данных можно будет применять разные штрафы. Если нарушение по разным составам выявят несколько, то, соответственно, количество штрафов может увеличиваться. Поясним новые составы правонарушений более детально.

Нарушение 1: обработка персональных данных в «иных» целях

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных – самостоятельные виды административного нарушения (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ). Приведем пример: организация-работодатель собирает персональные данные работников и передает эти данные сторонним компаниям в рекламных целях (передаются ФИО, телефоны, регионы проживания, уровень дохода). Потом рекламные фирмы начинают рассылать работникам на телефон, e-mail и домашние адреса различный спам и рекламные предложения. Если в таких действиях работодателя не будет выявлено уголовного состава преступления, то можно будет применить административную ответственность. С 1 июля 2017 года административное наказание может быть следующим:

  • или предупреждение;
  • или штрафы.

Нарушение 2: обработка персональных данных без согласия

Обработка персональных данных работодателем, по общему правилу, возможна только с письменного согласия работников. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  • ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе;
  • наименование или ФИО и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • подпись работника.

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных без согласия работника в письменной форме, либо если письменное согласие не содержит обозначенных выше сведений – это самостоятельное административное нарушение, предусмотренное в части 2 статьи 13.11 КоАП РФ. За него возможны штрафные санкции:

Нарушение 3: доступ к политике по обработке персональных данных

Оператор персональных данных (например, работодатель или интернет-сайт) обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных в Интернете (например, через сайт), обязан опубликовать в Интернете документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

С выполнением этой обязанности на практике сталкиваются многие пользователи сети Интернет. Так, например, когда вы оставляете какую-либо заявку на сайтах и указываете свои ФИО и e-mail, то можете обратить внимание на ссылку на подобные документы: «Политика обработки персональных данных», «Положение об обработке персональных данных» и т.п. Однако стоит признать, что некоторые сайты этим пренебрегают и никакой ссылки не приводят. И получается, что человек оставляет заявку на сайте, не знает, в каких целях сайт собирает персональные данные.

Некоторые работодатели также на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить форму «О себе». В таких случаях интернет-сайт также должен обеспечить доступ к «Политике обработке персональных данных».

С 1 июля 2017 года в части 3 статьи 13.11 КоАП РФ выделен самостоятельный состав правонарушения – невыполнение оператором обязанности по публикации или предоставлению неограниченного доступа к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениями по их защите. Ответственность по этой статье может выглядеть как предупреждение или административные штрафы:

Нарушение 4: сокрытие информации

Субъект персональных данных (то есть, физическое лицо, кому принадлежат эти данные) имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей (ч. 7 ст. 14 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  1. подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  2. правовые основания и цели обработки персональных данных;
  3. цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
  4. наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
  5. обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  6. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  7. порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  8. информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  9. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  10. иные сведения, предусмотренные Федеральным законом или другими федеральными законами.

С 1 июля 2017 года невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, является самостоятельным административным нарушением. Оно влечет предупреждение или наложение административных штрафов:

Нарушение 5: уточнения или блокировка

Статья 21 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» предусматривает, что в ряде случаев оператор обязан уточнять, блокировать или уничтожать персональные данные физических лиц.

С 1 июля 2017 года введен новый вид административного нарушения – невыполнение оператором требования субъекта персональных данных или его представителя об уточнении, блокировке, уничтожении данных (если данные неполные, устаревшие, неточные, незаконно получены или не являются необходимыми для заявленной цели обработки). Такие действия с 1 июля 2017 года влекут т предупреждение или наложение административных штрафов:

Нарушение 6: сохранность персональных данных

Многие работодатели собирают персональные данные работников только «на бумаге» и не ведут никакой автоматизированной обработки, не имеют специальных программ для обработки и за данных. С 1 июля 2017 года законодатели выделили для таких операторов (в частности, работодателей) новый вид правонарушения за необеспечение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по сохранности персональных данных при хранении их материальных носителей, если это привело к неправомерному или случайному доступу к персональным данным. А это, в свою очередь, послужило причиной их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения либо иного неправомерного действия. Если это произошло, то административная ответственность может наступить в виде административного штрафа:

Нарушение 7: обезличивание

В исключительных случаях, предусмотренных законодательством, государственные и муниципальные органы должны обезличивать персональные данные, которые обрабатывают в своих информационных системах, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ (подп. «з» п. 1 перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211). К таким случаям относится, например, необходимость государственных и муниципальных органов размещать в открытом доступе документы, содержащие персональные данные, допустим, обезличенные копии судебных актов (п. 3 ст. 15 Закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ).

Под обезличиванием персональных данных можно понимать процесс, в результате которого становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному человеку (ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

С 1 июля 2017 года невыполнение должностными лицами государственного или муниципального органа – оператора персональных данных обязанностей по обезличиванию персональных данных либо за нарушение требований к этому процессу – административное нарушение. Возможна ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Получается, что административные штрафы с 1 июля 2017 года существенно увеличились. При этом установили новые размеры штрафов в зависимости от вида совершенного правонарушения. Так, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3000 до 20 000 руб., ИП – на сумму от 5000 до 20 000 руб., организации – на сумму от 15 000 до 75 000 руб. Причем привлекать в ответственности могут по разным составам правонарушений. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

До 1 июля 2017 года максимально возможный административный штраф составлял для организаций – 10 000 рублей. И состав нарушения в статье 13.11 КоАП РФ был одним.

Привлекать к ответственности станет проще

До 1 июля 2017 года возбуждать дела по административным делам, связанным с персональными данными, по статье 13.11 КоАП РФ был вправе исключительно прокурор. Это предусмотрено частью 1 ст. 28.4 КоАП РФ. С 1 июля 2017 года участие прокурора будет необязательным. С указанной даты дела по статье 13.11 КоАП будут вправе возбуждать должностные лица Роскомнадзора. Такая поправка внесена комментируемым законом в пункт 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ. Следовательно, процедура привлечения к ответственности по делам о персональных данных становится проще.

Персональные данные - это сведения о том или ином физическом лице. Эту информацию пользователи вводят на различных интернет-серверах ежедневно. В 2015 году подписан закон о хранении персональных данных. Согласно этому акту информация о гражданах РФ может храниться лишь на территории России. Что это значит? И чем грозит несоблюдение

Предыстория

Еще в далеком 2006 году был принят ФЗ о персональных данных, призванный регулировать специфические отношения физических лиц с так называемыми операторами. Целью его было обеспечить защиту пользователей интернета от нежелаемой обработки и передачи личных данных третьему лицу.

Оператор - это понятие довольно широкое. Им может быть и государственный орган, и юридическое лицо, и физическое. Оператор - это тот, кто в каких-либо целях вносит личные данные о человеке в свою базу. Он, разумеется, не имеет права разглашать данные и использовать их в целях, которые неизвестны тому, кто их предоставил. Такие действия неэтичны, а последние десять лет они являются также и незаконными.

С 1 сентября 2015 года, после того как был подписан закон о хранении персональных данных на территории России, оператор больше не вправе пользоваться в своей работе иностранными серверами. Для того чтобы понять, кого в первую очередь касаются подобные изменения и какое они влияние оказывают, следует разобраться с основными понятиями.

Персональные данные

Существует ошибочное мнение, что это понятие означает информацию, которая содержится в паспорте и других важных документах. В действительности персональными данными являются различные сведения о человеке. Это не обязательно может быть номер или Такими данными являются имя, фамилия, дата рождения, адрес электронной почты. Таким образом, если владелец бизнеса создает корпоративный сайт, содержащий форму для регистрации посетителей, он становится оператором персональных данных. Пользоваться он полученной информацией может лишь для осуществления той деятельности, о которой известно тем, кто ее предоставил. Разглашение персональных данных предполагает административную или уголовную ответственность, в зависимости от тяжести преступления.

Конфиденциальность информации

Распространять данные о человеке оператор может лишь с его согласия. Подобные действия неправомерны. Неразглашение персональных данных - важное условие обработки информации. Основные ее принципы содержатся во второй главе закона. Распространять оператор имеет право только те сведения, которые содержатся в общедоступных источниках, например - адресных и телефонных книгах.

Персональные данные можно разделить на общие, биометрические и специальные. Общие содержатся в паспорте, дипломе, военном билете, трудовой книжке. К специальным относится информация о расовой, религиозной, политической принадлежности.

Биометрические данные - это биологические и физиологические особенности человека. К ним же и относятся фото и видеозаписи. Таким образом, передачу подобных файлов третьему лицу можно идентифицировать как разглашение личных данных. Исключением являются групповые фотографии.

Обработка

В встречаются словосочетания, смысл которых может быть не всегда ясен. Одно из них - обработка персональных данных. Под этим термином понимают действия, которые оператор производит над полученной информацией, а именно персональными данными. Он их накапливает, хранит, уточняет, использует, обезличивает, блокирует и уничтожает. На все это оператор имеет право. Преступает закон он лишь тогда, когда происходит разглашение персональных данных, то есть передача личной информации третьему лицу.

С 1 сентября 2015 г. введены существенные ограничения в этой сфере деятельности. Закон о хранении персональных данных не позволяет, например, владельцу интернет-сайта хранить полученные данные на иностранных серверах. Даже если он пользуется ими исключительно в благих целях.

Обезличивание

Это действие производится для того, чтобы скрыть принадлежность персональных данных того или иного человека (в законодательном акте он именуется субъектом). Это своего рода защита персональных данных. Способов обезличивания существует несколько:

  • замена части информации;
  • замена цифровых данных:
  • сокращение сведений;
  • распределение сведений на разных серверах.

Субъект

Человек вправе получить доступ к своим персональным данным. Права субъекта персональных данных предполагают возможность физического лица, чьи данные хранятся в базе, требовать от оператора, чтобы он их уточнил, изменил, при необходимости уничтожил. Каждый человек вправе требовать предоставление сведений в том случае, если они не содержат данных других субъектов.

Другие понятия

Все данные о человеке хранятся в базах. С помощью определенных средств они обрабатываются и используются оператором. Эта технология называется информационной системой персональных данных. Ею сегодня пользуются все, начиная от мелких коммерсантов, заканчивая государственными исполнительными органами. На них же и возложена защита персональных данных. Контроль соблюдения требований, предусмотренных законодательством, осуществляют Роскомнадзор, ФСБ и ФСТЭК.

Трансграничная передача данных - это передача информации физическому или юридическому лицу иностранного государства.

ФЗ о персональных данных обеспечивает неприкосновенность физического лица, его семейной и личной жизни. Новый закон преследует те же цели, однако создает определенные неудобства для многих операторов.

Хранение данных на территории России

В своей деятельности каждый оператор должен теперь использовать только те базы данных, которые хранятся на территории России. Для чего созданы такие ограничения? Закон, о котором говорилось выше, затрагивает прежде всего безопасность персональных данных. Но ничего не говорится о сфере его действия.

Все области деятельности на территории России должны осуществляться с соблюдением Законодательства РФ. Однако во Всемирной сети любые действия имеют трансграничный и виртуальный характер, что осложняет контроль над работой операторов. В то же время то, что интернет-сайт доступен жителям России, вовсе не говорит, что на него должно распространяться российское законодательство. Хранение баз данных на российских серверах облегчает контроль над деятельностью операторов.

Закон о хранении персональных данных предусматривает обработку персональных данных лишь на российских интернет-ресурсах. Но здесь существуют и исключения. Они касаются иностранных серверов, направленных на территорию РФ. На такую направленность может указывать русскоязычность сайта или доменное имя. Однако, поскольку русский язык довольно распространен и за пределами РФ, дополнительно рассматриваются следующие элементы: возможность расчета в российских рублях, заключение договоров на территории РФ. Таким образом, иностранные предприниматели включают в свою бизнес-стратегию российских потребителей. А действие закона о персональных данных при этом направлено и на их деятельность.

Иностранные серверы

Итак, хранение персональных данных закон теперь допускает лишь на российских серверах. Базы данных, находящиеся за пределами РФ, обрабатываться не могут. Госдума приняла закон об этом запрете. Однако документ этот порождает многие проблемы. И прежде всего трудности касаются предпринимательской деятельности.

Специалисты в области электронных коммуникаций полагают, что это может привести к уходу глобальных интернет-ресурсов, а он, в свою очередь, к существенным экономическим потерям. В первую очередь речь идет о сайтах по бронированию авиабилетов.

Неудобства для предпринимателей

Специалисты полагают, что новый закон негативно отразится на деятельности многих российских компаний. Каждый его нарушитель с 1 сентября 2016 года попадает в черный список Роскомнадзора. Этот перечень сегодня состоит из пиратских сайтов и сайтов, пропагандирующих незаконную деятельность либо действия, не соответствующие морально-этическим нормам (насилие, суицид, детское порно, экстремизм). Запрет на эти ресурсы вполне понятен. Но многие предприятия, которые осуществляют абсолютно законную деятельность, возможно, не смогут перенести свои базы на российские ресурсы к указанной дате.

Еще одна цель этого закона - обеспечение безопасности персональных данных от действий американских спецслужб. Этим государственным структурам иностранные ресурсы обязаны предоставлять всю имеющуюся информацию. Однако, обеспечив безопасность персональных данных от проникновения сотрудников зарубежных спецслужб, закон создает немало неудобств и проблем для мелких, средних и крупных российских предприятий.

Сервисы для хранения данных

Большинство компаний сегодня осуществляют продажи, прибегая к интернет-маркетингу. Один из основных инструментов - email-рассылка. Владельцы корпоративных сайтов пользуются онлайн-сервисами для информирования своих клиентов о различных мероприятиях, которые проводятся в их компаниях. Эта схема настолько распространена, что без нее сегодня сложно представить развитие какого бы то ни было бизнеса. Существует все же заблуждение, что владельцы сайтов не являются операторами, поскольку они не хранят персональные данные. Это за них делают специальные онлайн-сервисы. Но ведь обрабатывает и формирует данные о пользователях именно владелец сайта. А потому он является оператором и в ближайшее время обязан перенести всю имеющуюся у него информацию о пользователях интернета на российские ресурсы. Сделать это непросто, и подобные действия, прежде всего, сопряжены с немалыми финансовыми затратами.

Обратная сила закона

Устоявшиеся правовые принципы предполагают, что уже имеющиеся у операторов базы персональных данных, созданные до даты подписания закона, не являются нарушением. Однако использование персональных данных предполагает их обновление и изменение. Закон же гласит, что обрабатывать эту информацию оператор теперь вправе лишь на российском сервере.

Сбор информации

Оператор обязан осуществить локализацию всех данных на российском сервере. И эти действия, согласно формулировке в законе, тесно связаны со сбором персональных данных. Этот термин используется для обозначения целенаправленного получения информации о физических лицах. Ее, как правило, предоставляет сам пользователь интернета. Но нередко случается, что данные попадают случайно. Например, в результате получения различных писем. Сбором информации также не являются данные об одном юридическом лице, полученные другой организацией. Такая информация является контактной, и ее обработка необходима для осуществления совместной деятельности.

Передача данных за пределы РФ

Закон не затрагивает трансграничную передачу данных. Положения, которые были сформулированы еще в 2006 году, не утратили своей силы. А потому операторы, как и прежде, вправе передавать данные, внесенные в базу, созданную на территории РФ, в другие, находящиеся за рубежом. Однако такие действия требуют соблюдения определенных норм. Прежде всего, оператор должен убедиться в том, что страна, на территорию которой будет осуществляться передача данных, обладает адекватной защитой личной информации пользователей интернета.

Влияние нового закона на банковскую сферу

Многие покупки сегодня осуществляются через интернет. Покупатель часто оплачивает товары банковской картой. Сотовые компании и платежные системы находятся, как правило, на иностранных серверах. Российская платежная система пока отсутствует. И без нее соблюдать закон будет непросто.

Однако некоторые крупные компании все же хранят информацию на территории РФ. А обмениваясь данными с иностранными партнерами, они прибегают к обезличиванию.

Дата-центр

В настоящий момент в Московской области строится новый дата-центр, который станет самым крупным в России. В этот проект инвестируют средства крупные компании, поскольку они не могут недооценивать важность хранения персональных данных. Однако эти работы сопряжены с некоторыми трудностями. Построить быстро дата-центр невозможно.

Специалисты полагают, что новый закон необходимо дорабатывать. Иначе он не сможет действовать в полную силу. Главным его недостатком является очередной запрет, от которого особенно может пострадать малый и средний бизнес. А эта область сегодня и без того находится в довольно плачевном состоянии. Так или иначе, у нового закона немало противников, но есть и те, кому он не страшен.

Установлен порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных. Сегодня вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ " ".

Напомним, документом установлена обязанность хранения на территории России персональных данных россиян, используемых интернет-серверами. Так, операторы должны при сборе персональных данных, в том числе посредством Интернета, обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории нашей страны. Кроме того, россиянам предоставлено право в судебном порядке требовать удаления своих персональных данных, если они размещены в Интернете с нарушением законодательства.

Также предусмотрено создание Реестра нарушителей прав субъектов персональных данных, в котором будут отражены сведения об интернет-сайтах, содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства РФ в области персональных данных. Сегодня вступает в силу и постановление Правительства РФ от 19 августа 2015 г. № 857 " ".

Отметим, в начале августа Минкомсвязи России на своем официальном сайте разъяснило порядок применения новых правил. В частности, был разрешен спорный вопрос о допустимости трансграничной передачи данных – ведомство отметило, что подобные действия закон не нарушают. Кроме того, Минкомсвязи России посчитало, что под действие поправок не попадают российские и иностранные авиакомпании, и подчеркнуло, что правила нового закона распространяются исключительно на российских резидентов.

Портал ГАРАНТ.РУ узнал, как отразятся новые требования на работе крупных компаний. Так, в пресс-службе "Вконтакте" отметили, что личные данные пользователей этой социальной сети всегда хранились на территории России, поэтому никаких затруднений новые требования не вызовут. В свою очередь, по сообщению пресс-службы Mail.Ru Group, компания также готова к соблюдению вступающего в силу закона. "Для наших пользователей при этом ничего не изменится", – подчеркнули представители компании. Готова к вступлению в силу указанного закона и компания Enter – ее серверы находятся на территории РФ.

С другими документами, вступившими в силу сегодня, можно ознакомиться в нашем .



Просмотров