Где можно ходить с металлоискателем в. Закон «об использовании металлоискателей»: нюансы и тонкости

guduna | 1.04.2019 15:04

Законом установлен порядок и правила выдачи открытого листа, мы его вкратце приведем здесь.

Но, на наш взгляд, самым тяжелым для получения разрешения (открытого листа) на проведения раскопок является выполнение данных трех пунктов.

1. Государтсву необходимо предоставить научное обоснование полевых работ. То есть почему вы решили, что тут нужно копать. Это обоснование может выглядеть например так: «Из архивных записей про историю Поволжья и карт 1865 года, я выяснил, что в данном месте распологалась кузница, которая славилась на весь регион своими новшествами и неординарными техническими решениями того времени. Целью раскопок в данном месте является обнаружение предметов производства этой кузницы и донесение до общественности новой информации про историю в данном направлении.»

2. Второй пункт это то, что у вас должно быть высшее образование по специальности «история», «музейное дело и охрана памятников». Тут как мы понимаем большая часть любителей копа уже не попадают под критерии.

3. Ну и третье — уже существующее археологоческое сообщество должно походатайствовать за вас у Министертсва культуры о выдаче разрешения. И с этим сообществом вы должны состоять в трудовых отношениях, то есть работать у них или выполнять для них какие-то функции.

Плюс этот открытый лист выдается на определенный период и дает право заниматься копом на определенной территории. Если вы захотите на законных основниях покопать еще в каком-либо месте то данное разрешение нужно будет получать еще раз.

Ниже приведу основные пункты правил получения открытого листа.

Открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее — Академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ.

Для получения открытого листа физические лица (далее — заявители) представляют в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче открытого листа (далее — заявление) по форме согласно приложению.

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования;

б) ходатайство юридического лица, уставными целями деятельности которого являются проведение археологических полевых работ, и (или) осуществление связанных с ними научных исследований, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (далее — работодатель), с которым заявитель состоит в трудовых отношениях, о выдаче заявителю открытого листа;

в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем;

г) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

д) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» или послевузовского профессионального образования в аспирантуре (подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по указанным специальностям, а также по специальности «археология»;

е) сведения о ранее выданных заявителю открытых листах;

ж) справка, подтверждающая принятие Академией научных отчетов о проведении заявителем археологических полевых работ на основании ранее выданных открытых листов, а в случае получения открытого листа впервые — справка Академии, подтверждающая непосредственное участие заявителя в проведении археологических полевых работ в составе археологической экспедиции, а также в подготовке научного отчета;

з) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа (полное и краткое наименование организации, место нахождения и фактический адрес организации, телефон или в случае, если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (при наличии) отчество, данные документа, удостоверяющего личность, телефон);

и) копии документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, — плана работ работодателя, проводящего плановые научно-исследовательские работы, договора (оферты) о проведении спасательных археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа.

Министерство культуры Российской Федерации при поступлении заявления и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов (далее — документы) проводит проверку их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

После принятия заявления и документов Министерство культуры Российской Федерации проводит проверку:

а) полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в заявлении и документах;
б) соответствия документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации.

Итак, относительно недавно, а именно 23 июля 2013 года, в силу вступили изменения в отдельные законодательные акты РФ в части пресечения незаконной деятельности в области археологии. Всем кладоискателям эти поправки больше известны как «закон об использовании металлоискателей» или Федеральный Закон от 23/07/2013 №245-ФЗ.

Прошло уже три года, а до сих многие искатели кладов задаются вопросом, какие же ограничения накладывает на их деятельность данный законодательный акт? Где теперь можно копать или можно вообще? Какая ответственность предусмотрена и как не перейти черту? Были ли какие-то изменения в последующие годы (2014-2016)? Попытаемся разобраться вместе с этими и другими вопросами.

Можно ли заниматься поиском артефактов?

На сегодняшний день, в России наше хобби – кладоискательство регламентируется/оценивается/наказывается (нужное подчеркнуть) с точки зрения статьи 243-2 УК РФ «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания».

Согласно этой статье заниматься поиском и копать могут только люди, имеющие специальное разрешение (открытый лист) на проведение подобных работ:

«Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа) , повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя , наказывается… ».

Следовательно, по закону получается, что копать вы можете, но нужно разрешение и нельзя повреждать культурный слой. Что же такое культурный слой? Определение культурного слоя предлагает нам все тот же самый Федеральный закон №245-ФЗ:

«Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. »

Пример простой. Вышли вы в чисто поле с металлоискателем на прогулку. В поле этом ни деревень, ни сел, никаких других объектов отродясь не было. Скажем, была там всегда пашня. Идете себе, позваниваете прибором, сигнал. Выкапываете, шестеренка от дореволюционного трактора, возрастом 101 год. Всё, вы повредили культурный слой, который «образовался» внезапно вокруг места залегания ржавой шестерни, вы нарушили закон и за это вам полагается:

«…наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. »

Хотя нет! Вы же злостный нарушитель, вы пошли копать с металлоискателем. А это уже немного другой пункт:

«3. Те же деяния, совершенные:
а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;…
…наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет. »

И для полноты понимания, рассмотрим, что же понимается под специальными техническими средствами поиска:

«Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания. »

Т.е. и металлоискатели, и , и глубинники и т.п. все это является специальными средствами поиска, а значит только усугубляет вашу вину.

В сухом остатке мы имеем, что копать вы можете только там, где попадаются находки возрастом не более 100 лет. Нашел гнилую полушку, неважно где. На пляже, на поле, в лесу, где угодно. Ты – преступник! Нашел с металлоискателем, преступник вдвойне.

Объект археологического наследия

Кроме этого, Федеральный закон №245-ФЗ подразумевает внесение правок в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и вводит такое определение как объект археологического наследия:

«Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои. »

И опять, мы сталкиваемся с тем факт, что, по сути Россия – это один огромный объект археологического наследия. Где прошел сто лет назад человек, где обронил пуговицу, там и вырос культурный слой.

Оборот археологических предметов

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появляется новая статья 7.15-1. «Незаконный оборот археологических предметов», которая гласит:

«Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, наказывается… »

В свою очередь, «Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. »

Итак, друзья-кладоискатели, кто в детстве начитался книжек про пиратов, теперь вы все потенциальные преступники, джентльмены удачи. По сути, мы уже не только искать и копать не можем, но и даже коллекционировать. Нет, конечно, коллекционировать то можно, но по установленным правилам.

Прошу окончательно разъяснить закон 245- где можно копать, а за что можно огрести по-полной насчет опасности фразы "следы существования человека в предыдущих эпохах", указанной в старом законе 78 о копе, вероятно, никто из любителей полей и не задумывался.

Рудольф, что Вы думаете о такой инициативе https://www.roi.ru/7368/ ?

Хотел бы услышать, верно ли я понимаю следующее:

1. Если я топал по полю за грибами в лес и древнюю вещь, например, монету, обнаружил, значит культ слой не нарушал?

2. Если я хожу копаю, но если при мне нет предметов старше 100 лет, то и культурного слоя я не нарушал?

3. Если так получилось, что я нашел любой предмет старше 100 лет, значит я напоролся на тот самый "культурный слой". Если этот предмет у меня в кармане, в машине либо явно виден рядом, то любой фактор квалифицируется по Статье 243.2?

4. "Статья 5 Внести в КОАП следующие изменения:
1) в статье 7.15:
в) дополнить примечанием следующего содержания:
"Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.";"

"Статья 6 Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ следующие изменения:
1) в статье 3:
в) дополнить частью третьей следующего содержания:
"Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.";
г) дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.";

Т.е. если предмет старше 100 лет, то он в культурном слое, т.е. он является археологическим, т.е. добыт с применением "археологических раскопок или находок", что без открытого листа незаконно. Если он младше 100 лет, то земля не может называться культурным слоем и ни о каких архраскопках речи не может идти?

5. Если случайно при поиске металлолома с МД старую вещь нашел, то в целях безопасности лучше положить в лесочке поукромнее, затем вернуться сюда без МД и лопаты и после смело топать в полицию с заявлением- "нашел старый предмет, прошу найти собственника". Если будут спрашивать, сообщать, что без применения МД и лопаты? Обязан ли говорить, где нашел? ведь если ненароком по незнанию нашел на земле собственника без повреждения культурного слоя, милиция ему вернет, а он ей обратно сдать обязан? Кстати, в каких документах посмотреть, в каких случаях я обязан отдать безвозмездно, а в каких мне причитается (и сколько?).

6. И Вы пишете " если собственник скифского наконечника (скиф) не объявится, то ПО ЗАКОНУ права собственности на наконечник переходят к вам"
Но в 245 законе на стр 9 есть отметка: "8) в статье 49:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.";"
означает ли это, что принес в полицию и попрощайся с красивой монеткой, если не украдут, при большой удаче её увидишь теперь в местном музее?

7. "Статья 8 1. Физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи". "Случай передачи"- это же не значит передать безвозмездно?

8. Насколько я понимаю, Реестр памятников неизвестно когда будет готов и следует опасаться объектов из указа президента 20.02.1995 №176 ? Но ведь существуют памятники и поля, которых в этом списке нет. Например. поскольку я интересуюсь историей, я прочел книги "Дворянские усадьбы Ленинградской области" и "Археологическая карта Ленинградской области". Где искать официальные списки памятников местного значения, чтобы и на другие исторические места случайно не проникнуть и не огрести по-полной?

9. Правильно ли возить с собой распечатанный закон 245 и коап 7.15 или менту в поле доказывать на словах, не показывая бумажную подготовленность, а бумажки только в суде могут пригодиться?

10. Втречались ли лично Вы с полицией в полях и были ли у Вас при этом одновременно лопата, мд и старая вещь? Если да, то как проходило ваше общение?

Прежде, чем Вы всерьез решили заняться кладоискательством (или попросту, копом), необходимо четко уяснить, какие правовые последствия могут наступить от Ваших действий.

Начнем с того, что правовой статус понятия «кладоискатель» в нашем государстве внятно не прописан.
Если в старом Уголовном Кодексе (СССР) имелась статья, предусматривающая преследование за «Сокрытие клада», то в действующем УК РФ этой статьи уже нет. Понятие «незаконное кладоискательство», то же не существует, в прочем как и документов, регламентирующих их функционирование. Складывается впечатление, что это явление (кладоискательство) отсутствует в нашем государстве напрочь!)) Хотя, с другой стороны, что не запрещено - то разрешено. Это как определение преступления - … преступление, это деяние, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ. Кладоискательсво не предусмотрено Уголовным Кодексом? – Все! Не преступление!))
Однако не следует обольщаться. Если кладоискательство как класс, у нас отсутствует, это вовсе не значит, что не урегулированы вопросы по кладам, и тем более предметам историко-культурного наследия народов России.
Определение, что же такое клад, был рассмотрен в одной из предыдущих статей .

Теперь надо обратить внимание на понятие «незаконные археологические разведки и раскопки».
Под археологической разведкой понимается, комплекс мероприятий, направленных для предварительного исследования археологических движимых и недвижимых объектов. Главной задачей разведки является составление археологической карты, то есть, определения всего характерного комплекса археологических памятников в данной местности. Одно из направлений в задачах разведки – открытие неизвестных ранее объектов и их предварительный осмотр.

Под археологическими раскопками понимается, - вскрытие пластов грунта для исследования объектов археологии и их описание и обследование. Цель раскопок – изучение памятника (комплекса памятников), всех его недвижимых и движимых частей, определение его роли в историческом процессе.

Разведкам и раскопкам должно предшествовать задание или разрешение на раскопки (получение так называемого «открытого листа»). Такое разрешение могут получить только представители от научных организаций, либо лица, аккредитованные от них.
В принципе, такое положение вещей устоялось верно. Вы сами сейчас прочитали, какой сложный это процесс (раскопки) даже в первом приближении. Правильно произвести раскопки, сохранив всю полезную информацию об объекте изучения, могут только специалисты археологи. Исходя из этого, был принят ряд законов и подзаконных актов, которые лимитируют этот род деятельности. В частности, специально отведенные статьи в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Статья 7.15 Кодекса административных правонарушений (КоАП РФ) предусматривает ответственность за проведение археологических разведок или раскопок, без получения в установленном порядке специального на то разрешения (открытого листа).
Нарушение предусмотренное указанной статьей КоАП РФ предусматривает наложение на нарушителя штрафа на граждан, от 1500 до 2500 рублей, с конфискацией добытых в результате раскопок предметов, а так же инструментов (оборудование), использованных нарушителем;
К должностным и юридическим лицам, применяются более строгие меры воздействия.
Еще более строго закон относится к нарушителям во втором пункте этой статьи, где предусмотрена ответственность за неумышленное повреждение археологических памятников истории.

Исходя из содержания статьи, можно проследить, что косвенно закон опирается на добычу предметов в результате раскопок, как определения нарушения. Значит, если при возникновении условий привлечения к административной ответственности, у нарушителя нет этих самых находок, то и как такового, нарушения нет (не касается случаев проведения незаконных раскопок на объектах, охраняемых государством и внесенных в соответствующий реестр).
Ведь раскопками признаются не любое откапывание земли, а только связанное с обследование или изучением археологического объекта. Соответственно, если тот участок земли, на котором совершается коп, не внесен в реестр охраняемых объектов, и в ходе копа Вы не сделали находки, имеющие археологический характер и имеющих научную ценность, формально, нарушения указанной статьи допущено не было.
Если вас за процессом копа застали хмурые люди из «соответствующих органов», хабара при Вас не оказалось, а вы «увлечены поиском червей для рыбалки, копанием картошки, сбором металлолома» (ненужное зачеркнуть), то разговора о привлечении к административной ответственности стоять уже не может.
Однако, если Вы «прокололись» и Вас «загребли под белые ручонки» с хабаром, при чем имеющим статус исторического и культурного наследия, и специфическим оборудование, то могут возникнуть проблемы. Хотя и в этом случае дело обстоит не так безнадежно. Дело можно обернуть так, что Вы не занимаясь раскопками (опять же вспомним металлолом, которым усеяны наши поля), подняли случайную находку, которую собирались немедленно нести в компетентные организации. В виду сложности применения указанной статьи КоАП РФ, я лично не знаю ни одного случая привлечения к административной ответственности. Главное, ненароком не попасть на объекты, внесенные в реестр. С таких мест можно угодить под действие Уголовного Кодекса. По этому, никогда не ленитесь, и перед выездом на коп, обязательно проверяйте наличие охранных территорий в районе поиска. А еще лучше, сразу нанесите их на карту, что бы ненароком не забрести на них. Перечень реестра можно найти в интернете, и в каждой республике, области и крае он свой, так как утверждается он краевым, (областным, республиканским) законодательным собранием.

Итак, если с незаконными раскопками на местности более-менее прояснилось, зададимся вопросом: «А на чем же наш брат чаще всего попадается на крючок закона?»
Как говорил кто-то из великих сыщиков: «… всякое преступление имеет экономические последствия…». И незаконные раскопки, и сокрытие клада, и оборот предметов, запрещенных к его обороту, «всплывают» в момент сбыта или вскоре после такового. Даже если Вам удалось успешно избавиться от хабара (за набор соответствующих фантиков) , а барыге, купившему его у Вас, так же удалось его «толкнуть», Ваш артефакт вполне может «засветиться» на аукционе или в коллекции. И тогда хмурые люди в строгих костюмах потянут за всю ниточку, на другом конце которой окажетесь Вы. И вот тогда может открыться все. И ждать можно таких неприятностей, что не только волосы – лопата встанет дыбом! Полному изъятию подлежат не только добытые преступным путем предметы, но и орудия, используемые для его добычи. У Вас однозначно конфискуют металлоискатель и прочую атрибутику. При неудачном раскладе, речь может идти даже об автомобиле, на котором совершался выезд на поиск кладов.

Теперь я заострю Ваше внимание на Уголовном Кодексе РФ.

Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.
1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность.
Помните, я Вам писал, что ни в коем случае нельзя иметь дело с объектами, внесенными в реестр? Тогда я имел в виду именно ответственность по этой статье. Здесь, я думаю, комментарии излишни. Одно только хочу добавить, что речь идет не только о самом охраняемом объекте, но и прилегающей территории. В зависимости от характера объекта (будь это памятник архитектуры, городище, курган, могильник или стоянка) то и радиус принадлежащий к территории охраняемого объекта, разный. От 50 до 500 метров. А ответственность по статье Уголовного Кодекса, гораздо более сурова, чем предусмотрено в КоАП.

Теперь мы перенесемся в другую плоскость деятельности. То что связанное непосредственно с копом, а к его финансово-экономической стороне.

КоАП РФ Статья 14.2.
Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Ответственность за нарушение предусматривает наложение штрафа от 1500 до 2000 рублей, с конфискацией предметов правонарушения (то есть непосредственного «товара»), или без таковой.
Сразу оговорю эту статью. Свободная реализация предметов имеющих научную, историческую или культурную ценность, по нашему законодательству запрещена. То есть, она возможна, но для этого включаются сложные и громоздкие механизмы государственной регистрации движения таких предметов.

Ну и, на последок, подкину к Вашему размышлению еще несколько статей. Не думайте, что я подозреваю Вас в том, что Вы на такое способны. Просто хочу удержать от возможного соблазна.))

Уголовный кодекс Российской Федерации:
Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.
Статья 164. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Теперь, когда Вы ознакомились с этим очерком, надеюсь, у Вас не возникнет конфликта с Законом.
Даже Остап Бендер говорил: «…Уголовный Кодекс я чту!»

234

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ)

От 30.11.1994 N 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

(действующая редакция от 23.05.2015)

Статья 227. Находка

1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Статья 228. Приобретение права собственности на находку

1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

Статья 233. Клад

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада.

Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

(часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

(часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

(часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УК РФ)

От 13.06.1996 N 63-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

Наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -

Наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

Наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.

Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

Наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

Наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные:

А) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

Б) лицом с использованием своего служебного положения;

В) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

Наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

Статья 7.15 КоАП РФ Проведение археологических полевых работ без разрешения

1. Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

(примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

КоАП РФ, Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

P.S. Законы о кладоискательстве по состоянию на 2020 год.



Просмотров