Госпожа людочка промычал я из под ступней. Астафьев виктор петрович

История Людочки — приговор брежневскому застою, времени, когда всем уже стали очевидны глобальные и неотвратимые проблемы советской действительности, но власти упорно не стремились исправлять их и лишь болванили народ очередными лозунгами. В то же время, Астафьев затронул общемировые тенденции: экологический кризис, урбанистический менталитет, маргинализация общества и так далее.

В. П. Астафьев написал рассказ «Людочка» в 1987 году, но идея произведения зародилась еще пятнадцатью годами ранее. Автор, словно дитя, вынашивал ее и обдумывал, каким образом лучше преподнести всю «скверную правду» о том тяжелом времени для простых людей из деревни, которые всеми силами старались перебраться поближе к цивилизации (но не зря сказал Руссо, что «цивилизация есть зло») и изменить действительность, найти свое место под солнцем, жить более или менее достойно.

Данное произведение Астафьев написал на основе истории, которую когда-то услышал. Имя героини – условное, автор уже не помнил настоящего, но это и не столь важно. Писатель хотел обобщить эту историю, ведь такова судьба большинства «Людочек» того времени.

Главная идея

Эта история о беззащитных людях нашей страны, о несправедливости, о безысходности, о нравственном обнищании души человеческой. «Скверная правда» – главная идея рассказа «Людочка». Героиня, точно мотылек на пламя, стремилась покинуть провинциальное «гнездышко» и первой попавшейся электричкой «лететь» к городскому счастью. Но не знала она, что это городское пламя сожжет дотла ее душу и тело. Произойдет ожидаемое столкновения мира идеального, иллюзорного, с миром реальным, полным зла, ненависти и несправедливости.

Автор хотел обратить внимание читателя на всеобщее равнодушие городских жителей, которые проходят мимо чужой беды, ведь бед так много, а времени так мало. Если в деревне все друг друга знают, и горе становится общим, то большой муравейник не заметит потери бойца. Его круговерть продолжится в том же темпе. Вот она то и убивает в человеке готовность к сопереживанию, без которой немыслима сама душа.

Тематика

Астафьев видит корень зла в самом устройстве городской жизни. Он показывает ее убожество, ее эгоистические мотивы. Люди города жесткие и циничные, взять, например, хозяйку, которая сдает Люде жилье. Она — тертый калач, ее затвердевшую в горестях сущность и дробью не прошибешь, поэтому она безразлично внимает неподдельному горю изнасилованной девушки и отпускает пошлые комментарии. Она в силу собственной испорченности не способна понять нравственной чистоты героини и глубины ее страданий. Поэтому основная тема рассказа «Людочка» – тлетворное влияние города на человека, урбанистическое разложение души, которая подменяется лишь материальными потребностями тела.

Так же остра тема нищеты в советской деревне. Люди бегут оттуда не из-за тщеславия, им просто жить не на что. Колхолзы разваливаются, праздные мужчины вроде отца Люды пьянствуют, а женщины грубеют, но тянут бремя безотрадных дней. Проблемы деревни власть не волнуют: на фоне всеобщего обнищания весят бодрые лживые лозунги о прекрасном завтрашнем дне. Деревенские жители оказалась выброшенными за борт, как и Людочка: никому до них не было дела.

Проблематика

  • Множество вопросов у современного читателя вызывает криминальная ситуация в городе. Никто не контролирует уличные банды, даже милиция обходит злополучный парк сторонкой. Развитием и воспитанием молодежи никто не занимается, поэтому на место просветителей и учителей жизни приходят зэки вроде Стрекача — та маргинальная прослойка общества, которую невозможно перевоспитать. Проблема криминала и маргинализации молодежи — центральная в произведении. Автор видит в ней мрачное предчувствие краха системы власти, которая не может справиться с преступными шайками и выпускает на волю ее предводителей без всякого контроля и наблюдения.
  • Люди остаются один на один с криминалом, поэтому вершат самосуд, не надеясь на правосудие. Значит, существует проблема жестокости, пронизывающей все общество от мала до велика. Отчим Людочки вынужден марать руки и рисковать собственной свободой, наказывая насильника самостоятельно. Он не верит в тюрьмы и их исправительный эффект, ведь видит, что там зло лишь систематизируется и выходит уже организованной преступностью с соответствующими знаниями, навыками и связями. Что остается человеку в такой ситуации? Становиться столь же безжалостным и жестоким.
  • Увядание страны сопровождается кризисом природы. Проблема экологии становится угрожающей по масштабам. Захудалый, насквозь прогнивший парк становится местом гниения души. Вонючие и засоренные воды издают зловоние, как бы подтверждающее всеобщее разложение. Именно они поглощают убитого уголовника: грязь соединяется с грязью. Река уносит очередные человеческие отходы. В городе с таким экологическим положением люди не могут быть здоровы ни нравственно, ни физически. Проблема природы становится бременем и виной человечества, именно в 20 веке оно ее осознало.
  • Девушка не получила никакой поддержки от близких. Одни не поняли ее горя, другие равнодушно отреагировали на него. Увы, несчастная героиня не нашла другого выхода, ведь «никому до нее нет дела». Проблема равнодушия родных людей друг к другу приводит их же к неосознанной беспощадности. Они внесли свой вклад в отчаяние Людочки, они подтолкнули ее к самоубийству.
  • Также не пожалели героиню ее же знакомые, поддавшиеся влиянию уголовника. Артем хоть и повелел сначала не трогать нравственную девушку, но перед веским словом «пахана» устоять не смог и приобщился к коллективному насилию. Проблема милосердия приобретает немыслимые масштабы: группа взрослых парней не смогла осадить одного зэка и защитить девушку. Они, как стадо, покорно набросились на нее. Это крайняя степень морального падения, после которого все они зажили обычной жизнью — вот, что ужасает больше всего.
  • Проблемы в рассказе «Людочка» подняты не только социальные, но и философские. Больше всего возмущает Астафьева не столько события этой истории, сколько реакция окружающих людей, властей на несправедливость. Человеческая жизнь не представляет для мира никакой ценности, все вокруг пропитаны безразличием к «ближнему своему». Проблема одиночества человека в условиях полнейшей беззащитности приобрела особенную актуальность в произведении. Девушка умерла, ее фактически убили, а об этом даже заметки не напечатали, чтобы не портить статистику начальнику областного управления УВД, ему ведь всего 2 года до пенсии осталось…
  • Образ Людочки

    Главная героиня стоит в одном ряду с Акакием Акакиевичем («Шинель» Н. В. Гоголя) и Самсоном Выриным («Станционный смотритель» А. С. Пушкина) в галерее «маленьких» людей. Родилась она в крохотной угасающей деревеньке Вычуган. Родители – колхозники. Отец от работы и пьянства был «хилогруд, тщедушен, суетлив, туповат», а спустя какое-то время бесследно исчез. Вместе с тем мать Людочки пыталась отыскать свои «ключи от счастья женского», меняя мужчин как перчатки. Девочка поэтому и выросла как «вялая придорожная трава, слабой, болезненной, плаксивой. Не выходила из троечниц». Как только минуло 16, героиня решила отправиться в город, чтобы попытаться найти себя. По приезде ее приютила местная парикмахерша Гавриловна, которая сама едва сводит концы с концами (в свое время стригла тюремщиков и лишайных, чтобы заработать на квартирку).

    Цирюльника из Людочки не вышло, обучение пакмахерскому искусство шло туго, не смогла сдать экзамен на мастера, пришлось остаться уборщицей при салоне. В доме Гавриловны девушка превращалась в золушку: мыла, стирала, а по вечерам мазью с мерзким запахом натирала больные ноги старой женщины «с черными кромковатыми жилами». Каждый день Людочка ходила мимо парка Вэпэвэрзэ, где перед взором «всплывали грязь, мазут и канава, в которую бросали щенят, дохлых поросят, а также можно заметить красный круг из больницы или слипшийся презервативов» и повсюду лозунги для контраста

    «Дело Ленина – Сталина живет и побеждает! Партия – ум, честь, совесть эпохи».

    Кульминация трагичности в жизни Людочки настала с появлением Стрекача, порочного с детства бандита, который только вышел из тюрьмы, весь в наколках и золотых цепях. В момент, когда он на всю улицу вопил: «бабу хочу», Людочка, к несчастью, шла мимо. В итоге все кончилось групповым изнасилованием. В полуобморочном состоянии девушка доползла до порога Гавриловны, но, вместо слов поддержки услышала:

    Вкуси водички с брусничкой, смой с души горькое…Бабе сердце беречь надо, остальное у нее износу не знает… Ну сорвали пломбу, экая беда. Нынче замуж какую попало берут.

    Дома поддержки для Людочки тоже не нашлось, мать беременна, собирается переезжать с отчимом, у нее своя жизнь. Пришлось вернуться обратно в город. Пожаловаться в органы власти девушка не могла, угрожали. Теперь по парку она ходила только с бритвой в кармане, мечтая встретить своего осквернителя и срезать под корень его достоинство.

    Чем тебя породил я, тем тебя и убью», — вспомнила Людочка хохму из чьих-то школьных сочинений.

    С таким грузом на душе и одиночеством в сердце долго прожить мученица не смогла, повесилась на суку, приговаривая:

    Боже милостивый! Мама! Гавриловна! Все простите. Если ты есть Господи, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никому нет до меня дела…

    Кто виноват в смерти Людочки?

    Тут нет конкретного ответа. Проблематика произведения настолько глобальна, что затрагивает не только злобу и жестокость маргиналов с окраин, но и кризис общечеловеческих ценностей. Девушка стала жертвой морального падения всего общества в целом, его духовного обнищания, которое укрыл в себе город шумом и гамом вечно кипучего муравейника.

    Ее безмолвная жертва не должна оставаться в тени, по мнению писателя. Ужас ее положения должен быть осознан людьми, чтобы они были внимательнее к близким и добрее к окружающим. Быть может, именно обычное, бытовое зло сформировало Стрекача, жесткие нравы и невежество подчинили Артема, а бесконечная вереница трудностей сломили Гавриловну и мать Люды. Они, в свою очередь, погубили героиню. Так эта эстафета не прервется, пока все мы не начнем следить за своими поступками так же строго и бескомпромиссно, как за героями Астафьева.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В.П.Астафьев - один из наиболее читаемых писателей двадцатого столетия. Родившийся до войны и познавший за свою жизнь много трудностей, он очень хорошо знал жизнь, душу и чувства простого человека.

Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.

Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1987 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. Небольшое произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни.

Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия рассказа («Людочка»), в котором к имени героини прикреплён уменьшительно - ласкательный суффикс -очк-, видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и матерью, а после смерти отца - с отчимом. Её отчим «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как вялая примороженная трава». Людочка пытается вырваться из этого окружения, обогатить свою жизнь новыми яркими впечатлениями и красками.

Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей, родных ей по крови, среди людей, вскормивших и воспитавших её.

Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования.

«Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой, болезненной и плаксивой».

Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке.

Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе) свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка на нее не обижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и сострадание почувствовала она и к несчастному парню - лесорубу, который умирал в больнице исключительно по причине халатности, бессердечия и брезгливости молоденького, неопытного и некомпетентного врача.

Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой, должен умереть, потому что не способна на яркий подвиг, подобно декабристским «барыням», потому что не может найти в себе сил умереть совершить геройский поступок - умереть вместе с этим парнем. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на непонимание близких людей. Однако Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению.

Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Девушка была так бесконечно одинока в своей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Это чудовищное непонимание и подвело девушку к трагическому исходу.

Цинизм, бездуховность - первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт - экологическая катастрофа.

Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её «ароматы».

Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.

Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие. Когда Людочка уже не могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, когда, испытав чудовищную боль и не в силах заглушить страдание, она приехала на время в свою родную деревню, к своей матери, подсознательно ища поддержки, сострадания, столь необходимых ей в такую критическую минуту. Мать Людочки, рассказывая ей только о своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери, отметив про себя, что дочь держит колени нервно сомкнутыми и плохо выглядит, и сделав соответствующие выводы, но не сказала ни слова сочувствия и одобрения. Поэтому Людочка ей не решилась поведать, что ей пришлось пережить в городе, о своём глубоком горн, так как посчитала, что её матери нет никакого дела до неё.

Все оставили Людочку, «... теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия...» Об отчиме Людочки никто много и не знает, автор намеренно не говорит много пустых слов об этом исключительном человеке. Нам не известна ни его фамилия, ни его имя. Он «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именно он отомстил Стрекачу за Людочку.

Для Стрекача, так же как и для других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нём полностью отсутствовало человеческое начало, он был подобен животному. После его смерти «угнетённые, ограбленные, царапанные... обитатели железнодорожного посёлка вздохнут теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порождённого и взращённого». Когда Стрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики бедной девушки о помощи. Она оказалась в полнейшем одиночестве. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе к телу). Не до Людочкиной беды и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с холодным, пустым равнодушием. Даже находящийся в это время рядом Артёмка-мыло, покровительствующий героине и явно ей симпатизирующий, ничего не стал предпринимать для спасения чести Людочки. В образе Стрекача автор собрал все гадкое, что может только быть в человеке. Нет, не поворачивается язык назвать его человеком - это какое-то нравственно одичавшее существо, настоящий зверь. В стычке между Стрекачом и отчимом Людочки писатель на стороне последнего, хотя тот совершает самый ужасный грех - убийство. Но с людьми, подобными Стрекачу, можно бороться только такими зверскими методами.

Героиня не смогла выдержать предательства близких ей людей. В какой-то момент неглупая от природы Людочка осознала, что сама причастна к этой трагедии. Она проявляла равнодушие в прошлом, пока беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился ей и умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать и принимать живые.

Сама Людочка же приняла на себя грехи очень многих: Стрекача, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это - искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов. Людочка, подобно солженицынской Матрёне - образ праведника, приносящего себя в жертву из - за несовершенства системы и безнравственным порокам окружающих людей.

Трагедия девушки - недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви.

Кульминацией рассказа является самоубийство через повешение Людочки. Она покончила с собой не от плохой жизни в городе, а из-за того, что от неё все отвернулись с холодным равнодушием к чужому горю, даже её собственная мать. Все её оставили в одиночестве, покинули в критическую минуту. Она не была никому нужна. В таких условиях, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав, уйти из жизни, предъявив ей последние счёты. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества, - это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество, в котором они жили, которое вскормило и взрастило их пороки. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать своё существование, чтобы выжить в этом несправедливом, жестоком мире. Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня - никому до меня нет дела. А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа».

Смерть героини - это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили.

Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число простонародных метафор, ласковых сравнений, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»).

Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».

Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»).

Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева.

Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Именно это придаёт произведению особую прелесть.

Писатель не сосредотачивает наше внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников.

Художественный приём контраста, удачно использованный писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в трясине пороков, в разврате, в городе, обитатели которого стали «стадом», живущим по звериным законам и инкстинктам.

Рассказ «Людочка» актуален и в наши дни, ведь написан он был всего двадцать с лишним лет назад. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья. Всё чаще встречаются отбросы общества вроде Артёмки-мыла и Стрекача, которых такими сделало наше общество.

«Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком по объёму произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но, вероятно, главной задачей писателя было показать всю глубину пропасти, куда катится современное аморальное и развращённое общество. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь красота спасет мир.

Виктор Петрович Астафьев

«Людочка»

Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живёт в нем и жжёт сердце. «Может, все дело в её удручающей обыденности, в её обезоруживающей простоте?» Кажется автору, что героиню звали Людочкой. Родилась она в небольшой вымирающей деревеньке Вычуган. Родители — колхозники. Отец от угнетающей работы спился, был суетлив и туповат. Мать боялась за будущего ребёнка, поэтому постаралась зачать в редкий от мужниных пьянок перерыв. Но девочка, «ушибленная нездоровой плотью отца, родилась слабенькой, болезненной и плаксивой». Росла вялой, как придорожная трава, редко смеялась и пела, в школе не выходила из троечниц, хотя была молчаливо-старательной. Отец из жизни семьи исчез давно и незаметно. Мать и дочь без него жили свободнее, лучше, бодрее. В их доме время от времени появлялись мужики, «один тракторист из соседнего леспромхоза, вспахав огород, крепко отобедав, задержался на всю весну, врос в хозяйство, начал его отлаживать, укреплять и умножать. Ездил на работу на мотоцикле за семь вёрст, брал с собой ружье и часто привозил то битую птицу, то зайца. «Постоялец никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Он, казалось, не замечал её. А она его боялась.

Когда Людочка закончила школу, мать отправила её в город — налаживать свою жизнь, сама же собралась переезжать в леспромхоз. «На первых порах мать пообещала помогать Людочке деньгами, картошкой и чем Бог пошлёт — на старости лет, глядишь, и она им поможет».

Людочка приехала в город на электричке и первую ночь провела на вокзале. Утром пришла в привокзальную парикмахерскую сделать завивку, маникюр, хотела ещё покрасить волосы, но старая парикмахерша отсоветовала: у девушки и без того слабенькие волосы. Тихая, но по-деревенски сноровистая, Людочка предложила подмести парикмахерскую, кому-то развела мыло, кому-то салфетку подала и к вечеру вызнала все здешние порядки, подкараулила пожилую парикмахершу, отсоветовавшую ей краситься, и попросилась к ней в ученицы.

Гавриловна внимательно осмотрела Людочку и её документы, пошла с ней в горкоммунхоз, где оформила девушку на работу учеником парикмахера, и взяла к себе жить, поставив нехитрые условия: помогать по дому, дольше одиннадцати не гулять, парней в дом не водить, вино не пить, табак не курить, слушаться во всем хозяйку и почитать её как родную мать. Вместо платы за квартиру пусть с леспромхоза привезут машину дров. «Покуль ты ученицей будешь — живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, Бог даст, и жизнь устроишь… Если обрюхатеешь, с места сгоню. Я детей не имела, пискунов не люблю…» Она предупредила жилицу, что в распогодицу мается ногами и «воет» по ночам. Вообще, для Людочки Гавриловна сделала исключение: с некоторых пор она не брала квартирантов, а девиц тем более. Когда-то, ещё в хрущевские времена, жили у неё две студентки финансового техникума: крашеные, в брюках… пол не мели, посуду не мыли, не различали своё и чужое — ели хозяйские пирожки, сахар, что вырастало на огороде. На замечание Гавриловны девицы обозвали её «эгоисткой», а она, не поняв неизвестного слова, обругала их по матушке и выгнала. И с той поры пускала в дом только парней, быстро приучала их к хозяйству. Двоих, особо толковых, научила даже готовить и управляться с русской печью.

Людочку Гавриловна пустила оттого, что угадала в ней деревенскую родню, не испорченную ещё городом, да и стала тяготиться одиночеством на старости лет. «Свалишься — воды подать некому».

Людочка была послушной девушкой, но учение шло у неё туговато, цирюльное дело, казавшееся таким простым, давалось с трудом, и, когда минул назначенный срок обучения, она не смогла сдать на мастера. В парикмахерской Людочка прирабатывала ещё и уборщицей и осталась в штате, продолжая практику, — стригла под машинку призывников, корнала школьников, фасонные же стрижки училась делать «на дому», подстригая под раскольников страшенных модников из посёлка Вэпэвэрзэ, где стоял дом Гавриловны. Сооружала причёски на головах вертлявых дискотечных девочек, как у заграничных хит-звёзд, не беря за это никакой платы.

Гавриловна сбыла на Людочку все домашние дела, весь хозяйственный обиход. Ноги у старой женщины болели все сильнее, и у Людочки щипало глаза, когда она втирала мазь в искорёженные ноги хозяйки, дорабатывающей последний год до пенсии. Запах от мази был такой лютый, крики Гавриловны такие душераздирающие, что тараканы разбежались по соседям, мухи померли все до единой. Гавриловна жаловалась на свою работу, сделавшую её инвалидом, а потом утешала Людочку, что не останется та без куска хлеба, выучившись на мастера.

За помощь по дому и уход в старости Гавриловна обещала Людочке сделать постоянную прописку, записать на неё дом, коли девушка и дальше будет так же скромно себя вести, обихаживать избу, двор, гнуть спину в огороде и доглядит её, старуху, когда она совсем обезножеет.

С работы Людочка ездила на трамвае, а потом шла через погибающий парк Вэпэвэрзэ, по-человечески — парк вагоно-паровозного депо, посаженный в 30-е годы и погубленный в 50-е. Кому-то вздумалось проложить через парк трубу. Выкопали канаву, провели трубу, но закопать забыли. Чёрная с изгибами труба лежала в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой. Со временем труба засорилась, и горячая речка текла поверху, кружа радужно ядовитые кольца мазута и разный мусор. Деревья высохли, листва облетела. Лишь тополя, корявые, с лопнувшей корой, с рогатыми сучьями на вершине, опёрлись лапами корней о земную твердь, росли, сорили пух и осенями роняли вокруг осыпанные древесной чесоткой листья.

Через канаву переброшен мосток с перилами, которые ежегодно ломали и по весне обновляли заново. Когда паровозы заменили тепловозами, труба совершенно засорилась, а по канаве все равно текло горячее месиво из грязи и мазута. Берега поросли всяким дурнолесьем, кое-где стояли чахлые берёзы, рябины и липы. Пробивались и ёлки, но дальше младенческого возраста дело у них не шло — их срубали к Новому году догадливые жители посёлка, а сосенки общипывали козы и всякий блудливый скот. Парк выглядел словно «после бомбёжки или нашествия неустрашимой вражеской конницы». Кругом стояла постоянная вонь, в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят и все, что обременяло жителей посёлка.

Но люди не могут существовать без природы, поэтому в парке стояли железобетонные скамейки — деревянные моментально ломали. В парке бегали ребятишки, водилась шпана, которая развлекалась игрой в карты, пьянкой, драками, «иногда насмерть». «Имали они тут и девок…» Верховодил шпаной Артемка-мыло, с вспененной белой головой. Людочка сколько ни пыталась усмирить лохмотья на буйной голове Артемки, ничего у неё не получалось. Его «кудри, издали напоминавшие мыльную пену, изблизя оказались что липкие рожки из вокзальной столовой — сварили их, бросили комком в пустую тарелку, так они, слипшиеся, неподъёмно и лежали. Да и не ради причёски приходил парень к Людочке. Как только её руки становились занятыми ножницами и расчёской, Артемка начинал хватать её за разные места. Людочка сначала увёртывалась от хватких рук Артемки, а когда не помогло, стукнула его машинкой по голове и пробила до крови, пришлось лить йод на голову «ухажористого человека». Артемка заулюлюкал и со свистом стал ловить воздух. С тех пор «домогания свои хулиганские прекратил», более того, шпане повелел Людочку не трогать.

Теперь Людочка никого и ничего не боялась, ходила от трамвая до дома через парк в любой час и любое время года, отвечая на приветствие шпаны «свойской улыбкой». Однажды атаман-мыло «зачалил» Людочку в центральный городской парк на танцы в загон, похожий на звериный.

«В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному… Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред… Музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала барабанами, стонала, выла».

Людочка испугалась происходящего, забилась в угол, искала глазами Артемку, чтобы заступился, но «мыло измылился в этой бурлящей серой пене». Людочку выхватил в круг хлыщ, стал нахальничать, она едва отбилась от кавалера и убежала домой. Гавриловна назидала «постоялку», что ежели Людочка «сдаст на мастера, определится с профессией, она безо всяких танцев найдёт ей подходящего рабочего парня — не одна же шпана живёт на свете…». Гавриловна уверяла — от танцев одно безобразие. Людочка во всем с ней соглашалась, считала, ей очень повезло с наставницей, имеющей богатый жизненный опыт.

Девушка варила, мыла, скребла, белила, красила, стирала, гладила и не в тягость ей было содержать в полной чистоте дом. Зато если замуж выйдет — все она умеет, во всем самостоятельной хозяйкой может быть, и муж её за это любить и ценить станет. Недосыпала Людочка часто, чувствовала слабость, но ничего, это можно пережить.

Той порой вернулся из мест совсем не отдалённых всем в округе известный человек по прозванию Стрекач. С виду он тоже напоминал чёрного узкоглазого жука, правда, под носом вместо щупалец-усов у Стрекача была какая-то грязная нашлёпка, при улыбке, напоминающей оскал, обнажались испорченные зубы, словно из цементных крошек изготовленные. Порочный с детства, он ещё в школе занимался разбоем — отнимал у малышей «серебрушки, пряники», жвачку, особенно любил в «блескучей обёртке». В седьмом классе Стрекач уже таскался с ножом, но отбирать ему ни у кого ничего не надо было — «малое население посёлка приносило ему, как хану, дань, все, что он велел и хотел». Вскоре Стрекач кого-то порезал ножом, его поставили на учёт в милицию, а после попытки изнасилования почтальонки получил первый срок — три года с отсрочкой приговора. Но Стрекач не угомонился. Громил соседние дачи, грозил хозяевам пожаром, поэтому владельцы дач начали оставлять выпивку, закуску с пожеланием: «Миленький гость! Пей, ешь, отдыхай — только, ради Бога, ничего не поджигай!» Стрекач прожировал почти всю зиму, но потом его все же взяли, он сел на три года. С тех пор обретался «в исправительно-трудовых лагерях, время от времени прибывая в родной посёлок, будто в заслуженный отпуск. Здешняя шпана гужом тогда ходила за Стрекачом, набиралась ума-разума», почитая его вором в законе, а он не гнушался, по-мелкому пощипывал свою команду, играя то в картишки, то в напёрсток. «Тревожно жилось тогда и без того всегда в тревоге пребывающему населению посёлка Вэпэрвэзэ. В тот летний вечер Стрекач сидел на скамейке, попивая дорогой коньяк и маясь без дела. Шпана обещала: «Не психуй. Вот массы с танцев повалят, мы тебе цыпушек наймам. Сколько захочешь…»

Вдруг он увидел Людочку. Артемка-мыло попытался замолвить за неё слово, но Стрекач и не слушал, на него нашёл кураж. Он поймал девушку за поясок плаща, старался усадить на колени. Она попыталась отделаться от него, но он кинул её через скамейку и изнасиловал. Шпана находилась рядом. Стрекач заставил и шпану «испачкаться», чтобы не один он был виновником. Увидя растерзанную Людочку, Артемка-мыло оробел и попытался натянуть на неё плащ, а она, обезумев, побежала, крича: «Мыло! Мыло!» Добежав до дома Гавриловны, Людочка упала на ступеньках и потеряла сознание. Очнулась на стареньком диване, куда дотащила её сердобольная Гавриловна, сидящая рядом и утешавшая жиличку. Придя в себя, Людочка решила ехать к матери.

В деревне Вычуган «осталось двa целых дома. В одном упрямо доживала свой век старуха Вычуганиха, в другом — мать Людочки с отчимом». Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, с едва натоптанной тропой, была в заколоченных окнах, пошатнувшихся скворечниках, дико разросшимися меж изб тополями, черёмухами, осинами. В то лето, когда Людочка закончила школу, старая яблоня дала небывалый урожай красных наливных яблок. Вычуганиха стращала: «Ребятишки, не ешьте эти яблоки. Не к добру это!» «И однажды ночью живая ветка яблони, не выдержав тяжести плодов, обломилась. Голый, плоский ствол остался за расступившимися домами, словно крест с обломанной поперечиной на погосте. Памятник умирающей русской деревеньке. Ещё одной. «Эдак вот, — пророчила Вычуганиха, — одинова середь России кол вобьют, и помянуть её, нечистой силой изведённую, некому будет…» Жутко было бабам слушать Вычуганиху, они неумело молились, считая себя недостойными милости Божьей.

Людочкина мать тоже стала молиться, только на Бога и оставалась надежда. Людочка хихикнула на мать и схлопотала затрещину.

Вскоре умерла Вычуганиха. Отчим Людочки кликнул мужиков из леспромхоза, они свезли на тракторных санях старуху на погост, а помянуть не на что и нечем. Людочкина мать собрала кое-что на стол. Вспоминали, что Вычуганиха была последней из рода вычуган, основателей села.

Мать стирала на кухне, увидев дочь, стала вытирать о передник руки, приложила их к большому животу, сказала, что кот с утра «намывал гостей», она ещё удивлялась: «Откуда у нас им быть? А тут эвон что!» Оглядывая Людочку, мать сразу поняла — с дочерью случилась беда. «Ума большого не надо, чтобы смекнуть, какая беда с нею случилась. Но через эту… неизбежность все бабы должны пройти… Сколько их ещё, бед-то, впереди…» Она узнала, дочь приехала на выходные. Обрадовалась, что подкопила к её приезду сметану, отчим меду накачал. Мать сообщила, что вскоре переезжает с мужем в леспромхоз, только «как рожу…». Смущаясь, что на исходе четвёртого десятка решилась рожать, объяснила: «Сам ребёнка хочет. Дом в посёлке строит… а этот продадим. Но сам не возражает, если на тебя его перепишем…» Людочка отказалась: «Зачем он мне». Мать обрадовалась, может, сотен пять дадут на шифер, на стекла.

Мать заплакала, глядя в окно: «Кому от этого разора польза?» Потом она пошла достирывать, а дочь послала доить корову и дров принести. «Сам» должен прийти с работы поздно, к его приходу успеют сварить похлёбку. Тогда и выпьют с отчимом, но дочь ответила: «Я не научилась ещё, мама, ни пить, ни стричь». Мать успокоила, что стричь научится «когда-нито». Не боги горшки обжигают.

Людочка задумалась об отчиме. Как он трудно, однако азартно врастал в хозяйство. С машинами, моторами, ружьём управлялся легко, зато на огороде долго не мог отличить один овощ от другого, сенокос воспринимал как баловство и праздник. Когда закончили метать стога, мать убежала готовить еду, а Людочка — на реку. Возвращаясь домой, она услышала за обмыском «звериный рокот». Людочка очень удивилась, увидев, как отчим — «мужик с бритой, седеющей со всех сторон головой, с глубокими бороздами на лице, весь в наколках, присадистый, длиннорукий, хлопая себя по животу, вдруг забегал вприпрыжку по отмели, и хриплый рёв радости исторгался из сгоревшего или перержавленного нутра мало ей знакомого человека», — Людочка начала догадываться, что у него не было детства. Дома она со смехом рассказывала матери, как отчим резвился в воде. «Да где ж ему было купанью-то обучиться? С малолетства в ссылках да в лагерях, под конвоем да охранским доглядом в казённой бане. У него жизнь-то ох-хо-хо… — Спохватившись, мать построжела и, словно кому-то доказывая, продолжала: — Но человек он порядочный, может, и добрый».

С этого времени Людочка перестала бояться отчима, но ближе не стала. Отчим близко к себе никого не допускал.

Сейчас вдруг подумалось: побежать бы в леспромхоз, за семь вёрст, найти отчима, прислониться к нему и выплакаться на его грубой груди. Может, он её и погладит по голове, пожалеет… Неожиданно для себя решила уехать с утренней электричкой. Мать не удивилась: «Ну что ж… коли надо, дак…» Гавриловна не ждала быстрого возвращения жилички. Людочка объяснила, что родители переезжают, не до неё. Она увидела две верёвочки, приделанные к мешку вместо лямок, и заплакала. Мать сказывала, что привязывала эти верёвочки к люльке, совала ногу в петлю и зыбала ногой… Гавриловна испугалась, что Людочка плачет? «Маму жалко». Старуха пригорюнилась, а её и пожалеть некому, потом предупредила: Артемку-мыло забрали, лицо ему Людочка все расцарапала… примета. Ему велено помалкивать, шаче смерть. От Стрекача и старуху предупредили, что если жиличка что лишнее пикнет, её гвоздями к столбу прибьют, а старухе избу спалят. Гавриловна жаловалась, что у неё всех благ — угол на старости лет, она не может его лишиться. Людочка пообещала перебраться в общежитие. Гавриловна успокоила: бандюга этот долго не нагуляет, скоро сядет опять, «а я тебя и созову обратно». Людочка вспомнила, как, живя в совхозе, простудилась, открылось воспаление лёгких, её положили в районную больницу. Бесконечной, длинной ночью она увидела умирающего парня, узнала от санитарки его нехитрую историю. Вербованный из каких-то дальних мест, одинокий паренёк простыл на лесосеке, на виске выскочил фурункул. Неопытная фельдшерица отругала его, что обращается по всяким пустякам, а через день она же сопровождала парня, впавшего в беспамятство, в районную больницу. В больнице вскрыли череп, но сделать ничего не смогли — гной начал делать своё разрушительное дело. Парень умирал, поэтому его вынесли в коридор. Людочка долго сидела и смотрела на мучающегося человека, потом приложила ладошку к его лицу. Парень постепенно успокоился, с усилием открыл глаза, попытался что-то сказать, но доносилось лишь «усу-усу… усу…». Женским чутьём она угадала, он пытается поблагодарить её. Людочка искренне пожалела парня, такого молодого, одинокого, наверное, и полюбить никого не успевшего, принесла табуретку, села рядом и взяла руку парня. Он с надеждой глядел на неё, что-то шептал. Людочка подумала, что он шепчет молитву, и стала помогать ему, потом устала и задремала. Она очнулась, увидела, что парень плачет, пожала его руку, но он не ответил на её пожатие. Он постиг цену сострадания — «совершилось ещё одно привычное предательство по отношению к умирающему». Предают, «предают его живые! И не его боль, не его жизнь, им своё страдание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того, чтоб самим не мучиться». Парень отнял у Людочки свою руку и отвернулся — «он ждал от неё не слабого утешения, он жертвы от неё ждал, согласия быть с ним до конца, может, и умереть вместе с ним. Вот тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нем появился бы могучий порыв», открылся бы путь к воскресению. Но не было рядом человека, способного пожертвовать собой ради умирающего, а в одиночку он не одолел смерти. Людочка бочком, как бы уличённая в нехорошем поступке, крадучись ушла к своей кровати. С тех пор не умолкало в ней чувство глубокой вины перед покойным парнем-лесорубом. Теперь сама в горе и заброшенности, она особо остро, совсем осязаемо ощутила всю отверженность умирающего человека. Ей предстояло до конца испить чашу одиночества, лукавого человеческого сочувствия — пространство вокруг все сужалось, как возле той койки за больничной облупленной печью, где лежал умирающий парень. Людочка застыдилась: «зачем она притворялась тогда, зачем? Ведь если бы и вправду была в ней готовность до конца остаться с умирающим, принять за него муку, как в старину, может, и в самом деле выявились бы в нем неведомые силы. Ну даже и не свершись чудо, не воскресни умирающий, все равно сознание того, что она способна… отдать ему всю себя, до последнего вздоха, сделало бы её сильной, уверенной в себе, готовой на отпор злым силам». Теперь она поняла психологическое состояние узников-одиночек. Людочка опять вспомнила об отчиме: вот он небось из таких, из сильных? Да как, с какого места к нему подступиться-то? Людочка подумала, что в беде, в одиночестве все одинаковы, и нечего кого-то стыдить и презирать.

В общежитии мест пока не было, и девушка продолжала жить у Гавриловны. Хозяйка учила жиличку «возвращаться в потёмках» не через парк, чтобы «саранопалы» не знали, что она живёт в посёлке. Но Людочка продолжала ходить через парк, где её однажды подловили парни, стращали Стрекачом, незаметно подталкивая к скамейке. Людочка поняла, что они хотят. Она в кармане носила бритву, желая отрезать «достоинство Стрекача под самый корень». О страшной этой мести додумалась не сама, а услышала однажды о подобном поступке женщины в парикмахерской. Парням Людочка сказала, жаль, что нет Стрекача, «такой видный кавалер». Она развязно заявила: отвалите, мальчики, пойду переоденусь в поношенное, не богачка. Парни отпустили её с тем, чтобы поскорее вернулась, предупредили, чтобы не смела «шутить». Дома Людочка переоделась в старенькое платье, подпоясалась той самой верёвочкой от своей люльки, сняла туфли, взяла лист бумаги, но не нашла ни ручки, ни карандаша и выскочила на улицу. По пути в парк прочитала объявление о наборе юношей и девушек в лесную промышленность. Промелькнула спасительная мысль: «Может, уехать?» «Да тут же другая мысль перебила первую: там, в лесу-то, стрекач на стрекаче и все с усами». В парке она отыскала давно запримеченный тополь с корявым суком над тропинкой, захлестнула на него верёвочку, сноровисто увязала петельку, пусть и тихоня, но по-деревенски она умела многое. Людочка забралась на обломыш тополя, надела петлю на шею. Она мысленно простилась с родными и близкими, попросила прощения у Бога. Как все замкнутые люди, была довольно решительной. «И тут, с петлёй на шее, она тоже, как в детстве, зажала лицо ладонями и, оттолкнувшись ступнями, будто с высокого берега бросилась в омут. Безбрежный и бездонный».

Она успела почувствовать, как сердце в груди разбухает, кажется, разломает ребра и вырвется из груди. Сердце быстро устало, ослабело, и тут же всякая боль и муки оставили Людочку…

Парни, ожидающие её в парке, стали уже ругать девушку, обманувшую их. Одного послали в разведку. Он крикнул приятелям: «Когти рвём! Ко-огти! Она…» — Разведчик мчался прыжками от тополей, от света». Позже, сидя в привокзальном ресторане, он с нервным хохотком рассказывал, что видел дрожащее и дёргающееся тело Людочки. Парни решили предупредить Стрекача и куда-то уехать, пока их не «забарабали».

Хоронили Людочку не в родной брошенной деревне, а на городском кладбище. Мать временами забывалась и голосила. Дома Гавриловна разрыдалась: за дочку считала Людочку, а та что над собой сделала? Отчим выпил стакан водки и вышел на крыльцо покурить. Он пошёл в парк и застал на месте всю компанию во главе со Стрекачом. Бандит спросил подошедшего мужика, что ему надо. «Поглядеть вот на тебя пришёл», — ответил отчим. Он рванул с шеи Стрекача крест и бросил его в кусты. «Эт-то хоть не погань, обсосок! Бога-то хоть не лапайте, людям оставьте!» Стрекач пробовал пригрозить мужику ножом. Отчим усмехнулся и неуловимо-молниеносным движением перехватил руку Стрекача, вырвал её из кармана вместе с куском материи. Не дав бандиту опомниться, сгрёб ворот рубашки вместе с фраком, поволок Стрекача за шиворот через кусты, швырнул в канаву, в ответ раздался душераздирающий вопль. Вытирая руки о штаны, отчим вышел на дорожку, шпана заступила ему дорогу. Он упёрся в них взглядом. «Настоящего, непридуманного пахана почувствовали парни. Этот не пачкал штаны грязью, давно уже ни перед кем, даже перед самым грязным конвоем на колени не становился». Шпана разбежалась: кто из парка, кто тащил полусварившегося Стрекача из канавы, кто-то за «скорой» и сообщить полуспившейся матери Стрекача об участи, постигшей её сыночка, бурный путь которого от детской исправительно-трудовой колонии до лагеря строгого режима завершился. Дойдя до окраины парка, отчим Людочки споткнулся и вдруг увидел на сучке обрывок верёвки. «Какая-то прежняя, до конца им самим не познанная сила высоко его подбросила, он поймался за сук, тот скрипнул и отвалился». Подержав сук в руках, почему-то понюхав его, отчим тихо молвил: «Что же ты не обломился, когда надо?» Он искрошил его в куски, разбросав в стороны, поспешил к дому Гавриловны. Придя домой и выпив водки, засобирался в леспромхоз. На почтительном расстоянии за ним спешила и не поспевала жена. Он взял у неё пожитки Людочки, помог забраться по высоким ступенькам в вагон электрички и нашёл свободное место. Мать Людочки сначала шептала, а потом в голос просила Бога помочь родить и сохранить хотя бы это дитя полноценным. Просила за Людочку, которую не сберегла. Потом «несмело положила голову ему на плечо, слабо прислонилась к нему, и показалось ей, или на самом деле так было, он приспустил плечо, чтоб ловчее и покойней ей было, и даже вроде бы локтем её к боку прижал, пригрел».

У местного УВД так и недостало сил и возможностей расколоть Артемку-мыло. Со строгим предупреждением он был отпущен домой. С перепугу Артемка поступил в училище связи, в филиал, где учат лазить по столбам, ввинчивать стаканы и натягивать провода; с испугу же, не иначе, Артемка-мыло скоро женился, и у него по-стахановски, быстрее всех в посёлке, через четыре месяца после свадьбы народилось кучерявое дитё, улыбчивое и весёлое. Дед смеялся, что «этот малый с плоской головой, потому что на свет Божий его вынимали щипцами, уже и с папино мозговать не сумеет, с какого конца на столб влазить — не сообразит».

На четвёртой полосе местной газеты в конце квартала появилась заметка о состоянии морали в городе, но «Людочка и Стрекач в этот отчёт не угодили. Начальнику УВД оставалось два года до пенсии, и он не хотел портить положительный процент сомнительными данными. Людочка и Стрекач, не оставившие после себя никаких записок, имущества, ценностей и свидетелей, прошли в регистрационном журнале УВД по линии самоубийц… сдуру наложивших на себя руки».

Истории простых, но трагических судеб самых обычных ничем не примечательных людей почему-то остаются в памяти и бередят сердца.

Именно такая участь постигла скромную сельскую девчонку из семьи колхозников. Детство Людочки прошло в тишине вымирающей деревеньки Вычуган. Это место как будто наложило на ребенка свой отпечаток - малышка росла болезненной и вялой, из школы приносила одни тройки. Отец девочки постепенно спивался от безысходности, мать молча терпела. Когда пьяница ушел из семьи, никто не мучился от сожалений. Вскоре в доме появился другой мужчина, он увлеченно занялся хозяйством, а на Людочку не обращал никакого внимания.

После окончания школы мать благословила девушку и отправила её покорять ближайший город строить свою самостоятельную взрослую жизнь. Электричка привезла Людочку прямо к новым горизонтам, девушка переночевала на вокзале, а утром направилась в ближайшую парикмахерскую создавать свой новый образ. Внимательно выслушав советы старой парикмахерши по уходу за волосами, новоиспеченная горожанка решила овладеть тайнами мастерства цирюльников. Сначала она предложила помочь с уборкой, потом выполняла несложные поручения и, в конце концов, попросилась в ученицы к парикмахерше Гавриловне.

Пожилая мастерица внимательно присмотрелась к Людочке, изучила её документы. Ничто не укрылось от проницательного взгляда умудренной опытом женщины, она без труда поняла, что перед ней неиспорченная городом сельская скромница. Гавриловна решила сделать исключение из правил и взяла девушку квартиранткой. Теперь обязанности по уходу за жилищем легли на плечи Людочки и она отлично справлялась. Парикмахерша строго наказала не гулять допоздна, избегать курения и пьянства, не приводить в дом парней и девушка неотступно соблюдала все условия.

Время шло, Людочка с трудом постигала азы парикмахерского искусства, стригла и делала прически всем желающим, стараясь набраться опыта, но до уровня мастера было ещё далеко. Пока Гавриловна делилась знаниями со своей ученицей, всё больше привыкала к ней, проникалась доверием к работящей тихой девушке. Когда до пенсии остался всего один год, парикмахерша пообещала переписать свой дом в поселке Вэпэвэрзэ на Людочку, если та согласится досматривать и ухаживать за старухой до самой смерти.

Дни проходили размеренно – работа, учеба, домашние хлопоты. Привычный распорядок периодически нарушал предводитель местной шпаны Артемка, которому приглянулась Людочка. Однако девушка быстро поставила ухажера на место – он прекратил приставания и велел хулиганам не трогать Люду. Теперь она спокойно проходить от трамвайной станции к дому по кратчайшей дороге через старый парк Вэпэвэрзэ, не опасаясь нападок. Всё изменилось, когда в поселок вернулся бывший заключенный Стрекач. Артемка не смог защитить Людочку от изнасилования, а она боялась за свою наставницу, не стала обращаться в милицию, просто вернулась в родительский дом. Мать ждала ребенка от отчима, семья активно готовилась к переезду на новое место и девушка почувствовала несвоевременность своего визита, уехала.

В поселке Людочка снова попалась в лапы местной шпаны, попросила отпустить её переодеться, но больше не вернулась, повесилась прямо в злополучном парке. Отчим неудавшейся парикмахерши был крепким мужиком, прошедшим суровую школу жизни. Он отомстил за свою падчерицу, наказал насильника и по иронии судьбы Людочка и Стрекач были вместе внесены в графу самоубийц регистрационного журнала УВД.

Сочинения

Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора (по повести В.П. Астафьева "Людочка") Сочинение по повести В. П. Астафьева «Людочка» Сочинение по произведению В. Астафьева Людочка Литературный отзыв на рассказ Изложение сюжета рассказа В. Астафьева «Людочка» Людочка - невинная жертва людской глухоты (по рассказу Виктора Астафьева "Людочка")

Урок литературы посвящаем произведению В.П. Астафьева, нашего писателя-земляка. В одном рассказе читаем завет, знакомый каждому грузину: "Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его…"

Углубления знаний учащихся о личности и творчестве В.П. Астафьева, писателя – гуманиста.

Формирования глубокого восприятия художественного текста через освоение анализа эпического произведения.

Воспитания нравственной личности, способной видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивой на чужую боль, противостоять безнравственным поступкам человека.

Развития познавательной и творческой активности ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Духовное одиночество. Рассказ Астафьева «Людочка»

Цели урока : создать условия для:

Углубления знаний учащихся о личности и творчестве В.П. Астафьева, писателя – гуманиста.

Формирования глубокого восприятия художественного текста через освоение анализа эпического произведения.

Воспитания нравственной личности, способной видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивой на чужую боль, противостоять безнравственным поступкам человека.

Развития познавательной и творческой активности ребят.

Оборудование: эпиграф, портрет В.П.Астафьева, картины, слайды

Эпиграф: (слайд)

«Нам незачем наши сердца холодить;

И так уж на улице вьюга».

(С. Куняев)

Ход урока

  1. Тема и цели урока

Урок литературы посвящаем произведению В.П. Астафьева, нашего писателя-земляка. В одном рассказе читаем завет, знакомый каждому грузину: "Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его…" (слайд)

О чем говорит нам "мудрая печаль нетленных слов"?

  1. Биография

2. Биографические сведения. (слайд)

Родился В.П. Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска.

Все детство Витя Астафьев провел в детдоме.

Детство - труднее не придумаешь. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничне, он посвятит повесть “Перевал”. А много позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: “И лишь одно я просил бы у своей судьбы - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь...”

После шестого класса средней школы Астафьев поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую некоторое время работал составителем поездов.

Осенью 1942 г. Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Семнадцатилетний рабочий Виктор Астафьев попал на передовую, в самое пекло войны. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофёр, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.

После войны много профессий сменил будущий писатель, метался, как он скажет, по разным работам (был и слесарем, и чернорабочим, и грузчиком, и плотником в вагонном депо, и мойщиком мясных туш на колбасном заводе), пока в 1951 году в газете “Чусовской рабочий” не был опубликован его первый рассказ, и стал он газетным литературным сотрудником.

Отсюда и начинается его собственно творческая биография.

Астафьев заканчивает Высшие литературные курсы, а в середине пятидесятых годов известный критик Александр Макаров уже говорил о признании Астафьева как писателя и очень точно обозначил основные творческие устремления тогда ещё молодого художника: “размышление о нашей жизни, о назнвчении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере... по натуре своей он моралист и поэт человечности”.

Поначалу Астафьев начал писать прозу (от рассказов до романа “Тают снега”) в том её понимании, какое он застал в советской литературе ко времени своего художественного и мировоззренческого становления. Тут нет ни тени укора. Умнее времени не будешь, особенно если позади у тебя сиротское деревенское детство, детский дом, ФЗО, война да голодный быт. Чтение конечно тоже было. Читал он всегда много. И были в этом детском и юношеском списке, конечно, и Горький и Шолохов.

Много позже в “Зрячем посохе” - благодарной книге о своём лучшем незабвенном учителем А. Н. Макарове - в ответ на укор критика в незнании Чехова Астафьев вспомнит свой мало способствующий систематическому образованию юношеский путь и без досады заметит: ”Естественно, что и в чтении я не мог “подбортнуться” к тихому Антону Павловичу, ибо рос на литературе сибиряков: Петра Петрова, Вячеслава Шишкова, Лидии Сейфуллиной, Всеволода Иванова... Бунина открыл для себя лишь в сорок лет, по независящим от меня причинам.”

В 1978 году Астафьеву была вручена государственная премия СССР. Сейчас Астафьев является видным деятелем современой литературы. Его произведения признаны общественностью и пользуются популярностью у читателей.

Виктор Петрович считал: "Назначение человека и писателя – творить на земле добро".

Сумел ли выполнить своё назначение Астафьев?

  1. Беседа

Зачем же история эта живет во мне, жжет мне сердце

«Нравственность есть Правда», - писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева «от первого лица», со всей прямотой и бесстрашием. «По натуре своей он моралист и певец человечности», в судьбах своих героев «выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему…»  отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича.

В сентябрьском номере журнала «Новый мир» за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева «Людочка».

Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей.

Особенно поражает в героях Астафьева – одиночество. Жуткое и неизменное.

  1. Работа по рассказу

Над чем заставил задуматься этот рассказ? (слайд)

Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя двадцать лет. Небольшое произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке.

Что мы знаем о жизни Людочки? (родилась в деревне, преследует чувство одиночества)

Людочка пытается вырваться из этого чувства, чувства одиночества. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней. «Жил он, жила она в одном доме и только». Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.

Что происходило в деревне? (вымирание деревни)

Какая природа в деревни, зачитайте? (засохла яблоня)

Картины природы в произведении – не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность.

Что было с другими деревьями? (Сады вымирали)

Зачем Людочка переезжает в город?

Что говорит ей мать?

Людочка попадает в город

Отличается ли городская обстановка от деревенской и чем? (атмосфера, городская природа, парк, танцевальная площадка). Зачитайте.

Как себя чувствовала Людочка в этом «стаде»?

Как ей было там? (страшно)

Давайте вспомним: кто такая Гавриловна?

Какую жизнь рисовала ей Гавриловна?

Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств.

Какая страшная трагедия происходит с Людочкой? (в город приезжает Стрекач)

Кто это? Какую роль он сыграл в судьбе Людочки?

Какое впечатление произвел на вас Стрекач при совершении своего поступка? (морально он уничтожает Людочку)

Что делает Людочка? Что творилось в ее душе? (едет в деревню к матери)

Почему мать не помогла Людочке?

Кто мог бы ей помочь? (отчим)

Как ведет себя Гавриловна? (отказывает ей в квартире)

Что подталкивает Людочку на самоубийство? Зачитайте.

Почему она все-таки покончила жизнь самоубийством? (одиночество, не понимание)

Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение) Людочки. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества - это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня - никому до меня нет дела. А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа».

Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это то, с чем не мог согласиться ещё Достоевский – искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов.

Трагедия девушки – недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви.

Смерть героини – это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили.

Алкоголизм

Бескультурье

Безработица

Бездуховность

Бесхозяйственность,

Падение нравственности,

Распад деревни,

Рост преступности.

Актуальны ли эти проблемы сейчас в наше время?

Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа «Людочка», в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве.

Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича – умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности.

Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. Если не мы, то кто прорвёт этот замкнутый круг? Поэтому особенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В. Астафьевым.

Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть:

« Это хуже правды …»

Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.

Для чего и зачем Астафьев помнит эту историю? Какой погибает человек?

Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом – работа – дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать.

Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. «Покуль ты ученицей будешь – живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь,» наставляла Гавриловна девушку.

Писатель все разрушает. Неужели в рассказе так все плохо?

Найдите слова матери в вагоне. Зачитайте.

Зло наказано в рассказе. Отец скинул Стрекача в «зловонную яму». В словах матери надежда Астафьева на лучшее. В рассказе присутствуют символы. Какие? (пуговицы, мозг гниет молодого человека-общество гниет, лозунги меняются-жизнь не меняется)

Какая рубаха была на Стрекаче? (красная)

Это значительный эпизод в рассказе-красная рубаха-кровь, палач)

Ветка яблони обломилась и напоминала крест.

Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её «ароматы».

Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.

Какова композиция рассказа?

Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему.

Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним.

Сюжет – не только и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае – мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле.

Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».

«Плохие» выписаны со смаком. Остаётся только поаплодировать писателю за великолепное знание жаргона («рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан»).

Найдите и зачитайте пословицы и поговорки, которые использует автор?

Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»).

Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева.

Какие литературные приемы использует автор?

Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.

Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, какие не переводятся на Руси.

Вспоминается сцена сенокоса, когда «Людочка и мать метали стог», а потом девушка «в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху… с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим».

Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости.

В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, подтачивающая нравственные устои общества. Но не хватало внимания к конкретным судьбам.

Вывод : Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.

Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей). Такое может произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим человеком.

«Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю, главная задача писателя – показать, в какую пропасть мы идем. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь красота спасет мир.

  1. Итог

Вывод: Над чем заставил задуматься автор рассказа?

Цинизм, бездуховность – первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт – экологическая катастрофа. В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко «оперировать» судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать – предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

МОУ «Зональная СОШ», Алтайского края, учитель Игнатьева Елена КонстантиновнаСтраница



1. Виктор Петрович Астафьев

2. «Людочка»

3. Для 11 класса

4. Рассказ

5. Произведение было написано в 1989 году. В России это тяжёлые 90-е. Когда царило беззаконие, всеобщее безразличие к участи ближнего или дальнего, когда подростки были отпетыми хулиганами, когда люди боялись за свою жизнь и были способны на подлость, предательство и даже жестокость по отношению к другим. Также известна «Революция 1989 года», которая стала вестником первенства США в мире после окончания холодной войны с СССР.

6. По времени события происходят как раз в разгар 90-х. Кажется, в Москве (информацию лучше уточнить, прочитав рассказ). А приехала девушка из забытой богом деревни Вычуган.

Главной героиней рассказа является Людочка.

Она трудолюбивая, послушная девушка, но обделена умом, поэтому могла быть только уборщицей в парикмахерской, хотя могла бы стать мастером. Она работала и жила у Гавриловны - женщины, которая, почуяв неиспорченную городом деревенскую девушку, решила взять над ней руководство, как над своим ребёнком, которого у неё никогда не было. Женщина давала ей поручения по дому, Людочка во всём ей помогала. В парке, через который она проходила, во главе шпаны был Артёмка, который её по-своему уважал за проявленный ею героизм в отвержении его ухаживаний - она ударила его машинкой по голове в парикмахерской, когда никакие увёртки от его рук не спасали.

Мне не хотелось бы быть похожей на героиню, потому что глупость - это страшно. Как говорится, никто от неё не застрахован, но мне хотелось бы постараться быть умнее, чтобы не попадать в неприятные ситуации и прожить достойно жизнь.

Людочка приехала из деревни и начала работать уборщицей в парикмахерской, её приютила мастер Гавриловна. За что та помогала ей по хозяйству. Людочке приходилось ходить через парк, где молодёжь пьянствовала, слушала музыку и нередко совершала разбойничьи нападения. Но главарь шайки Артёмка запретил трогать Людочку. Но однажды в их группу приходит Стрекач - человек бывалый и давно промышлявший настоящем разбоем. Человек злой и жестокий. Он решает изнасиловать Людочку и даже Артёмка не может его отговорить, и он просто смотрит на страдания девушки. Людочка после произошедшего пытается найти поддержку у Гавриловны, но той лишние проблемы не нужны, и она её выгоняет из дома. Людочка обращается к матери, но та, воспитанная суровой жизнью, воспринимает её беду как само собой разумеющееся и считает, что дочь сама справится, забудет. А Людочка не может. И заканчивает жизнь самоубийством.

Мое мнение

Книга, конечно, «чёрная», депрессивная и жёсткая. Но это правда жизни. И если вы хотите увидеть другую сторону нашей жизни, которую стараются не замечать, не думать, то эта книга для вас. Как никак опыт лучше перенимать чужой.

Обновлено: 2018-08-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Просмотров