Инфографика, балетный минимум. Классическая терминология



ADAGIO, адажио (итал. — медленно, спокойно): 1) обозначение медленного темпа. 2) Танцевальная композиция преимущественно лирического характера (дуэт с использованием поддержек) и в хореографических миниатюрах. 3) Основная часть классических танцевальных форм (pas de deux, and pas, pas d"action), исполняемая в медленном темпе 4) Комплекс движений в exercice, основный на различных формах relevés и developpes. Исполняется у палки и на середине зала. Вырабатывает устойчивость, умение гармонично сочетать движения ног, рук, корпуса. Композиция Адажио может быть простой, и сложной. Развернутое Адажио на середине зала допускает включение всех pas классического танца от port de bras до прыжков и вращений.

À LA SECONDE (франц., во вторую позицию), поза классического танца: нога на вторую позицию поднята в сторону на 90° или выше.


ALLEGRO (аллегро, итал. — радостный), 1) быстрый, оживленный муз темп. 2) Часть урока классического танца, состоящая из прыжков. Особое значение allegro, как урока подчеркивала А. Я. Ваганова. 3) Классический танец, значит часть, которого основана на прыжковой и пальцевой технике. Все виртуозные танцы (entrées, вариации,coda, ансамбли) сочинены в темпе аллегро.


ALLONGE (аллонже, франц. —удлиненный, продленный, вытянутый), 1) приём классического танца, основанный на распрямлении закругленных позиций рук. 2) Поза классического танца, поднятая назад нога выпрямлена в колене (arabesque),соответствующая рука поднята вверх, другая отведена в сторону, в отличие от закругленных позиций (arrondi), локти рук выпрямлены, кисти повернуты наружу, что придает позе «летящий» характер. 3) Одно из названий arabesque.


APLOMB (апломб, франц. — равновесие, самоуверенность), 1) уверенная, свободная манера исполнения. 2) Умение сохранять в равновесии все части тела. Делать «апломбы» в XVIII веке(faire des aplombs) значило останавливаться в равновесии на полупальцах в продолжение нескольких тактов. В первой трети XIX века танцовщицы стремясь придать позам воздушность поднимались на кончики пальцев.


ARABESQUE (арабеск, франц. буквально — арабский), одна из основных поз классического танца, отличие которой — поднятая назад нога с вытянутым (а не согнутым, как в позе attitude) коленом. В русской школе классического танца приняты четыре вида арабеска. Превый и второй арабески — ноги в положении efface. В первом арабеске — рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз, корпус слегка наклонен, но спина вогнута (это относится и к другим видам арабеска). Во втором арабеске — вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге, а другая отведена в сторону. Голова повернута к зрителям. Третий и четвёртый арабески — ноги в положении croisé. В третьем арабеске — соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперед, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону. В четвёртом арабеске —впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Арабеск исполняется на вытянутой ноге, в plié на полупальцах, на пуантах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Позу можно бесконечно варьировать. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы направленности взгляда влечет за собой преображение выразительной сути арабеска.


ARRONDI (арронди, франц. — округленный, закругленный), обозначение округлого положения рук (от плеча до пальцев) в классическом танце, в отличие от положения allonge. По принципу арронди определены основные позиции рук: мягко (кругло) согнутые локти, запястья, кисти.


ASSEMBLE (ассамбле, франц.—собранный), в классическом танце прыжок с выбрасыванием ноги вперёд, в сторону и назад под углом 45° (petit assemble) и 90° (grand assemble). Основным отличием assemble является соединение (собирание) в воздухе ног в пятую позицию. Прыжок заканчивается на две ноги в той же позиции. Аssemble исполняется на месте и с продвижением в сторону броска ноги в положениях en face, croise, efface, écarte. Существуют также другие формы assemble - двойное (double), с заноской (battu), с поворотом (en tournant).


ATTITUDE (аттитюд, франц.—поза, положение), одна из основных поз классического танца, главной особенность, которой — согнутое колено поднятой назад ноги. В аттитюд основная линия образуется из опорной ноги, корпуса и рук в третьей позиции. Главные виды аттитюд — attitude effacée и attitude croisée. В позе attitude effacée поднятая нога открыта, мягко развернута. Соответствующая ей рука находится в третьей позиции. Голова повернута к поднятой руке. В позе attitude croisée, состоящей из перекрещивающихся линий, корпус заслоняет поднятую ногу, позволяя видеть лишь ее носок. Для attitude возможны разнообразные изменения, что обогащает средства сценической выразительности. Для attitude характерен перегиб т. к. согнутая в колене нога позволяет корпусу сильно перегнуться. Аttitude в самых различных формах часто является хореографическим лейтмотивом (например, строгие классические аттитюды Авроры, балетмейстера M. Петипа или острые акробатические аттитюды Хозяйки Медной горы, балетмейстер Ю. Григорович).


BALANCÉ (балансе, франц., balancer — раскачивать, качаться, колебаться) танцевальные движение в котором переступания с ноги на ногу и чередующиеся demi-plie подъемом на полупальцы, сопровождаются наклонами корпуса головы и рук из стороны в сторону, что создает впечатление мерного покачивания. В exercice имеются другие виды балансе: battement jeté B. — быстрое, короткое качание (вниз—вверх) вытянутой ноги или быстрое отведение ее на 1/2 или 1/4 кругa с возвращением в прежнее положение grand battement jeté, при исполнении которого после grand battement jeté вперед с отклонением корпуса назад нога проходит через первую позицию и выбрасывается назад с наклоном корпуса вперед. На середине зала grand battement jeté В. исполняется и в сторону, поочередно одной и другой ногой по первой или пятой позиции.


BALLON (баллон, франц., буквально — воздушный шар, мяч) — составная часть элевации. В балетном искусстве XIX века — способность эластично — подобно мячу, отталкиваться от пола перед высокими прыжками. В XX веке — способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохраняя позу.


BALLONNÉ (баллонне, франц., буквально — раздутый, вздутый), прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой, которая, вытягиваясь во время прыжка или скока, снова возвращаете в положение sur le cou-de-pied в момент опускания опорной ноги в demi-plié.

BALLOTTÉ (баллотте, франц., от ballotter — качать, качаться), прыжок с продвижением вперед или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в пятой позиции, затем одна поднимается через sur le cou-de-pied и вытягивается соответственно продвижению (вперед и назад), другая опускается на пол в demi-plie. Корпус уклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении.

BATTEMENTS (батман, франц.—биения), группа движений работающей ноги. Классический танец располагает множеством форм батманов — от простейших - tendus (в английской терминологии brack) до сложных, многосоставных. Каждое pas обязательно содержит элемент батман, поэтому в exercice им придается большое значение. Упражнения батман преследуют тренировочные цели, вырабатывают определенные умения вытягивать ноги в прямые линии, отчетливо исполнять различные эволюции (от резкого броска ноги и плавного ее поднятия до обратного опускания или сгибания).

BATTEMENT AVELOPPE (батман авлоппе) - противоположное battement developpe движение, "рабочая" нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.

BATTEMENT DEVELOPPE (батман девлоппе) - вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением "рабочей" ноги по опорной. Grand battement developpe в английской терминологии соответствует - kick.

BATTEMENT FONDU (батман фондю) - движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого "рабочая" нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и "рабочая" нога открывается вперед, в сторону или назад. В модерн-джаз танце используется также форма fondu из урока народно-сценического танца.

BATTEMENT FRAPPE (батман фраппе) - движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.

BATTEMENT RELEVE LENT (батман релеве лян) - плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.

BATTERIES (батри, франц., от battre — бить), прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в пятой позиции (до удара и после него ноги слегка раздвинуты в стороны). Делятся на battu, entrechat и brise. Подготовкой к освоению заносок служат battements tendus pour batterries.

BATTUS (баттю, франц., от battre — бить), 1) battus прыжковые движения, усложненные ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую. Например, échappe battus, assemble battus, jeté battus. 2) Battements battus, ряд быстрых, коротких ударов носка работающей ноги по пятке опорной спереди или пятки работающей ноги — по щиколотке опорной сзади. При ударах, отличие от battements frapp колено действующей ноги не разгибается. Обычно battements battus исполняется на efface вперед-назад.

BODY ROLL (боди ролл) - группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним "волна").

BOUNCE (баунс) - трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.

BOURRÉE, pas de bourrée (бурре, па-де-бурре, франц., от bourrer набивать, пичкать), мелкие танцевальные шаги, чеканные или слитные исполняются с переменой и без перемены ног, во всех направлениях и с поворотом. Основная учебная форма — simple (en dehors и en dedans), представляет собой перекрестное переступание с ноги на ногу с продвижением в сторону. Первые два шага исполняются на полупальцах или пальцах с переменой ног и опусканием на demi plié на третью долю. Во время переступания работающая нога отчетливо поднимается на sur le cou-de-pied. Pas de bourrée suivi (беспрерывный, связный) — отличается равномерностью мелких переступаний в первой или пятых позициях с продвижением во всех направлениях.

BRISÉ (бризе, франц.—ломаный, разбитый), прыжок, во время исполнения - нога из пятой позиции сзади (спереди) выносится вперед (назад), давая направление прыжку, ударяет в воздухе опорную возвращается в прежнее положение. В dessus-dessous оканчивается на вынесенную вперед или назад ногу, причем другая приводится sur le cou-de-pied и начинает движение в обратном направлении: В. dessus исполняется с продвижением вперед, В. dessous — назад.

BRUSH (браш) - скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.

CABRIOLE (кабриоль, франц.—прыжок), один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз. Исполняется во всех позах на 45° и 90°. Как правило, подходом к кабриоль служат шаги pas glissade, pas coupe, pas failli, прыжки sissonne tombée, sissonne ouverte и др. Существует cabriole fermée, cabriole tombée, cabriole fouettée.

CAMBRÉ (камбрé - от франц. гл. «cambrer» - изогнуть, выгнуть, перегнуть. Лёгкий перегиб корпуса назад или в сторону.

CHAÎNĖ (шенé; от франц. глагол «chainer» - измерять мерной цепью, лентой и франц. существительное «chaine» - цепь.)
Во французской школе классического танца имеется ещё термин «déboulé» (дебуле; от франц. глагола «debouler» - скатиться сверху вниз, свалиться, быстро вращаться вокруг себя, двигаться вперёд, вращаясь, что почти соответствует термину «chainé». В современной школе классического танца «chainé» исполняется на полупальцах и на пальцах.
Во время исполнения «chainé» происходит перенос центра тяжести с одной ноги на другую с поворотом корпуса и постепенным увеличением скорости движения тела вокруг своей оси с продвижением во всех направлениях, где одна нога, обгоняя другую, имитирует непрерывную цепочку.

CHANGEMENT DE PIED (шанжман де пье, франц. — перемена ног), прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit de p.) и большом прыжке (grand Changement de p.) и с поворотом в воздухе (tour en l"air).

CHASSÉ, pas (шассе, франц., от сhasser — охотиться, гнаться). Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую, соединяясь в пятой позиции в верхней точке прыжка. Может быть самостоятельным движением, а также служить вспомогательным, связующим pas для выполнения больших прыжков.

CODA (кода, итал., от лат.cauda—хвост), 1) заключительная часть многих танцевальных форм, преимущественно виртуозного характера, следующая за вариациями 2) Финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец (например, последние акты «Спящей красавицы»).

COUPÉ, pas coupe (купе, франц., от coup — толчок, удар), вспомогательное движение перед прыжком или другим pas (быстрая подмена одной ноги другой, дает толчок к исполнению следующего движения).


CORKSCREW TURN (коркскру тюрн) - "штопорные" повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.


COURU, pas couru (курю, франц., от courir — бежать), вспомогательное движение — танцевальный бег. Используется для связи отдельных частей танца, как разбег перед прыжком (на пальцах — бег в невыворотном положении).

CROISE (круазе, франц, букв — скрещённый), одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Положение круазе достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из пятой позиции en face в направлении en dedans.

CURVE (англ. кёрф] - изгиб верхней части позвоночника (до "солнечного сплетения") вперед или в сторону.


DÉGAGÉ (дегаже, франц. буквально — извлеченный, высвобождённый), отведение ноги на нужную высоту по принципу battements tendus для последующего перехода на нее.


DEEP BODY BEND (англ. диип боди бэнд) - наклон торсом вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук.


DEEP CONTRACTION (англ. диип контракшн) - сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова.


DEMI (деми, франц. — полу-,наполовину), термин указывает исполнение только половины движения. Направление, demi -plie — полуприседание; demi -pointe — полупальцы; demi -rond — 1/2 круга.

DEMI-PLIE; RELEVE (деми -плие; релеве - франц., от demi-plié—полусогнутый, relevé — поднятый), термин объединяет два движения в неразрывное целое, полуприседание и последующий подъем на полупальцы, пальцы. С этим важнейшим элементом танца связаны pirouettes, пальцевая техника и многие другие движения.

DEMIROND (англ. деми ронд) - полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.


DESSUS-DESSOUS (дессю - дессу — под-над, или сверху снизу), (Bourrée, Brise).

DÉVELOPPÉ (девлоппе франц. буквально — развитой, развернутый) движение, разновидность battements. Работающая нога из пятой позиции, сгибаясь скользит носком по опорной ноге, поднимается до колена и вытягивается вперёд, в сторону или назад. Достигнув максимальной высоты, опускается в пятую позицию. Существуют сложные формы D. passe (проходящее) — после девлоппе нога сгибается, носок подводится к колену, не касаясь его, и снова вытягивается в нужном направлении; D. ballotte (качающееся) — поднятая нога резким движением чуть опускается и снова возвращается в прежнее положение или отводится в сторону на 1/2 или 1/4 круга и приводится в ту же позицию, D. tombe (падающее) — поднятая нога, как бы перешагивая через преграду, падает на пол, увлекая за собой корпус, опорная с оттянутым носком упирается в пол или поднимается.

DOUBLE (дубль, франц. — двойной), термин указывает на двойное исполнение pas. Направление в double battement tendu после выдвижения ноги пятка опускается во вторую или четвёртую позицию, затем снова отрывается от пола, как бы повторяя batttment tendu. Battement double frappe имеет двойной перенос работающей ноги sur le cou-de-pied вперед и назад. double assemble исполняется дважды с одной ноги.

DROP (англ. дроп) - падение расслабленного торса вперед или в сторону.


ÉCARTÉE (экарте, франц., от écarter — раздвигать), поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в третьей позиции, другая отведена на вторую позицию, голова повернута в направлении этой ноги (ÉCARTÉE вперед) или от нее (ÉCARTÉE назад).

ÉCHAPPÉ, pas (эшаппе, франц, от échapper — ускользать, вырываться), движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции
(V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую Исполняется на маленьком и большом прыжке — petit ÉCHAPPÉ и grand ÉCHAPPÉ , а также с заноской — ÉCHAPPÉ battu. По такому же принципу исполняется pas ÉCHAPPÉ на пальцах — из закрытой позиции делается relevé на пальцы в открытую позицию и затем спуск с пальцев в исходную позицию.

EFFACE (эффасе франц., от effacer — сглаживать), одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения Положение EFFACE достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из пятой позиции en face в направлении en dehors.

EMBOÎTE (амбуате, франц, от emboîter le pas — идти следом), 1) последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах Исполняются en tournant с каждым переходом по полкруга, без demi-plie 2) Прыжки EMBOÎTE — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или назад на 45° (petit EMBOÎTE) или 90° (grand EMBOÎTE) с продвижением за носком поднятой ноги EMBOÎTE en tournant с прыжком по схеме повторяет EMBOÎTE на полупальцах и пальцах, но переход с ноги на ногу осуществляется после прыжка с поворотом на полкруга.

EN ARRIERE (ан аррьер - назад) - термин, указывающий на то, что одна нога находится сзади другой, или на то, что танцовщик продвигается назад.

EN DEDANS (ан дедан, франц. — внутрь), 1) «закрытое» положение ног: носки и колени сведены. 2) Направление движения работающей ноги: назад — в сторону — вперед, т. е. внутрь, к опорной ноге 3) Вращение, направленное к опорной ноге, внутрь.

EN DEHORS (ан деор, франц. — наружу), 1) основное положение ног, принятое в классическом танце, — развёрнутое, открытое (см. Выворотность). 2) Направление движения работающей ноги по окружности вперед — в сторону — назад, т е. от опорной ноги. 3) Вращение, направленное от опорной ноги наружу.

EN FACE (ан фас, франц. — напротив, в лицо), фронтальное расположение фигуры исполнителя по отношению к зрительному залу, строго вертикально и без épaulement.

EN L"AIR (ан л"эр, франц. — в воздухе), обозначение pas, исполняемого в воздухе, в отличие от движения par terre — на земле. Напр., rond de jambe en l"air, tour en l"air.

EN TOURNANT (ан турнан, франц. — в повороте), обозначение поворота во время исполнения pas на 1/4, 1/2 круга, целый круг. Напр., battement tendu EN TOURNANT, pas de bourrée EN TOURNANT, jeté EN TOURNANT, assemblé EN TOURNANT, saut de basque EN TOURNANT

ENCHAÎNEMENT (аншенман, франц. — соединение, связь), ряд комбинированных движений составляющих танцевальную фразу.

ENTRECHAT, антраша (франц., от итальянского intrecciato — переплётный, скрещённый), вертикальный прыжок с двух ног, вовремя которого ноги, разводясь несколько раз, быстро скрещиваются. Еntrechat демонстрирует техническую виртуозность и элевацию исполнителя. Блестящие entrechat зависят от чёткости при открывании и скрещивании сильно вытянутых ног, при минимально возможной высоте прыжка. Количество коротких линий, которые производят ноги при entrechat, определяет название прыжка: entrechat trois, entrechat quatre, entrechat cinq, entrechat six. Прыжок заканчивается при чётном счёте (entrechat royal quatre, six, huit) в пятую позицию, при нечётном (entrechat trois, cinq, sept) — на одну ногу, в то время как другая приводится sur le coude-pied.

ENTRÉE (антре, франц. — вход), 1) танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей. 2) Первая часть развёрнутых классических танцевальных форм (pas de deux, pas de trois, grand pas, pas d"action и др.), часто выполняющая роль экспозиции. (антре в акте «Тени» в «Баядерке» — хореографическая экспозиция всего классического ансамбля; антре Авроры в 1-м действии — экспозиция характера, так же, как и первое антре Раймонды.)

EPAULEMENT (эпольман, франц., от épaule — плечо), определенное положение танцовщика, при котором фигура развернута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. epaulement croisé и epaulement effacé являются исходным положением при образовании основных поз классического танца, а также при исполнении большинства танцевальных pas.

EXERCICE (экзерсис, франц. —упражнение), первая часть урока классического танца — упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие проф. качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. Из элементарных движений, составляющих exercice, слагаются разнообразные формы классического танца.

FAILLI, pas (файи, франц., от faillir — слабеть), прыжок с двух ног на одну, в котором сразу после приземления свободная нога плавно проводится через первую и четвёртую позиции и на нее переносится центр тяжести. Для failli характерна сложная координация движений корпуса, ног и головы. Прыжок начинается épaulement croisé, в воздухе происходит быстрый поворот тела в положении effacé, a завершается прыжок в épaulement croisé с др. ноги. В момент прыжка руки и голова меняют положение и придают failli лёгкость и красоту. Failli может быть самостоятельным pas и служить подходом для больших прыжков (например, grand pas assemblé, grand pas jeté.

FERMĖ, sissone ferme (фэрме; от франц. глагола «fermer» - закрывать, запирать, замыкать. Ferme - буквально означает закрытый; fermée - закрытая.
Употребляется для обозначения закрытой формы в положениях тела и в различного рода движениях, в том числе и в прыжках: sissonne fermée, jeté fermé, la cabriole fermée.

FLAT BACK (англ. флэт бэк) - наклон торса вперед, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной, без изгиба торса.


FLAT STEP (англ. флэт стэп) - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.


FLEX (англ. флекс) - сокращенная стопа, кисть или колени.


FLIC-FLAC (флик-фляк, франц.— шлёп-шлёп или хлоп-хлоп), движение, развивающее ловкость, поворотливость. Работающая нога, предварительно открытая в сторону, вперёд или назад, сгибаясь в колене на 45°, лёгким прикосновением подушечки стопы проходит позади опорной стопы, приоткрывается на вторую позицию, затем таким же образом проходит
впереди опорной стопы и открывается в сторону (вперёд или назад). Может начинаться из положения ноги открытой на 90° и заканчиваться в большой позе. Исполняется en face и с поворотом (en tournant).
FONDU (фондю, от fondre —таять), определение мягкого, эластичного plie в различных движениях (battement fondu, sissonne fondue).

FOUETTEÉ (фуэте, франц., от fouetter — хлестать). Термин обозначает ряд танцевальных pas, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. FOUETTEÉ на 45° — виртуозное вращение на пальцах: во время поворота работающая нога, замахиваясь за икру опорной, сгибается в колене, её носок сзади переводится вперёд, затем нога резко выпрямляется в сторону одновременно с опусканием опорной ноги на demi-plie. Динамичное вращение FOUETTEÉ часто становится кульминацией в развёрнутых классических танцевальных формах. Например в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Легенде о любви». Другие формы FOUETTEÉ усложняются прихотливой сменой ракурсов, подъёмом ноги на 90°, исполняются с sautés и cabrioles. Grand FOUETTEÉ — одна из разновидностей фуэте, более развитая форма. Так, в grand FOUETTEÉ со сменой épaulement полусогнутая нога, поднятая на 45° вперёд (назад), из положения effacé вытягивается, поднимается на 90° и через à la seconde
проводится в attitude effacée (effacé — вперёд). Grand FOUETTEÉ en tournant начинается с grand battement jeté на вторую позицию на 90°, затем через demi-plie по первой позиции нога резко забрасывается вперёд (назад) с поворотом корпуса en dedans (en dehors). Движение заканчивается в arabesque croisée вперёд. Grand FOUETTEÉ исполняются на полупальцах и пальцах.
FRAPPEÉ (фраппе, франц., от frapper — ударять), движение, относящееся к группе battements со сгибанием ноги в колене. С вытянутого положения носком в пол или немного ниже 45° работающая нога приводится с ударом стопой к опорной ноге на положение sur le cou-de-pied (вперёд или назад), затем резко открывается в сторону (вперёд или назад).

FROG-POSITION (англ. фрог-позишн) - позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.

GARGOUILLADE (гаргуйад, франц., от gargouiller — булькать), или rond de jambe double, небольшой прыжок танцовщицы, во время которого исполняется rond de jambe en l"air (на 45°) сначала одной ногой, затем другой. Исходная и заключительная позиция — пятая. Существуют разновидности en dehors и en dedans. В современном сценическом танце встречается редко. Используется для развития быстроты, ловкости и слитности движений. Гаргуйад исполняется в pas de trois в третьем акте «Корсара» в постановке М. Петипа.

GLISSADE, pas (глиссад, франц. — скольжение), маленький прыжок из пятой позиции с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу, с последующим скольжением носка другой ноги в пятую позицию. Исполняется слитно, не отрывая носков от пола (с переменой или без перемены ног). Используется как самостоятельное движение, как связка, объединяющая различные pas, a также может служить толчком для других прыжков.

GLISSEÉ, pas (глиссе, франц., от glisser — скользить), шаг, при котором носок скользит по полу из пятой позиции в четвёртую или переходит tombé на одну ногу в demi-plie. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Глиссе в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразительных движений классического танца. Использовано в танце вилис («Жизель»), лебедей («Лебединое озеро»).

GRAND (гран, франц. — большой), обозначает максимально выраженную сущность движения. Например grand plié — глубокое приседание; grand battement jeté — бросок ноги на возможно большую высоту; grand fouetté — самая развитая форма fouetté; grand changement — большой прыжок, Grand pas — многочастная, сложная танцевально-музыкальная форма и др.

GRAND FOUETTE (гран фуэте, франц.), развитая форма fouetté, в которой нога поднимается на 90°. Разновидности grand fouette сохраняя образность fouetté, значительно от него отличаются. Существует форма grand fouette со сменой épaulement, когда нога из положения effacé спереди снизу проводится вверх назад в то же положение. Другое grand fouette (en tournant) начинается à la seconde и заканчивается в 3-м arabesque. Grand fouette исполняется en dehors и en dedans.

GRAND PAS (гран па, франц., буквально — большой шаг, большой танец), сложная многочастная танцевально-музыкальная форма, зародившаяся в эпоху романтизма и получившая завершение в творчестве М. Петипа. Построение grand pas подобно сонатной форме в музыке: entrée (экспозиция), adagio и вариации (разработки) и затем coda. В grand pas хореография обобщённо-поэтически выражает внутреннее содержание балета. Танцевальные темы симфонически развиваются, переплетаются, противоборствуют. Таковы grand pas в «Баядерке», «Раймонде», «Лауренсии». Исполняется совместно солистами, корифеями, кордебалетом. Некоторые grand pas носят действенный характер, как во втором действии балета «Жизель».

JETÉ (жете, франц., от jeter —бросать, кидать), термин относится к движениям, исполняемым броском ноги. 1) Battement tendu JETÉ — отведение ноги вперёд, в сторону или назад с броском на высоту 45°, grand battement tendu JETÉ — броском ноги на 90° и выше. 2) JETÉ — прыжок с ноги на ногу. Группа прыжков JETÉ многообразна по форме и широко используется в сценическом танце. Особенно выразительны и эффектны grand JETÉ, JETÉ entrelacé, grand JETÉ en tournant и др. Образование формы grand JETÉ pas de chat в современном балете вызвано героизацией танца.

JETE ENTRELACE (букв. — переплётенный прыжок), вид перекидного jeté — прыжка с одной ноги на другую с поворотом, во время которого ноги поочерёдно забрасываются в воздух, как бы переплетаясь, при этом одна нога забрасывается вперёд, а другая, после полуоборота в воздухе, — назад, за себя. Jeté entrelace возможно с заноской, а также двойное, с приземлением в arabesque или четвёртую позицию.

HIGH RELEASE (англ. хай релиз) - высокое расширение, движение, состоящее из подъема грудной клетки с небольшим перегибом назад.

HINGE (англ. хинж) - положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах,


HIP LIFT (англ. хип лифт) - подъем бедра вверх.


НОР (хоп) - шаг-подскок, "рабочая" нога обычно в положении "у колена".


JACK KNIFE (англ. джэк найф) - положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.

JERK-POSITION (англ. джерк-позишн) - позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу.

JUMP (англ. джамп) - прыжок на двух ногах.


KICK (англ. кик) - бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом developpe,


LAY OUT (англ. лэй аут) - положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.


LEAP (англ. лиип) - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону.


LENT (лан, франц. — медленный), термин, определяющий медленное исполнение pas. Например tour lent, relevé lent.


LOW BACK (англ. лоу бэк) - округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.


OUVERT (увэр); от франц.глагола «ouvrir» - открывать.

1. Исполняется двумя приёмами - par developpe и par jete c двух ног на одну.
2. Означает открытое положение работающей ноги после исполнения прыжка. Прыжок sissone ouverte может исполняться с одной или двумя заносками в любом заданном направлении с окончанием в любую позу: arabesque, attitude, croise, efface, ecarte.

PAR TERRE (пар терр, франц., буквально — на земле) — термин, указывающий на то, что движение исполняется на пол. Например rond de jambe par terre.

PAS (па, франц. - шаг), танцевальная форма. 1) Обозначение одного из видов танцевальных шагов (pas de bourree, pas glissé, pas balancé и др.). 2) Отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца pas de chat, pas de poisson и др.). 3) Многочастная форма классического балета — grand pas, pas d"action, pas de deux, pas de trois.

PAS D"ACTION (пa д"аксьон, франц., буквально — действенный танец, от pas — шаг, танец и action — действие), сложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Постепенно складывалась форма pas d"action, состоящая из entrée, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций общей коды. Форма pas d"action выкристаллизовалась в балетах М. Петипа («Спящая красавица» «Раймонда», «Баядерка»), где развёрнутый танец в узловых моментах действия выражал сокровенные чувства героев.

PAS DE BASQUE (па де баск, франц., буквально — шаг баска), прыжок с ноги на ногу, выполняемый следующим образом: нога делает demi-rond носком по полу, на неё маленьким (партерным) прыжком переносится центр тяжести, другая нога через первую позицию проводится вперёд и ноги соединяются в пятую позицию с проскальзыванием вперёд. Так же исполняются pas de basqe назад. Grand pas de basqe делается на большом прыжке с высоким броском ног.

PAS DE CHAT (па де ша, франц., буквально — шаг кошки), прыжковое движение, эмитирующее лёгкий, грациозный прыжок кошки: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается (может также исполняться с выбрасыванием ног вперёд). Руки занимают самые различные положения. Разновидности pas de chat — petits (малые) и grands (большие).

PAS DE CISEAUX (па де сизо, франц., от ciseaux — ножницы), прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперёд; на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них через первую позицию резко проводится в arabesque.

PAS DE DEUX (па де дё, франц., букв. — танец вдвоём), балетная форма. Начала складываться в XIX веке, эпоху романтизма, и была связана с появлением новых сценических героев, раскрытие образов которых требовало более усложнённой техники. Одно из pas de deux такого типа сочинил Ж. Перро в балете «Жизель» (1841). Окончательная структура pas de deux — entrée, adagio, вариация (соло) танцовщика, вариация (соло) танцовщицы и кода — сформировалась во второй половине XIX века В России классические образцы pas de deux создал M. Петипа («Лебединое озеро», «Спящая красавица»).

PAS D"ENSEMBLE (па д"ансамбль, франц., от ensemble — вместе), танец, исполняемый большой группой танцовщиков. Возможно участие солистов. В современной терминологии употребляется редко.

PAS DE POISSON (па де пуасон, франц., от poisson — рыба), прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад. Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса, рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды (отсюда назв.). Другое название — jeté passé (назад).

PAS DE TROIS (па де труа, франц., буквально — танец втроём), одна из разновидностей классического ансамбля, включающая трёх участников. Как и другие формы ансамбля pas de trois имеет каноническую структуру: вступление (entrée), adagio, вариации каждого из участников, общая кода (coda). Однако в отличие от pas de deux, несущего в основном действенные драматургические функции pas de trois, как правило, в балетах XIX века имело дивертисментный (вставной) характер. В нём обрисовывались преимущественно не главные герои, а их друзья и окружение, среда действия, эмоциональная атмосфера. («Пахита» M. Петипа, в «Коньке-Горбункe», pas de trois из первого акта «Лебединого озера» — балетмейстер А.А. Горский). Стремясь к усилению действенности хореографии, современные отечественные балетмейстеры при постановке классических спектаклей порой вводят pas de trois главных героев («Лебединое озеро», постановка Ю. Григорович). В современном балете каноническая форма pas de trois почти не встречается (в форме pas de trois балетмейстер В. Вайнонен поставил «Танец пастушков» в «Щелкунчике», 1934). Обычно же танцевальное трио строятся более свободно в зависимости от характера действия (Данила, Катерина, Хозяйка Медной горы — «Каменный цветок» в постановке Григоровича).

PAS MARCHÉ (па марше, франц. , от marcher — ходить), танцевальный шаг при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.

PAS SOUBRESAUT (па субресо, франц., от soubresaut — резкий скачок), прыжок с двух ног на две с большим отлетом из пятой позиции в пятую. Ноги в воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибается назад.

PASSÉ (пассе, франц, от passer —проходить), путь при переходе из одной позы в другую. Нога может проходить на уровне sur le cou-de-pied или у колена работающей ноги, а также через первую позицию — P. par terre.

PETIT (пти, франц. — маленький), термин, применяемый для обозначения малых движений.

PICCE-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.

PIROUETTE (пируэт), старинный термин, обозначавший разновидность вращений. Сейчас употребляется только в мужском танце. В женском все виды вращений носят tours.

PLIE (плие, франц. от plier сгибать), приседание на двух или одной ноге a) grand plie — сгибание колена до предела, с отрывом пятки от пола, б) demi plie — не отрывая пяток от пола.

POINTÉ (пуантэ; от франц. гл. «pointer» - ставить пунктиром точки; при выполнении pointe simple вытянутая работающая нога делает один или несколько (double, triple - два или три) коротких удара кончиком пальца по полу во всех заданных направлениях: croise, efface, devant, derriere, a la seconde.

La pointe (пуант); от франц. существительного - острие, кончик. Sur pointe - на пуанте.
Pointe tendue - положение ноги, вытянутой в колене и в стороне вперед, в сторону или назад носком в пол.
Grand battement jete pointe - делается сильно вытянутой ногой en-dedans и en-dehors на целой стопе и на demi-plie с носком на полу.

PORT DE BRAS (пор-де-бра, франц., от porter — носить и bras — рука), переводы рук в основные позиции (закругленные — arrondi или удлиненные — allonge с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса.

PRÉPARATION (препарасьон, франц. — приготовление), подготовка к исполнению движения для исполнения battements, ronds de jambe, pirouettes, прыжков и других сложных движений.

PRESS-POSITION (англ. пресс-позишн) - позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бедер спереди или сбоку.


RELEASE (англ. релиз) - расширение объема тела, которое происходит на вдохе.


RELEVE (релеве, франц, от relever — поднимать), 1) подъем на полупальцы, пальцы) 2) Поднимание вытянутой ноги на 90° и выше в различных направлениях и положениях классического танца.


RENVERSE (ранверсе, франц., буквально - опрокинутый), сильный, резкий перегиб корпуса в большой позе, продолжающийся в pas de bourrée en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса. Имеется много видов — renverse en dehors, renverse en dedans. Исполняется на полупальцах, на пальцах, с прыжком и в plie.

REVOLTADE (револьтад, франц., от итал. — rivoltare —переворачивать), прыжок с перенесением ноги через ногу и поворотом в воздухе. Встречается преимущественно в мужском танце. Выполняется с поворотом тела en dehors и одновременным броском ноги перед на 90° через которую переносится по первой позиции толчковая нога. Завершается прыжок приземлением на ногу, выполнявшую прыжок, другая нога поднимается назад на 90°. Тело исполнителя во время взлета принимает почти горизонтальное положение, revoltade исполняется с поворотом en dedans. Подходом к revoltade служат sissonne tombee, pas failli, pas chasse, за которыми следует короткое pas coupe. Revoltade имеет несколько видов. Исполняется также и с двумя оборотами в воздухе.

ROLL DOWN (англ. ролл даун) - спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.


ROLL UP (англ. ролл an) - обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.


ROND DE JAMBE (рон де жамб, франц. — круг ногой), круговое движение работающей ноги en dehors и en dedans Имеются разновидности: rond de jambe , выполняемый носком по полу (par terre), на высоте 45° и 90° (en l"air), a также с броском на 90° (grand rond de jambe jeté. Rond de jambe тренирует подвижность ног в тазобедренном суставе. Rond de jambe en l"air — круговое движение нижней части ноги при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° (или 90°), развивает подвижность коленного сустава. Rond de jambe en l"air saute исполняется с прыжком.


ROYAL (руаяль); франц. - королевский. Прыжковое движение с двух ног на две из пятой позиции в пятую; включает всего лишь один удар или одну заноску, за которой следует перемена ног. Предполагают, что назван этот прыжок в честь Людовика XIV, исполнявшего это движение, танцуя во время балетных представлений в Версале.

SAUT DE BASQUE (со де баск, франц., буквально — прыжок баска), прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе. Выполняется с поворотом тела en dedans на 1/2 круга и одновременным броском ноги в сторону на 90°, толчковая нога подводится носком к колену. Завершается полный поворот приземления на ногу, выполнявшую бросок saut de basque делается на высоком прыжке. Подходом, вспомогательным движением к нему служит шаг — coupe, pas chassée saut de basque Исполняется также с двумя оборотами в воздухе.

SAUTE pas, pas saute, или temps saute (соте, франц., от sauter — прыгать), 1) прыжок с двух ног на две с сохранением первоначальной позиции в воздухе и при приземлении 2) Термин, указывающий, что движение должно быть исполнено с прыжком. Например temps lie saute, grand fouette saute и др.

SHIMMI (англ. шимми) - спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево.

SIDE STRETCH (англ. сайд стрэтч) - боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.

SIMPLE (семпль, франц. — простой), термин указывает, что из группы однотипных движений исполняется самый простой вариант например pas de bourrée simple ,sissonne simple и др.

SISSONNE, pas (сисон, франц), группа прыжковых движений с двух ног на две и на одну, имеющая множество разновидностей sissonne исполняется на среднем и большом прыжке, на месте, с продвижением и с поворотом в воздухе (en tournant). Основные виды sissonne: simple, fermée, ouverte, tombée, fondue, pas soubresaut.

SOUTENU, pas (сутеню; от франц. глагола «soutenir» - поддерживать (soutenir происходит от глагола «tenir» - держать)
Вытянутая работающая нога медленно, путём продвижения по второй или четвёртой позиции, открывается в то время как опорная нога сгибается. При медленном вытягивании опорной ноги работающая нога снова закрывается в исходную позицию. Исполняется во всех направлениях.

SQUARE (англ. сквэа) - четыре шага по квадрату: вперед-в сторону-назад-в сторону.


STEP BALL CHANGE (англ. стэп болл чендж) - связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах.


SUNDARI (англ. сундари) - движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад.

SUIVI (сюиви, франц., буквально — последовательный, связный), pas de bourrée suivi , непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах в пятой позиции, которые способствуют плавному передвижению по сцене (На pas de bourrée suivi основана миниатюра M. Фокина «Умирающий лебедь»).

SUR LE COU-DE-PIED (сюр ле ку-де-пье, франц. — на щиколотке), положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги (спереди или сзади)

TEMPS LEVE (тан леве, франц., от lever — поднимать), вертикальный прыжок на одной ноге, в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе. Обычно temps leve повторяется несколько раз. В английской терминологии temps leve - hop.

TEMPS LIE (тан лие, франц., от lier — связываться, соединять), специальная комбинация движений, вырабатывающая слитность, скоординированность танца, состоит из переходов с ноги на ногу скользящими шагами, которым соответствуют определение port de bras. Кроме простейшей формы temps lie — par terre (внизу), существуют другие — усложнённые перегибами корпуса с подъёмом ноги на 90°, турами (tours).

TENDU (тандю; франц. - натянутый, напряжённый; от глагола «tendre» - тянуть, натягивать. Термин, означающий вытягивание ноги

TERBOUSHON-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика на левои, правую вперед, голень вниз влево.


TERRE À TERRE (буквально — заурядный, будничный) — танец, основанный на движениях, исполняемых на полу (par terre) в противоположность танцу, основанному на прыжках.


TILT (англ. тилт) - угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, "рабочая" нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше.


TIRE-BOUCHON (тир-бушон); франц. - штопор. Во время вращения работающая нога поднимается до положения passe на 90°. Вращение завершается в положении passé на вытянутой опорной ноге или на demi-plie, затем нога открывается приёмом par developpe вперёд, назад или в сторону на 90°.

TOMBÉ, pas (томбе, франц., от tomber — падать), перенесение центра тяжести с опорной ноги в demi-plie (на месте или с продвижением) на открытую ногу в одной из трёх направлений на 45° или 90°. Другая нога принимает положение sur le cou-de-pied или вытянута носком в пол, на 45° и 90°. Исполняется также с прыжком sissonné tombée, который является как самостоятельным, так и связующим, вспомогательным pas для других прыжковых движений.

TOUR (тур, франц. — оборот поворот), оборот тела вокруг вертикальной оси на 360°. tour по полу (pirouette) или в воздухе (tour en l"air) имеет множество разновидностей. Тour исполняется dehors и en dedans. Тour и pirouettes могут начинаться со второй, четвёртой, пятой позиций и заканчиваться в различных позах, в основном разделяются на малые и большие, первые с одной ногой в положении sur le cou-de-pied или passé, вторые в больших позах — attitude, arabesque, à la seconde и др.

TOUR EN L"AIR (тур ан л’эр, франц. — поворот в воздухе), исполняется в основном в мужском танце. Представляет собой grand changement de pied (т. е. прыжок на месте из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе) с поворотом. Исполняется и с двумя поворотами. Может заканчиваться в пятую позицию, в различные позы.

TOUR LENT (тур лан, франц.), медленный поворот на одной ноге в больших позах arabesque, attitude, à la seconde, croisée и effacée вперёд, écartée. Исполняется на целой стопе, на полупальцах и на demi-plie. Есть вариант tour lent, при котором первоначальная поза меняется на другую во время поворота.

TOURS CHAÎNÉS (тур шене, франц.), цепочка поворотов следующие друг за другом слитные полуповороты с ноги на ногу на полупальцах или на пальцах с продвижением вперёд, в сторону или назад.
ЛЕГАТО - итал. legato «связанный». Легато - плавный переход между танцевальными движениями, при котором последующий элемент без паузы «вытекает» из предыдущего.

Словарь от А до Я

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ. СЛОВАРИК ТЕРМИНОВ(ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ)

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой. У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны..На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.

Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда – ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие – это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.

В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

Экзерсис у опоры или на середине -это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.

1.demi plie - (деми плие)-неполное «приседание».

2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».

3.relevé-(релеве)-«поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП (исходное положение)в любой позиции ног.

4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» открывание, закрывание скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.

5.battement tendu jeté-(батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.

6.demi rond-(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45на 90° и выше).

7.rond de jamb parterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.

8.rond de jamb en l"air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе, стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.

9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе, круговое движение внутрь.

11.sur le cou de pied-(сюр ле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.

12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.

13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.

14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.

15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.

16.double- (дубль)- «двойной», battement tendu - двойной нажим пяткой battement fondu -двойной полуприсед battement frapper - двойной удар.

17.passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.

18.releve lent- (реле велянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.

19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левой, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.

20.développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.

21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релеве лянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.

22.attitude-(аттитюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево.

23.terboushon-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттитюд впереди) стоика на левой, правую вперед, голень вниз влево.

24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.

25.grand battement-(гранд батман) - «большой бросок,взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.

26.tombée-(томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.

27.picce-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.

28.pounte-(пуанте) - «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.

29.balance-(балансе) - «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу, вперед - назад, вперед - назад кверху.

30.allongée-(аллянже) - «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.

31.por de bras-(пор де бра) -«перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.

32.temps lie-(тан лие)-серия слитных танцевальных движений, маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.

33.failli-(фай»)-«летящий», ИП - 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро)-«веселый», «радостный», часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.

Дополнение:A LA SECONDE [а ля сегонд] - положение, при котором исполнитель располагается en face, а "рабочая" нога открыта в сторону на 90° .

ALLONGE, ARRONDIE [алонже, аронди] - положение округленной или удлиненной руки.

ARABESQUE [арабеск] - поза классического танца, при которой нога отводится назад "носком в пол" на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.

ARCH [атч] - арка, прогиб торса назад.

ASSEMBLE [асеамбле] - прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.

ATTITUDE [аттитюд] - положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.

EPAULMENT [эпольман] - положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый),

FOUETTE [фуэтте] - прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе).

GLISSADE [глиссад] - партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.

GRAND JETE [гран жете] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение "шпагат".

PAS BALANCE [па балансе]- па, состоящее из комбинации tombe ираз de Ъоиггёе. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже - вперед-назад.

PAS CHASSE [па шассе] - вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога "догоняет" другую в высшей точке прыжка.

PAS DE BOURREE [па де бурре] - танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle.

PAS DE CHAT [па де ша] - прыжок, лимитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад.

PAS FAILLJ [па файи] - связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demlplie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.

PASSE [пассе] - проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passepar terre), либо на 45° или 90°.

PIQUE [пике] - легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.

PIROUTTE [пируэт] - вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.

PLIE RELEVE [плие релеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.

PREPARATION [препарасъон] - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.

RELEVE [релеве] - подъем на полупальцы.

RENVERSE [ранверсе] - резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.

ROVD DE JAM BE EN L "AIR [рон де жамб анлер] - круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.

SAUTE [соте] - прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.

SISSON OUVERTE [сиссон уверт] - прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.

SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] - поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания "рабочей* ноги в пятую позицию.

SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] - положение вытянутой ступни "работающей" ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.

Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения – основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета.
Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик – балетмейстер и исполнитель – артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения.
Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.

АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, "киты", на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).

АДАЖИО. Танец двух или нескольких героев балета, в котором они раскрывают свое внутреннее состояние.

АССАМБЛЕ. Прыжок, во время которого одна нога открывается в сторону, вперед или назад, а к концу прыжка подтягивается к другой ноге.

БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.

ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог.


ГЛИССАД. Скользящее боковое движение. Обычно оно связывает одно движение с другим, служит подготовкой, разбегом для прыжка.

ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета – арабеске, аттитюде, алясгоне.

КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.

ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.

ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды – коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.

ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.

ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.

ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.

ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете – танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.

ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.

РОНД ДЕ ЖАМБ. По-французски значит – круг ногой. На самом деле – половину круга описывает нога на полу и в воздухе, во время прыжка и приседания.

СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.

ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами – элемент мужского танца.

УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая – экзерсис (упражнение) у станка и большая – экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.

ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.

ФУЭТЕ. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.

Сделала себе напоминалку: некоторые характерные движения и самые расхожие балетные термины,
которые на слуху - гранд-батман, антраша, непременное: "- Плие, девочки, ревеле, и раз, спину держать!.. "
в фильмах с классическим танцем, то в литературе попадается "Я тебя люблю - шестнадцать фуэте!
Я тебя очень люблю - тридцать два фуэте!
"(с)) -- чтоб представлять о чем речь.



В большом размере



В большом размере

Плюс несколько определений без картинок:

Па (фр. pas - шаг) - отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.

Па де де (от фр. pas de deux - танец вдвоём) - танцевальный номер включающий в себя двух участников.

(Соответственно - Па де труа (от фр. pas de trois - танец втроём) - танцевальный номер, включающий трёх исполнителей.
Па де катр (от фр. pas de quatre - танец в четвером) - танцевальный номер для четырёх исполнителей.)

Па балансе (от фр. pas balance) - движение, которое создаёт у зрителя впечатление покачивания. Пример: pas ballance
Па курю (pa couru от фр. courir - бежать) - мелкий бег, вспомогательное движение в танце.
Используется для связи отдельных частей.
Па де пуасон (от фр. poisson - рыба) - прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад.
Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса,
рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу,
выпрыгивающую из воды.

Адажио (от фр. adagio) - В балетном спектакле часто представляет собой танцевальный дуэт
Антре (франц. - вход) 1. танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей.
2. первая часть таких классических танцевальных форм, как па де де и па де труа.

Вариация - небольшой, но технически сложный и композиционно развёрнутый классический танец для одного
или нескольких танцовщиков, обычно часть па-де-де, па-де-труа и др.

Дивертисмент (от фр. divertissement и итал. divertimento - «увеселение», «развлечение») - ряд концертных номеров,
составляющих особую увеселительную программу, в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту.
Дивертисмент в музыке это музыкальные сочинения, составленные из нескольких небольших, легко обработанных пьес для одного или нескольких инструментов.
Дивертисмент в балете это балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете или опере, непосредственно не связанный с сюжетом.

Кода (от фр. Coda) - 1. быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией.
2. финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец.
Партер (от фр. parter) - на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.
Фондю (от фр. fondu - таять) - мягкое, эластичное плие на одной ноге, другая нога согнута и прижата к щиколотке.
Фрапе (от фр. frappe) - ударять. Удар ноги о другую и возвращение её в исходное положение.

Элевация (фр. elevation - возвышение, возвышенность) - термин в классическом танце, означающий высокий прыжок. Элевация состоит из двух элементов: собственно элевации (высокий прыжок по воздуху) и баллона (способность танцовщика сохранять в воздухе позу и положение, принятые на земле, - танцовщик как бы замирает в воздухе).
Цитата из академика хореографии Агриппины Вагановой: «Элевация состоит из двух элементов: собственно элевации и баллона. Элевация в собственном смысле слова есть взлет: человек отделяется от земли и делает высокий прыжок по воздуху. Но такой прыжок может быть бессодержательным или гимнастически-акробатичным. Какой-нибудь акробат может перепрыгнуть через 10 человек, поставленных в шеренгу, изумляя ловкостью, но признать за ним элевацию классического порядка нельзя - это механический фокус, обусловленный хорошо тренированными мышцами. Чтобы была танцевальная элевация, необходимо к прыжку присоединить баллон. Под баллоном разумеется способность танцовщика задержаться в воздухе в определенной позе. Танцующий как бы замирает в воздухе. И вот, когда мы имеем дело с высоким прыжком, соединенным с баллоном, мы и говорим о классической элевации».




(Корсар. фотопресса)
АПД.
в комментах прыжок на фото определили как:
" Или гранд жете, или гранд па-де-ша. Вторая фаза у этих больших прыжков одна и та же"
и занятный спор разгорелся, в стиле "не долго мучалась старушка" - не мучайтесь, все равно не разберетесь;
отчасти соглашусь, справочная информация всегда, мягко говоря, недостаточна для понимания, а уж графическая и подавно,
и скепсис автора понятен - технаря бы тоже перекосило, если б базовые элементы схемотехники представили как
"кругленькое с двумя ножками - это то", "лепешка с тремя - сё", а "сороконожка - наше все".


Непривычный глаз не сходу определит, в чем разница, тем более в непрерывном движении. На самом деле позы отличаются разворотом ступней, поворотом головы. Но любопытство неискушенного зрителя простирается до знакомства с основными понятиями, чтоб не путаться в "адажио из балета...", "вы смотрели вариацию из..", а тонкости терминологии - для специалистов.

Терминология в балете

Эта страница - глоссарий.

Французская школа

Похожа на русскую. Движения: les fouettés en dedans et en dehors, les fouettés sautés, les fouettés sur pointes ou demi-pointes :

Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).

Американская школа

Fouetté en tournant на 45° En dehors . Если в русской школе во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит прикасаясь спереди к икре левой ноги (как petit Battement), то здесь рабочая нога делает demi rond на 45°, что придаёт движению дополнительный форс, но опасно «выпусканием бедра», из-за чего балерина может сойти с оси, а Fouetté получаестя с продвижением вперёд или в сторону.

  1. Grand Fouetté . В нём есть кое-что и от французской и от итальянской школ (прим. Вагановой) .
  2. les fouettés en dehors . Поза croiseé назад левой ногой. Coupé на левую ногу на полупальцы, руки во второй позиции, опуститься на левой ноге на demi-plié, левая рука спускается в I позицию. Проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90° (совр. 120°), подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой Grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plié в III arabesque (в положении en face) . Руки проделывают следующее Port de bras: Левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идёт на III позицию и проходит через первую на III arabesque во время опускания левой ноги на plié.
  3. les fouettés en dedans et en dedans - Движение делается по тому же принципу.
  4. . Встать в позу croiseé вперёд (левая нога впереди), опуститься на demi-plié на левую ногу, вскочить на неё на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию (alaseconde) на 90° (120°) - Grand battement jeté. Поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу через passé par terre (проходящим движением). Опорная нога поворачивается на полупальцах (довернуться до en dedans), удерживая правую ногу на той же высоте. Закончить движение на 3 арабеск на plié мли на арабеск.
  5. Grand Fouetté en tournant en dedans (итальянское фуэте) . Исполняется на пальцах по тому же принципу. Только начинается не с plié, а с sur le cou de pied, а закачивается в позе attitudé на пуантах, croisé, правая рука в третьей позиции, а левая в первой.
  6. Grand Fouetté en tournant sauté выполняется по принципу Grand Fouetté en tournant en dedans , только левая нога отрывается от пола прыжком, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.

Ш - Ch

  • Pas de chat (движение кошки) - прыжковое движение, имитирующее грациозный прыжок кошки. Исполняется с подгибанием ног в прыжке. Grand Pas de chat (итальянское) - выбрасывание ног вперед выше 90°, руки открываются из III позиции, корпус прогибается назад

Э - E

  • Échappé - это прыжок, который с demi plié в пятой позиции, две ноги отталкиваются от пола и втягиваются (приклеиваются) друг к другу в воздухе (как и в движении soubresaut), затем открываются в воздухе во II (à la seconde)или IV (en quatrième) позицию при приземлении. Это движение исполняется на пальцах (sur pointes, движение relevé sur pointes). Движение Échappé battu начинается также, но после приземлении во второй или четвёртой позиции, вновь толчок, и ноги собираются в прыжке в пятой позиции. В начальных классах это движение помогает в подготовке к entrechat.

Направления в балетных школах

Классическая школа:

  1. Американская: Balanchine method
  2. Английская: Royal Ballet School и Royal Academy of Dance
  3. Датская Bournonville method
  4. Итальянская: Cecchetti method
  5. Кубинская: Alicia Alonso Method
  6. Русская: Vaganova method

Литература

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. «Русский балет: Энциклопедия» - «Entrechat». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 548. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  3. «Русский балет: Энциклопедия» - «Brisé». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 545. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  4. Н.П.Базарова , В.П.Мей Азбука классического танца = учебно-методическое пособие . - 2-е изд. - Л. : "Искусство", 1983. - С. 159. - 207 с. - 25 000 экз.
  5. Термин используется во французской кулинарии и обозначает «взбитые сливки» (фр. crème fouettée )
  6. «Русский балет: Энциклопедия» - Fouetté. - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  7. Описание Вагановой. См.также: «Русский балет: Энциклопедия» - «Grand Fouetté» и «Итальянское Fouetté». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
  8. Агриппина Ваганова Основы классического танца. - 5-е изд. - Л. : "Искусство", 16.05.1980. - С. 157. - 192 с. - 30 000 экз.
  9. Учебник А. Я. Вагановой впервые был издан в 1943 году и был переиздан 4 разаа. Изложенная в нём методика преподавания классического танца предназначается для учащихся и педагогов хореографических училищ


Просмотров