Исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении военнослужащих. Исполнение наказания в отношении военнослужащих

Вопросы:
1. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.
2. Порядок и условия исполнения уголовного наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих.
3. Порядок и условия исполнения уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

1. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе
Сущность ограничения по военной службе как вида уголовного наказания заключается в том, что военнослужащий продолжает военную службу в той же части и должности, но из его денежного содержания производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Во время отбывания этого вида наказания осужденный не может быть повышен в должности, в воинском звании, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Срок наказания от 3 месяцев до 3 лет.
Исполнение этого вида наказания возложено на соответствующее командование воинских частей и учреждений, в которых служит осужденный.
О поступлении приговора, издании приказа и обращения его к исполнению командир в трехдневный срок извещает военный суд, постановивший приговор.

2. Порядок и условия исполнения уголовного наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих
Арест военнослужащие отбывают на гауптвахте для осужденных военнослужащих. Лица офицерского состава содержатся раздельно от других категорий военнослужащих. Военнослужащие из числа проходящих службу по призыву содержатся отдельно от лиц, проходящих службу по контракту. Осужденные к аресту военнослужащие направляются на гауптвахту для отбывания наказания в десятидневный срок после получения распоряжения суда об исполнении приговора. Время отбывания наказания в виде ареста в общий срок службы и выслугу лет на присвоение очередного воинского звания не засчитывается.

3. Порядок и условия исполнения уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Содержание в дисциплинарной воинской части установлен на срок от 3 месяцев до 2 лет. Военнослужащие, содержащиеся в дисциплинарной воинской части не перестают быть военнослужащими и выполняют обязанности по военной службе.
К осужденным, содержащимся в дисциплинарных воинских частях, применяются основные средства исправления, предусмотренные законом.

Контрольные вопросы:
1. Есть ли необходимость выделения видов уголовных наказаний в отношении военнослужащих?
2. Какие особенности исполнения наказаний в отношении военнослужащих?

Литература:
Основная: 1, 2, 3, 4, 9, 10, 14, 15
Дополнительная: 18, 47

Условия и порядок исполнения наказания в виде ареста в отношении военнослужащих имеют специфику по сравнению с реализацией этого наказания в арестных домах к гражданским лицам. Поэтому исполнение ареста в отношении военнослужащих регламентируется специальной главой 19 УИК (ст. 148-154). Наказание в виде ареста назначается военнослужащим солдатам, матросам, сержантам, прапорщикам, мичманам и офицерам.

Арест назначается судом на срок от одного до шести месяцев; в случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом, он может быть назначен на срок менее одного месяца. Отбывается арест в специальных помещениях - гауптвахтах. Гауптвахта может быть гарнизонной или войсковой (корабельной). Гауптвахты предназначены для содержания различных категорий военнослужащих, а не только для отбывания наказания в виде ареста. Там содержатся военнослужащие, арестованные в дисциплинарном порядке; осужденные к лишению свободы (до получения копии приговора) и др.

Военнослужащие, осужденные военным судом, подсудимые, подозреваемые и обвиняемые содержатся отдельно от арестованных и задержанных в дисциплинарном порядке.

Предусмотрено раздельное содержание на гауптвахте военнослужащих в зависимости от их воинского звания. Осужденные из числа офицерского состава содержатся отдельно от других категорий осужденных военнослужащих. Последние (прапорщики, мичманы, старшины, сержанты) содержатся отдельно от рядового состава. Отдельно содержатся лица, проходящие службу по призыву, и осужденные военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту.

Такая дифференциация осужденных военнослужащих, отбывающих наказание в виде ареста, вызвана не только отношениями воинской субординации, но и их возрастными особенностями, а также наличием неуставных отношений ("дедовщины"). Кроме того, относительно однородный состав осужденных, выделяемых по тому или иному признаку, позволяет более эффективно организовывать воспитательное воздействие на них.

Получив распоряжение суда об исполнении приговора, воинская часть в течение 10 дней обязана направить военнослужащего на гауптвахту для отбывания ареста. Начало срока отбывания ареста считается с момента взятия его под стражу для сопровождения на гауптвахту; при самостоятельном следовании осужденного - с момента принятия его на гауптвахту начальником гауптвахты (караула) или дежурным по воинской части.

Порядок и условия отбывания ареста военнослужащими определяется не только УИК, но и нормативными правовыми актами Министерства обороны России, а также правилами отбывания уголовных наказаний военнослужащими, которые еще предстоит разработать и принять. Как указывается в ч. 2 ст. 4 Закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», впредь до приведения в соответствие с ним применяются положения законов и иных нормативных актов, не противоречащие УК РФ. В соответствии с их положениями сложились определенная практика приема и условия отбывания наказаний на гауптвахте.

При приеме у арестованных отбираются вещи и ценности, которые не положено иметь в камере, изымаются служебные документы, на что выдается расписка. В соответствии с Положением о гауптвахте осужденные военнослужащие на занятия и работы не привлекаются. Для сна им выдаются шинели, матрацы и подушки с наволочками, разрешается курить в отведенных местах. По специальным ордерам, выдаваемым начальником гауптвахты, им разрешаются свидания. Надзор и контроль за правильностью отбывания наказания осуществляют военные прокуроры, их заместители и помощники.

В отношении осужденных военнослужащих применяется специфическая система мер поощрения и взыскания с целью стимулирования примерного поведения и добросовестного отношения к военной службе. Согласно ст. 153 УИК к ним могут применяться следующие поощрения: благодарность, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, зачет времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично.

Основанием применения мер поощрения является примерное поведение и добросовестное отношение осужденного к военной службе, которые должны проявляться в правопослушном поведении, активном участии в проводимых на гауптвахте воспитательных и иных мероприятиях.

В качестве мер взыскания к осужденным могут применяться выговор и перевод в одиночную камеру на срок до 10 суток. Основанием для их применения выступает нарушение порядка отбывания наказания. Конкретные виды таких нарушений содержат нормативные акты Министерства обороны России. Вид взыскания определяется не только тяжестью проступка и особенностями личности осужденного, но и педагогической целесообразностью с учетом обстановки и сложившихся на данной гауптвахте традиций.

Правом применения мер поощрения и взыскания к осужденным военнослужащим наделены военный комендант и начальник гарнизона. Поощрение в виде зачета времени отбывания ареста полностью или частично в срок военной службы может применять только начальник гарнизона. Представление на это поощрение вносится военным комендантом.

Основы правового положения осужденных военнослужащих к аресту не отличаются от правового статуса осужденных к иным видам наказаний. Вместе с тем, согласно ст. 154 УИК РФ правовой статус этой категории осужденных имеет свою специфику, которая проявляется не только в особенностях карательных элементов этого наказания, но и в том, что они в определенной степени касаются будущего осужденного. Так, ч. 1 ст. 154 УИК устанавливает, что время отбывания ареста не засчитывается в общий срок военной службы, что может неблагоприятно отразиться при выходе на пенсию. Не засчитывается это время и при присвоении очередного воинского звания. В этом случае срок, необходимый для присвоения очередного звания, продлевается. Так, если для присвоения звания "капитан" необходимо выслужить 3 года в звании "старший лейтенант", то при отбывании ареста в течение 6 месяцев срок выслуги составит 3,5 года.

Кроме того, осужденные военнослужащие во время отбывания ареста не могут быть: представлены к присвоению очередного воинского звания; назначены на вышестоящую должность; переведены на новое место службы; уволены с военной службы, за исключением признания их негодными к ней по состоянию здоровья. В последнем случае суд должен рассмотреть вопрос об освобождении таких лиц от дальнейшего отбывания ареста либо замене его другим видом наказания.

Существенным карательным элементом данного наказания является положение ч. 3 ст. 154 УИК о том, что во время отбывания ареста осужденным военнослужащим денежное содержание выплачивается лишь в размере оклада по воинскому званию. Это особенно ощутимо для лиц офицерского и начальствующего состава.

1. Общие положения об уголовных наказаниях, применяемых к военнослужащим. Комплекс социально-правовых признаков, характеризующих специальную субъектность военнослужащих, объективно обусловливает особенности применения (назначения и исполнения) в отношении этой категории граждан действующей в Российской Федерации системы уголовных наказаний, представленной в виде иерархической «лестницы» в ст. 44 УК РФ.

В настоящем параграфе употребляется общее понятие военнослужащего, определенное и рассмотренное в предыдущих главах учебника. Уточним, лишь, что на основании федерального законодательства, в частности ч. 1 ст. 331 УК РФ, субъектами воинских преступлений и, следовательно, специфических воинских уголовно-исполнительных отношений также признаются граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В соответствии со ст. 82 Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными» и ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к уголовной ответственности по некоторым статьям УК РФ о преступлениях против военной службы могут привлекаться военнопленные, также признаваемые субъектами воинских отношений.

Все перечисленные лица признаются военнослужащими, проходящими службу по призыву либо по контракту, или приравниваются по своему статусу и ответственности к ним. На этом основании на них распространяют свое действие соответствующие общие и специальные нормы уголовного (гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы) и уголовно-исполнительного (ст.ст. 5, 16, 174, разд. V УИК РФ) законодательства России.

В случае осуждения названных категорий граждан России к лишению свободы либо ограничению свободы они утрачивают свой статус военнослужащего (досрочно увольняются со службы) и наказания в отношении их исполняются по общим правилам УК РФ и УИК РФ без изъятий и исключений.

В соответствии с уголовным законодательством к военнослужащим всех категорий не применяются исправительные работы, а обязательные работы и ограничение свободы не назначаются военнослужащим, проходящим службу по призыву.

Вся остальная система наказаний к военнослужащим применяется в полном объеме, а уголовно-правовые меры исполняются по правилам УИК РФ и других федеральных законодательных актов пенитенциарного характера.

Кроме общих наказаний, военнослужащим назначаются специальные виды наказаний, порядок исполнения которых впервые в отечественной истории регламентируется не военным законодательством, а единым федеральным законом - УИК РФ.

При осуждении к наказаниям, исполняемым в условиях военной службы, военнослужащие не утрачивают своего правового статуса. Вместе с тем на них распространяются объективные ограничения их правового положения, вытекающие из военного и уголовно-исполнительного законодательства для указанной категории лиц.

Детализация процедуры исполнения отдельных наказаний в отношении военнослужащих осуществляется общими для военных субъектов всех министерств и ведомств Правилами исполнения уголовных наказаний, отбываемых военнослужащими, утвержденными Министерством обороны по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации). В Правилах детализируются процедурные и военно-административные вопросы исполнения всех без исключения наказаний, назначаемых осужденным военнослужащим.

Не являются военнослужащими и поэтому не приговариваются к специальным наказаниям сотрудники органов внутренних дел, в том числе должностные лица уголовно-исполнительной системы, воспитанники суворовских и нахимовских училищ, гражданский персонал воинских частей и учреждений, служащие государственных военизированных организаций и сторожевых подразделений (таможенная служба, вневедомственная охрана и др.), члены казачьих обществ и др. Специфика уголовной ответственности и наказуемости военнослужащих за преступления, совершенные в военное время и в боевой обстановке, должна определяться специальными законами Российской Федерации (ст. 331 УК РФ).

Таким образом, все 13 видов уголовных наказаний (как основных, так и дополнительных) с точки зрения их применимости к военнослужащим могут быть разделены на 4 группы.

К первой группе относятся наказания, которые не могут применяться к военнослужащим вовсе (исправительные работы).

Ко второй группе относятся наказания, применяемые к различным субъектам воинских отношений на общих основаниях и исполняемые без каких-либо изъятий и ограничений (смертная казнь, срочное или пожизненное лишение свободы, ограничение свободы, штраф, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Третью группу образуют наказания, хотя и причисляемые к числу общих, но имеющие специфику исполнения применительно к осужденным военнослужащим (например, арест и обязательные работы в условиях продолжения осужденными службы).

Четвертую группу наказаний составляют специальные уголовно-правовые меры, исполняемые в условиях дальнейшего прохождения осужденными службы: содержание в дисциплинарной воинской части (которое назначается военнослужащим, проходящим службу по призыву) и ограничение по военной службе, назначаемое военнослужащим, проходящим службу по контракту.

Представление о системе наказаний в отношении военнослужащих будет не полным, если не учитывать, что пять из них могут быть назначены как реально, так и условно.

Наконец, российские реалии, связанные с невозможностью исполнения некоторых уголовно-правовых мер по экономическим и иным причинам, обусловливают деление всех наказаний на действующие и отложенные (к последним относятся смертная казнь, ограничение свободы, арест и обязательные работы).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. в редакции 2002 г. положения УК РФ о наказании в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие законом по мере создания необходимых условий для данного вида наказания, но не позднее 2004 г., о наказании в виде ограничения свободы - не позднее 2005 г., о наказании в виде ареста - не позднее 2006 г.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что российские суды без вердикта присяжных не имеют права приговаривать осужденных к смертной казни. А функционирование суда присяжных в полном объеме на всей территории планируется в России к 2007 г., после его введения в Чеченской Республике. Таким образом, смертная казнь, продолжая в настоящее время оставаться в УК РФ, УИК РФ как вид наказания, ни назначена, ни исполнена быть не может. Наиболее строгой мерой остается пожизненное лишение свободы.

С учетом и на основании представленной системы далее рассматриваются специальные виды уголовных наказаний, применяемые к военнослужащим.

Применение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. В соответствии со ст. 55 УК РФ указанное самостоятельное наказание, назначаемое только в качестве основного, применяется к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Применение рассматриваемого наказания в силу ст.ст. 55 и 73 УК РФ возможно как реально, так и условно.

Реальное исполнение данной меры осуществляется в условиях дальнейшего прохождения военной службы в специально для этого предназначенных отдельных дисциплинарных батальонах или ротах, структурно входящих в систему Министерства обороны Российской Федерации, непосредственно руководимых Генеральным штабом Вооруженных Сил (Управлением службы войск и безопасности военной службы Генерального штаба).

Генеральный штаб, координируя организационно-мобилизационную работу и осуществляя призыв во все вооруженные формирования страны, определяет организацию, структуру, штатную численность постоянного и переменного состава отдельных дисциплинарных частей, разрабатывает планы и программы воинского обучения осужденных и через командование военных округов на местах непосредственно руководит этими частями, дислоцируемыми в ряде гарнизонов на территории военных округов России.

Порядок направления и приема осужденных, условия отбывания рассматриваемого вида наказания, основные направления деятельности дисциплинарных частей, механизм применения средств воздействия на осужденных, формы их трудовой занятости и другие специальные вопросы регламентируются едиными для всех воинских формирований страны Положением о дисциплинарной воинской части, утвержденным Правительством России, а также Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими. Кроме того, на осужденных распространяется действие общевоинских уставов Вооруженных Сил и других нормативных правовых актов военного законодательства в части, не противоречащей режиму отбывания данного наказания, установленному уголовно-исполнительным законодательством.

В дисциплинарной части устанавливается порядок (режим), обеспечивающий исправление осужденных военнослужащих, воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе, исполнение возложенных на них во-инских обязанностей и требований по военной подготовке, реализацию их прав и законных интересов, охрану и надзор за ними, личную безопасность осужденных и персонала указанной воинской части.

По общему правилу время отбывания рассматриваемого наказания в срок службы не засчитывается и после освобождения из дисциплинарной части военнослужащие направляются для дальнейшего прохождения службы по указанию штаба военного округа чаще в те же воинские части, в которых они проходили службу до осуждения.

В ст. 171 УИК РФ определен исключительный случай, при котором возможен зачет времени пребывания в дисциплинарной части в срок военной службы. Порядок такого зачета распространяется как на тех военнослужащих, которые освобождаются из дисциплинарной части по отбытии всего срока наказания, так и на тех, которые освобождаются условно-досрочно. Правом применения рассматриваемого зачета обладают командующие отдельными армиями по месту прохождения службы осужденными, командующие войсками округов по месту дислокации дисциплинарной части, главнокомандующие видов Вооруженных Сил, руководители иных воинских формирований Российской Федерации.

Ходатайство о зачете времени наказания в срок военной службы перед указанными должностными лицами вправе возбуждать командиры дисциплинарных частей, а также командиры частей, в которых проходят службу осужденные после освобождения от наказания.

Лица, освобождаемые из дисциплинарной воинской части в порядке амнистии или помилования, увольняются с военной службы в запас непосредственно из дисциплинарной части приказом командира только при условии, если их сверстники уволены в запас. В ином случае они также направляются в соответствующие воинские части для завершения службы.

Лица, отбывшие наказание в дисциплинарной воинской части (равно, как и другие более мягкие виды наказаний, чем лишение свободы), на основании ч.

2 ст. 86 УК РФ считаются имеющими судимость в течение одного года после отбытия наказания.

Если осужденный в установленном порядке досрочно освобожден от наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом, то в соответствии с ч. 4 ст. 86 УК РФ время погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний. В силу ч. 5 ст. 86 УК РФ судимость может быть снята судом и досрочно, т. е. до истечения срока ее погашения.

Применение наказания в виде ограничения по военной службе. В соответствии со ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается военнослужащим, проходящим службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Его применение возможно в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части УК РФ за совершение воинских преступлений, а также вместо предусмотренных общеуголовными нормами исправительных работ.

В системе наказаний, расположенных по возрастающей строгости, ограничение по военной службе указано после исправительных работ и назначается только в качестве основной меры. При исчислении сроков и осуществлении зачета наказания трем дням ограничения по военной службе соответствует один день лишения свободы (ст.ст. 44, 71 УК РФ). Как и содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе в силу ч. 1 ст. 73 УК РФ может быть назначено как реально, так и условно.

В гл. 18 УИК РФ регламентируется порядок исполнения этого нового для отечественного законодательства специального уголовного наказания, отбываемого в условиях дальнейшего прохождения осужденными службы.

Содержание режимных ограничений данного реального наказания состоит в том, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет на присвоение очередного звания. Кроме того, из денежного содержания осужденного военнослужащего производятся удержания в доход государства в размере, установленном судом, но не свыше 20%. Ограничение по военной службе не препятствует определенным перемещениям осужденного, осуществляемым полномочным командованием в порядке служебной необходимости: командировкам, переводам на иные должности и на новые места службы - постоянно или временно.

Сам факт осуждения не является обязательным основанием для увольнения военнослужащего со службы либо понижения его в должности или звании. Действующее военное законодательство предусматривает различные основания досрочного увольнения военнослужащих, проходящих службу по контракту (ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Кроме того, военнослужащий имеет право на досрочное увольнение в случае признания его ограниченно годным к службе по заключению военно-врачебной комиссии, а также невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой субъект проходит военную службу (по семейным обстоятельствам).

При увольнении со службы военнослужащий утрачивает свой статус и поэтому не может более отбывать рассматриваемое наказание, исполняемое только в условиях военной организации. В связи с этим командир части (начальник учреждения) направляет в военный суд, вынесший приговор, представление об основаниях увольнения отбывающего наказание военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по службе другим наказанием по правилам ст. 80 УК РФ либо о полном освобождении от такового. При решении данного вопроса суд не связан содержащимся в представлении мнением командования и выносит решение по правилам УПК РФ.

Применение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания. При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд на основании ст. 48 УК РФ может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Данная мера применяется только в качестве дополнительного наказания, а порядок ее исполнения регламентируется ст.ст. 16 и 61 УИК РФ.

Воинские звания предусмотрены ст. 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Специальные звания и классные чины (квалификационные разряды, дипломатические ранги и т. п.) присваиваются лицам, проходящим государственную службу в соответствующих ведомствах (МВД России, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, прокуратура, суды, таможенная служба и др.). Вопрос о лишении званий может решаться в отношении лиц, как состоящих на службе, так и находящихся в запасе.

Почетные звания - это вид государственной награды, которой удостаиваются за особые заслуги (например, Герой Российской Федерации, народный артист, заслуженный врач, заслуженный юрист Российской Федерации и т. п.). Вне компетенции суда находится решение вопроса о лишении осужденного ученых степеней и ученых званий.

Суд вправе самостоятельно лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина или государственной награды независимо от того, какой орган или должностное лицо его присвоили.

В соответствии со ст. 16 УИК РФ рассматриваемое наказание исполняется судом, вынесшим приговор. На основании ст. 61 УИК РФ суд после вступления приговора в законную силу направляет его копию должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой.

Правовое регулирование отбывания ареста военнослужащими. УК РФ в качестве самостоятельного основного наказания выделяет краткосрочный уголовный арест, назначаемый на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ он может быть назначен на срок менее одного месяца (ст. 54 УК РФ).

Уголовный арест как вид наказания состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции по правилам отбывания наказания на общем режиме в тюрьме. В системе наказаний эта мера расположена между ограничением свободы и содержанием в дисциплинарной воинской части. При исчислении сроков и зачете наказаний один день ареста соответствует одному дню лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части либо трем дням ограничения по военной службе (ст.ст. 44, 71 УК РФ).

Военнослужащие всех категорий отбывают арест на гауптвахте по правилам уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии с военным законодательством гауптвахта (гарнизонная или войсковая, корабельная) является специальным помещением для ареста, где находятся только военнослужащие и приравненные к ним по ответственности субъекты воинских отношений.

Правовые основания помещения на гауптвахту могут быть различными.

Военнослужащие могут содержаться на гауптвахте в порядке меры пресечения, кратковременного задержания, а также при их осуждении к содержанию в дисциплинарной воинской части до вступления приговора в законную силу - по правилам УПК РФ. При этом начальники гауптвахт, командиры частей (кораблей), в ведении которых находятся гауптвахты, приобретают статус начальников мест содержания под стражей, а иные лица, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей, - статус сотрудников мест содержания под стражей. Соответствующие процессуальные решения военных правоохранительных органов выводят подследственных военнослужащих из военно-служебных отношений и включают их в сферу отношений, связанных с осуществлением и обеспечением правосудия. От содержания этих отношений зависит правовой статус находящихся на гауптвахте военнослужащих, и в том числе решение вопросов ответственности и квалификации их возможных побегов. На содержащихся в порядке меры пресечения на гауптвахте военнослужащих полностью распространяется статус подследственных, аналогичный по своей природе статусу подозреваемых и обвиняемых, находящихся в иных местах содержания под стражей. На таких военнослужащих полностью распространяются нормы Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, нормы УПК РФ, а также нормативные акты, регламентирующие организацию и порядок несения гарнизонной и караульной служб в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации.

Уголовное наказание в виде краткосрочного ареста осужденные военнослужащие также отбывают на гауптвахте. При этом гауптвахта в соответствии с нормами УК РФ и УИК РФ является для них местом отбывания наказания, соединенного с дальнейшим прохождением службы.

Действующие нормативные акты, регламентируя деятельность гауптвахт, выделяют особенности содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, не детализируя отдельно особенности содержания каждой категории военнослужащих.

В соответствии с гл. 19 УИК РФ (ст.ст. 149-154) порядок отбывания ареста осужденными военнослужащими отличается от порядка нахождения на гауптвахте военнослужащих по другим основаниям. Этот порядок регламентируется УИК РФ, а также Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими. Однако для создания необходимых условий исполнения ареста, в том числе нормативной и материально-технической базы необходимо определенное время. Поэтому в федеральных законах о введении в действие УК РФ и УИК РФ (с учетом внесенных в них изменений) указано, что положения о наказании в виде ареста являются отлагательными; они будут вводиться в действие отдельным федеральным законом.

Раскрывая особенности правового положения осужденных к аресту военнослужащих, нормы УИК РФ обращают внимание на следующее:

б) время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается;

в) в период нахождения под арестом осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его не годным к военной службе по состоянию здоровья;

г) военнослужащим за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию;

д) за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе к осужденным военнослужащим могут применяться меры поощрения в виде благодарности, досрочного снятия ранее наложенного взыскания либо зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично;

  • Глава 32. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
  • Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно- исполнительной системы
  • В соответствии со статьей 54 УК РФ арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

    Ч. 3 ст. 54 УК РФ предусмотрено, что осужденные военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

    Правовое регулирование исполнения наказания в виде ареста в отношении военнослужащих осуществляется прежде всего нормами УИК РФ. К ним относятся положения Общей части, предусматривающие основные положения для всех видов уголовных наказаний (задачи, принципы, средства исправления и т.д.). В Особенной части УИК РФ имеется гл. 10, регулирующая порядок и условия исполнения ареста, а также специальная гл. 19, посвященная особенностям его исполнения именно в отношении осужденных военнослужащих.

    Кроме этого, порядок и условия отбывания ареста регламентируются нормативными правовыми актами Минобороны России, в частности Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (разд. III), Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ.

    Военнослужащие, осужденные к аресту, в отношении которых до суда не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, должны быть направлены под конвоем на гауптвахту для отбывания ареста в 10-дневный срок после получения распоряжения суда об исполнении приговора.

    Осужденные, в отношении которых до суда была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, направляются на гауптвахту из зала суда под конвоем сразу после вынесения военным судом приговора.

    Состав конвоя, его обязанности и порядок охраны определяются военным комендантом гарнизона (начальником штаба воинской части) в каждом случае отдельно. Осужденные военнослужащие принимаются на гарнизонную гауптвахту начальником гауптвахты, а в его отсутствие- начальником караула.

    Одним из режимных требований является раздельное содержание осужденных военнослужащих. Это положение закреплено в ст. 150 УИК РФ в целях дифференцированного подхода к осужденным с учетом интересов военной службы.

    Осужденные из числа лиц офицерского состава содержатся отдельно от других категорий осужденных военнослужащих. Осужденные, имеющие звания прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих рядового состава. Осужденные военнослужащие, проходящие службу по призыву, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту. Осужденные военнослужащие содержатся отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям.

    К режиму следует отнести и ограничения в объеме статуса военнослужащих, отбывающих наказание в виде ареста, в частности:

    время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается;

    во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья;

    осужденным, проходящим военную службу по контракту, за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию (ст.154 УИК РФ).

    Передвижение без конвоя осужденных к аресту не разрешается. Осужденные пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа. Начальник гауптвахты вправе привлекать осужденных к труду и к занятия по военной подготовке не более четырех часов в день.

    Осужденным не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости, продукты питания.

    Согласно ст. 153 УИК РФ за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе к ним могут применяться следующие меры поощрения: благодарность, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, зачет времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично.

    Правом применения меры поощрения в виде зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы пользуется начальник гарнизона.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Вариант 9

    Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Сузун 2009г.


    С 1 июля 1997г. вступил в действие новый Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ), и за это время в процессе применения выявились не только положительные его свойства, но и весьма существенные недостатки и проблемы при реализации отдельных правовых норм. Это потребовало за короткие сроки внести в него значительное число изменений и дополнений, обусловленных, с одной стороны, непредсказуемостью развития социально-экономической ситуации в стране (как, например, августовский кризис 1998г., который свел к минимуму возможности дифференциации многих условий отбывания наказания и поставил УИС на грань выживания); с другой - изменениями функционального и структурно-управленческого характера в связи с передачей УИС из МВД России в ведение Министерства юстиции РФ.

    Конечно, выявились и отдельные просчеты, недостатки и пробелы в правовом регулировании исполнения уголовных наказаний.

    В связи с вступлением в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе: передать уголовно-исполнительную систему из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции; ввести мораторий на исполнение наказания в виде смертной казни, а в течение трех лет вообще отменить ее.

    Выполняя эти обязательства, Президент РФ издал Указ от 8 октября 1997г. № 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", согласно которому предписывалось передать УИС в ведение Министерства юстиции.

    На всех этапах исторического развития вооруженные силы, воинские формирования являлись и остаются составным элементом государства, а военнослужащие - неотъемлемой частью народа. Поэтому все позитивные и негативные закономерности, свойственные государству и обществу, в том числе тенденции роста преступлений и наказаний за их совершение, в полной мере присутствуют в Вооруженных Силах России.

    Уголовно-исполнительное право является преемником исправительно-трудового, а еще ранее - пенитенциарного права, которое стало активно развиваться в России еще в XIX в. Несмотря на различные наименования, объектами их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, и прежде всего наказаний в виде лишения свободы. Смещение акцента в деятельности исправительной системы в первые десятилетия советской власти на трудовое воспитание осужденных (даже кодексы 1924г. и 1933г. назывались Исправительно-трудовыми кодексами РСФСР) не отразилось на названии данной отрасли права, оно по-прежнему оставалось пенитенциарным правом, а политика в этой сфере государственной деятельности продолжала именоваться пенитенциарной политикой. Лишь со второй половины 30-х гг. XX в. Такая терминология вышла из употребления, прочно закрепив на длительное время за данной сферой деятельности государства название исправительно-трудовой ("советская исправительно-трудовая политика, советское исправительно-трудовое законодательство и право"), просуществовав в таком виде до 1993г. - до принятия Конституции РФ, где эта отрасль была названа уголовно-исполнительным законодательством.

    Ранее действовавшее исправительно-трудовое законодательство не включало в предмет своего правового регулирования исполнение наказаний в отношении военнослужащих. В УИК РФ впервые введено исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих (раздел V, ст. 143-171). Причем данный раздел не просто присоединен к Кодексу, а вошел в него органически, опираясь в своей основе на Общую часть Кодекса и вбирая наиболее существенные положения его Особенной части, касающиеся исполнения конкретных видов наказаний, в частности лишения свободы.


    Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе

    Наказание в виде ограничения по военной службе предусмотрено ст. 51 УК РФ, согласно которой оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Оно назначается за совершение военнослужащим преступления против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ. Таким образом, наказание в виде ограничения по военной службе может быть применено к военнослужащему, проходящему службу по контракту, не только тогда, когда в санкции статьи, по которой его привлекают к ответственности, указан данный вид наказания, но и в том случае, когда в санкции статьи содержится наказание в виде исправительных работ (но нет наказания в виде ограничения по службе). Как правило, здесь речь идет о преступлениях военнослужащего, не связанных со службой.

    Уголовный закон сущность данного наказания определяет в виде конкретного размера удержаний из денежного содержания осужденного (но не более 20%), запрещения повышать его в должности и в воинском звании, невключения срока наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, характерной особенностью данного наказания является то, что осужденный продолжает нести военную службу в своей части, находясь в том же воинском коллективе, который может оказывать на него благоприятное воспитательное воздействие.

    Исполнению данного вида наказания УИК РФ уделил достаточно много внимания (ст. 143-148). Согласно ч. 7 ст. 16 Кодекса наказание в виде ограничения по военной службе исполняет командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу военнослужащие, осужденные к этому виду наказания. После вступления приговора в законную силу и поступления в часть его копии и распоряжения суда об исполнении приговора командир воинской части не позднее трех дней обязан издать соответствующий приказ. В приказе объявляется: на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению очередного воинского звания; какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания; в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им наказания в виде ограничения по службе. Данный приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению. Копия этого приказа вместе с другими документами в трехдневный срок направляется в суд, вынесший приговор.

    В случае уклонения командира воинской части от исполнения приговора суда он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

    Собственно исполнение наказания в виде ограничения по службе для осужденного военнослужащего реально начнется (он почувствует это) в день получения заработной платы, когда из нее вычтут сумму удержаний, определенную приговором суда. Согласно Закону "О статусе военнослужащих" (1998) денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащих. Лица, проходящие службу по контракту, кроме того, получают различные надбавки (за выслугу лет, службу в особых условиях и др.), а также дополнительные денежные выплаты (единовременные по итогам календарного года, при уходе в отпуск, в связи с переводом к новому месту военной службы, денежные компенсации вместо продовольственного пайка, за классность и др.). Удержания должны производиться со всех видов указанных выплат.

    Удержания не производятся из тех сумм, которые выплачиваются осужденному военнослужащему не в порядке его денежного содержания, например, из страховых сумм за полученное увечье или заболевание во время прохождения военной службы, компенсаций за санаторно-курортное лечение и аналогичных выплат.

    Другим негативным реальным последствием исполнения данного вида наказания для осужденного военнослужащего может явиться необходимость перемещения по службе в связи с несоответствием его нового правового статуса с занимаемой должностью, особенно если последняя связана с подготовкой личного состава подразделения и его воспитанием, т. е. когда нужно подавать пример добросовестного отношения к воинскому долгу и несению службы. В такой ситуации ст. 145 Кодекса предоставляет право командиру воинской части принять одно из трех возможных решений: перевести осужденного военнослужащего на равнозначную должность (по окладу) в пределах данной воинской части; перевести или на другую должность, или в другую воинскую часть; перевести не только на другую должность, в другую часть, но и в иную местность. Конкретное решение принимается с учетом, как целесообразности исполнения приговора, так и наличия равноценных должностей в конкретной воинской части. В качестве дополнительного компонента при решении данного вопроса может служить и мнение осужденного, его желание служить, например, в другой местности. Федеральный закон "О военной службе и воинской обязанности" (1998) предусматривает три вида контрактов, которые могут быть заключены при поступлении гражданина на воинскую службу:

    1) в кадрах Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации;

    2) в кадрах конкретной воинской части;

    3) на конкретной должности в конкретной воинской части.

    Согласие осужденного военнослужащего на перевод в другую часть или местность требуется в двух последних случаях. При отсутствии такого согласия на перевод в другую часть или иную местность контракт с военнослужащим может быть расторгнут.



    Просмотров