История отечества государства и права лекции. Лекции по истории государства и права зарубежных стран

Лекции по истории государства и права России

Лекция 3. Правовая система древней Руси.

Русская Правда как памятник права.

====================================================

I. Становление древнерусского права.

Особенности правовой системы Киевской Руси. Источники права.

В древнейший период истории России, когда частноправовые начала были еще слиты с государственными, закон не являлся преобладающей правовой формой. В сфере правовых отношений он играл второстепенную роль по сравнению с обычаем , который и являлся «тем юридическим базисом, на котором зиждется весь строй политических и общественных отношений Древней Руси» (Латкин В.Н.). Именно обычное право стало основой для возникновения и формирования третьей правовой формы – судебного прецедента . Но, по мере того как русские князья вырабатывали собственные законодательные нормы, а не использовали народные обычаи, основанием судебной практики все более становилась княжеская воля, выраженная в форме закона - «устава». Чем более князья изменяют, реформируют и даже отменяют нормы обычного права (по мере развития социально-экономических отношений, политической системы), тем более очевидным становится переход от обычая к законодательству. Четвертым, очень важным, источником формирующейся правовой системы являлся договор , который в древнее время выходил за пределы известных в современном гражданском быту договоров, не созидающих нового права, а только применяющих уже существующие нормы к известным лицам и отношениям. Напротив, древний договор в связи со слабостью законодательной власти и преобладающим образованием права путем обычая, имел более широкую область действия: он имел законодательный характер, устанавливал новое право «во всех тех случаях, которые не определены еще обычаем или относительно которых он не ясен или спорен» (Сергеевич В.И.). Ввиду такого творческого значения договора в древнее время, он становится важнейшим средством перехода от обычного права к законодательству. Серьезное влияние на развитие княжеской законодательной деятельности также оказала рецепция византийских законодательных источников после принятия Русью христианства из Византии.

Рассмотрим более подробно указанные источники древнерусского права.

А) Обычное право

Обычай (от слова «обыкнуть ») есть правило, к которому все привыкли («Обычное право – это превращение однообразных действий в привычку» (Владимирский-Буданов М.Ф.)), которое изначально получает общеобязательное значение традиционным соблюдением его в данной общественной среде в силу «согласного убеждения действующих лиц в необходимости подчиниться» (Дьяконов М.А.) этой норме.



Основное отличие норм закона от норм обычного права заключается в том, что закон необходимо предполагает элемент формальной обязательности выполнения, в обычном праве такого элемента почти нет. Если закон выполняется не только по внутреннему убеждению в его полной справедливости, но и потому, что он закон, то нормы обычного права имеют юридическое значение только тогда, когда общее согласное мнение известной округи признает необходимость их применения в данном случае, и при данных, наличных условиях.

Значит, по своему происхождению обычай безличен , возникает не в результате деятельности отдельных личностей (исключением является так называемый политический обычай, который создавался князьями и их окружением), а всего народа в течение определенного периода его исторической жизни, и является общеобязательной нормой, прежде всего, потому, что признавался таковой всем народом.

«Обычное право – это совокупность юридических норм, создающихся независимо от предписаний законодательной власти и выражающихся в народных обычаях и обрядах. В незапамятные, доисторические еще времена стали слагаться эти обычаи и обряды в тех союзах людей, которые предшествовали образованию государства. В этих союзах, - будь то родовая организация, племя или народ, как совокупность нескольких племен, - были уже известные свои представления о праве и справедливости, первоначально тесно связанные с религией данных союзов и стойко защищаемые ими в жизни, в интересах развития самих союзов и поддержания в них необходимого мира и спокойствия».

Филиппов А.Н.

Эти представления о праве, выражавшиеся в юридических обычаях и обрядах, не могли, конечно, быть везде одинаковыми, а, наоборот, отличались своим содержанием друг от друга, в зависимости, во-первых, от того, интересы какого союза они защищали (рода, племени, союза племен), и, во-вторых, от того, на какой ступени развития стоял данный союз. Народная масса всегда и везде представляет собой разнообразные пласты многих исторических наслоений, и, в связи с этим исследователи отмечают такую особенность обычного права как партикуляризм .



По летописному рассказу даже близкие по крови племена сильно отличались друг от друга своими нравами и обычаями («имяху обычаи свои и закон отец своих и преданья, каждо свой нрав »; поляне «отец своих обычай имут кроток и тих», древляне «живяху зверинским образом, живущее скотьски»), а это наглядно показывает, что они одновременно переживали разные стадии своего культурного развития.

Когда обычай принимается, санкционируется государственной властью, помимо качества внутренней обязательности (голос совести, осознанная необходимость, общественное мнение), он получает и качество внешней обязательности, за обычаем уже стоит принудительный авторитет власти.

Нормы обычного права имеют консервативный характер: охраняются традициями, изменяются в течение долгого времени, вместе с изменением жизненных потребностей народа, совершенствованием форм общественной и государственной жизни. Нигде процесс переработки юридических понятий и форм быта не происходил столь медленно, как в народе. Мир народных понятий в области права бережно и упорно хранит в себе прадедовские взгляды, нравы и обычаи. В связи с этим нормы обычного права очень трудно поддаются как констатированию, так и общей формулировке. Они живут, большей частью, в народе в виде обычаев и обрядов, символов и пословиц, передаются изустно из поколения в поколение, как достойные уважения преданья дедов и прадедов. Словесная передача, при своей живости и силе народной памяти, не всегда, однако, является достаточной гарантией того, что обычай сохраняется передающим его лицом в полной неприкосновенности и не поддается влиянию времени. Поэтому уже в древние времена, как только начинает несколько распространяться грамотность, появляется потребность в записи народных обычаев и такими записями в значительной мере стали первоначальные народные «правды », в которых и формулируются нормы обычного права данного племени или народа.

Таким образом, нормы обычного права могут иметь различные формы выражения: устную (например, в юридических действиях: акты юридических сделок, судебные акты; символах, обрядах (например, рукобитие при заключении договора; наложение руки на предмет, прикосновение к нему при совершении купли-продажи), словесных формулах («се – мое» произносили в случае приобретения права на вещь), пословицах («молодой на битву, а старый на думу») или письменную (судебные приговоры, юридические сборники, например, Русская Правда).

В силу консервативного характера обычного права, переход от обычая к законодательству часто приобретал революционный характер, так сказать, характер «скачка». Средством такого резкого перехода являлась рецепция более совершенного права. Для древней Руси таковым образцом, «учебником» права, стала правовая система Византии.

В IX – X веках на Руси не существовало письменных сборников обычного права. Первая попытка русских выразить нормы своего права в объективной форме была предпринята в договорах Руси с Византией X века, которые: 1) стали первым писаным памятником русского права, поскольку содержали ссылки на «закон русский» - сборник устных норм обычного права древней Руси; 2) стали первым этапом рецепции византийского права, знакомства руссов с более совершенной правовой системой.

Б) Договор как источник права

Как уже указывалось, договор («докончанье », «ряд », позднее «крестное целование ») в древнейший период истории наравне с юридическим обычаем являлся преобладающей правовой формой, посредством которой часто происходил переход от обычного права к законодательству . Договоры в древности вообще имели громадное значение, в виду неустойчивости норм обычного права, с одной стороны, в виду необходимости обеспечить взаимным отношениям, внутри и вне государств, некоторую определенность, с другой стороны. В заключении договоров поэтому одинаково нуждались как отдельные государства, так и различные органы власти и союзы внутри данного государства. В связи с этим многие исследователи выделяют две основные категории договоров , существовавших в древнейший период истории русского права:

1. Договоры международные – с греками, немцами.

2. Договоры внутриполитические . Данная категория, в свою очередь, включает следующие виды договоров:

А) Договоры русских князей между собой . Хотя первый сохранившийся договор между сыновьями Ивана Калиты был заключен в 1341 году, но можно предположить, что такие договоры существовали на Руси уже в X – XI веках ввиду достаточной независимости князей друг от друга (договор 1341 г. содержит ссылку на древний княжеский обычай заключать «ряды»), и содержали, в основном, нормы государственного права: о военной помощи, выдаче преступников, о мире князей, их служилых людях, о распределении «столов», порядке общего суда и т. п.

Именно данный тип договоров являлся источником такой особой правовой формы как политический обычай , действующей в княжеско-боярской среде и формирующей институты центрального (княжеская «дума» с боярами, «снемы» или съезды княжеско-боярской знати) и местного управления (десятичная, дворцово-вотчинная системы), форму государственного устройства древней Руси (очередной или «лествичный» порядок наследования, распределения уделов).

Б) Договоры князей с народом (городами). Хотя сохранились только договоры с «вольным» Новгородом, но уже в самом раннем из них договоре князя Ярослава Ярославича 1264–1265 г. есть ссылка на обычай новгородцев вступать в договорные отношения с князьями («держать тебе Новгород по старине, по тому, как пошло искони»), что позволяет предполагать существование и более ранних договоров князей, причем не только с Новгородом, но и с другими русскими городами. Так, уже по договорам русских князей с греками, князья заключали мирные соглашения не от своего только имени, но и от имени народа – «от всех людей русской земли» (договор великого князя Игоря 944 г.). Вместе с княжескими договорами, соглашения князей с городами создавалицелый ряд правил,регулирующих внутренний строй государства.

«Некоторые из элементов, образующих этот строй, только на почве договора создают временную устойчивость часто колеблющихся взаимоотношений. Так, постановления народного собрания являются по существу ничем иным, как договором единения между участниками собрания».

Дьяконов М.А.

Договоры Руси с Византией

Самым значительным явлением внешнеполитической деятельности киевских князей в X веке были военные походы на Византию, которые в основном диктовались экономическим интересом поддержания торговых отношений. Торговля вообще была важным этапом в развитии культурных связей между соседними народами, в частности же – первые выступления славяно-русских племен на историческое поприще были торгового характера. Известны походы князей Аскольда (860 или 865 г.), Олега (907 г.), Игоря (941 и 944 гг.), Святослава (971 г.), Ярослава (1043 г.), обычным результатом которых были торговые соглашения. Летопись («Повесть временных лет» - русский летописный свод начала XII в.) сохранила четыре договора русских с греками : два договора Олега 907 и 911 гг., договор Игоря 944 г. (или 945 г.) и договор Святослава 971 г. (или 972 г.). Летописец полностью приводит тексты трех последних договоров, первый им только пересказан.* Многие исследователи (Шахматов А.А., Юшков С.В., Зимин А.А. и др.) склоняются к тому, что в 907 г. никакого особого договора заключено не было; перед нами – литературная компиляция, основанная на материале договоров 911 и 944 гг. По мнению С.М. Соловьева, «допустив к себе Русских на продолжительное житье в Константинополе, греческий двор должен был урядиться с киевским князем, как поступать при необходимых столкновениях Русских с подданными Империи; вот почему в 911 г., следовательно, по счету летописца, через 4 года, Олег послал в Царьград мужей своих утвердить мир и положить ряд между Греками и Русью, на основании прежнего ряда, заключенного тотчас после похода». Также и профессор А.Н. Филиппов предполагает, что обе стороны были заинтересованы в пересмотре договора 907 года: греки едва ли были довольны условиями мира, заключенного с победителями,…русские желали более точно определить свои отношения с греками, что и вызвало пересмотр договора всего через 4 года после его заключения.

Договоры Руси с греками составлялись в двух экземплярах: у руссов хранился экземпляр на греческом языке, у греков – экземпляр на русском языке.

Вопрос о праве договоров Руси с Византией оценивается историками весьма различно: от полного отрицания права руссов в этих договорах (В.Сергеевич), до полного отрицания византийского права (Д.Самоквасов). Большинство ученых придерживаются компромиссной точки зрения, определяя право договоров как право смешанное, славяно-византийское, сообразующее две различные правовые системы: обычное право руссов и более цивилизованное византийское законодательство , являющееся продолжением и развитием римского права. Греческое право, как право нации, стоявшей на более высоком уровне культурного развития, по сравнению с русскими X века, весьма нередко было вовсе непригодно для последних; греки поэтому поневоле должны были идти на уступки и соглашаться на введение в договоры норм, чуждых их праву, лишь бы добиться соглашения с русскими и обеспечить государству мир и спокойствие от воинственных соседей, ставивших не раз Византию на край гибели. Уже в договоре Олега 907 г. указывается, что стороны присягали (в верности условиям «мира») следующим образом:

Греки целовали Крест, а Олега и его дружинников (привели к приcяге) «по Русскому закону »; и клялись те своим оружием, и своими богами Перуном и Велесом, богом скота. И так был утвержден мир. (Перевод авт.)

А в договоре Игоря 944 г. указывается, что в процессе поиска беглого «челядина» (холопа) русские – христиане присягают «по вере своей» , а русские – не христиане присягают «по закону своему » .

Именно договоры с Византией X века, сообразующие отечественные нормы с иноземными, заимствующие византийское право, являются юридической формой, наиболее ярко представляющей начало законодательства на Руси, посредством которой совершался переход от обычного права к закону.

«Спокойная племенная (патриархальная) жизнь славян могла долго обходиться тем неизменным запасом юридических норм, которые выработаны обычаями с незапамятных времен. Но с X века восточные славяне вовлечены были авантюристическими дружинами варягов в столкновение с отдельными странами – Византией и западноевропейским миром. Это возмутило прежний спокойный уровень обычного права двояким образом: усилило разнообразие в понимании юридических норм и принудило согласить свои отечественные нормы с чужеземными. Отсюда возникли первые приемы законодательства: договоры с иноземцами и рецепция чужих законов».

Владимирский-Буданов М.Ф.

Основное содержание договоров составляют нормы торгового, международного, уголовного, наследственного права . Так, договоры князей Олега и Игоря определяют юридическое положение руссов в Византии, взаимные обязательства сторон, причем договор Игоря 944 г., заключенный после неудачного похода на греков, несколько видоизменяет, ограничивает права руссов, предоставленные им договорами 907 и 911 гг., заключенными после завоевания Византии великим князем Олегом.

«Поход Олега 907 г. на Константинополь, совершенный уже соединенными силами всех племен, подвластных Руси, северных и южных (Славян (Новгородцев), Чуди, Кривичей, Мери, Полян, Северян, Древлян, Радимичей, Хорватов, Дулебов и Тиверцев), с участием, конечно же, и варягов, - стал удачным для русского князя. По летописи, русские корабли были поставлены на колеса, и флот, при попутном ветре, двинулся на парусах по суше к Константинополю. Олег приготовился к осаде города. Греки испугались и отправили к русским посольство…».

Соловьев С.М.

Нормы торгового, международного права договоров .

По договору великого князя Олега 907 г. русские обязывались входить в Константинополь одними воротами, без оружия, отрядами не более 50 человек, в сопровождении императорского чиновника, предъявив княжескую грамоту с обозначением числа кораблей, имен прибывших в Византию послов и купцов. Руссы должны были жить в пригороде Константинополя – при монастыре св. Мамонта («у св. Мамы»).

Со своей стороны, греки обязывались:

1) Платить «дань» руссам (контрибуцию), причем, платить каждому из городов (Киев, Чернигов, Переяславль и др.), князья которых участвовали в походе Олега: чем «старше» был город, тем большую дань он получал.

2) Греки должны были предоставлять «корм » русским, проживавшим в Византии (послы получали посольские оклады, а купцы – «месячину», то есть месячное содержание, также по старшинству русских городов) и бесплатную баню .

3) Руссы получили право вести беспошлинную торговлю , а также продовольствие и судовые снасти на дорогу, когда покидали Византию.

Договор Олега 911 г., сохраняя основные положения договора 907 г., более полно определял правовое положение руссов в Византии. Например, договор 911 г. обязывает русских помогать греческим кораблям в случае кораблекрушения, нападения разбойников , а также содержит нормы о взаимном выкупе и возвращении в отечество рабов и пленников, выдаче преступников, о праве руссов свободно поступать на службу к греческому императору.

Также в договоре Олега 911 г. есть постановление о наследовании руссов , находящихся на службе у византийского императора: возможно наследование по завещанию («створит обряженье ») и по закону: указываются родственники нисходящие («свои ») и, при отсутствии нисходящих, - боковые («малые ближники »). Многие исследователи полагают, что данная норма есть буквальный перевод текста одного их постановлений XII римских таблиц. Наследник на Руси мог получить имущество от русских купцов и, вообще, от всех руссов, «ходящих в греки».

Несколько норм договора Игоря 944 г., заключенного после неудачного для руссов похода, регулируют вопросы военной помощи грекам : русский князь обязывался не позволять «черным булгарам» нападать на византийский город Корсунь (Херсонес), отказываясь и сам от притязаний на херсонскую страну («О Корсуньстей стране»). Причем, он может требовать военную помощь от греков, только при условии, если сам откажется от притязаний на черноморское побережье.

Договор Святослава 971 г. является самым кратким из всех договоров (князь был осажден войсками греческого императора Цимисхия в Доростоле): Святослав клянется не воевать с греками и защищать их в случае нападения «другого народа».

Таким образом, договоры Руси с Византией можно назвать первыми международными договорами в русской истории. В области торгового, международного, наследственного права, естественно, можно говорить о преобладании византийской правовой системы.

Именно нормы, относящиеся к области уголовного права , более всего указывают на компромисс правовых систем и свидетельствуют о существовании у руссов правовых норм уже в X веке, а именно, свода норм обычного права – «закона Русского» .

Так, ответственность за убийство формулируется договорами Олега 911 г. и Игоря 944 г. следующим образом: русин ли убьет христианина или христианин русина – (убийца) «да умрет» (Перевод авт.). То есть преступник может быть предан по византийскому законодательству смертной казни или убит по обычаю кровной мести руссов. Если у преступника было имущество («домовит»), то родственник убитого мог взять часть этого имущества, которая полагалась ему по закону. Но и жена убийцы должна была получить свою законную часть имущества.

Кроме того, устанавливается ответственность за причинение телесных повреждений «ударом мечем» или другими предметами: денежное взыскание («литр 5 серебра») – «по закону Русскому» .

Среди имущественных преступлений различаются кража (убийство вора в момент совершения преступления является ненаказуемым в случае оказания последним сопротивления), грабеж и разбой («возьмет что-либо дружинне»). Опять же, по договору Игоря, вор наказывается по «закону Гречьскому » или «закону Русскому ».

Таким образом, развивая национальное право путем рецепции византийского законодательства, договоры Руси с Византией стали и первым опытом русских «выразить нормы своего права в объективной (письменной) форме и притом сделать их для себя обязательными по силе внешнего принуждения и клятвы» (Владимирский-Буданов М.Ф.). Помимо огромного влияния на развитие русского права, переход к более совершенным юридическим формам и понятиям, договоры сыграли и огромное культурное значение для Руси: они стали «главным средством, подготовившим принятие христианства Русью и именно из Византии » (Ключевский В.О.). Так, летопись, по поводу договора Олега 911 г., указывает:

Царь же Леон…приставил к ним (русским послам) своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота, драгоценные ткани, а также чудеса своего Бога и страсти Господни: Венец, Гвозди, Багряницу, Мощи Святых, - уча их своей вере и показывая им истинную веру. (Перевод авт.)

А в договоре Игоря 944 г. уже говориться о руссах, принявших Св. Крещение:

Если кто-либо из Русской страны дерзнет нарушить этот союз с Греками, то пусть те из них, которые приняли крещение, будут осуждены Богом Вседержителем на гибель вечную и временную, а те из них, которые не крещены, пусть не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, не защитятся они щитами своими, и да падут они от мечей своих, стрел и другого своего оружия, да будут рабами в сей век и в будущий. (Перевод авт.)

Договоры Руси с немцами

Помимо русско-византийских договоров, важным источником для изучения древнерусского права являются договоры западных русских земель , лежащих по великому водному пути «из варяг в греки» (Новгородской, Псковской, Смоленской, Полоцкой и Витебской), с европейскими городами – членами Ганзейского союза, Данией, Швецией. Поскольку иностранцы говорили на непонятном для русских языке, их стали называть «немыми», а всех европейцев – «немцами». Древнейшим из договоров с немцами является договор, заключенный Новгородом в период между1189 и 1199 гг. «со всеми немцами и с готы и со всем латинским языком», то есть с жителями города Висби на острове Готланде (список его сохранился в виде приписки к договору Александра Невского 1257-1263 г.). Важное значение в истории права играют также новгородский договор 1270 г. и договор смоленского князя Мстислава Давидовича 1229 г. с Ригой и Готским берегом.

Основное содержание договоров составляют нормы международного права, регулирующие дипломатические, торговые отношения сторон. Главным отличием русско-немецких договоров от договоров с Византией является то, что они заключались государствами, стоящими примерно на одном уровне развития культуры и правосознания и более полно отражают правовые воззрения русских XII – XIII вв. Право руссов преобладает в договорах, нормы уголовного и гражданского права сходны с нормами Русской Правды.* Даже сам договор, являвшийся законом для его участников, обозначен термином «Правда » (смоленский договор 1229 г.). Однако, в отличие от Русской Правды, договорам известны преступления против нравственности : например, по договору 1189 – 1199 гг., если кто «повержет насильем » рабыню, т. е. попытается изнасиловать, то ей полагается «за обиду» гривна, а если же обесчестит («соромит »), то рабыня «себе свободна»; в договоре 1229 г., помимо «насилия» свободной женщине (штраф 5 гривен серебра), упоминается прелюбодеяние («застанет со своей женой »), денежный штраф за которое (10 гривен серебра, равнявшееся 40 гривнам кун) соответствует штрафу за убийство свободного человека («вире») Русской Правды. В области процессуального права договор 1229 г. первым среди русских юридических памятников упоминает судебный поединок – «поле » (о судебных поединках упоминается в источниках издревле, а именно, еще у арабских писателей X – XI вв., но Русская Правда не упоминает этого института). С другой стороны, договор 1229 г. является последним документом в нашем праве, упоминающим ордалий железо горячее »).

В) Закон как источник права древней Руси.

Развитие законодательства в древнерусском государстве происходило в двух основных формах :

1) В форме рецепции византийских законодательных источников , ставших вторым после русско-византийских договоров, более глобальным, этапом рецепции на Руси византийского права.

2) В форме развития национального княжеского законодательства : церковные уставы великих князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича; княжеские уставы в Русской Правде (см. далее).

А) Возникновение Русской Правды. Редакции, структура кодекса.

Наш первый правовой сборник, безусловно, базируется на нормах обычного народного права и княжеской судебной практики. Сам термин «правда», часто встречающийся в источниках древнерусского права, имеет различные значения (судебник, договор, присяга, испытание), но, в первую очередь, «правда » - это право : «налезти правду » (найти свое право), «судити в правду » (по праву) и т. д. Так как представления о праве и справедливости жили в народных обычаях , то именно они признавались «правдой». Например, Псковская судная грамота предписывает князю и посаднику судить «взирая в правду», то есть, применяя на суде обычаи Псковской земли.

Русская Правда дошла до нас более чем в 100 списках, которые большинство исследователей разделяют на 3 редакции: Краткую , Пространную и Сокращенную из Пространной (необходимо отметить особую точку зрения С.В. Юшкова, разделявшего РП на 5 редакций: Краткую, Пространную, а также третью, четвертую и пятую редакции, которые возникли, когда текст РП окончательно сложился; историк права В.И. Сергеевич указывал 4 редакции РП, разделяя Краткую редакцию РП на две отдельные редакции: Правду Ярослава и Правду Ярославичей).

Краткая редакция РП была открыта В.Н. Татищевым в 1738 году и издана впервые А. Шлёцером в 1767 г. Пространную редакцию ввел в науку В.В. Крестинин, опубликовав ее в 1788 году. Сокращенная редакция впервые была осмыслена как особая обработка Правды и издана Н.В. Калачевым (1846).

Деление Русской Правды на статьи выполнено исследователями, подлинный текст документа не содержит постатейной нумерации.

Древнейшей редакцией РП является Краткая Правда (КП). Она сохранилась в двух основных списках Новгородской I летописи Младшего извода: Академическом и Археографическом (сер. XV в.). Остальные 11 списков КП относятся к XVIII-XIX вв. и, так или иначе, восходят к Академическому списку.

Краткую Правду исследователи обычно разделяют на 4 части: Правду Ярослава (или Древнейшую Правду) - ст.ст.1-18; Правду Ярославичей (или устав Ярославичей) - ст.ст. 19-41; Покон вирный – ст. 42 (норма о «корме», содержании общиной вирника – княжеского чиновника, собиравшего «виры» - судебные штрафы); Урок мостников - ст. 43 (норма оплаты труда (по договору найма) строителей мостов и площадей.

Относительно времени возникновения отдельных частей и всей Краткой Правды в литературе нет единого мнения.

Наиболее компромиссной версией создания Правды Ярослава является период правления великого князя Киевского Ярослава Мудрого (т.е. до 1054 г.). КП помещена в Новгородской I летописи под 1016 г. («...Ярослав иде к Киеву, седе на столе отца своего Владимира... и отпусти (новгородцев) всех домой и дав им Правду и Устав списав...»). В связи с этим ряд историков (Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин, А.А. Зимин) полагают, что Правда Ярослава была составлена Ярославом Мудрым около 1016 г. Ссылаясь на известия летописей около 1036 г. в Новгороде («...людям написа грамоту…»), М.Н. Тихомиров временем ее возникновения считает 1036 г. К 30-м гг. XI в., как дате ее составления, склонен и С.В. Юшков.

Возникновение Правды Ярославичей исследователи датируют периодом правления сыновей Ярослава Мудрого – Изяслава, Всеволода и Святослава 60-70-х гг. XI века. М.Н. Тихомиров и С.В. Юшков связывают ее создание с восстанием смердов и горожан 1068-1071 гг. и относят его к известному по летописи съезду князей в Вышгороде 1072 г . Греков Б.Д. датирует этот памятник второй половиной 50-х – 60-ми гг. XI в. Зимин А.А. относит его ко времени княжения Ярослава Мудрого (1036-1052 гг.).

Обычно к 30-м гг. XI в. относят появление Покона вирного . Нет данных для точной датировки Урока мостников .

В целом Краткую Правду многие исследователи считают памятником конца XI в. (М.Д. Приселков, С.В. Юшков и др.). Некоторые ученые связывают ее появление с движением в Новгороде в 1136 г. (М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин). Существует также версия о времени ее возникновения в последние годы княжения Ярослава Мудрого, прибытия в Новгород князя Изяслава (А.А. Зимин).

Пространная редакция Русской Правды (ПП) получила наибольшее распространение на Руси. Она дошла до нас в целом ряде позднейших списков, которые обычно помещались в юридических сборниках (Мерило Праведное, Кормчая) и реже в летописях. Ее списки исследователи объединяют в ряд групп, изводов. Существует несколько опытов классификации списков ПП. (В.П. Любимов, С.В. Юшков и др.). Древнейшим из дошедших до нас списков ПП является Синодальный список (он помещен в Синодальной Кормчей 1282 г.). Троицкий список XIV в. лучше всего сохранил протограф ПП.

Исследователи обычно разделяют Пространную Правду на 2 части : Суд Ярослава – ст.ст. 1 - 52; Устав Владимира Мономаха – ст.ст. 53 – 121.

Вопрос о времени составления протографа Пространной Правды остается дискуссионным в российской историографии. По мнению С.В. Юшкова, ПП образовалась в результате механического соединения «Суда Ярослава Владимировича» (ст. ст. 1 - 52 ПП), появившегося в Киеве в конце XI или в начале XII в. (до 1113 г.), и «Устава Владимира Мономаха» (ст. ст. 53 - 121 ПП), принятого на совещании в селе Берестове вскоре после подавления восстания в Киеве в 1113 г. Но, многими исследованиями было установлено, что Краткая Правда была использована при создании Пространной Правды, как в части до упоминания в тексте установлений Владимира Мономаха, так и после них, причем одни и те же статьи не заимствованы дважды, что свидетельствует о единовременном обращении составителя ПП к тексту КП. Так, А.А. Зимин считает, что первый заголовок появился при составлении всей ПП как ее общее наименование, и относит составление ПП в целом ко времени княжения Мономаха (около 1116 г.), считая, что в основу ее первой части (ст. ст. 1 - 46) положен самостоятельный, не дошедший до нас памятник - «Правда Ярославичей» (которую он отличает от «Устава Ярославичей»), принятая на княжеском съезде 1072 г. после широкой волны народных восстаний, и базировавшаяся на законах Ярослава (ст. 2 ПП - «яко же Ярослав судил»).

Вместе с тем, ряд исследований позволяют выделить в составе ПП группы статей, которые есть основания считать заимствованными из законодательства не только Владимира Мономаха, но и других Киевских князей, социальная политика которых известна по источникам. Так, по Л.В. Черепнину, начальные статьи (1 - 46) ПП отражают правовой кодекс, который мог быть принят на княжеском съезде в Любече в 1097 г. Статьи 47 - 52, по мнению А.А. Зимина и Л.В. Черепнина, являются продуктом творчества князя Святополка Изяславича, покровительствовавшего ростовщикам. К уставу Владимира Мономаха исследователи относят ст. ст. 53 - 66, трактующие вопросы долговых обязательств и кабальных отношений. Этот устав появился после подавления народного восстания 1113 г. Далее Л.В. Черепнин выделяет Устав черниговского князя Всеволода Ольговича (1138 - 1146), регулирующий социальные отношения в феодальных вотчинах (ст. ст. 67 - 73, 75 - 85) и основанный на документальном Уставе Святослава Ярославича 1072 г. Цельную группу статей 90 - 95, 98 - 106, представляющую собой самостоятельный устав о наследстве, Л.В. Черепнин также связывает с деятельностью князя Всеволода Ольговича. Статьи 74, 86-89, 107-109 объединяются в группу, посвященную связанным с судебным процессом нормам обеспечения судебно-административного аппарата; статьи 96 - 97 говорят о денежном довольствии лиц, ведавших некоторыми делами общественного характера. Статьи 110 - 121 ПП представляют собой устав о холопстве, выделенный в самостоятельный раздел еще Н.Л. Дювернуа. Исследователь Черепнин Л.В. относит статьи о судебно-административном аппарате и устав о холопстве к деятельности владимирского великого князя Всеволода Юрьевича и связывает последний с восстанием 1174-1175 гг., приведшим к гибели его брата Андрея Боголюбского. По И.И. Смирнову, начальные статьи этого устава (110, 111) - позднейшие, вставленные в ПП уже после объединения в ней всего прежнего законодательства.

В целом создание Пространной Правды большинство исследователей относят к первой четверти ХII в., вскоре после восстания 1113 г. в Киеве и вокняжения Владимира Мономаха . «Суд Ярослава» можно рассматривать как законченный при Мономахе систематический свод Правды Ярослава Мудрого, его сыновей и внуков (это как бы третий этап в истории кодификации древнерусского права), а «Устав Владимира Мономаха» - как сборник постановлений великого князя Владимира Мономаха, в который, возможно, вошли и нормы более позднего времени.

Третья редакция Русской Правды – Сокращенная – дошла до нас всего в двух поздних списках (ХVII в.): Толстовском IV и Оболенском I. Большинство исследователей рассматривает этот памятник как переработку одного из списков Ферапонтовского вида Пространной Правды . Филиппов А.Н. указывал, что Сокращенная редакция РП, являющаяся извлечением, или сокращением, Пространной, была составлена в XIII в. Н.А. Максимейко связывает возникновение Сокращенной Правды с кодификационными работами середины ХVII в. С.В. Юшков относит время ее составления к XV веку. А.А. Зимин, исходя из того, что Ферапонтовский вид Пространной Правды сложился около половины XVI в., ставит вопрос о возможности появления Сокращенной Правды в начале XVII в. и связывает его с попытками кодификации, имевшими место в это время.

Таким образом, Сокращенная редакция РП не внесла новых норм в право, возникла, когда текст Русской Правды окончательно сложился, и, скорее всего, является попыткой приспособить, переработать нормы Пространной Правды в условиях развития Московского государства и права

XV – XVII вв.

Б) Происхождение Русской Правды.

Данный вопрос остается дискуссионным в российской историко-правовой науке.

Одной из самых спорн

Курс лекций по истории государства и права России обобщил омы г преподавания этой общепрофессиональной дисциплины на юридических факультетах вузов города Новосибирска. В книге дается систематическое изложение истории отечественного права за более чем 10 веков (IX - XX) существования российской государственности. Проводится мысль о формировании в России национальной правовой культуры, которая развивалась в русле западной традиции права. Авторы не разделяю! мнения некоторых ученых о неразвитости правосознания и правовом нигилизме как важнейшей черте российской правовой культуры. Анализируя источники права по отраслям (государственное, гражданское, уголовное, процессуальное), авторы не только знакомят студента-правоведа с историко-правовыми фактами, с юридической терминологией и традицией, но и формируют у них уважительное отношение к истории отечества и истории российской юриспруденции, уровень которой па рубеже XIX XX вв. вполне соответствовал уровню и достижениям мировой пауки. Книга рассчитана па студентов-юристов и историков, аспирантов юридических и исторических вузов. Она будет полезна всем, интересующимся историей российского государства и права.

ТЕМА 6. ПРАВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV–XVII вв.)

ТЕМА 7.СУДОУСТРОЙСТВО И СУДОПРОИЗВОДСТВО (ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО) МОСКОВСКОЙ РУСИ (XIV–XVII вв.)

ТЕМА 9. ПРАВО И СУД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII в.

ТЕМА 10. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Книги и учебники по дисциплине История государства и права России:

  1. Ответы к экзамену по истории государства и права России - 2017 год
  2. Ответы к экзамену по Истории государства и права России - 2017 год
  3. Керимханова Д.С.. Учебное пособие по дисциплине «История отечественного государства и права» для направления «Юриспруденция», профилей подготовки «Гражданское право», «Уголовное право» - Махачкала: ДГИНХ, 2014г.-372 с. - 2014 год
  4. Зубов В.Е.. История государственного упрваления: учеб. пособие / В. Е. Зубов; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014 - 2014 год
  5. P.C. Мулукаев. История отечественного государства и права: учебник Для студентов вузов, обучающихся no специальности «Юриспру­денция» / год ред P.C. Мулукаева. - 2-е изд.. перераб. и доп - M,2012. - 703 с. - 2012 год
  6. Галай Ю.Г., Черных К.В.. Нищенство и бродяжничество в дореволюционной России: законодательные и практические проблемы: монография / Ю. Г. Ґалай, К. В. Черных. - Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия,2012. -152 с. - 2012 год
  7. Васюк Анастасия Владимировна. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ В РОССИИ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2011 - 2011 год

    Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных стран

    История государства и права зарубежных стран в системе наук

    Древний Египет

    Государственный строй Древнего Египта

    Право Древнего Египта

    Древние государства Месопотамии

    Характеристика Древнего Шумера

    Общественный строй Вавилонского государства

    Государственное устройство Вавилонии

    Законы Хаммурапи

    Характеристика Древней Индии

    Общественный строй Древней Индии

    Государственное устройство Древней Индии

    Законы Ману

    Древний Китай. Государство Шан (Инь)

    Древний Китай. Государство Чжоу

    Древний Китай. Государство Цинь

    Древний Китай. Государство Хань

    Право Древнего Китая

    Древняя Греция

    Общественный строй Афин

    Государственное устройство Афин

    Рабовладельческое государство в Спарте

    Право Древней Греции

    Царский период Древнего Рима

    Римская республика

    Римская империя

    Римское право

    Государство франков

    Государственное устройство франков

    Салическая правда франков

    Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.)

    Общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.)

    Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.)

    Общественный строй Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

    Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

    Право средневековой Франции

    Государственный строй Германии в раннефеодальный период

    Германия в период феодальной раздробленности

    Англия в период раннефеодальной монархии

    Англия в XI - XIV вв.

    Англия в период абсолютной монархии

    Право средневековой Англии

    Средневековый Китай

    Право средневекового Китая

    Арабский Халифат

    Право Халифата

    Английская буржуазная революция XVII в

    Утверждение конституционной монархии в Англии XVIII в.

    Право Англии в XVII - XIX вв.

    Образование США

    Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

    Государство США в XIX - начале XX вв.

    Французская революция 1789 - 1794 г.

    Государственный строй Франции по Конституции 1791 г.

    Жирондистская республика (Первая республика)

    Якобинская республика

    Франция в период Империи

    Вторая республика во Франции

    Третья республика во Франции

    Гражданский кодекс Франции 1804 г.

    Уголовный кодекс Франции 1810 г.

    Германская империя

    Германское Уголовное уложение 1871 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г.

    Германское гражданское уложение 1896 г.

    Япония в XIX в.

    Китай в XIX - начале XX вв.

    "Новый курс" Франклина Рузвельта

    Развитие Великобритании в XX в.

    Четвертая республика во Франции

    Пятая республика во Франции (с 1958 г.)

    Веймарская республика в Германии

    Гитлеровская Германия

    Япония после второй мировой войны

1. Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных стран

    1. Предмет истории государства и права зарубежных стран

    2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран

    3. Периодизация истории государства и права зарубежных стран

1. Предмет истории государства и права зарубежных стран:

    изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;

    исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.

2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

    исторический;

    сравнительно-исторический;

    системно-структурный;

    статистический.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем:

    синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений;

    диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития.

Эти методы используют следующие научные приемы:

    аналогию;

    экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

3. История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:

    история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. до н. э.-Ув. н. э.);

    история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - XVII - XVIII вв.);

    история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII -XVIII вв.-конец XIX в.);

    история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).

История государства и права зарубежных стран в системе наук

История государства и права зарубежных стран тесно связана с теорией государства и права.

Теория государства и права, также изучающая закономерности развития государства и права, отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые используются в истории государства и права.

История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определенном историческом пространстве.

Проблематика истории политических и правовых учений - возникновение, развитие и эффективность государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности. Люди руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и цели. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как идейно-теоретические установки оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны. Этим и определяется значимость изучения проблематики истории политических и правовых учений для истории государства и права.

История государства и права зарубежных стран отличается от истории государства и права России предметом изучения, однако сообща с ней решает задачи по исследованию взаимодействия государственных структур и правовых институтов.

Древний Египет

    1. Государство Древнего Египта

    2. Периодизация истории Древнего Египта

    3. Общественный строй

1. Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире.

Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.

К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

2. История Древнего Египта делится на следующие периоды:

    период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);

    период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);

    период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н. э.);

    период Нового царства (около 1575 - 1087 гг. до н. э.).

В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи.

3. Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз.

Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах.

В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено.

Власть государства утверждалась в концентрации собственности у отдельных лиц, начиная с фараона.

Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало.

Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Храмовые хозяйства освобождались от налогов и отработок на государство. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться.

Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) характеризуют следующие важные черты общественных отношений:

    значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев;

    происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких собственников - неджесов.

Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.

В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество.

Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др.

Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы.

Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти.

Государственный строй Древнего Египта

    1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства

    2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства

    3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства

    4. Основные черты государственного строя в период Нового царства

    5. Армия

    6. Судебная система

1. В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

5. Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

6. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Право Древнего Египта

    1. Источники права

    2. Собственность

    3. Виды обязательств

    4. Брачно-семейные отношения

    5. Уголовное право и процесс

1. Источники права в Древнем Египте:

2. В Египте существовали следующие виды земельных владений.

    государственные;

    храмовые;

  • общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственн"ости и быть предметом различных сделок.

3. Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

    договор займа;

    договор найма;

    договор купли-продажи;

    договор аренды земли;

    договор поклажи;

    договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

    первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

    второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

    третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

4. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон.

В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

5. Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

    посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи;

    преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство;

    преступления против личности - убийство, членовредительство;

    имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание;

    преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств Доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

Древние государства Месопотамии

1. В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации.

Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

2. Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Стадо-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами.

В VII - VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.

Характеристика Древнего Шумера

    1. Общественный строй Древнего Шумера.

    2. Государственный строй Древнего Шумера.

1. Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации.

Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятельством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организованного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.

Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмовых землях.

Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или купленные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

2. Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единрго государства. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

История государства и права зарубежных стран - это общественная, историко-правовая наука. Предмет науки - исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов.Цель - выявление исторических закономерностей развития государства и права.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права. При помощи логического метода в теории государства и права отражается исторический процесс в абстрактной форме, вырабатывается система общеправовых понятий и категорий, широко используемых в учебном курсе истории государства и права.

Таким образом, история государства и права - это наука о государстве и праве отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в хронологической последовательности, в конкретной исторической обстановке, на основе выявления исторических закономерностей этих процессов, действующих в границах исторических эпох.

Эту науку на западе называют всеобщей историей права, которая возникла на рубеже XVIII-XIX вв. Теоретическое и практическое значение истории государства и права зарубежных стран заключается в возможности глубже познать государственно-правовые реалии современности . Также получить необходимые знания по осуществлению глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.

В историко-правовой литературе в России в течение ряда лет господствовала марксистская пятичленная периодизация исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). В настоящее время в отечественной науке утвердилось понятие «цивилизация», которое сложилось в Европе в середине XVIII века. На первое место при новом взгляде ставится человек, его внутренний мир, опыт, мировоззрение, способы ориентации, образ жизни и система ценностей.

В истории государства и права зарубежных стран используются различные подходы (методы), такие как: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный. Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении государственно-правовых явлений в той своеобразной социальной среде определенного государства и его правовой системы. Сравнительно-правовой метод предполагает выявление общих закономерностей и общих признаков в развитии государства и права в один период времени, но в различных странах (синхронное сравнение) и в разных периодах исторических эпох (диахронное сравнение). Системный подход предполагает выделение из общей структуры государственно-правовых явлений отдельных существенных признаков или неповторимых особенностей государства и его правовой системы.

В литературе принято выделять такие основные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее время (XX век). При изложении материала используются не формационные границы эпох, а цивилизационный подход.

Курс лекций по истории государства и права России обобщил опыт преподавания этой общепрофессиональной дисциплины на юридических факультетах вузов города Новосибирска. В книге дается систематическое изложение истории отечественного права за более чем 10 веков (IX - XX) существования российской государственности. Проводится мысль о формировании в России национальной правовой культуры, которая развивалась в русле западной традиции права. Авторы не разделяю! мнения некоторых ученых о неразвитости правосознания и правовом нигилизме как важнейшей черте российской правовой культуры. Анализируя источники права по отраслям (государственное, гражданское, уголовное, процессуальное), авторы не только знакомят студента-правоведа с историко-правовыми фактами, с юридической терминологией и традицией, но и формируют у них уважительное отношение к истории отечества и истории российской юриспруденции, уровень которой па рубеже XIX XX вв. вполне соответствовал уровню и достижениям мировой пауки.
Книга рассчитана на студентов-юристов и историков, аспирантов юридических и исторических вузов. Она будет полезна всем, интересующимся историей российского государства и нрава.

Историография истории государства и права России.
До XVIII в. в России науки истории права не существовало, и российская юриспруденция в целом носила чисто прикладной характер. Имела место правоприменительная практика, и законоведение было поэтому исключительным достоянием органов власти и суда: великих князей, бояр, дьяков, подьячих, дру-гих приказных людей. В государственных органах происходило и обучение праву, ибо университетов, в которых на Западе уже с XIII в. изучали право, в России не было. Но и в России были свои выдающиеся теоретики-самоучки, знавшие римское и европейское право, право Византии и Литовского государства, участвовавшие в правотворческой деятельности и создавшие уникальные кодексы законов. Известно, что создателем Судебника 1497 г. был некто Владимир Гусев, комиссию по выработке проекта Соборного Уложения 1649 г. возглавлял князь Никита Иванович Одоевский. Плодом творческого труда этой комиссии историки не перестают восхищаться до сего времени.

Первые учёные-правоведы появились в России в Петербургской Академии наук, открытой в 1725 г. по велению Петра I. В Академии по предложению её первого президента, бывшего лейб-медика Лаврентия Блументроста, было открыто гуманитарное отделение («класс гуманиоры»), в котором трудились пригла-шённые из европейских стран учёные. Правом, в том числе и историей русского права, занимались академи-ки Иоганн Симон Бекенштейн и Ф. Г. Штрубе де Пирмонт. Бекенштейн уже в следующем году начал читать на латинском языке студентам академического университета лекции по государственному (публичному) праву и институциям Юстиниана. Штрубе написал ряд работ по истории российских законов, которые были опубликованы на латинском же языке в академическом журнале «Комментарии Петербургской Ака-демии наук».

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
Предмет истории государства и права России. Задачи изучения истории права 4
Периодизация курса истории государства и права 4
Методы изучения истории государства и права России 5
Историография истории государства и права России 6
ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX – XII вв.) 8
Государственное устройство Киевской Руси 10
Князь и княжеский совет 10
Феодальный съезд 11
Местное управление и военная организация 11
Социальная структура и правовое положение населения 12
ТЕМА 2. ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (X–XII вв.) 14
Основные черты гражданского права 15
Вещное право 15
Обязательственное право 16
Наследственное право 17
Семейно-брачное право 17
Уголовное право 18
Суд и процесс в древнерусском государстве 20
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПРАВО РУСИ В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД) - XII – XIV вв. 22
Основные черты республиканского строя Великого Новгорода 25
Право Новгорода и Пскова 26
Уголовное право 27
Суд и процесс 28
ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ МОСКОВСКОЙ РУСИ (XIV–XVII вв.) 29
Памятники нрава Московской Руси 30
Судебник великокняжеский 1497 г. 31
Судебник Ивана IV (царский) 1550 г. 31
Соборное Уложение 1649 г. 31
Государственное устройство Московской Руси 32
Сословно-представительная монархия в России 33
Реформы местного управления 35
Финансовое устройство Московской Руси 36
Военное управление и организация войска 37
Государство и церковь 37
ТЕМА 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ (XIV–XVII вв.) 38
Купечество и посадское население 39
Категории крестьянства 40
Введение крепостного права 41
Правовое положение холопов 41
ТЕМА 6. ПРАВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV–XVII вв.) 43
Право собственности 43
Судебник 1550 г. о вотчинах 43
Поземельная собственность в форме поместья 43
Поместье и вотчина в Соборном Уложении 44
Обязательственное право 45
Семейно-наследственное право 46
Уголовное право Московской Руси 46
Преступления и наказания в судебниках 1497 и 1550 гг. 47
Уголовное право в Соборном Уложении 48
Виды преступлений 48
Система наказаний 50
ТЕМА 7. СУДОУСТРОЙСТВО И СУДОПРОИЗВОДСТВО (ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО) МОСКОВСКОЙ РУСИ (XIV–XVII вв.) 52
Судебные органы 52
Судебный процесс по гражданским делам 52
Инквизиционный уголовный процесс 55
Процесс по политическим делам 55
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII в. 57
Государственные реформы Петра I 58
Реформа центрального управления 59
Реформа местного управления 60
Реформы Екатерины II 61
ТЕМА 9. ПРАВО И СУД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII в. 65
Русское законодательство в XVIII в. 65
Основные моменты в развитии гражданского права 66
Развитие уголовного права 70
Суд и процесс 72
ТЕМА 10. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 74
Кодификация права 76
Гражданское право по Своду законов Российской империи 77
Право собственности 77
Наследственное право 78
Уголовное право по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 79
Система преступлений в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 80
Система наказаний 81
ТЕМА 11. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 84
Правовое положение освобожденных крестьян 84
Поземельное устройство крестьян 85
Земская и городская реформы 86
Военная реформа 87
ТЕМА 12. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА 88
Судоустройство 88
Институт присяжных поверенных (адвокатура) 90
Реорганизация прокуратуры 91
Суд присяжных 91
ТЕМА 13. РАЗВИТИЕ ПРАВА И ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕОАБСОЛЮТИЗМА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX в.) 93
Новеллы в уголовном праве 94
Судопроизводство 95
Гражданский процесс 96
Стадии уголовного процесса 96
ТЕМА 14. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В НАЧАЛЕ XX в. 99
Законодательство о Государственной думе 100
Основные законы Российской империи 102
Думская монархия. Реформы П. А. Столыпина 104
Упразднение монархии. Новая государственная система между февралем и октябрем 1917 г. 106
ТЕМА 15. СОВЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА В 1917–1920 ГОДЫ 111
Советское право в условиях «военного коммунизма» 112
Создание новых судебных органов. Борьба с контрреволюцией 114
Формирование основ социалистического гражданского нрава 116
ТЕМА 16. СОВЕТСКОЕ ПРАВО В 1920-е ГОДЫ 119
Гражданское право 119
Изменения в уголовном праве 121
Процессуальное право 122
ТЕМА 17. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ГОСУДАРСТВЕННО-ПАРТИЙНОГО СОЦИАЛИЗМА (1930-1950-е ГОДЫ) 124
Реорганизация репрессивных органов 125
«Большой террор» 1930-х годов 126
Судебная реформа 1938 года 127
Особенности развития системы и отдельных отраслей права 127
ЛИТЕРАТУРА 131.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу История государства и права России, Курс лекций, Белковец Л.П., Белковец В.В., 2000 - doc - Яндекс.Диск.

Дата публикации: 09.01.2015 08:23 UTC

Теги: :: :: :: ::



Просмотров