Из истории землетрясении. Вопросы и задания

Аннотация к материалу

Презентации по ОБЖ для 7 класса предлагается скачать бесплатно на странице, отведенной под данный раздел. А также здесь для учителей школ и гимназий, учреждений дополнительного образования и руководителей кружков много других интересных материалов. Вместе с электронными разработками во многих архивах прилагаются готовые конспекты занятий, карточки для работы с учащимися, аудиофайлы для прослушивания, видео для просмотра. Каждый найдет для себя то, что искал, а мы в свою очередь постараемся пополнять коллекцию мультимедийных работ, чтобы любую тему удавалось раскрыть интересно, доступно, не затрачивая много времени на подготовку.

Каждый педагог любит свой предмет. Однако на учителей ОБЖ возложено гораздо большая миссия, чем давать просто знания. На занятиях приходится учить самому важному - защите своей жизни, сохранению здоровья, помощи себе и близким, друзьям в сложных ситуациях. В силу возраста семиклассники порой не осознают важность того, что им предлагается изучать. Чтобы не одно слово не было упущено, ни один совет или рекомендация не забылась, предлагается скачать компьютерные презентации для демонстрации на уроках ОБЖ в 7 классе. То, что дети увидят, отложится в их памяти. В нужный момент эта «картинка» обязательно всплывет. И чья-то жизнь будет спасена, потому что педагог подошел к изучению темы не хладнокровно, а творчески, заинтересовав ребят материалом, который оказался важнее интегралов и геополитического положения, чьей-то биографии или правописания мягкого знака.

В разделе легко ориентироваться. На странице собраны те презентации, которые раскрывают темы курса. Их не так и много, поэтому быстро можно просмотреть все и выбрать лучшую Кроме того настоятельно рекомендуем заглянуть в соседние разделы, потому что порой темы курса пересекаются и материал можно найти рядом.

Работая с готовыми пособиями, учитель не только интересно проводит уроки, он демонстрирует свое профессиональное мастерство. Школьники по-другому станут относиться к ОБЖ, когда увидят, что этот предмет преподается на таком высоком уровне с использованием презентаций для 7 класса.

Терроризм – презентация

Презентация поможет сосредоточить внимание школьников на угрозе терроризма, который угрожает безопасности человека, на борьбе, которую необходимо всем миром вести против бесчинств террористов. Пособие можно скачать бесплатно по предложенной ниже текста ссылке для показа на уроках ОБЖ в 7 классе, при проведении тематических занятий, бесед. Террористические акты периодически происходят в разных...

Психологическая уравновешенность – презентация

Презентация выполнена для проведения урока ОБЖ в 7 классе на тему «Психологическая уравновешенность». Пособие можно скачать тем учителям, которые работают с учебником под редакцией Смирнова, Хренникова. Быть уравновешенным должен каждый. Это не только обязательная норма поведения в цивилизованном обществе, но и сохранение своего здоровья. Учиться такому поведению предлагается с детства....

Стресс и его влияние на человека – презентация

Презентация знакомит учеников 7 класса с тем, что такое стресс и какое влияние он оказывает на здоровье и организм человека. Скачать пособие рекомендуется для раскрытия темы на уроке ОБЖ в 7 классе. Школьник смогут с пособие еще раз поработать дома, готовясь к ответу или составляя собственный проект. Сильные воздействия...


Презентация Компьютер в нашей жизни Мультимедийная презентация выполнена для урока немецкого языка на тему «Компьютер в нашей жизни». Пособие является хорошим дидактическим материалом, для сопровождения урока в 8 - 10...Презентация Австрия Презентация наполнена текстами на немецком языке, которые рассказывают про страну Австрию. Это интереснейшее пособие могут скачать учителя старшей школы (10 - 11 класс) или преподаватели...Презентация Бетховен Презентация поведает зрителю биографию Людвига Ван Бетховена на немецком языке. Материала достаточно, чтобы у учащихся сложилось мнение о жизни и творчестве великого композитора. Скачать ресурс...

Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс

Введение

Древние люди поклонялись могучим силам природы и старались приспособиться к окружающему их миру. Современный человек почти сравнялся по силе воздействия на природу с реками, ветром, волнами. Он может передвигать горы, останавливать реки, осушать моря. Человек непрерывно переделывает окружающую его природную среду, пытаясь сделать её полезнее и безопаснее для себя. Это удаётся не всегда. Кто предполагал, например, что строительство крупной плотины может привести к такой беде, как землетрясение? Многие учёные пришли к заключению, что наша планета – не просто кусок камня в бескрайнем космосе, а организм, живущий по своим законам. Люди должны знать их и учитывать в своей деятельности, чтобы по возможности избежать бед.

Вы уже знаете, какие опасности могут подстерегать в квартире и на улицах города, знаете, что надо делать, если потерялись в лесу, умеете разводить костёр и оборудовать временное жилище, добывать пищу и оказывать первую помощь себе и своим товарищам. Такие ситуации, в которых существует угроза только вашей безопасности или жизни, называют опасными.

Бывают другие ситуации, когда на той или иной территории в результате стихийного бедствия либо производственной аварии наносится значительный материальный ущерб экономике и окружающей природе, гибнут и теряют своё здоровье люди. Другими словами, нарушается нормальная жизнедеятельность человека, причём устранение последствий таких ситуаций требует усилий многих людей. Как правило, стихийные бедствия, производственные аварии и катастрофы возникают неожиданно для человека. Их называют чрезвычайными ситуациями (ЧС).

Человек часто не может устоять перед силами природы. Стихийные явления приводят к катастрофам, разрушениям, гибели людей. Можно, конечно, стараться избегать мест, где возможны такие явления, но в настоящее время это уже нереально. Поэтому необходимо знать об опасных природных явлениях, учитывать их особенности и правильно себя вести, чтобы не попасть в беду.

Чрезвычайные ситуации имеют свои причины возникновения и особенности, свой характер развития, по-своему воздействуют на человека и его среду обитания. По причинам возникновения эти ситуации подразделяют на природные, техногенные, социогенные и экологические. В этом учебнике рассматриваются чрезвычайные ситуации природного характера, или, как их ещё называют, стихийные бедствия. Самое главное – научиться правильно вести себя в таких ситуациях, чтобы сохранить здоровье, а может быть, и жизнь.

Особенностью учебника является сочетание текста со схемами, рисунками и таблицами. При чтении параграфа надо непременно обращаться к ним, так как они содержат дополнительные учебные и справочные материалы.

Вопросы и задания в конце каждого параграфа ориентированы на основной, обязательный для изучения материал и предусматривают возможность самоконтроля и самооценки.

В конце учебника размещён список информационно-образовательных интернет-ресурсов, которые могут пригодиться не только при изучении программного материала, но и при подготовке к контрольным и проверочным работам, зачетам, выполнению заданий Всероссийской олимпиады школьников.

При работе с учебником надо постоянно оценивать свои результаты. Высоки ли они? Насколько необходимы и интересны полученные знания? Могут ли эти знания пригодиться в экстремальных ситуациях и в повседневной жизни.

После изучения материала параграфа надо ответить на контрольные вопросы и выполнить предложенные задания. Если при этом возникнут сложности, следует повторно обратиться к содержанию параграфа или к учителю.

Большую помощь при изучении курса окажет электронное приложение к учебнику. Оно поможет лучше понять сложные вопросы и проверить свои знания, умения и навыки. Поэтому после изучения материала каждого параграфа рекомендуется выполнить задания, предложенные в этом приложении.

Основы безопасности личности, общества и государства

§ 1. Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификация

Различают понятия «опасное природное явление» и «стихийное бедствие».

Опасное природное явление – это событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут оказать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

К опасным природным явлениям относят землетрясения, извержения вулканов, наводнения, цунами, ураганы, бури, смерчи, оползни, сели, лесные пожары, резкие оттепели, резкие похолодания, тёплые зимы, сильные грозы, засухи и пр. Но не все, а только те из них, которые отрицательно воздействуют на жизнедеятельность людей, экономику и окружающую природную среду (табл. 1).

К таким явлениям нельзя отнести, например, землетрясение в пустынном районе, где никто не живёт, или мощный оползень в ненаселённом горном районе. К ним также не относят явления, которые происходят в местах проживания людей, но не вызывают резкого изменения условий их жизни, не приводят к гибели или травмированию людей, разрушению построек, коммуникаций и т. п.


Таблица 1. Примерное соотношение частоты возникновения опасных природных явлений по их видам


Стихийное бедствие – это разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление либо процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Эти бедствия возникают под воздействием атмосферных явлений (ураганы, обильные снегопады, проливные дожди), огня (лесные и торфяные пожары), изменений уровней воды в водоёмах (паводки, наводнения), процессов, происходящих в почве и земной коре (извержения вулканов, землетрясения, оползни, сели, обвалы, цунами).


Таблица 2. Типизация природных явлений по степени опасности


Стихийные бедствия обычно и являются чрезвычайными ситуациями природного характера. Они могут возникать независимо друг от друга, а иногда одно стихийное бедствие влечёт за собой другое. В результате землетрясений, например, могут возникать сходы лавин или обвалы. А некоторые стихийные бедствия случаются из-за деятельности человека, иногда неразумной (брошенный незатушенным окурок или незатушенный костёр, например, часто приводят к лесному пожару, взрывы в горной местности при прокладке дорог – к оползням, обвалам, снежным лавинам).

Итак, возникновение чрезвычайной ситуации природного характера является следствием природного явления, при котором возникает прямая угроза жизни и здоровью людей, разрушаются и уничтожаются материальные ценности и окружающая природная среда.

Такие явления могут иметь различное происхождение, что и стало основой классификации чрезвычайных ситуаций природного характера, приведённой на схеме 1.

Каждое стихийное бедствие по-своему влияет на человека и его здоровье. Больше всего люди страдают от наводнений, ураганов, землетрясений и засух. И только около 10 % причиняемого им ущерба приходится на остальные стихийные бедствия.

Территория России подвержена воздействию самых различных опасных природных явлений. В то же время здесь есть существенные отличия в их проявлении по сравнению с другими странами. Так, исторически сложившаяся полоса основного расселения населения России (от европейской части по югу Сибири до Дальнего Востока) приблизительно совпадает с зоной наименьшего проявления таких природных опасностей, как землетрясения, ураганы и цунами (кроме Дальнего Востока). В то же время большая распространённость неблагоприятных и опасных природных процессов и явлений связана с холодными, снежными зимами. В целом ущерб, наносимый природными чрезвычайными ситуациями, в России ниже средних мировых показателей вследствие значительно меньшей плотности населения и расположения опасных производств, а также в результате принятия предупредительных мер.


Схема 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера

Вопросы и задания

1. Что такое опасное природное явление?

2. В чём состоит различие между опасным природным явлением и стихийным бедствием?

3. Какие стихийные бедствия являются наиболее опасными для человека?

4. Почему ущерб, наносимый природными чрезвычайными ситуациями, в России ниже средних мировых показателей?

Глава 1
Землетрясения
Из истории землетрясении

За время существования человечества в результате землетрясений погибли миллионы людей, были разрушены сотни городов.


Широко известно землетрясение, разрушившее итальянский город Мессину.

Мессина испокон веков была несчастным городом. В течение двухтысячелетий её периодически опустошали войны, а в промежутках между ними свирепствовали землетрясения.

28 декабря 1908 г. в шестом часу утра произошло роковое землетрясение. Несколько секунд – и Мессины не стало. После землетрясения на берег тремя волнами, следовавшими одна за другой с интервалами в 15 минут, ринулись гигантские волны цунами.

На окраинах города воспламенились разрушенные газгольдеры; через полчаса после подземного толчка вспыхнул пожар.

На разверстых плитах, на содрогающейся земле вдоль бульвара высились остовы дворцов с обрушившимися колоннами и растрескавшимися стенами. Со всех сторон слышались стоны, крики, просьбы о помощи. Виднелись тела, застрявшие среди обломков. Все здания, стоявшие на берегу, были смыты цунами.

Утром сообщение о катастрофе было передано по телеграфу во все страны света. Отовсюду понемногу стала поступать помощь. Сам король прибыл в Мессину, чтобы организовать перевозку раненых.

Случилось так, что 28 декабря 1908 г. у восточного берега острова Сицилия находилась русская гардемаринская эскадра. Узнав о страшном землетрясении, отряд взял курс на Мессину. При подходе к городу матросы увидели, что его набережные запрудили толпы обезумевших от горя и страдания людей. Русские моряки спустили шлюпки со спасательными командами, врачами и санитарами. Это было похоже на высадку десанта – десанта во имя спасения жизни людей.

На улицах путь морякам преграждали сплошные завалы, но они, часто рискуя жизнью, взбирались по обломкам стен, устраивали галереи, колодцы, чтобы пробраться к пострадавшим.

Моряки шли шеренгой в десять человек на расстоянии пяти метров друг от друга, осторожно ступая и прислушиваясь, не раздадутся ли где стоны и крики. Через каждые пять – десять шагов по команде старшего все насторожённо останавливались. Тот, кто слышал стон или зов о помощи, поднимал руку, остальные устремлялись к нему. Старший оставлял здесь двух-трёх человек, давал им указания, и шеренга шла дальше. Одна шеренга сменяла другую, продолжая поиск людей.

В одном месте увидели человека, висевшего вниз головой с защемлёнными между балками ногами. Матросы построили пирамиду из своих тел и таким образом спасли несчастного.

Вот что говорили итальянцы: «Трудно себе представить нечто более героическое, чем поступок русских моряков. Бесстрашное поведение русских офицеров и матросов ещё более выделялось при их скромности и сердечной простоте».

Как работали русские моряки, можно судить и по таким эпизодам. На остатках балкона третьего этажа висела вниз головой зацепившаяся за решётку шестилетняя девочка. Обломок стены еле держался и был готов обрушиться. Тогда матросы поставили вертикально лестницу без всяких упоров. Двое поддерживали её, а двое поднялись наверх. Один из них встал на плечи товарища и достал ребёнка.

На развалинах банка спасатели обнаружили и откопали несгораемый сейф, в котором оказалась крупная сумма в золоте и ценных бумагах. Всё это немедленно переправили на пришедший в порт итальянский военный корабль.

Шесть дней проработали в качестве спасателей русские моряки в Мессине. Они не щадили себя, многие из них сами были ранены, а несколько человек погибли под рухнувшими стенами.

По официальным данным, наши моряки извлекли из-под развалин 2000 человек, 1800 из них эвакуировали. Крейсер «Адмирал Макаров» и линкор «Слава» перевезли около 1000 пострадавших мессинцев в Неаполь.

С геологической точки зрения Мессинское землетрясение не было значительным, и только число жертв придало ему столь широкую известность.

Почему же всё-таки в 1908 г. при Мессинском землетрясении погибли 100 или даже 160 тыс. человек? Прежде всего это объясняется большой плотностью населения в Калабрии и Сицилии. Мало того, сицилийцы в основном селились вдоль побережья, в ветхих строениях и домах…

Самым же разрушительным землетрясением за всю историю человечества, по летописям, считается землетрясение 1201 г. (по некоторым источникам – 1202 г.) на территории Среднего Востока. От него пострадали Египет, Сирия, Малая Азия, Сицилия, Армения, Азербайджан. Общая площадь пострадавших территорий составила 2 млн км 2 . Численность погибших была невероятно велика – более 1 млн человек.

На Руси в XI–XIX вв. отмечено около 40 землетрясений, при четырёх из них были разрушены церкви и повреждены дома (в 1124 г. на Новгородчине, в 1474 г. в Москве, в 1595 г. в Нижнем Новгороде, в 1807 г. в Поволжье, от Нижнего Новгорода до Уфы). В летописях осталось упоминание о сильном землетрясении, которое произошло в 1230 г. в Суздале. Землетрясения были и в Киеве, Переяславле, Владимире, Новгороде. В Киево-Печерской лавре церковь святой Богородицы распалась на четыре части. Одновременно рухнула трапезная. В Переяславле церковь святого Михаила распалась на две части.

Землетрясение в городе Нефтегорске (остров Сахалин) в 1995 г. практически полностью разрушило этот небольшой город. Осталось только несколько домов, детские сады и больница. В результате этой катастрофы погибло более 2000 человек, а город перестал существовать.

§ 2. Происхождение и классификация землетрясений

Землетрясение это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Самая верхняя оболочка Земли, называемая земной корой, имеет под континентами толщину порядка 30–70 км и сложена из затвердевших пород. Однако земная кора не монолитная оболочка. Основные плиты, на которые разделена земная кора вместе с расположенными на ней континентами и океанами, – Африканская, Индо-Австралийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Антарктическая, Евроазиатская и Тихоокеанская.

Вспомните из курса географии, что вы знаете о движении литосферных плит.

Плиты движутся и по горизонтали, и по вертикали, приводя к образованию рельефа Земли – гор, вулканов, впадин. Их перемещения сопровождаются накоплением в земных недрах колоссальной энергии, которая, высвобождаясь в виде сейсмических волн, приводит к колебаниям земной коры. Сейсмические волны ощущаются часто как сильные движения поверхности Земли. Мы воспринимаем их как землетрясения.


Вот как очевидец описывает землетрясение: «Земля вздрогнула, её первая судорога длилась почти 10 секунд: треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц разбудили спящих… Как бумажный, разрывался потолок… в темноте всё, казалось, падало… Земля глухо гудела. Вздрогнув и пошатываясь, здания наклонялись, по их белым стенам, как молнии, змеились трещины, и стены рассыпались, заваливая улицы и людей среди них тяжёлыми грудами острых кусков камня…»


Сильнейшие землетрясения сотрясают планету приблизительно один раз в 10 лет и часто оказываются катастрофическими. Такие землетрясения могут поражать местность в радиусе сотен километров, а ощущают их в радиусе 500–700 км и более, на площади до нескольких миллионов квадратных километров.


Самой страшной и разрушительной трагедией XX столетия, унесшей жизни более полумиллиона человек, стало землетрясение в Китае в 1976 г. Оно произошло ночью 28 июля прямо под Тяньшуем, городом с полуторамиллионным населением. Масштаб разрушений и количество погибших были невероятно велики. Жилые дома, заводы превратились в руины; город практически перестал существовать. В земле образовались огромные трещины. Одна из трещин поглотила больницу и переполненный пассажирами поезд. Обрушились мосты, пострадали железнодорожные линии, были разорваны трубопроводы, разрушены плотины. По сообщениям гонконгской газеты, погибло более 655 тыс. человек.


Землетрясения происходят не во всех частях мира. Они бывают. только в определённых районах, которые называют сейсмическими поясами.

В настоящее время известно всего два главных пояса: Тихоокеанский и Средиземноморский (Трансазиатский).

Тихоокеанский пояс охватывает кольцом берега Тихого океана. Здесь происходит до 80 % всех землетрясений. При этом разрушительные землетрясения повторяются в среднем через 150 лет.

Средиземноморский (Трансазиатский) пояс простирается через юг Евразии от Пиренейского полуострова на западе до Малайского архипелага на востоке. В зоне этого пояса происходит до 15 % всех землетрясений. Разрушительные землетрясения происходят через 200–300 лет.

Есть и другие пояса: Арктический, западной части Индийского океана и Восточно-Африканский. В этих зонах происходит до 5 % всех землетрясений.

Реже всего разрушительные землетрясения происходят на платформенных равнинах (через 500–700 лет), отчего о них порой просто забывают.

Районы, где особенно часто происходят землетрясения, называют сейсмически активными.

К сейсмически опасным (активным) районам России относят Кавказ (Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чеченская республики), Алтай (Алтайский край, Новосибирская и Кемеровская области), горы Восточной Сибири и Дальнего Востока (Красноярский край, республики Бурятия, Тува, Саха (Якутия), Иркутская, Читинская, Амурская и Магаданская области), Командорские и Курильские острова, остров Сахалин.

Место, где происходит сдвиг горных пород, называют очагом землетрясения. Очаг землетрясения обычно находится на глубине более 10 км. Над ним на земной поверхности расположено место наибольшего проявления землетрясения. Его называют эпицентром.

Причиной землетрясения обычно бывает сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трётся о другой. При этом гигантская энергия вызывает колебания в скальных породах, которые могут распространяться на десятки и сотни километров во все стороны. С расстоянием их сила убывает.

Волновые колебания при землетрясении бывают в основном трёх типов и передаются по скальным породам земной коры с различной скоростью. Первичные волны колеблются продольно, вторичные – поперечно, длинные волны передаются по поверхности Земли. Они перемещаются медленнее, и их часто ощущают как сильное движение поверхности Земли. Эти волны и бывают причиной всех видимых разрушений.


Эпицентр и очаг землетрясения


Из мирового опыта известно, что иногда причиной землетрясения может стать дополнительная нагрузка на породы после сооружения крупных водохранилищ в зонах тектонических разломов. В таких случаях под весом огромных масс воды одна из плит начинает с большим усилием воздействовать на другую.


Именно такое землетрясение произошло в районе города Койнанагар (Индия). Его причиной стало сооружение водохранилища объёмом 2,78 км 3 с плотиной высотой 103 м. В ночь с 10 на 11 декабря 1967 г. сейсмический толчок силой 8 баллов в эпицентре разрушил 80 % домов в Койнанагаре. Погибло 200 человек, более 1,5 тыс. человек остались без крова.


Иногда бывают земные волны в буквальном смысле слова. Они движутся по земле, как по озеру. В Калифорнии при землетрясении 1906 г. в некоторых местах отмечали такие волны высотой до 1 м. Земные волны особенно опасны, так как, встряхивая здания, рушат самые прочные стены. Порой здания вибрируют так сильно, что распадаются на части.

Землетрясения подразделяют на тектонические, вулканические, обвальные, наведённые, связанные с ударами космических тел о Землю и моретрясения (табл. 3).

Большинство землетрясений мы не замечаем: их улавливают только специальные приборы – сейсмографы.

Сейсмограф – это чувствительный прибор, который улавливает и регистрирует подземные толчки, отмечает их силу, направление и продолжительность.

Сейсмографы используют в разных местах по всему миру, чтобы ежедневно фиксировать колебания земной коры, потому что она никогда не бывает в спокойном состоянии. Показания двух или нескольких сейсмографов помогают сейсмологам обнаружить место, где произошло землетрясение.


Таблица 3. Классификация землетрясений по происхождению

Вопросы и задания

1. Что такое землетрясение и почему оно происходит?

2. Назовите и покажите на карте наиболее сейсмоактивные районы нашей страны.

3. Что называют очагом, а что – эпицентром землетрясения?

4. При помощи какого прибора измеряют силу и направление землетрясения?

5. Покажите на карте основные сейсмические пояса.

6. Приведите примеры наиболее разрушительных землетрясений.

7. Назовите основные виды землетрясений в зависимости от их происхождения.

Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

7-е изд., перераб. - М.: 2011. - 207 с.

Учебник содержит обязательный минимум учебного материала по курсу: "Основы безопасности жизнедеятельности". В нем изложены важнейшие правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, а также правила оказания первой медицинской помощи при различных несчастных случаях.

Формат: pdf

Размер: 27,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
Введение 3
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Разделы 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций... 5
Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 6
1.1. Различные природные явления 6
1.2. Общая характеристика природных явлений 9
1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера 15
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения 22
2.1. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия 22
2.2. Защита населения от последствий землетрясений 30
2.3. Правила безопасного поведения населения при землетрясении 35
2.4. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов 44
2.5. Последствия извержения вулканов. Защита населения 51
2.6. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения 58
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения 67
3.1. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия 67
3.2. Защита населения от последствий ураганов и бурь 74
3.3. Смерчи 79
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения 84
4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины 84
4.2. Защита населения от последствий наводнений 89
4.3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения 94
4.4. Сели и их характеристика 98
4.5. Защита населения от последствий селевых потоков 102
4.6. Цунами и их характеристика 104
4.7. Защита населения от цунами 109
4.8. Снежные лавины 113
Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения 119
5.1. Лесные и торфяные пожары и их характеристика 119
5.2. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения 125
5.3. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.... 131
5.4. Эпизоотии и эпифитотии 140
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации 143
Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму 144
6.1. Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность 144
6.2. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения 155
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни 169
Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека 170
7.1. Психологическая уравновешенность 170
7.2. Стресс и его влияние на человека 176
7.3. Анатомо-физиологические особенности человека в подростко¬вом возрасте 180
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 1-83
Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях 184
8.1. Общие правила оказания первой помощи 184
8.2. Оказание первой помощи при наружном кровотечении 187
8.3. Оказание первой помощи при ушибах и переломах 192
8.4. Общие правила транспортировки пострадавшего 197
Приложение 200
Литература 203

Наша Земля прекрасна и в летнее солнечное утро, и в снежный зимний день, и в весеннюю грозу, и в осенний дождь. Изумительны по-своему и тропический ливень, и северное сияние, и грохочущие лавины, извержения вулканов, огромные морские волны и барханы в пустыне.

Но многие природные явления могут приобрести такую силу, что становятся опасными для человека.

И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы, может возникнуть опасная и даже чрезвычайная ситуация, угрожающая жизни многих людей, их интересам и даже безопасности страны.

Понимая важность этой проблемы, в Российской Федерации принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряд постановлений Правительства, на основании которых развернута подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций, в том числе преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Наш учебник написан в соответствии с программой этой дисциплины на основе информационных материалов и опыта лучших специалистов страны. Он поможет не только узнать механизмы возникновения опасных природных ситуаций, но и познакомит с опытом действий по защите от поражающих природных факторов.

За последние годы расширяется география наших поездок, мы становимся очевидцами стихийных явлений, которых не бывает там, где мы живем. Каждый из нас может оказаться в зоне стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации природного характера. И от наших действий будет зависеть наша жизнь, жизнь близких людей. Природа Земли такова, что опасные природные явления всегда были, есть и будут, а значит, мы должны быть к ним готовы.

Изучая курс ОБЖ, вы уменьшаете вероятность ошибок при действиях в опасных и чрезвычайных ситуациях, возникновение страха и паники - главных причин стресса и гибели людей.

Как работать с учебником

В первую очередь ознакомьтесь с оглавлением учебника, вам будут понятны его структура и логика изложения материала. Работая с учебником, обращайте внимание на выделенные в тексте слова - понятия и термины. Для успешного усвоения знаний в учебнике предлагается дополнительный материал:

«Вопросы и задания» в конце параграфа помогут вам проверить свои знания и понять, как вы усвоили новый материал.

Заполнять кроссворды следует без нажима простым карандашом - ведь этот учебник ещё будет служить другим ребятам.

При подготовке к занятиям обращайтесь к форзацам учебника, там вы найдёте фотографии, иллюстрирующие разнообразные природные стихийные явления.

ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) принято понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. ЧС возникают не сразу, как правило, они развиваются постепенно из происшествий техногенного, социального или природного характера.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также от границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в нашей стране создана специальная система - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (кратко РСЧС ).

РСЧС имеет свои силы, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций (это подразделения МЧС, МВД, ФСБ и других государственных органов). Если этих сил недостаточно, то для ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Надо сказать, что защита населения является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей всех учреждений (в том числе и школ) и предприятий.

К числу основных задач этой системы в области защиты населения отнесены:

прогноз чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В данном учебнике мы подробно рассмотрим опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в результате природных явлений и неблагоприятных факторов.

Всё население нашей страны имеет право на защиту своей жизни, здоровья, а также имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, каждый человек должен сам заботиться о собственной безопасности. Граждане Российской Федерации обязаны участвовать в мероприятиях по защите от чрезвычайных ситуаций и обучаться действиям в подобных ситуациях.

Защита населения достигается применением целого ряда мер, среди которых:

□ прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий для населения;

□ непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды;

□ оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

□ эвакуация людей из опасных зон;

□ подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях населения, руководителей предприятий и организаций, органов управления;

□ проведение спасательных работ.

Особое внимание уделяется подготовке учащейся молодежи. Введение в 1991 году в государственных общеобразовательных учреждениях нового курса - «Основы безопасности жизнедеятельности» - тому подтверждение.

Отнеситесь серьезно к изучению и практическому освоению данного курса. То, что хорошо усвоено в юности, остается на всю жизнь, а эти знания пригодятся всегда.

В последнее время отмечается опасная тенденция увеличения числа природных катастроф. Сейчас они происходят в 5 раз чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб, наносимый ими, возрос в 8 раз. Год от года растет число жертв от последствий чрезвычайных ситуаций.

Главной причиной такой неутешительной статистики эксперты считают растущую концентрацию населения в крупных городах, расположенных в зонах повышенного риска.

Изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение правилам поведения в подобных условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями.



Просмотров