Изменение расторжение и прекращение договора. Договор и порядок его заключения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский социально технический университет имени академика З. Алдамжар

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Уголовно-правовая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества»

по специальности 050301 - «Юриспруденция»

Выполнила

С.Х.Шаметова

Научный руководитель Ш.Ш.Шаяхметов

к.ю.н., доцент права

Костанай 2011

Введение

2. Преступления против мира

2.3 Производство или распространение оружия массового поражения

3. Военные преступления

3.1 Применение запрещенных средств и методов ведения войны

3.2 Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международными договорами

4. Преступления против человечности

4.1 Геноцид

4.2 Экоцид

5. Иные преступления против мира и безопасности человечества

5.1 Наемничество

5.2 Нападение на лиц и организации, пользующиеся международной защитой

5.3 Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды

Заключение

Список использованных источников

война оружие вражда религиозный

Введение

С момента установления независимости в Республике Казахстан, как и во многих странах содружества, переходный период сопряжен с развитием как позитивных, так и негативных процессов во взаимодействии государств в области обеспечения всеобщего мира и безопасности.

Изучение этих процессов требует со стороны исследователя объективности и беспристрастности. Такое изучение нужно, для того, чтобы расширить познания в правовом регулировании преступлений против мира и безопасности человечества.

На протяжении всей истории человек мечтал о мире. Лучшие умы посвятили этой проблеме свои труды. Но только в настоящее время созрели условия, открывающие реальные перспективы обеспечения всеобщего мира. На рушение норм международного уголовного права совершаются по воле конкретных лиц, и потому установление их уголовной ответственности за тяжкие преступления необходимо для установления мира и правопорядка.

Мир - это величайшее благо человечества. В сохранении мира заинтересованы все народы.

Безопасность - есть нечто ценное и достижимое, создаваемое людьми, как некоторая ценная характеристика, как потребность, как благо для человека.

И, несомненно, все это должно быть надежно защищено законом. 16 июля 1997года, Уголовный Кодекс Республики Казахстан, предусмотрел самостоятельную главу «Преступления против мира и безопасности человечества».Основные виды преступлений, против мира и безопасности человечества, определены уставами международных военных трибуналов, учрежденных после Второй мировой войны. Их всеобщее значение было подтверждено специальными резолюциями Генеральной Ассамблеи 1946 и 1947 годах.

Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его существование или, по крайней мере, существование народов.

Составной национальной безопасности является - экологическая безопасность, которая в свою очередь является существенным компонентом международной безопасности.

На основании всего вышеуказанного, целью настоящей дипломной работы является анализ исторического и современного аспектов преступлений против мира и безопасности человечества, при рассмотрении их составов.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования преступлений против мира и безопасности человечества как самостоятельного вида преступления начались в 40-е годы ХХ века в связи с окончанием второй мировой войны, результатом которого чуть не стала общемировая катастрофа. Впервые проблема юридической ответственности за преступления против мира и безопасности человечества была поставлена политиками, общественностью, учеными-международниками во время Нюрнбергского процесса и исследуются по настоящее время.

Появление в УК РК самостоятельной главы о преступлениях против мира и безопасности человечества явилось стимулом изучения отечественными специалистами. Однако вплоть до настоящего времени такие исследования в целом выражались в русле комментирования ст. 161 УК РК.

Понятие о преступлениях против мира и безопасности человечества, а также по международному уголовному праву исследовали А.И. Бойко, О.Н. Ведерникова, Л.Н. Галенская, Л.В. Иногамова-Хегай, А.Г. Кибальник, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, И.И. Лукашук, А.В. Наумов, В.П. Панов, А.А. Потапов, И.Г. Соломоненко, Е.Н. Трикоз, В.Ф. Цепелев, И.В. Фисенко, М.Л. Хабачиров, И.Л. Хромов и др.

О системе преступлений против мира и безопасности человечества писали Л.В. Иногамова-Хегай, И.Я. Козаченко, Э.С. Тенчов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, И.И. Лукашук, А.В. Наумов, М.Г. Янаева и др.

В последнее время данные вопросы исследовались на диссертационном уровне. Как одно из военных преступлений наемничество рассматривается в докторской диссертации Р.А. Адельханяна. Например, анализу соседней российской нормы о наемничестве посвящены кандидатские диссертации О.Ю. Молибоги и К.Л. Осипова. Международно-правовое и национальное закрепление наемничества представлено в кандидатской диссертации Н.О. Шандиевой. В кандидатских диссертациях, посвященных проблемам противодействия терроризму, наемничество рассматривалось в связи с привлечением наемников к участию в террористических актах.

Однако многие вопросы ответственности за наемничество не получили должного разрешения.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере совершения преступлений против мира и безопасности человечества.

Предмет исследования - преступления против мира и безопасности человечества и уголовная ответственность за их совершение. Также она включает:

Нормы международно-правовых актов, в том числе документы о преступлениях против мира и безопасност человечества;

Нормы отечественного уголовного, конституционного и иного законодательств;

Нормы о преступлениях против мира и безопасности человечества уголовных кодексов ряда зарубежных стран;

Разъяснения нормативных постановлений Верховного Суда РК;

Научную, учебную литературу о преступлениях против мира и безопасности человечества;

Статистические данные и материалы международной судебной практики.

Целями данной работы являются разработка доктринального понимания преступления против мира и безопасности человечества по казахстанскому уголовному праву. Также в качестве цели исследования выступает изучение соответствия национального уголовного права предписаниям международного права в плане определения данной категории преступлений.

Для достижения указанных целей были решены следующие задачи исследования:

Рассмотрение преступлений против мира и безопасности человечества;

Анализ социальной обусловленности преступлений против мира и безопасности человечества в международном и национальном уголовном праве;

Определение элементов преступлений против мира и безопасности человечества;

Системный и сравнительно-правовой анализ норм, устанавливающих преступлений против мира и безопасности человечества;

Выявление оснований для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений против мира и безопасности человечества.

Дать сравнительно-правовой анализ норм о преступлениях против мира и безопасности человечества в соответствии с законодательством ряда государств-участников Содружества Независимых Государств и иных зарубежных стран с целью исследования вопроса о возможности использования положительного законодательного опыта других государств для совершенствования казахстанской уголовно-правовой нормы о преступлениях против мира и безопасности человечества, а также обоснования возможности изменения международно-правовых норм;

Охарактеризовать новые тенденции в проявлениях преступлений против мира и безопасности человечества;

Сформулировать аргументированные предложения по совершенствованию норм об уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества.

Научная новизна работы заключается в том, что в отечественной науке сделана попытка осуществить комплексное исследование, посвященное анализу преступлений против мира и безопасности человечества по казахстанскому уголовному праву. При этом особое внимание уделено вопросам теоретической разработки уголовно-правового понимания правовых актов и решению возможных проблем его правоприменения.

В ситуации отсутствия судебной практики применения ст. 161 УК РК, принципиальной новизной обладают теоретические рекомендации по правильному установлению объективных и субъективных признаков преступлений против мира и безопасности человечества.

В целом комплексная разработка данной темы осуществлена путем анализа социальной обусловленности уголовной ответственности за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, а также системного анализа объективных и субъективных признаков преступлений против мира и безопасности человечества по казахстанскому уголовному законодательству.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и выводы могут быть использованы для совершенствования уголовного законодательства Республики Казахстан в плане регламентации ответственности за совершение преступлений против мира и безопасности человечества.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы в учебном процессе и научных исследованиях по тем вопросам Общей и Особенной частей уголовного права, которые сопряжены с проблемами взаимодействия международного и национального уголовного права, реализации уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества.

В первой главе работы, мы дали характеристику преступлений против мира и безопасности человечества, возникновение проекта Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества, а также дали классификацию данных преступлений. Описали исторический и современный аспект преступлений против мира и безопасности человечества.

Во второй главе рассмотрели преступления против мира, а именно:

1) планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст.156 УК Республики Казахстан).

2) пропаганда и публичный призыв к развязыванию агрессивной войны (ст.157УК Республики Казахстан).

3) производство или распространение оружия массового поражения (ст.158 УК Республики Казахстан).

В третью главу вошли воинские преступления, которые включают в себя:

1) применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.159УК Республики Казахстан).

2) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международными договорами.

Четвертая глава о преступлениях против человечности:

1) геноцид (ст.160УК Республики Казахстан)

2) экоцид (ст.161УК Республики Казахстан)

В пятую главу мы поместили:

1) наемничество (ст.162УК Республики Казахстан)

2) нападение на лиц и организации, пользующиеся международной защитой (ст.163УК Республики Казахстан).

3) возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды (ст.164УК Республики Казахстан).

Говоря о степени изученности и уровня разработанности данной проблемы, необходимо отметить, что имеется достаточное количество научной монографической литературы, а также материалов периодических изданий, но это нисколько не говорит о достаточном уровне освещенности. Поэтому процесс изучения не должен консервироваться.

Сделаем небольшой анализ имевшейся в нашем распоряжении литературы.

В работе использованы источники, которые можно разделить на две группы.

К первой группе источников отнесем специальные работы, политологов, дипломатов, юристов, посвященные данной проблеме.

Следует отметить большой теоретический вклад в разработку проблемы таких юристов как, Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. - М., 2001; Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия тягчайшее международное преступление. - М.,1986; Поленов Г.Ф. и Маркелов В.Н. Алма-Ата, 1979; Уголовное право Казахской ССР. Особенная часть.

Среди других работ, использованных при написании, хочется отметить книгу Сарсенбаева К.М. Казахстанское уголовное право, в которой идет сравнительная характеристика Казахстанского уголовного права и зарубежных государств; книга Каната Кабдрахманова о человеческих последствиях испытаний ядерного оружия в Казахстане; книгу Кислицина С.А. История России в вопросах и ответах.

Большую помощь в написании этой дипломной работы, оказала книга Уголовное право Республики Казахстан. Особенная часть / Под. ред И.Ш.Борчашвили, где четко дана характеристика каждому преступлению против мира и безопасности человечества.

Очень много ответов на интересующие нас вопросы мы нашли в книге Панова В.П. Международном уголовном праве. - М., 2002.

Ко второй группе источников отнесены: Конституция Республики Казахстан, Уголовный кодекс Республики Казахстан, Конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказание за него»; Устав Нюрнбергского трибунала; Уставы ООН; Парижский пакт; и многое другое.

Наличие указанной литературы не дает основания для вывода об изученности темы и решимости проблемы, изучаемой в дипломной работе.

Таким образом, проведенный анализ, показывает, что тема нуждается в более четком и детальном рассмотрении. Имеющиеся работы в большей или меньшей степени затрагивают интересующие нас вопросы.

Поэтому мы попытаемся на основании имеющейся и вновь изданной литературы, еще раз более подробно проанализировать «Преступления против мира и безопасности человечества», и сделать необходимые выводы.

1. Исторический и современный аспект преступлений против мира и безопасности человечества

Мир и безопасность человечества являются важнейшими социальными ценностями современной цивилизации, обязательным и непременным условием дальнейшего успешного развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

Исследованные положения конституционного и уголовного законодательства ряда европейских стран и США позволяют говорить о том, что несмотря на терминологическую разницу и особенности восприятия международных норм, в странах континентального и общего права существует определенное единство в регламентации оснований ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, в целом, и преступление экоцида - в частности. При этом уголовное законодательство большинства западноевропейских стран, прямо не употребляя термин «экоцид» (в отличие от уголовных кодексов стран-членов СНГ), исходит, по существу, из признания высокой степени общественной опасности этого преступления, основанной на создании угрозы интересам жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Впервые в УК Республики Казахстан, принятом 16 июля 1997 г., законодатель выделил самостоятельную главу о преступлениях против мира и безопасности человечества, чем привёл национальное уголовное законодательство в соответствие с международными конвенциями и взятыми на себя обязательствами по борьбе с посягательствами, которые традиционно относились к категории так называемых международных преступлений.

Международными преступлениями, как это отражено в юридической литературе, признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом .

Преступления международного характера - это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристским и т. д.). Но при всей опасности, например, преступлений международного характера, связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т. д., эти преступления обычно не достигают масштаба, при котором делается возможной угроза безопасности человечества в целом.

Источниками норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества в международном праве считаются: Устав Международного военного трибунала по делу главных военных преступников в Германии, виновных в развязывании второй мировой войны, а также Устав Токийского международного военного трибунала.

Несмотря на то, что в этих Уставах отсутствует определение преступлений против человечества, в них сформулированы основания уголовной ответственности за такие деяния, а также приведена их классификация.

В 1947 г. Резолюцией 177 Г генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества (в специальной литературе указывается, что к этому времени и относится новое официальное название данных преступлений.)

Работа над указанным проектом шла не одно десятилетие, и только в 1991году на своей 43 сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтение проект этого Кодекса, который через Генерального Секретаря ООН был направлен правительствам стран для обсуждения. Проект Кодекса к преступлениям против мира и безопасности человечества относит 12 составов. Среди них:

1) агрессия; 2) угроза агрессией; 3) вмешательство (во внутренние и внешние дела другого государства); 4)колониальное господство; 5)геноцид; 6) апартеид; 7) систематическое и массовое нарушение прав человека; 8) исключительно серьёзные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наёмников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств;12) преднамеренный и серьёзный ущерб окружающей среде.

По сложившейся практике в международно-правовых актах определяется преступность деяния, но не указывается санкция за его совершение .

Так построен и проект данного Кодекса. В литературе обычно ссылаются на то, что конкретные виды наказания за международные преступления должны применяться в соответствии с внутригосударственным уголовным законодательством .

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества по сравнению с Нюрнбергским Уставом значительно расширяет круг этих преступлений. Данные обстоятельства вызвали замечания на указанный проект Кодекса, поступившие от 22 государств. Принципиальные возражения были выдвинуты относительно включения в Кодекс составов таких преступлений, как вмешательство (во внутренние и внешние дела другого государства), колониальное господство, апартеид, систематическое и массовое нарушение прав человека, наёмничество, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, преднамеренный и серьёзный ущерб окружающей среде.

Данная классификация преступлений против мира и безопасности человечества не является единой и бесспорной. Например, совсем иной перечень международных преступлений содержится в ст. 20 проекта Устава международного уголовного суда.

Следует согласиться с авторами учебника Особенной части уголовного права Российской Федерации под редакцией Б.В. Здравомыслова, что данная классификация является ещё более спорной, чем приведённая в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, и, прежде всего потому, что в этой классификации к преступлениям против мира и безопасности человечества отнесены и так называемые преступления международного характера . В УК Республики Казахстан, содержится достаточно много норм о таких преступлениях. Это статьи об ответственности за изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг; захват заложника; незаконный оборот наркотических средств; угон воздушного судна и др.

Одной из проблем уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, препятствующей принятию кодифицированного акта об этих деяниях, стал не урегулированный до настоящего времени вопрос о международном судебном органе. Ряд государств высказались за учреждение Международного уголовного суда. США, например, выступили против принятия Кодекса о преступления против мира и безопасности человечества именно по той причине, что в нём отсутствует процедура преследования за такие преступления. Правительство США эффективность борьбы с этими преступлениями видит не в продолжение работ над проектом этого Кодекса, а в укреплении сотрудничества между странами в области расследования соответствующих деяний и привлечения, виновных к ответственности .

Тем не менее, проект Статуса Международного уголовного суда был разработан Комиссией Международного права и обсуждён на 46 сессии в мае-июле 1994 года .

Таким образом, проблема определения деяний, относимых к преступлениям против мира и безопасности человечества, остаётся пока нерешённой в международном праве, и споры в этой области, по всей видимости, будут вестись еще очень долго, что естественно их определение и в национальном уголовном законодательстве. Такая проблема стояла и перед разработчиками нового УК Республики Казахстан. Тем не менее, как видно из содержания главы УК о преступлениях против мира и безопасности человечества, она отвечает современным международным требованиям борьбы с этими преступлениями.

В данную главу законодатель включил девять составов преступлений. Из них шесть являются новыми для национального законодательства - планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны(ст.156УК), производство или распространение оружия массового поражения (ст.158УК), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.159УК.), геноцид(ст.160 УК), экоцид (ст. 161УК), и нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой (163 УК.), а три состава преступления ранее были известны УК Казахской ССР 1959 года - пропаганда войны (ст.57), наёмничество (ст.62-2) и нарушение национального и расового равноправия (ст.60). В УК Республики Казахстан эти составы включены в обновлённой редакции .

В основу выделения этой новой главы положен общий родовой объект посягательства этих преступлений - мир и безопасность человечества, т.е. общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения норм международного права и обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности. В число обязательных признаков некоторых составов анализируемой группы преступлений входит предмет преступления. Например, в ст. 158 УК и ч.2 ст. 159 УК - это химическое, биологическое, и другие виды оружия массового поражения, запрещённые международным договором Республики Казахстан. Для одной из форм применения запрещённых средств и методов ведения войны (ст.159 УК) предметом преступления является национальное имущество. В экоциде (ст.161УК) предметом преступления являются растительный и животный мир, водные и земельные ресурсы, а также атмосфера. В составе преступления, связанного с нападением на лиц или организации, пользующиеся международной защитой, предметом выступают служебные или жилые помещения либо транспортные средства указанных лиц. Составы почти всех преступлений против мира и безопасности человечества являются формальными.

Их объективная сторона в качестве обязательного признака включает только совершение общественно опасного деяния, а наступление общественно опасных последствий лежит за рамками состава. Исключение составляют квалифицирующие составы: наёмничества (ст.162 УК), нападение на лиц и организации, пользующиеся международной защитой (ст.163 УК) и возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды (ст.164 УК).

Совершение практически всех преступлений против мира и безопасности человечества предполагает выполнение виновным активных действий. В объективную сторону некоторых составов (например, применение запрещённых средств и методов ведения войны) в качестве обязательного признака входит особая обстановка совершения преступления - обстановка вооружённого конфликта или военных действий и место совершения преступления - оккупированная территория. Способ совершения преступления законодателем выделяется как обязательный признак в таких составах, как применение запрещённых средств и методов ведения войны (ст. 159 УК), геноцид (ст. 160 УК) и др.

Субъективная сторона всех преступлений, за исключением экоцида, предусмотренных в главе 4 Особенной части УК, характеризуется виной в виде прямого умысла. Для некоторых преступлений законодатель предусматривает в числе обязательных признаков специальную цель их совершения (например, для геноцида - цель полного или частичного уничтожения национальной, этнической, расовой или религиозной группы; для нападения на лиц или организации, пользующиеся международной защитой - цель провокации войны или осложнения международных отношений).

Субъектами преступлений против мира и безопасности человечества могут быть вменяемые лица, достигшие 16- летнего возраста. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта.

Например, должностное лицо, занимающее ответственную государственную должность (ч.2 ст. 157УК), руководитель общественного объединения или лицо, использующее своё служебное положение (ч.2 ст. 164 УК).

В юридической литературе можно встретить различную классификацию рассматриваемой группы преступлений, которая проводится в зависимости от непосредственного объекта.

Преступления против мира и безопасности можно классифицировать следующим образом:

1) преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст.156 УК), пропаганда и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст.157 УК), производство или распространение оружия массового поражения (ст.158);

2) военные преступления: применение запрещённых средств и методов войны (ст. 159);

преступления против человечности: геноцид (ст. 160 УК), экоцид (ст.161УК);

иные преступления против мира и безопасности человечества: наёмничество (ст.162 УК); нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой (ст.163 УК); возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды (ст.164 УК).

2. Преступления против мира

2.1 Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

Ключевое слово при характеристике преступления - агрессивная война.

Речь, таким образом, идёт не о любой войне, как вооруженной борьбе между государствами для достижения определённых целей, а о применении государством вооружённой силы первым в нарушение Устава ООН.

Имеется в виду применение вооружённой силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической независимости другого государства. Предполагается, что оценку действий государства как развязывание и ведение агрессивной войны (акта агрессии) даёт Совет Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов. Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно, не создаёт ситуаций, предусмотренных в ст. 156 УК Республики Казахстан.

«Агрессия» - (в переводе с латинского - « нападение») - незаконное, с точки зрения международного права, применение силы одним государством против другого, особенно вооружённое нападение на другое государство с целью захвата его территории, ликвидация независимости, изменение политического или общественного строя.

Агрессия - наиболее опасное международное преступление. Сам термин «международное преступление» возник первоначально для того, чтобы охарактеризовать именно агрессивную войну.

Первым многосторонним актом, запрещающим агрессию и объявляющим её вне закона, был Парижский пакт 1928г., предусмотревший международно-правовое обязательство государств об отказе от войны как «орудия национальной политики»

Как видно, ещё до второй мировой войны, агрессия признавалась тягчайшим преступлением против человечества, а Устав Нюрнбергского трибунала воплотил это положение уже в чёткие правовые нормы.

Так, Нюрнбергский Трибунал признал полностью доказанным, что война, начатая Германией против Польши 1 сентября 1939г., была преступной, агрессивной войной, превратившейся в мировую войну, в ходе которой агрессорами были совершены бесчисленные преступления как против законов и обычаев войны, так и против человечности. Несмотря на это, понятие агрессии (агрессивной войны) было определено в решениях Генеральной Ассамблее ООН только 14 декабря 1974г. в Специальной резолюции (3314). В ней агрессия определяется как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким- либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций». Аналогичное положение содержится и в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества(ч.2 ст. 15).

Мир - величайшее благо человечества. В сохранении мира заинтересованы все народы, хотя история нашей цивилизации почти не знает периодов, когда бы одновременно на всей планете сохранялся мир. Число жертв военной агрессии огромно. За всю историю человечества имело место около 14 тыс. войн, на которых было убито более 4,5 млрд. человек .

В ст. 8 Конституции нашей республики закреплено, что «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы» .

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что агрессия подрывает мирное сосуществование народов и государств, ведёт к многочисленным человеческим жертвам, к разрушению или уничтожению народнохозяйственных объектов, окружающей среды, архитектурных и культурных ценностей.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ч.1 ст. 156 УК, образуют три альтернативные разновидности общественно опасных действий:

планирование агрессивной войны;

её подготовка;

развязывание агрессивной войны.

Под планированием агрессивной войны понимается деятельность по разработке планов начала и ведения военных действий. На этом этапе первоначально выбирается предполагаемая жертва агрессии, планируются мероприятия по подготовке к агрессии, определяется стратегия и тактика проведения военных действий, устанавливаются сроки развязывания, а в последующем и ведение агрессивных военных действий. Так, например, хорошо известен разработанный Германским военным командованием летом 1940г. План «Барбаросса», предусматривавший полный разгром СССР путём «молниеносной войны»

Подготовка агрессивной войны - это действия, направленные на обеспечения соответствующих планов развязывания и ведение агрессивной войны. На этой стадии уже осуществляются конкретные мероприятия организационно- военного, материально- технического и иного характера, направленные на обеспечение готовности к началу развязывания и ведения агрессивной войны. Это, прежде всего переориентация экономики на военные нужды, т.е. наращивание производства военной техники, создание резерва продовольствия и горючего, а также увеличение численности вооруженных формирований, активизация разведывательной деятельности, проведение военных учений и осуществление иных мероприятий. Применяя положение Общей части УК, подготовку агрессивной войны можно также определить как конкретные приготовительные действия, которые (как всякое приготовление к преступлению) создают благоприятные условия для последующего развязывания и ведение агрессивной войны. Конкретный исторический пример позволит закрепить данную разновидность противоправного деяния. Так, в ходе разработки плана «Барбаросса» фашистским руководством стала осуществляться широкомасштабная подготовка к его реализации. Наращивалось производство военной техники, увеличивалось количество дивизий (изыскание и изготовление орудий и средств совершения преступлений), создавались резервы продовольствия и горючего, проводились штабные учения и манёвры войск применительно к условиям боевых действий на советской территории. Активизировалась деятельность немецкой разведки по получению данных о дислокации советских Вооруженных Сил, их вооружения, характер укрепления советских границ, об основных промышленных центрах и важных стратегических объектах. То есть совершались иные умышленные действия, направленные на создание условий, способствующих совершению агрессии.

Следует напомнить, что приговор Нюрнбергского трибунала в особых разделах говорит именно о планировании и подготовке агрессии. В заключительной части, например, Нюрнбергского приговора отмечается вина главных немецких военных преступников в подготовке агрессивной войны. В частности, приговор в отношении Геринга гласит: «Геринг был движущей силой агрессивной войны, уступая только в этом Гитлеру. Он был составителем плана и его главным исполнителем во время военной и дипломатической подготовке к войне, к которой стремилась Германия».

Развязывание агрессивной войны - это уже начало конкретных действий по её ведению, начало самой войны. Генеральная Ассамблея ООН называет такое развязывание актом агрессии. К ним она относит:

Вторжение Вооружёнными Силами одного государства на территорию другого государства или любую военную оккупацию (захват чужой территории военной силой), аннексию (насильственное присоединение государством территории другого государства или народности):

Бомбардировку Вооруженными Силами одного государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства;

Нападение Вооруженными Силами одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или флоты другого государства;

Применение Вооруженных Сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушении условий предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывание на этой территории после прекращения действия соглашения;

Действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно представило в распоряжение другого государства, использовалось этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

Засылку государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения Вооруженной Силы против другого государства, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно перечисленным выше актам;

Любые другие деяния, квалифицируемые Советом Безопасности ООН в качестве актов агрессии соответствии с положением Устава.

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в ч. 4 ст. 15 содержит аналогичный перечень актов развязывания агрессивной войны .

Как видно, перечень проявления агрессии не является исчерпывающим, и право квалифицировать деяние как акт агрессии принадлежит Совету Безопасности ООН. Это означает, что возбуждение судебного преследования физических лиц за агрессию возможно только после вынесения Советом Безопасности ООН определение о том, что государство совершило акт агрессии. При этом любое его решение о наличии такого акта имеет обязательную силу для национальных судов.

Рассматриваемое преступление является длящимся, для которого характерно непрерывное осуществления состава данного преступного деяния. Длящееся преступление начинается с момента наступления преступного действия и кончается вследствие действий самого виновного, направленного Ра прекращение преступления (прекращение акта агрессии или ведение боевых операций), или наступление событий, препятствующих совершению преступления (например, полный разгром агрессора).

Состав преступления, предусмотренный ст. 156 УК,- формальный. Преступление признаётся оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции уголовно- правовой нормы.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознаёт, что совершает действия по планированию агрессивной войны, её подготовке или развязывает войну.

Общим субъектом этого преступления является вменяемое лицо, достигшее 16 - летнего возраста. Признаки специального субъекта в диспозиции ст.156 УК не указаны. Но им может быть должностное лицо, занимающее ответственную государственную должность, в компетенцию которого входит решение вопросов войны и мира.

Часть 2 ст. 156 УК устанавливает уголовную ответственность за квалифицированный состав данного преступления. Его объективная сторона характеризуется четвертой, наиболее опасной стадией агрессивной войны - её ведением. В отличие от третьей стадии - развязывание войны, которая представляет собой начало осуществления акта агрессии, ведение - это совершение действий по продолжению агрессивной войны, которая предполагает широкомасштабную агрессию против другого государства.

Рассматривая квалифицированный состав анализируемого преступления, необходимо уточнить, что военнопленные, военнослужащие и другие участники войны за борьбу на поле брани, за непосредственное участие в боевых операциях не могут нести уголовной ответственности по ч. 2 ст. 156 УК, так как не будут являться субъектами этого преступления. Они не подлежат ответственности также на основании ст. 37 УК, согласно которой не признаётся преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действовавшим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Однако, если военнопленный, а также военнослужащий принимал участие в убийствах и истязаниях мирных граждан, допускал иные нарушения законов и обычаев ведения войны, он подлежит уголовной ответственности, но только по ст. 159 УК.

2.2 Пропаганда и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

Конституция Республики Казахстан запрещает пропаганду и агитацию войны. Правовой гарантией, обеспечивающей этот запрет, является ответственность за пропаганду и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, установленная ст. 157 УК.

Война приносит горе и страдания целым народам, приводит их к физическому уничтожению. Она особенно опасна в настоящее время, когда в мире накопился огромный арсенал различных видов оружия, применение которых может привести к катастрофическим последствиям для человечества. Между тем мирное сосуществование государств продолжает нарушаться и в наше время, и чтобы остановить войну, приходится прилагать немало усилий. Поэтому лучший способ борьбы за мир - это недопущение развязывания войн. Вряд ли история человечества знает случаи, когда подготовка государства к агрессивной войне обходилась без идеологической обработки своего населения, отравления его сознания милитаристским духом, пропагандой войны. Именно так обстояло дело перед началом, как первой, так и второй мировых войн.

Пропаганда войны - это преступление, которое создаёт почву для агрессии и часто предшествует ей. Именно поэтому международные конгрессы в защиту мира не раз требовали строжайшего запрета подобной пропаганды. Уже в 1927 г на конгрессе мира в Афинах была принята резолюция о том, что всякое подстрекательство к войне является международным преступлением .

Правильно в своё время указывали авторы учебного пособия «Уголовное право Казахской ССР», что если уголовный закон любой страны устанавливает наказание за убийство или подстрекательство к убийству одного человека, то, разумеется, никак нельзя мириться с безнаказанностью того, кто занимается призывом к массовому убийству людей.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что виновный, воздействуя на сознание и волю людей, стремится побудить их к совершению действий по началу агрессивной войны.

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения по охране мира и мирного сосуществования государств.

Объективная сторона преступления выражается в пропаганде агрессивной войны и в публичных призывах к её развязыванию.

«Пропаганда» (с латинского - распространять) - распространение и углубленное разъяснение каких - либо идей, учений, взглядов, знаний; идейное воздействие на широкие массы. Следует согласиться с мнением А.Н.Трайнина, что пропаганда по своей уголовно- правовой природе является одним из видов подстрекательства .

Таким образом, пропаганда войны - это распространение среди определённого круга лиц (не имеет значения, узкого или широкого) взглядов и идей, направленных на разжигание войны. Она может быть в виде открытого или замаскированного призыва к развязыванию мировой войны, войны против какого-либо государства или группы государств. Пропаганда может заключаться и в общем призыве к оправданию войны как метода решения международных споров и разногласий. Призыв, в свою очередь, определяется как « лозунг, обращение, в лаконичной форме выражающую руководящую идею, политическое требование». «Публичный» - значит «осуществляемый в присутствии публики, открытый». Таким образом, публичность призывов означает, что они совершаются в присутствии значительного числа людей либо и расчете на их ознакомление призывами впоследствии (например; наклеивание плакатов или лозунгов соответствующего содержания). Ни у кого, наверное, не вызовет сомнения опасность и единичного призыва к развязыванию агрессивной войны, однако в ст.156 УК говорится о призывах, а не о призыве, поэтому уголовная ответственность возможна лишь при условии, что имела место неоднократность таких действий. Следует напомнить, что ещё А.Н. Трайнин говорил, что опасен и должен влечь за собой уголовную ответственность и эпизодический, единичный призыв к новой войне.

Вышеизложенное, позволяет говорить о неудачной законодательной конструкции анализируемого состава.

От подстрекательства к развязыванию агрессивной войны публичные призывы отличаются тем, что носят общий характер, они не связаны с психологическим и иным воздействием непосредственно на волю конкретного лица, которое может выступать субъектом развязывания агрессии.

В свою очередь, призывы отличаются от пропаганды тем, что для привлечения к ответственности за пропаганду войны не требуется систематичности или длительности, которая присуща призывам, а также определённой постоянности аудитории слушателей.

Анализируя данный состав преступления, необходимо отметить, что различают войны справедливые, правомерные (индивидуальная и коллективная самооборона против агрессии, принудительные вооруженные санкции против агрессора по решению Совета Безопасности ООН, национально - освободительные войны в осуществление права на самооборону) и войны несправедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны).

По ст.157 УК законодатель предусмотрел ответственность только за пропаганду и публичные призывы к развязыванию агрессивной (несправедливой, неправомерной) войны, т.е. такой войны, которая ведётся на территории другого государства или рассматривается как вмешательство во внутренние дела другого государства. Следует напомнить, что ст. 57 УК Казахской ССР 1959 г. Не содержала такого уточнения и было бы, конечно, несправедливым привлекать к уголовной ответственности лиц, которые пропагандируют и публично призывают к ведению войн, например, против агрессора. Состав рассматриваемого преступления формальный. Оно считается оконченным с момента совершения действий, описанных в диспозиции, независимо от дальнейшего развития событий и наступивших при этом последствий. Если в результате пропаганды и публичных призывов какое- либо официальное лицо совершит действия по развязыванию агрессивной войны, то оно несёт самостоятельную ответственность по ст. 156 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознаёт общественно опасный характер пропаганды и публичных призывов к развязыванию агрессивной войны, и желает совершить эти действия. Мотивы преступления могут быть различными и на квалификацию не влияют.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 анализируемой статьи, является вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст. 157 УК в числе квалифицирующих признаков предусматривает совершение тех же действий с использованием средств массовой информации или должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность.

Использование средств массовой информации предполагает, что пропаганда и призывы к развязыванию агрессивной войны опубликованный в печати или распространены с использованием радио и телепрограмм.

2.3 Производство или распространения оружия массового поражения

Оружием массового поражения называют оружие большой поражающей, разрушающей и заражающей способности. Кроме того, оно может оказывать сильное морально- психологическое воздействие, как на войска, так и на мирное население. К оружию массового поражения относят химическое, биологическое, ядерное и нейтронное оружие.

Эти виды оружия, начиная, с 1925 года запрещены к разработке и применению в период военных действий. Также их запрещено накапливать, передавать и продавать. Понятие оружие массового поражения определяется международным правом. Но при толковании следует исходить из трактовки этого понятия, сформулированного ООН в 1948 году, как оружие, которое, «должно быть определено таким образом, чтобы включать оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомным и другим упомянутым выше оружием».

Общественная опасность производства и распространения данного вида оружия заключается в том, что в случаях межгосударственных или межнациональных конфликтов создаётся реальная угроза либо возможность их использования в качестве средства решения конфликта в пользу стороны, обладающим таким оружием, а это, в свою очередь, создаёт угрозу массовой гибели людей, заражение или уничтожение животного и растительного мира в районе конфликта, к иным вредным для общества и окружающей природной среды последствиям.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по охране мира и мирного сосуществования государств, которые подвергаются угрозе вследствие производства или распространения оружия массового поражения.

Предметом данного преступления является химическое, биологическое оружие, а также другие виды оружия массового поражения, запрещенные международным договором Республики Казахстан.

В документах ООН к оружию массового уничтожению (поражения) относится такое оружие которое, действует путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано и в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия, .К химическому оружию массового поражения относятся специально созданные и помещенные в средства хранения, их доставки и применения высокотоксичные химические соединения, предназначенные исключительно для массового поражения живой силы противника

Химическое оружие как средство ведение войны является противозаконным, начиная с 1925 г. (Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года.).

К биологическому оружию массового положения относится совокупность бактериологических средств, предназначенных для распространения массовых заболеваний людей, животных и растений.

Уголовная ответственность за производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Республики Казахстан, предусмотрена ст. 158 УК. Республики Казахстан.

В соответствии с международными правовыми актами (Конвенция 1972 г., О запрещении разработки, производства и накоплении запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, ; Конвенция 1993 г. « О запрещении разработки, производства, накоплении и применении химического оружия и его уничтожение) химическое и биологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом, его нельзя не только применять на войне, но и разрабатывать, производить, накапливать, приобретать, а запасы такого оружия подлежат уничтожению и переключение на мирные цели.

Под другими видами оружия массового поражения, о которых идет речь в ст. 158 УК, следует понимать ядерное и все другие виды оружия, которые обладают соответствующими характеристиками оружия массового поражения.

Ядерное оружие представляет собой ядерные боеприпасы, средства их доставки к цели и средства управления, предназначенные исключительно для массового поражения живой силы и техники противника. Поражающее воздействие при ядерном взрыве оказывает ударная волна, световое облучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение. Ядерное оружие в настоящее время состоит на вооружении многих стран мира. Типы такого оружия - ядерное, термоядерное и нейтронное.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г содержит гарантии для неядерных государств, заключающиеся в запрещении передачи ядерного оружия, контроля над ним и технологии производства другим неядерным государством.

Объективная сторона анализируемого преступления характеризуется наличием одного из следующих действий:

а) производством оружия массового поражения, т. е. его изготовлением любым способом (кустарное, лабораторное, заводское), включая все этапы его разработки от лабораторного до серийного промышленного выпуска, независимо от объема и вида;

б) приобретение оружия массового поражения, что означает стать владельцем, обладателем такого оружия (купля, обмен, получение в дар, хищение и т. д.);

в) сбытом оружия массового поражения, т.е. возмездным или безвозмездным отчуждения предмета преступления во владение других лиц (продажа, обмен, дарение и т. д.).

Состав рассматриваемого преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента производства, приобретение или сбыта оружия массового поражения, запрещенного международным договором.

Международный договор Республики Казахстан - это международное соглашение, заключенное Республикой Казахстан с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимого от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования .

...

Подобные документы

    Преступления против мира и мирного сосуществования государств. Подготовка либо ведение агрессивной войны. Преступления против безопасности человечества. Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни. Понятие геноцида и экоцида.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества. Субъективные признаки нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой. Общие положения о преступности агрессии. Незаконный оборот оружия массового поражения.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2009

    Исследование уголовно-правовой оценки действий, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Убийство по мотиву национальной, расовой ненависти.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    История развития преступлений против мира и безопасности человечества в Украине и мире. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества. Кодификация общих принципов уголовной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 17.05.2014

    Изучение понятия и истории геноцида. Рассмотрение положения геноцида в системе преступлений против мира и безопасности человечества. Уголовно-правовая характеристика данного преступления. Исследование международной и национальной судебной практики.

    дипломная работа , добавлен 02.03.2015

    Классификация и специфика преступлений против мира и безопасности человечества. Военные преступления: применение запрещенных средств и методов ведения войны. Общественная опасность призывов к военным конфликтам, распространению оружия и геноцида.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2009

    Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота оружия. Использование криминалистической характеристики в расследовании преступлений по незаконному обороту оружия. Регулирование международной торговли оружием в законодательстве РФ.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2008

    Понятие и структурные элементы оборота оружия. Три вида оборота оружия. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота оружия. Статистика и регламентирование легального оборота оружия в России. Нелегальный оборот.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2007

    Особенности правовой регламентации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, понятие и место в действующем уголовном законодательстве. Квалифицирующие признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Характеристика понятия геноцида. Геноцид в системе преступлений против мира и безопасности человечества, его уголовно-правовая характеристика. Уголовная ответственность за геноцид по российскому законодательству. Проблемы исполнения конвенции по геноциду.

Специальная

Нормативная

Лекция по теме 30. Преступления против мира и безопасности человечества

Вопросы:

1. Понятие, виды, общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества.

2. Характеристика преступлений, посягающих на мир и мирное сосуществование государств (ст. ст. 353, 354, 356, 359 УК РФ).

3. Преступления против безопасности человечества (ст. ст. 355, 357, 358 УК РФ).

4. Преступления против международного сотрудничества государств (ст. 360 УК РФ).

Литература

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. - 64 с.

2. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст. Вступительная статья проф. А.Н. Игнатова и проф. Ю.А. Красикова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.

3. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 дек. 1991 г. ст.2. // Ведомости Съезда нар. деп. и ВС РСФСР. - № 7. - С. 300.

4. Конвенция «Об обращении с военнопленными» от 12.09.1942 г. Ст.4 и Дополнительный протокол I 1977 г. П.2. Ст.43.

5. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. // Ведомости ВС СССР. - 1957. - № 3. - Ст.54.

6. Конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» от 14 мая 1954 г. Ст.5. // Ведомости ВС СССР. - 1957. - № 3. - Ст.54.

7. Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. Ст.1. // Ведомости ВС СССР. - 1954. - № 12.

1. Агафонов А.Л., Преступления против мира и безопасности человечества: Лекция - Н.Новгород: Юридический институт МВД РФ, 1997.

2. Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. - М.: Наука, 1988.

3. Международное право в документах. - М.: Юрид. лит., 1982.

4. Плешаков А.М. Биологическое оружие: понятие и уголовная ответственность // Советская юстиция. - 1993. - № 23.

5. Плешаков А.М. Экологические преступления против мира и безопасности человечества // Государство и право. - 1994. - № 7.

6. Ромашкин П.С. Преступления против мира и человечества. - М., 1967.

7. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. - М.: Юристъ, 1997.

8. Тункин Г.И. Международное право: Наследство XX века // РЕМП. - 1982. - СПб.: Россия-Нева, 1994.

Законодатель впервые ввел в УК РФ 1996 г. специальную главу 34, в которой содержатся общественно опасные деяния, направленные против мира и безопасности человечества. Эти преступления отличаются от других двумя особенностями:

1. Большинство из них обладает исключительно высокой степенью общественной опасности. Агрессивные войны, производство оружия массового уничтожения, истребление людей другой расы или национальности, уничтожение флоры и фауны – подобные преступления способны причинить неисчислимый ущерб людям, не идущий ни в какое сравнение с вредом, который причиняется обще уголовными преступлениями.



2. Преступления против мира и безопасности человечества имеют специфическую правовую природу. Эти нормы возникли на почве внутреннего национального права и, в большей мере, на международной правовой основе, в результате сотрудничества государств.

Понятие преступления встречается в международном праве уже на ранних ступенях его развития. Еще договоры Древней Руси с Византией предусматривали ответственность за преступления, совершенные подданными одного государства на территории другого. Однако лишь в Новое время появились правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за деяния, нарушающие интересы многих государств и ставящие под угрозу отношения между государствами.

В XX веке ответственность за международные преступления стала наиболее актуальной. Это было связано в первую очередь с окончанием второй мировой войны и учреждением международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, осудивших главных военных преступников нацистской Германии и милитаристской Японии.

Международные преступления посягают на мир и безопасность народов, на интересы всех людей на земном шаре. Кроме этой категории существуют еще и преступления международного характера, которые не обладают столь высокой степенью общественной опасности, но посягают на нормальные отношения между государствами и наносят значительный ущерб их мирному сосуществованию, причиняют существенный вред гражданам и организациям разных стран (например, незаконная торговля оружием, распространение наркотических веществ и т.д.)

Международные преступления и преступления международного характера входят в систему международного уголовного права, которое представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, создаваемых в процессе согласования воли различных государств.

Источниками международного уголовного права являются уставы Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов и многочисленные конвенции: Гаагские конвенции о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Устав Международного военного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии 1994 г. и др.

Содержание 34 главы УК РФ охватывает не все преступления, которые можно было бы отнести к числу международных. Проект международного Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества, подготовленный Комиссией международного права ООН в 1991 году, предусматривает такие международные преступления, как колониальное господство, систематическое нарушение прав человека, незаконный оборот наркотических веществ.

Некоторые международные преступления и преступления международного характера предусмотрены в УК РФ 1996 года не только в 34 главе, но и в других главах можно найти такие статьи, как терроризм, угон воздушного судна, пиратство, незаконное распространение наркотиков, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг и т.д.

Преступления против мира и безопасности человечества можно условно разделить на следующие виды:

1. Преступления против мира (ст. 353, 354, 356 и 359 УК РФ)

2. Преступления против безопасности человечества (ст. 355, 357 и 358 УК РФ)

3. Преступления против международного сотрудничества государств (ст. 360 УК РФ).

2. Характеристика преступлений, посягающих на мир и мирное сосуществование государств (ст.ст. 353, 354, 356, 359 УК РФ)

Непосредственным объектом преступлений, отнесенных к преступлениям против мира, является мирное сосуществование государств. Кроме того, каждое из них имеет дополнительные объекты.

Уголовным кодексом 1996 г. впервые в отечественное законодательство введена глава, регламентирующая уголовную ответственность за преступления против мира и безопасности человечества.

Преступления против мира и безопасности человечества - это предусмотренные статьями гл. 34 УК умышленные общественно опасные деяния, посягающие на мирное сосуществование и безопасность человечества.

Система преступлений против мира и безопасности человечества включает:

  • - преступления, связанные с подготовкой и ведением войны, обеспечением военных действий (см. ст. 353-355, 359, 360 УК);
  • - преступления, связанные с массовым уничтожением людей, среды их обитания (см. ст. 357, 358 УК).

Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве принципа мирного сосуществования на планете, причинении вреда национальным, этническим, расовым, религиозным и другим большим социальным группам, создании угрозы уничтожения человечества.

В общем массиве регистрируемой преступности и наказуемости в России преступления против мира и безопасности человечества практически отсутствуют. Так, в 1997-2001 гг. в России по ст. 353-360 УК осуждены лишь 13 человек (11 из них - в 1999 г.); в 2002 г. - 8 человек; в 2003 г. - 7 человек. Причем 27 из 28 указанных человек осуждены по ст. 360 УК. В 2004 г. осуждены 5 человек [по дополнительной квалификации], а в 2005 г. осуждены 2 человека, притом оба - по ст. 355 УК. В 2006-2011 гг. по данным статьям не осуждено ни одного человека.

Основные объекты преступных посягательств - мирное сосуществование и безопасность человечества. Дополнительные объекты - жизнь, здоровье и благополучие людей, их собственность (см. ч. 2 ст. 353, ч. 2 ст. 356 УК), окружающая природная среда (см. ст. 358 УК). Жизнь, здоровье и благополучие людей, их собственность могут быть и факультативными объектами (см. ч. 1 ст. 353, ч. 1 ст. 356, ст. 357, 359, 360 УК).

Преступления, отраженные в ст. 355, 356, 358, 360 УК, относятся к числу предметных. Предметами преступного посягательства могут быть химическое, биологическое, токсинное или другое оружие массового поражения (см. ст. 355 УК), национальное имущество (см. ст. 356 УК), растительный или животный мир, атмосфера или водные ресурсы (см. ст. 358 УК), служебное или жилое помещение, транспортное средство (см. ст. 360 УК).

Объективная сторона составов преступлений выражается деяниями, как правило, в форме действия (в планировании, подготовке, развязывании, ведении агрессивной войны (см. ст. 353 УК), публичных призывах к ее развязыванию (см. ст. 354 УК), производстве, накоплении, приобретении или сбыте запрещенного международным договором РФ оружия массового поражения (см. ст. 355 УК) и т.д.). Возможно и преступное бездействие, например, в случае обречения на голодную смерть военнопленных или гражданского населения (см. ст. 356 УК), экоцида (см. ст. 358 УК).

По законодательной конструкции составы преступлений являются формальными. Преступления окончены (составами) в момент совершения соответствующих общественно опасных деяний независимо от наступления материальных общественно опасных последствий. При этом некоторые сомнения в данной законодательной конструкции может вызвать состав преступления, закрепленный в ст. 358 УК. Тем не менее указанные в статье уничтожение, отравление и прочие действия с тождественными последствиями следует квалифицировать по статьям гл. 26 УК до тех пор, пока они не будут связаны с опасностью наступления экологической катастрофы.

Диспозиции некоторых норм, отраженных в гл. 34 УК, прямо указывают на свой ссылочный (бланкетный) характер, например упоминают средства, методы, оружие массового поражения, запрещенные международным договором РФ (см. ст. 355, 356 УК). По существу же диспозиции всех норм, отраженных в указанной главе, отсылают правоприменителя к положениям международных договоров.

Для квалификации деяния как преступления могут иметь значение такие признаки, как средство, способ, время, место совершения преступного деяния, например:

  • а) средства: СМИП (см. ч. 2 ст. 354 УК), средства, запрещенные международным договором РФ (см. ч. 1 ст. 356 УК), оружие массового поражения, запрещенное международным договором РФ (см. ч. 2 ст. 356 УК);
  • б) способы: методы, запрещенные международным договором РФ (см. ч. 1 ст. 356 УК), убийство, причинение тяжкого вреда здоровью людей, насильственное воспрепятствование деторождению, принудительная передача детей, насильственное переселение, иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов национальной этнической, расовой или религиозной группы (см. ст. 357 УК);
  • в) время: вооруженный конфликт или военные действия (см. ст. 359 УК);
  • г) место: оккупированная территория (см. ч. 1 ст. 356 УК).

Субъект преступных посягательств - общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

В некоторых случаях субъект посягательства наделен дополнительным признаком. Таким субъектом может быть лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. ч. 2 ст. 354 УК), служебное положение (см. ч. 2 ст. 359 УК), наемник (см. ч. 3 ст. 359 УК и примечание к статье).

Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной в форме умысла. Правоприменителю достаточно установить, что виновное лицо осознавало общественную опасность совершаемого преступного деяния и тем не менее желало его осуществить.

Обязательным для квалификации деяния как преступления может стать цель его совершения - провокация войны, осложнение международных отношений (см. ч. 2 ст. 360 УК).



Просмотров