Как могут быть защищены права призывника в военкомате? Как защитить себя во время призыва (памятка призывнику) Мужчины, которые освобождаются от призыва.

Каждый призывник имеет права, закрепленные законодательством РФ. Призывнику необходимо знать свои права и уметь их защищать. Призывник имеет право:

  • на освобождение от службы в армии и зачислении в запас при наличии законных оснований;
  • на отсрочку от призыва в армию при наличии законных оснований;
  • на выбор медицинского учреждения для прохождения обследования;
  • на получение копии медицинской карты в учреждениях здравоохранения;
  • на ознакомление с личным делом призывника;
  • на медицинское обследование по направлению военкомата;
  • на получение копии решения призывной комиссии.

Право призывника на выбор медицинского учреждения

В соответствии с п. 5 ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданин помимо всего прочего имеет право как на выбор врача и выбор медорганизации, в которой ему будет оказана медицинская помощь, либо врачебные вмешательства. Согласно п.8 ст. 21 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" выбор врача и медорганизации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляется с учетом особенностей оказания медпомощи, установленных статьей 25 вышеназванного Закона. В свою очередь, призывники в полной мере обладают правами, предусмотренными иным категориям граждан. Данная позиция отражена и в Решении Верховного суда РФ по делу № ГКПИ09-515 от 10.06.2009 года: "Названными нормами регламентированы общие права граждан на медико-социальную помощь и права пациентов, включая право на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Указанные права в полной мере принадлежат и гражданам, подлежащим призыву на военную службу, …" (Решение суда стр. 6 абзац 3).

Право призывника на получение копии медицинской карты

В соответствии с п.5 ст. 22 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Право на ознакомление с личным делом призывника

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Ст. 8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" говорит о том, что - граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Право призывника на обжалование решения призывной комиссии

Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда (п.7 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Право призывника на получение копии решения призывной комиссии

Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п.6 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Обязанности призывника

Обязанности призывника заключаются в следующем:

  • состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания;
  • явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование;
  • явиться на профессиональный психологический отбор;
  • явиться на заседание призывной комиссии;
  • явиться для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Кто может защищать права призывника в военкомате? Как призывнику защитить себя во время призыва в армию (советы юристов, законы)?

Чем дальше современное общество уходит от существовавшего в определённый исторический период тоталитарного общества, тем более настойчиво граждане, уже не знакомые с командно-приказной системой, отстаивают свои гражданские права. Защита прав призывника - современный тренд. Создаются комитеты солдатских матерей, появилась масса юридических фирм, защищающих права призывника в военкомате и предлагающих услуги по отсрочке или полному освобождению от службы.

При этом в обществе сложилось и подогревается негативное восприятие армии. Защита прав призывника – модная, но сильно избитая тема. Дисциплина и порядок рассматриваются как произвол и «дедовщина» - жупел, которым пугают всех, кому предстоит пройти армейскую службу.

Военкоматы принято воспринимать как бюрократическое учреждение, в котором работают бездушные солдафоны, а их единственной целью является выполнение плана по призыву. «Забрить» невинного, беспомощного, больного призывника, игнорируя все законные основания для предоставления отсрочки или освобождения от службы.

В реальной жизни всё обстоит далеко не так. Военкоматы – не более, чем один из многих органов государства, подчиняющийся в своей деятельности чётко установленным правилам и инструкциями. В этом отношении регламентация деятельности в военном ведомстве гораздо более строгая, чем в любом гражданском учреждении. В военкоматах гораздо больше дисциплины и порядка, а уровень ответственности за недочёты в работе – более строгий.

На сегодняшний день страшилки о том, как нарушаются права призывника в военкомате – не более чем популярный жанр фольклора, народные байки о том, как нарушают права призывника в военкомате. В большинстве случаев это лишь слухи, не имеющие отношения к реальности.

Какие законы защищают права призывника?

Все основные права военнослужащих по призыву, призывников и допризывников детально прописаны в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и Конституции РФ. Помимо этого существует большое количество законов, приказов и инструкций, которые дополнительно разъясняют и упорядочивают более узкие вопросы воинской службы.

Читайте также: Какая ответственность за уклонение от призыва на военную службу?

Однако если об обязанностях призывника в той или иной мере знают все, то о своих правах знают далеко не все призывники. Какие же права призывника в военкомате надо знать? Их перечень достаточно обширен:
— право на обжалование результатов ВВЭ;
— право на прохождение контрольного медицинского освидетельствования;
— право на обжалование в суде решения призывной комиссии и т.д.

Как обжаловать решение призывной комиссии?

Необходимость в подобном мероприятии возникает в случаях, когда призывник не согласен с решением о направлении в воинскую часть для прохождения службы или его не устраивает категория годности, определённая решением комиссии.

Часто этим приемом пользуются юристы по защите прав призывников с целью затянуть призыв юноши на военную службу и добиться отсрочки на полгода, пока идёт разбирательство по существу жалобы в вышестоящих инстанциях или суде. В прайс-листах юрфирм эта услуга часто так и называется «отсрочка на полгода».

Надзор за деятельностью военкоматов и призывных комиссий осуществляют органы военной прокуратуры. Именно к органам военной прокуратуры в первую очередь следует апеллировать в случае каких-то спорных ситуаций. Это наиболее эффективный и совершенно бесплатный способ удовлетворения претензий и соблюдения прав призывника.

Для призывника, не имеющего цели «отмазаться» от службы, решение призывной комиссии вряд ли сильно интересно. Большинство волнует только «команда» в которой ему предстоит убыть к месту службы и род войск. Тем не менее, право получить на руки этот документ есть у каждого. Для этого достаточно написать заявление на имя председателя призывной комиссии и в течение 30 рабочих дней закон обязывает выдать копию на руки заявителю.

Получить копию решения призывной комиссии можно без непосредственной явки в военкомат. Достаточно направить в адрес комиссии заказное письмо с уведомлением о вручении и бережно сохранить вернувшийся в адрес заявителя ответ с подписью должностного лица.

Что делать в случае несогласия с результатами военно-врачебной экспертизы?

Больше всего конфликтов возникает в случаях несогласия призывника с заключением призывной военно-врачебной комиссии (ВВК). Широко распространено заблуждение, что врачи ВВК намеренно игнорируют заболевания призывников. Конечно же, это не так. В призывных ВВК работают во время весенних и осенних призывов обычные врачи, приглашённые специалисты из районных и городских поликлиник, которым не свойственен «солдафонский» образ мышление или бездушное отношение к пациентам. Однако нагрузка на врачей очень большая, поэтому вполне возможны некоторые недоразумения.

Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу -- до 24 лет.

Первый контракт с желающими заключается на срок:

С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины -- три года;

С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера -- пять лет;

С обучающимися в военных училищах -- на время обучения и пять лет после его окончания.

Комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву -- это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.

Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

Освобождаемых от призыва;

Не подлежащих призыву;

Имеющих право на отсрочку от призыва;

Подлежащих призыву.

Освобождаются от призыва, а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

Прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

У которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

Не подлежат призыву граждане:

Отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

В отношении которых ведется уголовное дело.

Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.

Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Основания для отсрочки:

Обучение в средней школе, ПТУ, техникуме, колледже, вузе (с некоторыми оговорками);

Обучение в аспирантуре;

Постоянный уход за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Фактически, последнее требование равносильно наличию инвалидности I группы;

Опекунство или попечительство над несовершеннолетним родным братом или несовершеннолетней родной сестрой при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

Наличие ребенка при условии воспитывания его без матери;

Наличие двух и более детей;

Наличие ребенка-инвалида в возрасте до трёх лет;

Поступление на службу в органы внутренних дел, государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии высшего профессионального образования и специальных званий -- на время службы в этих органах и учреждениях;

Наличие ребенка и жены, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

Избрание депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатом представительных органов муниципальных образований или главой муниципальных образований и осуществление своих полномочий на постоянной основе, -- на срок полномочий в указанных органах;

Регистрация в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, -- на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии -- до дня выбытия включительно.

В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками. В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.

Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.

Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:

Сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;

Явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу. Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;

В случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;

Явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы. Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации.

Призывная комиссия может принять решение:

Об освобождении от воинской обязанности;

О предоставлении отсрочки;

О зачислении в запас;

Об альтернативной службе;

Об освобождении от призыва;

О призыве на военную службу. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках, Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

Общее право всех призываемых -- обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением -- в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.

Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге -- с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».

Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, -- день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.

14 июня 2006 года Государственная дума России приняла поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе», устанавливающие для граждан мужского пола, призванных в срок с 1 октября 2007 года, срок службы в армии по призыву 18 месяцев, а с 1 января 2008 года -- 12 месяцев, и одновременно отменяющие целый ряд существовавших ранее отсрочек от призыва, существенно сократившие количество «военных кафедр» в гражданских вузах и ужесточившие требования к их выпускникам.

  • § 3. Административное право как учебная дисциплина
  • Раздел II. Административно-правовые
  • § 2. Административно-правовой статус гражданина
  • § 3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • § 4. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
  • § 5. Административная опека и статус ее субъектов
  • § 6. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки
  • § 7. Воинская обязанность граждан Российской Федерации
  • I Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности
  • II. Обязанности и права призывников
  • III. Правовое положение военнообязанных
  • IV. Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации
  • Глава 7. Обязанности и права граждан в условиях паспортного режима § 1. Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
  • § 2. Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
  • § 3. Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
  • § 4. Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
  • Регистрация по месту жительства
  • Регистрация граждан по месту пребывания
  • Снятие с регистрационного учета
  • § 5. Право на получение заграничного паспорта
  • Глава 8. Право граждан на защиту
  • § 2. Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований
  • § 3. Право гражданина на административную жалобу
  • § 4. Производство по общим административным жалобам граждан
  • § 5. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичной исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в России)
  • § 6. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
  • Разделiii. Государственная
  • § 2. Линейная и функциональная власть
  • § 3. Организационная структура государственной администрации
  • § 4. Административное ведомство
  • Глава 10. Исполнительные органы государственной власти § 1. Понятие исполнительного органа государственной власти
  • § 2. Содержание административно-правового статуса исполнительных органов государственной власти
  • § 3. Виды исполнительных органов государственной власти
  • § 4. Система исполнительных органов государственной власти
  • § 5. Правительство России
  • § 6. Центральные федеральные исполнительные органы
  • § 7. Территориальные федеральные органы
  • § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава 11. Государственная служба и государственные служащие § 1. Понятие и типы службы в обществе
  • § 2. Понятие и типы должностей в организациях. Должностное лицо
  • § 3. Государственные должности
  • § 4. Государственный служащий и государственная служба
  • § 6. Основные принципы государственной службы
  • § 7. Классификация государственных служащих
  • § 8. Обязанности и права государственных служащих
  • Глава 12. Прохождение государственной службы § 1. Служебная карьера (понятие прохождения службы)
  • § 2. Прием (поступление) на службу
  • § 3. Аттестация служащих и присвоением квалификационных разрядов (чинов, рангов, званий)
  • § 4. Продвижение по службе
  • § 5. Прекращение государственной службы
  • § 6. Управление государственной службой
  • § 7. Особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации
  • Раздел IV. Формы деятельности
  • § 2. Основные признаки акта государственной администрации
  • § 3. Виды актов государственной администрации
  • § 4. Акты федерального Правительства
  • § 5. Ведомственные нормативные акты
  • § 6. Акты государственной администрации субъекта Российской Федерации
  • § 7. Условия эффективности актов государственной администрации
  • § 8. Прекращение действия акта государственной администрации
  • Глава 14. Административно-процессуальная деятельность государственной администрации § 1. Понятие и виды юридического процесса
  • § 2. Административные процессы
  • § 3. Административно-процессуальное право и административно-процессуальные нормы
  • § 4. Общие стадии административных процессов
  • § 5. Административная подведомственность
  • Глава 15. Негласная деятельность государственной администрации § 1. Виды негласной деятельности государственной администрации
  • § 2. Режим секретности
  • § 3. Оперативно-розыскная деятельность
  • Глава 16. Административные договоры § 1. Место административного договора в деятельности государственной исполнительной власти
  • § 2. Структура и признаки административного договора
  • § 3. Административный договор и административный акт
  • Раздел V. Методы деятельности
  • § 2. Методы прямого и косвенного административного воздействия
  • § 3. Система методов и способов административного воздействия
  • § 4. Убеждение как метод деятельности государственной администрации
  • Глава 18. Поощрение в деятельности государственной администрации § 1. Понятие и особенности поощрения
  • § 2. Способы поощрения
  • § 3. Виды поощрительных средств
  • § 4. Поощрительное производство
  • Глава 19. Разрешительная система в российской федерации § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
  • § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
  • § 4. Принятие и исполнение решения
  • § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешенной деятельности
  • § 6. Переоформление разрешений
  • § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
  • Глава 20. Административный надзор § 1. Понятие, субъекты, содержание административного надзора
  • § 2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  • Глава 21. Специальные административно-правовые режимы § 1. Правовой и административно-правовой режим
  • § 2. Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов
  • § 3. Виды специальных административно-правовых режимов
  • § 4. Чрезвычайное положение
  • § 5. Военное и «особое» положение
  • § 6. Режим закрытого административно-территориального образования
  • § 7. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
  • Раздел VI. Принуждение
  • § 2. Виды принуждения и ответственности по административному праву
  • § 3. Понятие и виды административно-правового принуждения
  • § 4. Административно-восстановительные меры
  • Глава 23. Административное пресечение § 1. Понятие и виды мер пресечения
  • § 2. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
  • § 3. Принудительное лечение
  • § 4. Применение огнестрельного оружия
  • § 5. Административное задержание граждан
  • § 6. Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
  • Глава 24. Понятие и основания административной ответственности § 1. Признаки административной ответственности
  • § 3. Административное нарушение и административное правонарушение (фактическое основание ответственности)
  • § 4. Состав административного проступка
  • Глава 25. Административные взыскания § 1. Система административных взысканий
  • § 2. Виды административных взысканий
  • § 3. Общие принципы наложения административных взысканий
  • II. Срок давности наложения административных взысканий
  • III. Наложение взысканий за множественность
  • § 4. Административная деликтность и административная деликтология
  • Глава 26. Общая характеристика
  • Производства по делам
  • Об административных правонарушениях
  • § 1. Понятие и правовая основа производства по делам об административных правонарушениях
  • § 2. Задачи и принципы производства по дедам об административных правонарушениях. Право на защиту
  • § 3. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
  • § 4. Участники производства
  • § 5. Сроки в производстве
  • § 6. Подведомственность дел об административных правонарушениях
  • § 7. Меры административно-процессуального (обеспечительного) принуждения
  • Глава 27. Стадии производства
  • По делам об административных
  • Правонарушениях
  • § 1. Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
  • § 2. Административное расследование
  • I. Общее расследование
  • II. Упрощенное производство
  • § 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • § 4. Пересмотр постановлений по делам об административных нарушениях
  • § 5. Исполнение постановлении
  • Глава 28. Материально-правовые
  • И процессуальные особенности
  • Отдельных категорий дел
  • § 1. Виды административных правонарушений
  • § 2. Основные особенности административной ответственности коллективных субъектов (организаций)
  • § 3. Основные особенности административной ответственности несовершеннолетних
  • § 4. Основные особенности административной ответственности в судебном порядке
  • § 5. Основные особенности административной ответственности за налоговые правонарушения
  • § 6. Особенности административной ответственности по Таможенному кодексу Российской Федерации
  • Глава 29. Дисциплинарно-правовое
  • Принуждение по административному
  • § 1. Понятие и признаки дисциплинарно-правового принуждения
  • § 2. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • § 3. Дисциплинарное производство по административному праву
  • § 4. Материальная ответственность по административному праву
  • Раздел VII. Режим законности
  • § 2. Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
  • § 3. Система гарантий законности (правозаконности)
  • Глава 31. Контроль за деятельностью государственной администрации § 1. Содержание и виды контроля
  • § 2. Президентский контроль за государственной администрацией
  • § 3. Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
  • § 4. Судебный надзор за законностью деятельности государственной администрации
  • § 5. Прокурорский надзор за законностью деятельности государственной администрации
  • Содержание
  • II. Обязанности и права призывников

    Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

    В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте; от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу – до 24 лет.

    Первый контракт с желающими заключается на срок:

    С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины – три года;

    С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера – пять лет;

    С обучающимися в военных училищах – на время обучения и пять лет после его окончания.

    В настоящее время – думается, что и в обозримом будущем – комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

    Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву – это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.

    Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

    Освобождаемых от призыва;

    Не подлежащих призыву;

    Имеющих право на отсрочку от призыва;

    Подлежащих призыву.

    Освобождаются от призыва , а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

    Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

    Прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

    Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

    У которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

    Статьей 9 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», принятого в апреле 1999 г., установлено: «Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой...».

    И хотя Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» прямо это не называет, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации к лицам, освобождаемым от призыва на военную службу следует отнести и граждан, убеждения или вероисповедание которых противоречат военной службе и которые имеют право на замену ее альтернативной службой.

    К сожалению, в этом вопросе законодательная власть «подставила» в очередной раз государственную администрацию. Уже много лет действует Конституция России, закрепившая право призывников на альтернативную службу. Некоторые граждане требуют, чтобы им дали возможность реализовать право на альтернативную службу. Но ни органы военной администрации, ни призывные комиссии ничем помочь таким лицам не могут. Дело в том, что нет закона об альтернативной службе, который бы определял, где, в течение какого времени желающие должны проходить альтернативную службу, порядок ее прохождения и иные вопросы, связанные с нею.

    А в определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации № 14-Дп 96-20 по делу Бакалина сказано: «Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе не является основанием для применения Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» в отношении лиц, имеющих право на альтернативную службу».

    Не подлежат призыву граждане:

    Отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

    Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

    В отношении которых ведется уголовное дело.

    Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.

    Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Можно выделить пять видов отсрочек.

    Первый вид – право на отсрочку по состоянию здоровья – имеют временно не годные к военной службе. Отсрочки предоставляются на срок до одного года на основании медицинского заключения. Одному лицу такую отсрочку могут давать неоднократно.

    Второй вид – право на получение отсрочки по семейному положению – предоставлено мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет, воспитывающим ребенка без матери, имеющим двух или более детей, а также тем, мать (отец) которых воспитывает без мужа (жены) двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства. Отсрочка может быть связана и с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, дедушкой, бабушкой, родным братом, родной сестрой, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону их содержать.

    Третьим видом – правом на отсрочки в связи с получением образования – пользуются лица, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных, а также имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственных образовательных учреждениях:

    Начального, среднего, высшего профессионального образования – на время обучения. Это право может быть использовано только два раза: для получения профессионального образования данного и более высокого уровня. Таким правом пользуются также граждане, которым ранее отсрочка один раз предоставлялась, если они повторно поступают в образовательное учреждение профессионального образования данного уровня, а также после однократного использования академического отпуска или перевода в другое образовательное учреждение профессионального образования данного уровня;

    Послевузовского профессионального образования – на время обучения и защиты квалификационной работы.

    Четвертый вид – право на отсрочку в связи с особо значимой общественно полезной деятельностью – предоставлено лицам, имеющим высшее образование, при наличии ряда названных законом условий:

    Постоянно работающим врачами в сельской местности;

    Проходящим службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, а также обучающимся или окончившим образовательные учреждения соответствующих ведомств и получившим специальные звания;

    Работающим в государственных организациях, включенных Правительством России в список организаций, поступление на работу в которые на условиях полного рабочего дня непосредственно после окончания вуза порождает право на отсрочку (прежде всего это предприятия Минатома России, химической промышленности);

    Имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях, обладающих правом выдавать документы об образовании государственного образца.

    Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с общественно полезной деятельностью предоставляется на время осуществления такой деятельности в соответствующих организациях.

    Наряду с четырьмя названными выше видами отсрочек от призыва, которые закреплены федеральными законами, можно выделить также отсрочки, которые предоставлены указами Президента России* . Например, в 1996 г. Президент предоставил отсрочку гражданам, поступившим на работу в органы Госналогслужбы.

    * СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5651.

    В соответствии с указами Президента ежегодно право на отсрочку получают:

    Курсанты и выпускники Морского колледжа и Мореходных школ Военно-Морского флота – до окончания обучения, а также на период работы на судах обеспечения ВМФ;

    Учащиеся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев – до окончания полного курса обучения;

    Наиболее талантливые представители российского искусства. По указу от 9 июня 1993 г. право на отсрочку ежегодно получают до 600 артистов балета, цирка, музыкальных исполнителей, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников актерских студий вузов. Эти лица включаются в список, представляемый Министерством культуры в Министерство обороны Российской Федерации;

    Отдельные представители талантливой научной молодежи. По указу от 25 января 1996 г. ежегодно право на отсрочку получают до 500 человек из числа научных работников и аспирантов, включенных в список, представляемый Президиумом Российской Академии наук в Министерство обороны.

    В двух последних случаях основания и порядок отбора кандидатов четко не определены. А это создает условия для субъективизма, административного произвола при решении этих вопросов.

    Контроль за сохранением у призывников оснований для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу возложен на военкоматы. Наличие права на освобождение, на отсрочку от призыва на военную службу не лишает гражданина права добровольно поступить на нее.

    Заканчивая рассмотрение вопроса об отсрочках, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 59 Закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, которые на основании ранее действовавших законов пользовались освобождениями и отсрочками от призыва на военную службу, сохраняют эти права до истечения срока действия освобождений, отсрочек или исчезновения их оснований.

    Исходя из принципа разделения властей и ряда других оснований, можно сожалеть о том, что федеральным законом прямо не закреплено право всех кандидатов в депутаты на отсрочку от призыва на военную службу до подведения итогов голосования. Целесообразно такое же право предоставлять всем депутатам и членам представительных (законодательных) органов государственной и муниципальной власти.

    В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками . В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.

    Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.

    Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:

    Сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;

    Явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу . Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;

    В случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;

    Явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы.

    Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации. Призывная комиссия может принять решение:

    – об освобождении от воинской обязанности;

    –о предоставлении отсрочки;

    – о зачислении в запас;

    – об альтернативной службе;

    – об освобождении от призыва;

    – о призыве на военную службу*. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

    Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

    При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках. Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

    Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

    Общее право всех призываемых – обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением – в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.

    Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

    Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге – с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

    * На действительную военную службу в конце 90-х гг. призывалось около 20% всех юношей призывного возраста.

    В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».

    Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.

    Статьей 38 Закона установлены сроки военной службы лиц, проходящих ее по призыву:

    24 месяца, по общему правилу, в том числе и для тех, кто имеет воинское звание офицера;

    12 месяцев для лиц, окончивших вузы и получивших диплом государственного образца.

    Кстати, в срок военной службы засчитывается время:

    Пребывания в дисциплинарной воинской части;

    Отбывания осужденным ареста;

    Отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

    Самовольного оставления места службы на срок свыше 10 суток независимо от причин оставления.

    Содержимое статьи:

    Призывники срочной армейской службы всегда обладают правами и обязанностями, которые закреплены на законодательном уровне РФ.

    Особенности призыва военнообязанных мужчин в РФ

    Служба в армии – это прямая конституционная обязанность каждого мужчины и прямой долг перед Родиной. Некоторые мужчины понимают ценность проявления своих физических способностей на благо всей стране. Остальные мужчины уверены в том, что служба в армии РФ является только их прямой обязанностью, которую обязательно нужно выполнять. Однако для того, чтобы не приходилось отвечать перед законодательством за невыполнение воинских обязанностей, гражданин должен знать свои личные права и обязанности. В противном случае предполагается нарушение действующего законодательства Российской Федерации.

    Граждане, которые состоят на учете в военкоматах, обязательно должны отслужить в армии РФ. При этом отслужить нужно ровно двенадцать месяцев. Это важное событие должно состояться в призывном возрасте, который стартует в 18 лет и завершается в 27 лет.

    Изначально мужчина получает повестку из военкомата и обязательно ставит подпись, подтверждая получение документа. В указанный день военнообязанный мужчина должен прийти в военный комиссариат для участия в медицинских обследованиях и определения состояния здоровья. В дальнейшем призывная комиссия получает врачебные заключения и другие документы призывника, стараясь найти оптимальный вариант решения вопроса. Гражданин обязательно должен присутствовать на заседании призывной комиссии. Если будет принято решение, что призывник годен к армии, в установленный срок нужно будет придти в военкомат и отбыть на службу.

    Любые уклонения фиксируются, поэтому они предполагают получение штрафа или лишение свободы на срок до двух лет. Правоохранительные органы могут успешно отыскивать всех уклонистов, а затем – действовать на основе законодательства РФ.

    От воинской обязанности могут избавиться только некоторые граждане:

    • мужчины, которые отслужили в армии;
    • мужчины, которых признали негодными к службе по состоянию здоровья;
    • обладатели степени кандидата наук;
    • мужчины, у которых близкие родственники семьи погибли при исполнении военного долга перед Родиной.

    Все эти исключения должны быть зафиксированы на законодательном уровне, после чего – реализованы на практике.

    Права призывника: отсрочка

    Отсрочка – одно из прав для каждого призывника. Для использования отсрочки следует быть причисленным к одной из нескольких категорий граждан:

    • те, кто не годен к воинской службе из-за отклонения по здоровью. При этом предполагаются не только постоянные, но и временные нарушения состояния здоровья;
    • отцы двух детей или ребенка возрастом меньше трех лет;
    • мужчины, которые являются попечителями близких тяжелобольных родственников;
    • студенты очной формы обучения в государственном высшем учебном заведении;
    • мужчины, задействованные в общественно полезной деятельности.

    Граждане, которые подлежат призыву, должны документально подтвердить причисление к одной из вышеописанных категорий. В противном случае воспользоваться правом на отсрочку не удастся.

    Призывники могут оспорить решение в судебном порядке, обратившись в соответствующие государственные органы.

    Еще одно право – проведение медицинского освидетельствования в любом учреждении. В этом случае следует соблюсти установленные сроки для мероприятия. Призывник обладает правом представления всех документов, где указаны актуальные врачебные заключения и присутствуют диагнозы. Такой подход к определению состояния здоровья позволяет исключить риск, когда мужчина вынужденно служит на Родину и жертвует личным здоровьем.

    Документы для получения отсрочки

    Вопрос об отсрочке, которая является основным правом призывника, решается на основе представляемых документов:

    • акт исследования здоровья. В документе должны присутствовать результаты исследований, обследований и должен быть определен диагноз;
    • выписка из истории болезни. Выписка должна быть заверена подписями двух врачей (главного и лечащего), а также печатью медицинского учреждения;
    • листы медицинского освидетельствования. Предполагается определение группы годности к армейской службе.

    В то же время отсрочка может быть предоставлена и на основе других обстоятельств, которые можно подтвердить следующими документами:

    • справка о составе семьи (наличие тяжелобольного близкого родственника, родного ребенка);
    • при постоянном уходе за родственником требуются следующие документы: свидетельства о рождении нуждающихся лиц, заключение медико-социальной экспертизы о необходимости постоянного ухода, свидетельство об инвалидности I или II группы, пенсионные удостоверения или свидетельства о рождении тех, кому еще не исполнилось 18 лет;
    • отцы предлагают на рассмотрение свидетельство о рождении детей. В некоторых случаях требуются дополнительные документы для подтверждения группы инвалидности у ребенка или состоявшегося развода, самостоятельного воспитания ребенка;
    • призывник, который посвятил себя уголовно-исполнительной системе, противопожарной службе или внутренним делам, должен подтвердить соответствующее образование с последующим трудоустройством документальным способом;
    • при очном обучении требуется соответствующее документальное подтверждение.

    Документальное решение всех вопросов позволяет успешно регулировать тех, кто участвует в призыве и служит Родине.

    Видео: Права и обязанности призывника



    Просмотров