Как выжить в тюрьме? Как вести себя в камере? Что делать, если тебя задержали или арестовали? Жизнь на зоне: правила тюремной жизни.

Один блоггер побывал в уфимской колонии строгого режима №9, или, как ее еще называют, "Девятку", где отбывают наказание самые опасные преступники-рецидивисты, у которых на счету уже не по одной ходке. Предлагаю взглянуть на то, какая атмосфера царит в колонии и как там живется заключенным.

На днях по приглашению башкирского ГУФСИНа я посетил уфимскую колонию строгого режима номер 9. Больше известную, как "Девятка". Раньше она была общей, а теперь здесь отбывают свои сроки почти полторы тысячи рецидивистов, все они - опасные преступники, у каждого не по одной ходке и все они за тяжелые преступления - убийства, грабежи, насилие, наркотики в крупных размерах и тому подобные злодеяния.
К сожалению, в первой точке нашего маршрута - ШИЗО - фотографировать запрещено, а на словах эту атмосферу не передать. Это несколько небольших камер, где по одиночке сидят злостные нарушители тюремного режима. В камере, куда мы заходили, отбывает несколько десятков суток москвич с прозрачными глазами, у которого первый срок за разбой, а второй - за хранение наркотиков в крупных размерах. Попал сюда за отказ убирать тюремный двор. Этот срок не засчитывается в общий, поэтому парень выйдет на свободу еще позже. Еще в коридоре там висит большая колонка, через которую транслируется музыка и лекции. Это нужно, чтобы исключить общение между камерами. Дальше фотографировать можно было почти везде и мы отправились уже в отряд, где для зэка установлены облеченные условия отбывания наказания.

Правда, все тренажеры прикованы цепями - мера предосторожности, чтобы, например, гантели нельзя было использовать в драке.

Заключенных нельзя снимать крупно без их письменного согласия, таковы правила. Но поверьте, очень сложно представить этих людей в роли убийц, воров и разбойников - совершенно обыкновенные лица, с ясными глазами и даже улыбками. Когда мы пришли, отряд находился в комнате отдыха, где со стен строго взирают первые лица государства и республики и стоит окно в мир - телевизор.

Естественно, тут не показывают все подряд, отбираются из эфира те программы, которые не могут повредить заключенным - из новостей убирают сюжеты про криминал, не показывают кино и сериалы со сценами насилия и секса.

Вообще, жизнь зэка строго регламентирована - по часам умываются, едят, работают, смотрят тв и в будние и в праздники.

Порядок на зоне ставят во главу угла, поэтому нигде нет ни соринки, ничего лишнего.

Известно, что труд цивилизует. В "Девятке" есть масса возможностей для перевоспитания трудом. Во-первых, это собственное металлоплавильное производство. Льют чугун и делают из него всякие полезные и нужные вещи.

Зарплата в цеху приличная. На руки после выплаты ущерба потерпевшему остается три-четыре тысячи. Виртуально, конечно. Их можно отоварить в ларьке на зоне - печенье, чай, конфеты.



Кроме того, тут работает большой швейный цех. Сюда, кстати, переехала часть оборудования с разоренной фабрики "8 марта", а теперь на нем шьют, например, спецодежду для "РЖД". Сильное впечатление, когда сотня луженых глоток нараспев кричит: "Дооооообрый день, гражданин начальник!"

Идем по территории колонии к тюремному клубу. Замечаю примету времени- комнату видеосвязи с начальником тюрьмы, которой могут пользоваться заключенные.

Заходи, нажимай на кнопку и оставляй свои жалобы и предложения. Но только по делу!

Для души тут есть три молельные комнаты, в которых мусульмане, католики и православные учат Коран и арабский, поют христианские гимны, исповедаются и причащаются.

Кстати, многие иконы и росписи - произведения заключенных.

На втором этаже - телестудия, в которой проходят цензуру программы для тюремного телевидения и производятся собственные проекты - социальные ролики и документальные фильмы. Руководит студией зэка из Подмосковья, который на воле имел отношение к телеремеслу, делал программу для одного из каналов.

Непременная часть жизни колонии - библиотека на пару тысяч томов. Библиотекарь - выпускник института искусств с очень интеллигентным лицом (первый срок за нанесение тяжких телесных, второй - убийство) говорит, что больше всего берут фантастику и русскую классику. Достоевский ожидаемо зачитан до дыр.

А вот разнообразные своды законов, кодексы и прочую юр. литературу берут редко - и так знают наизусть. На зоне время обеда. Идем в столовую.

Проходя через ворота тюрьмы, нужно забыть на время обо всем, что теряешь, быть может, надолго -в жизни начинается новый этап . “Правильной жизни” в местах лишения свободы, как и всему остальному в этом мире, нужно учиться. Замкнутый мир камеры вынуждает к каждодневному самоконтролю, сдерживанию легко нарастающей агрессии. Приходится думать не только о себе, но и о том, чтобы не нарушать душевный покой ваших сокамерников. В местах лишения свободы человек попадает в экстремальную ситуацию. Очень трудно сохранять душевное спокойствие в условиях принудительной изоляции, когда ограничены все возможности и желания.
В результате вспыхивают беспричинные на первый взгляд конфликты и драки, которые дают выход негативным эмоциям. Вырвавшееся наружу нервное напряжение, вызывает разного рода конфликты, но и загнанный внутрь стресс приносит страшный вред. Не стоит удивляться, ведь не зря говорят, что “все болезни от нервов”. Поэтому важно помнить, что одна из главных задач для попавшего за решетку - сохранение психического здоровья.
Некоторых губит брезгливость, которую, конечно, нельзя утрачивать. Но ее демонстрация порой приводит к печальным последствиям. Затем общее такое невинное, а скорее наивное восприятие действительности. Происходит огромный внутренний конфликт: некоторые интеллигенты не могут понять, что здесь можно жить и чувствовать себя человеком, даже любимым делом заниматься, - у них такая психическая структура. И этим невольно, не желая того, они демонстрируют свое неравенство. Например, отказываются от чашки чая, которая идет по кругу, и ее из уважения тебе предлагают. Хочешь не хочешь - отхлебни, не обижай.
Надо бороться, надо найти те формы существования, которые позволят выжить. Вопрос выживания и вопрос преодоления страха - это главное. Решить это никогда до конца не удается, потому что нет за колючей проволокой такого состояния, когда человек в абсолютной безопасности и ничего не боишься.
Знание правил и традиций “тюремного общежития” не избавляет от необходимости искать и находить, думать самостоятельно.
Нельзя, например, просто пригрозить, а потом отказаться от этого. Если уж бросил, даже невзначай, какую-то угрозу конвоиру или козлу, то должен ее выполнить. Нужно отвечать за свои слова. В тюрьме не признается никакое изменение ситуации, не признается никакое “нечаянно”. Что значит “нечаянно”? Нечаянно - это значит ты сам что-то не предусмотрел. Поэтому с человеком случается нечаянность. Нечаянно - тоже какой-то признак ненадежности. Ценностью этого мира является человек, который вообще уверен, уверен в себе. В мире, где все очень ненадежно, ценностью становится надежность. Привлекает надежность человека.
Надо, чтобы в твоей уверенности были уверены и остальные, чтобы человек, который идет рядом с тобой, понимал, что ты сейчас ничего такого не напорешь, что сюда не бросятся овчарки. Поэтому авторитетом на зоне пользуются люди, в которых ощущается надежность. То есть человек стоит надежно, не размазывается, не говорит сегодня одно, завтра другое, не ищет мелкой выгоды, может быть, желает жить удобно. На самом деле всегда здесь выгода получается за счет другого.
Можно предупреждать о чем-то, но все равно что-нибудь забудешь, не предусмотришь. Тем более, что не все везде одинаковое. Если тебе повезет, то найдется хороший человек, который подскажет, что делать. Если нет - рассчитывай только на себя.

Советы бывалых- только капля в море, но они проверены жизнью.

Не нарушай тюремных законов. Помни в тюрьме своя жизнь, которой тебе предстоит жить.
Не укради у своих и не “стучи” - главные заповеди.
Помни: все, что может произойти с тобой, на девяносто процентов зависит от самого тебя, от того, как ты себя поведешь с самого начала.
Поменьше говори, побольше слушай и присматривайся. Чем меньше говоришь, тем меньше вероятность попасть в “непонятку” - в “косяк”.
Спроси у сокамерников: что можно и чего нельзя.
Не задавай лишних вопросов, но если в чем-то неуверен - лучше спросить.
Делай то же, что и все.
Будь сдержан в общении - “следи за своим базаром”.
Прежде чем что-то сказать, очень хорошо подумай. Лучше промолчать, чем сказать не то, что надо.
Прежде чем что-то сделать, подумай еще больше. Именно неспособность наметить необходимый план действий превращает жизнь в ад.
Избегай прямого противоречия мнениям других, а также самоуверенного отстаивания своей точки зрения.
Избегайте враждебности и конфликтов - им не место в “правильной хате”.
Не навязывайте своего мнения. Это не дает положительных результатов.
Не ищи легкой жизни - не сотрудничай с администрацией.
Не ищи мелкой выгоды. Не жадничай. В трудное время надо делиться.
Нельзя без оснований требовать что-либо у других заключенных.
Не верь, не бойся, не проси.
Каждый человек действует или говорит так, а не иначе, в силу определенных причин. Но это вовсе не значит, что ты должен стремиться всех понять. Не лезь ни к кому в душу - и будет лучше всего.
Не бойся сокамерников. Не бойся тюремщиков.
Помни: страх вызывает нервное напряжение, беспокойство, делает тебя возбужденным.
Не допускай унижения своего достоинства со стороны представителей администрации, особенно в присутствии “обиженных”.
Не притворяйся: не строй из себя знатока “тюремных законов” и “авторитета”, если таковым не являешься.
Не ругайся матом. В тюрьме и на зоне ответственность за слово гораздо больше, чем на свободе.
Никогда не говори “просто так”. Такого понятия в тюрьме и на зоне просто не существует.
Забудь слово “нечаянно”.
Нельзя сказать, а потом отказаться от своих слов. Если, что-то сказал, надо исполнять - “пацан сказал - пацан сделал”.
Не вмешивайся не в свое дело. Каждый отвечает сам за себя. Нельзя отвечать за другого человека.
Не подымай ничего, что упало рядом с “дальняком”.
Не поднимай ничего с пола - “заминировано”, не употребляй в пищу ничего из красных упаковок - “петушиный цвет”.
Не бери без спросу ничего чужого. Прежде чем взять что-то, спроси разрешения.
Отдавай долги.
Помни, что никто не имеет права забирать твой “положняк”.
Не выполняй чужой работы.
Заставить тебя убирать камеру вне очереди никто не имеет права.
Ничего не бери у “опущенного”, не соприкасайся с ним, не пей из одной посуды, не трогай его вещей. Это последнее дело. Ему можно только давать, а брать нельзя.
По возможности не общайся с представителями администрации, а при непосредственном контакте с ними не теряй своего достоинства.
При возникновении конфликтов с другими осужденными ни при каких обстоятельствах не обращайся за помощью к администрации.
По отношению к администрации веди себя осторожно и продуманно.
Следи за своим внешним видом, старайся всегда быть опрятным и аккуратным. Постарайся достать хорошие предметы туалета - мыло, зубную пасту, приспособления для бритья и др.
Не поднимай предметов, случайно найденных. Не подбирай “бычки” и объедки.
Не распространяй непроверенную информацию и слухи. Строго следи за своей речью и критическими высказываниями в отношении других осужденных.
Не вмешивайся в чужие разговоры, пока не попросят.
Прислушивайся к мнению “авторитетов”, но всегда имей свое мнение.
Надо “спать и видеть” - всегда быть осторожным в отношениях с окружающими.
Сохраняй выдержку и хладнокровие в сложных жизненных ситуациях.
Помните о своих близких, которые остались на воле: лучше, если человек сам переносит собственные неприятности, а не отягощает ими других.
Нехорошо, когда человек, имея близких, обременяет их при каждой необходимости требованиями о помощи и осложняет этим их жизнь.
Стремись взять себя в руки, не дай загнать себя в “косяк”. Помни, что от этого зависит твое будущее не только в местах лишения свободы, но и на воле. Кто оступился в местах лишения свободы, не сможет подняться на воле.
Подумай о том, что тюрьма и зона испытывают тебя на прочность. Стремись сохранить свою психику в порядке.
Не срабатывает психологическая защита у человека, который не чувствует поддержки со стороны близких.
Те, кто сохраняет душевное спокойствие в условиях заключения, невосприимчивы к нервным заболеваниям.
Никогда не используйте сегодняшний день для того, чтобы взять реванш за былые обиды.
Не забывайте о самоконтроле, как бы ни были раздражены. Доводы не должны быть разрушительными. Если вы злы так, что готовы закричать или пустить в ход руки, подождите пока уляжется ваша ярость, а потом беритесь за решение вопроса.
Не предпринимайте атак на физические или умственные недостатки сокамерника - это никогда не забывается и не прощается.
Соизмеряйте свои эмоции с реальностью и всегда прислушивайтесь к голосу здравого смысла.
Научитесь радоваться тому, что у вас есть, и не беспокойтесь о том, чего у вас нет.
Умейте видеть положительную сторону каждого события.
Не воспринимайте материальные блага как эквивалент счастья. Часто эти понятия несовместимы. На протяжении всей истории человечества были мудрые люди, которые это понимали.
Римский философ Сенека советовал: “Относитесь ко всякому дару судьбы подозрительно и с робостью.
Ведь и зверь, и рыба попадают в западню, влекомые обманчивою надеждою. За тем, что вы считаете дарами счастья, кроется засада. Кто хочет остаться невредимым, пусть избегает сколько можно этих даров, служащих приманкой.
Ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о теле, лишь настолько, насколько это необходимо для здоровья.
Пусть пища только умеряет голод, питье - жажду, одежда - холод и жилище служит защитой тела от непогоды. Но решительно безразлично, построено ли оно из дерна, или из цветного и чужеземного камня: знайте человек может одинаково укрыться, как под соломой, так и под золотом. Презирайте всякие украшения, добытые непосильным трудом.
Помните, что нет ничего достойного восхищения, кроме души, а для ее величия ничто не достаточно велико.
Вступая в разговор не начинайте его с тех вопросов, по которым у вас разные мнения.
Наоборот, с самого начала старательно акцентируйте внимание на тех вопросах, по которым у вас существует согласие.
Пусть вам с самого начала говорят: “да, да”. Удерживайте вашего партнера, насколько это будет возможно, от слова “нет”.
Психологическая схема происходящего предельно ясна. Когда человек говорит “нет” - и на самом деле так думает, - он делает гораздо больше, чем произнося слово “нет”.
Весь его организм - нервы, железы внутренней секреции, мускулы - настраиваются на отрицание.
Отрицательно настроенная личность может выбрать один из двух тактических приемов: бежать с поля боя (замкнуться в себе и копить злобу) или атаковать в свою очередь.
Посвятите свое время книгам. Книга - универсальный друг и помощник. Это молчаливый спутник, который всегда готов дать вам мудрый совет. Это друг, который может быть всегда с вами и никогда не предаст.
Книги - это мудрость человечества. Через книгу вы общаетесь с умнейшими людьми всех времен и народов. Книги помогут вам понять жизнь и свое место в ней.
“Скажи мне, что ты читаешь, - заметил Гете, - и я скажу,кто ты”.

Тюремный закон

Охранные вышки, тоскливо возвышающиеся за высоким забором с колючей проволокой, видно издалека. Мужская колония общего режима №54 расположена недалеко от Новой Ляли. Здесь, на сленге заключенных, сидят «первоходки», которые «мотают» срок впервые.

Сегодня здесь находятся чуть более 350 человек. Младшему - 18, самому старшему - 64 лет. Мужчин сюда везут со всей области за разные преступления. Всего колония может принять 1612 заключенных, но в будущем здесь планируют установить строгий режим.

«Точка невозврата»

Среди заключенных, рассказывает начальник колонии Юрий Никулин, всего трое качканарцев. Один попал сюда за изнасилование, другой за разбой и незаконное хранение оружия, третий - за разбой и хулиганство. Также из Качканара здесь находятся 15 «этапников»: шесть обвиняемых и девять осужденных, приговор по делу которых пока не вступил в силу. В основном, они обвиняются за кражи, наркотики и вымогательство.

Никто не застрахован от тюрьмы. У нас даже сидели несколько глав близлежащих городов, в основном, за экономические преступления, - рассказывает Юрий Николаевич. - Также за решеткой могут оказаться вполне обычные люди, которых на преступление подтолкнул алкоголь или глупость.

Например, 30-летний Роман сидит уже девятый год за разбой, говорит, что выпил, стало скучно, после чего он отправился искать приключения.

Мне понравилась «иномарка». Водитель, сидящий за рулем, не стал помехой. Помню, что взял сам себя на понт: «получится/не получится». Получилось. Я его ударил, вытащил из салона, сел за руль и уехал, потом покатался и бросил машину, - грустно улыбается заключенный.

До конца срока ему осталось еще два года. Дома ждут жена (расписались в колонии, в марте этого года) и восьмилетняя дочь, которая родилась накануне суда.

Если бы я знал, чем все обернется, то в тот день вообще бы не стал выходить из дома. Я знаю, где моя точка невозврата. Колония - это, конечно, школа жизни, но, как говорят, ее лучше пройти заочно.

Заключенному Константину недавно исполнилось 39 лет, из них девять он просидел в колонии за разбой, осталось еще 4,5.

Вместе с друзьями ворвались в магазин и украли всю выручку. Сколько удалось «заработать» - уже не помню, с тех пор много лет прошло. Знаю лишь, что деньги закончились уже через неделю, - рассказывает мужчина.

Скоро подойдет срок, когда он сможет написать заявление на досрочное освобождение. Признается, что не может представить день, когда окажется за стенами колонии - спустя несколько тысяч дней заключения.

22-летний Дмитрий заходит в кабинет, представляется и сразу называет свою статью. Тюремную робу носит уже более четырех лет, потому что «заступался за друзей и случайно убил молодого человека».

Я тогда учился в военном центре на переводчика, приехал в увольнение домой, решил отпраздновать и отправился с друзьями на дискотеку. Там завязался конфликт, началась драка - толпа на толпу. Я увидел, что бьют моих друзей и ввязался. После дискотеки одному юноше стало плохо, я отвез его домой. Позже он упал в обморок и попал в реанимацию, там умер через две недели.

Дима себя не оправдывает, но говорит, что не хотел убивать и сам не понимает, как такое могло произойти. Рассуждает, что, возможно, потерпевший после толчка упал и сильно ударился головой, но свидетели указали виновником именно его.

В штрафной изолятор попадают заключенные, совершившие какое-либо нарушение. От разжигания конфликтов до драк. Срок наказания - 15 суток. В течение этого времени запрещаются свидания и телефонные разговоры с родными

«Социальные лифты»

На зоне, рассказывает начальник колонии, разработана система социальных «лифтов». Осужденные, попадая сюда, проходят двухнедельный карантин, затем их распределяют в один из шести отрядов.

Далее все зависит от заключенного. Если видим, что он встает на путь исправления, то позволяем перевестись на облегченные условия содержания. Заключительная стадия «лифтов» - колония-поселение. Но при плохом поведении он двигается в обратную сторону - на строгое содержание. Питание везде одинаковое. Отличия в «льготах» - количестве «свиданок» с родными и передач.

Экскурсия по тюрьме начинается с общего вида на территорию. Для этого поднимаемся на небольшую площадку. Внизу хорошо просматривается пять рядов забора: решетчатые, деревянный и железные. Раздается грозный лай огромного кавказца.

Были попытки побегов. Ночью двое перелезли через забор. Сумели добраться до третьего забора, потом их засек часовой. Когда «засвистели» пули над головой - беглецы остановились, - рассказывает начальник.

Преодолеть три забора, чтобы вырваться на свободу, мало, говорит подполковник. За следующим, каждые сорок метров патрулируют собаки. Возможно, заключенным очень повезло, что их во время засекли - псы могли растерзать живую добычу. Подкопов в истории колонии не было, выбраться отсюда в грузовике - из разряда фантастики. В кузове установлена сверхчувствительная аппаратура, которая может среагировать на биение сердца мыши.



Не верьте сериалам и фильмам про колонии и тюрьмы, которые показывают по телевизору. Там мало правды. Кстати, посмотрите, - Юрий Николаевич показывает рукой вдаль, - как раз новый этап приехал, среди них есть качканарцы.

Небольшая группа в сопровождении охраны переминается у ворот. В руках - сумки. Спустя некоторое время вереница арестантов скрывается за железными воротами.

«Разговоры прослушиваются»

Толстая железная дверь разделяет «волю» и «неволю». На границе двух миров есть «гостиница», где проходят длительные свидания осужденных с родными. Заселиться в «номер» можно, максимум, на трое суток. В гости могут приехать до двух взрослых и дети. Тут же располагается пункт приема передач и комната коротких свиданий, где заключенные общаются с родственниками через стекло по переговорному аппарату.

Общаться с родными можно и через таксофон. Звонки - по графику. Все разговоры прослушиваются, при малейшем подозрении звонок скидывается, - говорит начальник. - Можно написать письмо домой, но перед отправкой оно пройдет строгую цензуру.

Сотовые, по его словам, запрещены, хотя были случаи, когда гражданские пытались перекинуть мобильники через забор.

Чтобы пройти через «шлюз» на территорию, необходимо предъявить удостоверение. Далее подполковник прикладывает палец к маленькому прибору. Устройство считывает его отпечаток пальца, распознает, после чего замок щелкает, открывается очередная дверь, пропуская в решетчатый лабиринт и на «зону».

Слева - производственная зона, справа - жилая. Везде установлены пропускные калитки. Система пропуска - через домофон, в который представляется сотрудник, и видеооператора, который открывает замок из пункта наблюдения.

Всего в колонии установлено более 130 видеокамер - перед каждой дверью и во всех помещениях. Две камеры - купольные, вращаются без перерыва и проецируют на мониторы вид на колонию сверху. Картинки выводятся в режиме он-лайн. Все видеозаписи хранятся два месяца.

Натуральное хозяйство

На территории прибрано. Есть несколько пустых грядок, с которых уже собрали урожай. В воздухе - стойкий запах навоза, который разносят носилками двое заключенных. Мужчины - в одинаковых телогрейках с порядковыми номерами. Они заискивающе улыбаются, здороваются и провожают начальство почтительным взглядом.

Здесь пока маленький беспорядок, - извиняется руководитель колонии. - Летом заключенные выращивают капусту, морковку, которые потом попадают к ним на стол. Можно сказать, что у нас тут натуральное хозяйство. Также есть свой хоздвор, там коровы, бараны, свиньи. Баранина, правда, идет на продажу.

В отдалении несколько заключенных ремонтируют здание - под новый следственный изолятор, который вскоре обнесут шестиметровым забором.

Впереди - белое здание. Столовая. На фасаде - советский плакат с надписью: «Помни! Мы ждем тебя дома». На двери висит расписание. На один прием пищи дается 20 минут.

В просторном зале в несколько рядов расставлены столы. Один из заключенных, в белой поварской рубахе, тщательно натирает столешницы.

Тут полное самообслуживание. Заключенные входят отрядом, берут подносы, идут на раздачу, где вывешено сегодняшнее меню, получают пищу, после еды также строем расходятся по рабочим местам. Готовят еду, моют посуду и прибираются также осужденные. Сотрудники едят в своей столовой.

Питание заключенных сбалансировано, просчитаны все необходимые белки и углеводы. Отступления от меню не допускается. В рацион входят простые продукты. Например, сегодняшний завтрак включает тарелку гречневой каши, хлеб с маслом и стакан молока. На обед подадут: рассольник, тушеный картофель с мясом, чай, молоко, хлеб. На ужин - рыбный гуляш, запеканку, чай, компот, хлеб и яйцо.

Хлеб тоже печем сами, - рассказывает начальник.

На полках пекарни аккуратными рядами сложен белый хлеб, по форме схожий с обычным магазинским. В сутки каждому заключенному полагается по одной булке.

Не знают, откуда берется суп

Уже на улице замечаем телегу, в которую запряжена гнедая лошадь. Повозкой управляет маленький мужчина в телогрейке и ушанке.

Это экономия в реальном виде - зачем тратиться на бензин, если отходы из столовой на хоздвор можно вывезти на лошади, - комментирует начальник.

Осужденные занимаются сельским хозяйством: выращивают овощи, разводят скот

Следующий объект - «клуб», где заключенные проводят свободное от работы и сна время. Вдоль длинного коридора - несколько дверей с небольшими окошками, чтобы контролировать, чем занимаются заключенные. Таблички гласят: художественная мастерская, тренажерный зал, библиотека, есть две молельные - мусульманская и христианская.

Юрий Николаевич без стука распахивает дверь с мусульманской символикой. Внутри - скромное убранство тюремной мечети. Посередине комнаты на коленях стоит мужчина и читает коран.

Подполковник задерживается в помещении, после выходит с DVD-дисками, которые позже отдаст своему помощнику с распоряжением проверить их на предмет религиозности. Если там содержатся другие материалы, то диски заберут.

В отдельном крыле - небольшие комнаты гостиничного типа с телевизором, DVD-плеером. Неподалеку находится уютная столовая с микроволновкой и мягким уголком. Это центр социальной адаптации. Как объяснит замначальника, тут живут люди, срок заключения которых близится к концу.

Парни изучают гражданский быт, а то случается, что выйдут и даже не знают, как пакетик с чаем заварить или откуда берется суп. Пойдемте дальше.

«Учатся, зарабатывают, тратят»

Неприметное серое здание - школа и ПТУ (профессионально - техническое училище). Тут учатся заключенные, которые не успели получить среднее или профессиональное образование.

Школа точно такая же, как и на гражданке. Есть директор, учителя, которые ставят оценки, составляют расписание уроков, - рассказывает Юрий Николаевич.

Проходим по коридору училища. Аудитории, где учат на сталеваров, слесарей, сварщиков, электриков, каменщиков, также оборудованы партами. На них лежат тетради, ручки, учебники для теории и наглядные пособия в виде станков, различных видов кирпичей и многое другое, необходимое для практики.

Курс длится пять месяцев, - поясняет один из педагогов. - Затем заключенные сдают экзамены и выходят на работу.

В колонии есть несколько производств: деревообрабатывающее, металлообработка, пилорама. Имеется штат подсобных рабочих, сварщиков. Некоторые заключенные содержат свой автосервис, где ремонтируют машины городских жителей. Часть зэков заняты на изготовлении «ширпотреба» - товаров широкого потребления. Это статуэтки, каменные шкатулки, картины, нарды и многое другое, что впоследствии пополняет полки областных магазинов. Вырученные деньги уходят в федеральный бюджет. Также осужденные шьют мягкие игрушки, которые передаются в детдома и приюты.

Мастерская по производству «ширпотреба». Заключенные делают нарды, рамки для фотографий, модели кораблей и многое другое, что можно купить в обычном магазине «на воле»

На всех работников распространяется действие трудового законодательства. Заключенные работают по графику или пятидневке, «уходят» в отпуска, во время которых находятся в отряде, получают зарплату (не ниже МРОТа), из которой вычитают подоходный налог в 13%, алименты на детей и выплаты, назначенные судом. Помимо этого, с каждого осужденного ежедневно удерживают около 130 рублей: 70 рублей 37 копеек - за питание, 60 рублей - за коммуналку. Остальное компенсирует государство. Вычеты не могут превышать 50% от зарплаты.

Деньги перечисляются на лицевой счет, их можно копить или тратить в магазине товаров первой необходимости, который есть на территории. Туда ходят только в установленное время и лишь в сопровождении.

Из развлечений - скромные календарные праздники с выступлением местных «звезд», конкурсы «рифмоплетов», спортивные соревнования, просмотр познавательных телепередач или «добрых» фильмов. Весь телеэфир «фильтруется», дабы оградить мужчин от «чернухи».

«Запрещено сидеть на кровати»

Жилая часть разделена на несколько зон. При общем режиме заключенные живут в «казармах» отрядами по несколько десятков человек. Небольшая придомовая территория с местом для курения обнесена решеткой.

На входе - общая раздевалка, где аккуратно развешаны одинаковые куртки. Чуть дальше по коридору пустует большая спальня с двухэтажными кроватями, прикроватными тумбочками, на стенах развешаны графики дежурств и наглядная инструкция по заправке кровати.

Большинство заключенных живут в отрядах, в среднем, по 50 человек. На каждого приходится один спальный комплект, тумбочка, где хранятся личные вещи, и небольшая табуретка

Постель можно использовать только для сна. В остальное время на ней нельзя сидеть или лежать, - рассказывает начальник. - Если очень хочется, то можно присесть на табуретку.

Обитатели отряда смотрят в дальней комнате телевизор. В общей сложности, здесь около 30 разновозрастных мужчин. Заключенные, получив разрешение сесть, присаживаются на длинные скамейки и сосредоточенно всматриваются в экран. В это время диктор скучным голосом рассказывает, что нужно делать, чтобы не заснуть за рулем.

Одних навещают, других нет. Возможно, родственникам далеко ездить или они решили полностью оградить себя от общения с таким близким, - говорит замначальника. - Да и как их судить за нежелание общаться? Например, у нас сидел мужчина, который поругался с сожительницей и несколько раз с высоты своего роста кинул на пол двухлетнего ребенка. Малыш на всю жизнь остался инвалидом.

В процессе разговора приближаемся к воротам с надписью ШИЗО, за которыми открывается вид на невысокое здание. За забором бегает овчарка. Нежданных гостей она провожает до дверей громким лаем. В изоляторе звучит лирическая музыка - «для морального и душевного развития».

Вдоль мрачного длинного коридора - множество железных дверей. На каждой - переговорное устройство и маленький отсек для передачи еды, инструкция, как должен вести себя заключенный, когда выходит из камеры. Руки за спину, лицом к стене.

Охранник ворочает в замке ключами, звучит громкая команда: «Встали, построились!». Несколько мужчин послушно убирают руки за спину и встают строем около стены. Полутемную комнатку с маленьким окном под потолком и освещенный коридор разделяет еще одна преграда - толстая решетка.

С начала этого года к заключению в исправительных колониях приговорили 135 жителей Качканара.Осужденным (возраст - от 17 до 50 лет) придется отсидеть за кражи, грабежи, изнасилование, угоны, причинение тяжкого вреда здоровью и другие уголовные преступления.

Трое из них уже на воле, один все еще отбывает наказание и отвечал нам прямо из тюрьмы.

Герои

Владимир «Адольфыч» Нестеренко

Был осужден два раза: за насилие в отношении сотрудников милиции в начале 90-х и за грабеж и вымогательство в конце 90-х, отбывал наказание в учреждениях исполнения наказаний Украины.

Андрей Рубанов

Был арестован в 1996 году по обвинению в хищении государственных средств, пробыл под следствием три года, был признал невиновным и отпущен на свободу из зала суда. По словам Рубанова, чтобы оправдать его трехлетнее пребывание в изоляторах, ему дали срок за неуплату налогов.

Иван «Паук» Асташин

Лидер АБТО (Автономная боевая террористическая организация), приговорен к 13 годам колонии строгого режима. Под стражей находится с февраля 2011 года. Сейчас содержится в СИЗО «Матросская тишина», перевезен в Москву из ИК-17 (Красноярский край) для пересмотра приговора.

Роман Попков

Бывший руководитель московского отделения НБП (Национал-большевистская партия). Сидел с мая 2006 по август 2008 года по обвинению в хулиганстве.

По каким правилам устанавливается контакт с сокамерниками? Кто свой? Кто чужой?

Смотря для кого. Если для профессиональных преступников - есть коды, а для обычного фраера, пусть даже он всю соседскую семью стамеской вырежет, - нет кодов, все чужие. Отсюда и выражение - «иди своих ищи», это когда человеку отказывают в товариществе, в компании; под «своими» здесь, как правило, имеются в виду находящиеся на низшей ступени развития или в низшей касте.

Камеры (хаты) есть разные: есть помещения на 20 и более арестантов, есть небольшие камеры на четыре-шесть мест. В больших камерах у сидельцев четкое разделение труда.

Например, дорожники - люди, «держащие дорогу», то есть осуществляющие межкамерное сообщение при помощи протянутых от окна одной камеры к окну другой камеры веревок (коней). Веревки делаются из распущенных свитеров, к ним привязываются записки (малявы) и даже небольшие грузы (конфеты, чай, сигареты).

Есть уборщики, есть своего рода сторожа (шнифтовые) - зэки, посменно стоящие возле дверей в камеру (шнифтов) и наблюдающие в щелочки за движением охранников в коридоре (на продоле). Это очень важная функция: если сотрудники администрации идут в камеру с какой-либо целью, нужно успеть дать сигнал, чтобы население камеры успело спрятать запрещенные предметы (в первую очередь мобильные телефоны) и убрать коней с дороги.

В камере есть и свое руководство: смотрящий из числа блатных, ответственные за сбор общака.

В маленьких камерах, разумеется, такого четкого разделения функций быть не может. Например, уборку там, как правило, делают по очереди.

По каким правилам устанавливается контакт? Ну, заводят тебя в камеру, ты здороваешься со всеми, интересуешься, кто смотрящий за камерой, подходишь к нему. Рассказываешь, кто ты, что у тебя за статья, сидел ли раньше в тюрьме или колонии. Есть расхожее заблуждение, что у заехавшего в камеру в первый раз (у первохода) будут очень внимательно интересоваться его образом жизни на воле, специально искать какие-то зацепки, чтобы наехать на него и вынуть у него душу. Это не так, демонизировать тюремный мир не нужно. Смотрящий видит, что ты не блатной и не подосланный стукач, а вообще случайно оказавшийся в тюрьме пассажир. Ну, тебе объясняют, что и как в камере, кто чем занимается, дают тебе время присмотреться. Дают место на свободной койке (шконке). А дальше уже тебя со временем «подтягивают» к себе либо дорожники, либо камерный блаткомитет, либо еще какие-то микроколлективы. Главное - не врать никому и ни в чем, держаться скромно, но уверенно, быть чистоплотным (чистота в тюрьме - залог выживания), не играть в азартные игры (об этом чуть ниже).

Кстати, насчет распределения спальных мест. Дальше от входной двери и ближе к окну - более козырные места, которые занимает смотрящий со своими приближенными. Возле дверей обычно ютятся мужики.

Впрочем, есть отдельные случаи жесткого поведения блатных по отношению к первоходам. Могут придраться к проколотым ушам, к каким-то «стремным» татуировкам (ну не знаю, если там петух будет набит во всю спину, например), начать выводить новичка на тему того, «не п**** ли он». Сразу отмечу, что подобное поведение по отношению к первоходу со стороны блатных является беспределом, искусственно, ради куража, загонять человека в низшие касты запрещено воровскими понятиями.

Внутренние коды... Да какие там нафиг коды. Современная тюрьма сильно изменилась. Раньше огромную роль играли татуировки, сделанные по воровским, криминальным канонам. По этим татуировкам - перстням, куполам и т. д. - можно было прочесть всю жизнь заключенного, всю его тюремную биографию. Теперь это направление тюремной субкультуры находится в упадке. Вообще-то в нормальной камере все арестанты до определенной степени свои друг другу. Дело в том, что в обычных камерах (людских хатах) содержатся только блатные и мужики, там нет неприкасаемых, изгоев. Раньше обиженных держали вместе с остальными арестантами, и они спали возле санузла (параши) прямо на полу. Но в последние годы всех неприкасаемых администрация следственных изоляторов помещает в отдельные камеры (обиженки). В колониях они тоже сведены в отдельные отряды. Бывших сотрудников (ментов, попавших в СИЗО) тоже теперь держат отдельно. Так что как-то напрягаться по поводу своих-чужих в камере вряд ли стоит. Нужно просто подобрать себе хоть какой-то близкий круг общения. Ну, например, политическим заключенным проще находить общий язык с бизнесменами, осужденными за мошенничество (статья 159 УК РФ).

Контакт с сокамерниками устанавливается по обычным человеческим правилам. Единственное, что надо учитывать при знакомстве и последующем общении, что в тюрьме (в широком смысле этого слова) общество делится на касты. Во-первых, есть людская масса и нелюдская. Людская масса состоит из мужиков, бродяг и воров. А все остальные людьми не считаются - это вязаные, обиженные, гады, б.….. и т. д. Основных (самых многочисленных) каст всего три: это мужики, вязаные и обиженные. Мужик - это обычный арестант, незамеченный в работе на администрацию и пассивном гомосексуализме (критериев, конечно, больше, но это основные). Вязаный (красный, козел, коза) - зэк, работающий на администрацию, а также хозобслуга. К вязаным относятся завхозы, дневальные, каптерщики, баландеры и все, кто в лагере выполняют какую-либо работу в жилой зоне (не на промзоне!). Про обиженных (они же петухи), я думаю, и так все в курсе, хотя, наверное, многие удивляются, узнав, насколько легко стать обиженным.

В Москве со всем этим не сталкиваешься, так как в людские хаты обычно не сажают ни вязаных, ни обиженных, а вот в других регионах (например, в Челябинске или Красноярске) в одной хате с мужиками могут сидеть вязаные или обиженные. Поэтому там, прежде чем жать кому-то руку или садиться пить чай с кем-то, надо интересоваться: «По жизни все ровно?»

Все основные правила вам охотно объяснят. Нельзя драться, нельзя сидеть на полу (это «нечистая» территория), крайне нежелательно ругаться матом, ибо все грубые ругательства в тюрьме имеют буквальное значение. Ни в коем случае нельзя брать чужие вещи, никакие, ни куска сахара, ни обмылка - ничего. Лучше даже не притрагиваться. Если хочешь, чтоб сосед перевесил полотенце, - позови соседа и попроси. Много чего нельзя, западло - короче говоря, лучше не вникать, а сразу сказать: так и так, первый раз, обычаев не знаю. Вы сами удивитесь, насколько терпеливо и спокойно арестанты могут объяснить новичку, где как и что делать или не делать.

Иногда говорят, что тюремные правила почти не отличаются от правил жизни на свободе? Это правда?

Это мир - не движение, не партия, просто свой мир, мир государственных рабов и поставленных над ними государством-рабовладельцем надзирателей. А что правила одни и те же - смотря для кого. Если человек на свободе («на воле» там говорят) не поднимает случайно оброненного, не здоровается с гомосексуалистом за руку, не считает чем-то необычным прятать какие-либо предметы в прямой кишке в случае необходимости, в любой момент ожидает от окружающих чего угодно и каждым поступком дает понять, что трогать его не просто опасно, а опасно смертельно, - то для него что на воле, что в тюрьме правила одни. Опять же, если человек привык говорить «я тебя убью», а потом осуществлять угрозу, даже если обстоятельства неблагоприятны, - то тоже проблем не будет.

Прежде всего нужно понимать, что тюремный мир (имеется в виду, разумеется, мужская тюрьма) строго иерархичен. Он неосознанно, но очень четко копирует структуру традиционалистских сообществ с их нравами. Есть жрецы, брахманы, создающие и толкующие законы тюремного мира, являющиеся арбитрами, судьями. Это воры в законе. Их авторитет непререкаем для арестантов. По сути, это сверхлюди, высшие существа. Например, когда заключенный пишет записку (маляву) в другую камеру, он соблюдает ряд обязательных графических правил. Например, слова, имеющие особое значение для арестантского мира: название тюрьмы (Бутырский централ), слово «хата» (камера) подчеркиваются одной чертой. Словосочетание «вор в законе» подчеркивается двумя чертами, также двумя чертами подчеркиваются имена и прозвища воров в законе. Тремя чертами подчеркивается слово «Бог» и различные околорелигиозные речевые обороты.

Также есть кшатрии - армия блатных, то есть арестантов, свято соблюдающих все воровские и тюремные понятия не только в тюрьме, но и на воле, говоря ментовским языком - профессиональные уголовники. Это та самая братва, костяк тюремной цивилизации.

Есть вайшьи - мужики. Мужик - это арестант, не живущий на воле по воровским понятиям, обычный работяга, обыватель, попавший в тюрьму случайно, не собирающийся туда постоянно возвращаться. В тюрьме слово «мужик» не равно слову «мужчина». Мужик - это определенный социальный статус, не самый высокий, но и не самый низкий.

Есть низшие касты. Есть вовсе неприкасаемые - обиженные, петухи. В касту неприкасаемых уходят люди, попавшие в тюрьму по «стремным» статьям (сексуальные действия с малолетними), а также люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией либо зэки, прошедшие контринициацию, переведенные в неприкасаемые, в обиженные, в том числе и через сексуальное насилие - в наказание за воровство у своих товарищей по несчастью, за обман, за стукачество, за карточные долги (отдельная тема). Так как слово «обиженный» применяется вот к этой категории зэков, не имеющих никаких прав, к которым и прикасаться-то запрещено, поэтому в тюремном быту слово «обидеться» стараются не употреблять во избежание недоразумений, заменяя его словом «огорчаться».

Такая четкая внутренняя структура, иерархичность делают тюремный мир непохожим на мир вольный. Эта иерархичность необходима, так как она структурирует тюремное сообщество, делает его более устойчивым в перманентной войне с тюремной администрацией, шире говоря - с мусорами.

Что касается непосредственно отношений - здесь все намного жестче, а отношения между людьми более уважительные и внимательные. Необходимо постоянно контролировать свою речь и движения, чтобы кого-то не задеть словом или поступком. К этому довольно быстро привыкаешь и потом сам удивляешься, глядя на тех, кто только заехал. В тюрьме недопустимо употребление мата в отношении другого арестанта; за «Пошел ты на х…!» с тебя либо сразу получат, либо чуть позже зайдет братва и спросит (см. ответ на вопрос № 5) с тебя «по всей строгости арестантской жизни». Рукоприкладство также не приветствуется и сурово наказывается. А в целом, конечно, те же правила жизни, что и на свободе, только все острее и, можно сказать, первобытнее, плюс более замкнутый мир - далеко не убежишь.

Изначальная идея во многом справедлива и правильна для выживания. Но сейчас, по крайней мере в Москве, тюрьма пропитана лицемерием, ложью и нежеланием что-либо делать, страдать…

Все это я говорю исходя из того, что мы живем в авторитарном государстве, где не соблюдаются права человека и тем более арестанта. Поэтому арестантам самим приходиться всего добиваться, сопротивляясь режиму. Там, где арестантское единство было разбито, а сопротивление сломлено, появились настоящие концлагеря, где людей используют как рабов или превращают в зомби, и СИЗО, где под гнусными пытками арестантов заставляют оговаривать себя и других. Карелия, Башкирия, Саратов, Киров, Брянск, Омск, Красноярск, Хакасия - любой арестант знает эти страшные названия.

Пока в тюрьмах и на зонах не будут соблюдать права человека, мы, арестанты, будем вынуждены жить своей жизнью, нарушая установленный администрацией порядок, коррумпируя сотрудников, бунтуя, но добиваясь того, чтобы с нами обращались как людьми.

Да, это так. Хуже всего тем, кто лицемерит, кто пытается носить маску. Если умеешь быть собой, вести себя естественно и благожелательно - тебя будут уважать. Понимаете, тюрьмы никакой нет, тюрьма - это всего лишь часть общей свободы. С чего бы человеку вести себя в тюрьме особенным образом? Как он жил на воле, так он и в камере будет жить. Если на воле обманывал, завидовал и подличал - он и в камере поведет себя так же.

Есть ли какие-то специфические шутки? Над кем шутят?

Хорошая шутка: новичку говорят, что рядом с тюрьмой есть рынок, и на выходные можно под конвоем туда сходить купить продуктов, водки и т. д. Если новичок поверил - собирают тряпки всей камерой, одежду - для обмена на водку. А главное - делают «куклу» (сверху купюра, снизу купюра, между ними нарезанная бумага, и побольше). Новичку передают на водку для всей камеры - стараются сделать пачку потолще. Новичок скручивает это все в трубку, запаивает в полиэтилен - вынести можно только «на торпеде», то есть в прямой кишке - и с мучениями засовывает. На утренней поверке с мешком тряпья он заявляет, что записывается на рынок. Мусора тоже все понимают, сами всю жизнь в тюрьме, выводят его из камеры, бьют в коридоре, а в мешок, чтоб была наука всем, выливают пару ведер воды. И забрасывают обратно в камеру простофилю с мешком. А еще впереди длительный процесс извлечения «торпеды».
Шутят все шутки только с лохами, то есть с теми, кто или верит, или не может дать сдачи.

Да много всякого веселья есть. Главный объект по части приколов - это свежезаехавший в камеру первоход. Желательно молодой, не имеющий тюремного опыта и чуть-чуть придурковатый. Есть старая тюремная традиция, согласно которой первоход должен в первую ночь, проведенную в камере, подойти к оконной решетке и попросить тюрьму дать ему кличку (погремушку). Эта традиция, как и прочие, уходит, но о ней вспоминают, когда хотят поразвлечься. Например, на Бутырке это происходило так: первоход по требованию братвы начинает кричать в окно, в ночь: «Тюрьма-старушка, дай погремушку, не простую, а воровскую!» Из других камер раздаются голоса: «Какая статья?» Он отвечает, например: «Один-пять-восемь!» (ст. 158 УК РФ, «Кража»). Если после этого наступает некая пауза и тюрьма не проявляет энтузиазма, первоход орет через окно опять: «Тюрьма-старушка, дай погремушку, не простую, а воровскую!» И так до тех пор, пока кто-то не крикнет предложение насчет клички. Первоход имеет право отказаться, крикнуть: «Не катит!» Тогда все начитается по новой. В конце концов первоход соглашается на какого-нибудь Шпингалета. После этого та камера, которая дала погремушку, заказывает первоходу песню, которую он обязан спеть на всю тюрьму. Ссылки на незнание текста и отсутствие вокальных данных никого не интересуют. И несчастный поет в ночи какую-нибудь хрень вроде «А белый лебедь на пруду качает павшую звезду».

Особенно популярно вынуждение к поиску погремушки в те ночи, когда на большинстве федеральных телеканалов ведутся профилактические работы. Не знаю, как сейчас, а когда я сидел в СИЗО, в 2006–2008 годах, это была ночь с понедельника на вторник. После часа ночи все федеральные кнопки вырубались, оставался только ТНТ, но там шла по ночам какая-то муть, чуть ли не «Дом-2». И вот братва, оставшись без ТВ, своего главного развлечения, начинала развлекаться с первоходами.

Ну, еще есть более примитивные разводки: например, попросить первохода подвинуть стол или лавочку (вся мебель в камере намертво прикреплена к полу).

Каких-то специфических шуток нет. А шутить надо так, чтобы не задеть ничье достоинство. В тюрьме, если можно так сказать, сильнее охраняется достоинство личности, чем на воле.

Шуток море, но все арестантские шутки грубые и жестокие. Шутки шутить лучше с приятелями, товарищами, когда они, такие приятели, появятся.

Существуют ли ритуалы, связанные с бытом, с развлечениями?

Вся жизнь в неволе - это ритуал, как и положено примитивным народам. За руку здороваются только со знакомыми, да и то поинтересовавшись, все ли у него сейчас нормально (не вы…али ли его за то время, что вы не виделись), нельзя свистеть (срок насвистишь), нельзя отбирать что-либо силой - следует убедить или поставить в ситуацию когда «сам отдаст», нельзя «наказывать х…м» (но откуда в таком случае такое количество опущенных - непонятно), нельзя ругаться матом в адрес кого-то. Много всего. Важно помнить: играешь - от выигрыша надо заслать на общее, зашла передачка - надо заслать на общее, в целом все как в жизни, всяк сверчок знай свой шесток.

Ну вот употребление чифира (мегакрепкого чая) - ритуал. Так как спиртное в тюрьме запрещено и достать его - огромная проблема, заключенные спасаются чифиром. Это напиток ритуальный, как правило, чифир группа зэков пьет из одной чашки, передавая ее друг другу. То, что ты пьешь с зэками чифир, уже говорит о твоем равном с ними статусе.

Насчет игр - боже упаси садиться играть в карты с зэками. Проиграть можно все что угодно. Некоторые нацболы на моей памяти имели глупость садиться играть, потом товарищи на воле вынуждены были собирать и передавать братве немалые суммы. Карточный долг в тюрьме - это святое, ты не можешь его не отдать, неважно, что ты поставил на кон - две пачки сигарет или свою квартиру. Так что если предлагают играть в карты - нужно отказаться. Заставить вас никто не может. А вот нарды - немного другое дело, игра в нарды, в отличие от карточных игр, не имеет столь зловещей мифологии, таких крутых традиций. Впрочем, повторю, лучше вообще не играть, целее будете.

Конечно, существуют определенные привычки, связанные с тюремными правилами. Например, перестаешь употреблять некоторые слова, у которых здесь другое значение. Вместо слова «спросить» говорят «поинтересоваться», потому что «спросить с человека» - значит наказать его за неправильный поступок.

Еще раз говорю, вся жизнь в камере - сплошной ритуал, и деталям тюремного быта посвящены сотни книг и фильмов. Лучшее времяпровождение - улучшение собственного быта. Тут зависит от того, куда попадешь. Можно попасть так, что единственным времяпровождением будет борьба за существование. Постираться, тапочки отремонтировать. Все ритуалы завязаны на простой принцип: ты не один, справа и слева - сокамерники. Ты храпишь - соседу уже неудобно.

Какие гаджеты разрешены? Если что-то запрещено, трудно ли это достать?

В тюрьме запрещено все - зажигалки, часы, приемники, диктофоны, телефоны, фотоаппараты и т. д. Книги, бывает, запрещают, можно читать книги только из тюремной библиотеки или религиозные. А было время - крестики нательные запрещали, а за Библию сажали. На зоне есть послабления, все меняется, то запретят, то разрешат; поймали с самогоном - запрещают сахар в передачах, передали кому-то героин в «Дошираке» - запрещают «Доширак». Достать что бы то ни было можно, зависит от режима, от коррумпированности мусоров. В некоторых зонах и связи мобильной вообще нет, не ловят вышки, значит, и телефоны не нужны, а в некоторых все ловит, но поймают с телефоном - под камеру козлы насилуют чуть ли не в кабинете старшего опера. Успехом пользуются три категории гаджетов - спирт / водка, наркотики и телефоны. Все как на воле.

Мобильные электронные устройства в СИЗО и колониях запрещены. И тем не менее во многих СИЗО и колониях они есть. Если ваша колониях - не «красный» режимный концлагерь с закрученными гайками, если ваше СИЗО - не «Лефортово» с кагебешными традициями, то, скорее всего, достать мобильник вполне возможно - сотрудники ФСИН коррумпированы, с ними можно договориться, принесут за вознаграждение. А вот дальше уже другая проблема - сохранить мобильный телефон в камере, чтобы его не нашли во время обыска. Зэки делают специальные тайники - нычки, прячут мобильники там.

В Матроске, кроме электронных книг, ничего не разрешено. В каких-то регионах разрешают портативные DVD-плееры, mp3-плееры. Все остальное нелегально. Где-то нет никакого труда достать мобильный телефон, а где-то, например в «Лефортово», абсолютно невозможно. В Красноярске (СИЗО-1, ИК-17) теоретически можно «затянуть» телефон, но пользоваться им нереально - сдадут сразу, да и видеокамеры повсюду.

Из гаджетов, по-моему, разрешены только кипятильники. Но у нас был и плеер, и даже телефон. Это запрещено, найдут - отберут. Потом надзиратель по сходной цене принесет тебе другой плеер.

Как распределяется еда после передачи?

В тюрьме делятся, в специзоляторах (тройниках) - все общее, коммунизм, в больших камерах живут «семьями», группами малой диффузности, но «на камеру» выделяют, чтобы особо не завидовали те, у кого ничего нет. На зоне так же - «семьями», ну и надо угощать нужных людей, чтобы что-то решить в свою пользу или чтобы с тобой не решали. А традиции… Раньше как передача зашла - зэк делал себе татуировку «не забуду мать родную», а не зашла - «нет в жизни счастья»

Тут нет никаких четких регламентов. Но, разумеется, нужно проявлять солидарность, взаимовыручку, не быть жлобом. Обычно, когда приходит продуктовая передача, ты ее разделяешь на несколько частей. Часть отдаешь на общее - в общекамерный фонд, часть делишь с теми арестантами, с которыми семейничаешь - обедаешь, общаешься, со своей тусовкой, проще говоря. Часть оставляешь на бауле - в своей сумке, так как мало ли что, тебя могут перевести в другую камеру, вообще закрыть в одиночку, а одной баландой сыт не будешь. Пропорции между вот этим частями продуктового транша ты определяешь сам, исходя из своего чувства справедливости, из своих возможностей.

Издевательства в тюрьме, изнасилования в тюрьме, "опускания" – то, чего так боятся люди, которые впервые отправляются на зону. На самом деле, там есть и другие, не менее тяжелые факторы, которые могут сломать человека или его здоровье. Но, правильно подготовившись психологически, вы многократно снизите риск пострадать от насилия в тюрьме и других неприятностей.

Как выжить в тюрьме, как сохранить себя

Не держи зла

Бакланка – тюремная боевая система

Насилие в тюрьме глазами очевидцев. Мемуары о тюремной жизни

Как сохранить достоинство в тюрьме


Тюрьма – это все же определенный социум, где есть некая общественная «иерархия» и свои правила поведения, с которыми необходимо считаться. И эти правила поведения, сформулированы для того, чтобы попавшие туда люди, совершенно различных категорий, могли вместе существовать, причем длительное время. Анархия никому и нигде не нужна, и в тюрьме все это прекрасно понимают. Так вот, находясь в этом социуме, надо в первую очередь понять для себя – кто ты, а во вторую, дать это понять окружающим...



Просмотров