Католические святые, способные творить чудеса. Знаменитые католические святые всех времен


Сравнение православных и католических святых

До отпадения католичества от православия, святые Вселенской Церкви были общими. Теперь различия в критериях святости между православием и католичеством не столько велики, сколько противоположны. То, что в православии считается заблуждением, духовной прелестью или проявлением гордости в католичестве принимается за святость. В православии, например, считается, что очистить от грехов, помиловать и спасти человека может только Бог. Человек должен стараться, прилагать усилия, надеяться, но не может быть уверенным в том, что он уже спасен. «Держи ум свой во аде, но не отчаявайся», - было сказано Богом прп. Силуану Афонскому. А в католичестве существует понятие «сверхдолжных заслуг». То есть, приняв целибат или постриг, или немного духовно потрудившись, человек якобы обретает перед Богом не только необходимые для спасения заслуги, но и «заслуги сверхдолжные», которые, кстати сказать, Римский папа может использовать по своему усмотрению…


Одной из отличительных черт католического мировоззрения является чувственность образов. Это выражается и в иконописи, и в отношении к понятию святости.
Лики на православных иконах - двумерные. Такое изображение горнего мира особым образом подчеркивает его духовность, возвышенность и непостижимость для земных очей. Иконы католиков трехмерные, они изображают святых натуралистично, также они широко используют создание статуй святых для украшения храмов.
Разгорячение нервов и тела, подмена духовности душевностью у католиков возводится в высшую степень приближения к Богу.
Например, почитаемая католическая святая Тереза Авильская во время службы падала в судорогах в храме, а один из самых известных католических святых Франциск Ассизский, живший в XIII веке имел стигматы на руках, ногах и в правом боку, подобные ранам от гвоздей и копья.
Личность Франциска Ассизского весьма показательна. Духовный Франциска портрет хорошо раскрывается в следующих событиях его жизни. Однажды Франциск долго молился «о двух милостях»: Первая - чтобы он мог пережить все те страдания, которые перенес Спаситель, а вторая - чтобы ему почувствовать ту неограниченную любовь, которою горел Сын Божий. Из этой молитвы видно, что католический святой претендует на некое равенство со Спасителем… В православие такое поведение немыслимо. «Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию», - считает свт. Иоанн Златоуст.
«Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище - Господь», - преподобный Исаак Сирин.
«С большим тщанием надо... смирять себя для очищения души и не допускать в нее то, что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец и Сын и Святой Дух. Смирение - путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему. Смирение приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься достойным сосудом во славу Господа твоего», - преподобный Ефрем Сирин.
«Если все свойства Божественного естества превышают меру человеческого естества, то проще всего для нас уподобиться Божеству в возможном и сообразном с нашей природой. Что же это такое? Смиренномудрие», - преподобный Исидор Пелусиот.
Франциска Ассизского совершенно не беспокоило чувство собственной греховности. Более того, во время такой молитвы Франциск «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса». А «шестокрылый серафим», поразил его «огненными стрелами» в руки, ноги и правый бок. Так у Франциска Ассизского образовались стигматы… С точки зрения психиатрии - стигматы имеют признаки кровоточивости неврогенного происхождения. Их разделяют на невропатическую, или истерическую, и имитационную, или синдром Мюнхгаузена. История религии сохранила ряд свидетельств о кровотечениях у людей с истероидными изменениями личности. В молитвенном экстазе они могли плакать кровавыми слезами, у них выделялась кровь из тех мест на руках и ногах, где были раны у Христа. Это как раз и происходит от неправильной молитвы, от разгорячения нервов и тела. Бывало, что во время проповеди Франциска Ассизского люди впадали в состояние истерии или лишались чувств. Последователь Франциска брат Иоанн из Верны разжег в себе «любовь к сладчайшему Иисусу в таком рвении и такой сладости, что уже не могла душа его выносить такой сладости, но громко возглашала, и, как бы опьяненный духом, он не переставал говорить про себя: "Сие есть тело мое" - потому что при этих словах ему казалось, он видит благословенного Христа с Девой Марией». Прийдя в храм «в том рвении духа, и с той тревогой, и с теми речами, не думая, что кто-нибудь слышит его... не мог он сдержаться от переполнявшей его божественной милости и возглашал громким голосом, и так долго пробыл в этом состоянии». Продолжая оставапться в этом состоянии он стал служить мессу, дойдя до того, что «едва мог вынести столько сладости и нежности», а потом «еще более вознесся в сладости созерцания» и, упал навзничь, лишившись чувств. Его «тело его похолодело, как тело мертвеца, и пальцы рук закоченели так сильно, что почти совсем не могли распрямляться или двигаться». Люди же, наблюдавшие за этим, «плакали из благоговения»...
Другой ученик Франциска Ассизского - брат Массео - пытался вымолить у Бога добродетель смирения. «В духовном рвении шел он, роняя слезы, вздохи и слова, и в пламенной жажде своей испрашивая у Бога этой божественной добродетели; а так как Бог охотно внимает молитвам смиренных и сокрушенных сердцем, то до брата Массео в таком его состоянии дошел голос с неба...». После беседы со Христом брат Массео получил желанную добродетель, и с тех пор когда Массео молился, То «производил однообразный ликующий звук, вроде глухого воркования голубя - у! у! у! - и стоял так в созерцании с весельем в лице и радостью в сердце».
Что же говорят о молитве православные подвижники? Например, преподобный Макарий, живший в конце IV — начале V столетия, учил: «Истинное основание молитвы: быть внимательным к своим помыслам и отдаваться молитве в великом спокойствии, великом умиротворении, не смущая других... Для молитвы не надобно ни жестов, ни возгласов, ни молчания, ни коленопреклонения... Довольно стонов и рыданий: все, что мы взыскуем в молитве, - это приход Бога». А какова молитва, такова и духовная жизнь. В житиях святых мы видим примеры ангелоподобной добродетели смирения:
«Грешником я засыпаю, грешником и пробуждаюсь», - говорил преподобный Сисой Фивейский.
«Когда я был юн, - говорил преподобный Матой, - я думал сам с собою: может быть и делаю что-нибудь доброе; а теперь, когда состарился, вижу, что я не имею в себе ни одного доброго дела».
Чем ближе человек к Богу, тем больше сознает себя грешником.
Пророк Исайя, увидев Бога назвал себя окаянным и нечистым (Ис. 6; 5).
Преподобный Памва в самый час смерти своей говорил: «Никогда не раскаивался я в словах, которые когда-либо говорил до сего часа; а теперь отхожу к Богу так, как бы еще не начинал служить Ему».
Перед кончиной преподобного Сисоя лицо его сияло, как солнце, и он говорил отцам: "Вот пришел Авва Антоний, вот пришел лик Пророков..." И лицо его заблистало еще светлее. "Вот вижу лик Апостолов", - сказал он, и свет лица его удвоился. Он стал с кем-то разговаривать. Тогда старцы спросили его: «С кем ты, отец, беседуешь?» - «Вот - отвечал он, - пришли Ангелы взять меня, а я прошу чтобы на несколько времени оставили меня для покаяния». Старцы сказали: «Да ты, отец, не имеешь нужду в покаянии». «Нет, - отвечал им смиренный Авва: - я еще и не начинал покаяния». Вдруг лицо его заблистало подобно солнцу. Все пришли в ужас, а он говорит им: «Смотрите, вот Господь... Он говорит: "Несите ко Мне избранный сосуд пустыни!» И святой старец предал дух свой Богу, и просияло лицо его, как молния, а храмина исполнилась благоухания...
Преподобный Нил говорил: «Блажен из людей тот, кто почитает себя хуже всех».
Один брат спросил преподобного Пимена: «Как могу я думать о себе, что я хуже убийцы?» Старец отвечал: «Скажи себе: он однажды сделал сей грех, а я убиваю каждый день (словом осуждения)».
Преподобный Ксанфий говорил: «Разбойник был на кресте и одним словом оправдался; Иуда был в числе Апостолов и в одну ночь погубил весь труд свой, и с небес сошел в ад. Посему никто не хвались успехом в добрых делах, потому что все, кто на себя надеялся, пали».
Преподобный Антоний говорил: «Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию потому, что понадеялись на свои дела».
Преподобный Ор говорил: «Если придет к тебе помысел высокоумия и гордости, то испытывай свою совесть: все ли исполнил ты заповеди? Любишь ли врагов своих? Болезнуешь ли об их несчастиях и почитаешь ли себя рабом непотребным, грешнейшим из всех? Тогда не будешь гордо думать о себе, будто все исполнил. Притом знай, что помысел гордости все добро обращает в ничто».
И эти примеры можно продолжать бесконечно…
Даже сама процедура причисления к лику святых в католичестве серьезно отличается от православной традиции. В католичестве существует понятие беатификации, то есть причислении к лику блаженных, что служит предварительным необходимым этапом для последующей канонизации. Этот предварительный этап канонизации ввел Папа Римский Урбан VIII в 1642 году.
В настоящее время у католиков акт канонизации осуществляет Римский Папа. Сам процесс канонизации включает в себя два этапа: беатификацию, то есть причисление к лику блаженных; и, собственно, причисление к лику святых.
Торжественный акт канонизации происходит через объявление Римским папой, новопровозглашенного святого. После чего становится ясно, что новопрославленный святой «ныне царствует с Иисусом Христом в небесной славе».
Только с этого момента начинается официальное почитание святого всей Католической церковью. Его имя вносят в литургические календари, тексты миссала и бревиария. Отныне в честь этого святого можно называть храмы, почитать его мощи и сакральные изображения.
В католических литаниях принято обращаться ко Христу, с возгласом: «Спаси нас!» или «Помилуй нас!», а в литаниях, обращённых к Богородице и святым: «Молись о нас!».
Догмат о папской непогрешимости давно уже является и «камнем преткновения», и «притчей во языцех» современного католичества… Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что благодаря этому догмату римская церковь впала «в гибельную тьму ереси». Ему вторит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительным главою церкви, да еще - непогрешимою... Отсюда - ложные догматы, отсюда - двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда - различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда - индульгенции, отсюда искажение догматов; отсюда фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом... и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией». Он считал, что «католики заблуждаются и гордостью обложены как ожерельем», что они «о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа»…
Таким образом, становится понятным, что отношение к святости в Православной Церкви не имеет ничего общего с понятием святости у католиков. Эти понятия также противоположны как добродетель смирения и грех гордости. Святитель Марк Ефесский взывает: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики... Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу - Христа».

Использованы материалы: сайта священника Вячеслава Романова; «СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ», Курс лекций, Москва, 1998; Диакон Алексий Бекорюков «Франциск Ассизский и католическая святость» и др.

Святыня не может «испортиться» или умалиться от того, что находится не в православном храме, уверен Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

– Андрей, какие святые одинаково почитаются Православной и Католической Церквами? Почему так? Приведите пример.

– Те святые, которые были прославлены Церковью еще до ее разделения в середине XІ века (окончательно раскол между Востоком и Западом произошел фактически намного позже, однако официально практически во всех учебниках по истории Церкви раскол датируется именно 1054 годом), являются общепризнанными как в Восточной Церкви, так и в Западной. К ним можно отнести, во-первых, святых апостолов, мучеников и тех святителей и преподобных, которые подвизались в указанный период. Поэтому имена таких святых, как, например, Николай Мирликийский, Василий Великий или Амвросий Медиоланский, преподобные Антоний и Пахомий Великие, имеются в святцах как одной, так и другой Церкви.

– Почему Католической Церковью почитаются прп. Сергий Радонежский, прп. Андрей Рублев и прп. Серафим Саровский?

– Подобная практика почитания православных святых в Западной Церкви была введена сначала в 1940 году Римским Папой Пием XII, а в 1969-м – Папой Павлом VI в прозелитических целях, то есть для того, чтобы более успешно проповедовать католицизм в православной среде. Однако при этом многие представители Римско-Католической Церкви утверждают, что образы некоторых святых, исконно почитаемых Православной Церковью, весьма импонируют им и являются для католиков неким идеалом духовности и любви к ближним.

– Принимает ли Православная Церковь каких-то католических святых? Приведите пример, пожалуйста.

– Многие святые, канонизированные Западной Церковью, не отвечают тем критериям святости, которые приняты в Церкви Православной. Если сравнить, например, православных святых и святых, прославленных в Римско-Католической Церкви, особенно в последнее время, мы можем увидеть, что принципы духовной жизни и отношение к спасению у первых кардинально отличаются от данных критериев у вторых. Так, из житий православных святых мы знаем, что никто из них не считал себя при жизни достигшим спасения. Более того, многие святые называли себя самыми грешными и последними из людей. В Западной же Церкви, наоборот, согласно житию таких «подвижников», как Екатерина Сиенская, Тереза Авильская, они считали себя угодившими Богу и в связи с этим имеющими полное право говорить от Его имени. Святитель Игнатий Кавказский по этому поводу замечает: «Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им... Иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение». Таким образом, мы видим, что в первом случае людьми руководили кротость и смирение, а во втором – гордость и прелесть, которые никогда не смогут привести человека к Богу.

– Находятся ли мощи православных святых в католических храмах? Можно ли к ним прикладываться?

– Исторически сложилось так, что большинство христианских святынь, за исключением, конечно, тех, которые находятся в Святой Земле – в том месте, где совершил Свой Крестный подвиг Господь наш Иисус Христос, хранятся в католических храмах. Данное обстоятельство объясняется тем, что первые императоры – христиане, такие как, например, святой равноапостольный Константин Великий, большую часть своей жизни провели именно в западной части Римской (позднее – Византийской) империи. В связи с этим многие святыни христианского мира, естественно, свозились туда, где жил император. Именно потому так много христианских святынь находится в католических храмах Рима (первая столица империи) или Милана (фактическое место пребывания св. Константина, к которому, собственно, и восходит практика «собирания» святынь). Однако это вовсе не является препятствием для почитания их православными. Святыня не может «испортиться» или умалиться от того, что находится не в православном храме. Так, мощи одного из самых чтимых святых – Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских – также пребывают на территории католического храма в итальянском городе Бари, но при этом православные имеют свободную возможность приложиться к ним и даже совершать на них Божественную литургию.

Беседовала Наталья Горошкова

By Maxim Sergeevich суббота, ноября 01, 2014

Сколько святых в Католической Церкви? Как становятся святыми и какую роль в этом играют "адвокаты дьявола"? Чем отличается святой от блаженного? Молятся ли католики святым и поклоняются ли иконам?

Ответы на эти и другие вопросы:


Святые, то есть спасённые для вечной жизни с Богом христиане, являются для живущих христиан примером христианской жизни, а также молитвенниками и заступниками перед Всевышним. Древний Апостольский Символ веры говорит об «общении святых», которое понимается в Католической церкви как .

Святые и блаженные на иконах и церковных картинах

Катехизис Католической церкви говорит по этому поводу: «Мы чтим память небожителей не только ради их примера, но еще более ради того, чтобы единство всей Церкви в Духе укреплялось через братскую любовь. Ибо как общение между христианами на земле приближает нас ко Христу, так и общение со святыми соединяет нас со Христом, от Которого исходит как от их Главы всяческая благодать и жизнь самого народа Божия».

Почитание, но не поклонение

Католическая церковь почитает святых, подчёркивая, что поклонение подобает одному лишь Богу, а молитвы святым носят характер просьбы о заступничестве. Показательно, что в литаниях, обращённых ко Христу, употребляется возглас «Спаси нас!» или «Помилуй нас!», а в литаниях, обращённых к Богородице и святым, «Молись о нас!».

***

Святые и блаженные

***

В католической церкви существует разделение праведников на собственно святых и блаженных. Процесс причисления праведника к лику святых называется канонизацией, в то время, как причисление к числу блаженных — беатификацией. Блаженный — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника. С этого же времени беатификация является необходимым этапом для начала процесса канонизации.

***

Беатификация

***

Беатификация (от лат. beatus — «счастливый, благословенный») — причисление умершего к лику блаженных в католической церкви.

Беатификацию следует отличать от канонизации, в ходе которой происходит причисление праведника к лику святых. Однако она понимается как этап, предваряющий канонизацию.

Разграничение между беатификацией и канонизацией было введено папой Урбаном VIII. С этого же времени беатификация является необходимым этапом для начала процесса канонизации.

Первая беатификация по новым канонам была проведена в отношении Франциска Сальского 8 января 1662 года папой Александром VII.

Что необходимо для беатификации умершего

Папа Бенедикт XIV установил главный набор требований к процессу беатификации:

1. проверка католической ортодоксальности сочинений, если таковые имеются;
2. оценка проявленных добродетелей;
3. наличие факта чуда, произошедшего после смерти кандидата по молитвам к нему (это требование необязательно для мучеников).

Реформы процесса беатификации также проводились папами Павлом VI и Иоанном Павлом II.

Как проходит процесс беатификации

Очень трудная и длинная процедура проведения процессов беатификации и канонизации почти не изменялась вплоть до начала XX века. Новейшие реформы процесса причисления к лику блаженных в духе Второго Ватиканского Собора, ознаменовавшего либерализацию подхода к святости, проводили Павел VI и Иоанн-Павел II.

В результате была существенно умерена жесткость требований к чистоте учения, зафиксированного в писаниях "кандидата", и исключительности его духовного подвига, но акцентировался социальный аспект христианского служения, который теперь играет очень важную роль при вынесении суждения о беатификации.

Беатификация Пия XII до сих пор именуется "спорной" - против нее выступали не только в Израиле, но и в некоторых католических епархиях

Процесс беатификации начинает, как правило, епархия, на территории которой расположена могила праведника. Епархия представляет кандидатуру в Ватикан и получает от Святого Престола решение nihil obstat («отсутствуют возражения») на начало процесса беатификации. С этого момента умершего официально именуют титулом «слуга Божий».

Обычно решение nihil obstat даётся не ранее чем через пять лет после смерти праведника, однако папа может своим решением сократить этот срок или вообще отменить. Наиболее известными случаями отмены пятилетнего срока были решения пап по кандидатурам блаженной Терезы Калькуттской и папы Иоанна Павла II.

Далее создается инициативная группа, начинающая сбор материалов о жизни умершего человека и свидетельств о его жизни и посмертных чудесах, своего рода досье на кандидата. Досье должно включать свидетельства о праведной жизни кандидата и о чудесах, совершившихся по его заступничеству. Информация о чудесах обязательно должна быть проверена специальной медицинской комиссией.

Папа Иоанн Павел II канонизировал Мать Терезу, не ожидая необходимого временного промежутка. Сам он также был беатифицирован Бенедиктом XVI вскоре после смерти

Также собираются доказательства об отсутствии незаконного культа, так как до провозглашения человека блаженным разрешены лишь личные формы почитания праведника.

Инициативная группа назначает постулатора — человека, компетентного в учении Церкви и богословии, который будет представлять кандидатуру будущего блаженного на епархиальном уровне и, позднее, в Ватикане.

Следующим этапом является епархиальный процесс, в ходе которого епископ и специальная комиссия рассматривают досье и, в случае положительного вердикта, передают его в Ватикан.

В Ватикане, в свою очередь, проводится некое подобие судебного процесса, на котором рассматриваются как доводы сторонников беатификации слуги Божьего, так и доводы её противников (последних раньше года назначали в обязательном порядке и называли «адвокатами дьявола», но позднее эта должность была упразднена Папой Иоанном Павлом II). Если процесс завершается в пользу кандидата, то дело рассматривает ватиканская конгрегация по делам святых. Окончательное решение о причислении слуги Божьего к лику блаженных принимает папа.

***

Канонизация

***

Канонизация (лат. canonizatio) — акт, посредством которого Церковь выносит суждение, провозглашающее умершего члена Церкви святым. В наст. время в Католической Церкви торжественный акт К. осуществляет Папа Римский; процесс причисления к лику святых включает 2 ступени — беатификацию (причисление к лику блаженных) и собственно канонизацию, представляющую окончательное суждение о святости лица, ранее беатифицированного.

Актом канонизации, церковь устами Папы объявляет, что новопровозглашенный святой «ныне царствует с Иисусом Христом в небесной славе», поэтому она иногда называется «прославлением». Этот акт вводит официальное почитание святого во всей Церкви, которое состоит во включении его имени в литургические календари, тексты миссала и бревиария, в возможном посвящении ему храмов, в почитании его мощей и сакральных изображений.

Святые раннего христианства

В первые века христианства о каком-то особом обряде канонизации не говорилось, тогда доказательством святости был факт мученической смерти за веру во Христа или подвижнический характер жизни исповедника, о котором было известно всем. Верующие ранней Церкви почитали мучеников как совершенных христиан и именовали их святыми, поскольку те явили высшее доказательство любви, отдав свою жизнь за Христа; поэтому первые христиане обращали к мученикам молитвы о заступничестве. Место и время гибели мученика, а также его мощи и гробница почитались священными не только его родственниками, но и всей Церковью, а день его смерти вносился в церк. календарь.

К концу периода гонений на христиан в Рим. империи церк. почитание распространилось также на тех, кто, не приняв мученической кончины, явил своей жизнью образец христианского совершенства, на Отцов и Учителей Церкви, выдающихся миссионеров и тех, кто прославился делами милосердия, а также на ветхозаветных патриархов и пророков.

Христиане, ставшие жертвами гонений, стали первыми мученниками и святыми

Начиная с VI в. почитание мучеников и их мощей получило широкое распространение. Епископы начали составлять каталоги мучеников, организуя церемонии рекогниции (освидетельствования) и перенесения мощей, с тем чтобы положить их под алтарь в одном из наиболее значительных или новых храмов, посвященных этому святому. На синодах во Франкфурте в 794 и в Майнце в 814 была определена процедура, санкционировавшая почитание святых, и установлены правила исследования их жизни и посмертной славы.

Превращение народного почитания в длительный официальный процесс с обязательным участием святого Престола

Переход от народной и епископской Канонизации к папской вначале был почти неощутимым: народ вместе с епископами все чаще обращался к Папе Римскому для придания большей торжественности почитанию местных святых. Самым ранним случаем участия Папы стала канонизация Ульриха Аугсбургского Папой Иоанном XV.

При Григории IX «папская привилегия» в Канонизации стала универсальным правилом Церкви и включала достаточно сложную процедуру. Во время канонизации Франциска Ассизского в 1228 впервые была выработана процедура в основных чертах сохраняющаяся и по сей день.

В результате реформы Церкви, разработанной и принятой на Тридентском соборе, Папа Сикст V буллой Immensi Aeterni Dei основал "Конгрегацию обрядов" (Congregatio Rituum), которая занималась вопросами литургии и Канонизации. Конгрегация обрядов установила новые правила провозглашения святых.

В связи с этим было принято решение ограничить почитание тех святых, которые еще не были канонизированы. И, хотя папа Урбан VIII утвердил распространение почитания святых, канонизированных до этого времени, но впредь святость должна была доказываться серьезной документацией в ходе особого процесса.

Папа Павел VI на II Ватиканском соборе значительно упростил порядок канонизации

В 1969 Папа Павел VI разделил Конгрегацию обрядов, создав 2 новых учреждения: Конгрегацию богослужений и Конгрегацию канонизации святых. При Иоанне Павле II апостольская конституция и правила Канонизации были вновь несколько изменены и существуют в таком виде до последнего времени.

Как происходит канонизация и провозглашение человека Святым

В том, что касается непосредственной процедуры, «дела по Канонизации», или «дела святых» (causae sanctorum) делятся на две категории: «древние» и «современные». «Современными» называются те дела, в которых мученичество или добродетели слуги Божьего (т.е. кандидата на К.) могут быть доказаны на основании устных заявлений свидетелей, знавших данного слугу Божьего при жизни. «Древними» (или «историческими») называются те дела, в которых мученичество или добродетели рассматриваются только на основании ист. источников.

Для начала процесса канонизации необходимы следующие условия: принадлежность к Церкви, возраст разумения и способность различать Добро и Зло, смерть канонизуемого (прижизненная канонизация человека невозможна).

Условия канонизации в католической церкви: святая жизнь и проявление чудодейственной силы. К героическим добродетелям относятся три богословских добродетели – вера, надежда и любовь, и четыре основных – благоразумие, справедливость, мужество и умеренность, с их предположениями и следствиями. Все добродетели должны быть проявлены не в единичных случаях, а в большом их числе, действительно героически, добровольно и с радостью. Но по отношению к кардинальным добродетелям считается достаточным, если подвижник благочестия обнаружил те из них, которые были наиболее свойственны и приличны его положению.

Процесс канонизации аналогичен беатификации. Начинается он ходатайством прокуратора и подачей материала в Конгрегацию обрядов. После рассмотрения вопроса в Конгрегации, папа, если соглашается на возбуждение дела, дает последней поручение. Так же, как при беатификации, собираются необходимые сведения через подлежащих епископов. Все собранные сведения тщательно проверяются. Постановление о беатификации и канонизации делаются в консистории. Опубликование беатификационных и канонизационных актов совершается с особым торжеством по специальным чинам.

Конечным этапом процесса подготовки к канонизации является документ, в котором необходимо ясно и кратко изложить историю дела, источники и критерии, биографические сведения и доказательства славы о святости или мученичестве с подробным изложением добродетелей кандидата.

Мученичество должно быть доказано и как факт сам по себе (смерть с пролитием крови слуги Божьего), и в формальном аспекте, где подчеркивается воля гонителей (odium fidei — ненависть к вере) и слуги Божьего (принятие мученичества во славу Божью). Затем документ (positio) представляется Папе, который завершает дело признанием героических добродетелей или мученической смерти кандидата и обнародованием соответствующего декрета.

Одного чуда недостаточно

Для Канонизации также требуется чудо, происшедшее уже после беатификации и соответствующим образом доказанное. Процедура начинается в той епархии, где произошло чудо, местным ординарием, задача которого — организовать исследование события медицинскими экспертами, учредив трибунал для сбора документации.

Расследование в этом случае предусматривает только опрос прямых свидетелей события, тогда как в расследованиях по добродетелям и мученичеству в случае необходимости могут быть выслушаны и косвенные свидетели, при условии, что они надежны. Очень важны свидетельства врачей, которые лечили человека, исцелившегося в результате чуда (если речь идет об исцелении), и больничная документация в случае госпитализации или операции. Затем документация передается Конгрегации канонизации святых. Дело о чуде (super miro) завершается декретом Папы о признании действительности чуда.

Церемония Канонизации

С того момента, как провозглашение святым отошло к римским Понтификам, церемонии совершались, как правило, внутри собора Святого Петра. Начиная с XVII в. офиц. изображения блаженного или святого стали выставляться на Алтаре Славы — произведении скульптора Бернини, расположенном в базилике Св. Петра в Риме. Сейчас обряды совершаются на площади Святого Петра, дабы позволить большому количеству народа принять в них участие. При этом выставляются два полотнища с изображением нового святого во внутренней и внешней части базилики.

Организация церемонии входит в компетенцию ходатайствующей стороны дела, которая также должна заниматься составлением молитв для поминовения святого в литургии, установлением даты литургического празднования и необходимыми для церемонии публикациями. В течение одного года со дня Канонизации должна быть организована торжественная месса в родной епархии святого, которому могут быть присвоены особые почетные литургические титулы, например покровитель местной Церкви или монашеской конгрегации. Святому также может быть посвящен праздник или торжества.

Канонизация может проходить как на родине святого, так и в Ватикане

В настоящее время в ходе апостольских поездок Папы, Канонизация нередко совершается в том месте, откуда происходит святой; в таких случаях в организации и проведении церемонии участвует вся местная Церковь, а не только делегации паломников, которые отправляются в Рим.

Имена святых и блаженных, почитаемых Католической Церковью, включены в Римский мартиролог (последнее издание — 2001); поскольку со времени последнего издания Римского мартиролога Папой Иоанном Павлом II были совершены новые К. и беатификации, следует иметь в виду, что даже это издание не дает исчерпывающей информации о всех почитаемых в Католической Церкви святых.

***

Немного статистики

***

С начала понтификата Папы Иоанна Павла II (1978) Конгрегация канонизации святых подготовила более 1800 беатификаций и Канонизаций. До 26.04.2004 Папа совершил 145 церемоний беатификации, провозгласив 1330 блаженных, из которых 1031 являются мучениками и 299 — исповедниками; он также совершил 50 церемоний Канонизации, провозгласив 476 святых, из которых 402 мученика и 74 исповедника.

При его предшественнике, Папе Иоанне XXIII было канонизировано 10 святых, при Папе Павле VI — 81. Рост числа Канонизацийобусловлен не только упрощением процедур, но и появлением в конце XX в. большого числа свидетельств о мучениках этого века при различных политических и идеологических режимах: можно сказать, что XX в. стал периодом возрастания odium fidei («ненависти к вере») и преследований христиан. ( >>>)

***

Сколько святых в Католической Церкви?

***

Однозначно и точно ответить на вопрос о том, сколько святых в Церкви, практически невозможно. Чтобы иметь приблизительное понятие об этом, можно обратиться к различным спискам. В Литании к святым их можно насчитать всего лишь несколько десятков, а перелистывая календарь, дойдем до нескольких сотен. Список святых можно найти в «Библиотеке святых» - Bibliotheca Sanctorum. Эта энциклопедия состоит из 17 томов и рассказывает примерно о 20 тысячах святых. Официальный список святых и блаженных, почитаемых Церковью, содержится в «Римском Мартирологе», но их там всего 9900. Следует также учесть тех святых, имена которых обычно не указываются: например, 800 мучеников Отранто, память которых празднуется в один день.

С другой стороны, в Книге Откровения святого Иоанна Богослова говорится: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих». Так что назвать число святых действительно невозможно. Святые – это все люди, умершие в дружбе с Господом. Только часть из них была официально прославлена Церковью ()

Биографии с в ятых и блаженных Католической Церк ви >>>

Литания всем Святым (лат. Litania Sanctorum) >>>

Для католиков, святой это тот, кто полностью отвечает на призыв Бога быть таким, каким он разработал и создал фрагмент своей любви к человечеству в насущном. Католическая вера учит, что Бог имеет для каждого человека определенную идею, и назначает каждому определенное место в общине верующих. Так что нет никаких уникальных особенностей святости в католической теологии, но каждый имеет особую святость, чтобы обнаружить ее и реализовать. Святой для католической веры может и должен быть кем угодно, без необходимости использования специальных возможностей или способностей. Спектр святых, признанных церковью очень широк и особо выделяются те, кто, в вере, были выделены Богом, как, например, основатели религиозных орденов или великие реформаторы Церкви. Святой предлагается в качестве модели для всех верующих и людей доброй воли, не столько за то, что он сделал или сказал, но за то, он готов к послушанию и служению Богу, приняв в вере, то что он должен был направлять через Святого Духа жизнь человека. Для католической церкви, следовательно, должны быть применено прежде всего отношение послушания Богу и любви к ближнему, что каждый святой сделал в реальности по-разному.
После его смерти, после суда на небесах, святой или святая будет жить вечно в полном общении с Богом и по-прежнему в полной мере будет участвовать во всех начинаниях Бога в созданном им мире людей. На самом деле, от общения с Богом возникает возможность для святого быть заступником жизни, которая является привилегированным каналом любви от Бога к тем, кто до сих пор, - говорит Церковь – живут в земном паломничестве. Это общение в Кредо Церкви, называется причастие святых, или причастие святых вещей. Эта истина веры предполагает, что все те, кто являются христианами, живые или мертвые. находятся в теле Христа, которое и есть Церковь. Таким образом, счастье, радость и любовь, что принимает тело, с духовной точки зрения, приносит пользу всему телу.
В католической религии преданность тому или иному святому показывается путем почитания а не поклонения, которое возможно только Богу и что не может быть пожалована никакому другому существу, независимо от того, насколько он велик. Один из старейших примеров почитания святых: в Капернаум (Палестина) во время раскопок в 1968 году был обнаружен город Симона Петра (согласно Евангелиям). Под полом церкви, посвященной апостолу Петру с пятого века (самая старая из тех, которые были известны в Палестине), археологи обнаружили постройку, которая неоспоримым фактом являлась домом Петра. Это бедное жилище, аналогично всем остальным которые окружают его, за исключением одной особенности: стены покрыты фресками и граффити (на греческом языке, в сирийском, арамейском, на латинском языке) с обращениями к Петру, с просьбой о защите. Было установлено, что дом был преобразован в священное место с первого века: поэтому этот дом считается самой старой "христианской церковью" Это свидетельствует о том, что до 100 года после Рождества Христова народ почитал не только Иисуса, но и были «канонизированы» его ученики, называемые "святые" покровители.

История возникновения святых.

В первые дни христианства термином «святой» обобщенно называли любого христианина, как "освященный", или "посвященный", и не только потому, что он был освящен Богом через крещение, а затем указан католической церковью. Святыми в те времена были тогда все последователи Христа (апостолы и ученики): люди физически и духовно живы, стремившихся следовать за Христом и Священными Писаниями. Павел из Тарса, например, указывает в своем письме к Ефесянам "к святым, находящимся в Ефесе", но в то же время, проводит различие с «истинным апостолом» или святым, способным творить «чудеса» и показывать свою мощь. Позже этот термин стал применять в основном к убитым и замученным христианам за свою веру во Христа, то есть "мучениками", чтобы отличить их от тех, кто чтобы не страдать от пыток отрекся от веры во Христа. Культ мучеников был воспроизведен из культа умершего: Августин (354 – 430 гг. После Р. Х., теолог) уже указывал, что больше, чем молиться за умершего мученика было необходимо, чтобы этот мученик молился за живых.
Впоследствии поощрителем культа мучеников был Папа Дамас I (305 – 384 гг. после Р. Х.), который - после завершения преследования христиан – приказал восстановить катакомбы и определить могилы святых. С окончанием гонений, мученики были объединены с так называемыми проповедники, то есть лицами, которые не будучи мучениками, исповедовали свою христианскую веру на всю жизнь. Среди первых святых, не мучеников, упоминают святого Мартина Турского (316 – 397 гг. после Р. Х., епископ венгерский и французский). Постепенно количество святых вырастает и их начинают класифицировать по группам: непорочные девы, теологи Церкви, святые учителя, мученики и так далее.
В средние века начали появляться святые, которые были способны к выполнению определенной сили заступничества для конкретных проблем - как правило, по здоровью, так родился обычай покровительства. Среди святых помощников, мы можем упомянуть св. Блейза, к которому обращались при заболеваниях горла, св. Агата при заболеваниях молочной железы, св. Аполинария при зубных болях и св. Лючия при плохом зрении. С увеличением преданности к святым также увеличились злоупотребления: поиск мощей самых почитаемых святых часто приводило к коммерческим обманам и реальным войнам между городами за обладание ими. Обладание реликвией или "мощами", по сути, приводило к увеличению престижа города, увеличение паломников и, таким образом, к приумножению богатства, которое увеличивалось в этот период. Нарушения, совершенные по отношению к культу святых были одной из причин протестантского раскола. На Соборе в Тренто католическая церковь вводит закон об обуздании обманов и восстановлении духовного смысла почитания святых.
В XX веке, после Второго Ватиканского Собора и особенно Папой Римским Иоанном Павла II, смысл святости толкуется в более широком и более современным способом, чем это было раньше: прежде звание «святой» или «свята» присваивались исключительно людям, посвятившим свою жизнь служению католической религии в освященной жизни, то есть священники, епископы и монахини. Впоследствии такое звание было присуждено нескольким светским святым, в независимости были они женаты или нет. Поэтому были канонизированы супруги Луиджи Бельтраме Куаттрокки и Мария Корсини или был беатифицирован мирянин Piergiorgio Фрассати. В католической точке зрения, как четко выражено после Второго Ватиканского Собора и в Догматическйе Конституции Lumen Gentium, святость возможна во всех аспектах жизни будь то священник или светский человек; на самом деле каждый человек призван к святости, то есть может объединить свое земное существование с Божией волей.



Просмотров