Классные часы гпд по теме один дома. ОБЖ

Классный час

На тему:

«Если дома ты один»

Место проведения:

г. Норильск, 3 лицей, 4 «в» кл.

Подготовила учитель

начальных классов:

Татарина Анастасия Алексеевна

Г. НОРИЛЬСК 2016 год.

«Если дома ты один»

Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с основными причинами опасных ситуаций в квартире;
- научить правильным действиям во время опасных ситуаций;

Познакомить со службами входящих в систему безопасности города;

Научить правильно, вызывать службы спасения при опасных ситуациях.

Оборудование:


Карточки с номерами служб спасения (на доске);

Карточки с пословицами;

Презентация;
Карточки с диалогом.

Ход классного часа.

Учитель. Человек всегда стремился построить такое жилище, в котором он мог бы себя почувствовать в безопасности. Недаром появилась такая пословица: «Мой дом – моя крепость» (как вы понимаете эту пословицу). Но мы с вами знаем, что и дома человеку не дают полной гарантии от опасных ситуаций.
Современная городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему удобства. Однако наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов создает условия для возникновения опасных ситуаций. Опасность предвидеть можно, и надо этому учиться. Если вы хотите жить без опасности, научитесь быть предусмотрительны в повседневной жизни, и наш сегодняшний классный час поможет этому научиться.

1-е задание.

Учитель. «Отгадайте загадки»

 Светит ночью еле-еле
Возле маминой постели.

 Умный друг-

Сам без рук,
А другими пользуется.
(Компьютер)

 Посмотри на мой бочок.
Во мне вертится волчок.
Никого он не бьет,
Зато всё взобьёт.

 Берет хлеб мягкий,
А возвращает хрустящий.

Учитель. Что объединяет все эти отгадки? Да они про электроприборы. Электричество- это освещение, водоснабжение, вентиляция, работа транспорта, компьютера, приготовление пищи и многое другое. Но оно может причинить боль, став причиной опасности, если с ним неправильно обращаться.

2-е задание. «Верно-неверно»

Учитель. Тысячи лет назад люди научились добывать огонь. Он был и остается одним из первых помощников человека. Без огня невозможна жизнь на Земле. Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается во зло. Не зря люди про огонь сочинили вот такое стихотворение.

Огонек всегда такой-
И хороший, и плохой.
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.

Что бы познакомить вас с правилами обращения с огнем проведем игру «Верно - неверно». Если высказывание верно (Х), хлопает в ладошки если неверно (О), то топаем.

    Уходя из дома, проверь все ли электроприборы отключены. (Х)

    Все электроприборы желательно включать в одну розетку через тройник. (О)

    Газовая плита не является опасностью в доме. (О)

    Пиротехнику надо взрывать на улице. (Х)

    Обогреватель нельзя ставить у окна. (Х)

    Трогать мокрыми руками электроприборы нельзя. (Х)

    Легковоспламеняющиеся вещества нужно хранить около отрытого огня. (О)

Давайте прочитаем пословицы про огонь

    Вода и огонь, хорошие слуги, но и страшные господа.

    Не топора бойся, а огня.

    От маленькой искры, большой пожар бывает.

    Огонь маслом заливать, лишь огня добавлять.

Есть еще одна опасность, это чужие, незнакомые вам люди

Люди за дверью тебе незнакомы?
Не открывай, ведь ты ОДИН ДОМА!

А как вы думаете почему нельзя отрывать дверь незнакомым людям?

3-е задание.

Мы с вами уже согласились, что и дома есть опасности. Для помощи людям, попавшим в опасные ситуации, в городах созданы различные службы. На доске записаны только номера телефонов, дети называют, кого они могут вызвать по этому телефону, учитель фиксирует их ответы на доске. Получается запись в виде:

01 – единая служба спасения (пожарная охрана)

02 – система охраны правопорядка (полиция).

03 – система охраны здоровья (скорая помощь)

112 – МЧС (министерство чрезвычайных ситуаций)

4-е задание.

Молодцы. Но помните, что нельзя ложно вызывать данные службы. Ведь это может привести к плачевным последствиям. Давайте попробуем составить схему сообщения по телефону об аварии или опасной ситуации.

Схема сообщения по телефону

    Снять трубку телефона и набрать нужный номер.

    Сообщить причину вызова.

    Назвать свое имя и фамилию.

    Сообщить свой адрес и телефон.

    Не вешать трубку до конца разговора.

Предложить детям разыграть сценки вызова 02,03,01 и приход незваных гостей.

Учитель. Вот и подошёл к концу наш классный час. Я всем желаю, чтобы с вами никогда ничего печального не случилось. Пусть знания, полученные на этом классном часе, помогут вам избежать опасности.

Классный час.

4 «Б» класс.

Тема: «Ты один дома»

    Введение

    Беседа с детьми. Обсуждение стихотворения.

    Беседа с детьми. Обсуждение «ситуации».

    Вывод. Правила безопасности.

Цель:

Предупредить возможные опасные ситуации, если ребёнок находится дома один.

Ход урока.

1. Введение.

Учитель читает с детьми стихотворение.

    Дома ты один остался.

    Вдруг в двери звонок раздался

    Незнакомцам ты не верь -

    Отворять не надо дверь!

    Это вовсе не пустяк:

    Может быть за дверью враг!

    Е. Тамбовцева-Широкова

2. Происходит обсуждение прочитанного стихотворения и беседа.

Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли за покупками, в поликлиннику или в аптеку. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, игрушки и книги. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются омрачить злые коварные люди. Мы не побоимся их назвать таким страшным словом, как «преступники», потому что цели и действия этих людей преступны. Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой больной человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.

    Как же они могут узнать, что вы один дома? (Выслушиваются мнения детей.)

    Да, они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу, из которой им становится ясно, кто находится в квартире.

Поэтому никогда никому нигде не давайте информацию о том, один вы дома или нет, сколько зарабатывают ваши родители, какие новые вещи появились в вашей квартире.

3. Правила безопасности дома.

        Ситуация. Незнакомец звонит в дверь, говорит, что плохо себя чувствует и просит дать ему попить воды.

        Как вы поступите? (Высказывания детей.)

Чтобы не попасть в неприятную или даже опасную ситуацию нужно соблюдать следующие правила:

    не открывайте дверь незнакомцам, привычка распахивать дверь на любой звонок может привести к трагедии;

    при слове «монтёр», «слесарь», «водопроводчик» и т. п. скажите, что вы сейчас позвоните в ЖЭК и спросите кого они посылали;

    почтальону предложите оставить письмо, телеграмму, посылку и т. п. в почтовом ящике;

    знакомым родителей посоветуйте созвониться (при этом ни в коем случае не называйте номер телефона) с самими родителями, когда они будут дома;

    не позволяйте себя разжалобить просьбами попить водички или перепеленать младенца, вызвать скорую или другую службу. Именно на жалость бьют те, кто под любым предлогом пытается проникнуть в квартиру.

Литература.

    Почему и потому: Энциклопедия для детей. М.: Росмэн-Пресс, 2005

    1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Н.В.Елкина, Т.И. Тараблина. Ярославль: Академия развития, 1999

    А. Арушанова. Сверстники: обучение диалогу // ДВ. 1999. № 11. С. 68-76

Открытый классный час «Один дома»

Подгорная Римма Юрьевна, учитель начальных классов, классный руководитель 1,3 класса-комплекта

Цели:

  • пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни;
  • подготовка ребят к каникулярному сезону;
  • активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.

Ход занятия

Учитель: используя картинки членов семьи

Пока ещё растёт малыш
И в школу он не ходит,
То папа, мама, бабушка
Его за ручку водят.

За безопасностью следят,
Чтоб не было ушибов,
Чтоб не поранился ничем
И из окна не выпал.

Но повзрослел уже малыш,
И вдруг один ты дома…
Ты знаешь, как себя вести?
Тебе это знакомо?

Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь оставаться дома одним? Почему вы были дома одни без взрослых? (Рассказы детей)

Как вы считаете одному быть дома – это безопасно? (Нет). Скажите почему?

______________________________________________________________________

А давайте мы с вами подробнее узнаем о Правилах поведения для воспитанных детей. (Презентация со звуком)

1 слайд – Название.

2 слайд -

Все стихи из этой книжки

Для девчонок и мальчишек,

Книжку эту прочитай

Да на ус себе мотай:

Как вести, когда ты дома,

Как общаться с незнакомым,

Как пожара избежать…

В общем, друг, спеши всё знать!

3 слайд –

Я спичек коробок нашёл

И высыпал его на пол,

Хотел устроить фейерверк –

Всё полыхнуло, свет померк!

Я слышу крики, шум воды…

Как много от огня беды!

Хочу напомнить всем, друзья:

Играть со спичками нельзя!!!

4 слайд –

На кухне газ у нас горит,

Меня он манит, как магнит.

Как мама, я хочу уметь

Все ручки на плите вертеть.

Но мама строго мне сказала:

  • К плите чтоб руки не совала!

И к газу ты не подходи –

Сперва немного подрасти!

5 слайд –

Нужно, друзья, за здоровьем следить,

И потому полагается мыть

Фрукты и овощи перед едой

Чисто и тщательно тёплой водой.

Мытое яблоко ярче блестит,

Да и живот от него не болит.

6 слайд –

Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвозди на дороге

Ты увидел – подбери!

Эти острые предметы

Не бросайте на полу.

Сам наступишь незаметно –

С раной поведут к врачу.

7 слайд –

Есть в квартире много скляночек,

Разных тюбиков и баночек.

В них хранятся средства разные,

Даже иногда опасные.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо, деточки.

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

8 слайд –

Ты, малыш, запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть,

Гвоздики в неё совать.

Дело кончится бедой –

Ток в розетке очень злой!!!

9 слайд –

Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

  • Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

  • До свидания! – скажи,
  • Быстро трубку положи.

10 слайд –

Игрушек много у меня –

Я их не убираю.

Хотя они уже два дня

Всем проходить мешают!

И что же вышло? – Сам упал,

И было очень больно!

С тех пор я убираться стал -

И все теперь довольны!.

11 слайд –

Выйдешь на балкон – так и знай:

Там на стулья не вставай!

Это может быть опасно –

Падать сверху так ужасно!

На перила не взбирайся,

Низко не перегибайся –

Будет сложно удержаться…

Ты ж не хочешь вниз сорваться?

12 слайд –

Знай, по перилам опасно кататься!

Можешь случайно не удержаться

Или за что-нибудь вдруг зацепиться –

Больно мой, друг, на ступеньки свалиться!

Если сорвёшься в проём – что тогда?

Это уже пострашнее беда!

Так что, прошу, не рискуй, не катайся,

А по ступенькам спокойно спускайся!

13 слайд –

Если квартира твоя высоко

И добираться туда нелегко,

Пользуйся лифтом, но только учти:

В лифт с незнакомцами не заходи!

Могут обидеть тебя, напугать

Можешь серьёзно тогда пострадать!

14 слайд –

Если в дверь звонит звонок

Посмотри сперва в глазок,

Кто пришёл к тебе, узнай,

Но чужим не открывай!

А не станут отвечать –

Дверь не вздумай открывать!

15 слайд – Отгадай загадки:

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

16 слайд –

Без шофера, без колес,

А домой меня привез.

Прокатил меня почти

До дверей квартиры.

Управляли им в пути

Сами пассажиры. (Лифт)

17 слайд –

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки.(Спички)

18 слайд –

Он бежит по проводам -

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

19 слайд –

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны. (Кухонная плита)

20 слайд –

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

21 слайд –

Пар пустил дракон хвостатый

И разгладил шарфик мятый. (Утюг)

22 слайд – Посмотри внимательно! Убери из комнаты опасные предметы.

23 слайд - Молодец! Теперь ты можешь спокойно поиграть!

24 слайд – Источник стихов.

_____________________________________________________________________________

Учитель:

Так будь внимателен и осторожен
И знай, что многое зависит от тебя.
Большой беды избежать можно,
Если ты знаешь как вести себя.

Ну, а случилась вдруг беда,
Как ты ведёшь себя тогда?
Не паникуй и не теряйся,
Разумный выход отыскать лучше постарайся.

Этот номер набирай. Указывает на цифры 01,02,03,04, которые размещены на доске.

Быстро помощь вызывай.
Где бы ты ни был:
Во дворе, или в школе, дома,
Знай, рядом у тебя друзья,
Готовые прийти на помощь.

Учитель: Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь? (Ответы детей: 01 – пожарники

02 – работники милиции

03 – медицинские работники

04 – работники газовой службы)

________________________________________________

Учитель: Пожарникам часто приходится выезжать на тушение пожаров. И, к сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, электроприборами, особенно, если они остаются дома одни.

Пример несчастного случая, когда дети остались дома одни:

Знать:

Учитель:

Что шалость опасна, ребята с огнём
Огонь может сжечь и квартиру, и дом.
Но если заметил вдруг пламя и дым,
Не прыгай как зайка с ведёрком пустым.
Спокойно старайся огонь потушить
Пожарную часть об огне известить.

(Инсценировка: дети звонят в пожарную часть дежурному и сообщают о пожаре дома, 2-3 человека).

Вы запомнили это? (Да)

А вы, ребята?

Учитель:

Учитель: Давайте проведем

Учитель: Предлагаю посмотреть и узнать о том, какие существуют правила пожарной безопасности. Викторина. (Презентация со звуком)

В конце занятия ребята читают памятки на доске:
Огонь – твой друг. Но осторожно!
Шутишь с огнём – беда возможна.

Электротравма – больно, ужасно.
Не трогай провод – это опасно.

Без присмотра газплиту не оставляй.
А уходишь – все горелки проверяй.

За порошок и жидкости
Тебе не стоит браться,
Что-то может ядовитым оказаться.

Несвежая пища? Будь осторожен!
Она отравления вызвать может.

Ключи от дома не теряй
И другим людям не давай.

Люди за дверью тебе незнакомы?
Не открывай, ведь ты ОДИН ДОМА!

Классный час для 1 класса. Тема: Если ты дома один

Цель : учить детей здоровой настороженности и бдительности.

Ход занятия

I. Введение.

1) Сообщение темы и целей занятия.

2) Беседа по вопросам учителя:

Часто ли вы остаетесь дома одни?

Как долго вы бываете дома одни?

Чем вы заняты в это время дома?

У кого какое самое любимое занятие?

II. Основная часть занятия.

1) Вызов экстренной помощи.

На доске плакаты 01, 02, 03, 04.

Что это за цифры? (Это номера телефонов)

Вызов экстренной помощи по телефону:

01 - единая спасательная служба МЧС России (пожарная охрана).

02 - милиция.

03 - скорая помощь.

04 - аварийная газовая служба.

____ — служба спасения (в вашем городе).

Ребенок должен помнить, что беседа с оператором экстренной службы проходит по определенным правилам.

Сообщи кратко:

Причину вызова;

Фамилию, имя, телефон и адрес.

Не вешай трубку до конца разговора!!

2) Если вдруг пожар.

Обсуждение правил поведения в этой экстремальной ситуации.

Не звони из помещения, где уже занялся пожар, выберись в безопасное место и позвони в службу «01».

Не стой в горящем помещении - прижмись к полу, где воздух чище, и пробирайся к выходу.

Не трать времени на поиски документов и денег, не рискуй, уходи из опасного помещения.

Никогда не возвращайся в горящее помещение, какие бы причины тебя ни побуждали к этому.

Уходя из горящих комнат, закрывай за собой дверь, это уменьшит риск распространения пожара.

Никогда не открывай дверь, если она горячая на ощупь.

Если нет путей эвакуации, по возможности заткни дверные щели подручными средствами (любыми тряпками, скотчем и т. п.).

Находись около окна, чтобы тебя можно было увидеть с улицы.

Старайся не открывать другие двери в помещении, чтобы не создать дополнительную тягу.

Будь терпелив, не паникуй.

При пожаре в здании не пользуйся лифтом, он может отключиться в любую минуту.

При ожогах ни в коем случае не смазывай кожу, чем бы то ни было, не прикасайся к ожогам руками.

При возникновении пожара твой главный враг - время. Каждая секунда может стоить тебе жизни!!!

Ознакомление детей с признаки отравления угарным газом: головокружение, одышка, тошнота и рвота.

Помоги себе сам:

Срочно выходи на воздух;

Положи холодный компресс на голову;

Понюхай нашатырный спирт.

Заучивание наизусть.

Тили-тили-тили бом!

Загорелся чей-то дом!

Кто-то выскочил, глаза выпучил.

И звонит по 01

Пострадавший гражданин.

III. Подведение итогов.

О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали?

О чем расскажете дома родителям?

В конце занятия раздать карточки, которые дети заполнят дома вместе с родителями и прикрепят их на видном месте возле телефона.

Карточка

(образец)

01 - единая спасательная служба МЧС России.

02 - милиция.

03 - скорая помощь.

04 - газовая служба.

Служба спасения (в вашем городе).

Заполни:

Моя школа _________________________________________

Адрес ____________________ тел. _____________________

Ф.И.О. директора ___________________________________

Ф.И.О. классного руководителя

Ф.И.О. _________________

Мой адрес ________________ тел. _____________________

Телефон родителей: _________________________________

рабочий ___________________ мобильный _____________

Моя поликлиника № ________________________________

Телефон ___________________________________________

Мой медицинский страховой полис № _________________

Группа крови ______________________________________

Медицинские противопоказания ______________________

Мой травматологический пункт № тел. ________________

Адрес _____________________________________________

Ветеринарная лечебница № ___________________________

Адрес _____________________________________________

Цель урока: активизировать знания обучающихся об опасных ситуациях в квартире.

  1. Закрепить знания о правилах поведения в квартире;
  2. Сформировать умение работать в группе;
  3. Способствовать развитию внимания, воображения, памяти;
  4. Способствовать воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь близких людей.

Оборудование: ПК, проектор, экран, листы бумаги, карандаши, листы для рефлексии.

Форма урока: игра

Подготовительный этап: обучающиеся класса делятся на две команды, выбирают капитанов команд

Ход мероприятия

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о личной безопасности. Где бы мы не находились, нас всюду окружают ситуации, угрожающие нашему здоровью и жизни:

Опасные ситуации нас могут подстерегать в лесу из-за отсутствия умения ориентироваться, знаний разведения и тушения костра, умения распознать съедобные и не съедобные растения, ягоды и грибы;

Реки тоже представляют опасность для здоровья и жизни людей и не только в летний период;

Действия на дороге могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не стать жертвой дорожно-транспортных происшествий, необходимо соблюдать правила дорожного движения.

– Но мы с вами сегодня поговорим о безопасности в квартире.

– Какие вы знаете опасные ситуации, которые могут угрожать вашему здоровью и жизни в домашних условиях?

(Ответы учеников)

– Молодцы ребята!

– Ребята, вы уже знаете, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций необходимо обращаться в специальные службы. Давайте вспомним эти службы и их номера телефонов. А в этом нам помогут стихотворения. Я зачитываю начало стихотворения, а вы говорите окончание и называете соответствующую службу. Итак, начинаем:

Службы разные нужны,

Три особенно важны

1. Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер – 01.

2. И на улице и в доме
Если к вам пришла беда,
Обратиться нужно срочно
Вам по номеру – 02.

3. Стало плохо вам внезапно
Со здоровьем не шути,
И давай без промедленья
Набирай скорей – 03.

– Но мы с вами еще не все службы перечислили. Есть и другие службы, тоже очень важные. Я бы хотела вручить каждому памятку, на которой кроме названных, указаны еще телефоны других служб, например, единой службы спасения, а также телефон доверия. (Приложение 1 ) По нему можно позвонить если у вас возникнет проблема во взаимоотношениях со взрослыми или с друзьями. Опытные психологи всегда придут к вам на помощь.

– А сейчас, чтобы закрепить наши знания, давайте поиграем в игру, которая называется “ОДИН ДОМА”

– У нас есть две команды. Каждая из команд будет соревноваться за звание “Победитель игры ОДИН ДОМА– 2010”.

Итак, удачи обеим командам! Мы начинаем!

I конкурс: “Знакомство”

– Ребята, прежде чем начать игру, я предлагаю познакомиться. Но названия ваших команд знаю только я. А вам предстоит их угадать.

Каждой команде предлагается прослушать стихотворение-загадку. Правильный ответ будет являться названием команды.

1 команда:

Если в доме пахнет газом,
Их зови на помощь сразу!
Ведь они на страже ждут,
Службу бдительно несут.
Каждый день и каждый час
Все они спасают нас.
(спасатели)

2 команда:

Если вдруг беда случится,
Где- то что-то загорится,
Их позвать должны мы срочно.
Вмиг погасят, – это точно!
(пожарные)

– Приятно познакомиться! Команда “Спасатели” и команда “Пожарные” приглашаются к следующему этапу соревнования.

II конкурс: “ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ”

– Приглашаются капитаны команд. На доске расположены карточки, расположенные обратной стороной к игрокам. Капитаны команд выбирают по три карточки. Ситуации, предложенные на карточках обсуждаются в командах. Затем капитаны команд разъясняют поступки героев рисунков и их последствия.

Жюри оценивает правильность ответов.

III конкурс: “ОСТОРОЖНО ЗНАКИ! ”

– Ребята, у вас на столах имеются листы бумаги и карандаши. В течение 3 минут вам предстоит нарисовать знаки, запрещающие выполнение различных действий ребенком, который один остался в квартире. После этого знаки демонстрируются команде-сопернику для их распознавания. Оценивается количество нарисованных знаков и знаков, отгаданных командой-соперником, а также творческие способности участников.

IV конкурс: “МОЗАЙКА”

– Обратите внимание на экран. На слайде предлагается задание для двух команд. Слева – для команды “Спасатели”, а справа – для команды “Пожарные”. Вам предлагается группа слов, спрятанных в кирпичиках. В этих словах зашифрованы советы. Вам предстоит составить из слов предложение и прочитать его. Та команда, которая быстрее справится с заданием и побеждает в конкурсе.

– Ну, вот и закончился последний конкурс. И сейчас пришло время узнать, кто же стал победителем игры “Один дома”. Слово предоставляется нашему уважаемому жюри. (жюри подводит итоги конкурса)

Церемония награждения:

Капитанам команд вручаются медали за I и II место в конкурсе “Один дома”.

– Ребята, вы сегодня все были молодцы. Мне хочется поздравить обе команды и пожелать удачи, здоровья и чтобы опасные ситуации вас обходили стороной.

Рефлексия:

СПАСИБО ЗА ОБЩЕНИЕ!

Использованная литература:

  1. Ильин А.А. “Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях”, М. “Эксмо” – 2005.
  2. Фролов М.П., Литвинов Е.Н и др. Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс, М.– 2000.
  3. Энциклопедия для детей “Личная безопасность” под ред. Володина В.В., М. “Аванта+” – 2001 г.


Просмотров