Когда наступает правоспособность и дееспособность юридического лица. Гражданская процессуальная дееспособность и правоспособность

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК гражданская правоспособность и гражданская дееспособность юридического лица возникают в момент его создания и прекращаются в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Объем гражданской правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести обязанности) определяется его учредительными документами (п. 1 ст. 49 ГК).

При этом права человека и гражданина, предоставленные ему законом, могут распространяться на юридические лица лишь в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо*(96).

Следует согласиться с точкой зрения Н.В. Козловой о том, что юридические и физические лица наделены равными возможностями для участия в гражданском обороте. Вместе с тем в ряде конкретных правоотношений допускается участие единственно юридических лиц. Так, например, только юридические лица могут быть страховщиками (ст. 938 ГК), вправе осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), могут наделяться имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 120, п. 2 ст. 113, ст. 294, 296 ГК)*(97).

Правоспособность юридических лиц может быть общей (универсальной) и специальной (ограниченной).

Общая (универсальная) правоспособность дает юридическим лицам возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Специальной (ограниченной) правоспособностью обладают лишь те организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или учредительными документами организации (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8). При этом установление специальной правоспособности обусловлено целями их создания, определенными учредителями.

Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 113-115 ГК), банков (согласно Закону "О банках и банковской деятельности"), фондовых бирж (в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг"), страховых организаций (согласно Закону Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ*(98)).

Специальной правоспособностью обладают помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций и некоммерческие организации.

В соответствии со ст. 5 Закона "О банках и банковской деятельности" банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. В случае совершения юридическим лицом сделок с выходом за пределы его правоспособности (ultra vires) такие сделки признаются недействительными. При этом законодатель различает недействительность сделок, совершенных с выходом за пределы правоспособности юридического лица, специальная правоспособность которого установлена законом или иным нормативным правовым актом, и сделок, совершенных с выходом за пределы гражданской правоспособности, определенной учредительными документами организации (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8). Первые в силу ст. 168 ГК являются ничтожными вне зависимости от того, знали ли контрагенты данной организации о подобных ограничениях, заключая с ней сделки, или нет. Вторые, согласно ст. 173 ГК, являются оспоримыми, так как для признания подобных сделок недействительными необходимо доказать тот факт, что другая сторона по сделке знала или должна была знать об имеющихся ограничениях гражданской правоспособности юридического лица.

Иногда законодатель устанавливает ограничения правоспособности для юридических лиц определенной организационно-правовой формы. Так, например, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям запрещено выступать в качестве покупателей при приватизации государственного (муниципального) имущества. В соответствии со ст. 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" на стадии наблюдения органы управления юридического лица - должника не вправе принимать решения, в частности, о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств.

Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК, п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8). На сегодняшний день таким законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(99).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензионным видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование осуществляется органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом возникающие при лицензировании правоотношения являются по своей природе административно-правовыми, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135*(100) утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

Исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с п. 3 ст. 17 введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".

При этом следует иметь в виду, что выдача лицензии не превращает общую правоспособность юридического лица в специальную. Строго говоря, получение или утрата (приостановление, аннулирование) лицензии вообще не влияют на их правоспособность или дееспособность, установленную законом (иными правовыми актами)*(101). Правда, для некоторых юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью, выдача лицензии означает приобретение субъективного права на осуществление их основной деятельности в рамках специальной правоспособности.

В связи с этим аннулирование (отзыв) лицензии у такого юридического лица равносильно лишению его специальной правосубъектности, а потому неизбежно влечет его ликвидацию. Прежде всего это касается кредитных организаций, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, имеющих специальную правоспособность*(102).

При исследовании правоспособности юридического лица интерес представляет вопрос о возможности юридического лица иметь личные неимущественные права.

Юридическое лицо может обладать правами на средства индивидуализации товаров и услуг, в том числе правом на товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товаров (п. 3 ст. 2, п. 3 ст. 31 Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товаров"*(103)).

Юридическому лицу могут также принадлежать права на результаты творческой деятельности (авторские, патентные и другие)*(104).

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 9 июля 1992 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"*(105) автором произведения является физическое лицо, творческим трудом которого создано данное произведение. Личные неимущественные права автора являются неотчуждаемыми. Помимо личных неимущественных прав автору в отношении его произведения принадлежат также исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16 Закона "Об авторском праве и смежных правах"). Эти права могут передаваться другим лицам (в том числе и юридическим) на основании авторского договора (ст. 30 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает указанному лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

публично показывать произведение (право на публичный показ);

публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

переводить произведение (право на перевод);

переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-1*(106) автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. Вместе с тем юридические лица могут быть патентообладателями, т.е. иметь исключительные имущественные права на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Под дееспособностью лица понимается способность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК).

По мнению сторонников теории фикции, гражданской дееспособности у юридического лица нет*(107). Однако с подобным выводом согласиться нельзя, так как в этом случае становится неясным, каким образом приобретает и осуществляет гражданские права и создает для себя гражданские обязанности организация.

Представляется верной точка зрения Н.В. Козловой, по мнению которой, поскольку юридическое лицо обладает своей самостоятельной волей, отличной от воли его учредителей (участников, членов), оно обладает и дееспособностью*(108).

Гражданская дееспособность юридического лица возникает одновременно с его гражданской правоспособностью с момента государственной регистрации организации и обладает специальным содержанием*(109).

Традиционно в юридической литературе в качестве элементов гражданской дееспособности выделяют:

сделкоспособность, т.е. возможность своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности;

способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности;

деликтоспособность, т.е. способность нести ответственность за гражданские правонарушения (ст. 56 ГК)*(110).

Согласно ст. 53 ГК юридическое лицо реализует дееспособность либо через свои органы, либо через участников (при этом законодатель имеет в виду участников полного товарищества и товарищества на вере, которые вправе, согласно ст. 72 и 84 ГК, выступать в гражданском обороте от имени данного юридического лица).

По мнению В.А. Плотникова, юридическое лицо нельзя ограничить в дееспособности или признать недееспособным*(111). Однако с подобным выводом согласиться нельзя. В соответствии с п. 2 ст. 49 ГК дееспособность юридического лица может быть ограничена в случаях, предусмотренных законом*(112). Так, например, согласно ст. 295-297 ГК ограничивается право государственных и муниципальных унитарных предприятий распоряжаться имуществом, находящимся у них на праве хозяйственного ведения. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 12 марта 2001 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, ст. 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также ст. 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц" назвал ограничением дееспособности должника введение в отношении него процедуры наблюдения*(113).

Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности.

В науке гражданского права принято различать

1) общую (универ­сальную) правоспособность.

2) специальную правоспособность.

Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане.

Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных докумен­тах.

Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для всех юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособ­ность. Универсальная же правоспособность носит характер исключения общего правила (которое, как известно, не может толковаться расширительно) и действует лишь в отношении коммерческих негосу­дарственных юридических лиц.

Сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц не только оправданно, но и необходимо. Так, создавая коммерческую организацию (учреждение, фонд и т.п.), ее учредители, очевидно, преследуют вполне определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей пол­ной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредите­лей. Аналогичным образом и государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его соз­дания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Объем правоспособности юридического лица определяется не толь­ко ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов дея­тельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Применительно к юридическим лицам со специальной правоспо­собностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире пред­мета ее уставной деятельности.


Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необ­ходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособ­ности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Деятельность юридического лица - это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к созна­тельным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспо­собности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие - способствуют осуществлению уже приобретенных прав и вы­полнению обязанностей.

Приобретение и, отчасти, осуществление прав и обязанностей -прерогатива так называемого органа юридического лица. Орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), пред­ставляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверен­ности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридиче­ское лицо приобретает гражданские права и принимает на себя граж­данские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, прав­ление и т.п.), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных уч­редительными документами. Подобные сделки могут признаваться не­действительными, только в том случае, если другая сторона знала или заведомо должна была знать о таком превышении.

Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

Осуществление приобретенных органом или представителем юридического лица прав и исполнение обязанностей (например, выпол­нение заключенных договоров), как правило, невозможно без целенап­равленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответст­венность (см. ст. 402 ГК).

Будучи полноценным участником гражданского взаимодействия, организация всегда наделяется дееспособностью и правоспособностью. Тем не менее данные качества имеют существенные отличия от подобных характеристик, которые в полной мере признаются законом за физическими лицами. С какого момента возникает правоспособность юридического лица, и какие же особенности влечет за собой соответствующий процесс?

Понятие дееспособности организации

Гражданское право РФ определяет дееспособность организации как ее способность быть наделенной правами гражданского характера и исполнять соответствующие обязанности (в том числе и ответственность) посредством конкретных действий.

Государственный Кодекс Российской Федерации говорит о том, что юридическое лицо наделяется гражданскими правами и обязанностями через конкретные органы, осуществляющие свой вид деятельности, руководствуясь законодательством и учредительной документацией. Порядок избрания данных органов определяется также законодательным образом или же посредством учредительных документов.

Следует отметить, что организация может быть наделена правами и обязанностями и через участников, которые непременно действуют добросовестно и грамотно. Дееспособность (правоспособность) юридического лица возникает с момента его регистрации. Данный фактор является важнейшей отличительной чертой организаций от физических лиц (касательно рассматриваемого аспекта).

Понятие правоспособности организации

Под правоспособностью юридического лица понимается его способность быть наделенным конкретными правами и обязанностями гражданского характера, которые нужны ему для развития любой деятельности, не противоречащей закону.

Необходимо отметить, что юридического лица возникает с момента его формирования или же после приобретения специального документа (лицензии). Другими словами, сразу же после регистрации организация наделяется абсолютной правоспособностью. В случае если по каким-то причинам организация исключается из единого реестра государства или же период действия лицензии истекает, это говорит о прекращении правоспособности данной организации.

Необходимо отметить, что правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает также с момента регистрации в государственных органах. Она наделена двойственным характером. Таким образом, она бывает общей (другое название - универсальной) или же специальной (ограниченной). Эти понятия подробно рассматриваются далее.

Возникновение дееспособности и правоспособности организации

Дееспособность, так же как и правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации в соответствующем органе или же после регистрации устава. По сути, это и служит основной их отличительной чертой от правоспособности и дееспособности физического лица.

Важно отметить, что в литературе зачастую используется понятие «право-дееспособность» организации. Несложно догадаться, что появилось оно именно по причине одновременного возникновения каждого из элементов данной совокупности. Это положение в полной мере подтверждается пунктом 3 статьи 49 и пунктом 2 Государственного Кодекса.

Как известно, дееспособность в отношении физических лиц возникает строго в соответствии с достижением конкретного возраста, нередко она зависит и от состояния здоровья гражданина. А вот для юридических лиц различие представленных категорий, как правило, абсолютно не имеет значения.

Разновидности правоспособности юридических лиц

Как выяснилось в предыдущих главах, правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации в соответствующем органе (или же после регистрации устава). Важным аспектом данного вопроса является наличие определенной классификации, которая подразумевает выделение общей и ограниченной правоспособности. Первую зачастую называют универсальной. Она дает юридическим лицам полезную возможность, заключающуюся в осуществлении абсолютно всех видов деятельности, не запрещенных законодательными актами. Необходимо отметить, что в данном случае в учредительных документах той или иной организации не должно содержаться исчерпывающего списка разновидностей деятельности, которые она вправе реализовывать. Другими словами, ЮЛ может осуществлять абсолютно любую деятельность, не запрещенную законодательными актами.

Специальная правоспособность организации

Ограниченная (специальная) правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации, но таковой наделены лишь те организации, для которых данная правоспособность установлена посредством законодательных актов или же учредительной документации. Основным отличием этого вида правоспособности является возможность осуществления юридическим лицом лишь строго определенной деятельности. Важными факторами здесь являются общественное разделение труда и цели, которые вышестоящие органы предписывают конкретному юридическому лицу.

Система управления хозяйственной деятельностью и принцип правоспособности

Общая или специальная правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации и строго зависит от системы управления хозяйственными процессами. Принцип специального определяет, как правило, централизованную систему управления хозяйственной деятельностью.

Важно отметить, что при рыночном типе экономики, присущем немалому количеству стран мира, мощная регламентация правоспособности организации как исключительно специальной никаким образом не соответствует требованиям инновационного механизма хозяйствования. Именно по этой причине юридическое лицо может продвигать любой вид деятельности, который не входит в противоречие с его уставными задачами (целями). Кроме того, он не должен быть запрещен законом, что само собой разумеется.

Исключения

Существуют и конкретные виды деятельности (их перечень устанавливается законодательным образом), которыми могут заниматься ЮЛ при условии наличия у них специального разрешения, именуемого лицензией. Соответственно, можно сделать вывод о том, что правоспособность организации в любом случае наделена целевым характером, а предусмотренные в его уставе цели деятельности, как правило, бывают самыми разнообразными. К примеру, рядом с исключительно производственными могут стоять внешнеторговые или же научно-исследовательские цели деятельности.

Столь широкие возможности предоставляются товариществам и обществам хозяйственного типа, кооперативам, а также иным организациям, наделенным коммерческими характеристиками. Кроме того, собственник имущественных прав или же уполномоченное им лицо может разрешить осуществлять определенные виды хозяйственной деятельности собственному учреждению, имеющему характеристики некоммерческого.

Иной аспект вопроса говорит о том, что непосредственно законодательные акты существенно ограничивают возможности ряда организаций в плане хозяйствования. Примером этому может служить предпринимательская деятельность определенных общественных объединений (политических партий).

Лицензирование деятельности организаций

Как отмечалось выше, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают с момента его регистрации или же после получения определенного разрешающего документа, именуемого лицензией. Он может быть представлен в соответствующий орган как в бумажном, так и в электронном виде.

Данный вид документации говорит о том, что то или иное юридическое лицо полностью соответствует лицензионным требованиям для определенного характера деятельности, которые были установлены законодательным образом. Среди таких требований важнейшими являются следующие:

  • Наличие у конкретной организации зданий, помещений, оборудования и так далее.
  • Наличие сотрудников, имеющих необходимую для осуществления конкретного характера деятельности квалификацию.
  • Наличие системы контроля над производственными процессами и так далее.

Органы и представители юридического лица

Как выяснилось выше, правоспособность юридического лица возникает в момент его формирования, которое приурочено к регистрации посредством государственных органов (пункт 3 статьи 49 и пункт 2 статьи 51 ГК). Но для полноценного участия в гражданском обороте любая организация должна быть наделена не только право-, но и дееспособностью. Таким образом, собственными действиями она вправе получать, формировать, осуществлять и, конечно же, исполнять необходимые права и обязанности.

Именно поэтому целесообразным будет введение такого термина, как орган юридического лица (отдельное лицо - орган единоличного характера, или же группа лиц - орган коллегиального характера), который представляет интересы той или иной организации по поводу отношений с иными субъектами, вовлеченными в хозяйственный процесс и имеющими определенные права. Важно отметить, что данный орган не обладает специальными полномочиями, то есть процесс происходит без доверенности.

Статья посвящена исследованию процессуальной дееспособности и правоспособности. Рассмотрена их роль для юридических и физических лиц. Показан порядок признания гражданина недееспособным. Приведены выдержки из основных законодательных документов.

Дееспособность физического лица

Правоспособность и дееспособность физических лиц в гражданском праве определены как некие способности, возникающие не одновременно. Этим понятиям посвящены соответственно статьи 17 и 21 (подраздел 2, глава 3) Гражданский кодекс РФ.

Процесс о признании правоспособности гражданина начинается с момента его рождения и продолжается до смерти. Дееспособным физическое лицо может быть признано с наступлением совершеннолетия или со вступлением в брак (для несовершеннолетних). Данные дефиниции неразрывно связаны с понятиями «субъекта гражданского процессуального права» и «участника гражданского судопроизводства». Помните, что в случае признания даже иностранного гражданина недееспособным, правоспособным он остается.

Дееспособность юридического лица

Признание организации дееспособной совпадает с возникновением ее правоспособности (подраздел 2, ст. 49 и 51 ГК). Юридическое лицо может быть ограничено в порядке, предусмотренном законом РФ. При этом предусмотрена возможность оспаривания в судебном порядке. Дееспособность организации прекращается с момента размещения в реестре юридических лиц информации, свидетельствующей о прекращении деятельности.

Процедура установления недееспособности

Гражданина можно признать недееспособным исключительно в судебном порядке. Ограничению дееспособности и признанию недееспособным физического лица посвящена глава 31 Гражданского процессуального кодекса (ст. 281-286). Следует помнить, что недееспособность может быть таких видов:

  • полной, при которой физическое лицо не контролирует свои поступки вследствие психического расстройства;
  • возрастной, связанной с невозможностью контролировать свои действия в преклонном возрасте;
  • частичной, когда человек физически способен совершать осознанные действия, но отказывается их делать (волевой аспект выполнения обязанностей).

Справка о недееспособности может быть выдана после независимой медицинской экспертизы. При этом необходимо наличие подтверждений медицинских и юридических критериев. Направление на нее может быть принудительным, если установлены факты уклонения гражданина (ст. 283 ГПК).

Госпошлина на признание недееспособности

За иск об объявлении гражданина недееспособным необходимо уплатить госпошлину. Ее размер регулируется ст. 333.19 НК РФ. В пункте 8, касающегося дел особого производства, указана сумма 300 рублей. Следует понимать, что уплата государственной пошлины не гарантирует признание физического лица недееспособным. ГПК подразумевает презумпцию дееспособности пока не вынесено соответствующее судебное решение.

Недееспособность в связи с психическим заболеванием

Для признания гражданина недееспособным по причине психической болезни нужно подать судебное заявление. Право на его подачу одновременно имеют:

  • близкие родственники;
  • медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь;
  • опекунские учреждения и органы попечительства.

К заявлению необходимо приложить подтверждающие наличие психического расстройства справки. Если человек не проходил медицинское обследование у психиатра, рекомендуем позаботиться об этом. Рассматривают заявления районные суды по месту прописки или местонахождения гражданина. Дело рассматривается в суде с участием заявителя, гражданина, прокурора, опекунской/попечительской организации. Если доказана опасность для участников, заседание может быть проведено в учреждении социального обслуживания.

Признание недееспособности пожилого человека

Советуем вам знать, как оформить недееспособность пожилого человека. Ведь известны случаи потери такими гражданами имущества и денежных средств вследствие мошеннических действий сторонних людей. Также как и в случае с недееспособностью в связи с психическим заболеванием родственникам или уполномоченным организация необходимо обратиться в суд для утверждения опекунства или попечительства (ограниченная дееспособность). Список необходимых в суд документов приведен ниже.

Документы — образец заявления о признании недееспособности человека

Для признания в судебном порядке лица недееспособным заявителю необходимо предоставить:

  • заявление;
  • удостоверяющие личность документы (о штрафе при утере паспорта читайте ) ;
  • медицинские подтверждения наличия психических расстройств;
  • другие справки, подтверждающие невозможности гражданина самостоятельно себя обслуживать и принимать решения;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Форму заявления и образец его заполнения можете найти В случае выздоровления человека, признанного недееспособным, после прохождения реабилитационного лечения, можно обратиться суд для восстановления его как дееспособного.

Правоспособность юридических лиц.

Признание организации юридическим лицом свидетельствует о наличии у неё гражданской правоспособности, то есть способности иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

К важнейшим имущественным правам юридических лиц относится право собственности, а также имущественные права и обязанности, возникающие из многочисленных гражданско-правовых договоров. Среди неимущественных прав следует назвать право на своё фирменное название, товарный знак.

Правоспособность юридического лица возникает в момент создания, то есть с даты государственной регистрации, и прекращается в момент ликвидации, то есть с даты исключения из единого государственного реестра.

Необходимо отметить три следующих особенности правоспособности юридических лиц в отличие от физических лиц:

  • 1. Для юридических лиц главным является правоспособность, в то время как для физического лица - дееспособность, которая наступает с определённого возраста.
  • 2. Правоспособность и дееспособность юридического лица приобретает одновременно, то есть с момента его государственной регистрации.
  • 3. Различают два вида правоспособности у юридических лиц: общую, то есть оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом; специальную, то есть прямо предусмотренную учредительными документами (п.1 ст.49 ГК).

Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане.

Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

До принятия гражданского кодекса в 1995 году в законодательстве была закреплена только лишь специальная правоспособность, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений и предполагало наделение организации только теми гражданскими правами и возложение на неё только тех обязанностей, которые соответствовали целям деятельности, закреплённым в её уставе. Сделки же совершённые юридическими лицами в противоречии с такими целями, считались недействительными.

Новый ГК наделил коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (банки, страховые организации и др.), общей правоспособностью.

Анализ ст.49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остаётся специальная правоспособность. Универсальная (общая) же правоспособность носит характер исключения из общего правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц.

Сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц не только оправдано, но и необходимо.

Объём правоспособности юридического лица определяется не только её общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Соответственно, право юридического лица осуществлять лицензируемую деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в неё срок, а прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом. Сделки, совершённые юридическим лицом до государственной регистрации или получения лицензии либо после ликвидации юридического лица или истечения срока действия лицензии, могут быть признаны недействительными (ст.173 ГК).

Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета её уставной деятельн6ости.

Дееспособность юридических лиц.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Деятельность юридического лица - это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретённых прав и выполнению обязанностей.

Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей - прерогатива так называемого органа юридического лица. Орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст.53 ГК именно через свои органы юридического лица приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т.д.), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причём они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.

Ст.174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленными учредительными документами. Подобные сделки могут признаваться недействительными только в случае, если другая сторона знала или заведомо должна была знать о таком превышении.

Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

Осуществление приобретённых органом или представителем юридического лица прав и исполнение обязанностей (например, выполнение заключённых договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несёт ответственность (ст.402 ГК).

Орган юридического лица -- лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определенными полномочиями в отношении юридического лица и через которые данное юридическое лицо осуществляет свою правоспособность. Органы юридического лица подразделяются на органы управления и органы контроля. Органы юридического лица правомочны создавать свои рабочие органы, которые не имеют собственных полномочий в отношении юридического лица, но помогают органам юридического лица в осуществлении их полномочий.

Органы управления

  • - Общее собрание
  • - рабочие органы: Счётная комиссия
  • - Совет директоров
  • - рабочие органы: Комитеты совета директоров (напр., комитет по аудиту)
  • - Коллегиальный исполнительный орган
  • - Единоличный исполнительный орган
  • - рабочие органы: Консультативный совет и др.

Органы контроля

Задача

Мебельные предприятия города решили в целях координации их предпринимательской деятельности создать союз мебельных предприятий. В учредительном договоре союза предусматривалось, что входящие в объединения предприятия теряют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица, которым выступает союз в целом.

Соответствует ли данное условие законодательству?

Исходя из условия задачи и на основании статьи 121. (Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)) пункта 3. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Данное условие договора не соответствует законодательству.



Просмотров