Конституционный суд рф конституционного контроля. Конституционный суд рф как судебный орган конституционного контроля

Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак - принятие государствами - участниками системы по крайней мере трех обязательств , обращенных как бы «внутрь» системы:

  • не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
  • разрешать все споры мирным путем;
  • активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.

Второй признак - наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Различают два вида системы. коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.

В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры. Это, например, обязательства государств-членов:

  • проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;
  • создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;
  • принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;
  • развивать дружественные отношения между нациями;
  • не допускать вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
  • воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

Помимо всеобщей системы международной безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания региональных систем поддержания международного мира. Устав, как определено в его ст. 52, не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий при условии, что эти соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН.

Из этого следует, что региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями и органами.

Наряду с универсальной системой коллективной безопасности Устав ООН допускает возможность создания аналогичных систем регионального характера «для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий» (ст. 52). Их действия не должны противоречить целям и принципам ООН.

Важнейшими элементами указанных систем являются следующие региональные организации коллективной безопасности: на Американском континенте - ОАГ; на Африканском континенте - АС; на Ближнем и Среднем Востоке - ЛАГ; в Европе и северной части Евразии - ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ШОС. Уставные акты указанных организаций содержат правовой механизм обеспечения безопасности на региональном уровне. Признаками региональных систем коллективной безопасности в той или иной степени обладают ЕС, АСЕАН и некоторые другие объединения.

Для того чтобы исключить возможность подмены СБ ООН, Устав четко определяет положение региональных организаций безопасности по отношению к органу ООН, на который возлагается главная ответственность за поддержание международного мира. Совет Безопасности ООН должен быть полностью информирован о действиях, не только предпринятых, но и намечаемых в силу региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности (ст. 54). Кроме того, последствия деятельности региональных организаций не должны затрагивать интересы как государств, принадлежащих к другим регионам, так и всего мирового сообщества в целом.

Одной из важнейших функций региональных организаций является обеспечение мирного разрешения споров между их членами до передачи споров в СБ, который, в свою очередь, должен поощрять такой метод разрешения споров.

Принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности, т. е. в соответствии со ст. 51 Устава ООН, либо региональными органами по уполномочению и под руководством СБ.

Начало формированию системы коллективной безопасности в Европе было положено на СБСЕ, состоявшемся в Хельсинки в 1975 г. В принятом на нем Заключительном акте содержится свод международно-правовых принципов, определены практические меры по обеспечению европейской безопасности. Положения Заключительного акта, касающиеся проблем безопасности, получили дальнейшее развитие в документах, принятых в ходе хельсинкского процесса.

Так, в документе, принятом в 1994 г. на Будапештской встрече СБСЕ на высшем уровне, преобразовавшей Совещание в Организацию, отмечается: целью преобразования явилось «увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах Хельсинкского Заключительного акта».

В ноябре 1999 г. в Стамбуле на саммите ОБСЕ была принята Хартия европейской безопасности. В ней подчеркивалось, что уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства закона, разоружение, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия и безопасности занимают центральное место в принятой ОБСЕ концепции всеобъемлющей безопасности.

Деятельность ОБСЕ не всегда соответствовала ее предназначению обеспечивать равную и неделимую безопасность для всех. Она не смогла предотвратить противоправное применение вооруженной силы НАТО на Балканах в 1999 г. и Грузией в Южной Осетии в 2008 г.

Целям создания правовой основы системы коллективной безопасности СНГ служат Устав СНГ, а также ряд соглашений, принятых в его развитие; СНГ отвечает требованиям, предъявляемым гл. VIII Устава ООН к региональным организациям, и само прямо и недвусмысленно провозглашает себя таковой.

Вопросам военно-политического сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности посвящен разд. III Устава СНГ. В нем, в частности, подчеркивается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно прибегнут к использованию механизма взаимных консультаций в целях координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. Такими мерами могут быть операции по поддержанию мира, а также использование в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН. Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными государствами - членами СНГ с учетом их национального законодательства (ст. 12).

Впрочем, документы, направленные на развитие военно-политического сотрудничества в рамках СНГ, зачастую имеют декларативный характер. Само сотрудничество не приобрело необходимых масштабов. До сих пор не удалось полностью остановить дезинтеграци- онные процессы в указанной области. Так и не были реализованы планы создания Объединенных вооруженных сил, а значительно сокращенный за годы существования СНГ Штаб по координации военного сотрудничества занимается решением второстепенных вопросов.

Более перспективным военно-политическим региональным органом представляется ОДКБ. Основы для ее образования были заложены Договором о коллективной безопасности 1992 г., подписанным в рамках СНГ. Впоследствии стороны Договора приняли Устав новой организации и Соглашение о правовом статусе ОДКБ 2002 г. В настоящее время в состав ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

В соответствии с Уставом ОДКБ преследует цели международной и региональной безопасности, коллективной защиты независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, отдавая приоритет политическим средствам. Наряду с формированием эффективной военной составляющей системы коллективной безопасности члены ОДКБ координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности. Деятельность ОДКБ имеет развитую нормативную основу, которую составляют заключенные между государствами-членами договоры и соглашения, и систему органов, включающих Совет коллективной безопасности, советы министров иностранных дел и министров обороны, Комитет секретарей советов безопасности, Секретариат, Объединенный штаб, а также Парламентскую Ассамблею.

Несомненными признаками организации региональной коллективной безопасности наделена ШОС. Декларация о создании ШОС, принятая в Шанхае 15 июня 2001 г., провозгласила в качестве целей организации среди прочего укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической и иных областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе. С учетом новых вызовов и угроз, в первую очередь терроризма, в рамках ШОС были приняты Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом 2001 г., Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - членов ШОС 2006 г., а в системе органов образована Региональная антитеррористическая структура.

С преобразованием в 2000 г. ОАЕ в АС обновленная организация заявила о своем стремлении более активно заниматься вопросами обеспечения регионального мира и безопасности. Учредительный Акт АС предусматривает проведение общей оборонной политики АС. Значительными полномочиями в этой области наделен Совет мира и безопасности АС - региональный аналог СБ ООН. В соответствии с Протоколом об образовании Совета от 9 июля 2002 г. он является «коллективным органом по безопасности и раннему предупреждению для принятия своевременных и эффективных мер в ответ на конфликтные и кризисные ситуации в Африке». Одним из первых мероприятий АС в сфере безопасности стало его участие в попытках урегулирования внутреннего вооруженного конфликта в Дарфуре (Судан).

Возрастающее внимание вопросам безопасности уделяют региональные организации, первоначально создававшиеся для целей сотрудничества в иных областях. Иллюстрацией может служить ЕС, в сферу деятельности которого Маастрихтский договор 1991 г. привнес вопросы внешней политики и безопасности. Вопросы региональной безопасности стоят в повестке дня АСЕАН.

Учитывая тематическую направленность настоящего исследования, вначале необходимо дать наиболее адекватное определение таких понятий, как "коллективная безопасность" и "система коллективной безопасности".

Большой юридический словарь даёт следующее разъяснение термина "коллективная безопасность": "система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и противодействия актам агрессии, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самообороне".

Под системой коллективной безопасности, в свою очередь, понимается "система безопасности, созданная усилиями нескольких государств или всего мирового сообщества для предотвращения или нейтрализации различного рода угроз (экономических, военных, экологических и др.) существованию и развитию человеческой цивилизации на региональном или глобальном уровне".

В книге "People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era" Барри Бузан рассматривает комплекс региональной безопасности (КРБ) как "группу единиц, у которых главные процессы секьюритизации, десекьюритизации, или того и другого столь тесно взаимосвязаны, что их проблемы безопасности не могут быть рационально проанализированы или решены без взаимного учета". Одна из особенностей концепции Бузана, о которой упоминалось выше, - многоаспектность анализа региональной безопасности, которая достигается благодаря разложению КРБ на три уровня: международный, региональный и отдельных государств.

В этой связи представляется целесообразным дать краткую характеристику и выявить основные особенности данных уровней, которые также определяются некоторыми исследователями как системы международной безопасности. Первый уровень является системой универсальной международной безопасности, фундамент которой был заложен в Уставе ООН (1945). Концептуальным лейтмотивом документа стала установка не допустить возникновения в будущем военных конфликтов. При её практической реализации государствам необходимо руководствоваться следующими принципами: суверенное равенство членов ООН; разрешение международных споров мирными средствами; неприменение силы и угрозы силой; всеобщее и максимальное разоружение и др. Наряду с этим не должны нарушаться остальные принципы международного права, закреплённые в Декларации о принципах международного права (1970) и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Устав ООН также предписывает Совету Безопасности ООН организацию совместных действий государств-членов ООН в случае возникновения угрозы миру и безопасности или при совершении актов агрессии.

Второй уровень - система региональной безопасности, создание которой также было предусмотрено Уставом ООН (глава VIII). Устав предъявляет следующие требования к данной системе:

) составлять эту систему могут государства только одного политико-географического региона;

) деятельность, связанная с подписанными региональными соглашениями, должна осуществляться в пределах этого региона;

) эта деятельность должна быть совместима с Целями и Принципами ООН.

Базис региональной коллективной безопасности - мирное разрешение региональных споров. В соответствии с Уставом ООН (глава VII, статья 51), прибегнуть к военным действиям возможно лишь в случае отражения прямой агрессии, и завершиться они должны тогда, когда Совет Безопасности ООН примет соответствующие меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности.

К наиболее ярким примерам систем региональной безопасности следует отнести альянс НАТО, создание которого было предусмотрено Североатлантическим договором 1949 г., ныне уже не существующую Организацию Варшавского договора, созданную в 1955 г. в противовес НАТО. Среди действующих в настоящее время систем региональной безопасности также стоит выделить ШОС и ОДКБ.

Наконец, третий уровень обеспечения безопасности подразумевает индивидуальные системы безопасности государств. Право государств на обеспечение собственной безопасности является одним из индикаторов их независимости и самостоятельности и основывается на первоочередном принципе международного права - принципе государственного суверенитета.

Ст. 52 гл. 8 Устава ООН - региональные соглашения.

Признаки системы региональной безопасности:

1. Закрепляется обязательство участников разрешать споры между собой исключительно мирными средствами.

2. Предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь гос-ву, которое подверглось нападению извне.

3. Соглашения могут предусматривать все виды помощи, кроме вооруженной, военной .

4. Факт нападения на гос-ва может констатировать любое гос-во-учасник договора, в т.ч. третье. Факт агрессии может констатироваться только всеми участниками соглашения.

5. О принятии мер коллективной обороны обязательно уведомляется СБ ООН.

6. Принятие новых гос-в в систему региональной КБ возможно только с согласия всх участников системы.

Органы – ст. 29 органы = организации. Региональные соглашения = создание региональной организации.

Критерии межд. региональных организаций безопасности:

1) Должны носить широкий региональный характер (все гос-ва региона или их большую часть). Мандатом на урегулирование конфликта наделяются региональные организации. Условий создания общих вооруженных сил обороны нет.

2) Сфера действия регионал систем ограничена по отношению к универсальной системе и они используются как вспомогательные по отношению к универсальной.

3) Региональные органы могут разрешать только местные конфликты – споры только между участниками соглашения.

4) Все принципы действия этих организаций должны быть совместимы с целями и принципами ООН.

13. Меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами.

http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-19013.html?page=14

14. Модель всеобщей и всеобъемлющей безопасности для Европы 21 века.

http://www.lawmix.ru/abrolaw/11004

15. Концепция открытого неба.

Идея режима открытого неба впервые была основана президентом США Дуайтом Д. Ейзенхауером в 1955 году. Предусматривалось, что это будет двустороннее соглашение между США и Советским Союзом, которая позволяла бы ведение воздушного наблюдения над всей территорией каждой из государств-участниц. Однако, советская сторона не поддержала американскую инициативу, что было вызвано, в первую очередь, предположением Н. Хрущова о возможном использовании американцами режима открытого неба в шпионских целях.

Такое предположение не было предубеждением советского руководства. За год до выдвинутой инициативы по режиму открытого неба Ейзенхауер утвердил разработку нового высотного самолета-разведчика U-2. Самолет действительно был необычным для своего времени. Набор высоты происходил очень быстро, для отрыва от земли был нужен короткий разбег – всего около 300 м. Через несколько секунд сриблистого цвета самолет фактически исчезал из поля зрения. Такое предположение не было предубеждением советского руководства. За год до выдвинутой инициативы по режиму открытого неба Ейзенхауер утвердил разработку нового высотного самолета-разведчика U-2. Самолет действительно был необычным для своего времени. Набор высоты происходил очень быстро, для отрыва от земли был нужен короткий разбег – всего около 300 м. Через несколько секунд сриблистого цвета самолет фактически исчезал из поля зрения.



В июле 1956 года состоялся первый полет U-2 над территорией СССР, благодаря чему США с использованием аэрофотографических средств воздушной разведки получили важную стратегическую информацию о ряде советских объектов. Полеты разведчика длились лишь до конца апреля 1960 года. Первого мая 1960 года самолет U-2 был сбит под Свердловском советскими ракетчиками, а его пилот Пауерс – захваченный в плен и судимый как шпион.

Начало космической эры определил новый подход в информационном обеспечении национальной безопасности в военной сфере, в первую очередь Советского Союза и Соединенных Штатов. Два мировых сверхгосударства получили возможность добывать необходимую им информацию с помощью разведывательных спутников. Усиление противостояния между двумя противоположными политическими содружествами в “холодной” войне сделало идею открытого неба практически не возможной для реализации.

Через тридцать четыре года после первобытного предложения Ейзенхауера идея открытого неба опять была провозглашена американским президентом Дж. Бушем во время его выступления в Техасском сельскохозяйственном и политехническом университете в мае 1989 года. Как и раньше в 1955 году, акцент делался на двустороннем соглашении между США и СССР.

В дальнейшем, согласно рекомендациям премьер-министра Канады Б. Малруни и министра иностранных дел Канады Д. Кларка, Соединенные Штаты превратили двустороннее предложение в многостороннее соглашение. В соответствии с новым предложением целью соглашения по открытому небу стало увеличение транспарентности военной деятельности обеих сторон и тем самым укрепления сотрудничества, которое расширялось, между Востоком и Западом, а также укрепление безопасности всех государств-участниц.

Заметные сдвиги в этом вопросе со стороны Советского Союза наметились после прихода к вершине партийной власти М. Горбачева. Генеральный секретарь ЦК КПСС одобрил принцип воздушных наблюдений и в 1989 году согласился стать многосторонние переговоры относительно заключения Договора из открытого неба. Этому способствовала и разрядка международной обстановки. В декабре 1987 года был подписанный Договор о ракетах средней и малой дальности, что привело к усилению сотрудничества Соединенных Штатов и Советского Союза, которое базировалось на политике гласности, провозглашенной Горбачевом. Приближалось окончание “холодной” войны.

Концепция открытого неба была не только политической инициативой, направленной на наращивание усилий в сфере контроля над вооружениями. Администрация Буша пыталась убедиться в действительности идей гласности и перестройки. На начальной стадии переговоров в 1989 и 1990 гг. некоторые страны НАТО были немного обеспокоены позицией М. Горбачева, которая, как им казалось, вступала в противоречие с объявленной им поддержкой гласности и открытости в международных делах и могла значить, что он намеревается прервать переговоры в момент ответственности. Поэтому успех переговоров по настоящему договору означал бы благосклонность Советского Союза открытости и укреплению доверия между странами. В первом раунде переговоров приняли участие представители шестнадцати стран НАТО и семи стран Варшавского Договора.

Возвращение к идее добровольного режима открытого неба делало возможным реальный доступ некосмических государств к стратегической информации, которая представляла интерес для систем национальной безопасности этих государств. Следует отметить, что определенные возможности в получении необходимой информации могли иметь и сверхгосударства. Это объяснялось тем, что воздушное наблюдение имеет потенциальные преимущества в сравнении с космической разведкой.

Самолеты наблюдения могут летать значительно ниже, под тучами, в то время как успешному функционированию оптико-электронных средств разведки спутников могут создавать препятствия облачная погода, пристальные бури и дымы, и тому подобное. В подтверждение такого преимущества существует опыт современных военных конфликтов, начиная с войны многонациональных сил против Ирака в 1991 г., когда песчаные бури и дым от пылающих нафтосвердловин не позволяли эффективно вести не только видовую (авт. с формированием изображения) космическую разведку, но и воздушную с применением оптико-электронной аппаратуры. В 1999 г. Командование объединенных вооруженных сил НАТО в ходе югославской кампании было вынужденно признать невысокую эффективность космической видовой разведки в результате нахождения постоянной облачности над театром боевых действий в течение всего периода ведения боевых действий.

Следует отметил также, что неизменность орбиты спутника позволяет прогнозировать траекторию и время его пролета над определенной территорией, что, в свою очередь, делает возможными приостановки (маскировка) нежелательных для выявления мероприятий, которые проводятся на территории, которая разведывается, в период пролета спутника. По мнению ряда западных экспертов, космическая разведка в соединении с воздушным наблюдением и наземными инспекциями на местах проведения контрольных миссий создали бы эффективную систему получения информации в интересах обеспечения национальной безопасности государств-участниц и уменьшение угроз, связанных с реальным состоянием арсеналов вооружений и военной техники этих государств-участниц.

Независимый метод контроля, реализованный в режиме открытого неба, позволяет каждой государству-участнице осуществлять наблюдательные полеты над территорией других государств-участниц в соответствии с квотами, отмеченными в Договоре из открытого неба, в результате чего осуществляется получение видовой информации. Если взять, например, географические размеры таких европейских государств-участниц, как Болгария, Словакия, Венгрия, Италия или Чехия, то один наблюдательный полет позволяет, с учетом поперечного захвата аппаратуры и разрешенной в рамках Договора высоты наблюдения, получать информацию из значительной площади территории этих стран.

Тот факт, что воздушные наблюдения полезны для интересов стратегической разведки, никогда не пряталось и не прячется государствами-участницами. Да, министр иностранных дел Канады Джо Кларк еще в начальный период проведения переговоров обратил внимание на то, что у государств не было выбора относительно космической разведки, – они не могли остановить ее, потому вынужденные были только принять это к сведению.

Концепция открытого неба позволяла государствам, которые не имеют системы космической разведки, получить реальный метод контроля и легальный способ получения важной, даже стратегической, информации. Этим странам, естественно, было известно, что СССР и США собирали стратегическую разведывательную информацию о них в интересах национальной безопасности с использованием изображений, полученных с помощью разведывательных спутников. Но они не могли делать то же относительно двух сверхгосударств. Концепция открытого неба дала всем государствам-участницам, не учитывая Россию и США, возможность иметь разрешенную Договором систему воздушного наблюдения. Ее реализация давала возможность, во-первых, иметь всем государствам-участницам средство наблюдения за военной деятельностью других стран, и, во-вторых, крепить свое доверие к намерениям других стран при полетах над своей территорией.

Начиная из второй половины в 1989 г., переговоры о заключении Договора из открытого неба активно велись в течение трех лет. Первые переговоры были проведены по предложению премьер-министра Канады Малруни в Оттаве 22-24 февраля 1990 года. Они проходили в исторический для Европы период. В начале переговорной конференции больше обсуждался вопрос о воссоединении Германии, чем о режиме открытого неба. После решения немецкого вопроса центральное место занял вопрос об открытом небе. Тогда была надежда в завершение переговоров по Договору за три месяца до мая 1990 года. Однако пакет вопросов, из которых не было найдено приемлемых решений, стал камнем преткновения и нуждался в последующем переговорном процессе.

р езультатом успешного проведения еще трех следующих переговорных конференций в Будапеште (в 23.04 - 10.05.1990 г.) и в Вене ((04 - 18.11.1991р. и в 13 - 20.01.1992 г.) стало подписание Договора из открытого неба (дальше – Договор) в Гельсинки в марте 1992 года.

Целью Договора, парафируемого 21 марта 1992 года представителями 24-х государств, включая две прежних советских республики Беларусь и Украину, стало укрепление доверия между странами международного содружества за счет полетов не боевых самолетов для воздушного наблюдения. Формально Договор был подписан 24 марта 1992 года в Гельсинки. Еще одна прежняя советская республика Грузия также подписала Договор в тот же день, увеличив количество его участников до двадцати пяти. Первыми участницами договора были такие государства: Беларусь, Бельгия, Болгария, Большая Британия, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Соединенные Штаты Америки, Турция, Украина, Франция и Чехословакия.

После распада Советского Союза и присоединения к Договору Грузии, Киргизии, а также после разделения Чехословакии на Чехию и Словакию и присоединение их к Договору в 1993 г. число участников достигло 27. Сегодня участницами Договора из открытого неба являются уже 34 государства. Вступление в силу Договором предусматривало следующее: укрепить безопасность за счет мероприятий по укреплению доверия и безопасности; распространить режим безопасности на территорию стран от Ванкувера (Канада) к Владивостоку (Россия);

сделать взнос в укрепление мира, взаимную безопасность и стабильность, на территории, которая охватывается Договором;

стремиться усилить открытость и транспарентнисть, а также облегчить контроль выполнения существующих и будущих соглашений из контроля над вооружениями и укрепить возможности предотвращения конфликтов, в том числе в кризисных ситуациях, в рамках Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе и других соответствующих международных организаций;

признать, что Договор может положительно повлиять на безопасность и стабильность в других частях земного шара; допустить возможность того, что режим открытого неба может быть распространен на другие сферы, например, на экологический мониторинг;

вести поиск в направлении установления согласованных процедур проведения воздушного наблюдения всей территории государств-участниц, имея в виду намерение наблюдения территории одной из государств-участниц или группы государств-участниц на основе равенства и эффективности при соблюдении безопасности полетов; иметь в виду, что действие такого режима открытого неба не будет направлено против государств, которые не являются участницами Договора;

– проводить периодические встречи для оценки договора, который не имеет срока действия.

С целью облегчения реализации Договора и содействия достижению его целей была создана Консультативная комиссия по открытому небу (ККВН). В состав комиссии входят по одному представителю от каждой государства-участницы. ККВН является руководящим органом, который обеспечивает бесконфликтное выполнение Договора. В соответствии со Статьей Х Договора целями Консультативной комиссии по открытому небу являются такие:

рассматривать вопросы, которые относятся к соблюдению положений настоящего Договора; находить пути решения недоразумений и расхождений в толковании положений Договора, которые появляются в процессе реализации Договора; рассматривать заявления о вступлении в состав участников Договора и принимать по них решение; согласовывать технические и административные мероприятия в соответствии с положениями настоящего Договора, необходимые в связи с присоединением к настоящему Договору других государств.

Помощник государственного секретаря США по военно-политическим вопросам Роберт Л. Галуччи заявил в 1993 году о том, что Договор из открытого неба являет собой значительное продвижение вперед в международном сотрудничестве в сфере безопасности и отвечает новым требованиям мирового содружества в период по окончании «холодной» войны. Первой страной, которая ратифицировала Договор, была Канада (июль в 1992 г.). Украина ратифицировала настоящий Договор только в марте 2000 года Законом Украины № 1509-ИИИ (1509-14).

Реализация Договора из открытого неба в Вооруженных Силах Украины была положена на Центр верификации ЗС Украины и авиационную эскадрилью “Голубая стежа”. Эскадрилья имела в своем составе отечественные транспортные самолеты Ан-26 и самолеты наблюдения Ан-30 Бы, оборудованные аппаратурой наблюдения для реализации первого этапа действия Договора.

18 августа 1992 года в составе Центра был сформирован отдел “Открытое небо” из реализации Договора. Руководителями этого отдела в разные времена были:

полковники Бєлінський В. М., Комаров О. І., Хіхлуха П. В., Цимбалюк Ф. В. Сьогодні відділ успішно очолює полковник Андрієнко Ю. А.

Еще к моменту ратификации Договора со стороны Украины в 1994-2001 году специалистами отдела “Открытое небо” и летными экипажами авиационной эскадрильи “Голубая стежа” было выполнено 31 тренировочный наблюдательный полет над территорией Украины и над территориями государств-участниц (Большой Британии, Словакии, ФРГ, США, Польши, Франции, Турции, Италии и Норвегии), а также сопровождается в Украине свыше 15 тренировочных миссий наблюдательного полета государств-участниц.

Украинские специалисты также активно участвовали в 5 тренировочных сертификациях самолетов наблюдения государств-участниц: Большой Британии (в 1995 г.), США (1996 и 1998 гг.), ФРГ (1997 и 2001 гг.). В 1996 году с помощью представителей кафедры аэрокосмической разведки Киевского института ВВС подготовили и провели в Украине тренировочную сертификацию украинского самолета наблюдения Ан-30Б.

После ратификации Договора из открытого неба Украиной было осуществлено 125 наблюдательных полетов над территориями государств-участниц Договора: Бенилюкса, Болгарии, Большой Британии, Греции, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Польши, Румынии, Словакии, США, Турции, Венгрии, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехии. В свою очередь государствами-участницами было выполнено над территорией Украины 127 наблюдательных полетов.

Результатом кропотливого и настойчивого труда специалистов ЗС Украины относительно подготовки к первому этапу реализации Договора стало проведение в апреле 2002 года сертификации украинского самолета наблюдения Ан-30Б на аэродроме “открытого неба” Нордхольц, ФРГ. Украинский самолет наблюдения, оснащенный кадровыми аэрофотоаппаратами, получил высокую оценку экспертов из “открытого неба” и стал первым в истории Договора самолетом, допущенным к выполнению наблюдательных полетов над территориями государств-участниц.

Украинские профессиональные эксперты всегда занимали активную позицию в работе сенсорной группы Международной консультативной комиссии по открытому небу (м. Вена), особенно по вопросам выработки требований относительно конфигурации будущих цифровых сенсоров согласно положениям Договора из открытого неба, а также в работе международных семинаров в рамках настоящего Договора из обсуждения вопросов использования существующих и создания современных платформ-носителей и новых конфигураций сенсоров, что устанавливаются и будут устанавливаться на них.

Важность участия Украины в Договоре из открытого неба связана с тем, что настоящий Договор обеспечивает решение двух основных заданий. Первое – это создание открытого международного режима, основанного на взаимном доверии и растущей информированности относительно вооруженных сил и действий. Второе задание – это всестороннее информационное обеспечение всех составляющих национальной безопасности в военной сфере каждой государства-участницы в условиях все еще нестабильного мира на нашей планете, экологических проблем и убытков, которые становятся следствием естественных катаклизмов.

Эффективная реализация Договора с момента его подписания государствами-участницами вызывала значительную заинтересованность концепцией открытого неба со стороны таких стран азиатского региона, как Индия, Пакистан, Китай и Япония. На Латиноамериканском континенте Бразилия, Аргентина и Перу, изучают возможность применения режима контроля из воздуха в своем регионе.

16. Меры по использованию региональных организаций безопасности.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме Организации Объединен­ных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы "из­бавить грядущие поколения от бедствий войны". Система кол­лективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, ох­ватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее примене­ния в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); меры мир­ного разрешения международных споров (гл. VI); меры разору­жения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII ); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопас­ности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их ис­пользованием (ст. 42).

Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется главой VIII Устава ООН «Региональ­ные соглашения», документами этих организаций и другими меж­дународно-правовыми документами.

В соответствии с Уставом ООН члены региональной организа­ции, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мир­ного разрешения местных споров при помощи таких региональ­ных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности ООН. Совет Безопасности ООН должен поощрять развитие применения мирного разреше­ния местных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов либо по инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе.

Совет Безопасности ООН должен быть всегда полностью ин­формирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для под­держания международного мира и безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности характери­зуются следующими чертами:

Закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;

Предусматривается обязанность участников оказывать инди­видуальную или коллективную помощь государству, подвергшему­ся вооруженному нападению извне;

О принятых мерах коллективной обороны немедленно изве­щается Совет Безопасности ООН;

В договоре участвуют, как правило, государства одного ре­гиона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;

Принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участ­ников.

Рассмотрим наиболее значимые региональные системы кол­лективной безопасности.

СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ СНГ

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г. (участвуют Армения, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности. Место пребывания Совета - Москва.

В состав Совета входят главы государств-участников и Главно­командующий ОВСС. Решением Совета назначается Генеральный секретарь Совета, а также Главнокомандующий вооруженными силами государств - участников Договора.

Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, ко­торые он найдет необходимыми для поддержания или восстанов­ления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещает­ся Совет Безопасности ООН.

В рамках СНГ созданы также Объединенные вооруженные силы Содружества (ОВСС) - войска, силы и органы управления ими, выделенные из вооруженных сил государств СНГ и оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, однако остающие­ся в непосредственном подчинении органов военного управления своих государств.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостно­сти одного или нескольких государств-членов либо международ­ному миру и безопасности члены СНГ осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угро­зы, включая миротворческие операции и использование воору­женных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по статье 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Сове­том глав государств или заинтересованными членами СНГ.

ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., Устава ОАГ 1948 г., Межамериканского договора о мирном разре­шении международных споров 1948 г. В 60-70-х годах в Договор 1947 г. и Устав ОАГ были внесены существенные изменения.

Целями ОАГ являются достижение мира и безопасности на Американском континенте, укрепление солидарности и сотрудни­чества, защита территориальной целостности, организация совме­стных выступлений в случае агрессии, мирное разрешение споров.

Членом ОАГ может быть любое американское государство, ра­тифицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвуют все государства Америки, за исключением Канады и Кубы.

В соответствии со статьей 25 Устава ОАГ любая агрессия про­тив одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных. Устав дает расширительный пе­речень случаев, когда государства вправе применять меры «закон­ной коллективной самообороны»: если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет, или политическая неза­висимость любого американского государства будет нарушена по­средством вооруженного нападения или акта агрессии, или внут­риконтинентального конфликта между американскими государст­вами, или в результате ситуации, которая может поставить под угрозу мир в Америке.

В отличие от других региональных систем коллективной без­опасности, Устав ОАГ не предусматривает обязанности ОАГ из­вещать Совет Безопасности ООН о принятых мерах военного ха­рактера, что, как представляется, не согласуется с положениями Устава ООН.

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в ко­торой представлены все государства - члены ОАГ.

Для рассмотрения проблем срочного характера создано Кон­сультативное совещание министров иностранных дел. При нем учрежден Консультативный комитет обороны для координации деятельности участников по вопросам военного сотрудничества.

В функции Совета ОАГ, состоящего из представителей госу­дарств - членов ОАГ, входит ознакомление со всеми межамери­канскими договорами, заключаемыми государствами ОАГ, разра­ботка проектов конвенций в рамках ОАГ, обеспечение работы т.н. Панамериканского Союза, оказание содействия связям с ООН и т.д.

Генеральный секретариат ОАГ (ранее - Панамериканский Союз) возглавляет Генеральный секретарь ОАГ, избираемый на пять лет.



Просмотров