Крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) – что это такое, как открыть.

Огромная территория России создает невиданный в других странах потенциал для ведения агробизнеса. Несмотря на то что большая часть этой территории находится в зоне рискованного земледелия или вообще не пригодна для выращивания сельхозкультур, нашу страну можно смело относить к ведущим аграрным державам. Наша страна уже добилась огромных успехов в обеспечении населения продовольствием. Если бы в 1980 году составителям Продовольственной программы СССР сказали, что Россия станет крупнейшим в мире экспортером зерна, то они бы покрутили пальцем у виска. А сегодня это факт.

Агробизнес относится к тем видам деятельности, которые сильно зависят от «обстоятельств непреодолимой силы». Стихийные бедствия приводят к неурожаю, но и, наоборот, отличные погодные условия и рекордный урожай часто вызывает обвал цен. По этим и ряду других причин ответственное государство, кроме поддержки сельхозпроизводителей, должно создавать разнообразные организационные формы ведения агробизнеса.

В нашей стране, кроме форм предпринимательства, общих для всех видов деятельности (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальное предпринимательство и так далее), сельхозпроизводители могут выбрать специфическую форму – крестьянское фермерское хозяйство (КФХ). Не только многие предприниматели, но и сотрудники госорганов часто затрудняются ответить на простой вопрос: «КФХ что это такое?».

Отличие КФХ от других методов ведения агробизнеса

Особенностям ведения агробизнеса с использованием такого метода его организации, как КФХ, посвящается эта статья. Крестьянское фермерское хозяйство - это специальная форма ведения агробизнеса. Сельскохозяйственное производство и сопутствующая ему деятельность должна приносить как минимум 70% валового дохода хозяйства. Особенностью такого хозяйства является и то, что это семейный бизнес. Членами КФХ являются граждане, которые связаны родственными узами (супруги, братья и сестры, родители, дети и так далее).

Правовые основы существования КФХ регулирует федеральный закон №73-ФЗ и Гражданский Кодекс (ст.86.1, гл.4).

Согласно этим документам крестьянское (фермерское) хозяйство может функционировать в виде юрлица или без его образования.Некоторая схожесть этой формы ведения бизнеса с ИП, часто порождает вопрос: «КФХ это юридическое лицо или ИП?». Главное, фундаментальное отличие крестьянского фермерского хозяйства от ИП это то, что если ИП это только одно физическое лицо (он же учредитель), то КФХ могут учреждать (основать) несколько физических лиц. Эти лица должным отвечать следующим критериям:

  • находиться друг с другом в родственной связи с основателем (родство должно быть подтверждено соответствующими документами);
  • быть старше 16 лет;
  • подписать и неукоснительно соблюдать соглашение между участниками хозяйства;
  • непосредственно участвовать в деятельности хозяйства.

Важным дополнением является то, что участники хозяйства должны быть членами не более, чем трех семей. В составе КФХ могут быть и лица, которые не состоят в родстве, но в количестве до пяти человек.

Рассмотрим ключевые отличия крестьянского фермерского хозяйства от ИП (КФХ или ИП что лучше таблица отличий).

Важно понимать отличие КФХ от личного подсобного хозяйства. К личным подсобным хозяйства относятся хозяйства, в которых собственник владеет земельным участком менее 25000 м2. Граждане, которые ведут личное подсобное хозяйство не платят никаких налогов и взносов в социальные фонды. Отчетность в таких хозяйствах также отсутствует. Так как личное подсобное хозяйство не предполагает предпринимательской деятельности, то реализация его продукции на рынках без сертификатов соответствия и других документов, а также наем рабочей силы фактически являются нелегальными действиями.

Читайте также: Разведение фазанов в домашних условиях как бизнес

Особенностью фермерского хозяйства является тот факт, что виды его деятельности не могут трактоваться расширенно. Закон предусматривает исчерпывающий перечень видов деятельности.

Образование крестьянского фермерского хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства начали создаваться еще в конце 1980-х годов. В то время ответ на вопрос, что такое КФХ в сельском хозяйстве, звучал очень просто - гибрид колхоза и американского (европейского) фермера. Существовавшая тогда в СССР, общественная собственность на средства производства привела к целому ряду противоречий в законодательстве по крестьянским фермерским хозяйствам. Некоторые из них мы рассмотрим в этом разделе.

В целом, регистрация крестьянского фермерского хозяйства мало отличается от регистрации индивидуального предпринимателя. Но есть одно существенное отличие. Это отличие заключается в наличии соглашения между организаторами (учредителями) КФХ. Это соглашение является важнейшим юридическим документом, который регулирует финансовые, имущественные и правовые взаимоотношения между членами КФХ. Безукоризненно составленное соглашение - это гарантия снижения конфликтности внутри коллектива и напряженности между участниками при упразднении/реорганизации крестьянского фермерского хозяйства.

Организация фермерского хозяйства гражданами, состоящими в родственных отношениях, не означает отсутствия проблем личного характера между участниками. Скорее наоборот. Всем известно, что наиболее острые конфликты как раз возникают между близкими людьми. Соглашение между участниками хозяйства направлено на предотвращение возможных конфликтов. Оно может быть составлено в произвольной форме, но при этом включать следующие положения:

  • подробные сведения обо всех участниках КФХ, включая документы, подтверждающие их родство;
  • сведения о главе хозяйства, полномочия которого/которой должны быть письменно признаны всеми участниками;
  • объем полномочий главы хозяйства;
  • права и обязанности членов хозяйства;
  • сведения об имуществе КФХ, источниках его формирования, порядке пользования;
  • особенности принятия новых членов в КФХ и выхода участников из его состава;
  • порядок внесения изменений в соглашение между участниками КФХ;
  • особенности распределения доходов и имущества КФХ.

Документы на регистрацию КФХ подает его глава. Он же возглавляет хозяйство и действует от его имени. В случае если крестьянское фермерское хозяйство не зарегистрировано в качестве юридического лица, его глава, практически является «самодержцем».

Наиболее важными разделами соглашения являются те, которые определяют порядок использования имущества и ресурсов хозяйства. Участникам следует отчетливо понимать, что при выходе одного из участников из состава КФХ, он может претендовать только на денежную компенсацию. Земля, техника, сооружения и другое имущество остается в хозяйстве. Только в некоторых случаях (при согласии всех участников) денежная компенсация может быть частично или полностью заменена на натуральную.

Безусловно, соглашение между участниками КФХ не должно противоречить законодательству РФ. При ликвидации (распаде) крестьянского хозяйства приоритет имеют положения Гражданского Кодекса РФ. Те же нормы применяются в отношении раздела имущества между супругами при разводе, наследовании.

Для регистрации КФХ подаются те же документы, что и при регистрации ИП с одним дополнением. Если крестьянское фермерское хозяйство регистрируется в качестве юрлица, то приложение соглашения между членами хозяйства является обязательным. Код ОКВЭД при регистрации всегда выбирается из класса 01.

Например, при выращивании молочного скота с последующей продажей готовой продукции выбирают коды 01.41.1 – 01.41.29.

Глава крестьянского фермерского хозяйства

В Законе о крестьянских фермерских хозяйствах отдельно зафиксировано такое понятие, как его глава. Статья 17 Закона о КФХ определяет полномочия главы КФХ. Эти полномочия включают в себя обычные функции руководителя. Глава КФХ представляет хозяйство во всех органах, заключает без доверенности от имени КФХ соглашения с третьими лицами и так далее. На первый взгляд эти полномочия не отличаются от полномочий ИП или директора ООО. Но это не так.

Что такое фермерское хозяйство? Как создать фермерское хозяйство и ликвидировать в случае необходимости? На эти и другие вопросы, в том числе, какими законодательными документами регулируются отношения в данной сфере, Вы найдете в нашей статье.

КФХ - крестьянское фермерское хозяйство является одним из видов предпринимательской деятельности, напрямую связанной с сельским хозяйством, где, как правило, объединение граждан совместно владеет имуществом, а также осуществляют производственную деятельность. В качестве основной деятельности таких объединений Федеральный закон о крестьянском фермерском хозяйстве устанавливает:

  • переработку и производство сельскохозяйственной продукции;
  • транспортировку этой продукции;
  • организацию хранения продукции сельскохозяйственного значения;
  • реализацию этой продукции.
Важно! Главой крестьянского фермерского хозяйства после его регистрации является ИП - фермер, а имущество хозяйства принадлежит всем его членам на праве совместной собственности.

Фермерское хозяйство, само по себе, признается унитарным предприятием, однако граждане, ведущие совместную деятельность, имеют право на создание юридического лица. В этом случае, согласно гражданскому законодательству, созданное юридическое лицо является добровольным объединением граждан на основе членства в целях ведения совместного производства и иной деятельности в сфере сельского хозяйства, основанного на личном участии и имущественных вкладах участников хозяйства.

Законодательная база КФХ

Деятельность в области сельского хозяйства регламентируется рядом российских и международных законодательных документов, основные из них это:

  1. Земельный кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 11.06.2003 г. №-74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» - остановимся на нем более подробно.

Закон о фермерском хозяйстве устанавливает основные определения в данной сфере, регулирует различные отношения, в том числе, в области создания КФХ, распределения имущества между членами хозяйства, а также определяет порядок прекращения фермерского хозяйства. Так, право на создание фермерского хозяйство установлено статьей 3 закона КФХ, его имеют:

При этом, членами хозяйства могут быть: супруги, их дети, сестры, братья, внуки, родители, а также бабушки и дедушки супругов, однако не более чем их 3-х семей. Стоит отметить, что сестры, братья, внуки и дети супругов могут быть приняты в члены фермерского хозяйства при достижении ими возраста 16-ти лет. Кроме того, в члены хозяйства могут быть приняты граждане, которые не являются родственниками главы КФХ, количество таких граждан не может быть выше 5-ти человек. Статьи закона устанавливают форму соглашения о создании хозяйств, а также определяют форму государственной регистрации таковой. Важным моментом является определение видов земельных участков, которые могут быть предоставлены или приобретены участниками хозяйств для его создания. В том числе статьи закона фиксируют порядок предоставления участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Как уже писалось выше, статья 16 ФЗ о КФХ регламентирует виды деятельности хозяйств, а также определяет, что перевозками, которые осуществляются транспортом хозяйств для собственных нужд, можно считать перевозки:

  • семян, сырья, кормов;
  • изготовленной продукции;
  • удобрений;
  • сельскохозяйственной техники и горюче-смазочных материалов;
  • других грузов, используемых для обеспечения нужд крестьянского фермерского хозяйства.

Создание и прекращение фермерского хозяйства

Крестьянское фермерское хозяйство на территории РФ может быть оформлено, как организация либо как физическое лицо (индивидуальный предприниматель). И в первом и во втором случае для оформления деятельности требуется регистрация в налоговых органах, а также сбор необходимой для работы разрешительной документации - санитарно-эпидемиологических, от ветеринарных, экологических служб. При регистрации КФХ заявитель вправе сразу выбрать режим налогообложения, в том числе специальный - налог для сельхозпроизводителей или упрощенную систему налогообложения, которые будут применяться с момента регистрации КФХ. В зависимости от выбранной системы налогообложения будет вестись бухгалтерский учет - УСН, ЕСХН (единый сельскохозяйственный) или НДФЛ (общий налог). Прекращение деятельности фермерского хозяйства в соответствии с нормами Федерального закона осуществляется:

  • если в течение года выделенный участок земли не использовался по назначению;
  • в связи с банкротством хозяйства;
  • если не осталось наследников, которые бы хотели продолжить бизнес;
  • если участники хозяйства выразили такое желание;
  • по другим причинам, предусмотренным законодательством.

Решение о прекращении деятельности фермерского хозяйства принимается органом, ранее его зарегистрировавшим. Все споры, возникающие в ходе ведения деятельности или ее прекращения, рассматриваются в Арбитражных судах. В случае ликвидации хозяйства, все имущество реализуется в целях выплаты заработной платы наемным работникам, оплаты платежей в государственный бюджет, для возврата кредитов, оставшиеся средства делятся между членами хозяйства.

Важно! Когда КФХ является организацией, его ликвидация осуществляется согласно нормам ст.ст. 61-64 ГК РФ, если ИП - по ст. 23 ГК РФ, при банкротстве юридического лица КФХ используют ст. 65 ГК РФ, физического лица - ст. 25 ГК РФ.

Отличие фермерского хозяйства от ЛПХ

Деятельность личного подсобного хозяйства (ЛПХ) непосредственно связана с производством и переработкой сельскохозяйственных продуктов, при этом в отличии от фермерского хозяйства, она не характеризуется российским законодательством, как предпринимательство. КФХ отличается целевыми установками, предполагающими извлечение прибыли из осуществляемой деятельности, тогда как ЛПХ лишь удовлетворяет личные потребности организатора и его семьи. Еще одним важным отличием можно отметить обязательную регистрацию деятельности для фермерского хозяйства, а также то, что продукция, произведенная в ЛПХ, является собственностью владельцев, продукция же КФХ представляет собой общее имущество хозяйства. Площади, которые выделяются этим двум видам хозяйства из собственности муниципальных и государственных земель, также имеют разное значение. Так личному хозяйству положено не более 1 га, а фермерскому - от 1 до 5 га.

Важно! Личное подсобное хозяйство позволяет владельцам производить продукцию не только для собственного потребления, но и для реализации излишков, если такие есть, что осуществляется на специальных рынках. При этом, продукция, изготовленная в ЛПХ, результатом предпринимательской деятельности не является.

По каким законам и правилам сегодня ведется фермерское хозяйство в России? Что такое КФХ? В данной статье мы более подробно рассмотрим, какие особенности преобладают в КФХ, что необходимо для создания и функционирования последних, а также кто конкретно имеет право организовать данное объединение. Также в статье можно будет найти информацию о том, чем конкретно КФХ отличается от личного подсобного хозяйства.

Что такое КФХ

Прежде всего необходимо ознакомиться с определением. Итак, что такое КФХ? Данной аббревиатурой сегодня обозначается крестьянское фермерское хозяйство. Оно представляет собой особую форму предпринимательского вида деятельности, который направлен на формирование и выращивание сельхоз товаров, а также реализацию их на рынках.

Говоря о том, что такое КФХ, также следует отметить, что главная цель его заключается в получении прибыли методом выращивания аграрных продуктов, а также продажи их оптовым или розничным покупателям. Для этого в фермерских объединениях принимают участие близкие родственники, а также могут привлекаться посторонние участники. Но при этом, как правило, их количество составляет, не более 5 человек.

Следует также обратить внимание на то, что регистрация КФХ является исключительно добровольным занятием, а каждый член хозяйства при этом полноценно будет участвовать в деятельности, но разрешается это делать лицам, возраст которых составляет более 16 лет. Также запрещается одновременно состоять в нескольких похожих объединениях, которые зарегистрированы как юридические лица. При создании КФХ его члены имеют право на получение государственной поддержки в виде грантов и субсидий, так как они принимают участие в работе стратегически важной отрасли, направленной на производство продуктов питания.

Юридическое оформление

Теперь ознакомимся с другими важными особенностями КФХ. Российские современные фермеры имеют право зарегистрировать КФХ как юридическое лицо или же отказаться от данной процедуры. К сожалению, сегодня в вопросах относительно регистрации КФХ отсутствует ясность в законодательной базе. Таким образом, объединения КФХ могут функционировать как юридическое лицо, а также существовать без регистрации.

Кроме этого, имеет место вариант, при котором КФХ регистрируется как индивидуальный предприниматель, планирующий работать только самостоятельно или привлекая наемных сотрудников. С другой стороны, физическое лицо также может единолично зарегистрировать для себя КФХ и работать самостоятельно. Таким образом, существует множество вариантов организации КФХ. Список видов организации объединения:

  1. Соглашение на добровольной основе нескольких лиц с регистрацией юр. лица.
  2. Объединение на добровольной основе нескольких лиц без регистрации юр. лица.
  3. Человек без статуса ИП, который регистрирует и ведет хозяйство самостоятельно.

Регулирование фермерских объединений на законодательном уровне

Данной форме хозяйственной деятельности посвящен отдельный Федеральный закон, под номером 74. В нем можно подробно изучить порядок ведения такого хозяйства, распоряжения земельными ресурсами и имуществом, прием новых членов в КФХ, а также другие важные нюансы. Необходимо учитывать, что данный закон относится только к объединениям, которые оформлены в качестве юридических лиц.

Следует также обратить внимание на то, что если КФХ не зарегистрировано в качестве юридического лица, то в своей деятельности оно будет руководствоваться гражданским кодексом, то есть статьей 86. Данная статья фиксирует добровольное участие в объединении, а также возраст, с которого разрешается являться членом КФХ.

Юридические моменты

Во время создания фермерского хозяйства членами одной семьи или группой лиц должно быть составлено специальное соглашение, куда вносятся:

  1. Данные о главе КФХ.
  2. Полный перечень всех участников объединения, при этом указываются родственные связи, если таковые имеются.
  3. Обязанности и права участников объединения.
  4. Весь перечень имущества, порядок их владением, а также пользованием в хозяйственных целях.
  5. Определенный порядок вступления в данное объединение или же выхода из него.
  6. Правила распределения готовой продукции, а также основные каналы реализации.
  7. Другие пункты по усмотрению всех участников КФХ, которые не противоречат российскому законодательству.

Все члены объединения, включая и главу КФХ должны подписать данное соглашение о добровольном вступлении лично. Если по плану через несколько лет к объединению должен присоединиться еще один член, то данный пункт можно также внести в соглашение. В том случае, если объединение создается семьей, то к соглашению и уставной документации необходимо приложить те документы, которые подтверждают их родство.

Чем и как владеет КФХ

В рамках собственной деятельности любое КФХ имеет право владеть и использовать:

  1. Объекты капитального строительства, а также другие сооружения.
  2. Земельные угодья.
  3. Финансовые средства, которые были получены в ходе предпринимательства.
  4. Оборудование, сельскохозяйственную технику, любой инвентарь.
  5. Транспорт, включая и грузовые транспортные средства.
  6. Сооружения для мелиорации.
  7. Племенные животные.
  8. Семена, а также другие ресурсы сырья.

Необходимо помнить о том, что перечень данного имущества в обязательном порядке указывается в соглашении. Все члены объединения имеют данную собственность сообща, имея равные права. Поэтому нельзя говорить о том, что земельное угодье может принадлежать только лишь главе КФХ, а грузовик принадлежать его брату.

Когда будет подписано данное соглашение, вся перечисленная собственность в нем станет общей. После прекращения деятельности КФХ имущество следует разделить между участниками данного хозяйства, а после смерти она должна перейти по наследству, соответствуя при этом требованиям российского законодательства.

Ответственность всех членов хозяйства

В связи с тем, что все КФХ ведут предпринимательскую деятельность, то есть хотят выйти на систематическую прибыль, они рискуют потерять часть капитала или же своего имущества. Если же фермерское хозяйство будет должно банкам по кредитам или каким-то другим финансовым обязательствам, то все имущество будет пущено с публичных торгов. Если же этого действия будет недостаточно, то долги могут быть взысканы не только за счет имущества главы фермерского хозяйства, но и других членов объединения в равной степени.

Глава объединения

У каждого фермерского хозяйства должен быть свой глава. В данной роли может выступать один из нескольких членов КФХ или же единоличный хозяин. Так как любое фермерское хозяйство, по сути, считается добровольным объединением работников, которые обладают равными правами, никаких особых полномочий и ответственности у главы не существует.

Во многом данная должность является просто формальностью, которая предполагает представительскую функцию, например, во время получения субсидии, взаимодействия с государственными органами или контрагентами. Следует обратить внимание на то, что возглавлять и создавать фермерские хозяйства могут не только лишь граждане Российской Федерации, но и граждане другой страны, не имея при этом российского гражданства.

Отличие от ЛПХ

Многие люди часто путают и крестьянское фермерское хозяйство. Но чем отличаются данные термины? Основное отличие заключается в целях деятельности. У КФХ основная цель заключается в предпринимательстве и получении прибыли. У ЛПХ данная цель заключается в производстве продукции для собственных нужд. Таким образом, члены КФХ производят и выращивают продукцию для продажи, а члены ЛПХ выращивают ее только для себя. ЛПХ не надо регистрировать в обязательном порядке, а также платить налоги.

Уплата налогов

А что же можно сказать о налогах КФХ? Фермерские хозяйства ведут предпринимательскую деятельность, поэтому они в обязательном порядке должны платить налог на прибыль. В большинстве случаев такие объединения выбирают упрощенную систему налогообложения, где ставка составляет 6% от прибыли. В данном случае декларация в ФНС должна подаваться единожды в год, благодаря чему экономится время. Другие режимы налогообложения не запрещены законодательством, но являются наименее выгодными.

Как правило, следит за своевременной уплатой всех налогов глава КФХ. Помимо налогов, глава за всех членов фермерского хозяйства также должен уплачивать пенсионные и страховые взносы, а за наемных работников должны делаться обязательные взносы, а также подоходные налоги.

Много ли КФХ в России

Много ли зарегистрировано в настоящее время крестьянских фермерских хозяйств на территории Российской Федерации? Точного ответа на данный вопрос нет. Дело в том, что результат последней всероссийской переписи сельскохозяйственной деятельности, которая производилась 2016 году, еще неизвестен. Тем более сложно сказать, как распределены КФХ по районам страны.

Но если обратиться к более старым данным, например, 2006 года, то можно утверждать, что в нашей стране всего зарегистрировано не меньше 170 000 КФХ. В рамках данного государства это довольно большое число всех зарегистрированных хозяйств.

Принимая во внимание тот факт, что с 2012 года имеет место государственная программа поддержки всех фермеров, можно предположить, что в настоящее время фермерское хозяйство значительно увеличилось. Окончательные данные переписи по количеству зарегистрированных КФХ (по областям России) будут опубликованы в конце 2018 года.

Стоит ли создавать фермерское хозяйство

Какие недостатки и преимущества существуют у данной формы деятельности сельского хозяйства? Большинство аграриев, которые работают в профильной сфере, на протяжении длительного времени не могут решить, необходимо или нет регистрировать данный вид хозяйства. Их выводы в большинстве неочевидны. А большинство подводных камней проявляются только после регистрации. Рассмотрим по отдельности отрицательные и положительные стороны крестьянского фермерского хозяйства.

Преимущества

Одним из преимуществ создания КФХ является отсутствие требования к минимальному уставному капиталу. Как правило, для простых юридических лиц он составляет от 10 000 руб.

Зарегистрированные фермерские хозяйства имеют большую долю вероятности получить муниципальные или государственные субсидии. КФХ также могут получить участок земли для ведения деятельности на основе льготных условий, также они обладают наиболее меньшим объемом отчетности, если сравнивать эту деятельность с ООО.

Недостатки

Однако у фермерского хозяйства существуют и некоторые недостатки. Один из них заключается в том, что в объединение можно привлекать не более 5 человек, которые не являются родственниками. Для всех членов КФХ обязательным является участие в сельскохозяйственной работе, благодаря чему трудно привлечь новых членов, а тем более инвесторов.

Если возникнут финансовые проблемы у фермерского хозяйства, его члены понесут личную ответственность. Российское законодательство в отношении КФХ еще недостаточно проработано, а многие сферы остались так и не урегулированы.

Перспектива

На сегодняшний день сельскохозяйственную деятельность в России довольно трудно назвать преуспевающим и современным деянием. Несмотря на то что спрос на продукты питания является высоким среди населения, организация их производства, а также выход на рынок требуют весьма существенных затрат.

Данная форма ведения сельскохозяйственной деятельности подойдет для больших семей, которые живут в сельской местности. Благодаря этому они смогут рассчитывать на помощь со стороны государства, включая выделение земли для КФХ, однако придется и помучиться с бумажной волокитой.

КФХ подойдет для фермеров, которые уже имеют некоторый опыт в торговле, а также аграрной сфере. Необходимо помнить о том, что цель данного объединения заключается в производстве товаров на продажу, а не только лишь для личного пользования. Поэтому не лишним станет составление специального бизнес-плана, а также предварительное продумывание определенного порядка реализации готовых продуктов.

Рассмотрев все особенности крестьянского фермерского хозяйства, вы теперь сможете самостоятельно принять решение о его регистрации.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ


Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. ИМУЩЕСТВО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав "имущества" фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со "статьей 4" настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со "статьей 4" настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в "статье 6" настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским "кодексом" Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским "кодексом" Российской Федерации.

Глава 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ И ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным "законодательством" Российской Федерации.

Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Граждане, которые заинтересованы в "предоставлении" им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со "статьей 4" настоящего Федерального закона.

3. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в "пункте 1" настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным "законом" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным "законом".

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в "пункте 3" настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в "пункте 4" настоящей статьи решения.

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального "закона" от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для создания или расширения фермерского хозяйства.

2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в "пункте 1" настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным "законом" от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Глава 5. ЧЛЕНЫ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве

1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 "статьи 3" настоящего Федерального закона.

2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.

4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Статья 16. Глава фермерского хозяйства

1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

Глава фермерского хозяйства:

организует деятельность фермерского хозяйства;

без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности;

осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со "статьей 4" настоящего Федерального закона.

3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

Глава 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:

1) сырья, кормов;

2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

5) удобрений;

6) горюче-смазочных материалов;

7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Глава 7. ОБЪЕДИНЕНИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Глава 8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае "несостоятельности" (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского "кодекса" Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

"Закон" РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 349-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);

"Закон" РСФСР от 27 декабря 1990 г. N 461-1 "Об изменениях в Законе РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и Закона РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5);

"статью 7" Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3119-1 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, Законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; Законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);

"статью 2" Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 4888-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР "О плате за землю" и налогового законодательства России" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748);

пункт 1 "статьи 2" Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с "Законом" РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН


Также Вы можете посмотреть другие Законы в сфере АПК , в том числе:
Закон о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования .
Закон о сельскохозяйственной кооперации .
Закон о личном подсобном хозяйстве .

По каким правилам и законам в настоящее время ведётся фермерское хозяйство? Рассмотрим, какими особенностями обладают КФХ, что требуется для их создания и функционирования, а также кто имеет право организовывать такие объединения и чем они отличаются от личных подсобных хозяйств.

Что обозначает «КФХ»: расшифровка, цели создания и основные характеристики

КФХ - что это такое? Этой аббревиатурой в настоящее время принято обозначать «крестьянское фермерское хозяйство» - особую форму предпринимательской деятельности, направленную на создание или выращивание сельскохозяйственных товаров и их реализацию на рынке.

Главная цель любого КФХ - получение прибыли путём выращивания аграрной продукции и продажи её розничным или оптовым покупателям. Для этого в рамках фермерского объединения работают близкие родственники и привлекаются посторонние участники (но не более 5 человек).

Любое такое К Ф Х создаётся исключительно добровольно, а каждый член хозяйства полноценно участвует в его деятельности, но не ранее чем с 16 лет. Состоять одновременно в нескольких подобных объединениях, зарегистрированных как юридические лица, запрещено. КФХ имеют право на государственную поддержку в форме субсидий и грантов, так как работают в стратегически важной отрасли производства продуктов питания.

В настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе.

Особенности юридического оформления КФХ

Теперь, когда вам известна расшифровка данной аббревиатуры, рассмотрим другие важные особенности КФХ. Современные российские фермеры имеют право регистрировать крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо или отказаться от этой процедуры. К сожалению, в настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе. То есть, хозяйства могут функционировать как юридические лица, так и без регистрации.

Также возможен вариант, когда КФХ регистрирует индивидуальный предприниматель, который планирует работать полностью самостоятельно или с привлечением наёмных работников. С другой стороны, человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, также имеет право единолично зарегистрировать КФХ и работать единолично.

Как видите, вариантов, кто вправе организовать КФХ несколько. Это может быть:

  • добровольное соглашение нескольких человек с регистрацией юридического лица;
  • добровольное объединение нескольких человек без регистрации юридического лица;
  • индивидуальный предприниматель;
  • гражданин без статуса ИП, регистрирующий и ведущий хозяйство единолично.

Законодательное регулирование фермерских объединений

Такой форме хозяйствования посвящён федеральный закон №74. В нём подробно описан порядок ведения хозяйства, распоряжения имуществом и земельными участками, приём новых членов в КФХ и другие важные нормы. Учтите, что этот закон касается только объединений, оформленных как юридические лица.

Обратите внимание, что если крестьянское хозяйство не зарегистрировано как юридическое лицо, в своей деятельности с точки зрения законодательства оно руководствуется Гражданским кодексом - точнее статьёй 86. Эта статья фиксирует добровольность участия в объединении, возраст, с которого разрешено быть членом КФХ, субсидиарную ответственность участников (рассмотрим ниже).

Юридические нюансы оформления КФХ

При создании фермерского хозяйства группой лиц или членами одной семьи составляется специальное соглашение, в которое вносятся:

  1. Полный перечень участников объединения, с указанием родственных связей (при наличии).
  2. Данные о главе хозяйства.
  3. Права и обязанности участников объединения.
  4. Полный перечень имущества, порядок владения и пользования им в хозяйственных целях.
  5. Порядок вступления в объединение или выхода из него.
  6. Порядок распределения произведённой продукции, основные каналы реализации.
  7. Иные пункты по усмотрению участников хозяйства, не противоречащие российскому законодательству.

Все члены крестьянского хозяйства подписывают соглашение о его создании лично и добровольно (даже несовершеннолетние). Кстати, если планируется, что через несколько лет к объединению присоединится ещё один член семьи (например, достигнет 16-летия), этот пункт можно внести в соглашение . Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Ответственность членов крестьянского хозяйства

Статья 86.1 ГК РФ фиксирует субсидиарную ответственность для членов фермерского хозяйства. Что это значит? В связи с тем, что любое КФХ ведёт предпринимательскую деятельность, то есть пытается получать систематическую прибыль, оно рискует потерей части капитала или имущества.

Если хозяйство задолжает по кредитам или другим финансовым обязательствам, его имущество будет пущено с публичных торгов. Если этого окажется недостаточно, возможно взыскание долгов не только засчёт личного имущества главы хозяйства, но и всех остальных членов КФХ в равной степени.

Что делает глава фермерского хозяйства

У любого хозяйства должен быть глава КФХ. В этом качестве выступает либо один из членов объединения, либо единоличный хозяин. В связи с тем, что любое крестьянское хозяйство по сути является добровольным объединением равноправных работников, никаких особенных полномочий, равно как и особенной ответственности у главы нет.

Это во многом формальная должность, предполагающая представительские функции , например, при получении субсидий, взаимодействии с контрагентами и государственными органами. Интересно, что создавать КФХ и возглавлять его вправе не только граждане России, но также граждане других стран и даже лица без гражданства.

Статистика: как много КФХ в России

Сколько таких хозяйств действует на территории России в настоящее время? Может быть странно, но точного ответа на этот вопрос сейчас ещё нет. Дело в том, что результаты последней сельскохозяйственной переписи (2016 год) ещё не подведены. Их опубликование планируется в конце 2018 года.

Если учесть более старые данные переписи 2006 года, можно сказать, что в стране действует не менее 170 тысяч крестьянских хозяйств. В рамках огромного государства это очень небольшое число. Однако учитывая с 2012 года реализуется государственная программа поддержки фермеров, можно предположить, что сейчас КФХ стало значительно больше.

Чем и каким образом владеет крестьянское фермерское хозяйство

В рамках своей деятельности любое фермерское объединение вправе владеть и использовать:

  • земельные угодья;
  • объекты капитального строительства и иные сооружения;
  • сельскохозяйственную технику, оборудование и любой инвентарь;
  • финансовые средства, полученные в ходе предпринимательства;
  • сооружения для мелиорации;
  • транспортные средства, включая грузовые;
  • племенных животных;
  • семена и другие сырьевые ресурсы.

Важно помнить, что перечень имущества (по крайней мере такого как земля и техника) обязательно должен быть указан в соглашении. Все члены владеют собственностью сообща, на равных правах. Поэтому нельзя утверждать, что земельное угодье принадлежит, например, главе КФХ, а грузовик - его брату.

После подписания соглашения перечисленная в нём собственность становится общей. При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства, а после смерти переходит по наследству в соответствии с требованиями российского законодательства, в частности Гражданского Кодекса.

При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства.

Чем КФХ отличается от ЛПХ

Иногда люди, ещё не владеющие понятийным аппаратом в данной области, путают понятие КФХ с «личным подсобным хозяйством» или сокращённо ЛПХ. Отличаются ли чем-либо эти термины? Ответ на этот вопрос довольно прост. Основное отличие состоит в цели деятельности: у КФХ - это предпринимательство и получение прибыли, у ЛПХ - производство продукции для личных нужд.

То есть, члены крестьянских объединений выращивают и производят продукцию на продажу, а хозяева ЛПХ - только для себя. Личное подсобное хозяйство не требует регистрации и уплаты налогов, в то время как на КФХ налагаются такие обязательства.

Уплата налогов фермерскими хозяйствами

КФХ занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому обязаны уплачивать в бюджет налог на прибыль. Большинство таких объединений используют упрощённую систему налогообложения со ставкой 6% от прибыли. В таком случае декларация в ФНС подаётся всего 1 раз в год, что существенно экономит время. Другие режимы (УСН с 15%, ОСНО и ЕВНД) не запрещены законом, но считаются менее выгодными.

Следить за своевременной уплатой налогов в полном объёме обязан глава хозяйства. Помимо налогов за всех членов КФХ нужно уплачивать страховые и пенсионные взносы, а за наёмных работников - обязательные взносы и подоходные налоги.

Стоит ли создавать КФХ: плюсы и минусы

Какие преимущества и недостатки есть у такой формы сельскохозяйственного объединения? Многие аграрии, работающие в профильной сфере долго не могут решить, нужно ли регистрировать такой вид хозяйства. Его выгодные стороны во многом не очевидны. Равно как и «подводные камни», проявляющиеся уже только после начала работы. Рассмотрим, какой положительный и отрицательный опыт накоплен российскими фермерами.

Преимущества создания КФХ

  1. Для создания такой формы хозяйствования отсутствуют требования к минимальному уставному капиталу (для обычных юридических лиц - от 10 тысяч рублей).
  2. Зарегистрированные КФХ с большей вероятностью получат государственные или муниципальные субсидии.
  3. КФХ могут получать землю для деятельности на льготных условиях.
  4. Значительно меньший объём отчётности, по сравнению с ООО.

Недостатки регистрации фермерского хозяйства

  1. Возможность привлечь в объединение только 5 человек, не являющихся родственниками.
  2. Для всех членов хозяйства обязательно личное участие в сельскохозяйственных работах, что затрудняет привлечение новых членов и тем более инвесторов.
  3. В случае финансовых проблем у хозяйства его членам придётся нести личную ответственность, в том числе за счёт частной собственности.
  4. Законодательство в отношении крестьянских хозяйств проработано недостаточно, многие сферы не урегулированы вовсе.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле.

Перспективы фермерских хозяйств

В настоящее время назвать российское сельское хозяйство современным и преуспевающим довольно трудно. Несмотря на постоянный высокий спрос на продукты питания среди населения, организация производства и выход на рынок требуют существенных затрат.

Такая форма ведения сельского хозяйства подходит большим семьям, живущим в сельской местности. Она даёт возможность рассчитывать на государственную помощь, в том числе выделение земельных угодий и в то же время не отягощает владельцев бумажной волокитой.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле. Помните, что цель такого объединения - производство товаров на продажу, а не только личное пользование. Поэтому не лишним будет составление бизнес-плана и заблаговременное продумывание порядка реализации продукции.



Просмотров