Кто входит в конфедерацию. Конфедеративное государство

Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Форма национально-государственного устройства – это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, и основанный на многонациональном обществе. Понятие «форма национально-государственного устройства» используется в случаях, когда речь идет о многонациональном обществе.

Федерация – это форма государственного или национально-государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли и иное.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

· Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

· В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

· В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

· В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

· Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

· Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации


По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

· Симметричные;

· Aсимметричные.

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

· территориальные

· национальные

· смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных – по национальному признаку (например, бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

Примером федеративных государств могут служить: Австрия, Германия, Бельгия, Индия, Ирак, РФ.

Унитарное государство – это форма национально-государственного устройства, основанная на административно-территориальных единицах. Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным.

Признаки унитарного государства:

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны.

2. Единые для всей страны высшие органы власти.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными (более 160 государств). Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (исключение Китай). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

Конфедерацией на данный момент является Союзное государство – Союз России и Белоруссии.

государство устройство конфедеративный

Конфедерация - форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные органы для координации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

Конфедерация выступает как форма союза госyдаpств, сохраняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее время нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной организации, она под воздействием ряда причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения.Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Типы конфедерации

Согласно западной этнополитология, конфедерации подразделяют на три группы:

Сообщество (содружество)

Европейское сообщество, СНГ Оставаясь, например, суверенными государствами, ЕС создало целый ряд общих властных институтов: Европейский Совет, состоящий из глав государств и правительств; Совет Минис встретил ° С, в которую входят министры иностранных дел, экономики и финансов и сельского хозяйства; Комиссия ЕС, которая состоит из председателя и 16 сопредседателей, Европейский парламент, Суд ЕстьС.

Ассоциация

Это свободное объединение малых государств с великой державой (как правило, метрополией) Свободны ассоциации существуют в трех основных подтипах: ассоциированное государство (объединение, где большая и малая государства в одностороннем порядке могут расторгнуть договор) федериса - изменения происходят только с согласия обеих сторон; кондоминиум - управление какой-либо территорией осуществляется двумя и более государствами (довольно редкий и необычный тип конфедерации На сегодняшний день Испания и Франция осуществляют кондоминиум над Долиной Андорры).

Это объединение независимых государств, создается для специфических целей. Например, НАТО, Лига Арабских Государств .

Итак, сегодня существует значительное количество разновидностей форм государственного устройства Последовательность их развития можно изобразить следующим образом: 1) этническая унитарное государство - империя, 2) национальное государство в форме и унитарного государства (централизованной или децентрализованной), 3) федерация (конфедерация).Так же обращает на себя внимание сходство (этимология) слов «федерация» и «конфедерация». В действительности эти понятия имеют не только внешние, но и содержательные совпадения, поскольку оба выражают форму договорного политического союза. Однако, разница между ними принципиальная. Конфедерация, иначе говоря, над или сверх-федерация означает нечто, выходящее за пределы государственности, хотя и небезразличное для внутреннего государственного устройства.Примерами конфедераций могут быть США с 1781 по 1787 г.г., Швейцария с 1815 по 1848 г.г. И всегда конфедерация была вынужденной формой соединения государств, либо перерастающей в федерацию, либо разрушающейся на самостоятельные национальные государства.Об этом свидетельствуют и примеры из истории. Например, преобразование Северо-американской конфедерации в XVIII в. в федерацию, объединенная Арабская Республика образованная Египтом и Сирией в 1858 г., распалась уже в 1961 г. Сенегамбия, созданная путем объединения Сенегала и Гамбии в 1982 г., распалась лишь несколькими годами позднее.В качестве типичных черт конфедерации Ю.А. Тихомиров называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов.Раскрывая понятие конфедерации, можно и иначе выделить характеризующие ее в совокупности признаки:

Во-первых, конфедерация является надгосударственным образованием, образованным союзом (объединением) сохраняющих свой суверенитет государств.

Во-вторых, такое объединение имеет определенную функциональную направленность, то есть императивный мандат действия, определяющий и временные рамки существования конфедерации.

В-третьих, в основании объединения лежит принцип рекомендательности его решений.

В-четвертых, допускается асимметрия положения субъектов объединения. Каждое государство - субъект конфедерации сохраняет свою международную правосубъектность, право сецессии, право исполнения или неисполнения решения, право на свободный выбор форм сотрудничества.

К признакам, характеризующим определенное организационное устройство в форме конфедерации, А.В. Бутаков относит и наличие у каждого субъекта такого объединения непосредственного представительства.Весьма спорным остается вопрос о том, является ли конфедерация формой государственного устройства.С.Н. Бабурин не соглашается с попыткой А.В. Бутакова представить конфедерацию как одну из форм государственного устройства. Он пишет, что конфедеративная структура имеет как бы вторичный, надстроечный характер его отношению к государственной структуре.М.Л. Костенко и Н.В. Лавренова считают, что конфедерация представляет собой не форму государственного устройства, поскольку речь идет не об одном, а о нескольких суверенных государствах, а созданный международным договором для достижения определенных целей союз (объединение) государств.

Далее они подчеркивают, что, сравнивая эти две структуры, следует в первую очередь подчеркнуть, что отношения в рамках федерации регулируется внутренним государственным правом, тогда как в рамках конфедерации - международным правом.

Следует согласиться, что образование конфедерации порождает не союзное государство, а союз государств. И правильно замечено, что межгосударственные отношения составляют объект международного права. «Но такие союзы, как конфедерация, уния или протекторат определяют не только внешнеполитическое положение их участников, но и некоторые стороны национальной государственности. Поэтому конфедеративные и подобные им отношения непосредственно связаны с государственным правом.

Конфедерация как одна из форм государственного устройства определена в Большом энциклопедическом словаре. Большинство российских ученых- правоведов все же определяют конфедерацию государственной формой.Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся для осуществления общих политических целей и образующихся согласовано принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных отношений.Правовой основой конфедерации является договор, заключенный государствами-союзниками.Члены конфедерации не совершают окончательной передачи своего суверенитета. Они сохраняют государственность и право распоряжаться ею.Участие в конфедерации связывает ее членов обширным комплексом обязательств. Сохраняя государственность, участники конфедерации отказываются от самостоятельного решения ряда политических вопросов. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, совместного участия в международных отношениях.

Конфедерация принимает определенные решения в рамках своих функций. Эти решения должны выполняться на территории государств- союзников без каких либо процедур парафирования и ратификации, что необходимо, например, при принятии международных документов.В конфедерации отсутствует собственная система исполнительных органов. Исполнение решений, принятых конфедерацией, осуществляется органами государств, участвующих в союзе.

Конфедерация не имеет собственно государственных органов, создаются своего рода межгосударственные органы, которые образуются по принципу делегирования. Могут создаваться межпарламентами советы, советы глав правительств и т.д.Глава конфедерации обладает председательными, координационными, но не руководящими полномочиями.Не являясь государством, конфедерация не может устанавливать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедеративного гражданства в принципе невозможно. Вместе с тем граждане государств членов конфедерации на территории друг друга пользуются равными правами: свободное передвижение по территории государств конфедерации, свободный выбор места жительства и т.д.

Бесспорным является право государств на выход из конфедерации.

Ярким примером конфедерации на современном этапе является союз России и Белоруссии.

Конфедерации имеют репутацию временных либо переходных государств. Считается, что конфедерации либо предшествуют созданию федераций, либо завершаются их распадом. В истории развития государственных форм так и происходило: конфедерациями были Североамериканские штаты; Гондурас и Сан-Сальвадор; Рейнская конфедерация и др.

Хочется надеяться, что союз России и Белоруссии пойдет по пути интеграции и приведет к образованию федеративного государства. Но в этом вопросе спешить нельзя, ибо существует ряд проблем, которые требуют своего разрешения. Одна из них лежит вы плоскости государственного устройства. Россия уже является федеративным государством. И если будет создана федерация России и Белоруссии, то, как в этой связи будет строиться собственно Российская Федерация. Уже ряд субъектов Российской Федерации (Татарстан, Ингушетия) дали понять, что в случае создания федерации России и Белоруссии они присоединяться к ней. То есть, они выйдут из состава Российской Федерации.

Для теории государства стало относительно новым и особенно актуальным изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество. Актуальность изучения такой формы вызвана образованием Содружества Независимых Государств.

Как отмечается в литературе содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), во-вторых, прав (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка, в-четвертых, культуры, в-пятых, религии.

Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе сотрудничества, как и при конфедерации, лежит межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств.

В науке существует мнение, что СНГ имеет форму конфедерации. Действительно, в момент своего учреждения СНГ выглядело как конфедерация. По нашему мнению, форма содружества имеет отличие от формы конфедерации. И эти отличия в следующем:

Во-первых, содружество весьма редкое, еще более аморфное объединение государств, чем конфедерация.

Во-вторых, содружество возникает, как следствие распада союзного государства. Содружество выступает как временное объединение государств, ранее состоявших в одном союзном государстве. И существует оно, покуда государства - члены содружества не определятся со стратегической государственной ориентацией. В отличие от содружества, конфедерация, выступает в основном формой, служащей этапом для объединения в союзное государство Теория государства и права под.ред. М.М Россолова, Б.С. Эбзеева: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000 г..

Форма государственного устройства - способ территориально-политической организации государства. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Иногда выделяют такие формы государ-ственного устройства, как союзы, содружества и объединения.
Унитарное государство (от фр. unitaire, лат. unitas - единство) - единое централизованное государство, неразделенное на самоуправляющиеся единицы.
Унитарная форма государственного устройства характеризуется следующими признаками:
1) единая территория, существует административное деление, но административные единицы не имеют политической самостоятельности, хотя некоторым может быть предоставлен статус автономии (самоуправление) - национальной, территориальной, культурной;
2) единая конституция, действующая на всей территории страны без каких-либо ограничений; единая система высших органов государственной власти - парламент, глава государства, правительство, судебные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны;
3) единые система права и судебная система, единое гражданство;
4) единые государственный бюджет, налоговая, валютная системы.
Унитарность предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой или косвенный контроль над местными органами власти. При этом централизм проявляется в разной степени и в разных формах, вплоть до назначения центральными органами своих представителей для управления административно-территориальными единицами вместо выборных органов власти. В то же время в большинстве современных демократических государств имеются выборные органы местного самоуправления (например, коммунальные советы в Италии и Франции), которым государство делегирует часть функций: сбор местных налогов, благоустройство, строительство, просвещение, здравоохранение и др. Местные судебные органы власти являются звеньями единой судебной системы.
Унитарными являются большинство современных государств.
Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio - союз, объединение), - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государственные образования - субъекты федерации - обладают определенной юридической и политической самостоятельностью. Федерация - это союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований.
Федеративное государство характеризуется следующими признаками:
1) федеративно-территориальное деление, т.е. территория государства состоит из территорий субъектов федерации (штатов, провинций, кантонов, земель, республик) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое (при единой системе охраны границ). Субъекты федерации могут иметь свое административно-территориальное деление;
2) государственные образования, составляющие федерацию, являются ее равноправными субъектами, обладающими относительной юридической, политической и экономической самостоятельностью;
3) субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме и, как правило, не пользуются правом одностороннего выхода;
4) субъекты федерации могут иметь свои "конституции (или уставы), они разрабатываются на основе федеральной конституции, не должны ей противоречить. Это правило распространяется и на государства, вступившие в федерации, имея ранее принятую конституцию. Некоторые федерации не предоставляют право своим субъектам иметь конституцию;
5) субъекты федерации имеют свое законодательство, право издавать законы, указы и т.п. Эти законодательные акты имеют юридическую силу только на территории субъектов федерации, в отличие от федеральных законов, обязательных на всей территории федерации. Законодательные акты субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам, в противном случае они считаются недействительными;
6) субъекты федерации имеют свою систему законодательных и исполнительных органов власти. По отношению к федеральной системе они являются подсистемами; порядок их организации, процедуры и пределы юрисдикции определяются федеральной конституцией. Однако название органов власти и форма организации системы власти могут находиться в юрисдикции субъектов федерации. Органы власти и управления субъектов федерации обычно копируют федеральную структуру, но могут и отличаться;
7) гражданство в федерации допускается двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. Законодательно оговаривается недопустимость привилегий одного гражданина по отношению к другим.
Федеральный парламент в федеративном государстве обычно двухпалатный. Верхняя палата представляет субъектов федерации на основе территориального или национально-территориального представительства и состоит из представителей всех субъектов федерации. Нижняя палата является органом федерального представительства и избирается по избирательным округам.
В федеративном государстве сложной является проблема разграничения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Обычно конституция федерации устанавливает перечень полномочий, которые относятся к ведению федерации. Все остальные вопросы относятся к ведению ее субъектов. В федеральной конституции мо- жет устанавливаться также перечень вопросов совместного ведения. Объем прав и полномочий субъектов федерации зависит от исторических традиций, уровня развития и других факторов, при этом равенство субъектов федерации является непременным условием федерации. Наблюдается тенденция к расширению функций центральных органов власти (США, Германия). В истории развития государства встречаются различные виды федерации. Большинство из них сформированы по однородному принципу деления
(штаты, кантоны, земли, провинции); другие делятся на государственно-территориальные образования и автономии (Бельгия, Испания, Канада); третьи - на национально-территориальные и административно-территориальные образования (Россия).
В настоящее время в мире насчитывается около 50 федеративных государств.
Конфедерация - межгосударственный союз, образованный путем подписания международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет.
Основными признаками конфедерации являются:
1) отсутствие единой территории межгосударственного союза - есть территория каждого отдельного государства;
2) каждое государство, входящее в конфедерацию, имеет собственную независимую систему органов власти и управления, самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию, независимое законодательство, правовую и судебную систему;
3) для координации действий государства члены конфедерации создают один или несколько политико-административных органов. Законодательные органы формируются из равного количества представителей объединенных государств с одинаковыми полномочиями; исполнительные органы формируются на коллегиальных началах; правительства государств - членов конфедерации могут выступать против конфедеративных органов;
4) государства - члены конфедерации имеют неограниченное право выхода из союза;
5) финансовые средства конфедерации формируются из взносов членов союза: национальные вооруженные силы формально находятся под общим командованием;
6) государства - члены конфедерации обычно проводят общую, согласованную международную политику, что не исключает самостоятельной позиции в конкретных вопросах;
7) юридически все государства - члены конфедерации равноправны (часто в реальной жизни приоритетную роль играет государство, имеющее более высокий экономический, военный и т.п. уровень).

Конфедерация - самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации - самая слабая форма наднационального сотрудничества [ ] . Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Признаки конфедерации [ | ]

  1. Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы.
  2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.
  3. Явное отсутствие лидера в органах управления, власти.

История [ | ]

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так, на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром [ ] . Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей Конфедерации» , выработанной в 1777 году : «Обозначенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи Конфедерации» были слабой конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи Конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей» .

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию . Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что, когда в 1798 году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику , унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году .

В начале 1990-х во время затяжного политического, и экономического кризиса, когда целый ряд регионов требовал или больше автономии или выхода из состава федерации, рассматривался вариант превращения России в Российскую Конфедерацию. Этот вопрос был окончательно снят с принятием конституции России в 1993 году где страна была названа «Российская Федерация». Тем не менее этот факт вызывает противоречия у ряда политологов, например Татарстан вошел официально в состав России только в 1994 году заключив договор о взаимном делегировании полномочий, где Татарстан назывался объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом.

Идею создания Конфедерации Великих Европейских Народов, упоминал Наполеон I . В своих работах он размышлял о «великой европейской семье» c общим управлением. .

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений», дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующее: «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние»; «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое - в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС , то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы, как Лиссабонский договор . Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование. [ ]

Некоторые [кто? ] западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример - ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил - равенство участников и единогласное принятие решений.

В мире существовали ранее и существует сейчас ряд стран и их объединений которые никогда официально не назывались конфедерацией но были или есть таковыми по факту. Поскольку точного понятия что такое конфедерация нет, не редко бывают случаи, когда государства для достижения каких-либо целей называют себя конфедерацией, при этом они могут сочетать в себе разные формы правления - как монархии, так и республики.

Ещё одной формой конфедерации можно назвать свободную ассоциаци ю из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

На сегодняшний день конфедерацией можно назвать лишь Содружество наций .

Государства-конфедерации [ | ]

Последними из существовавших официальных конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия +Черногория , -), Сенегамбия (Сенегал +Гамбия , -), Союз Африканских Государств (Мали +Гана +Гвинея , -). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет +Сирия , - ; Египет +Сирия +Ирак , ), Арабская Федерация (Ирак +Иордания , ) , Федерация Арабских Республик (Египет +Сирия +Ливия , ), Арабская Исламская Республика (Ливия +Тунис , ).

В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё из Северной и Южной Кореи, но проект не получил реализации, Северная и Южная Корея по прежнему не признают друг друга и считают своим владением весь Корейский полуостров. Обе Кореи по-прежнему высказываются за объединение, но каждая - на своих условиях.

Исторические конфедерации [ | ]

Исторические конфедерации (особенно те, которые предшествуют XX веку), возможно, не соответствуют нынешнему определению конфедерации, иногда они могут быть провозглашены федерациями иногда империями, и при этом современные политологи характеризуют их как конфедерации.
Само по себе понятие «конфедерация» достаточно условно и неопределенно для применения его в исторический период до XX века.

Конфедерации XXI века это в основном экономические, а не политические союзы.

Наиболее известные бывшие конфедерации [ | ]

Название Годы существования Описание Причина распада
1291 - 1848 Согласно швейцарской легенде в 1291 году представители трёх кантонов собрались вместе и дали легендарную «Клятву Рютли », которая считается основопологающей в создании Швейцарии. В 1798 году Швейцария была превращена в единую, централизованную Гельветическую республику но эта форма правления вызывала сильные противоречия у политических сил и народа, и со временем страну снова пришлось возвращать к конфедеративной форме правления. Ее кантоны были практически самостоятельными государствами но важные политические вопросы решали вместе. В наши дни Швейцария- это федерация хотя слово «конфедерация» по-прежнему осталось в ее официальном названии. Каждый кантон имеет свою конституцию и законы, однако их полномочия ограничены федеральной конституцией. Стала федерацией в процессе принятия новой Конституции
Республика Соединённых провинций 1581 - 1795 В 1579 году, некоторые южные провинции на территории современных Нидерландов , недовольные агрессивным кальвинизмом северных провинций, присягнули на верность испанскому королю но со временем перестали считать его законным правителем и начали борьбу за полную самостоятельность. В ходе Восьмидесятилетней войны за независимость была основана Республика Семи Соединённых Провинций. Государственное устройство Республики долгое время носило достаточно неупорядоченный характер, сохранялись многие старинные феодальные административные порядки, тем ни менее Республика активно вела войны с Европейскими странами и имела обширные колониальные владения. В 1795 году войска Французской республики захватили территорию конфедерации превратив ее в «дочернюю» Франции Батавскую республику . Преобразование в Батавскую республику .
Объединённые королевства Швеция и Норвегия 1814 - 1905 В результате Наполеоновских войн , в 1814 году Дании пришлось отдать Швеции всю Норвегию в качестве компенсации за потерю Померании . Норвежцы сразу же объявили о независимости, и Швеция вторглась на ее территорию. Шведско-норвежская уния была заключена в том же году как компромисс , и предполагала общего для обеих стран монарха и общую внешнюю политику, но с сохранением собственной конституции и парламента. Со временем внутренние противоречия и разрыв в уровне экономического развития вызвал недовольство со стороны Норвегии и все более настойчивые требования уравнять в правах оба государства. Разрыв унии произошел мирным путем. Стремление стран-создателей к независимости друг от друга
1861 - 1865 Объединение некоторых южных рабовладельческих штатов, которые вышли из состава США и создали своё государственное объединение после прокламации президента А. Линкольна об отмене рабства. Ее политики заявляли, что возвращаются к политическим положениям которые декларировали отцы-основатели США , к таким как «Статьи Конфедерации », и свободой во внешней и внутренней политике каждого штата. Как результат началась Гражданская война в США . Фактически, государство было централизованной федерацией. Она прекратила существование после поражения в гражданской войне. Поражение в гражданской войне
Северо-Германский Союз 1866 - 1871 Стремление объединиться в разные государственные формирования у немецких народов прослеживается еще с древних времен, но в средние века они представляли собой не единую страну, а множество мелких самостоятельных государств . Приверженцы объединения никак не могли прийти к единому мнению относительно того, под чьей короной осуществить объединение - Австрии (великогерманская идея) или Пруссии (малогерманская идея). Во время войны Пруссии с Австрией в 1866 году, победила Пруссия, ряд немецких государственных образований объединился в официальный Союз со столицей в Берлине . Во многих государствах существовали свои выработанные веками порядки и традиции, чтобы объединить разные народы, Союз некоторое время носил конфедеративный характер. Преобразование в Германскую Империю .
Австро-Венгрия Австро-Венгрия 1867 - 1918 В 1804 году была провозглашена Австрийская империя как противовес Французской Империи Наполеона . Венгрия имела в составе империи широкую автономию: это отмечалось и в названии страны, и в ее гербе и даже в праве самостоятельной законодательной инициативы, под властью единого монарха были объединены частично самостоятельные государства Австрии и Венгрии. В 1848-1849 годах в Европе активизировались национально-освободительные движения , начались многочисленные революции, Венгрия требовала независимости, но империя устояла. После этого Австро-Венгерская империя была преобразована в унитарное государство с абсолютной и ничем не ограниченной центральной властью. Государство распалось в результате поражения в I мировой войне.

А для объеденного общими целями союза характерна конфедеративная форма управления. В истории встречаются примеры таких союзов, которые образовывали конфедерацию для внешних и внутриполитических целей. Чаще всего страны конфедерации создавались для решения следующих вопросов: армия, транспорт, внешняя политика, система коммуникации.

Конфедерация считается достаточно слабой формой управления и имеет непродолжительный срок существования. Итогом деятельности конфедеративного государства может быть его преобразование в федерацию или прекращение существования после достижения поставленных целей. Неустойчивость конфедерации объясняется тем, что каждый из ее субъектов по своему желанию может расторгнуть договор о членстве в данном объединении. Яркий пример конфедерации - это США, страна, созданная в результате союза независимых штатов, а впоследствии преобразованная в федерацию. Зачастую конфедерацию представляют как переходный этап к образованию нового независимого государства.

Конфедеративное государство имеет свои специфические черты, которые характеризуют его как особую форму правления. Членами конфедерации являются независимые страны, у которых сохраняются их элементы государства, в том числе законодательная, исполнительная, Не меняется денежная система, армия остается прежней, сохраняется деятельность налоговых органов. Конфедеративное государство - это некая противоположность федерации, и ее участники могут быть членами одной или нескольких конфедераций единовременно.

Характеризуется наличием бюджета, конфедеративное государство формирует его из установленных взносов, которые обязаны выплачивать все страны, входящие в этот союз. В конфедерации ведут деятельность собственные органы управления, в которые входят члены союзных

государств. Они занимаются координацией только тех вопросов, которые способствуют достижению поставленных целей. Прямой силой эти органы власти не обладают, а действуют исключительно через субъекты. Огромным преимуществом нахождения государства в конфедерации является упрощение порядка передвижения граждан по территории государств-союзников. Вводятся безвизовые режимы. Важно отметить, что конфедеративное государство не исключает возможности создания общей политики среди государств и других общих институтов.

Современное понятие конфедерации имеет очень размытые рамки, и о существовании такой самостоятельной формы управления ведутся дискуссии. Причиной этому служит тонкая грань взаимодействия разных государств, которая зачастую переходит рамки конфедерации.

В настоящее время нет выраженных конфедераций в их общем виде, хотя существуют объединения государств, которым присущи характерные черты. Самым важным условием создания конфедеративного государства является законодательное закрепление этого факта. Поэтому многие современные государственные союзы, к которым можно отнести ООН и СНГ, не относятся к конфедерации.



Просмотров