Лоты могут выделяться только при проведении конкурсов. Что ждет лоты в электронных закупках

Процедура проведения закрытого аукциона предусмотрена в ст. 84, 86-92 Закона о контрактной системе (рис. 14.2).

Рис. 14.2.

Особенности проведения закрытого аукциона заключаются в отличиях от электронного аукциона, поскольку сама электронная форма не применима к закрытым способам закупки:

  • основания проведения закрытого аукциона прямо установлены в ст. 84 Закона о контрактной системе;
  • при осуществлении закупки путем проведения закрытого аукциона могут выделяться лоты;
  • рассмотрение заявок производится в один этап, который не может превышать 10 дней с даты окончания срока подачи заявок (ст. 89 Закона о контрактной системе);
  • «шаг аукциона» не зависит от участников закрытого аукциона и устанавливается в размере 5% НМ ЦК;
  • возможность составления победителем закрытого аукциона протокола разногласий к проекту контракта законом не предусмотрена;
  • контракт заключается на бумажном носителе;
  • протоколы, составленные при проведении закрытого аукциона, заявки на участие в закрытом аукционе, документация о закрытом аукционе, изменения, внесенные в документацию о закрытом аукционе, и разъяснения такой документации хранятся заказчиком в течение трех лет (ч. 13 ст. 90 Закона о контрактной системе).

Сроки проведения закрытого аукциона и порядок взаимодействия заказчика с ЕИС зависят от объекта закупки:

  • 1) в случае если закрытый аукцион проводится на закупку продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте контракта (п. 2 ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе):
    • - извещение о проведении закрытого аукциона составляется и размещается в ЕИС не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов (ч. 4 ст. 86 Закона о контрактной системе);
    • - документация о закрытом аукционе в ЕИС не размещается, а предоставляется заинтересованным лицам на основании их письменного запроса, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе, и наличие у них доступа к сведениям, составляющим государственную тайну;
    • - срок для направления документации о закрытом аукционе таким лицам составляет не более трех дней с даты получения запроса;
  • 2) в остальных случаях проведения закрытых аукционов (п. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе):
    • - извещение о проведении закрытого аукциона не требуется;
    • - заказчик не позднее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов направляет лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе, и которые способны осуществить поставку продукции, являющейся предметом закрытого аукциона, приглашения принять участие в таком аукционе (ч. 5 ст. 86 Закона о контрактной системе);
    • - в приглашениях заказчик указывает свое наименование, почтовый адрес, объект закупки, способ получения документации, срок, место и порядок предоставления документации (ч. 6 ст. 86 Закона о контрактной системе);
    • - документация о закрытом аукционе в ЕИС не размещается;
    • - по заявлению участника, которому направлено приглашение, заказчик в течение двух рабочих дней с даты получения заявления обязан предоставить такому участнику документацию о закрытом аукционе (ч. 3 ст. 87 Закона о контрактной системе);
    • - заказчик не позднее чем за пять дней до даты вскрытия конвертов направляет в соответствующий контрольный орган перечень всех лиц, которым направлена документация о закрытом аукционе по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в закрытом аукционе (ч. 7 ст. 86 Закона о контрактной системе).

На этапе подготовки к проведению процедуры и определении участников закрытого аукциона заказчик осуществляет следующие действия.

  • 1. Разрабатывает документацию, в которой указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом аукционе, дату рассмотрения заявок, «шаг аукциона», место, дату и время проведения закрытого аукциона.
  • 2. Вносит изменения в документацию при необходимости. Внесение изменений возможно не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закрытом аукционе. В течение двух рабочих дней с даты принятия указанного решения изменения направляются всем участникам закрытого аукциона, которым была предоставлена документация (срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы с даты направления изменений до даты окончания срока подачи заявок данный срок составлял не менее чем 10 дней).
  • 3. Определяет перечень информации и документов, предоставляемых участником, и требования к форме подачи, оформлению заявки (ч. 2 ст. 88 Закона о контрактной системе). Перечень информации и документов, которые должны быть предоставлены участником в составе заявки, аналогичен требованиям, предъявляемым к заявке на участие в открытом конкурсе (кроме требований об указании цены контракта, предлагаемой участником, и сведений о квалификации участника). Заявка подается в виде единого документа на бумажном носителе, все листы которого должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка подается в запечатанном конверте и должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью участника (для юридического лица) и подписана участником или уполномоченным участником лицом.

Этап вскрытия конвертов и проведения торгов заявок характеризуется следующими особенностями.

  • 1. Порядок вскрытия конверта и порядок оформления результатов этой процедуры не урегулирован и осуществляется по усмотрению заказчика.
  • 2. Процедура торгов проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии (аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии большинством голосов путем открытого голосования членов аукционной комиссии).
  • 3. Участник (его представитель) участвует в торгах путем поднятия пронумерованных карточек, в случае если они согласны заключить контракт по объявленной цене контракта (цене контракта, сниженной на «шаг аукциона»). Сделавшим предложение заключить контракт по сниженной цене считается участник, который поднял карточку первым. После этого все участники имеют возможность поднять карточку для установления более низкой цены контракта.
  • 4. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников не поднял карточку, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5% НМЦК, но не ниже 0,5% НМ ЦК (ч. 4 ст. 90 Закона о контрактной системе).
  • 5. Аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления цены контракта при минимальном «шаге аукциона» (0,5% НМЦК) ни один из участников не поднял карточку.
  • 6. Протокол закрытого аукциона подписывается заказчиком, всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения закрытого аукциона (ч. 8 ст. 90 Закона о контрактной системе).

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Согласно части 4 статьи 49 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.

Учитывая изложенное, лоты могут выделяться только при проведении конкурсов и закрытых аукционов. Заказчик принимает решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе продлевается таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней.

Согласно части 4 статьи 86 Закона N 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за тридцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

В силу Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Разъяснено, что лоты могут выделяться только при проведении конкурсов и закрытых аукционов. Заказчик принимает решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. Срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.

При проведении закрытого аукциона на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют гостайну, при условии, что эти сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого аукциона размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов.

До нас (бюджетное учреждение) доведены дополнительные лимиты финансирования на замену охранно-пожарной сигнализации (ОКПД2 43.21.10.140) и работы по замене электропроводки и светильников (ОКПД2 43.21.10.110). Данные виды работ попадают в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, следовательно проводим электронный аукцион (сумма в обоих случаях превышает 500 т.р.). Законом 44-ФЗ на прямую не регламентируется выделение лотов в отношении электронного аукциона, понимаю, что технически это не осуществимо на электронной площадке. Но мы желаем объединить эти виды услуг в одну закупку и разделить по лотам. Не запрещает ли закон нам это сделать?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

В соответствии с ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, НМЦК и ее обоснование в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Также обращаем внимание, что в Руководстве пользователя ЕИС, например, при описании порядка размещения информации о закупках, определении поставщиков для которых осуществляется путем проведения открытого конкурса предусмотрен порядок формирования лотов после выбора вкладки "Список Лотов".

Однако данным Руководством пользователя ЕИС при описании порядка размещения информации о закупках, определении поставщиков для которых осуществляется путем проведения электронного аукциона не предусмотрен порядок формирования лотов и соответствующая вкладка "Список Лотов" отсутствует.

Таким образом, Закон № 44-ФЗ однозначно указывает на выделение лотов в отношении таких способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) как конкурс (выше перечислены виды), закрытый аукцион и не предусматривает выделение лотов в отношении электронного аукциона и технически это не осуществимо на ЕИС.

< Положениями Закона № 44-ФЗ не установлена возможность выделения лотов при проведении таких способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как электронный аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона № 44-ФЗ лоты могут выделяться только при проведении конкурсов и закрытых аукционов. >

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают возможности выделения лотов при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

В рамках 44-ФЗ это понятие включает с себя отдельный набор закупаемых объектов со своей начальной ценой и ее обоснованием , сроками поставки и другими существенными условиями договора . Основной критерий для объединения элементов — взаимосвязь технологических и функциональных характеристик продукции.

Нарушение вышеуказанного правила влечет за собой неоправданное ограничение конкуренции , что противоречит принципам контрактной системы и 135-ФЗ.

Важно отметить, что закупки делят на лоты в электронном аукционе по 44 ФЗ закрытого типа и в конкурсах .

Проведение таких процедур очень похоже на обычные торги, с той лишь разницей, что здесь решения о признании закупки несостоявшейся, о продлении сроков подачи и рассмотрения заявок выносят по каждому лоту. Причем другие подобные группы остаются неизменными. Для них можно подать отдельную заявку и заключить контракт.

Формирование лотов по 44 ФЗ

Главная сложность здесь состоит в совмещении внутри одной группы разной продукции, работ (услуг). Дело в том, что в законе нет конкретных норм для выявления таких корреляций. Отсюда неоднозначная практика судов и ФАС по разрешению похожих споров между заказчиками и поставщиками. Итоги зависят от конкретной ситуации.

Однако, наиболее часто поводом для рассмотрения в антимонопольной службе становится слияние следующих объектов:

  1. Различная лицензированная и нелицензированная деятельность.
  2. Инженерные изыскания, проектные и строительно-монтажные работы.
  3. Строительство, монтаж и поставка стройматериалов.
  4. Комплекс работ при строительстве объекта «под ключ».
  5. Поставка продуктов и организация питания для дошкольных учреждений.

Следует отметить, что для многолотовых процедур, проводимых по 223-ФЗ, действуют все вышеуказанные нормы. Заказчики также при формировании групп обязаны соблюдать все нормы и правила, дабы не ограничивать конкуренцию.

Пример многолотовой процедуры

При просмотре тендеров на официальном сайте Единой информационной системы информация о количестве групп изначально будет видна в краткой карточке процедуры.



Просмотров