«Люди, профессии которых - спасать и помогать. Профессия «Спасатель

Чтобы создать медико-спасательную службу, аналогов которой в нашей стране пока нет, Вячеслав Половинко отказался от карьеры хирурга, хотя мечтал о ней с детства. Зато сейчас над Москвой летают реанимационные вертолеты, которые добираются до самых тяжелых пациентов за считанные минуты. И это, в том числе, и заслуга доктора Половинко.

В интервью сайт он рассказал о том, как ему за считанные месяцы удалось «сколотить» команду отважных врачей-вертолётчиков на базе «Московского авиационного центра» Департамента ГОЧСиПБ, и чем санитарные вертолёты отличаются от обычных.

О спасении людей до создания специальной службы

«Санитарная авиация в Москве раньше существовала в такой «лайт-версии» - МЧС предоставляло вертолёты, а Центр экстренной медицинской помощи предоставлял врачей.
Тогда объемы помощи были неизмеримо скромнее: мало специальных посадочных площадок по городу, мало специалистов.

Затем Правительство Москвы организовало отряд по быстрому спасению людей, которые попали в беду. Закупили авиационную технику - и постепенно стала выстраиваться цепочка взаимодействия нашей организации и департамента здравоохранения города Москвы.

Столица стала первым городом в нашей стране, власти которого подошли к решению вопроса организации медико-спасательной службы очень серьёзно. Начали вестись работы по подготовке пилотов, авиатехники, медицинских работников.

До этого момента в крупных российских городах работали авиакомпании, которые предоставляли вертолёты, в которых на вызовы летали врачи их разных медицинских учреждений. Медики совмещали экстренные выезды с ежедневной работой в больнице.

В Москве же впервые в России появились врачи, для которых работа в медико-спасательной службе была единственной».

О создании медико-спасательной службы

«На подготовку пилотов и получение лицензии ушло три года. После этого началась отработка всех моментов, которые уменьшают время подачи санитарного вертолета: например, согласование пролёта до места происшествия, места последующей госпитализации людей.
Ещё примерно месяц был потрачен на «притирку» всех служб - ведь Москва, это территория, закрытая для полётов.

Вячеслав Половинко с благодарностью от мэра Москвы Сергея Собянина.

Внутри города есть ещё несколько особых зон, над которыми пролетать ни при каких обстоятельствах нельзя. Однако вертолёту нужно прибыть на место происшествия как можно скорее - мы занимались очень плотно логистикой. Знакомились, заключали соглашения.

Теперь всё понятно - если летит наш вертолёт, то кому-то нужна срочная помощь. Все службы действуют в этот момент очень слаженно».

О самых тяжёлых случаях спасения

«Когда поступали первые вызовы - каждый вылет оценивался, как особое событие. Со временем работа реаниматологов вошла в русло, и теперь наши бригады действуют максимально оперативно и эффективно.

Самые страшные происшествия - это, конечно, массовые трагедии. В июле 2014 года на перегоне между станциями метро «Славянский бульвар» и «Парк Победы» сошёл с рельсов поезд. В катастрофе тогда погибли 24 человека.

В тот момент очень пригодилась особенность врачей «Московского авиационного центра» - анестезиологи-реаниматологи медико-спасательной службы обучены ещё и быть спасателями.

Именно поэтому они имеют право проходить в зону чрезвычайной ситуации. Обычно машины скорой помощи базируются по периметру этой зоны и ждут, когда им доставят пострадавших.

Медики нашей службы спускались вниз, помогали доставать людей, оказывали им первую помощь там же, в тоннеле, и на щитах несли на перрон.

Наверх поднимать раненых было очень трудно. Станция «Славянский бульвар» глубокая, а травмированных людей можно переносить только в горизонтальном положении. Врачи и спасатели на вытянутых руках держали людей на ступеньках эскалатора. Это было очень тяжело физически. Крайне тяжёлых пациентов наши вертолёты немедленно доставляли в больницы».

О том, кто решает, что людям нужна помощь медиков на вертолёте

«Решение о вылете вертолёта принимает старший врач Центра экстренной медицинской помощи. Он получает информацию от работников Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова.

Есть определённые критерии вызова вертолёта - мы летим, когда есть два и более пострадавших. Также если среди пострадавших есть дети, беременные женщины.

Если в аварию, к примеру, попал автобус, то летим вне зависимости от наличия информации о пострадавших.

Мы немедленно отправляемся туда, где произошла чрезвычайная ситуация - будь это взрыв бытового газа или пожар».

Об уникальной технике

«Наши вертолёты оборудованы так же, как реанимационные автомобили класса «С»: в салоне есть всё необходимое оснащение.

Это аппарат искусственной вентиляции лёгких, дефибриллятор, монитор контроля жизненно важных функций, шприцевые насосы-дозаторы, которые позволяют вводить лекарственные препараты, медицинский отсос.


Врач анестезиолог-реаниматолог «Московского авиационного центра» с пострадавшим.
Фото: архив пресс-службы «Московского авиационного центра»

У всех этих приборов есть особенность - всё они допущены к использованию на борту воздушных судов. Наше оборудование будет исправно работать в холод и в жару, выдержит серьёзное механическое воздействие (в том числе перегрузку).

Один из элементов нашего вертолёта - это диэлектрический пол. Во время полёта иногда нужно проводить дефибрилляцию. При обычной ситуации все в этот момент отходят от пациента, чтобы случайно не дотронуться до какой-нибудь металлической конструкции. В вертолёте пострадавший лежит на спинальном щите, а сам пол не проводит ток. Именно поэтому в наших машинах можно спокойно проводить опасную процедуру и не беспокоиться за персонал и авионику (комплекс электронного оборудования, установленного на борту воздушного судна - прим.ред.) вертолёта».

О новых разработках

«Наша техника актуальна на данный момент, но медицина не стоит на месте. Ведутся постоянные разработки каких-то новых моделей и дополнительных опций медицинского оборудования. Сейчас у нас есть даже возможность беспроводной передачи данных в больницу, куда летит вертолёт».

О новых задачах медиков

«Департамент здравоохранения добавил сейчас задачу нашим экипажам - это вылет к людям, которым необходима высокотехнологичная помощь. Многих больных нужно оперировать в первый час после наступления критического состояния. Речь идёт об инсультах, инфарктах и так далее.

Бригада скорой помощи, которая приезжает к пострадавшим на дом, определяет заболевание и, в случае, если пациентам необходима экстренная госпитализация, прилетает вертолёт.

Мы доставляем человека в ближайшую многопрофильную больницу, где его сразу определяют в операционную, минуя приёмный покой. В таком случае процент выживаемости очень сильно увеличивается. Если ехать на автомобиле по пробкам, можно упустить этот самый час».

О вертолётах

«Всего в нашем парке десять воздушных машин. Из них пять медицинских вертолётов, три вертолёта Ка-32 для тушения пожаров, один большой вертолёт Ми-26, который также используется для борьбы с огнём и ещё один - Bell 429, используемый в качестве штаба и транспортировки оперативной группы.

Ежедневно два вертолёта у нас заступают на суточное дежурство в аэропорту Остафьево (бывшая авиабаза НКВД на территории Новомосковского административного округа. Сейчас крупный аэропорт, где базируется как военная, так и гражданская авиация - прим.ред.) и ещё один дежурит на территории 15-й городской клинической больницы.


Посадка вертолёта на место ДТП. Фото: архив пресс-службы «Московского авиационного центра»

Очень редко случаются такие дни, когда мы никуда не летим - причиной обычно бывают запреты на полёт или погодные условия».

О ложных вызовах

«На человека, который принимает решение о вызове вертолёта, ложится очень большая нагрузка. И с самого начала такие вещи случались из-за недостаточного количества информации. Сейчас подобное практически исключено».

О выборе профессии

«В первом классе я на занятия ходил со специальной белой сумочкой с красным крестом, где был бинт, йод, зелёнка. Уже тогда я изучил вопрос оказания первой помощи!

После школы поступил в медицинское училище, и в армии потом отслужил медицинским работником.

Но настоящий опыт пришел в реанимационном отделении, куда я после дембеля пришел медбратом. Именно там я научился работать с тяжелыми пациентами. И захотел продолжить образование.
В медицинский институт я поступил, не оставляя работу у себя в реанимации. Специализацию выбрал сразу: хирургия. Однако в процессе учебы сменил «детскую хирургию» на взрослую.

Еще через несколько лет, уже работая хирургом, получил предложение «Московского авиационного центра» и начал заниматься созданием медико-спасательной службы. Пришлось снова многому учиться - управлению и организационной деятельности».

Об отношении к «случайным людям» в медицине

«Среди моих коллег таких людей нет. Вообще система здравоохранения так построена, что в большинстве случаев такие люди не могут работать врачами - они естественным образом отсеиваются. Да и вообще в последнее время профессиональные требования к медикам в нашей стране возросли».

О мечтах

«Когда наша организация создавалась, мы даже не думали, что Москва за несколько лет так увеличится территориально.

Мы старались что-то предвидеть и постепенно пришли к тому, что имеем. Мечтать в этой ситуации сложно.

На данный момент, мы действуем максимально эффективно, и не можем предположить, в каких условиях будем действовать в будущем. Нужно просто продолжать оттачивать своё мастерство здесь и сейчас».

Основными обязанностями работников спасательной службы (спасателей) является спасение людей и их имущества в экстренных и кризисных ситуациях – это пожары, наводнения, стихийные бедствия и иные непредвиденные несчастные случаи, к примеру, это может быть и помощь кошке слезть с дерева. Помощь спасателей требуется в случае дорожных происшествий, при работах по разминированию, кроме того, они занимаются ликвидацией последствий многих разных аварий и несчастий – например, ликвидацией загрязнения нефтью и т. д.
Когда люди звонят по номеру экстренной помощи 112 и просят помощи, спасатели должны реагировать немедленно – выезд состоится в течение 1 минуты. В продолжение своей рабочей смены спасатели находятся в состоянии постоянной готовности, чтобы при возникновении кризисной ситуации поспешить на место происшествия и разрешить ситуацию.
Спасательные работы крайне опасны, и они требуют надежной совместной работы – неправильное решение или поведение может поставить под угрозу жизнь и самого спасателя, и других людей. В целях безопасности спасатели носят специальную защитную одежду и применяют специальные защитные средства, имеется также ряд разных правил безопасности. Работы по тушению пожара и спасательные работы – сложные и тяжелые, они требуют психического и физического напряжения и предполагают организованность и работу в команде.
В спасательной команде обычно четкая структура и распределение труда, ее деятельностью руководит спасатель-специалист. Спасательные команды комплектуются для ликвидации какой-либо определенной опасности. Например, тушением пожаров занимаются пожарники, несчастьями на водах – морские спасатели, в случае происшествия с опасными веществами – спасатели-химики, на аэродромах спасательные работы проводят аварийно-спасательные службы аэродромов. Во время обширных кризисных ситуаций в спасательной операции задействуются разные команды, в то же время им приходится при необходимости заменять друг друга.
Спасательная служба делится на шесть основных направлений: спасательные работы, надзор за пожарной безопасностью, регулирование кризисных ситуаций, предупреждение несчастий, разминирование и обработка сообщений о несчастье. В этих шести основных сферах работаютспециалисты с разной выучкой.
Работники спасательной службы в узком смысле слова – это спасатели (пожарные), старшие команды, старшие отряда, начальники/старшие пожарной части (команды), оперативные дежурные и оперативные водители (шоферы). Их обязанностью является непосредственное тушение огня и проведение спасательных работ – спасение и защита людей, имущества и окружающей среды. Это ответственная работа, требующая психического напряжения, и она предполагает готовность и умение справляться с разрешением разных ситуаций. Спасатели регулярно проходят проверку здоровья и сдают тесты по физическим испытаниям.
Они должны быть готовыми работать в постоянно изменяющихся ситуациях и выносить период ожидания. В те минуты, когда спасательные работы не ведутся, они приводят в порядок и проверяют свои средства труда, отдыхают, читают литературу и т. п.

Успешное проведение спасательных работ обеспечивают разные спасатели-специалисты, целью работы которых является обеспечение путем организации труда оперативной готовности и проведения работ по тушению огня и спасательных работ. Их обязанностями являются: организация дежурной службы команды (части), организация и проведение практического и теоретического обучения членов пожарной и спасательной команд, а также руководство работами по тушению огня и спасательными работами на месте происшествия. Работа спасателя-специалиста предполагает умение разрешать различные ситуации как в команде, так и на месте происшествия.
Кэйсси

В истории человечества мы часто встречаем людей, которые, рискуя собственной жизнью, спасают жизни других людей. В любое время и при любых погодных условиях они готовы прийти на помощь. Они люди бесстрашные, смелые, профессионалы своего дела. Работают они спасателями в «Службе спасения 112». С одним из них мне посчастливилось беседовать и узнать подробнее об этой профессии.

Биографическая справка: Григорьев Александр Владимирович родился в городе Уфа 25 февраля 1979 года. После окончания школы №122, был призван на службу в Армии. Отслужив, молодой солдат поступает в Уральскую государственную академию физической культуры и получает высшее образование по специальности тренер-преподаватель. В службе спасения работает почти 15 лет.

Александр, почему вы выбрали профессию спасатель?

— Потому что, это — интересная, разнообразная, многопрофильная профессия.

За какой помощью чаще всего обращаются к спасателям?

— Открыть входные металлические двери в квартиру.

Расскажите о своей первой спасательной операции?

— Осенью мы базировались на станции в Сипайлово. Только заехали на базу, на наших глазах на реке перевернулась лодка с 13-ю пассажирами. Мы оперативно среагировали всех достали живыми и доставили на берег.

К стрессовому состоянию человека, который просит вас о помощи, наверное, вы уже привыкли. Но не могли бы вы рассказать нам, как обычно ведут себя люди, оказавшиеся в непростой ситуации?

— Кто-то плачет, в истерике кричит спасти его. Кто-то в шоковом состоянии ничего не понимает и молчит. Был такой случай, мы хотели вытащить мужчину из машины, который попал в аварию, а он говорил: «Не трогайте меня, можно я посплю».

Запомнившийся случай из вашей практики:

— Девушку родители закрыли дома, а она не растерялась, решила через соседний балкон выбраться из квартиры. Но нога соскочила, и оказалась она «в ступоре»: на 6-ом этаже, ни назад, ни вперед пройти не может, страх овладел ею. Я спустился с верхнего этажа и перекинул девушку обратно на ее балкон. И первая фраза ее была: «Кофе будете?».

Бывали ли случаи, когда невозможно было спасти человека?

— К сожалению, да.

Странные происшествия или ситуации?

— Вызывают снять с дерева куницу или сову.

Как родные относятся к вашей работе? Удается ли Вам достаточно времени уделять своей семье, детям?

— С пониманием. Свободное время я стараюсь посвятить семье.

Ваше хобби:

— Увлекаюсь горными лыжами.

Девиз по жизни:

— «Движение – это жизнь»

О чем мечтаете?

— В 2010 году в Москве был открыт памятник спасателям и пожарным, в 2006 — установлен памятник «Герою-спасателю» в Донецке. Хочется, чтобы и в нашей столице, в знак уважения к труду спасателя, создали памятное сооружение.

Александр Владимирович, спасибо вам за интересную беседу! Желаем благополучия в вашей трудной, ответственной работе!

Галикеева Лилия, ученица 5 класса
Гимназия № 158, г. Уфа

Сообщения о спасательных операциях, которые проводит МЧС России, появляются почти круглый год. Действительно, туризм - понятие крайне широкое, и не всякий турист - это отдыхающий на заграничном пляже гражданин, проживающий в комфортном отеле на солнечном курорте. Среди туристов есть и альпинисты, и «джамперы», предпочитающие прыгать с парашютом с высоких горных вершин, и диггеры-спелестологи, забирающиеся в пещеры, и, наконец, просто заблудившиеся в тайге люди, которые отправились в поход на свой страх и риск.

Если вдруг происходит экстренная ситуация и такие туристы попадают в беду, то их спасением занимается МЧС. Достаточно часто к поискам привлекают вертолеты, многочисленные спасательные отряды, которые в не меньшей степени рискуют жизнью, чтобы снять с горной вершины незадачливого альпиниста или забрать с дрейфующей льдины самонадеянного рыбака.

В МЧС отмечают, что спасение таких туристов - это дорогостоящее мероприятие. Ведь вертолеты расходуют топливо, да и спасательным отрядам, специалистам, нужно платить за их нелегкую работу и снаряжение. В настоящий момент все эти траты покрываются за счет федерального бюджета. Однако в МЧС предлагают изменить систему, переложив траты «на самих утопающих». Насколько такой подход справедлив?

На грани между справедливостью и бюджетной экономией

Как сообщили в четверг «Лайфу», в МЧС остались недовольны теми суммами бюджетных денег, которые идут на спасение туристов в труднодоступных районах. Министерство намерено предложить секвестировать эти траты, переложив их на плечи самих туристов через покупку ими специальных страховых полисов. Таким образом, формируется крайне интересная цепочка, так как на дистанции между туристом и МЧС появляется новый игрок - страховая компания.

Идея МЧС уже получила поддержку в Федерации альпинизма России (ФАР) и Российском союзе страховщиков (РСО). Более того, эти ведомства совместно с МЧС уже начали разработку конкретных страховых механизмов в отношении альпинистов и вообще по оказанию помощи туристам в горах.

Это схемы, в которых каждый возьмет свою долю ответственности: альпинистское сообщество — за качество и подготовку людей, которые идут в горы, спасательные службы — за оперативное реагирование на аварийные ситуации, страховые компании — за финансовые гарантии спасательных работ,

Сказали в этой связи в МЧС.

В РСО при этом отметили, что не возражают против появления нового страхового продукта, который стал бы востребован туристами-экстремалами. Как ожидается, в страховой полис будут включены опции о «поисково-спасательных работах», «эвакуации» и другие положения. В МЧС сказали, что стоимость полисов пока не определена, этот параметр еще будет обсуждаться с ФАР и РСО. Однако по оценке экспертов, в день полис может обходиться туристу в 1 тыс. рублей или в 15 долларов.

Чем же мотивирует МЧС свое намерение снять с себя бремя этих трат? Министерство «бьет» в самое чувствительное место - нежелание людей оплачивать чьи-то слишком самоуверенные попытки покорить горные вершины или сплавиться по бурной реке. Ведь бюджетные деньги, как говорят в министерстве, это деньги всех налогоплательщиков.

Очень часто турист попадает в беду из-за травмы, утраты снаряжения, погоды или банальной переоценки собственных возможностей, отмечают в МЧС. Как итог, МЧС за бюджетные деньги проводит масштабные операции по спасению людей, и почти всегда такие операции являются дорогостоящими. В министерстве напоминают, что один час полета вертолета Ми-8 стоит примерно 50 тыс. рублей, за это время будет израсходовано около 800 литров топлива. Работа поискового отряда с собакой в течение одной смены стоит 100 тыс. рублей.

В некоторых случаях счет идет на миллионы рублей. Так было, например, 13 августа этого года во время спасения туристов с бывшего Пика Коммунизма в Таджикистане, на высоте 4,5 тыс. метров. Операция по спасению обошлась в 50 тыс. долларов (3,4 млн рублей), которые, впрочем, заплатило правительство Таджикистана.

Пошел в горы с риском для жизни ставить спортивные рекорды, изволь купить страховой спасательный полис — и вперед. Если что, МЧС тебя спасет, а заплатят за это не бюджет, например, Таджикистана или России, а страховая компания, которая продала альпинистам полис. Именно страховой полис будет оплачивать работу МЧС, а не налогоплательщик, как это происходит сейчас,

Сказали в МЧС.

Нужно признать, что определенная логика в этом есть. Пусть граждане, которые самонадеянно рискуют жизнью, сами за это и заплатят. И бюджет целее будет, и МЧС не будут ставить на вид большие траты. Вот только с трудом верится, что министерство, таким образом, инициирует сокращение выделения бюджетных денег на свои нужды - об этом в заявлениях МЧС нет ни слова.

Если поддержка МЧС из бюджета останется прежней, то вряд ли рядовой гражданин России так уж сильно будет заботиться о том, на что именно идут уплаченные им в качестве налога деньги, ведь речь не идет о том, чтобы граждане платили меньше. Зато МЧС сможет точно сэкономить, выгоду извлекут и страховые компании.

Возникает также еще один вопрос. Как быть попавшему в беду туристу, у которого в страховом полисе значится оплата спасательной операции, но не значится «эвакуация». Грубо говоря, за что заплатил, то и получишь. И на твои поиски вылетит всего один раз всего один вертолет, а не группа вертолетов вместе со спасательной бригадой, как это было бы в случае покрытия расходов бюджетом. Впрочем, делать подобные выводы преждевременно, пока подобные инициативы лишь прорабатываются.

Не стоит забывать и другие факты. Например, МЧС отмечает, что, несмотря на предупреждения, ежегодно приходится вызволять с дрейфующих льдин сотни рыбаков, которые в буквальном смысле на свой страх и риск выходят на еще или уже не окрепший лед. Разумеется, финансовые возможности обеспеченного экстремала-альпиниста, который может позволить себе дорогостоящее снаряжение, и простого рыбака в одном из российских регионов - разные. К тому же, материальное состояние туриста ни в коем случае не должно влиять на то, будет он спасен или нет. Так как это вообще ставит ребром вопрос о том, что важнее - деньги или человеческая жизнь (ответ на который, к сожалению, не для всех очевиден).

И потом, сложно представить себе рыбака, который для зимней рыбалки покупает себе страховку. Люди чаще всего игнорируют предупреждения МЧС и смело идут на неокрепший лед, что в итоге приводит к тяжелым последствиям и тратам на спасение людей.

Кому это нужно?

Замглавы ассоциации «Турпомощь» Сергей Голов заявил Царьграду, что инициатива МЧС не нова и фактически дублирует уже существующие виды страховки.

Вы знаете, горнолыжная страховка уже существует, для экстремальщиков-горнолыжников, сноубордистов тоже существует. Да и вряд ли кто-то может обязать конкретного страховщика разработать такой новый универсальный страховой продукт,

Отметил он.

Экс-глава фонда ОМС, заслуженный экономист России, доктор экономических наук Владимир Гришин полагает, что инициатива МЧС носит правильный характер, однако должна быть скорректирована.

Предложение это здравое. Сама ситуация, которая сегодня развивается на ниве экстремального спорта, в частности восхождения на вершины, она, в общем-то, близка к вакханалии. Кто хочет, куда угодно едет и поднимается. Данный вопрос совершенно не упорядочен,

Сказал Царьграду господин Гришин.

Он полагает, что порядок в этом вопросе стоит навести для блага самих же граждан, которые подчас совершают опрометчивые и необдуманные действия с риском для собственной жизни и здоровья.

Группа туристов собирается покорять вершину. Но прежде они должны где-то зарегистрироваться, получить допуск по здоровью и снаряжению, где-то застраховаться и так далее. Кто-то должен взять на себя риск. В противном случае гражданин делает все, что он хочет, а в результате вынуждено за этим следить и нести расходы государство,

Сказал эксперт.

Гришин отметил, что в конечном итоге инициатива МЧС может навести порядок, чтобы не было ситуации «куда хочу, туда и забираюсь, где хочу, там и погружаюсь». И речь тут идет не об ограничениях граждан в передвижении, а о более ответственном подходе к путешествиям, связанным с риском. Гришин также напомнил, что государство может оплатить спасение человека, но вот дальнейшее лечение пострадавшего туриста может быть не по карману ему самому или родственникам, тогда как страховка может покрывать такие случаи, и часть ответственности возьмет на себя страховая компания. Вместе с тем, окончательная реакция страховщиков тоже пока непонятна.

Трудно спрогнозировать реакцию страховых компаний, так как у нас уже есть страхование в случае заболевания раком, профессиональных заболеваний, и как таковой, этот страховой продукт еще совершенно молодой, сырой и неотработанный. В то же время государство все же должно наводить порядок,

Считает Гришин.

Эксперт также призвал четко разделить экстремала, взбирающегося на гору и, например, рыбака, которого унесло в море на льдине или более традиционном плавательном средстве. По словам Гришина, было бы справедливо, если бы тот или иной любитель подледного лова рыбы, который усмехается, игнорируя предупреждение МЧС, нес личную, в том числе и финансовую ответственность за выход на тонкий лед и траты, к которым привело такое поведение.

Подводя итог анализу новой инициативы, а также экспертным мнениям, отметим, что порядок необходим. Как и разделение сфер ответственности сторон, ответственности граждан и ответственности государства. Разумеется, МЧС всегда спасет попавшего в беду человека, однако и сам он все же должен отвечать за свое необдуманное поведение. В инициативе, например, необходима градация применения норм сообразно оценке риска и причин, вызвавших экстренную ситуацию. Ведь одно дело, когда путешественник пострадал из-за погоды, схода селя, лавины или других подобных факторов, и совсем другое, когда неподготовленный человек идет туда, где ему по определению лучше было бы не находиться.



Просмотров