Многосюжетные композиции в иконографии воскресения христова. Редкие сюжеты в иконографии воскресения христова

У многих людей при посещении храмов в дни Святой Пасхи может возникнуть легкое недоумение – на центральном аналое (так называется подставка для икон) в разных церквях могут лежать разные по своему сюжету иконы этого праздника. В одном месте верующий увидит изображение Христа, выходящего из отворенной пещеры. В другом случае перед ним предстанет более сложная композиция, на которой Спаситель выводит людей из ада.

Оба сюжета считаются пасхальными. Они в равной мере вошли в традицию Русской Православной Церкви, что иногда порождает недоумение у верующих. Ведь обычно то или иное новозаветное событие изображается одинаково вне зависимости от иконописной школы или эпохи. Но вот с Пасхой получилось иначе – она имеет сразу два иконографических типа изображения. Так что же символизируют собою те элементы, которые мы видим на иконах светлого Христова Воскресения?

Наиболее древними образцами пасхальной иконографии считаются византийские миниатюры, фрески, мозаики и рельефы. На них, как правило, изображено событие, изложенное в апокрифическом (то есть не вошедшем в Библию) евангелии от Никодима. Вот отрывок, положенный в основу первых пасхальных икон:

И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив Диавола, увязал его, предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих в аду, в Свое пресветлое сияние (XXII).

В учении всех древних христианских Церквей утверждение о том, что Христос после Своей телесной кончины сошел в ад, является принципиальным моментом. Сошествие Спасителя в места пребывания душ всех умерших людей было продолжением той миссии, ради которой Господь воплотился, стал Человеком, принял страдания, поругания и смерть. Поскольку после грехопадения всякий человек независимо от личного благочестия или греховности направлялся именно в ад, то и Иисус как истинный Человек идет Своей душой туда же. Однако как истинный Бог Он не только свободен от власти тьмы над Собою, но и Сам имеет власть разрушить адские чертоги, освободив оттуда всех, кто там оказался. Эти ключевые моменты и отображены на византийской иконе Воскресения Христова.

Практически все византийские изображения строятся по таким принципам:

– Фигура Христа расположена в центре, на фоне нескольких окружностей, из нее исходят стилизованные лучи. Все это символизирует небесную славу Спасителя, Его божественное достоинство и могущество. Ведь, согласно учению святых отцов, Господь даже в аду не переставал быть Богом.

– В руках Иисус держит Крест, поскольку именно этим страшным орудием казни Он благоволил совершить дело спасения.

– Одежда на Христе изображена весьма необычным образом. Если присмотреться, то заметно, что края Его плаща не свисают, как обычно, а парят в воздухе, походя больше на крылья херувима. Такой живописный прием неудивителен: икона показывает не то, как Господь спускается в ад, а то, как Он уже поднимается оттуда. Потому и складки одежды столь характерно вздуты – едва достигнув преисподней, Спаситель начинает движение вверх. Именно это движение и передают иконописцы с помощью развевающегося плаща.

– Под ногами Христа зияет черная бездна. На многих иконах среди густой черноты просматривается антропоморфная фигура. Это – сатана, поверженный Спасителем и связанный до дня второго пришествия. Иногда вместе с сатаной иконописцы помещают и других бесов. Бывает и так, что дьявол показан в паре с еще одним темным субъектом. Это – персонифицированное изображение самого ада, побежденного Христом.

– Примечательно, что ноги Господа не касаются черной пропасти под Ним. Он полностью над нею. Это еще раз подчеркивает, что изображаемое событие происходит не в глубинах ада, а вне него.

– Христос стоит на двух скрещенных продолговатых плитах, а еще ниже разбросаны обломки металлических предметов. Это – створки адских ворот, которые Господь сокрушил Своим могуществом. А обломки – это замки, цепи, засовы, петли и прочие элементы все тех же ворот. Именно так в древности изображались победители и покорители вражеских городов – стоящими на сломанных досках.

– Фон, на котором разворачивается сюжет (если не брать во внимание пропасть под ногами Спасителя), – золотой, желтый, оранжевый или песчаный. Эти цвета символизируют собою царское достоинство Христа, а также неземную, вечную славу Спасителя, Его благодать. Кроме того, фон не просто золотой, а в виде золотых стилизованных скал, которые в иконографии являются символом небесного царства. Все перечисленные элементы еще раз указывают, что событие происходит вне ада, на пути к раю.

– Среди людей, которых выводит Христос, прежде всего выделяются Адам и Ева. Они обычно изображены встающими с колен – символ того, что до этого они находились в падшем состоянии, но теперь Господь их восстанавливает в былом величии. Примечательно, что рука Адама, за которую нашего праотца выводит из ада Сам Господь, – обвисшая и слабая. Это тоже символ – символ невозможности спасения без Бога.


Вот такие детали мы видим на иконе Воскресения. Западный вариант этого образа немного отличается от византийских образцов – в них Господь не исходит из ада, а входит в него. Но, в принципе, обе вариации очень похожи, и отличия между ними заметны только при внимательном рассмотрении. В качестве примера западного «Сошествия в ад» можно привести знаменитую фреску Андреа Бонаиути да Фиренце во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (середина XIV века).

Общая идея и византийского, и западноевропейского пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Но существует и другой тип пасхальной иконы. На ней изображен Христос, выходящий из открытой погребальной пещеры. Иногда можно увидеть не пещеру даже, а просто саркофаг с откинутой крышкой. Также довольно часто по сторонам от Спасителя показаны ангелы и/или римские воины, в страхе попадавшие ниц от такого видения.


В XVII – XIX веках эта икона получила очень широкую популярность у нас на Руси. В Европе же она стала распространенной еще раньше. Причина всеобщей народной любви к ней довольна проста – эта икона почти не имеет никаких символических деталей и показывает вполне земной момент. Сюжетно она более привычна и доступна для восприятия молящегося. Но многие исследователи указывают на неточности и несоответствия изображения догматической традиции Церкви.

– Евангельское повествование говорит об ангелах, сидящих не снаружи, а внутри гроба.

– Воины, часто изображаемые на подобных иконах спящими, не могли спать, поскольку в римской армии дисциплина была железной, и сон на карауле карался смертью.

– Самое же главное несоответствие церковному преданию состоит в том, что для выхода Христа из гроба не нужно было отваливать камень от входа в пещеру. Тело Христово после Воскресения не знает никаких внешних преград. По преданию, Спаситель покинул гробницу без каких-либо внешних эффектов, а воины полночи стерегли пустую камеру. Ангелы появились лишь под утро, чтобы отвалить камень и показать всем, что Христос уже воскрес.

Тем не менее, и древняя византийская композиция, и более новое изображение Христа у пещеры относятся к одному Празднику – Воскресению Господню. Дню, когда все мы ликуем и радуемся той победе над злом и смертью, которую принес в мир Воскресший Спаситель.

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом - Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к находящимся перед иконостасом) - Северные врата, справа - Южные.

Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

Нижний ряд (или по-другому «чин») - местный

В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии - Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии - Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева - икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Lotusalp , GNU 1.2

На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители.

неизвестен , Public Domain

Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

Второй ряд - деисус, или деисусный чин

(В иконостасах позднее середины XVII века, а также во многих современных иконостасах вместо деисусного чина над местным рядом помещается праздничный чин икон, ранее всегда располагавшийся третьим. Это вероятно вызвано мелким масштабом изображений на многофигурных праздниках, которые на большой высоте хуже видны. Однако это перемещение нарушает смысловую последовательность всего иконостаса.)

неизвестен , Public Domain

Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Богоматери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Третий ряд - праздничный

В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением - «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения.

Андрей Рублев и Даниил , Public Domain

Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Четвертый ряд - пророческий

В нём помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

неизвестен , Public Domain

В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

Пятый ряд - праотеческий

В нём располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей - Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда - «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная». Существуют серьёзные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666-1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Деньми (Днями) (в древности Ветхий Деньми был изображением только Христа, грядущего воплотиться).

anonimus , Public Domain

Ещё одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.

Завершение

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

  • Страсти апостольские - изображение мученической кончины 12 апостолов.
  • Страсти Христовы - подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырёх-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Сюжетной основой иконы является Библия - Новый и Ветхий Завет. В Средние века церковное искусство так и называли - «Библия для неграмотных». Книги не были так доступны, как сегодня, чтение не было распространено широко даже среди грамотных людей, и икона выполняла информативную, учительскую, эстетическую и нравственную функции, давая зрителю разнообразную пищу для ума, души и сердца. Но и позже, когда книга вошла в быт, икона не утратила своей роли. Ее язык универсален, она не только открывает смысл Священного Писания, но и позволяет глубже взглянуть на мир и человека. Иконография основных образов сложилась примерно к VIII в., к концу иконоборческого периода. Закрепленная каноном, она принципиально c этого времени не менялась, происходила лишь весьма разнообразная модификациия образов.

Бог Израиля различается в одном существенном пункте от богов соседних народов: его никто не видит. Им не нужен видимый образ его, просто доверие. По-видимому, людям трудно доверять Богу, которого они не могут видеть, слышать или прикасаться. Естественно, поэтому сам Бог был и продолжает изображаться художниками на протяжении веков, особенно в виде настенных росписей в церквях. Христос на кресте висит тысячу раз в католических и лютеранских церквях - с аргументом, что Бог, наконец, проявил себя как человек и, следовательно, как картину.

Поклонение разрешено, поклонение запрещено

Ты не сделаешь портрет? В Восточной Церкви в начале и начале века появился новый жанр образов: иконы. Образ святого мог передать преданность верующего самим святым и, наоборот, позволить их помощи прийти к верующему, поскольку они представляли собой посредничество икон. Практически: на маленьких таблетках святых можно было взять в багаж. В великой картине спора Восточной Церкви в столетии поклонение образам было запрещено в столетии, но снова разрешено - конечно, поклонение, а не поклонение образам.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Земная жизнь Христа и Богоматери легла в основу иконографии двунадесятых праздников, к которым относят Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение (Богоявление), Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение Господа Иисуса Христа, Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов), Крестовоздвижение. В основном эти образы написаны на сюжеты Евангелия, но некоторые иконы, например детство Богоматери и ее успение, созданы на основании неканонических текстов (так называемых апокрифов) - «Протоевангелия Иакова», «Евангелия от Никодима» и др. Сюжет иконы «Крестовоздвижение» - событие из истории церкви: вIV в. мать императора Константина Елена, производя раскопки в Иерусалиме, нашла крест Христов, и он был поставлен в храме - воздвигнут - как важнейший символ христианства.

Поклонение - это только Бог. В Западной Церкви дискуссия была довольно схожей: были сторонники и противники поклонения образам, и здесь, по крайней мере, теоретически один отличался от поклонения образам и поклонения Богу. Но даже Фома Аквинский считал, что распятие должно поклоняться как самому Христу, так как Бог стал человеком во Христе. И практически, различие между поклонением и поклонением верующим, но необразованным населением, вероятно, было не так просто понять.

Карлштадт и «Виттенбергерские клубы»

Во время Реформации - в начале века - ведущие богословы Германии и Швейцарии в очередной раз тщательно обсудили все вопросы веры, в том числе и вопрос об образах. Теолог Андреас Боденштейн из Карлштадта сначала повел Реформацию в Виттенберге, менее осторожно, чем Лютер, возможно, сделал бы, если бы он уже был там. Карлштадт считал, что картины - это кумиры, и даже смотреть на них - это поклонение. Фотографии должны быть удалены, чтобы они не приводили верующих к поклонению.

Четырехчастная икона. Воскрешение Лазаря. Троица. Сретение.
Евангелист Иоанн диктует Прохору.
Рубеж XIV–XV вв. ГРМ, Санкт-Петербург

Иконы праздников составляют основу «праздничного» ряда иконостаса. Образa кладут на аналой посреди храма в день праздника, чтобы всякий входящий в храм сразу видел, какое событие отмечается церковью.

Затем Мартин Лютер пришел к Виттенбергу и немного более умеренно. Лютер не нашел в себе плохих картинок, потому что он был одним из тех вещей, которые немодны, но свободно уходят от богов, которых можно или нет. Конечно, вы не должны поклоняться им. Для Лютера проблема была не прежде всего образом, а мысль о том, что человек может стать перед Богом через свои собственные действия. Для него не было никаких дел, поэтому никакого внешнего поклонения не было, а только доверия к Богу. Для этого людям не нужны фотографии.

В Цюрихе дела были еще более интенсивными, чем в Виттенберге. Сначала город попытался рационализировать теологическую полемику по поводу поклонения образам, провел два спора и попросил совета ученого Реформации Ульриха Цвингли за советом. Он полагался на библейскую заповедь и говорил, что образы, почитаемые на алтарях, запрещены Богом. Необходимо удалить внешние изображения, чтобы удалить идолов из сердец. Только слово научит Христа признавать, поэтому Цвингли, внешнее представление отвлекает от слова.

Каждый праздник имеет свой образ, запечатленный на иконе, также он имеет и свое поэтическое выражение в храмовых песнопениях в этот день. Иконография и гимнография разными средствами выражают одно и то же - смысл празднуемого события и его богословское толкование. Все праздники, как правило, имеют одну икону, только праздник Пасхи - две: Распятие и Воскресение, поскольку Пасха - это не тринадцатый праздник, а «праздников праздник , торжество из торжеств», он стоит в центре церковного календаря.

Городской совет Цюриха решил, что все картины должны быть мирно удалены из церквей. Некоторые священники сопротивлялись этому. В результате во многих швейцарских общинах, в Цюрихе, были жестокие иконоборцы и мятежи даже для «идолопоклонства». Также в Женеве картины были удалены из церквей. Местный реформатор Джон Кальвин считал, что представления Бога запрещены и также излишни. Богу нужно поклоняться по духу, он не проявляет свою форму. Акцент Кальвина на нарушении величие Бога, а не как Лютера - на религиозном благочестии.

Картины были взяты из церквей, частично разрушены, но частично также возвращены их донорам или проданы. В последующий период запрет на фотографии принимался чаще в реформатских конфессиях, чем в лютеранских. Например, в вопросе и ответе 98 в Гейдельбергском катехизисе говорится: Разве картины нельзя воспринимать как «лежачие книги»в церквях? Нет, потому что мы не должны считать себя мудрее Бога, который не замолчит свой христианский мир Идолы, но хотят, чтобы они наставляли живое проповедование его слова.

Образ Воскресения Христова в иконах выражается двояко. Древнейший извод (одна из разновидностей установленного канона), известный с раннехристианских времен, прямо соотносится с евангельским текстом - это «Жены-мироносицы у гроба Господня». На этой иконе изображается, как женщины пришли ко гробу Христа и нашли погребальную пещеру пустой, а ангел, сидевший на отваленном от входа камне, возвестил им, что Христос воскрес.

Согласно реформатскому богословию, проповедованное слово находится на переднем плане поклонения, поэтому в реформатских церквях на стенах обычно нет ни картин, ни распятий. Вера в Бога, можно спорить, не работает без изображений, и даже Библия их полна: Бог описывается как отец, как пастырь, как свет, как мать, как земледелец и как многие другие. Но это все «слова-картинки», а не «картинки-картинки», объясняет реформированный богослов Майкл Вайнрих.

Сам Бог приходит к нам одним словом или другим словом, всегда новым и всегда другим. Он не мертвый образ, а живой Бог. Икона о Рождестве Господа является одним из самых толстых представлений, встречающихся, но не столь известных в его символизме, но мы многократно распростерлись перед этой чудесной иконой, мало кто знает символику персонажей, нарисованных на иконе. Иконография Рождества имела очень древнее происхождение: на протяжении веков и в разных регионах христианского мира мы можем найти главных героев по-разному, но общий узор постоянный: Ребенок, Матерь Божия, Иосиф, звезда, ангелы, животные, пастухи и маги.

Сошествие во ад
Последняя четверть XIV в. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

Второй извод, возникший уже в постиконоборческую эпоху, выражает богословскую интерпретацию Воскресения, он получил название «Сошествие во ад». Это образ победы Христа над смертью. На иконе изображается воскресший Христос, стоящий на поломанных крестообразных створках адских врат. Под ним разверзнута черная бездна, из которой Христос выводит Адама и Еву, первых людей, грехопадением ввергших человечество в царство смерти, за ними из ада выходят цари, пророки, праведники и проч.

Вдохновение определенных сцен и присутствие некоторых персонажей не происходит из Евангелия, а из Апокрифы. Из чтения сочинений Оригена и Клементе Алессандрино мы можем вывести уважение, которым пользуются некоторые из них: «Бог проявил себя, когда он родился», - писал Григорий Назианцено, - «Слово принимает глубину, невидимое позволяет видеть, неосязаемое божественное ощутимое, вневременное время, Сын Божий становится сыном человека». Событие, которое взрастили патриархи, проповедовали пророки, и праведники хотели увидеть это перед глазами верующих, которые поют: Что мы можем предложить вам, Христос, ибо вы показали нам на земле человека?

В праздничный ряд иконостаса включались также иконы праздников, не входящих в число двунадесятых, но значимых с точки зрения церкви. Особое место всегда имели так называемые страстные иконы , посвященные последним дням земной жизни Христа, его распятию и погребению (в иконостасе они могут составлять даже отдельный ряд) - «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу», «Христос перед Пилатом», «Поругание Христа», «Несение креста», «Положение во гроб», «Снятие со креста», «Оплакивание» и др. (Эти евангельские события вспоминаются в период Великого поста , предшествующий Пасхе.)

На самом деле, каждое из твоих существ имеет собственное свидетельство благодарности: ангелы предлагают тебе песню, небеса, звезду; Волхвы, их дары; пастухи, их чудо; земля, пещера; пустыня, ясли. У нас вместо этого есть девственная мать. Все творение является участником события: от ангельских натур до животных, все на его месте, чтобы прочесть драму Вселенной. Каждый элемент, который нарисован на значке, приобретает смысл, ничто не является излишний.

Гора Господа, сияющая, входит в мир, выходит за пределы и превосходит каждый холм и каждую гору, то есть высоту ангелов и людей. На переднем плане горы всегда представлена ​​Богоматерь. Это означает, что гора это также образ Богородицы: «Гора Сион, которую он любит».

В послепасхальное время, в период от Пасхи до Троицы, вспоминаются следующие евангельские события: «Уверение Фомы», «Беседа Христа с самарянкой у колодезя Иаковлева», «Исцеление расслабленного» и др. На эти сюжеты написаны иконы. В их ряду есть образ, называемый «Преполовение», поскольку это празднование приходится ровно на середину послепасхального периода. А темой для иконы «Преполовение» послужил рассказ из Евангелия от Луки, в котором повествуется, как во время этого праздника Мария, Иосиф и Иисус посетили Иерусалимский храм. Когда пришло время возвращаться домой, Иисуса не оказалось с ними, Мария долго искала сына и наконец нашла его в храме беседующим со старейшинами и учителями, которые были удивлены, откуда у 12-летнего отрока такая мудрость и познания в Священном Писании . На иконе изображается Христос-отрок, сидящий среди израильских учителей.

Иногда они замаскировали руки как знак обожания перед Высшим Существом, они представляют ангельскую природу, которая стала свидетелем необыкновенного события. Это послужит знаком: вы найдете Ребенка, обернутого в пеленки. Во многих образах появляется пастух, который играет на флейте, а иногда есть собака.

Обычно он расширяется, иногда он сидит, в некоторых случаях он стоит на коленях. Пророк Давид, который для нее стал предком Бога, предсказал в песне, адресованной Коии, которая творит чудеса в ней: «Королева стоит на правой руке», так как она является матерью царя, она, которая наслаждается божественным уверенность. Дева обычно не смотрит на Ребенка, а на бесконечное намерение сосредоточиться и отразить в ее сердце все, что произошло в ее необыкновенной жизни. Богоматерь находится рядом с сердцем горы; изображает свет, исходящий от Синайского куста. В этом, по сути, мы видим предпосылку тайны Девы, от рождения которой появился свет Бога на свете.

Школа Рублева. Тайная вечеря
1425–1427. Троицкий собор
Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад

Среди других сюжетов, связанных с Евангелием, которые стали темой для создания образов,можно отметить историю Иоанна Крестителя или, как его именует древняя традиция, Иоанна Предтечи. Это целый цикл икон: «Рождество Иоанна Предтечи», «Ангел ведет Иоанна Предтечу в пустыню» (в более позднее время этот сюжет стал основой для иконы «Ангел-хранитель»), «Усекновение главы Иоанна Предтечи». К ним примыкает также «Обретение главы Иоанна Предтечи» по сюжету средневековых сказаний. На Руси очень любили образ «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». На этих иконах Иоанн изображался с крыльями, как ангел («ангел» в переводе с греческого значит «посланник», «вестник»), одетым в шкуры, с длинными всклокоченными волосами, как у ветхозаветного пророка. В руку Иоанна обычно помещается свиток с надписью «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное…» - этими словами, согласно Евангелию, Иоанн начал проповедь. Иногда в руках он держит чашу со своей головой, символизирующую его мученическую смерть. На иконах Иоанна Предтечи часто можно видеть дерево и секиру, напоминающие слова пророка: «Уже и секира лежит при корне дерев, всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь».

Это оставило неповрежденным куст, из которого он пришел, поскольку рождение не иссушил цветок ее девственности. Между Девой и входом в пещеру появляется Ребенок, завернутый в группы, помещенный больше, чем в ясли, в гробницу с традиционно квадратной формой и стенами.

Ребенок перевязан как мертвый человек. Повязка со скрещенными или переплетенными полосами напоминает образ воскрешенного Лазаря, то есть моргание, которое «гроб» помогает выделить. Для пастухов группы являются признаком признания Ребенка, как будет ощутимым признаком воскресения для женщин, Петра и Иоанна перед пустой гробницей.

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием
Начало XV в. ГТГ, Москва

Помимо четырех Евангелий - от Матфея, Луки, Марка и Иоанна, в Новый Завет входят книги: Деяния апостолов, Послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Павла, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Сюжеты из этих книг чаще использовались в храмовых росписях, чем для написания икон. Однако образы из книги Откровения (Апокалипсис) послужили основой иконы «Страшный суд».

Он взял мясо, чтобы отдать свои дары сверхъестественным; и «его тело было похоже на приманку, заброшенную до смерти, так что, пока адский дракон надеялся пожрать его, вместо этого должен быть тем, кто уже пожирал». Фактически, он навсегда осадил смерть и вытер слезы со всех сторон. Таким образом, пещера представляет собой ад, который открывается, как челюсти горла монстров, пытающихся проглотить Ребенка. Это та же черная пропасть, которая встречается в иконах Воскресения.

В интерпретации христианских авторов они изображают слово пророка Исаии: «Бык знает своего владельца и осел в кроватку своего хозяина; Израиль, с другой стороны, не понимает, у моих людей нет смысла». Эти животные держались по обе стороны от ребенка и беспрестанно поклонялись Ему. Джузеппе воплощает всю человеческую драму: человек перед тайной.

На ней изображается второе пришествие Иисуса Христа, который приходит как Царь и Судия. Он сидит на престоле в окружении двенадцати апостолов. Христос судит людей, отделяя праведников от грешников: и одни идут в жизнь вечную (образы рая, Царства Небесного изображаются в левой части иконы), а другие - на вечную муку (образы ада и преисподней изображаются в правой части иконы).

Апокрифическая литература приписывала Иосифу полностью человеческое и земное сомнение, сомнение в прелюбодеянии и пасторскую фигуру, которая явно развлекает диалог с ним, питает и подтверждает мысли его взволнованной души, олицетворяя дьявольское искушение. Он обращается к этим словам: «Поскольку эта палочка не может производить листья, так что такой старик, как вы, не может генерировать, а, с другой стороны, дева не может родить», тем самым провоцируя в его сердце бурю противоречивых мыслей. В языческой древности тирус был высокой палкой, типичным атрибутом Дионисия и его последователей, сатиров и вакханов, особенно репрезентативных образований язычества и стерильного рационализма.

Перед престолом, на котором восседает Христос, изображаются Адам и Ева, первые люди, отпавшие от Бога, у их ног мы видим огромного змия-искусителя, который извивается по всей плоскости иконы, и его хвост уходит в бездну ада, откуда приходят силы зла. Тело змия бывает увито кольцами с названиями смертных грехов - «убийство», «ложь», «лицемерие», «сребролюбие», «властолюбие» и др. Но змей изображен поверженным, ибо Христос победил зло и смерть. В самом центре иконы, между раем и адом, изображается архангел Михаил с весами, он взвешивает души людей, определяя тяжесть их грехов. Тема «Страшного суда» может внушать ужас, но древние иконы написаны ярко и светло, в них нет мрачности, они не пугают, а вселяют надежду на то, что зло и смерть будут побеждены, а свет и любовь восторжествуют.

Рядом с пастухом или с Джузеппе мы видим маленький куст, выходящий из ствола: Из ствола, из семени, поднимается стрела, из корней появляется присоска. Дух Господа будет опираться на нее. Иессей будет знамением для язычников, и место его жилища будет славным: в тот день Господь протянет руку свою, чтобы искупить Свой народ.

В верхней части икононов часто изображается облако, которое уходит в небо. Фактически, они говорят апокрифе, что медленно облако, покрывавшее пещеру в момент рождения, исчезло и появилось великое свет, который вид не смог выдержать. Затем этот свет медленно уменьшался, и появился Ребенок. Облако вызывает присутствие Бога, который поместил свое укрытие в темноте. Место, где находится Бог, называется безоблачным по Писанию: оно символизирует неизвестные и невидимые реальности. Фактически, как облако, Бог привел Израиль в Землю Обетованную, поскольку облако проявилось на Синае, когда облако завладело его Святилищем, «опустило небо и спуски и туманный туман под его ногами».

Статья опубликована при поддержке Компании «PlasmaOnLine». На любой крупной выставке и презентации не обойтись без широкого спектра специального оборудования. Компания «PlasmaOnLine» предоставляет в аренду экраны и звуковое оборудование для презентаций и выставок. Посетите официальный сайт компании http://plasmaonline.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Сюжеты Ветхого Завета реже, чем сюжеты Нового, изображались на иконах, их гораздо чаще мы видим в храмовых росписях в силу повествовательности текста многих ветхозаветных книг. Ветхий Завет стал доступен для читателя в XVI–XVII вв., после того как в 1498 г. архиепископ Новгородский Геннадий (Гонзов) перевел на славянский язык весь корпус книг Ветхого Завета. В Ветхом Завете более шестидесяти книг и тысячи сюжетов. Но среди росписей наиболее часто встречаются следующие: Шестоднев (шесть дней творения мира), история Каина и Авеля, Вавилонская башня, Потоп и история Ноя, история патриархов: Авраама, Исаака и Иакова, Моисей и Исход из Египта, Давид, цари и пророки.

Высокий русский иконостас к XVII в. имел целых два ряда икон с ветхозаветными персонажами: пророческий (великие и малые пророки) и праотеческий (от Адама до Моисея). К числу пророков относят также царей Давида и Соломона - их легко отличить по царским одеяниям и коронам на головах.

Школа Дионисия. Шестоднев
Начало XVI в. ГТГ, Москва

Среди ветхозаветных пророков самым известным и чтимым был Илия, поэтому и иконография его весьма разнообразна. Большое распространение получили иконы «Илия-пророк в пустыне», где он сидит на камне и ворон приносит ему пищу. Также часто встречаются иконы «Огненное восхождение пророка Илии». На них пророк возносится на небо на огненной колеснице, а его ученик Елисей держится за его милоть (верхняя одежда из шкур). Милоть остается в руках Елисея как знак пророческой силы, переходящей от учителя к ученику.

Огненное восхождение Ильи-пророка
Конец XVI в. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева,
Москва

Из историй, связанных с пророками, пожалуй, наиболее занимательна по сюжету история Ионы. Книга Ионы повествует о том, как Бог послал пророка в Ниневию проповедовать покаяние, но Иона, воспротивившись этому, решил убежать от Бога на корабле. Во время бури пророк был выброшен в море, где его проглотил кит. Три дня пробыл Иона во чреве кита и благополучно вышел из китового чрева как раз около Ниневии. Этот почти сказочный сюжет любили изображать еще в катакомбах, он вошел и в древнерусскую иконописную традицию, но особой изобретательностью отличаются иконы XVII в., в которых история Ионы приобретает характер занимательного рассказа.

Бывало, что образ в иконе со временем приобретал новый смысл и сюжет в определенный момент истории осмыслялся заново. Яркий тому пример «Гостеприимство Авраама». Сюжет этой иконы восходит к 18-й главе книги Бытия (первая книги Библии), в которой рассказывается, как к праведному Аврааму приходят три ангела (посланника) с вестью о том, что у него родится сын. Уже в римских катакомбах мы находим этот сюжет. Его изображали в раннехристианских мозаиках, на фресках и иконах в Византии и по всему христианскому миру.

Обычно на иконах эта история изображается подробно: три ангела сидят за столом, Авраам и Сара угощают гостей, слуга закалывает тельца и т.д. В таком изводе этот сюжет пришел из Византии на Русь, и уже в стенных росписях Софии Киевской мы видим эту композицию. Встречается она и в иконах - новгородских, псковских, московских и др. Нередко в этом сюжете видели намек на Троицу, и это обозначалось в символах, которые угадывались сквозь бытовой план повествования. В таком виде иконография доживает до начала XV века, когда Андрей Рублев создает икону, которую с полным правом можно назвать образом Святой Троицы – единого Бога в трех лицах. Иконописец отказывается от изображения Авраама и Сары, сосредоточивая все внимание на трех ангелах.

Согласно летописи, эту икону Андрей Рублев создал «в память и похвалу преподобного Сергия». Как известно, Сергий Радонежский посвятил свой монастырь Святой Троице, потому что видел в Божественном Триединстве совершенный образ единения и любви.

Но если на иконе Рублева изображена Троица, то возникает вопрос: кто из трех ангелов Отец, кто Сын, а кто Святой Дух?

Посмотрим на икону внимательно: на ней изображены три прекрасных юноши с золотыми крыльями, их лики очень похожи, словно это один лик, данный в разных ракурсах. Этим иконописец показывает, что Троица - это единый Бог в трех лицах. Ангелы сидят вокруг стола, на котором стоит чаша с головой тельца (образ жертвы). Фигуры двух боковых ангелов также образуют собой силуэт чаши, так что ангел, сидящий в центре, оказывается внутри ее. Он облачен в одежды Христа - темно-красный хитон и синий гиматий (синий цвет как символ неба присутствует в одеяниях всех трех ангелов). Ангелы ведут между собой тихую беседу, о чем свидетельствуют их склоненные головы и жесты, указывающие на чашу.

Эту рублевскую икону в Древней Руси называли также «Предвечный совет», который совершается внутри Троицы о жертве Христа, приносимой во имя спасения мира. Есть несколько версий смысла этого образа, ученые спорят между собой о толковании символов и изображенных лиц, но икона и должна содержать непостижимую до конца тайну. И в то же время образ Троицы доносит до нас главный смысл библейского сюжета: Бог приходит к человеку, разделяет с ним трапезу, чтобы приобщить его к вечной жизни.

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ

Иконография святых также весьма обширна, поскольку за двадцать веков существования христианства к лику святых были причислены десятки тысяч людей. Святой - это живая икона Христа, тот, в ком просиял свет преображения, свет Христов. Поклонение святым началось уже в первые века с почитания мучеников, затем стали почитать святителей (епископов), преподобных (монашествующих), благоверных князей, праведных мирян, юродивых, страстотерпцев и др. Образ святого на иконе дает возможность молитвенного общения с ним. Обычно святой изображается в том чине, в котором он послужил Богу. Одеяния тоже свидетельствуют о его подвиге или служении.

Мученики обычно изображаются в красном (символ крови) и с крестом (символ следования за Христом). Среди мучеников немало женщин - Варвара, Параскева, Екатерина. Последнюю иногда изображают с колесом - символ ее мученичества, но эта традиция пришла с Запада не ранее XVII в.

Мученики-воины, принявшие смерть за Христа в первые века, - Георгий, Димитрий Солунский, Федор Стратилат и др. - изображаются в латах и полном вооружении, но, как правило, мечи опущены вниз в знак того, что их битва духовная. Однако в деисусном чине иконостаса воины предстают в одеждах знатных мирян, как придворные Небесного Царя.

Апостолов изображают в античной одежде - хитоне (нижняя рубаха) и гиматии (верхний плащ). В руках они держат свитки или книги, как провозвестники Евангелия. К апостолам относят не только двенадцать ближайших учеников Христа, но и семьдесят, также согласно Евангелию избранных Христом. Часто в число двенадцати включают апостола Павла, который был призван уже после смерти и Воскресения Христа. На иконах Петр и Павел нередко изображаются вместе, и это символизирует полноту церкви, так как Петр проповедовал евреям, а Павел - язычникам. Их иконография сформировалась уже в первые века, и она достаточно устойчива, до сих пор Петра изображают с седой курчавой головой и небольшой бородой, а Павла - темноволосым, с высоким лбом с большими залысинами и темной удлиненной бородой. У Петра обычно в руках ключи, так как согласно Евангелию Христос вручил ему ключи Царства Небесного. Павла изображают с книгой, так как он книжник, проповедник и писатель, большая часть посланий, вошедших в Новый Завет, принадлежит ему.

АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ
Середина XI в. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород

Святители перенимают эстафету ближайших учеников Христа и продолжают апостольское служение, поэтому их также изображают с Евангелием в руках. Епископы, пресвитеры, диаконы чаще всего прославлялись за их служение у престола Божия, и потому они предстают в полном богослужебном облачении, готовые к совершению таинства Евхаристии. На древних иконах святители облачены в крестчатые ризы (полиставрий), символизирующие ношение креста - и своего собственного, и своей паствы.

Глава у святых на древних иконах обычно обнажена в знак открытости перед Богом. Но иконография знает исключения: в головных уборах изображаются святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Спиридон Тримифунтский. Головной убор святителя Спиридона - это пастушеская шапочка. Он, будучи епископом, продолжал пасти овец, как это делал и до своего избрания.

С ХV в. головные уборы на иконах встречаются чаще: русские святители изображаются в белых клобуках в знак их особого служения. С ХVIII в. святителей и пресвитеров стали изображать не в богослужебном облачении, а в мантии, епитрахили, поручах, омофоре, черных клобуках, митрах.

Преподобные (монахи) обычно одеты в серо-коричневые одеяния, символизирующие смирение и молитву. У многих свитки в руках, развернутые или свернутые, так как они были учителями христианской жизни. На развернутых свитках обычно помещаются наставления, слова завещания ученикам. У святых иконописцев и защитников икон в эпоху иконоборчества в руках могут быть образа.

Пустынники и юродивые часто пишутся на иконах обнаженными в знак их суровой аскезы. Цари и князья - в царских и княжеских одеждах, иногда с коронами на головах, и в этом торжественном облачении они предстоят Христу (Христос нередко изображается на иконах святых в сегменте неба). Но есть исключения, например свв. Бориса и Глеба изображают в основном на конях, как воинов, а Даниила Московского и Александра Невского - часто в монашеском облачении, потому что в конце жизни они приняли монашеский постриг.

Особое место в иконографии занимают ангелы. Ангельский мир многообразен, по преданию, он содержит девять чинов. Часть из них получила вполне устойчивую иконографию: например, серафимы и херувимы изображаются шестикрылыми, с человеческими лицами. Архангелы в виде прекрасных крылатых юношей предстают на иконах то в доспехах, как воины небесного воинства, то в красивых туниках, как придворные Небесного Царя, а то в стихарях дьяконов, как участники Небесной литургии.

Надписи на иконах - важный элемент, они удостоверяют, кто или что изображено. В древней иконе надписи обычно предельно кратки, их задача - сделать изображение понятным, чтобы не было двойственности толкования.

Образ святого может сопровождаться также изображением его жития, это так называемые житийные иконы. Обычно они строятся по типу иконы с клеймами: в среднике крупно изображается святой, а на полях - сюжетные композиции с эпизодами его жития. Ряд житийных клейм окружает фигуру, словно разворачивающаяся кинолента, в которой перед нашими глазами проходят основные эпизоды жизни святого - от рождения до смерти и прославления.

ПРОЧИЕ СЮЖЕТЫ

Иногда темой для иконы может стать исторический факт, например «Вселенские соборы», «Крещение Руси», «Сретение иконы Владимирской Божьей Матери » и др. Изображали также события, связанные с вмешательством божественных сил в историю - «Покров Богородицы», «Чудо Архангела Михаила в Хонех», «Чудо от новгородской иконы Знамения». Легендарные или мифологические сказания тоже становились темами для иконописания, прославляющими победу светлых сил над силами зла. Самый яркий пример - икона «Чудо Георгия о змие». На ней прекрасный юноша в воинских доспехах, скачущий на коне, поражает копьем страшного змия. Иногда на заднем плане изображали город с жителями и царевну Александру, которую согласно одной из легенд и спас от змия святой Георгий.

Чудеса не только изображаются на иконах, но и сопровождают их историю. Существует много икон, которые прославились как чудотворные. В Древней Руси был даже особый жанр литературы - сказания о чудотворных иконах. Но на самом деле каждый молящийся знает - всякая икона чудотворна, ибо она открывает окно в мир горний, тот мир, в котором действуют свои законы. Это мир благодати, где царят вечные любовь и красота.

Вознесение Господне, вспоминаемое на сороковой день по Пасхе, является одним из древнейших христианских праздников, установленным, по всей видимости, уже в IV веке. Великие отцы Церкви - святые Иоанн Златоуст и Григорий Нисский - являются авторами самых первых бесед на Вознесение, а блаженный Августин в своих сочинениях упоминает о повсеместном праздновании этого дня.

Источником иконографии Вознесения Господня являются тексты Евангелия и Деяний святых апостолов. Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку.

Примерно 400 годом датируется так называемый Бамбергский аворий - резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене. Основной сценой здесь является пришествие жен-мироносиц ко Гробу Господню, дополненное изображением юного безбородого Христа со свитком в руке, идущего по горе к небу. Из сегмента облака видна десница Бога, которая словно «втягивает» Спасителя на небо. Движение Христа достаточно порывисто: левая нога согнута, а правая далеко отставлена назад. Под ступенчатой горкой, по которой восходит Иисус, изображены фигуры двух людей, павших ниц. Описанная композиция по-разному трактовалась исследователями. Известнейший ученый-византинист Н.П. Кондаков считал, что она показывает не Вознесение, как это утверждал Н.В. Покровский, а сам момент Воскресения Христа. Фигуры у подножия горы он понимал как изображения двух поверженных римских стражей, а не учеников Господа, так как последних должно было быть двенадцать. Стоит, однако, отметить, что в христианском искусстве изображение самого главного момента Евангельской истории - момента Воскресения - отсутствует, его не описывают святые евангелисты и о нем не говорят церковные песнопения. В свою очередь Н.В. Покровский убедительно трактовал изображенное на плакетке Вознесение как своего рода буквальную иллюстрацию на текст Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32-33) . В средневековом искусстве западнохристианского мира подобные изображения Вознесения встречаются достаточно часто, что, вероятно, связано еще и с тем, что на латыни слова «вознесение» и «восхождение» обозначаются одним словом - ascensus. Другим древним примером иконографии Вознесения является одна из сцен, представленная на резных деревянных дверях базилики Санта Сабина в Риме (V век). Она исполнена раннехристианской символики и особого вероучительного характера. Юный Спаситель со свитком в левой руке изображен стоящим в круглом медальоне, сплетенном будто из лавровых ветвей. По сторонам от Него - крупные буквы α (альфа) и ω (омега), отсылающие к тексту Откровения Иоанна Богослова, где Господь говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1: 8). Вокруг ореола Христа расположены символы святых евангелистов, а ниже - свод с небесными светилами и двое учеников, предстоящих Христу и держащих над головой изображенной между ними Женщины крест в круге. О присутствии Богоматери при Вознесении Сына ничего не сообщается у евангелистов, однако Ее образ будет отныне центральным во всех иконах праздника как свидетельство о возносящемся во плоти Христе, рожденном от Девы. Следует также отметить, что среди свидетелей восхождения Господа на небеса присутствует наряду с апостолом Петром и апостол Павел. Это несоответствие исторической действительности не смущало художников, так как они создавали прежде всего символический образ Новозаветной Апостольской Церкви, установленной на земле Спасителем и вверенной Им после Вознесения апостолам. В чрезвычайно развитом по иконографии Вознесении из сирийского Евангелия Рабулы (586 г.) особо подчеркивается триумфальный характер события и его связь со вторым пришествием Господа. Так, стоящую в центре Богоматерь по сторонам фланкируют фигуры двух ангелов в белых одеждах. Десница ангела, возглавляющего правую группу апостолов, показана в жесте речи, тогда как ангел, изображенный слева, указывает на возносящегося во славе Христа. Это является прямой иллюстрацией текста Деяний святых апостолов: «И когда они смотрели в небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1: 10-11). Эсхатологический смысл композиции подчеркивается и изображением под славой Христа тетраморфа с огненными колесами, описанного в текстах ветхозаветных пророчеств (см.: Иез. 1: 4-25) и Апокалипсисе (см.: Откр. 4: 7-8).

На одной из паломнических ампул, хранящихся в сокровищнице собора в Монце (VI-VII вв.), Христос, возносимый ангелами, представлен сидящим на престоле, тогда как в рассмотренных выше памятниках Он был изображен стоящим. В более позднее время Спаситель чаще всего показан сидящим на радуге.

В монументальной живописи Вознесение уже в раннехристианскую эпоху располагалось в своде купола. Профессор Д.В. Айналов считал, что древнейший образ праздника в интерьере храма находился в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной христолюбивым императором Константином Великим. Документально зафиксированный древнейший образ Вознесения находился в церкви святых апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году. Особое значение композиция Вознесения имела в системе росписи храмов в постиконоборческую эпоху. В мозаиках и росписях византийских церквей IX-XI веков сцена Вознесения, наряду с сошествием Святого Духа и образом Христа Пантократора, повсеместно использовалось для купольной декорации. Она удовлетворяла не только формальным условиям средневизантийского декора (верхняя часть храма - небесная зона), но и имела естественный центр - образ возносящегося Господа в медальоне, вокруг которого, по замечательному сравнению О. Демуса, подобно спицам колеса, располагались ангелы. Их сложные позы создавали впечатление ритмичного движения, почти танца. Всегда четное число ангелов могло быть различным: в Вознесении из церкви Святой Софии в Охриде (середина IX века) сферу со Спасителем возносят четыре ангела, в других памятниках их может быть шесть или даже восемь.

К древней, но более редкой традиции относится и размещение Вознесения в конхе алтарной апсиды, древнейший пример чему можно видеть в ротонде святого Георгия в Фессалониках (конец IX в.) .

На Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX-XII веков - в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языци восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», - прославляли уже вознесенного Господа, завершение Его искупительной миссии на земле.

В русских высоких иконостасах Вознесение появляется в составе праздничного ряда с середины XIV века (праздничный чин 1340-1341 гг. иконостаса церкви Святой Софии в Новгороде). Многочисленные иконы имеют единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников славят Христа, изображаемого в голубой славе, которую поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери различаются. Чаще всего Она представлено фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками ладонями к зрителю. Апостолы изображаются в различных положениях, подчас довольно экспрессивных. На тверской иконе середины XV века из Государственной Третьяковской галереи ученики Христа не стоят двумя статичными и упорядоченными группами, как, например, на иконе-таблетке конца XV века из Новгородского Софийского собора. Каждый из них охвачен движением: один, держась за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия благословения.

Если рассматривать варианты изображения ангелов, то примечательной является икона из праздничного ряда иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря (около 1497 г.). Ангелы, стоящие по сторонам Богоматери в нижней части иконы, показаны с опущенными руками и в темных одеждах, в отличие от всех приведенных выше примеров. Ангелы же, несущие славу, не парят по сторонам от нее так, что видны их летящие фигуры целиком, а изображены словно прижавшимися к мандорле с согнутыми в коленях ногами, уходящими за ее края. Их лики показаны не в профиль, а почти фронтально.

В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется новая существенная деталь. В центре образа на горках под славою Господа изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Это напрямую отсылало молящихся к реликвии, хранящейся в часовне на месте Вознесения - Елеонской горе, а также к ветхозаветным пророчествам: «И сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43: 7) и «Вот, на горах - стопы благовестника, возвещающего мир» (Наум 1: 15). Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви Пскова (ныне в Новгородском музее) и иконе середины XVI века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (Государственный Русский музей). В обоих образах в верхней части иконы изображены трубящие ангелы.

На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (Государственный Русский музей) представлен не только камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена «Благословение апостолов», согласно евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая Вознесению (см.: Лк. 24: 51).

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника - радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных. Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет. По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним. В чине Литургии есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы

Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события. Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона "Воскресение Христово с праздниками".

Уникальный факт

Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован. А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви.

Икона “Воскресение Христово”. Значение

Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях. Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия. После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.

Сербская фреска

В мужской обители Милешева (Сербия) находится Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” - ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней - икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.

Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

Икона “Воскресение Христово”. Описание

Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно, Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве. Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы. Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” - это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями. Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней.

Икона на аналое

В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.

Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция - одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру. В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.

Фото: Сошествие во ад. Мозаика из монастыря святого Луки. Греция. XI в.

«ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ...»

Величайшим событием в спасении рода человеческого стало Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, знаменующее и завершение Его земного пути, и начало «жизни будущего века». Великая победа Спасителя над смертью стала прообразом грядущего воскресения мертвых и открывающейся человечеству жизни вечной.

O Воскресении Христа свидетельствуют все четыре Евангелия. Православный иконописный канон (за исключением позднего времени, т.е. XVII–XVIII веков) решительно отвергал возможность изображения непостижимой тайны Воскресения, поскольку в евангельских текстах, с благоговейным смирением перед Божественной тайной, этот момент не описан. Молчание евангелистов стало еще одним свидетельством величия события, не поддающегося ни человеческому разуму, ни языку.

Символической заменой образа Воскресения Христова служат два иконописных сюжета: «Явление ангела женам-мироносицам» (описанное в канонических евангельских текстах) и «Сошествие во ад» (cогласно апокрифическому Евангелию от Никодима, последовавшее сразу после Воскресения Спасителя). Женами-мироносицами называют святых благочестивых жен: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Сусанну, сестер воскрешенного Христом Лазаря - Марфу и Марию, которые были последовательницами учения Христа, видели Его казнь и посетили Гроб Господень на рассвете дня, следующего за субботой.

Они несли к пещере, где было положено Тело Учителя, миро в сосудах, чтобы умастить Его перед погребением ароматными благовониями, потому женщин и стали называть «мироносицами». Объятые скорбью, они тихо вопрошали друг друга по дороге к пещере: «Кто отвалит нам камень от гроба?», - зная, что вход в гробницу завален огромным камнем, и пещеру охраняют стражники (враги Христа опасались, что Его ученики выкрадут Тело и объявят Учителя воскресшим). Но когда жены-мироносицы подошли ко Гробу, то обнаружили, что камень от входа отвален, «и вошедши, увидели юношу, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16, 5-7).

Сюжет «Жены-мироносицы у Гроба Господня» стал самым ранним воплощением образа Воскресения, он был известен еще в IV веке.

Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.

В раннехристианском искусстве встречалось и аллегорическое изображение Воскресения Христова - это история ветхозаветного пророка Ионы, оказавшегося в пасти морского чудовища («водного зверя», как сказано в Библии, а переводчики стали называть его китом). Трехдневное пребывание Ионы во чреве китовом, а затем его освобождение, было прообразом смерти и Воскресения Спасителя.

Иона во чреве китовом. Миниатюра. Афон. IX в.

Об этом говорил и Сам Христос: «Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). На иконах, изображающих жен-мироносиц с сосудами в руках, писали горки с пещерой (что символизировало чрево земное) и ангела (иногда двух), сидящего на отверстом гробе, в черной пустоте которого виднеются брошенные белые погребальные пелены.

Мироносицы у Гроба Господня. Икона. 1497 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В более подробных вариантах этого сюжета изображали фигуры лежащих воинов-стражников - устрашившись ангела, «стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые». Эта мертвенная оцепенелость сна-забытья символически представляла состояние безжизненности душ, не объятых верой, не прикоснувшихся к Спасению, не знающих Бога.

По мере того, как складывалась устойчивая иконография образа Воскресения Христова, сюжет «Жены-мироносицы у Гроба» обрел в XI-XII веках основные, неизменные черты, а с XV века был включен в состав праздничного ряда иконостаса.

Жены-мироносицы и ангел на гробе. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в.

В более развитом, расширенном варианте этого образа, характерном для второй половины XVI века, объединились сразу два сюжета: явление ангела женам-мироносицам и явление Воскресшего Христа Марии Магдалине (Ин. 10, 11-18).

В число мироносиц здесь входила и Богоматерь (хотя нет упоминаний о том, что Она была в тот момент у Гроба, но то, что Матерь Божия всей душой приняла долгожданную весть о Воскресении Сына, несомненно). Отдельно от других жен, чуть позади, писали Марию Магдалину, устремившую взор на Христа. За фигурами мироносиц возвышались крепостные стены Иерусалима, а справа наверху, там, куда указывала десница Спасителя, обернувшегося к Магдалине, было еще строение за стеной, о нем говорил Христос, когда возвещал потрясенной встречей ученице, что Ему надлежит взойти к Своему Отцу Небесному. Так символически являлся на иконе горний мир, Небесный Иерусалим.

Жены-Мироносицы у Гроба Господня из Благовещенского собора Сольвычегодска, кон. 16 века. Многочастная композиция развернута во времени. Женщины склонились по велению ангела над гробом, внизу навзничь упавшие воины. А справа от фигуры ангела представлен предшествующий эпизод. На ступенях у стен Иерусалима те же три святые жены, держащие сосуды с миром изображены еще раз. Их позы и жесты передают волнение:"... и говорят между собою: кто отвалил нам камень от двери гроба. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик" (Мк 16: 3-4). И, повернувшись, одна из жен, Мария Магдалина, видит ангела. Изображение трех ступеней лестницы напоминают о совершении события на третий день после смерти Спасителя. В левой верхней части иконы высоко на горе - Мария Магдалина, узревшая Христа после Его Воскресения. «Иисус говорит ей: не прикасайся ко мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу Вашему» (Ин 20: 17). ()

О том, что на третий день после казни на Голгофе Господь воскрес и снизошел в преисподнюю, сокрушив врата ада, было рассказано в апокрифах: Евангелии от Никодима, в «Слове о сошествии Иоанна Предтечи во ад» Евсевия Александрийского (IV в.) и «Слове о погребении тела Господа нашего Иисуса Христа» Епифания Кипрского (IV в.). Эти тексты легли в основу песнопений Триоди цветной, стихир, акафистов и канонов.

Все эти источники в той или иной мере повлияли на сложение иконографии «Сошествия во ад». Различают несколько основных вариантов изображения, наиболее традиционные из них - те, где Христос представлен фронтально, в величавой позе триумфатора, победителя смерти и ада, и те, где воскресший Спаситель изображен повернувшимся вправо, с крестом в руке, выводящим за руку Адама.

Сошествие во ад (икона Андрея Рублёва, 1408-1410 годы)

Первые изображения «Сошествия Христа во ад» (где Христос выводит Адама и Еву буквально из «чрева адова», то есть разверстого тела простертого чудища) появились в византийских иллюстрациях к тексту Псалтири еще в IX веке, в XI-XII веках эта композиция стала известна на Руси.

Сошествие во Ад. Миниатюра. Хлудовская Псалтирь, ГИМ. (Илл. Пс. 67,7 "Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне". Пример ранней иконографии Сошествия во ад 1-го, т.н. "нарративного" типа. Христос, идя навстречу Адаму и Еве, выводит их из "чрева Адова". Ад представлен в образе чёрного, низвергнутого Силена. Византия, Константинополь (?). 840-850-е гг.) ()

В центре русских икон «Сошествия во ад» изображен Христос в сияющем ореоле Божественной Славы (этот овал, или несколько светоносных овалов вокруг фигуры Спасителя называют «мандорлой»). С крестом в руке (но иногда и без него) Христос попирает ногами разрушенные двери ада, крестообразно упавшие на фоне черной адской бездны. Кроме створок дверей, иногда изображают разбитые замки, ключи, цепи - страшась грядущего Воскресения Спасителя, сатана, как повествуют апокрифы, приказал своим служителям крепко-накрепко запереть двери ада.

Но врата обители тьмы распались от одного приближения Христа, Который «Есть Свет миру». «Он, Солнце правды, воссиял во тьме, осветил сидящих во тьме светом Божественных лучей и показал им свет истины» (св. Иоанн Дамаскин). В глубине ада, в нижней части иконы, помещена фигура поверженного сатаны (иногда изображено, как его и бесов сковывают ангелы).

Такие изображения распространились в XV-XVI веках, когда иконопись становится более повествовательной и назидательной, и в личинах побежденных бесов аллегорически представлялись различные грехи. Церковные авторы отмечали, что Христос «сошел один, а исшел в сонме многих», то есть вывел из ада ветхозаветных праведников. По обеим сторонам от Иисуса изображены избавляемые от ада: коленопреклоненные Адам и Ева, выводимые Спасителем за руки из гробов, чуть позади - цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, пророк Даниил, Авель с пастушьим посохом и другие восставшие из гробов праведники. Иногда Христа писали протягивающим руку Еве, но чаще она сама, в молитвенном, радостно-благоговейном порыве, протягивает к Нему обе руки, покрытые мафорием (так, «прикровенно», прикасаются лишь к величайшим святыням).

Символически композиция «Сошествия во ад» стала воплощением спасения человечества от духовной смерти, от мрака жизни без Бога. В этом иконном образе было выражено заветное чаяние каждой верующей души, конечная цель земной жизни каждого человека - воссоединение его с Богом: ведь простирая руку падшему Адаму, Христос давал спасение в его лице всему человечеству.

«Христос приходит и пришествием Своим воскрешает умерщвленные души наши, и дает нам жизнь, и дарует очи, [чтобы] видеть Его Самого, бессмертного и нетленного» (св. Симеон Новый Богослов).

С XVII века иконография этого сюжета заметно усложнилась. На иконах появилось два смысловых центра - собственно «Воскресение Христово» и «Сошествие во ад».

Воскресение. Сошествие во ад. Кострома. XVIII в. Из местного ряда иконостаса Троицкого собора Ипатьевского монастыря. 1757 год. ()

В сюжете Воскресения, представленном выше, чем «Сошествие», Христос изображен парящим над гробом в светлом ореоле, в руке у Него - крест или знамя, означающее победу над смертью. В верхней части иконы изображены стены Иерусалима и сюжеты, связанные с праздником Воскресения - жены-мироносицы перед ангелом, трапеза с учениками в Эммаусе, уверение Фомы и т.д. Рядом с воскресшим Христом пребывает небесное воинство, которое, повинуясь Его повелению, идет на брань с адом. Ниже разворачивается традиционный сюжет Сошествия во ад. На правой стороне иконы изображается шествие праведников в Рай, сопровождаемых ангелами с крестом и орудиями Страстей Христовых (тростью и копием). Здесь же - Иоанн Предтеча со свитком, где написано: «Се аз видех и свидетельствовах о Нем», надписи видны и на развернутых свитках других пророков, восходящих на небеса: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя» - читается у Соломона, «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» - гласит свиток Давида. У райских врат шествие встречает благоразумный разбойник с крестом в руке - ему, распятому по правую руку Спасителя, искренне раскаявшемуся и уверовавшему в Божественность Христа, Он дал обетование: «Ныне же будешь со мной в Раю» (Лк. 23, 39-43). За вратами Рая, охраняемыми херувимом, видна фигура того же разбойника, беседующего с пророками Енохом и Илией, взятыми живыми на небо.

В отличие от иконописи, в западноевропейской живописи был весьма распространен сюжет Воскресения, где Христа изображали возносящимся из раскрытого каменного гроба, или стоящим на отваленном гробовом камне, или выходящим из пещеры.

Христос выводит из ада души праведников (фреска Фра Беато Анджелико 1437-1446 годы)

Такие попытки изобразить Воскресение чисто внешне неизбежно сводились к художественному вымыслу и принижающим, а то и искажающим Истину подробностям: ангелы открывают крышку гроба, держат погребальные пелены и даже поражают мечом стражников... Совлекая покров Тайны с великого события Воскресения Христова, западные художники вольно или невольно утрачивали и глубину богословской мысли, и силу веры, не требующей лицезрения.

Проникновенно, светло и мудро об этом сказал святитель Иоанн Златоуст: «Ты не видел телесными очами Воскресшего из мертвых? Но ты созерцаешь Его очами веры».



Просмотров