На месте разрушенной церкви устанавливается крест. Поклонные кресты в россии

Появились еще в апостольские времена и обозначали просвещение той или иной земли светом и учения Христа. На Руси благочестивый обычай установки несколькими столетиями позже и получил особенное распространение в период татаро-монгольского нашествия.
Уже тогда воспринимался не только как сакральный символ, но и имел вполне практическое приложение – например, охранительную функцию.

Что представляют собой поклонные кресты

В большинстве случаев поклонные кресты изготавливаются из дерева, реже – из металла. Поскольку крест должен быть хорошо с большого расстояния, его габариты достаточно велики – начиная от 2 и более метров в высоту. Иногда крест устанавливают на особом постаменте - своеобразной горке, насыпанной из камней и символизирующей Голгофу и распятие Иисуса Христа.

Чем отличаются поклонные кресты

Как в прежние времена, так и сейчас, установка поклонного креста в любом месте имеет свою символику и глубокий смысл. Часть крестов устанавливаются, как или обетные. Их создатели хотят поблагодарить Бога за чудесное выздоровление, рождение долгожданного ребенка или любую другую неожиданную, а порой и невозможную милость.

Бывают случаи, когда поминальные кресты устанавливаются там, где совершались массовые убийства. Один из таких крестов установлен на Бутовском полигоне. Он был вырезан и привезен туда с Соловков в память о всех невинно пострадавших в период репрессий.

Соловецкий крест был изготовлен в Кресторезной палате Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Он достигает 12,5 м в длину и 7,6 м в ширину.

Межевые кресты возводятся вдоль дорог. Их основное назначение – возможность помолиться вдали от и получить благословение на дальнейший путь. На Руси, а позже и в Российской Империи, их всегда устанавливали при въезде в населенный пункт, на перекресте дорог или даже государственной границе.

В последнее время на дорогах все чаще приходиться сталкиваться с еще одной разновидностью крестов - поминальными. Они устанавливаются в месте внезапной гибели людей в память о них и в надежде, что верующие, видя этот крест, помолятся о душе усопшего.

Приметные кресты в современной России чрезвычайно редки. По обычаю, их устанавливали в качестве ориентира для моряков. Такие кресты сильно превосходили габаритами все прочие и достигали 10-12 метров в длину.

Один приметный крест сохранился до сегодняшнего дня – любой может увидеть его, проплывая мимо Святой горы Афон.

Кресты, которые часто использовались в обиходе любого верующего – надвратный и настенный. Один водружался над входом в жилище, второй располагали на стене дома.

Последняя разновидность поклонных крестов – те, что устанавливают на месте утраченного храма. Правда, в последнее время все больше возводимых крестов имеют совсем противоположный смысл и закладываются не только там, -то был храм, но и там, где его обязательно планируют построить. Главное, чтобы их никто больше не разрушал.

В России началось безумие - сторонники скандальных феминисток пилят поклонные кресты. Знают ли они, что творят? О том, в чем подлинный смысл поклонного креста -- корреспондент НС Александр ЛАНИ.

Кому кланяются на Поклонной горе
Многие москвичи и гости столицы видели на Поклонной горе одиноко стоящий высокий деревянный крест. Именно здесь Наполеон ждал в 1812 году ключи от «поверженной» Москвы. Большинство опрошенных корреспондентом «НС» прохожих из тех, кто был в День города на Поклонной горе, связывают установку креста с памятью погибших в годы Великой Отечественной войны. Действительно, крест был поставлен в ночь на 22 июня 1991 года в память начала войны общиной расположенного неподалеку храма Живоначальной Троицы в Голенищеве. По мнению опрошенных, такой крест напоминает об исконной вере, многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры. Поэтому две трети респондентов против установки крестов в местах автокатастроф родственниками погибших («иначе вся страна превратится в виртуальное кладбище»), а «за» только 20 процентов («это повышает бдительность водителей»). Но откуда пошла традиция установки больших крестов на открытых местах и связаны ли они как-то с крестами на кладбищах?

«Сим победиши»
Называть все отдельно стоящие кресты «поклонными» не совсем верно. Современные исследователи - ставрографы называют такие кресты монументальными. Внутри этой группы кресты различаются по своим функциям. При этом поклонным может стать и могильный, и миссионерский, и памятный, и другие кресты. Но об этом чуть позже.

Первые монументальные кресты появились в апостольские времена. Их водружали святые апостолы, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме после свержения идолов Перуна и Велеса. Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам.

Во времена гонений стремление христиан к исповеданию своей веры нашло выход в изображениях на надгробных памятниках и их форме. И если в центральной части Римской империи христиане не решались изображать крест на надгробиях (там могилы христиан узнают по рисунку рыбы, виноградной лозы, голубя с оливковой ветвью, монограмме имени Христа:


то на окраинах, где власти были менее бдительными (например, в Карфагене), археологи обнаружили фрагменты мраморных плит с изображением креста. Известно, что святитель Григорий Армянский, ставил кресты над могилами христианок-мучениц и учил новообращенных почитать эти памятные знаки.

В 312 году римский императора Константин Великий у Мульвиева моста вблизи Рима одержал победу над своим главным конкурентом за власть Максенцием. По преданию, накануне этой битвы Константину было видение креста и глас: «Сим победишь!». Император-победитель распорядился поставить на римской площади свою статую с высоким копьем, заканчивающимся крестом, с надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана» (в 313 году Константин Великий совместно с восточным императором Лицинием эдиктом о веротерпимости отменил преследование христиан). Подражая императору, правители городов разрушили изображения местных богов, заменяя их крестом. Так, в Александрии в IV веке изображение Сераписа (египетского божества, чей культ был широко распространен в античном мире) на стенах, воротах, колоннах домов и площадях заменили крестом в знак падения язычества и утверждения христианства. Через два века по установленному на холме кресту можно было узнать о массовом поселении христиан. Так, в начале VI века в Аравии восставшие иудеи осадили город Награн и требовали от жителей под страхом смерти отречься от веры и уничтожить «стоящий на возвышенности крест». Христиан становилось все больше, и крестами начали отмечать те места на берегах рек и водоемов, где происходят массовые крещения. И даже когда крещальни перенесли в храмы, прежние кресты оставались и поддерживались как памятный знак.
Кресты в полях и у дорог часто напоминают и о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.

Знак благодарности или надежды
У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для остальных «беженцев», что беда миновала.

Крест у дороги

По мнению Светланы Гнутовой, кандидата искусствоведения, ведущего эксперта в области ставрографии, эту гипотезу еще нужно проверять. Но точно известно, что кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовали еще до нашествия татар, в XI-XII веках. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня. Наиболее известные -- поклонный Боголюбовский крест, по преданию, поставленный во времена святого Андрея Боголюбского (на отмели реки Нерли неподалеку от церкви Покрова на Нерли), Стерженский крест -- в истоках Волги, при ее впадении в озеро Стерж, и Лопастицкий крест, стоявший на берегу пролива, соединяющего озера Лопастицы и Витбино. Оба последних креста, установленные в XII веке, находились в нынешнем Пеновском районе Тверской области и освящали водные пути. По мнению историков, первый напоминал о тяжелых работах по углублению и расширению русла Волги, второй -- об искусственном канале от истоков реки Кудь к истокам реки Полы. Все эти кресты сейчас в музеях.

В 1694 году при паломничестве в Соловецкий монастырь в Унской губе на Белом море едва не погиб во время бури царь Петр I. В благодарность Богу за спасение монарх поставил на берегу бухты деревянный крест. Когда его перенесли в Пертоминский мужской монастырь (основание креста подгнивало, и он падал), то на этом месте крестьянин Петр Челищев установил еще один деревянный крест -- в память о первом кресте. Такая традиция поновления приходящих в негодность крестов была очень распространена (прежний крест переносился в храм), причем новый крест старались вырезать точно таким же.

«На Руси было много так называемых обетных крестов, -- рассказывает Светлана Гнутова. -- Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Обратите внимание: не по окончании напасти, а именно во время нее. И болезни прекращались. Такие обетные кресты (а иногда и часовни) стояли при дорогах, на развилках, переправах, на месте слияния и истока рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали самое заметное -- чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой. И то что с ранних веков до нас не дожили кресты деревянные, вовсе не значит, что их не было». Известно, что в холерном 1817-м было много крестных ходов по селам, и они, как правило, заканчивались водружением креста. В западных русских землях много крестов ставилось и в холерный 1831 год.

У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты. В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам. Такие кресты стояли, например, на Новой Земле.

Были случаи, когда кресты ставились просто в опасных и гиблых местах. Иван Малышевский приводит факт, когда такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».



В Литве, в городе Шауляй, есть Крестовая гора, на которой стоит около 3 тыс. обетных католических крестов. Ни о времени ее появления, ни о причинах возникновения нельзя ничего сказать с точностью. Некоторые исследователи считают, что до крещения Литвы, которое произошло только в XIV веке, на этом холме находилось языческое капище

Крест как призыв Иногда кресты ставили, чтобы было где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились молебны и другие службы. Поклонные кресты ставились и в местах разрушенных храмов -- там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Эту же традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны. Вместе с местными жителями они устанавливают поклонный крест там, где когда-то был алтарь разрушенного храма. Если же храма не было, то крест ставится там, где стоял во время похода миссионерский храм-палатка и был престол. С этого момента такой поклонный крест становится местной святыней. В карельской деревне Шуньга некий предприниматель, проезжая мимо и увидев установленный миссионерами крест, выделил средства для постройки в этой деревне часовни.


В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды


Сегодня поклонные кресты устанавливают еще и на местах, где пострадали новые мученики и исповедники российские. Такой 17-метровый деревянный крест, привезенный из Соловецкого монастыря, установили на Бутовском полигоне в память о массовых репрессиях 30-х годов (с августа 1937 года по 19 октября 1938 года там были расстреляны 20 765 человек). Крест резали около полугода, он, как и тот, на котором был распят Спаситель, состоит из трех пород дерева: кипариса, кедра и сосны. В основание положен камень с Соловков, так что крест символически соединил две русские голгофы: Бутовский полигон и Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). На самом кресте вырезаны молитвы, прославляющие подвиг новомучеников, пострадавших за веру. «Крест -- это призыв и напоминание нам всем, чтобы мы, наконец, проснулись и осмыслили, что с нами происходило тогда и что происходит сейчас, -- считает один из авторов . -- Сами подумайте, здесь только 900 священников было расстреляно. А сколько просто верующих, не отрекшихся от Бога? Этот крест -- дань нашего поколения тем, кто мученически за нас пострадал, чтобы мы сейчас могли жить и спокойно исповедовать свою веру. Напоминание, что это право оплачено кровью тех, кто лежит в этих рвах и других братских могилах по всей русской земле».


Поклонный крест соловецким узникам

При подготовке статьи использовались материалы книг:
Ставрографический сборник. Крест в православии / Под ред. Гнутовой С. В. -- М.: 2001. Т. 1
Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии. -- М.: 2005
Гнутова С. В. Крест в России. -- М.: 2004

Поклонные кресты изготовляются из дерева, реже из камня или металла, обычно двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток . В подножье Креста часто укладывают камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу , на которой был распят Господь Иисус Христос .

Традиция установления поклонных крестов имеет древние корни. Такие кресты вероятно были предшественниками часовен , особенно сродны они открытым часовням-столбам . Начало распространение Христианства на Руси часто связывают с установкой первого поклонного креста на Киевских горах - равноапостольной княгиней Ольгой или даже святым апостолом Андреем Первозванным .

Поклонные кресты ставятся в разных - чаще возвышенных - местах. Например, в случае переселения деревни - на старом месте и на том, которое хотят заселить; на границах; на перекрестках и вдоль дорог; на курганах. Поклонные кресты различают по причинам установки.

Обетные, памятные, благодарственные

Ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный .

Придорожные, межевые

Ставятся у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий и даже государств. Придорожные кресты в русской традиции часто имели "крышу" из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались голубцами . В начале XXI века стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог.

Поминальные

Ставятся на месте внезапной гибели христианина, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Один из наиболее известных поминальных крестов установленных в России последних лет был воздвигнут на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в году.

Приметные

Служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Они были распространены у поморов северной

Даже среди церковных людей далеко не все знают, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась. Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России.

Как возникла традиция

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости - это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.

Что касается происхождения этой традиции, то, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий. Вообще, отмечу, что традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы - как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге. На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» - кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.

Труворов крест XIV–XV веков Белокаменный, находится на окраине древнего кладбища в Изборске, рядом с так называемым Труворовым городищем. Местное предание гласит, что этот крест отмечает могилу Трувора, легендарного князя-варяга, скончавшегося, согласно летописям, в 864 году. Высота его наземной части более 2 метров.

Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна, и, кстати, местные жители проявляют к таким крестам большее уважение, чем многие наши соотечественники.

С какой целью?

Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест - тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых.

Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий - от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Ставились и охранные кресты - фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету - скажем, в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.

Поморы, кстати, ставили кресты и как знак духовной войны с язычеством северных народов - ненцев и сиртя (народа, который то ли был уничтожен ненцами, то ли ассимилирован ими к XVII веку). Приведу цитату из работы П. В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики», опубликованную в первом выпуске Ставрографического сборника: «Здесь веками складывалась, имея мощную подпитку из Соловецкого монастыря, особая православная островная культура мореходов. И морской “перекресток” востребовал свой вид межевых крестов на островах, архипелагах и побережье Арктики. Обетные, приметные, поклонные, поминальные и намогильные кресты на побережье выполняли разнообразные функции, порой глубоко отличные от замысла тех, кто их возводил. Во многих северорусских преданиях остров воспринимался как место обитания иноземцев, как сакральный центр чужого мира. Здесь как бы существовала граница жизни и смерти. И смертельно опасный путь по морю помора-морехода в колдовском мире шаманской антикультуры должен был иметь пристанища, где сам мореплаватель и его душа могли спастись и отдохнуть в привычном духовном пространстве. Центральным символом обустроенного для христианина пространства был восьмиконечный православный крест».

Алексеевский крест Поставлен в 1380-е годы в Новгороде по повелению митрополита Алексия Московского. Историки предполагают, что крест этот одновременно является и поклонным, и памятным - поставлен в честь победы над татарами на Куликовом поле. Высечен из цельного белокаменного блока. Во время Великой Отечественной войны был похищен немцами, затем возвращен. Сейчас находится в Софийском соборе Великого Новгорода.

Кстати, как отмечается в этой же работе, ненцы переняли от поморов традицию ставить кресты на могилах.

Но были и внерелигиозные цели установки крестов. Прежде всего, это навигация. Многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Процитирую художника А. А. Борисова (1866–1934), занимавшегося помимо искусства еще и исследованиями Русского Севера и опубликовавшего в 1907 году книгу «У самоедов. От Пинеги до Карского моря»: «Здесь, на Вайгаче и вообще на севере часто ставят вместо морских знаков кресты, обозначая этим места, удобные для стоянок судов. И сюда, если застигнет буря, идут, не боясь ни мелей, ни камней: значит, вход безопасный и есть где укрыться ».

Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.

Извивы традиции

В старину люди испытывали огромное уважение к уже поставленным крестам. Как пример можно привести историю креста, установленного царем Петром Первым. Местные жители на протяжении многих поколений обновляли этот крест - совершенно самостоятельно, без всякого понуждения со стороны светских и церковных властей.

Сейчас иногда сомневаются: а понимали ли наши предки надписи на таких крестах? Ведь они, дескать, были неграмотны. Тут можно ответить, что не надо преувеличивать неграмотность. Грамотных людей на Руси, причем и среди крестьян, было достаточно много, и такая проблема - невозможность прочитать надпись на кресте - просто не стояла. Всегда нашлись бы те, кто прочитал бы и разъяснил написанное. Другое дело, что надписи на крестах, особенно деревянных, за несколько веков могли стать трудноразличимыми - древесина на открытом воздухе неизбежно портится. Но в любом случае существовала и устная традиция: старики рассказывали детям, что это за крест стоит близ их деревни, кто его воздвиг, что там написано. Разумеется, эти рассказы могли со временем обрастать фольклорными элементами, но основа оставалась неизменной.

Людогощинский крест. Поставлен в Новгороде в 1359 году местными жителями с улицы Людогощи (отсюда и название креста). Надпись на кресте (в расшифровке): «В лето 1359 индикта BI поставлен бысть крест си Господи IC Христе по милости вся христианы на всяком месте молящася Тобе верою чистым сердцем и рабом Божиим помози поставившим крест людгощичам и мне написавшему Якову сыну Федосову». Сейчас хранится в Новгородском государственном музее-заповеднике. Столь замысловатая форма «процветшего креста» в дальнейшем многократно воспроизводилась в нательных крестах Русского Севера.

Ну а что касается общего отношения - оно было благоговейным. Кресты воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Возле крестов люди собирались, устраивали молебны - особенно там, где поблизости не было храмов. Были ли случаи пренебрежительного отношения или тем более святотатства, я сказать не могу, такие сведения мне не встречались. Конечно, я сейчас говорю не о XX веке, а о более старых временах.

А вот в ХХ веке судьба крестов складывалась тяжело. Советская власть и церкви-то не щадила, что уж говорить о стоящих вне храмов «символах религиозного мракобесия». . Вновь приведу несколько цитат.

«Известнейший северный ученый, почетный житель города Архангельска Ксения Петровна Гемп (1894-1998) в своих воспоминаниях говорит: “…Я помню, как на площади перед Троицким собором молодежь с песнями и плясками жгла на костре крест. Нет, не церковный, а опознавательный крест, вытесанный и установленный Петром Великим на Красной горе, в устье Унской губы”». (цитирую работу В. Н. Абрамовского «Две заметки по историческим крестам». Неизвестно, действительно ли это был крест Петра Первого или его копия (тут исследователи не пришли к согласию), но что это меняет!

Поморский путевой крест

Вторая цитата - из уже упоминавшейся работы П. В. Боярского. «И почти на каждом мысу острова Матвеев мы обнаружили в 1991 г. останки поморских крестов. Они так почему-то мешали строителям геодезических знаков и активным атеистам, что спиливались, срубались или в лучшем случае использовались как надежная “несущая конструкция” триангуляционных знаков».

В результате традиция установки крестов на несколько десятилетий практически прервалась. Хотя и далеко не сразу. Да, советская власть с первых же дней своего существования объявила войну крестам - но кресты до поры до времени продолжали ставить, пускай уже и не с религиозными целями. Так, в 1920-е годы научные экспедиции, исследовавшие Новую Землю, устанавливали четырехконечные кресты - как знак своего пребывания там. То есть, заметим, цели уже нерелигиозные, но форма еще прежняя. Понятно, что в сталинские времена за установку поклонного креста можно было поплатиться жизнью, да и крест такой простоял бы недолго. Были ли такие случаи, мне неизвестно, но совершенно исключить это нельзя.

Лопастицкий крест Установлен в XII веке на берегу протоки из Лопастицкого озера в озеро Витбино. Он был вытесан из белого камня, на нем было выбито изображение знака Рюриковичей Владимирского княжеского дома. Он, по-видимому, отмечал начало проложенного новгородцами безопасного Витбинского торгового пути и был поставлен,когда между озерами вырыли канал. Это одновременно и охранительный, и межевой, и памятный знак.

В постсоветские времена традиция установки крестов восстановилась. Порой спрашивают, чем эти современные кресты отличаются от старинных. Если говорить о технологиях, материалах - да, конечно, отличия могут быть, особенно что касается металлических крестов. Деревянные более традиционны. Ну а что касается мотивации их установки, тут можно лишь констатировать, что у всерьез верующих православных людей мотивация та же, что и столетия назад. Могу предположить, сейчас отходит на дальний план «охранная» мотивация, то есть защита от нечисти, а на первое место выступают благодарность Богу за Его милосердие и напоминание христианам об их вере.

Святославов крест 1234 года Согласно преданию, благоверный князь Святослав Всеволодович высек его из камня в память о своем чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращающиеся после победоносного похода на волжских булгар в 1220 году. Сейчас этот крест хранится в Георгиевском соборе города Юрьев-Польский Владимирской области и почитается как чудотворный.


Что такое распятие

Крестное распятие, применявшееся римлянами во времена Христа Спасителя, было не просто мучительной казнью, но и средством запугивания и психологического воздействия римской власти на местное население провинций. Эта практика восходит к древней восточной традиции публичных казней.

Распятие стало часто использоваться и в провинциях Римской империи (граждан Рима казнили усекновением мечом). Римляне усовершенствовали восточную технику казни с целью причинить жертве еще больше боли и унижения. Для этого стали распинать на крестах двух форм - так называемом «латинском кресте» (известном нам на примере Креста Христова, †) и «тау-кресте» (в виде буквы T). Оба они состояли из вертикальной стойки и горизонтальной перекладины (патибулума). Распинаемого на латинском кресте клали на вертикальную балку и поднимали всю конструкцию целиком; распинаемого на тау-кресте поднимали вместе с патибулумом и размещали на прежде установленной вертикальной стойке. Руки и ноги фиксировались веревками или пробивались железными гвоздями либо деревянными кольями (руки - в районе запястий, а не ладоней, чтобы гвозди не прорвали ткани и тело не сорвалось со креста). Ступни опирались на подставку и также прибивались гвоздями. Страдания казненного на кресте могли продолжаться от 3-4 часов до 3-4 дней. В 1968 году в гробнице на горе Скопус в Иерусалиме был найден фрагмент пяточной кости с застрявшим в ней гвоздем. Исследования показали, что первоначальная длина гвоздя составляла 17 см, а голени этого человека были перебиты.

Крест в Евангелии

В раннем христианстве символика Креста присутствует с начала существования Церкви: в Евангелиях и посланиях святого апостола Павла - как вероучительный образ, позже - в виде графического символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приговоренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф 16 :24; Мк 8 :34; 10 :21; Лк 9 :23; 14 :27). Святой апостол Павел указывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор 1 :18, 23-24), поскольку на Кресте Сыном Божиим принесена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф 1 :7; Кол 1 :14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп 2 :4), а для апостола Иоанна Богослова - жертвенной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин 3 :16), в послушании Небесному Отцу умаливший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2 :8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин 3 :16).

Виды крестов

Поклонные кресты

Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.

Обетные кресты

Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.

Охранные кресты

Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.

Памятные кресты

Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей - с целью призвать к молитве за них.

Деление крестов на виды - довольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.

Рождение символа

Несмотря на яркую вероучительную символику, ранние христиане избегали использовать графические изображения креста как символ своей веры, поскольку практика этих страшных казней продолжалась вплоть до IV века, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Однако после середины II века в христианских общинах появляется практика почитания Креста Христова, в том числе - богослужебная. Первое свидетельство об этом имеется у Марка Минуция Феликса, который на рубеже II и III вв. говорит, что враги обвиняют христиан в почитании «древа креста». Тертуллиан в 204 г. упоминает о том, что христиане в течение дня при разных обстоятельствах регулярно полагают знамение креста на лоб. Однако широкое богослужебное почитание Креста возникает уже после первой четверти IV века - после обретения Креста Христова святой императрицей Еленой.

Изображение так называемого «простого», или «греческого креста» (с одинаковой длиной всех перекладин, +), было найдено в римских катакомбах начала III века. В период до IV века в катакомбах широко используются изображения якоря как символа надежды, в том числе - с перекладиной, ясно напоминающей крест. Наиболее ранние изображения «латинского» креста (†) найдены на римских саркофагах знатных христиан середины и конца IV века по Р. Х. Большое количество различных изображений христианского креста появляется на монументальных памятниках с V века. Кресты с изображением на них фигуры Спасителя известны с конца VI века. Параллельно с богослужебным почитанием Креста к IV веку возникло и ношение нательных крестов. Хронологически первое упоминание об этом относится к концу этого столетия и имеется в одной из бесед святителя Иоанна Златоуста.

Светлана ГНУТОВА

Геометрическая конфигурация креста скрывает в себе древнюю тайну. Символ тесно взаимосвязан с жизнью всего человечества, её возникновением и смертью. Отголоски поклонения кресту в многообразии своих форм находят по всей планете мира. Чем же так притягивал к себе интерес людей этот загадочный многофункциональный символ?

Несомненно, поклонный крест изначально не являлся христианским или античным изобретением. Его возникновение нельзя сопоставить ни с одним историческим этапом или народностью. Среди многих версий существует предположение, объясняющее космическое происхождение креста. Ещё в доисторические времена в Солнечной системе произошла колоссальная катастрофа, после чего сместились планетарные полюса, исказился наклон земной оси.

Сама же планета перешла на новую орбиту. Иными словами, люди обнаружили, что светило на небе стало передвигаться по более широкому радиусу. До катастрофы круг, описываемый Солнцем, соответствовал экваториальной плоскости. Впоследствии…

Все стоящие отдельно кресты не совсем правильно называть поклонными. Исследователи — ставрографы считают их монументальными. Самые первые поклонные кресты стали ставить ещё в апостольские времена. Нестор в «Повести временных лет» пишет, что Андрей Первозванный устанавливал поклонный крест на Киевских горах. Отличаются кресты и по своим функциям. Поклонным крестом может стать миссионерский крест, памятный или могильный. Есть ещё обетные кресты, кресты, предупреждающие об опасных или гиблых местах. Если в каком — то месте негде молиться, не построен Храм или хотя бы часовня, то там могут поставить поклонный крест. Высота таких крестов обычно 4 — 5 метров, возле них служили молебны, вели службы. Ставили поклонные кресты на месте престола разрушенного Храма. Труворов крест в Изборске. Крест-кенотаф на месте гибели вел. кн. Сергея Александровича Романова бомбистом Каляевым в Кремле. Он был разрушен по указу Ленина на субблтнике в 1918 году, Теперь восстановлен в Новоспасском монастыре,…

Наверное, каждый из нас, хоть раз видел большие деревянные кресты вдоль дорог, на въезде в город (иногда в его черте), да и просто в поле. И наверняка, не все знают, зачем они там установлены. Вот как раз с этим моментом и будем разбираться в этой статье.

Поклонные кресты. Что это такое?

Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал.

Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.

По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов:

Миссионерские.

Вот как раз…

Однажды, много лет назад, путешествуя на дорогах по России, я начал фотографировать Поклонные Кресты, с целью их изучения.

Чтобы понять: какими должны быть Поклонные Кресты, каких размеров, куда устанавлывают, что на них пишут, итд.

Со временем, в архиве набралось пара десятков фото.

Возникла тогда идея, во время путешествия для «коллекции» их фотографировать. Но так получается, что ездить я стал все меньше и меньше. Задумка отложилась.

А задумка то интересная! Поклонных Крестов по Руси много. Сейчас их больше и больше установливают, их много встречается особенно в сибирской части России.

По их виду, по местам установки, по надписям, можно предположить отношение к ним.

И хоть Поклонные Кресты на дорогах отличаются размерами, цветами, изготавлеваемыми материалами, местами установки и прочее…

Их всех объединяет одно..

От их появления на пути, многие путники задумываются, о сегодняшнем, завтрашнем дне, и о вечном..

Популярное на канале:

Cache created: 20.03.2017 06:01
Древнегреческие богини
еще 9 фото В давние времена, по верованиям древних греков на Олимпе проживали 12 богов олимпийцев, 6 мужчин и 6 женщин. С них и начались родословные всех олимпийских богов, полубогов и и героев греческих мифов. Эти олимпийские боги проделали странное путешествие из еще более древних времен в будущее. Г…
больше Молитвенный щит для ребенка
На двенадцать лет от двенадцати бед. Молитвенный щит для младенца может изготовить мать ребенка, его бабушка или крестные родители. Желательно, чтобы в изготовлении молитвенною щита принимали участие отец и дед младенца. Ибо для сотворения щита нужны две энергии: мужская и женская. Так же как и при…
больше Символы и знаки. Христианские символы
Есть сайт, где собрана информация про символы и знаки в христианстве. http://uznaipravdu.ru/forum/viewtopic.php?t=1392 Авторы сайта пытаются представить христианство, как навязанную…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Покло нный крест - монументальное сооружение в виде креста.

Имеют восьмиконечную или четырехконечную форму. Иногда имеют «крышу» и содержат иконы. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север. Часто при установке креста у его подножия делалось возвышение, символизировавшее Голгофскую гору - место распятия Господа Иисуса Христа. Основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции. Возводятся на открытой часто возвышенной местности из камня или дерева и достигают высоты нескольких метров (4-12 м). Возле поклонных крестов обыкновенно совершаются молебны. Ставятся поклонные кресты по случаю избавления от напастей, на месте гибели христиан, для ориентировки на местности (в поморской культуре). Часто поклонные кресты ставятся на месте уничтоженного или…

Даже среди церковных людей далеко не все знают, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась. Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России.

Как возникла традиция

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости - это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало…

Поклонные кресты в России

Под старой березой - крест. Большая дорога, белая…. Крестик совсем гнилой, в крапинках желтой плесени. Что тут было - никто не знает. Береза, может, видала, да не скажет. Федя говорит - давайте споем молитву, за упокой. И начинает, а мы за ним. На душе делается легче.

И.С. Шмелев. «Богомолье»

Из глубины веков

Поклонными крестами принято называть отдельно стоящие кресты на перекрестках дорог, примечательных местах, неподалеку от храмов и т.д. По сути, такой крест – это максимально сконцентрированное воплощение часовни – места молитвы и памяти. Эти малые архитектурные формы заимствованы нашими предками у христианской Европы, где кресты у дорог пришли на смену языческим идолам.

История поклонных крестов в России начинается со времен древнейших. В наших летописях есть упоминание, как проезжая русскими землями (а вернее – землями, которым предстояло в недалеком будущем стать русскими), святой Апостол Андрей Первозванный заночевал…

Что творится с нашими женщинами? В пятницу, 17 августа 2012 года, активистки женского (феминистского) движения FEMEN спилили бензопилой и повалили на землю поклонный крест, который стоял на холме в центре Киева недалеко от Международного центра культуры и искусств (Октябрьский дворец). «В день вынесения приговора, феминистское движение FEMEN высказывает поддержку и уважение своим российским коллегам из группы Pussy Riot. В знак солидарности с жертвами кремлевско-поповского режима участницы FEMEN свалили поклонный крест…», – говорится в пресс-релизе движения. (Фотографии: REUTERS)

Мнения обывателей Интернета:

Я сегодня была шокирована этой новостью. Похоже они решили переплюнуть пусек. Неужели этот бесовской беспредел останется безнаказанным?!

Следующая на очереди ота колонна коринфского ордера с золоченой капителью. И откуда она в Киеве взялась? А крест непонятно зачем спилили. Шиза.

Самое интересное, что та анархия которую они культивируют, в…

Что такое поклонный крест?

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о символах Православия. В предыдущем номере мы рассказали, что такое часовня. Следующий вопрос, на который нам ответил Иерей Сергий Свирепов, настоятель Троицкого собора и клирик Богоявленского храма Серпухова:

Что такое поклонный крест?

Православие немыслимо вне поклонения Кресту Христову. Крест сопровождает христианина, начиная с крещения. Нательный крестик носят на шее, крест венчает купол храма, покоится в алтаре на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный – возле храма, у дорог, в поле и других, самых неожиданных местах…

Вне храмов и кладбищ кресты ставили и ставят прежде всего с религиозными целями. Крест – знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом. Мне самому, к слову, не раз приходилось совершать восхождение на две кавказские горы, вершины которых также…

Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Они изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Такие кресты призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому часто именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.

Обетные (памятные благодарственные) кресты ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые кресты устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город…

Четыре храма по четырем сторонам Украины по благословению старцев (и поклонный крест при храме), несут в себе особую благодать…

Об этом знают многие, а где именно они установлены на территории Украины, знают не все.

Итак, первый такой храм и поклонный крест — Свято-Ильинский храм в закрытой Чернобыльской зоне;

второй — на подворье Свято-Никольского храма в небольшом селе Кулевча под Одессой, примерно в 120 км от города-героя Одессы,

третий — на подворье храма Покрова Пресвятой Богородицы в Старом Почаеве (на Тернопольщине), где и установлен один из четырех поклонных крестов. А о том, что в Почаеве есть еще Свято-Духов скит, знают не все…

и четвертый — под Харьковом, на месте крушения императорского поезда

http://www.vsesdelki.kiev.ua/content/visitor/images/201101/f20110105110639-pochaev.jpg храм Покрова Пресвятой Богородицы в Старом…

О поклонных крестах

Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
(тропарь Кресту Господню).

Отрадно видеть возрождение традиций русского Православия в современном мире. Многие верующие, прихожане больших и малых храмов, жители городов, сел, деревень начинают осознавать как это важно – сохранить православную веру,передать духовное начало своим детям и внукам.

Однако у многих людей возникает и ряд интересующих вопросов: откуда и с каких времен на Руси пошла традиция устанавливать Поклонные кресты, какие материалы используются в изготовлении, где они могут быть установлены и какое значение они имеют в духовной жизни населенного пункта?

Поклонный крест – укрепленный над входом или установленный при дороге крест, предназначенный для молитвенных поклонов перед ним. Поклонные кресты издревле устанавливались на Руси на въезде в города, станицы, и другие населенные пункты с…

Статьи — Церковь и Общество

Осатанелые FEMEN спилили поклонный крест в центре Киева

Вслед за своими коллегами из Pussy Riot невменяемые бесовки из движения FEMEN решили атаковать Православие в своей стране.

17 августа 2012 года активистки из украинского движения «FEMEN» провели очередную кощунственную акцию, оправдывая ее поддержкой панк-группы Pussy Riot.

Кощунницы из FEMEN в порыве очередного своего безумия спилили бензопилой и повалили поклонный крест, который находился возле Октябрьского дворца в центре Киева, прямо над Майданом Незалежности. Одна из участниц движения, раскинув руки, сама встала на место креста. «Данным актом FEMEN призывает все здравые силы общества нещадно выпиливать из мозга трухлявые религиозные предрассудки, служащие опорой диктатуре и препятствующие развитию демократии и свободы женщин», – заявили феменистки.

«FEMEN предупреждает Путина-Гундяева, что если активистки будут приговорены к тюремным срокам, то…

Вера у наших предков проявлялась во всем - в ремеслах, в народном песенном творчестве, в орнаменте одежды. Не везде возводились храмы, а вот обычай ставить поклонные кресты из дерева даже в самой маленькой деревушке хранится с древних времен. Сегодня крест - место молитвы и памяти. Один раз в году - перед Пасхой - кресты принято обновлять. Одевать, как говорят сельчане. Что за чудо такое - поклонный крест, мне рассказали сельские жители Каменецкого и Березовского районов.

В деревне Угляны Каменецкого района на перекрестке восемь крестов! Заглянула в ближайший дом. Анна Ивановна Кузько встречает на пороге, по–деревенски простодушно приглашает меня - незнакомку - зайти:

Кресты? Расскажу. Им много–много лет.

Анне Ивановне самой 95–й пошел. А кресты в деревне поставили, говорит, еще до ее рождения:

Мать рассказывала, что «при Литве» появились эти кресты. В безбожные годы их сняли и увезли в болото. Потом люди забрали их оттуда и поставили на месте…



Просмотров