Нарушения избирательных прав в рф. Нарушение избирательных прав граждан

  • 4. Вторжение в частную жизнь, как одна из проблем современного общества
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Основы деятельности в области связи
  • Глава 3. Сети связи
  • Глава 4. Присоединение сетей электросвязи
  • Глава 5. Государственное регулирование деятельности
  • Глава 6. Лицензирование деятельности в области оказания
  • Глава 7. Услуги связи
  • Глава 8. Универсальные услуги связи
  • Глава 9. Защита прав пользователей услугами связи
  • Глава 10. Управление сетями связи в чрезвычайных
  • Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства
  • Глава 12. Международное сотрудничество
  • Глава 13. Заключительные и переходные положения
  • Критерии выбора организационно-правовой формы
  • 1. Цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли
  • 2. Распределение прибыли
  • 3. Ответственность учредителей (участников)
  • 4. Налогообложение
  • 5. Учет и отчетность
  • 6. Минимальный размер имущества организации
  • 7. Передача имущества организации ее учредителями (участниками)
  • 8. Возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации
  • 9. Управление
  • Плюсы и минусы коммерческой и некоммерческой организации
  • *** Предоставление лицензии на деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию
  • *** Личные имущественные права
  • *** Исключительное право на произведение
  • Не являются объектами авторского права
  • *** С татья 1314. Смежные права на совместное исполнение
  • *** Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
  • Административная ответственность за нарушение авторских прав
  • Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
  • «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Основные требования при обеспечении доступа к этой информации
  • Глава 3. Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • Глава 4. Ответственность за нарушение порядка доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • Глава 5. Заключительные положения Об информации, информационных технологиях и о защите информации
  • *** Доступ к архивной информации: современные проблемы3
  • 28 Право на фирменное наименование
  • *** Закон о фирменном наименовании организаций
  • *** Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • 2.2. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.
  • 2.3. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
  • 2.4. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
  • 1. Правовое регулирование общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации: правовых, территориальных, организационных, экономических.
  • 3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
  • 2. Международное законодательство
  • 3. Конституция российской федерации
  • 4. Федеральное законодательство
  • 4. Законодательство субъектов российской федерации
  • 5. Муниципальные нормативные правовые акты
  • *** О внесении изменений в Избирательный кодекс Республики Татарстан
  • *** Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-фз "о политических партиях"
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Создание политической партии
  • Глава III. Государственная регистрация политической партии
  • Глава IV. Внутреннее устройство политической партии
  • Глава V. Права и обязанности политической партии
  • Глава VI. Государственная поддержка политических партий
  • Глава VII. Государственное финансирование политических партий
  • Глава VIII. Участие политических партий в выборах и референдумах
  • Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политических партий
  • 1. Общие положения
  • 2. Право на аккредитацию
  • 3. Виды аккредитации
  • 4. Порядок аккредитации
  • 5. Квоты для аккредитации
  • 6. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
  • 7. Права аккредитованных журналистов
  • 8. Обязанности аккредитованных журналистов
  • 9. Отказ в аккредитации
  • 10. Лишение аккредитации
  • Работа над композицией
  • Проверка фактического материала
  • Литературная обработка текста
  • Выбор названия
  • *** Международные принципы профессиональной этики журналиста
  • Кодекс профессиональной этики журналиста
  • I. Принципы профессиональной этики журналиста
  • *** Средства массовой информации как фактор социальной саморегуляции
  • 2.4. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

    Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав. Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ), который насчитывает две статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан. Это - ст. 141 (»Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») и ст. 142 (»Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов»).

    В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

    Совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 141 УК РФ, с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) наказывается согласно ч. 2 ст. 141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

    В ч. 2 ст. 141 УК РФ под подкупом понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод за отказ гражданина в реализации им его избирательных прав; под обманом - преднамеренное введение в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений, предоставлении подложных документов или в совершении других подобных действий; под насилием - причинение побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, незаконное лишение свободы; под использованием служебного положения - воспрепятствование осуществлению избирательных прав с использование служебного положения в любой форме.

    В соответствии со ст. 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

    Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также в изготовлении другого документа с ложным содержанием. При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени; списки избирателей; удостоверение кандидата в депутаты; подписные листы для регистрации кандидата; протоколы избирательных комиссий.

    Уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ несут только специальные субъекты: члены избирательных комиссий. Совершение деяний, указанных в данной статье УК РФ, другими лицами не влечет ответственность по этой статье. Следует особо подчеркнуть, что кандидаты не являются субъектами этого преступления. В случае самовыдвижения, когда кандидат сам осуществлял сбор подписей избирателей и сфальсифицировал подписные листы, данный кандидат в силу пробела в уголовном законе избегает уголовной ответственности за фальсификацию избирательных документов. Представляется необходимым устранение этого пробела.

    *** Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.

    Согласно ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:

    1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

    2) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

    3) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;

    4) уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

    В перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, на первое место Федеральный закон поставил общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации (к которым, в частности, относится Европейская хартия местного самоуправления, ратифи­цированная Российской Федерацией в 1998 г. и в соответствии со ст. 15 Конституции РФ ставшая частью нашей правовой системы).

    Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуществления народовластия, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 3,12 и др.).

    В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

    а) самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления;

    б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления;

    в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями

    г) компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

    д) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав.

    Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем в соответствии с Конституцией РФ установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления и определены государственные гарантии его осуществления.

    Полномочия федеральных органов государственной власти включают:

    Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так гласит статья 1 Конституции РФ.

    Демократия предполагает, что каждый гражданин имеет право голоса в управлении страной. Во-первых, граждане страны могут путем открытого голосования выбирать кандидатов в органы власти. Во-вторых, они могут свободно баллотироваться на роль этих же кандидатов и, в случае победы, осуществлять вверенную им власть.

    Любые действия, которые могут так или иначе воспрепятствовать осуществлению гражданами своих избирательных прав, признаются противоправными.

    В стране предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

    Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

    Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

    Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

    Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

    Право на выбор кандидата на ту или иную должность в стране называется активным избирательным правом, а самостоятельное участие в выборах признается пассивным правом.

    Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы избирательного права граждан, довольно обширна. Следует выделить те законодательные акты, которые играют особо важную роль в праве выбора.

    К ним относятся:

    • Конституция РФ;
    • ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
    • КоАП РФ;
    • УК РФ.

    Первые два документа отражают избирательные права и особенности действующей избирательной политики, вторые два предусматривают ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

    Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ все граждане страны имеют право выбирать, быть избранными и участвовать в референдуме по особо важным вопросам, за исключением тех, которые находятся в местах лишения свободы или признаются недееспособными.

    ФЗ № 67 отражает основные принципы избирательного права в стране, гарантии и права граждан, состав и правила формирования избирательной комиссии, вопросы финансирования и обжалования принятых решений.

    Нарушения в области избирательного права граждан разнообразны. Некоторые из них причисляются к административным проступкам, другие – к уголовным преступлениям.

    Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений избирательного законодательства:

    Любого рода фальсификации с документами, голосующими, подписями признаются нарушениями. То же самое касается проведения референдума.

    Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.

    Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.

    К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.

    По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:

    Примерами нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ могут быть следующие незаконные действия:

    1. Непредставление в срок или полное непредставление, равно как и представление ложных сведений, отражающих источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд. Часть 1 ст. 5.17 КоАП РФ.
    2. Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Статья 5.8 КоАП РФ.
    3. Нарушение условий рекламы деятельности кандидатов. Статья 5.9 КоАП РФ.
    4. Уничтожение или повреждение печатных агитационных материалов. Статья 5.14 КоАП РФ.
    5. Подкуп избирателей или участников референдума, который не имеет уголовного состава. Статья 5.16 КоАП РФ.
    6. Незаконная выдача избирательного бюллетеня. Статья 5.22 КоАП РФ.

    За нарушение избирательных прав КоАП РФ предусматривает санкцию в виде штрафа, который значительно отличается для различных категорий нарушителей.

    За незначительные нарушения, к примеру, нарушение правил агитации или представления сведений, физическому лицу грозит малозначительный штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. За подкуп же на выборах гражданам грозит более серьезная санкция – до 25 тысяч рублей.

    В УК РФ нарушению избирательных прав посвящена статья 141, которая носит название «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».

    Согласно статьи, к уголовно наказуемым видам нарушений относятся:

    • Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или участию в референдуме;
    • Нарушение тайны голосования;
    • Воспрепятствование работе избирательной комиссии;
    • Воспрепятствование работе отдельного члена комиссии.

    В качестве наказания за подобные деяния Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности:

    • Штраф до 80 тысяч рублей;
    • Штраф в размере дохода осужденного до 6 месяцев;
    • Обязательные работы до 360 часов;
    • Исправительные работы до года.

    В ч. 2 ст. 141 УК РФ прописаны квалифицирующие признаки, наличие которых в преступлении влияет на применимую меру наказания. Отягчающими обстоятельствами признаются:

    • Совершение группой лиц по предварительному сговору;
    • Совершение ОПГ;
    • Использование своего служебного положения;
    • Присутствие признаков подкупа, обмана, принуждения, применения насилия или угрозы его применения.

    При наличии отягчающих обстоятельств виновному лицу грозит максимум до 5 лет реального лишения свободы.

    В особую категорию в статье выделены нарушения, которые связаны с требованиями в вопросах регистрации кандидатов, подсчета голосов или вмешательства в работу государственной автоматизированной системы выборы. Эти действия, совершенные с использованием своего служебного положения, влекут до 4 лет лишения свободы.

    Объектом данного преступления является избирательные права граждан, которые гарантированы Конституцией РФ. Для квалификации решающее значение имеет, чтобы совершенные виновным лицом действия затрудняли работу избирательной комиссии или вовсе делали выборы невозможными.

    Преступления по ст. 141 УК РФ или по КоАП РФ о нарушении избирательных прав встречаются редко . Они фиксируются, как правило, при проведении выборов в депутаты, региональное законодательное собрание или органы местного самоуправления.

    Примерами подобных нарушений могут послужить следующие дела. В день выбора депутатов в государственное собрание Республики Марий Эл учащимся колледжа был совершен подкуп избирателей. Виновное лицо предлагало 11 избирателям вынести незаполненные бюллетени. В результате этого действия он был осужден на 1 год лишения свободы условно с избирательным сроком.

    Кроме применения ст. 141 УК РФ на выборах совершаются и преступления по ст. 142 УК РФ. Касаются они фальсификации подписей или вброса бюллетеней. Так, в Тамбовской области были привлечены к ответственности три руководителя избирательных комиссий за фальсификацию списков кандидатов, их подписей. Виновникам судом было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно.

    Когда подкуп совмещен с вымогательством в деле также инкриминируется ст. 222 УК РФ, а когда с мошенничеством – ст. 159 УК РФ.

    Количество же административных правонарушений в разы превышает уголовные проступки. Наверно практически на каждых выборах присутствуют незначительные нарушения, которые караются штрафными санкциями.

    Избирательные права граждан строго охраняются в демократическом государстве. Выборы, однако, до сих пор являются одной из тех областей, где по-прежнему процветают различного рода нарушения.

    Даже несмотря на то, что на выборах присутствуют международные наблюдатели, мелкие нарушения порядка их проведения все же присутствуют.

    Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства.

    Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

    Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правоограничения личного или имущественного характера. Мерами юридической ответственности являются регламентированные в законодательстве наказательные санкции, которые традиционно именуются в научной литературе карательными или штрафными.

    При этом необходимо учитывать, что юридическая ответственность (в том числе и за нарушения законодательства о выборах): 1) наступает за совершение правонарушения; 2) устанавливается государством и всегда связана с применением к правонарушителям санкций правовых норм уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами; 3) связана с причинением правонарушителю определенных негативных (отрицательных) последствий; 4) реализуется в определенной процессуальной форме.

    За нарушения законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности.

    В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности за нарушения законодательства о выборах: 1) конституционно-правовая ответственность (ответственность по избирательному праву); 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

    В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. Так, в зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций ответственность по избирательному праву подразделяется на: 1) публично-правовую ответственность избирательных комиссий и 2) публично-правовую ответственность кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса.

    Административную ответственность за нарушения законодательства о выборах можно подразделить на: 1) административную ответственность физических лиц и 2) административную ответственность юридических лиц.

    В свою очередь административная ответственность физических лиц делится на: 1) административную ответственность граждан и 2) административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц).

    Рассмотрим правовые особенности каждого вида юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства.

    Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.

    Конституционно-правовая ответственность кандидатов и избирательный объединений (блоков) за нарушение избирательного законодательства. Ответственность кандидатов по избирательному праву закреплена в п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Мерой ответственности кандидата является отмена решения о его регистрации. В качестве субъекта привлечения к ответственности кандидата, который допустил нарушение избирательного законодательства, выступает избирательная комиссия, зарегистрировавшая его. Отменяя решение о регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия реализует юрисдикционную функцию.

    Применение санкции избирательного права в виде отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов) допустимо в порядке и на основаниях, определенных законом, а также не позднее чем в день, предшествующий дню голосования.

    В пункте 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен перечень правонарушений, за совершение которых возможна отмена регистрации. Такими правонарушениями законодатель признает противоправные (нарушающие нормы законодательства о выборах) виновные деяния кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирательных блоков, избирательных объединений и их руководителей, иных организаций, действующих в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов).

    К числу оснований отмены (аннулирования) регистрации кандидата (списка кандидатов) отнесены:

    а) нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов);

    б) нарушения правил регистрации кандидатов (списков кандидатов);

    в) нарушения правил ведения предвыборной агитации;

    г) нарушения правил финансирования избирательной кампании;

    д) использование кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения в целях избрания;

    е) установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов).

    В соответствии с правилом, изложенным в абзаце 6 п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены и иные основания отмены (аннулирования) регистрации кандидата (списка кандидатов)

    Нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) состоят в совершении соответствующими участниками избирательного процесса виновных деяний (действий и (или) бездействия), нарушающих требования норм избирательного законодательства о порядке выдвижения кандидатов (списков кандидатов). Данные нормы содержаться в главе V Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, в других федеральных законах, а также в законах субъектов Российской Федерации.

    Нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) как основания отмены регистрации (аннулирования списков) могут выражаться:

    а) в выдвижении кандидатов (списков кандидатов) неполномочным общественным объединением (например, политическое общественное объединение зарегистрировано позднее года до дня голосования на федеральных выборах);

    б) нарушение установленной процедуры выдвижения кандидатов (списков кандидатов) (например, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от общероссийского избирательного объединения осуществлялось открытым, а не тайным голосованием как это требует закон (пункт 2 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

    в) нарушение правил сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов (списков кандидатов) и др.

    Согласно п. 6 ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата (списка кандидатов).

    Перечисленные выше нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) могут быть основаниями отмены регистрации кандидатов, если они были выявлены или установлены после регистрации соответствующих кандидатов (списков кандидатов) избирательной комиссией.

    Самостоятельным основанием отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов) являются нарушения правил регистрации кандидатов. Здесь субъектом нарушений выступает не кандидат, а избирательная комиссия, которая неправомерно зарегистрировала кандидата (список кандидатов). Например, один и тот же кандидат зарегистрирован по двум избирательным округам в нарушение п. 5 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Отмена регистрации в данном случае - это, по своей юридической природе, правовосстановительная санкция избирательного законодательства.

    Другим основанием отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов) являются нарушения установленных законами правил ведения предвыборной агитации.

    Основные правила ведения предвыборной агитации закреплены в главе VII Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. При решении вопроса об отмене регистрации кандидата (аннулировании списка кандидатов) необходимо установление вины соответствующих участников избирательного процесса, допустивших нарушение правил ведения предвыборной агитации.

    Законодателем установлен дифференцированный подход к правовому реагированию на те или иные факты нарушений правил ведения предвыборной агитации как оснований отмены регистрации кандидата (списка кандидатов).

    При установлении фактов злоупотребления свободой массовой информации при проведении агитации (агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами) зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательная комиссия обязана обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). Иные лица и организации, к которым относятся избиратели, кандидаты, доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, вправе обратиться в суд с таким представлением.

    В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком иных правил проведения предвыборной агитации (за исключением злоупотребления свободой массовой информации) избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение соответствующему участнику избирательного процесса, либо обращается в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. При этом избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов).

    Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована) и при установлении фактов нарушения правил финансирования избирательной кампании, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. К числу таких нарушений относятся, в частности:

    а) несоздание кандидатом собственного избирательного фонда после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей в поддержку своего выдвижения;

    б) создание кандидатом, баллотирующемся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, собственного избирательного фонда;

    в) нарушение установленных законом правил формирования избирательных фондов (п 4 ст 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

    г) нецелевое использование средств избирательных фондов в нарушение правил, изложенных в п. 9, 10 ст. 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

    д) использование для финансирования избирательной кампании иных средств, за исключением поступивших в избирательные фонды.

    Использование зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения является достаточным основанием для отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов). При решении вопроса об отмене регистрации по данному основанию, необходимо учитывать, что согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:

    а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;

    б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;

    в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

    г) бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;

    д) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;

    е) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в п. 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

    Другое основание отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов) - установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов). Под подкупом избирателей понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод избирателям с целью реализации ими своих избирательных прав в интересах определенного кандидата (списка кандидата). Например, вручение избирателям денежных средств с условием, что они будут голосовать за (или против) определенного кандидата. Подкуп может осуществляться и с целью отказа гражданина в реализации им его избирательных прав.

    Необходимо учитывать также, что воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, соединенное с подкупом, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст 141 (часть 2) Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Пунктом 3 ст. 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участникам избирательного процесса (кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации) запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществляющих указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также представлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

    Участники избирательного процесса не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе - по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на основе законов и иных нормативных правовых актов.

    Лицам и организациям, участвующим в избирательном процессе, запрещается в ходе избирательной кампании заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа.

    Любым лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и их доверенных лиц.

    Другим основанием отмены (аннулирования) регистрации кандидата является установление факта существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных, предусмотренных п. 2 ст. 28 и п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также непредоставление кандидатом в избирательную комиссию данных о наличии у него неснятой или непогашенной судимости, а также гражданства иностранного государства.

    В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) в избирательную комиссию сведений биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность), сведений о неснятых или непогашенных судимостях (с указанием конкретных статей конкретных уголовных законов), сведений о гражданстве (в том числе о гражданстве иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения). Согласно требованию, изложенному в п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для регистрации кандидатов (списков кандидатов) необходимо предоставление в избирательную комиссию наряду с иными документами сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности. Существенная недостоверность указанных данных, допущенная кандидатом, и является достаточным основанием для отмены регистрации кандидата. «Существенная недостоверность данных» - это оценочное понятие, конкретизация которого зависит от фактических обстоятельств конкретной ситуации. Например, кандидат не указал в сведениях об его имуществе дом (коттедж), принадлежащий ему на праве собственности, либо существенно занизил полученный им доход. Соответствующая избирательная комиссия или суд обязаны мотивировать в своем решении характер существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных. Факты искажений или неполноты сведений, которыми объясняется существенная недостоверность сообщенных кандидатом данных, должны быть подтверждены документально.

    Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены и иные основания привлечения кандидатов к ответственности по избирательному праву.

    В тех случаях, когда указанные выше нарушения были допущены кандидатами, включенными в список кандидатов от определенного избирательного объединения (избирательного блока), руководителями этих объединений (блоков), избирательная комиссия, зарегистрировавшая список кандидатов, вправе аннулировать эту регистрацию. В данном случае избирательное объединение (избирательный блок) выступают в качестве коллективного субъекта ответственности по избирательному праву.

    В п. 11 ст. 53 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплены не санкции избирательного права, а меры пресечения, применяемые к членам избирательных комиссий, наблюдателей и иных участников избирательного процесса.

    Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, если он пытается воспрепятствовать работе избирательной комиссии, либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Здесь мера пресечения по избирательному праву выражается в правоограничении в виде отстранения члена комиссии от работы в комиссии.

    В случае, если указанные выше нарушения допущены наблюдателями, доверенными лицами кандидатов, избирателями, журналистами и иными лицами, то они удаляются из помещения для голосования.

    Решение об отстранении члена избирательной комиссии от работы в ее составе, а также об удалении из помещения для голосования наблюдателей и иных лиц принимается соответствующей комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к административной или уголовной ответственности, предусмотренной федеральными законами.

    Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов как мера конституционно-правовой ответственности. Данная мера ответственности предусмотрена в п. 2 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Не каждое нарушение законодательства о выборах, допущенное в ходе проведения избирательной кампании, является достаточным основанием отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, и результатах выборов.

    Суд должен установить не только сам факт нарушения, согласно п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но и такой характер этого нарушения, который не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей в ситуации конкретных выборов. Здесь предмет доказывания включает не только само нарушение избирательного законодательства, но и наличие прямой причинной связи между допущенным нарушением и невозможностью установления истинного волеизъявления избирателей.

    В п. 3 ст 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержится дополнительный перечень нарушений законодательства о выборах, совершение которых может явиться основанием судебной отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. К таким нарушениям относятся:

    а) нарушения правил составления списков избирателей;

    в) нарушения правил определения результатов выборов. Данный перечень нарушений не является исчерпывающим, следовательно, и другие нарушения избирательного законодательства могут явиться основаниями отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.

    Отмена судом решения избирательной комиссии за указанные выше нарушения возможна только в том случае, если эти неправомерные действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. К примеру, на одном из избирательных участков при проведении муниципальных выборов за кандидата А. проголосовало 315 избирателей, а за кандидата Б. 320 избирателей. При этом судом было установлено, что 7 избирателям была в нарушение закона предоставлена возможность проголосовать не только за себя, но и за своих родственников. Допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, поэтому суд в данной ситуации вправе отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке.

    Как показывает анализ судебной практики, суды отменяли решения избирательных комиссий и в тех случаях, когда выяснялось, что данные в копиях протоколов, выданных наблюдателям, не соответствовали оригиналам итоговых протоколов, сданных в территориальную избирательную комиссию. Причем, такие разночтения документов не позволяли с достоверностью установить истинное волеизъявление избирателей.

    Законом (п 5 ст 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») установлено полномочие суда соответствующего уровня, вышестоящей избирательной комиссии (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации) отменять решения участковой, территориальной, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, об итогах голосования, о результатах выборов в случаях, прямо установленных федеральными законами, а также уставами муниципальных образований, регламентирующими проведение соответствующих выборов. Данная норма, закрепляющая судебный и административный порядок отмены решений избирательных комиссий имеет общий правомочный характер и находит конкретизацию в отдельных предписаниях указанных выше нормативных актов.

    Законодатель также исходит из того, что отмена решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства о выборах, ставящих под сомнение итоги голосования в целом в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации либо в Российской Федерации. Поэтому такая отмена влечет за собой признание недействительными соответствующих выборов.

    При наличии факта отмены решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков соответствующая избирательная комиссия либо суд обязаны признать недействительными выборы. Данная обязанность вытекает из императивного характера п. 6 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Общий срок рассмотрения судом жалобы на решение избирательной комиссии и принятия по ней решения не должен превышать двух месяцев со дня подачи жалобы. Днем подачи жалобы считается день ее принятия (регистрации) в суде при личной подаче. При подаче жалобы через почту день ее подачи устанавливается по почтовому штемпелю на почтовом отправлении, по почтовой квитанции или выписке из реестра почтовых отправлений.

    Рассмотрение и разрешение судом жалобы на решение избирательной комиссии подчинено общим правилам гражданского судопроизводства (искового производства) с соблюдением специальных норм законодательства о выборах об особых сроках разрешения этой категории дел и некоторых правил подсудности.

    Избрание гражданина депутатом представительного органа либо на выборную должность является юридическим результатом конкретных выборов. Избранный кандидат не может нести ответственность за нарушения законодательства о выборах, способствовавших избранию не избранных кандидатов. В этой связи не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов нарушения избирательного законодательства, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, зарегистрированных кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов избирательные объединения, избирательные блоки.

    Расформирование избирательных комиссий (комиссий референдума) как мера конституционно-правовой ответственности. Данная мера юридической ответственности регламентируется в ст. 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В качестве санкции здесь выступает принудительный досрочный роспуск в судебном порядке комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса.

    Основанием данного вида ответственности является нарушение избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшее признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов.

    Признание недействительными итогов голосования либо результатов выборов должно быть осуществлено в порядке, установленном федеральными законами (в том числе и на основании судебного решения) и законами субъектов Российской Федерации. Общие положения о порядке признания недействительными итогов голосования либо результатов выборов установлены в п.п. 2-7 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Дела о расформировании избирательных комиссий рассматриваются судами в соответствии с правилами подсудности, предусмотренными п. 2 ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно этой норме суды субъектов Российской Федерации рассматривают дела о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти; районные суды рассматривают дела о расформировании окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий. Правовая возможность расформирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральными законами не предусмотрена.

    Суды рассматривают дела о расформировании избирательных комиссий не по собственной инициативе, а только по заявлениям перечисленных в законе органов и лиц.

    С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа данного субъекта Российской Федерации. В случае, когда законодательный орган субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, в суд вправе обратиться группа депутатов любой из избираемых палат этого органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может обратиться и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

    С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться:

    группа избирателей численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты;

    группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа;

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

    избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

    Закон не исключает правовой возможности одновременного обращения с заявлением в суд о расформировании определенной избирательной комиссии нескольких субъектов, имеющих такое право. В этом случае суд рассматривает эти заявления одновременно в рамках одного дела.

    В соответствии с п. 4 ст. 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально по процессуальным правилам, установленным Гражданско-процессуальным кодексом РСФСР.

    Новая избирательная комиссия формируется соответствующим органом государственной власти либо органом местного самоуправления не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии.

    Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

    Общие условия административной ответственности за нарушение избирательного законодательства. Административная ответственность физических лиц за нарушения законодательства о выборах регламентирована Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП).

    Установление административной ответственности за нарушения законодательства о выборах относится к ведению федерального законодателя.

    Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Согласно ст. 10 КоАП административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

    Конкретные составы административных правонарушений физических лиц, посягающих на избирательные права граждан сформулированы в главе 5 Особенной части КоАП (ст. 401 - 4013).

    В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние - такое действие или бездействие, которое нарушает нормы действующего законодательства о выборах и соответствующие статьи КоАП и других федеральных законов.

    Административная ответственность физических лиц может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах. Вина - это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. Применительно к административным правонарушениям законодатель различает две формы вины - умысел и неосторожность.

    Большинство административно-наказуемых нарушений законодательства о выборах может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административные правонарушения, совершенные умышленно, то есть преднамеренно, с продуманным замыслом, отличаются большей степенью публичной опасности и должны влечь более суровые меры административной ответственности. К примеру, только с умышленной формой вины совершаются такие административные правонарушения как выдача гражданам избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования) в целях предоставления им возможности голосования за других лиц, уничтожение или повреждение агитационных печатных материалов.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Разумеется, в отличие от умышленных неосторожные административные правонарушения подлежат менее суровому наказанию. С неосторожной формой вины могут быть совершены такие административные правонарушения как непредставление избирательной комиссии должностными лицами необходимых для ее работы сведений и материалов, проведение агитации в период ее запрещения, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов. При определенных обстоятельствах указанные правонарушения могут быть также совершены и с умышленной формой вины.

    Испытывать вину как особое психическое состояние может только психически здоровый человек. Невозможно вменить в вину совершение административного правонарушения психически больному человеку. Статья 20 КоАП так и гласит: «Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния». Заключение о наличии или отсутствии такого рода заболеваний дает врач-психиатр. При необходимости может проводиться психиатрическая экспертиза.

    При отсутствии вины привлечение физического лица к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах недопустимо.

    Совершение административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, является административно наказуемым. Под административной наказуемостью понимается установленная законом юридическая возможность применения административных взысканий за совершение административных правонарушений.

    Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

    Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав. Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ), который насчитывает две статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан. Это - ст. 141 (»Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») и ст. 142 (»Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов»).

    В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

    Совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 141 УК РФ, с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) наказывается согласно ч. 2 ст. 141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

    В ч. 2 ст. 141 УК РФ под подкупом понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод за отказ гражданина в реализации им его избирательных прав; под обманом - преднамеренное введение в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений, предоставлении подложных документов или в совершении других подобных действий; под насилием - причинение побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, незаконное лишение свободы; под использованием служебного положения - воспрепятствование осуществлению избирательных прав с использование служебного положения в любой форме.

    В соответствии со ст. 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

    Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также в изготовлении другого документа с ложным содержанием. При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени; списки избирателей; удостоверение кандидата в депутаты; подписные листы для регистрации кандидата; протоколы избирательных комиссий.

    Уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ несут только специальные субъекты: члены избирательных комиссий. Совершение деяний, указанных в данной статье УК РФ, другими лицами не влечет ответственность по этой статье. Следует особо подчеркнуть, что кандидаты не являются субъектами этого преступления. В случае самовыдвижения, когда кандидат сам осуществлял сбор подписей избирателей и сфальсифицировал подписные листы, данный кандидат в силу пробела в уголовном законе избегает уголовной ответственности за фальсификацию избирательных документов. Представляется необходимым устранение этого пробела.

    Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов и референдумов. Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), в котором есть две статьи, посвященные посягательствам на избирательные права граждан. Это - статья 141 («Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») и статья 142 («Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов»).

    Воспрепятствование осуществлению гражданином избирательного права или права участвовать в референдуме выступает в качестве общей нормы. Кроме того, уголовная ответственность устанавливается за ряд конкретных нарушений: подлог избирательных документов или документов референдума; неправильный подсчет голосов и фальсификация результатов выборов; нарушение тайны голосования, подкуп избирателей. В законодательстве Российской Федерации кроме перечисленных деяний введена уголовная ответственность за воспрепятствование работе избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 141 УК РФ уголовно наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

    Совершение деяний, указанных в пункте 1 статьи 141 УК РФ, с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) наказывается согласно части 2 статьи 141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

    Под подкупом понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод за отказ гражданина в реализации им его избирательных прав; под обманом - преднамеренное введение в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений, предоставлении подложных документов или при совершении других подобных действий; под насилием - нанесение побоев, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, незаконное лишение свободы; под использованием служебного положения - воспрепятствование осуществлению избирательных прав с использованием служебного положения в любой форме.

    В соответствии со статьей 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

    Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, его подделки, подчистки или пометки другим числом, а также изготовление другого документа с ложным содержанием. При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени, списки избирателей, списки участников референдума, удостоверение кандидата в депутаты, подписные листы для регистрации кандидатом, протоколы избирательных комиссий.

    Уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного статьей 142 УК РФ, несут только специальные субъекты: члены избирательных комиссий, члены комиссий референдума и члены инициативных групп. Если подобные деяния, указанные в данной статье УК РФ, совершают другие лица, они не привлекаются к ответственности по этой статье.

    Административные правонарушения в сфере избирательных прав граждан закреплены в особенной части КоАП РФ 2002 г. в главе № 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Под избирательным административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на избирательные права, за которое Кодексом Российской Федерации об административной ответственности установлена административная ответственность.

    В Кодексе закреплены 25 составов административных правонарушений. К ним относятся:

    1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума.

    2. Вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума.

    3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума.

    4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума.

    5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов.

    6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации.

    7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме.

    8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

    9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности.

    10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.

    11. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом.

    12. Изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением требований закона.

    13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства и деловой репутации.

    14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму.

    15. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума.

    16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

    18. Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума.

    19. Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума.

    20. Финансирование избирательной кампании, кампании референдума помимо избирательных фондов, фондов референдума и оказание иной, запрещенной законом, материальной поддержки.

    21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума.

    22. Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

    23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

    24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов.

    В соответствии со ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.2-5.4, 5.6,5.9-5.16, частью 1 ст. 5.17, статьями 5.18-5.20, вправе составлять члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, статьями 5.10, 5.11, 5.14, 5.15, 5.21 - уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.5, 5.7, 5.8, 5.22-5.24, возбуждаются прокурором.

    Административная ответственность физических и юридических лиц может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах. Применительно к физическим лицам, вина - это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. При отсутствии вины привлечение физического лица к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах недопустимо.

    За нарушение законодательства о выборах административную ответственность в качестве юридических лиц могут нести: организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание; редакции периодических печатных изданий; избирательные объединения; общественные объединения; благотворительные организации; религиозные объединения; кредитные организации (учреждения); полиграфические предприятия и др.

    Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей участников референдума - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальным размеров оплаты труда.

    Согласно п. 16 ст. 17 Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях…» гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявления, а также предоставленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения такого заявления.

    Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

    Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

    К ним можно отнести нарушение сроков ее проведения. В частности, предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организации телерадиовещания, в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. Запрещено прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования. Также запрещено участие в предвыборной агитации воинских частей, военных учреждений и организаций, иностранных граждан, представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

    Подкуп избирателей, участников референдума. Под ним понимаются вручение избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров либо безвозмездное или на льготных условиях предоставление услуг, а равно осуществление благотворительной деятельности с нарушением федерального законодательства о выборах и референдумах - влечет наложение штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

    В то же время, за такие правонарушения как нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней, незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, которые в целом могут повлиять на ход и результаты итогов голосования, предусмотрены незначительные наказания. К примеру, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока.

    Гражданско-правовая ответственность участников избирательного процесса

    Гражданско-правовая ответственность участников избирательного (референдумного) процесса регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами. Она может наступать, в частности, за причинение вреда достоинству личности, чести и доброму имени, деловой репутации, а также за посягательство на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на имя, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

    Если, например, противоправной агитационной деятельностью субъекта избирательного процесса гражданину причинены физические или нравственные страдания (моральный вред) либо нарушены его личные неимущественные права, осуществлено посягательство на честь, достоинство, деловую репутацию, доброе имя, на принадлежащие ему другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации и иного предусмотренного законом возмещения указанного вреда (ст. 151 и 152 ГК РФ).

    Гражданско-правовая ответственность также может наступать в сфере договорных отношений в избирательном (референдумном) процессе за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по договорам (например, по договорам между кандидатами, избирательными объединениями и организациями телерадиовещания, редакциями периодических печатных изданий о предоставлении эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации и другим договорам).

    На практике встречаются случаи, когда в коллизию вступают публично-правовые и частно-правовые принципы, например, принцип равенства кандидатов и принцип свободы договора. Приведем пример возникновения и разрешения подобной коллизии.

    Избирательный закон обязывает прессу соблюдать принцип равенства всех кандидатов. Но вместе с тем п. 4 ст. 52 гласит, что негосударственные печатные СМИ вправе отказать в предоставлении печатной площади. В комментариях ЦИК России к этому пункту говорится, что «редакции негосударственных периодических печатных изданий могут предоставить печатную площадь за плату одному участнику избирательного и референдумного процесса и отказать в таком предоставлении другому».

    Отказ негосударственной организации СМИ в предоставлении печатной площади отдельному участнику избирательного процесса возможен до заключения договора, то есть, по сути, в форме отказа от заключения договора. В противном случае отказ будет являться нарушением уже заключенного договора, влекущим ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    Наши желания могут иметь разное выражение. Народная воля при выборе представителей на различных уровнях власти реализуется благодаря нашим избирательным правам.

    Современную избирательную систему вполне можно сравнить со сложнейшим механизмом. Поскольку именно выборы часто приводят людей к власти, здесь нередки всевозможные нарушения. Закон подобные ситуации учитывает и часто трактует как преступления.

    Основные сведения

    Хотя бы в общих чертах рассказать о российском избирательном законодательстве просто нереально. Речь идёт об огромном числе документов различного уровня: законах, актах и так далее.

    Поэтому логично сузить тему до наиболее злободневного вопроса. Он касается случаев, когда нарушаются наши права как избирателей.

    Понятие и регулирующие вопрос нормы

    • В 19-й главе российского УК, которая посвящена нарушениям наших ключевых свобод и прав, есть статья 141. О посягательстве на избирательные права отдельных граждан говорится в первой и второй частях статьи.
    • О каких конкретных правах идёт речь? Их уточняет 32-я статья Конституции. Каждый из нас (за исключением заключённых и недееспособных) обладает правом стать народным избранником или участвовать в выборах/референдумах.
    • Подробно все права и гарантии излагаются в специальном Федеральном законе. Он утверждён 12.062002 за номером 67-ФЗ (регулярно редактируется).
    • В некоторых случаях может идти речь не о преступлениях, а об административных правонарушениях. По этому поводу в КоАПе имеется довольно много статей, сосредоточенных в пятой главе.

    Уголовно-правовая характеристика

    Когда нарушаются избирательные права россиянина, последствия не важны. Это делает преступления по 141-й статье деяниями с формальным составом.

    • Объект в общем смысле – это общественные отношения, которые возникают при реализации конституционных прав. В более узком плане можно говорить о конкретных избирательных правах.
    • злодеяния может стать любой возрастом . Кроме того, для преступления характерен прямой умысел и активные действия.

    Виды нарушений

    Юристы-практики указывают, что фактически речь идёт о двух преступлениях против гражданских избирательных прав.

    • В первом случае человеку буквально мешают кого-либо избрать или избраться самому.
    • Во втором – каким-либо образом не позволяют поучаствовать в референдуме.

    В обеих ситуациях имеются квалифицирующие признаки. Их можно обозначить как помеху в реализации гражданских избирательных прав плюс:

    • обман, насилие (), принуждение;
    • злоупотребление должностными полномочиями;
    • групповые действия (по сговору или организованные).

    Способов нарушить избирательные права масса. Известны случаи ложных сообщений о предстоящем теракте на избирательном участке. Или о том, что «со всеми, кто за <имя> проголосует, подкарауливают и разбираются».

    Подобным способом пытаются помешать людям проголосовать. А чтобы препятствовать человеку в собственном избрании, ему порой отказывают в регистрации в качестве кандидата (без оснований для такого действия). И это лишь один из примеров.

    Довольно часто жертвами нарушения избирательных прав становятся инвалиды, о чем и расскажет видео ниже:

    Как пожаловаться на преступление

    При нарушении наших ключевых прав главное – ни о чём не молчать. Правда, добиться справедливости можно не всегда. Например, если кто-то осторожно и умело распускает ложные слухи, найти и наказать такого «деятеля» бывает довольно сложно.

    А вот действия избирательных комиссий вполне можно обжаловать. Рассмотрим далее, как действовать, чтобы отстоять свои гражданские избирательные права.

    Как составить жалобу

    Здесь необходимо соблюдать общие правила и указать:

    • все обстоятельства нарушения избирательных прав (время, место, ход событий);
    • какие законодательные нормы были нарушены;
    • кто допустил нарушения;
    • итоговые требования.

    Образцы жалоб на нарушение избирательных прав вы можете посмотреть ниже или скачать .

    Образцы жалоб на нарушение избирательных прав

    О нарушении порядка заполнения увеличенной формыпротокола об итогах голосования

    О нерассмотрении заявления о нарушении

    Об отказе выдать заверенную копию протокола об итогах голосования

    О нарушении избирательного законодательства

    О преждевременном начале избирательных действий

    Об отказе принять и рассмотреть обращение о нарушении

    Об обнаружении в избирательных ящиках сложенных пачек бюллетеней

    О нарушении последовательности при подсчете голосов

    Главное – чётко определиться, кому и куда подавать заявление. А далее мы расскажем вам про порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан.

    Порядок

    Обращаться с подобными жалобами необходимо в суд. Об этом говорит 75-я статья Федерального закона, который упоминался выше (№67-ФЗ).

    В какой именно суд обращаться, зависит от уровня допустившей нарушения комиссии. В целом жалобы такого порядка – это целая наука, и здесь особенно необходима консультация юриста-практика.

    Наказание и ответственность за нарушение избирательных прав граждан

    Если нарушения гражданских избирательных прав квалифицируются как правонарушения, то виновные ответят по КоАП. Наказанием в случае административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан становятся штрафы.

    Преступления по 141-й статье УК РФ предполагают уголовную ответственность за нарушение избирательных прав и караются:

    • , которые в зависимости от квалификации достигают размера трёхсот тысяч рублей или дохода за два года;
    • (максимум на 480 часов);
    • в двухлетнем пределе;
    • пятилетними (не более) ;
    • , максимум на пять лет.

    Провинившиеся избирательные комиссии могут понести ещё один вид ответственности за нарушение избирательных прав, которая называется конституционно-правовой. О ней говорит закон №67-ФЗ в 79-я статье.

    Ответственность такого порядка подразумевает особые карательные меры. Они состоят в расформировании комиссии референдума или избирательной.

    Судебная практика по нарушениям избирательного права представлена ниже.

    Судебная практика


    Пример 1.
    А. П. по заданию избирательной комиссии и скал и нанимал людей для проведения агитационных работ. Одна из «наёмниц» заявила в полицию о том, что агитация на деле представляет собой подкуп избирателей.

    В суде была проведена проверка как действий А. П., так и избирательной комиссии. А. П. предъявил договоры о найме сотрудников для агитационных мероприятий и расписки о выдаче авансов. Каких-либо подтверждений подкупа не обнаружилось. В итоге суд постановил: противозаконные действия отсутствуют.

    Пример 2. Уголовным преследованием обернулось желание А. А. помочь своей подруге. Та попросила помочь с выборами одного из кандидатов в депутаты. А. А. получила от подруги деньги, часть из которых раздала своим друзьям и знакомым после того как они проголосовали за определённого кандидата.

    Однако позднее А. А. явилась с повинной, была признана своей подруги, но активно помогала раскрывать основное преступление. Решение суда: уголовное дело прекратить, так как ранее А. А. преступлений не совершала, а инкриминируемое деяние и имело небольшую тяжесть.

    В целом практически любые выборы сопровождаются массой жалоб и даже открытыми конфликтами разных уровней. Изменится ли подобная ситуация в дальнейшем, предсказать трудно.

    Статистика нарушений избирательных прав граждан удручающая, но мало кто знает, что поправ такие нормы, человек также нарушает и (как, например, и и др.).

    Более подробно о юридической ответственности за нарушение избирательных прав граждан поведает специалист в этом видео:



    Просмотров