Нецелевым расходованием бюджетных средств является. Нецелевое использование бюджетных средств

По ст. 38 БК целевое назначение означает, что соответствующие ассигнования и лимиты обязательств доводятся до конкретных субъектов. При этом указываются направления, в которых они будут потрачены. В качестве субъектов выступают главные получатели бюджетных средств. Рассмотрим далее особенности распределения лимитов обязательств и ассигнований, а также за нарушение действующего финансового законодательства.

Нормативная база

Решением/законом о бюджете определяется распределение ассигнований по каждому основному распорядителю. Это осуществляется в разрезе кодов подразделов, статей, разделов, классификаций затрат, отражающих направления финансирования. Нецелевое расходование бюджетных средств определяется в ст. 306.4 БК. В ч. 1 указано, что под ним следует понимать направление ассигнований и оплату обязательств, не предусмотренных в решении/законе, сметой, договором или другим документом, выступающим в качестве юридического основания для их предоставления.

Получатель бюджетных средств

Это уполномоченный орган, наделенный рядом специальных полномочий. В частности он вправе принимать/исполнять обязательства от лица публично-правового образования за счет ассигнований. Контроль над ним устанавливает распорядитель бюджетных средств. Структурой, принимающей/исполняющей обязательства, может выступать орган гос. власти, управления гос. фондом, местного самоуправления или территориальной администрации, казенное учреждение. Получатель бюджетных средств - это также казначейство. Оно находится на самом высоком уровне в иерархии При этом казначейство выступает и как основной распорядитель бюджетных средств.

Государственный сектор

Он выступает как первостепенный получатель бюджетных средств. Это означает, что структуры, входящие в его состав, несут ответственность за правильное распределение принятых ассигнований. В государственном секторе работают предприятия непроизводственных, народнохозяйственных производственных отраслей, а также предоставляющие общеобязательные услуги. Первые специализируются на удовлетворении ключевых потребностей населения. В частности такими предприятиями являются учреждения здравоохранения, образования, культуры и проч. Их финансирование осуществляется по сметам. В таких организациях непосредственный получатель бюджетных средств - это руководитель либо гл. бухгалтер. Аналогичные лица являются ответственными за принятие финансирования и на производственных предприятиях. Для руководителя и главного бухгалтера ключевой обязанностью в финансовой сфере является целевое использование бюджетных средств.

Важный момент

Следует учесть, что в соответствии со второй частью ст. 306.1, действие/бездействие, которое нарушает БК и прочие правовые акты, регламентирующие финансовые отношения, совершенные субъектом, который не является участником бюджетного процесса, предполагает ответственность. Соответствующие меры устанавливаются законодательством. Применение конкретного наказания осуществляется в зависимости от серьезности допущенного нарушения.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Возможные нарушения БК могут состоять в:

  1. Направлении поступлений на оплату затрат, не предусмотренных в плане финансово-хозяйственных операций на соответствующий год.
  2. Несанкционированном перемещении средств по статьям. В частности имеются в виду случаи, когда руководство организации решает выделить бюджетные средства, поступившие для финансирования одних нужд, на другие потребности.
  3. Направлении финансирования на покрытие затрат, которые должны производиться за счет поступлений из фондов другого уровня.
  4. Использовании средств на оплату расходов, возмещаемых деньгами внебюджетных фондов.
  5. Оплате услуг и работ, не относящихся к деятельности учреждения, оказании помощи коммерческим предприятиям, в том числе для их создания или покрытия их затрат.
  6. Финансировании объектов и строительства, не включенных в план, расходов, не предусмотренных в сметной документации.

В практике надзорных органов выявляются и иные серьезные нарушения.

Административная ответственность

Бюджетный кодекс устанавливает, что к нарушителям действующего в сфере финансов законодательства могут применяться меры, предусмотренные в нормах. В зависимости от последствий, ответственность может быть административной или уголовной. В первом случае, если ответственный субъект нарушил Бюджетный кодекс, к нему применяется ст. 15.14 КоАП. В норме устанавливается ответственность за направление ассигнований на покрытие затрат, не предусмотренных в законе/решении, сводной росписи, смете, соглашении/договоре или ином документе, выступающем в качестве основания для предоставления соответствующих сумм. При этом для применения административного наказания в составе деяния должны отсутствовать признаки преступления. Нарушителям в соответствии со ст. 15.14 КоАП грозит штраф в сумме:

  • 20-50 тыс. руб. - для должностных лиц;
  • 5-20% от размера средств, которые были получены из бюджета и использованы не по целевому назначению.

Должностным лицам денежное взыскание может быть заменено на дисквалификацию на 1-3 г.

Нюанс

В соответствии со ст. 78.1 БК (ч. 1), для предусмотрены субсидии на финансирование выполнения ими Они рассчитываются исходя из нормативных затрат на предоставление услуг организациям и гражданам, а также на содержание имущества. Субсидии могут предоставляться и на иные цели. Правила отчисления устанавливаются Правительством, исполнительной структурой региональной власти либо местного самоуправления. К примеру, субсидии на прочие цели предоставляются учреждениям по правилам, определенным по согласованию с Минфином структурами, реализующими полномочия и функции учредителя. Данный порядок должен предусматривать положения об условиях, сроках, размере, направлениях распределения сумм. Из этого следует, что соглашение, которое учреждение заключает с учредителем, выступает в качестве правового основания для выделения бюджетных средств.

Уголовное наказание

Кроме административной предусматриваются и по УК. Соответствующие меры фиксируются в ст. 285.1. В части первой наказание назначается за расходование средств должностными лицами на цели, которые не соответствуют условиям их принятия, утвержденным законом/решением, сметой, и совершенное в крупном размере. За такое деяние установлены наказания в виде:

  1. Штрафа в сумме 100-300 тыс. руб. или равного доходу за 1-2 года.
  2. Принудительных работ не более 2 лет или тюремного заключения на такой же срок. Дополнительно может устанавливаться запрет на замещение ряда постов или ведения отдельных видов деятельности в течение 3 лет
  3. Ареста до полугода.

Крупным размером считается сумма более 1,5 млн руб. В части второй нормы предусматривается ответственность за указанные деяния, совершенные с отягчающими обстоятельствами.

Оспаривание результатов проверки

Стоит сказать, что случаи, когда организация не согласна с выводами инспекции, не являются редкостью. В соответствии с общими правилами, оспаривать результаты о нецелевом расходовании ассигнований можно в судебном и претензионном порядке. В первом случае организации следует воспользоваться положениями 198 статьи АПК (ч. 1). Для обжалования решения проверяющих необходимо направить иск с требованием признать документ недействительным. Досудебный порядок регламентируется, как правило, нормативными актами, устанавливающими правила осуществления контрольными органами их деятельности. К примеру, по положениям Административного регламента Росфиннадзора, проверяемая организация может направить письменное возражение на акт в пятидневный срок с даты его получения. В сообщении следует указать, с какими именно выводами не согласно учреждение. Возражение должно быть мотивированным. Для обоснования своей позиции следует ссылаться на нормы законодательства.

Заключение

По ст. 18 БК для формирования и исполнения бюджетов используется специальная классификация. Она представлена в виде группировки доходов, затрат и источников покрытия дефицитов. В ее состав, в числе прочего, входит КОСГУ - комплекс операций, выполняемых в секторе гос. управления. Для эффективного планирования и распределения поступлений вопросы, касающиеся отражения затрат по статьям, могут регламентироваться сметой, гос. заданием, методическими рекомендациями распорядителя средств. Как указывает Минфин в письме № 02‑07‑10/534 от 27 февраля 2012 г., рассматривая нарушения, которые выявляют контрольные органы, следует объективно, всесторонне и полно установить все обстоятельства в комплексе. Кроме этого, нужно определить условия и причины нецелевого расходования в каждом отдельном случае.

  1. Понятие нецелевого использования средства
  2. Кто нарушитель?
  3. Форма ответственности

Расходы могут быть социальными, военными, экономическими, внешнеэкономическими или направленными на содержание судебной или законодательной системы. Направленные на выплату социальных пособий, содержание армии, или инвестирование передовых программ, они должны быть потрачены в полном объеме на установленные задачи. Расходование денежных средств на другие цели является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена и уголовная ответственность.
Понятие нецелевого использования средств
Распределение государственного бюджета осуществляется исходя из положений, принятых в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Именно он говорит о том, что все средства, выделяемые из казны, обязательно имеют строгие указания относительно использования (ст.38 БК РФ).
В этом кодексе есть и определение нецелевого задействования бюджетных денег. Под ним понимается оплата услуг или товаров, не предусмотренных в документе, определяющем ассигнование. Таким документом является бюджетная смета, свободная бюджетная роспись, закон о бюджете, контракт на предоставление субсидии или другой правомочный документ.
Виды нецелевого использования средств

Нецелевые расходы, допущенные главным распорядителем, управляющей компаний или получателем бюджетных средств, имеет свои последствия, кроме правовых бывают и фактические. Они напрямую определяются уровнем и формой совершенного правонарушения. Допустить его могут как участники бюджетного процесса, так и непосредственно сами автономные организации. Разновидности нецелевого использования формируются исходя из практики. Самыми распространенными нарушениями являются:

  • растраты на ведение хозяйственной деятельности в течение финансового года, если бюджетом они не предусматривались;
  • полученная прибыль была потрачена на другие цели, нежели были предусмотрены финансовым планом;
  • некорректное движение средств по статьям бюджетной квалификации, распределяющей все операции по секторам гос. управления;
  • произошло смешение разделов бюджета: на нужды одних были задействованы средства других;
  • объекты были профинансированы до того, как принята проектная смета;
  • деньги, выделенные из казны, потратили арендаторы, и впоследствии, расходы не были возмещены;
  • средства были использованы для оплаты услуг сторонней организации, вне деятельности учреждения, которое было профинансировано;
  • деньгами оплатили цели, которые планировались финансироваться на источники вне бюджета;
  • погашение расходов из федерального бюджета, в то время как они были предусмотрены на муниципальном уровне.

Требования в части нарушений расходования бюджета предусмотрены административным законодательством, а именно КоАП РФ. Бюджетные средства, переведенные на счета автономной организации, всегда находятся под строгим контролем. Осуществляет его Счетная палата РФ, Федеральное казначейство (оно приняло контролирующую функцию контроля в финансово-бюджетной сфере после упразднения Росфинннадзора), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба (в рамках контроля валюты), а также контрольно-счетные органы.
Нецелевое расходование субсидий
Из бюджета выделяются средства не только предусмотренные сметой, но и на основании заключенного соглашения. В этом случае речь идет о субсидировании деятельности социально важной организации. Полученные деньги должны тратиться, согласно установленных в договоре положений. Судебная практика отмечает следующие случаи нарушения оговоренных целей:

  • Внесение средств на счета сторонних организаций за услуги содержания чужой собственности. В особенности это касается имущества, не принадлежащего профинансированному учреждению.

    Исключением являются затраты, связанные с гос. заданием, в частности если они регулярные и полностью соответствуют установленной цели.

  • Перевод средств на счета сторонних организаций, за услуги, которые не были оказаны. В практике встречаются случаи, когда по документам подрядчик все предусмотренное условиями соглашения выполнил, о чем свидетельствуют акты приема-передачи, но при проверке по факту они не были выполнены полностью или в какой-то части. В этом случае речь идет об административном правонарушении, за которое предусмотрена .
  • Списание денег, выделенных из бюджета за услуги, не предусмотренные договором. К примеру, средства были потрачены на страховые полисы, в то время как юридические услуги оплачиваются из внебюджетных средств.

Ситуаций на практике бывает гораздо больше, и все они имеют свои особенности. В судах доказывают не только наличие факта нарушения, но и его необоснованность. В последнем случае организации требуется доказать, что она действовала только в рамках гос. задания.
Кто нарушитель?


Нецелевое использование бюджетных средств является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность. Возлагается она в первую очередь на организацию, которая его допустила. До окончания разбирательства, деятельность юридического лица временно . Также вину несет должностное лицо, в ведении которого было распоряжение выделенными средствами из бюджета. Для него предусмотрены следующие санкции:

  • лишение свободы на срок, установленный законом.

Чаще всего ответственным должностным лицом является руководитель, в ведении которого находятся экономические вопросы. Определяется лицо, исходя из подписи на финансовых документах, без нее не возникает последствий правового действия. Если подписывал важные бумаги в период отсутствия руководителя его заместитель, и все полномочия он получил официально, согласно приказа, то ответственность он несет единолично.

То есть наказанию подлежит лицо, чьи действия повлекли за собой использование денег не по назначению, и кто ставил подписи на ключевых финансовых документах.

Форма ответственности
При выявлении нарушений в процессе использования выделенных денег из казны, контролирующие органы вправе приостановить деятельность учреждения, провести полную проверку. В 2019 году, нецелевое расходование бюджетных средств предусматривает два вида ответственности:

  • Административная. Санкции описаны в КоАП РФ, применяются если в действиях должностных лиц отсутствует уголовное деяние. В этом случае учреждение обязуется выплатить штраф, в сумме от 5 до 20% от выделенных средств из бюджета. Должностное лицо отстраняется от исполнения своих обязанностей сроком до 3 лет и обязуется выплатить от 20 до 5 тысяч рублей.
  • Уголовная. Санкции описаны в УК РФ. Согласно им в отношении виновного могут быть применены кроме штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы сроком до 3-х лет, арест на полгода, или отбывание наказание в тюрьме сроком до 2-х лет, с последующим запретом занимать определенные должности (или без такого ограничения).

Наказание ужесточается, если нецелевое расходование средств было спланировано группой лиц, и в совершении таких действий был умысел.

Cтраница 1


Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.  

Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.  

Ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств, зафиксированное в Гражданском, Бюджетном и Налоговом кодексах, в недостаточной степени учитывает специфику деятельности в сфере образования, вследствие чего у руководителей образовательных учреждений возникли сложности гибкого и оперативного маневра имеющимися ресурсами. Более того, в ряде случаев контроль распространяется на все средства, полученные бюджетным учреждением, то есть и на средства, полученные из внебюджетных источников. В результате этого, в частности, у образовательных учреждений возникают проблемы с привлечением инвестиций из внешних (относительно бюджетов) источников, и использованием средств, полученных от дополнительных видов деятельности.  

Конкретные направления и объемы расходования бюджетных средств по различным правительственным программам определяются общими принципами государственного вмешательства в экономику, текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития. Выработка этих приоритетов представляет собой сложный процесс, в котором принимают участие различные социальные слои и группы населения, интересы которых выражают специфические общественные организации, представители делового и научного мира, законодательной и исполнительной власти. Бюджетные средства расходуются на следующие основные цели: содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и др.), финансирование народного хозяйства. Отношение между этими статьями определяется многими факторами: положением страны в мировой системе, социально-экономической структурой общества, историческими традициями и даже тем, какая партия находится у власти. Огромную роль играет бюджет в финансировании образования и подготовки квалифицированных кадров.  

Процедура финансирования состоит в расходовании бюджетных средств. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств. Кратко остановимся на организации исполнения регионального бюджета на примере областного бюджета. Исполнение областного бюджета организует Правительство области. Поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных в бюджете, определяется областным департаментом финансов. Министерства, комитеты, управления, департаменты представляют в департамент финансов свод доходов по установленной форме. В соответствии с утвержденным бюджетом и его поквартальным распределением департамент финансов составляет роспись доходов и расходов бюджета. В ходе исполнения областного бюджета в него могут вноситься изменения. Правительство области имеет право принимать решения о внесении изменений в областной бюджет в пределах утвержденных годовых ассигнований по каждому направлению расходов. Российской Федерации, которые принимаются после утверждения областного бюджета на очередной год, изменяют характеристики бюджета и пропорции межбюджетных отношений.  

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.  

Финансирование - это и есть расходование бюджетных средств в соответствии со сметой.  

Важная роль в организации рациональной системы расходования бюджетных средств отводится, прежде всего, принщщам бюджетного финансирования. К ним относятся: получение максимального эффекта от использования бюджет-ныхресурсов, что подразумевает нормирование соответствующих расходов, а также последовательную минимизацию государственных затрат относительно получаемого результата.  

Возникла острая необходимость наведения порядка в расходовании бюджетных средств и осуществлении бюджетного процесса.  

В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанным федеральным законом.  

В условиях перехода на рыночные основы хозяйствования система расходования бюджетных средств должна претерпеть существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ, создавать финансовые возможности для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Правда, в течение ближайшего времени целевые бюджетные дотации на некоторые виды товаров еще сохранятся.  

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Ко второму уровню относятся подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. К третьему уровню относится классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая их финансирование по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. На четвертом уровне классификации детализируются направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.  

Бухгалтерский учет и отчетность бюджетных учреждений направлены на обеспечение систематического контроля за расходованием бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением. Бухгалтерская отчетность имеет также большое значение для осуществления задач финансового планирования.  

Анализ существующей финансовой системы страны показывает недостаточную оперативность учета за поступлением и расходованием бюджетных средств, контроля за их целевым использованием, длительность прохождения выделенных средств до конечного получателя, слабую взаимосвязь между финансовыми органами в процессе исполнения бюджетов различных уровней.  

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -


наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


2. То же деяние, совершенное:


а) группой лиц по предварительному сговору;


б) в особо крупном размере, -


наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.




Комментарии к ст. 285.1 УК РФ


1. Одним из принципов бюджетной системы РФ являются адресность и целевой характер бюджетных средств (ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ), означающие, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджета с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджетные средства (бюджетные ассигнования) - средства бюджетов разных уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов), направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти и управления.

Бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета), устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. После утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса). Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса).

2. Основным объектом посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, являются интересы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств способно существенно отрицательно повлиять на работу этих органов и учреждений.

3. Нецелевое расходование бюджетных средств означает трату, употребление их на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным документом, являвшимся основанием для получения бюджетных средств. Криминообразующим признаком, отличающим преступление от административного правонарушения, в данном случае является размер - сумма бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, которая должна превышать 1,5 млн. руб. (ч. 1 ст. 285.1) либо 7,5 млн. руб. (ч. 2 ст. 285.1). Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным статьям утвержденной сметы доходов и расходов.

Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.

4. Субъектом преступления является должностное лицо организации - получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами. Поскольку расходные документы подписываются руководителем организации (либо его заместителем), а также главным (старшим) бухгалтером, именно эти должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений, соответствующие командиры и финансисты воинских подразделений могут быть субъектами рассматриваемого преступления.

5. Преступление совершается умышленно, мотивы и цели совершения данного деяния могут быть любыми, они не имеют значения для квалификации содеянного.

Нецелевое расходование бюджетных средств может быть оправдано только в ситуации крайней необходимости (см. ст. 39 УК и комментарий к ней).

6. Помимо особо крупного размера квалифицирующим обстоятельством по ч. 2 ст. 285.1 является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления - участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления.

7. Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо отграничивать от хищений бюджетных средств, совершенных с использованием служебного положения, руководствуясь при этом признаками хищения чужого имущества, сформулированными в примечании 1 к ст. 158 УК (см. комментарий к ней), и от использования государственного целевого кредита не по прямому назначению (см. комментарий к ст. 176). Бюджетные средства, о которых говорится в ст. 285.1, не являются кредитом и предоставляются не на условиях их возвратности.

8. Поскольку комментируемая статья предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств, можно предположить, что нецелевое использование бюджетных средств, совершенное должностным лицом главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, не подпадает под действие ст. 285.1 и должно квалифицироваться как превышение должностных полномочий по ст. 286 УК.

Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению. Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение. Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.
  2. При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  3. Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

  • допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
  • нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

  • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
  • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
  • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
  • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
  • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
  • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
  • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
  • нарушение условий предоставления субсидий;
  • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
  • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
  • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.

Субсидии, примененные нецелевым образом

Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:

  1. Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
  2. Оплата за неоказанные услуги . Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
  3. Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.

Кто виноват

Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

Формы ответственности

Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.

Административные кары за «нецелевку»

Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:

  • организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
  • должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.

Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
  • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
  • арест до полугода;
  • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):

  • штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
  • длительность принудительных работ – до 5 лет;
  • сроки лишения свободы – до 5 лет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.



Просмотров