Нецензурная брань в общественных местах, помимо осуждения, наказывается штрафом. Какие ограничения накладывает закон о запрете мата

Закон о запрете мата наделал немало шуму в СМИ, после того как начал действовать в июле 2014-го. Законом о запрете мата упрощенно называют поправки к закону 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года, которыми был введен запрет на ненормативную лексику. Давайте узнаем, где и когда теперь нельзя крепко выражаться.

Какие запреты введены законом о мате?

Итак, с 1 июля 2014 года вступил в действие закон 101-ФЗ от 05.05.2014, внесший ряд изменений в 53-ФЗ о государственном языке РФ. Согласно нововведениям, в русском языке при использовании его в качестве государственного не разрешается применение слов, выражений (включая нецензурную брань), которые не соответствуют литературным нормам.

Нарушение этих правил влечет ответственность. Но чтобы понять, какую именно, необходимо разобраться, что и кому запрещает закон. И означает ли он, что теперь любому гражданину за ненормативные выражения придется держать ответ?

Что такое государственный язык?

Не знаете свои права?

Обратившись к словарю социолингвистических терминов, мы узнаем, что государственным называется язык, если он применяется в политической, культурной, экономической и социальных сферах. На государственном языке излагаются законы, издаются распоряжения, осуществляется обучение, вещают средства массовой информации. То есть государственный язык — это, фактически, официальный язык.

А вот какой позиции придерживается сам 53-ФЗ, который разъясняет, что государственный язык применяется:

  • в деятельности госорганов и их наименованиях;
  • при проведении выборных компаний и референдумов;
  • во всех видах судопроизводства;
  • при публикации международных договоров и законов;
  • во взаимоотношениях госорганов, общественных объединений, организаций и граждан;
  • в географических наименованиях;
  • при оформлении документов;
  • в СМИ и рекламе, в том числе при показах фильмов в прокате, проведении концертов и развлекательных мероприятий; производителям аудио- и видеопродукции, выпущенной после вступления в силу данного закона, вменяется в обязанность размещение на упаковке предупреждения о нецензурной лексике, если таковая имеется в данном произведении.

Как видим, закон 53-ФЗ распространяет свое действие и на взаимоотношения граждан, причем на какие именно — официальные или нет, закон не конкретизирует. А это можно трактовать, что ругаться матом не разрешено никому.

Запрет мата в кино

Закон 101-ФЗ ввел еще одно ограничение на мат — внесением изменений в 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 года. Теперь фильм не выйдет в прокат на широкий экран, если содержит ненормативную лексику. Правда, это правило не касается фильмов, предназначенных для показа по кабельному и спутниковому ТВ. Исключение делается также для показа зарубежных фильмов в рамках международных кинофестивалей.

Фильм, не соответствующий требованиям закона, просто-напросто не получит прокатного удостоверения. Если же он все равно будет демонстрироваться в кинотеатрах, нарушителям придется отвечать по закону: за несанкционированный показ положен штраф 50 000-100 000 рублей, а повторение подобного нарушения обойдется в 100 000-200 000 рублей.

Другие виды ответственности

В случае публичного исполнения произведения, содержащего мат, граждане - организаторы представления могут лишиться 2 000-2 500 рублей, должностные лица 4 000-5 000 рублей, а юр. лица — 40 000-50 000 рублей. Повторные нарушения грозят трехмесячным приостановлением деятельности.

А есть ли ответственность за разговорный мат? Безусловно. Такое понятие, как мелкое хулиганство, выражающееся в нарушении общественного порядка, пока никто не отменял. Обратите внимание, что за данное противоправное действие не только положен штраф в сумме 500-1 000 рублей, но и возможен арест до 15 суток.

Критика закона

Многим закон пришелся не по душе, особенно режиссерам, кинематографистам и всем, кто связан с культурной и развлекательной деятельностью. Одни обращают внимание на его однобокость: кино, содержащее матерные высказывания, в широком прокате демонстрировать нельзя, а в узком можно. В чем же тогда смысл подобной борьбы за чистоту языка?

Другие считают, что запрет на ненормативную лексику нарушает Конституцию РФ (в части права человека на свободу слова) и закон об авторских правах. Третьи называют закон утопичным, поскольку он никогда не будет в России выполняться, да и доказать подобные нарушения проблематично: какие именно выражения относятся к матерным, нигде не закреплено, да и закрепление их абсурдно. Таким образом, вполне вероятно, что законом о запрете мата пополнятся ряды других номинальных нормативно-правовых актов — существующих только на бумаге.

  • 1. как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному,
  • 2. катартическая,
  • 3. средство понижения социального статуса адресата,
  • 4. средство установления контакта между равными людьми,
  • 5. средство дружеского подтрунивания или подбадривания,
  • 6. «дуэльное» средство,
  • 7. выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,
  • 8. криптолалическая функция (как пароль),
  • 9. для самоподбадривания,
  • 10. для самоуничижения,
  • 11. представить себя «человеком без предрассудков»,
  • 12. реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание»,
  • 13. символ сочувствия угнетённым классам,
  • 14. нарративная группа – привлечение внимания,
  • 15. апотропаическая функция – «сбить с толку»,
  • 16. передача оппонента во власть злых сил,
  • 17. магическая функция,
  • 18. ощущение власти над «демоном сексуальности»,
  • 19. демонстрация половой принадлежности говорящего,
  • 20. эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи),
  • 21. в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств,
  • 22. патологическое сквернословие,
  • 23. инвектива как искусство,
  • 24. инвектива как бунт,
  • 25. как средство вербальной агрессии,
  • 26. деление на разрешенные и неразрешенные группы,
  • 27. как междометие.

Ненормативная лексика в русском языке

Разновидностью обсценной лексики, получившей большое распространение в русском языке, является русский мат , насчитывающий 6-7 словооснов. В русском языке присутствует также несколько десятков других обсценных слов, не являющихся матерными и значительно менее табуированных, но тоже считающихся «неприличными».

Ненормативная лексика и общество

Советский агитационный плакат «Наше условие - долой сквернословие!», автор - Константин Иванов, 1981

Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии , идеографически и семантически связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы, сложился у восточных славян - предков русских , украинцев , белорусов - ещё в языческую эпоху в качестве прочной традиции народной культуры, и строго поддерживался Православной церковью . Поэтому данное табу обрело для русского народа давнюю традицию, освящённую не одним тысячелетием.

В связи с этим характерны опубликованные информационным агентством «Интерфакс» данные социологического опроса по вопросу об отношении россиян к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, проведённого в июле 2004 Всероссийским центром изучения общественного мнения. Подавляющее большинство россиян (80%) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.

13% опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И только 3% полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении - это просто ханжество .

Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля за печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР , массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду , став одним из средств пиара .

Среди детей и подростков умение материться подсознательно считалось и считается одним из признаков взрослости. Ну и разумеется, как только подрастающее поколение овладевало азами этих знаний, оно испытывало крайнюю необходимость продемонстрировать достигнутое - отсюда надписи на заборах, стенах общественных туалетов, школьных партах - а теперь и в Интернете.

Следует отметить, что, вопреки распространённому мнению, в местах лишения свободы ненормативная лексика сравнительно мало используется. Это связано с жёсткими уголовными «понятиями», согласно которым каждый заключённый должен нести ответственность за всё им сказанное («отвечать за базар»), а многие устойчивые нецензурные выражения воспринимаются в буквальном значении. Например, посылание кого-либо на «три буквы » рассматривается как указание данному человеку, что его место - именно там, то есть как заявление о принадлежности его к касте «петухов ». Невозможность доказать такое заявление может привести к тяжёлым последствиям для «пославшего».

Возвращаясь к теме «ненормативная лексика и общество», следует подчеркнуть, что нынешняя свобода высказывания все же не отменяет ответственности говорящего и пишущего (см., напр., ст. 20.1 КоАП РФ). Конечно, вряд ли возможно запретить человеку ругаться, если это единственное средство самовыражения, которое ему доступно (учитывая ограничения, налагаемые воспитанием или условиями существования - «с волками жить - по-волчьи выть»). Конечно, не следует подвергать сожжению (или иному способу уничтожения) книги модных писателей. Однако прилюдная брань в нормальной обстановке неминуемо нарушает права и унижает достоинство тех людей, для которых табу сохраняет силу (по моральным, религиозным и иным соображениям).

Прецедент «Ароян против Киркорова»

Использование ненормативной лексики в искусстве и СМИ

Табуирование обсценной лексики - явление сравнительно позднее: ещё в документах и переписке петровского времени она встречается сравнительно свободно. Однако ко второй половине XVIII века её использование в печатных изданиях перестало быть возможным, и широко использующие обсценную лексику стихотворения Ивана Баркова распространялись исключительно в списках. На протяжении всего XIX века обсценная лексика также оставалась уделом «неофициальной» части творческого наследия поэтов и писателей: нецензурные эпиграммы и сатирические стихотворения Пушкина , Лермонтова и других авторов ими самими не публиковались и вообще в России обнародованию не подлежали (политические эмигранты из России начали публиковать их в Европе лишь во второй половине XIX века).

Первые попытки снять табу с обсценной лексики были предприняты в 1920-е гг. и не носили массового характера; интерес к матерным словам у большинства авторов не был в это время самодовлеющим и увязывался в основном со стремлением свободно говорить о сексуальной сфере.

В советский период общественный запрет на обсценную лексику действовал очень последовательно, что не мешало (и до сих пор не мешает) подавляющему большинству населения охотно употреблять эту лексику в частной жизни. Задачи художественного освоения обсценной лексики поставили перед собой писатели русского самиздата , начиная с Юза Алешковского .

«Основные „три кита“ русского мата… этимологически расшифровываются достаточно прилично: праславянское *jebti первоначально значило "бить, ударять", *huj (родственный слову хвоя) - "игла хвойного дерева, нечто колкое", *pisьda - "мочеиспускательный орган"».

Те же праформы (правда, с некоторым сомнением по поводу *huj) приводятся в .

Интересно отметить, что семантические изменения современного эвфемизма «трахать» практически повторяют историю слова *jebti.

Категоризация русской бранной лексики

А. В. Чернышев распределяет «ключевые термины матерного лексикона » на три группы:

  • обозначающие мужские и женские половые органы и обозначающие половой акт;
  • переносящие значение половых органов и полового акта на человека как на предмет называния;
  • в нарочито огрублённом виде заимствования из «культурной речи» (кондом , педераст).

В. М. Мокиенко считает данную классификацию излишне обобщённой и предлагает свою, более подробную, классификацию русской бранной лексики и фразеологии . При этом термины «бранная лексика » и «обсценная лексика » понимаются как взаимно пересекающиеся, хотя и не полностью идентичные. Брань - это оскорбительные, ругательные слова, тогда как обсценная лексика - это грубейшие вульгарные выражения, табуизированные слова. Главный признак, неразрывно связывающий две эти лексические группы, - эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и т. п.

Исследователь классифицирует русскую бранную лексику по функционально-тематическому принципу, выделяя следующие основные группы:

  • Наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характеристиками типа:
    • глупый, непонятливый человек;
    • подлый, низкий человек;
    • ничтожный человек, ничтожество;
    • проститутка, продажная женщина.
  • Наименования «неприличных», социально табуированных частей тела - «срамные слова».
  • Наименования процесса совершения полового акта.
  • Наименования физиологических функций (отправлений).
  • Наименования «результатов» физиологических отправлений.

В. М. Мокиенко указывает, что указанные группы бранной и обсценной лексики в целом представлены практически во всех языках. Что же касается национальных особенностей бранной лексики, то, по его мнению, они связаны с комбинаторикой и частотностью лексем определённого типа в каждом конкретном языке.

  • «Анально-экскрементальный» тип (Scheiss-культура);
  • «Сексуальный» тип (Sex-культура).

Однако в принятой версии вышеупомянутого закона (Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации») о подобном не говорится .

См. также

Примечания

Ссылки

  • В. М. Мокиенко «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» (Русистика. - Берлин, 1994, № 1/2)
  • С. Курий «На поле брани (происхождение ругательств)», журнал «Время Z», № 1/2007 .

Список научных работ и словарей второй половины XX века

Список в основном взят из статьи В. М. Мокиенко

  • 27 словарей, изданных в России и СССР с 1859 по 2005 г.г. - CD «СОБРАНИЕ ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЕЙ ТЮРЕМНОГО И БЛАТНОГО ЖАРГОНА», М.: 2005, Словарное издательство ЭТС (Электронные и Традиционные словари), ISBN 5864601187
  • Балдаев В. К., Исупов И. М. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). М., «Края Москвы», 1992, 526 стр.
  • Быков В. Русская феня . Словарь современного интержаргона асоциальных элементов. Munchen, 1992, 173 стр.
  • Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М.: Ладомир, 2001, 350 стр.
  • Ильясов Ф. Н. Мат в три хода (опыт социологического исследования феномена нецензурной брани) // Человек. 1990, № 3, 198-204.
  • Козловский В. Собрание русских воровских словарей в четырех томах. Тт. 1-4. New York, 1983.
  • Козловский В. Арго русской гомосексуальной субкультуры. Материалы к изучению. New York, 1986, 228 стр.
  • Косцинский К. Ненормативная лексика и словари // Russian Linguistics, 1980, № 4, 363-396.
  • Левин Ю. И. Об обсценных выражениях русского языка // Russian Linguistics, 1986, № 10, 61-72.
  • Мокиенко В. М. Образы русской речи. М., 1986, 278 стр.
  • Международный словарь непристойностей. Путеводитель по скабрезным словам и неприличным выражениям в русском, итальянском, французском, немецком, испанском, английском языках. Под ред. А. Н. Кохтева. М., 1992, 90 стр.
  • Плуцер-Сарно, А. Большой словарь мата / Вступ. ст. д. филол. н., проф. А. Д. Дуличенко и д. филол. н. В. П. Руднева. Т. 1: Опыт построения справочно-библиографической базы данных лексических и фразеологических значений слова «хуй». СПб.: Лимбус Пресс, 2001. ISBN 5-8370-0161-1
  • Росси Жак. Справочник по ГУЛАГу. Исторический словарь пенитенциарных институций и терминов, связанных с принудительным трудом. Предисловие Алена Безансона. London, 1987, 546 стр. Изд. 2-е (в двух частях), дополненное. Текст проверен Н. Горбаневской. М., 1991.
  • Русский мат. Толковый словарь CD, Словарное издательство ЭТС (Электронные и Традиционные Словари)
  • Словарь воровского языка. Слова, выражения, жесты, татуировки. Тюмень, НИЛПО, 1991, 170 стр.
  • Три века поэзии русского Эроса. Публикации и исследования. М., Издательский центр театра «Пять вечеров», 1992, 160 стр.
  • Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии (статья первая) // Studia Slavica Hungarica. XXIX, Budapest, 1983, 33-69.
  • Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии (статья вторая) // Studia Slavica Hungarica. XXXIII/1-4, Budapest, 1987, 37-76.
  • Успенский Б. А. Религиозно-мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Semiotics and the History of Culture. Ohio, 1988, 197-302.
  • Файн А., Лурье В. Все в кайф. СПб., 1991, 196 стр.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Под ред. Б. А. Ларина. Перевод с нем. и предисловие О. Н. Трубачева. Тт. 1-4. М., 1964-1973; 2-е изд. 1986-1987.
  • Чернышев А. В. Современная советская мифология. Тверь, 1992, 80 стр.
  • Эротика 1992 - Эротика в русской литературе: от Баркова до наших дней. Тексты и комментарии (Литературное обозрение. Специальный выпуск). М., 1992, 112 стр.
  • Brodsky Hannah. Modern Trends in English Borrowings into Russian // Australian Slavonic and East European Studies. 1992, № 2, 71-84.
  • Prof. Devkin V. Russische obszöne Lexika (Langenscheidt Verlag, Germany)
  • Drummond D.A., Perkins G. Dictionary of Russian Obscenities. 3-d, revised edition. Oakland, 1987, 94 стр.
  • Elyanov D. The Learner’s Russian-English Dictionary of Indecent Words and Expressions.2-d revised edition. Pacific Grove, 1987, 128 стр.
  • Ermen I. Der obszöne Wortschatz im Russischen. Etymologie, Wortbildung, Semantik, Funktion. Magisterarbeit. Berlin, 1991, 105 стр.
  • Galler Meyer, Marquess Harlan E. Soviet Prison Camp Speach. A Survivor’s Glossary. Supplement by Terms from the Works of A.I. Solzenicyn. Madison, 1972, 216 стр.
  • Galler Meyer. Soviet Prison Camp Speach. A Survivor’s Glossary. Supplement. Hayward, California, 1977, 102 стр.
  • Geiges A., Suworowa T. Liebe steht nicht auf dem Plan. Frankfurt, 1989.
  • Glasnost M. 100 schmutzige russische Woörter. Deutsch-kyrillische Lautschrift. Herausgegeben von M. Glastnost und illustriert von G. Bauer. Frankfurt/Main, 1988, 69 стр.
  • Haudressy Dola. Les mutations de la langue russe. Ces mots qui disent l’actualité. Paris, 1992, 269 стр.
  • Kaufmann Ch.A. A Survey of Russian Obscenities and Invective Usage // Maledicta IV, 2, 1981, 261-282.
  • Patton F.R. Expressive means in Russian youth slang // Slavic and East European Journal, 1980, № 24, 270-282.
  • Plahn J. Хуйня-муйня и тому подобное // Russian Linguistics, vol. 11, 1987, 37-41.
  • Raskin V. On Some Peculiarities of Russian Lexikon // Papers from the Parasession on the Lexicon. Chicago, Chicago Linguistic Society. 1978, 312-325.
  • Razvratnikov Boris Sukich. Elementary Russian Obscenity // Maledicta III, 197-204.
  • Timroth W. von: Russische und sowjetische Soziolinguistik und tabuisierte Varietäten des Russischen (Argot, Jargons, Slang und Mat) // Slawistische Beiträge. Bd. 164. München, 1983, 7-73.
  • Timroth W. von: Russian and Soviet Sociolinguistics and Taboo Varieties of the Russian Language (Slawistische Beiträge, Bd. 205). München, 1986.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Словарь синонимов Большой юридический словарь Подробнее Подробнее электронная книга

Нецензурная брань или обсценная лексика — часть лексики русского языка, содержащая непристойные, грубые, вульгарные выражения. Эта часть лексики широко используется в речи представителей так называемого социального дна — людей, склонных к антисоциальному поведению.

Для нормального человека использование нецензурной брани чаще всего является спонтанной речевой реакцией на стрессовую ситуацию.

Одна из разновидностей нецензурной брани в России – русский мат. Это выражения, осуждаемые общественностью, которые главным образом оскорбляют собеседника, принижают его достоинство.

  • слова, обозначающие половые органы или половой акт;
  • эти же слова, измененные и адресованные человеку;
  • слова из обычной речи, огрубленные специальным образом.

Можно ли ругаться матом в общественных местах?

Ответ на этот вопрос очевиден — конечно нет!

Во-первых, с точки зрения морали, использование в речи нецензурной брани вряд ли будет характеризовать индивида с положительной стороны.

Во-вторых, за это деяние предусмотрена ответственность .

Кодекс об административных правонарушениях классифицирует обсценную лексику (мат) как мелкое хулиганство .

Статья 20.1. КоАП РФ предусматривает штраф за нецензурную брань в общественном месте, а в некоторых случаях даже арест.

Статья 20.1. КоАП РФ. Мелкое хулиганство

  1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —
    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
  2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —
    влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Какое наказание и ответственность?

Употребление бранных выражений в общественных местах наказывается штрафом, общественными работами и даже в некоторых случаях лишением свободы.

Штраф

  1. В наказание за мат в общественном месте нарушителю порядка положен штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток .
  2. Если эти действия усугубляются неуважением полиции или других представителей власти, штраф возрастает до значений от 1000 до 2500 рублей .
  3. Если нецензурная брань (мат) обращена к конкретному человеку, это классифицируется уже как оскорбление.

    За это деяние предусмотрен штраф до 40 тысяч рублей , исправительные работы или арест до года .

  4. За оскорбление достоинства личности, произнесенное в публичном выступлении, нарушителю грозит штраф до 80 тысяч рублей , исправительные работы или ограничение свободы до двух лет.

Эту информацию полезно знать каждому. И любителям произнести крепкое словцо и тем, кто от этого страдает. Первые возможно задумаются об ответственности за свои слова, вторые будут знать, как привлечь нарушителей к ответственности.

Полезное видео

Об административной ответственности за нецензурную брань в средствах массовой информации, смотрите в видео ниже.

Мокрецова Анастасия Олеговна,

учитель математики МОКУ СОШ с. Коршик

Оричевского района Кировской области, 2013 год

Классный час «Нецензурная брань: откуда она появилась, почему мы ее употребляем и как с ней бороться?»

Цель: укрепление психологического здоровья учащихся через осознание важности чистоты языка, культуры речи на основе игры, рассуждения, самоанализа.

Задачи:

Познакомить детей с историей появления нецензурной брани и губительным влиянием мата на здоровье и личность человека;

Формирование у детей стойкой неприязни к нецензурной брани, отрицательного отношения к вредным привычкам;

Побуждение учеников к нравственному самосовершенствованию.

Форма мероприятия: час общения.

Методические приемы: беседа, дискуссия, игра.

Возраст учащихся: 12-14 лет (6-8 класс)

Оборудование:

    компьютер, проектор;

    листы бумаги, ручки по количеству учеников;

    проанализированные результаты анкетирования.

Подготовка к классному часу:

    проведение опроса-анкеты среди учащихся;

    анализ результатов анкетирования.

Предполагаемый результат классного часа:

    осознание учащимися взаимосвязи между здоровьем человека и, шире, общества и культурой человеческого общения;

    коллективный вывод учащихся о вреде нецензурной брани.

Ход мероприятия:

I . Организационный момент. Вступительное слово учителя, совместная формулировка темы классного часа, определение целей и задач, предполагаемого результата.

Здравствуй, ребята!

Начать наш классный час я хотела бы словами великого русского ученого, этнографа Владимира Ивановича Даля (Слайд презентации 1) : «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Как вы понимаете эти слова? Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь?

Слушаем, совместно обсуждаем ответы детей.

Варианты ответов детей о предполагаемой теме классного часа:

    «Культура общения»

    «Чистота и богатство русского языка»

    «Культура речи и здоровье человека»....

В последнее время все чаще на улице, во дворах, в других общественных местах можно услышать нецензурную брань. Скверные слова мы читаем на сайтах Рунета, слышим с экранов телевизоров. И как бы печально это не звучало, нецензурную брань можно услышать в стенах нашей школы.

Предлагаю сегодня на классном часе разобраться с актуальными вопросами современности: Откуда появилась нецензурная брань? Почему мы употребляем ее в своей речи? Как с этим бороться?

А тема нашего сегодняшнего классного часа прозвучит так: «Нецензурная брань: откуда она появилась, почему мы ее употребляем и как с ней бороться?» (Слайд презентации 2)

II . Слово учителя. История появления нецензурной брани на Руси.

Действительно, откуда в нашем «красивом и могучем» русском языке появились подобные выражения? Есть две версии этого события.

Одни считают, что матерные слова – это пережиток язычества. (Слайд презентации 3)

До принятия христианства, наши предки исповедовали другую религию – язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов. С помощью таких слов русские–язычники отпугивали бесов и прочую нечистую силу. Но право произносить матерные слова имел только жрец, и только в определенные праздничные дни.

Другие считают, что мат на Русь занесли татаро – монголы. (Слайд презентации 4) Приверженцы этой версии полагают, что самыми грязными ругательствами у славян в до монгольский период были сравнения с домашними животными. После нашествия Батыя, русские же научились тому мату, который мы слышим сегодня. И слышим, надо сказать, регулярно.

III . Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

Ребята, вы анонимно отвечали на вопросы анкеты. Давайте проанализируем и обсудим результаты анкетирования.

Предложенные вопросы анкеты во многом подготовили нас к сегодняшнему разговору. Отвечая, на вопросы вам пришлось проанализировать наличие/отсутствие бранных слов в вашем лексиконе, задуматься, почему вы или ребята вашего (подросткового) возраста употребляют нецензурную брань. Как можно с этим бороться и нужно ли следить за тем, чтобы в нашем языке не было бранных слов.

Совместный анализ и обсуждение результатов анкетирования (статистика ответов озвучивается учителем).

Как мы видим, среди нас, к сожалению, тоже есть те ребята, которые употребляют в своей речи нецензурные слова. А что вам говорят родители, бабушки/дедушки, брать/сестры по этому поводу? Они поддерживают вас?

Слушаем и по мере необходимости обсуждаем ответы.

А как вы думаете, употребление мата наносит людям какой-либо вред? Какой?

Слушаем ответы, обсуждаем.

IV . Слово учителя. Вред, который наносит нецензурная брань организму и личности человека.

Я хочу рассказать вам о вреде, который наносит нецензурная брань нам с вами.

1) Духовный и нравственный вред:

«Мистическую составляющую» вреда особо подчеркивают люди верующие. «Мистическая составляющая» нецензурной брани - это мистика злобы, кипящей в человеческом сердце, злобы, которая соединяет человека с нечистой силой. (Слайд презентации 5)

2) Физический вред организму человека:

Мало кто задумывается над тем, что звук - не просто определенный набор электромагнитных волн, а носитель информации. Длинное слово не обязательно несет больше информации, чем короткое. Всё зависит не только от того, из каких звуков состоит слово, и даже не от их порядка в слове, а от того, какова информационная емкость этого звука. Электромагнитное наполнение каждого звука тоже различно - от обычных длинных радиоволн до жесткого ультракороткого излучения, действующего на подкорку головного мозга человека, его подсознание. Бранные слова наносят вред не только тем, кто их произносит, но и тем, кто их слышит. Матерящийся человек порой не догадывается, что он наносит непоправимый вред своему потомству. Наши гены как бы «слышат» все наши слова и запоминают их. Маты отрицательно действуют на ДНК ругающегося человека, становятся проклятием для самого человека и его наследников. Именно молекулы ДНК отвечают за наследственность человека. В этом случае, если речь человека насыщена нецензурной бранью, в молекулах ДНК начинает вырабатываться "отрицательная программа". Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению.

3) Опыты ученых.

В течение ряда лет ученый и несколько его единомышленников вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матерщины, вторая - принципиально не использующих в обиходе "крепких" словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У "матерщинников" очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.

"Добрая лексика", которую стали применять красноярские медики на своих психотерапевтических сеансах, не только поднимала настроение больных, она еще и реально меняла состав их крови: повышала ее энергетическую емкость, клеточный иммунитет. Происходили изменения и в структуре ДНК. У больных, приходивших в Красноярский центр, с помощью "словотерапии" стали быстрее зарубцовываться гнойные абсцессы. Больные простудными заболеваниями выздоравливали на 5-7 дней раньше, чем принимавшие лекарства. Особенно сильное воздействие оказывали на людей такие слова, как "любовь", "надежда", "вера", "доброта".

На слайде вы видите два фикуса. (Слайд презентации 6) У первого листики закручиваются и немного вялые. У второго – листики здоровые, растение цветет. Они росли в разных помещениях. Первому фикусу говорили нецензурные слова, его ругали и оскорбляли. Второму – говорили добрые и ласковые слова. Результат не заставил себя долго ждать, и вы видите его на экране.

V . Игра «Ассоциации».

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Все знают игру «Ассоциации»? Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны, влажный запах хвойного леса и т. д.

Я буду называть вам слова, а вы записывайте на листочек, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.

МАМА

КОНФЕТА

ДРУЖБА

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ

Дети записывают свои ассоциации, затем зачитывают их вслух. Совместное обсуждение результатов (подвести детей к мысли, что с первыми тремя словами ассоциации хорошие, добрые; с последним словом – отрицательные, не несущие положительных эмоций)

МАМА – добрая, красивая, голубые глаза, морковные пироги, пуховые варежки и т. д.

КОНФЕТА – сладкая, шоколад, ореховая начинка, яркая обертка и т. д.

ДРУЖБА – прогулки, лето, секреты (тайны), игры и т. д.

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ – ссора, драка, злость, обида и т. д.

VI . Рефлексия, подведение итогов.

А сейчас давайте подведем итоги. Разделим классную доску на две части. Первую часть озаглавим «Я не знал…», вторую – «Теперь я знаю…». Каждого из вас я попрошу закончить оба предложения, а я буду записывать ваши ответы в соответствующую колонку. Итак, что же нового вы сегодня узнали?

Педагог помогает детям сформулировать свои ответы, записывает их на доску. При необходимости совместно обсуждаем ответы.

Варианты ответов, которые приводили дети:

- «Я не знал…»: откуда появился мат; что это вредно для здоровья; что растения реагируют на человеческую речь и т. д.

- «Теперь я знаю…»: что ругаться матом вредно для моего здоровья и здоровья окружающих; что если я буду нецензурно выражаться, это отразится на моих детях и т. д.

Ребята, каждый раз, когда вам захочется произнести матерное слово, вспомните про тот вред, который оно наносит вам и окружающим, подумайте, красиво ли вы выглядите в глазах своих друзей.

А закончить наш классный час хотелось бы словами великого писателя Льва Толстого: « Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» . (Слайд презентации 7)

Давайте же и мы, ребята, будем беречь наш красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым словом, которое мы говорим, чтобы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам. (Слайд презентации 8)

Слова, использованные в тексте:

Этнограф – ученый, специалист, изучающий быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.

Рунет – часть Интернета на русском языке.

При разработке классного часа были использованы следующие материалы:

    ж/л «Нескучный сад»


Просмотров