О чем заставило задуматься преступление и наказание. Чему учит преступление и наказание достоевского

Ф. М. Достоевский был не просто писателем, он был отличным психологом, поэтому ему удавалось мастерски описывать «больные души». Его роман «Преступление и наказание» является прекрасным примером такого мастерства.

Действие романа происходит в Санкт-Петербурге, где царит промозглый ветер, грязный снег и вечная сырость. Многие не знают в нём уюта и банальных удобств. Этот город имеет сильнейшую энергетику, в нём полно «гиблых» мест – такая атмосфера не может не влиять на жителей. Она же, возможно, косвенно повлияла и на Родиона Раскольникова. Главный герой, придавленный бедностью, жаждет мести за нищету и страдание других людей. Он презирает общество, и у него в голове формируется теория о сильной личности, которая может позволить себе абсолютно всё. Раскольников считает, что чужая смерть позволит ему почувствовать свою силу, и решается на убийство старухи.

Поначалу Родион убеждён в правильности своего поступка. Ведь он убил «вошь… самую наибесполезнейшую». Эта процентщица лишь извлекала выгоду из чужих страданий, так что плохого в её смерти? Затем, анализируя свой поступок, убийца начинает находить для себя оправдание. Он считает, что всё дело в стремлении утвердить свою личность, в бунте, озлобленности, желании помочь матери. Но совесть начинает мучить, ведь, нарушив нравственный закон, человек обрекает себя полное разрушение.

С помощью убийства «твари дрожащей» Раскольников удаляет «гнойник», не приносящий пользы, но при этом страдает невинный человек. Однако в конце произведения, в сцене признания Соне, главный герой понимает, что доводы рассудка тут ни к чему.

Читая этот роман, понимаешь, что нельзя прийти к добру посредством смерти и насилия. Даже самые благие намерения не стоят человеческих жизней. Раскольников следует безнравственным законам, вместо того чтобы бороться с ними. Он совершает антигуманный поступок, который не несёт в себе пользы и добра. Никогда счастье не строится на крови. Герой понимает, что убив человека, он убил себя. Но в отличие от старушки, ему всю жизнь придётся нести этот крест. Всё возвращается к нам сторицей, причём в троекратном размере.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? - -
  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
  • Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - -
  • В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») - -
  • Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») - -

О ЧЕМ МЕНЯ ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”?

Всякий человек сам себя воспитать должен.

И. С. Тургенев

“Отцы и дети” – одно из лучших произведений великого русского писателя И. С. Тургенева. О чем этот роман? О противоречиях, всегда возникающих между двумя разными поколениями, – поколениями “отцов” и “детей”? О спорах между двумя различными идеологиями, двумя культурами, двумя классами? На первый взгляд, именно на этих спорах и противоречиях строится основной сюжет произведения Тургенева. Но по мере того как мы углубляемся в чтение романа, мы начинаем понимать, что смысл, заложенный автором в его творение, намного глубже и серьезнее.

Проблема “отцов” и “детей” не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта – одна из вечных тем, остающихся актуальными во все времена. Но, раскрывая ее, автор не ограничивается всего лишь описанием споров между представителями старшего и младшего поколений. Он рассматривает этот вопрос, проникая в самую глубь проблемы, включающей в себя целый ряд нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил и критериев, проблема благодарности молодого поколения своим отцам, проблема непонимания, проблема самоопределения и т. д. Извечная борьба старого с новым – кто прав в этой борьбе? Старики хотят сохранить свои традиции, отстоять свои принципы, веру в авторитеты. Молодые хотят изменить мир, хотят двигаться вперед, развиваться, совершенствоваться и свергать те отжившие постулаты, которые мешают им на пути к цели. Позиция каждого из них оправданна. Но как же им прийти к взаимопониманию, как сохранить семейные узы, как не утратить в этой борьбе свою душу? Вот над чем заставляет задуматься нас И. С. Тургенев. “Каков батька, таковы и детки”, – гласит народная пословица. Почему же в реальной жизни все оказывается наоборот? Родные, близкие друг другу люди не понимают друг друга, превращаются в злейших врагов и не могут, да и не хотят найти компромисс. Родители навязывают детям свою мораль, свои жизненные принципы, которые не всегда оказываются достойными подражания. Дети отрицают и высмеивают эти принципы, задевая отцов за живое. В то же время кровные узы не позволяют детям окончательно порвать со старшим поколением. Это наиболее ярко видно на примере отношения Евгения Базарова к своим родителям. Внешне герой стремится показать свое равнодушие. Но что чувствует он в глубине души? Любовь? Жалость? Благодарность зато, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для развития его личности? Думаю, все эти чувства присутствуют в душе Евгения. Почему-то, в силу своих ошибочных убеждений, он считает постыдным проявление нежных чувств к родителям. Хотя самому себе признается, что на таких, как они, на силе их души, на их вере и любви держится Россия.

“Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я”, – заявляет Базаров Аркадию. Но ведь начало этого воспитания положили именно родители. А Евгений, став взрослым и определив свою жизненную. позицию, отдалился от них, перестал их понимать, принимать такими, какие они есть, прощать им их наивность, оплошности, ошибки. Так о каком же воспитании, а точнее, самовоспитании, может тогда идти речь, если герой отбросил самый важный нравственный аспект – любовь и уважение к старшим, к тем, кто вырастил его и открыл ему дорогу в жизнь?

Развивая тему “отцов” и “детей”, Тургенев идет дальше в своих философских размышлениях. В спорах между поколениями нам открывается сущность самых важных Вопросов в жизни каждого человека. В столкновениях героев между собой, а главное, с живой жизнью, природой, любовью, искусством, проходят проверку все принципы и убеждения персонажей. И мы вместе с ними понимаем, что в жизни существуют вещи, которые не зависят ни от времени, ни от общественного устройства, ни от взглядов и стремлений отдельно взятого человека. Они просто существуют, силой своей истинности обезоруживая всякого, кто позволил себе усомниться в них. Такую довольно жестокую, но справедливую проверку устроила жизнь Евгению Базарову. Он осмелился отрицать поэзию, искусство, музыку. Но искусство оказалось сильнее его. Потому что настоящее искусство – бессмертно. Он попытался выступить против природы, утверждая, что она не храм, а всего лишь “мастерская”. Но природа показала свою власть не только над характером героя, но и над самой его жизнью. Писатель убеждает нас в могуществе, вечности и величии природы, рисуя великолепные русские пейзажи: “Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, травы”. Природа способна управлять всем на земле, даже душой человека, его настроениями, его мыслями и чувствами. Евгений Базаров отрицал даже любовь. Но, увидев Одинцову, он был вынужден поступиться своими принципами, поддавшись романтическому чувству. И это Базаров, который отрицал романтику вообще! На этом примере автор дает нам понять, что какие бы смелые мысли ни высказывал человек по отношению к чувствам, жизнь всегда расставит все по своим местам. Потому что сердце не всегда согласно выслушивать доводы разума. И такие чувства, как любовь, не поддаются никакому расчету. Герой Тургенева пытается все объяснить с точки зрения логики и материальных критериев. Но сам же противоречит себе в своих рассуждениях: “Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощущений. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен, и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения – это все едино”. Ощущения! Ведь он не оставляет права на существование никакому чувству, никаким душевным порывам. А сам руководствуется именно ими!

Таким образом, шаг за шагом разоблачая нигилистские взгляды своего героя, автор заставляет нас задуматься над вечными нравственными ценностями, такими как уважение к старшим, любовь, дружба, сочувствие, чувство прекрасного. Он также указывает нам на значение для духовного развития человека искусства, литературы, музыки, живописи. Он вселяет в нас восторженное отношение к природе, воспитывает умение ценить красоту и беречь эту красоту – как вокруг себя, так и в своем сердце. И. С. Тургенев и его роман “Отцы и дети” учит нас, как стать настоящим человеком, как рассмотреть, не пропустить самое важное в жизни, как не допустить ошибок, которые исправить мы можем оказаться не в силах.

(No Ratings Yet)

  1. “Если мы сможем быть Рудиными, Базаровыми, если мы будем неустанно пропагандировать идею разрушения старого, то в будущем появятся люди настоящего дела или мы сами приобретем большой опыт”. Фатих Амирхан. Вот...
  2. Связь романа с эпохой (50-е годы 19 века) – недавнее поражение в войне с Турцией, смена царствования. Появляется лагерь разночинцев, которые провозглашают необходимость получить профессию для возможности иметь средства к...
  3. В своем романе И. С. Тургенев затрагивает животрепещущую для 60-х годов проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал во все времена,...
  4. Сквозные темы Писатель и персонаж: проблема взаимоотношений. (На материале цикла рассказов И. С. Тургенева “Записки охотника”, романов И. С. Тургенева “Отцы и дети” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)...
  5. ПОЧЕМУ БАЗАРОВ ОДИНОК? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… И....
  6. Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из-за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и...
  7. Русская литература 2-й половины XIX века Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” В названии романа Ивана Сергеевича Тургенева отражена основная проблематика всего произведения – конфликт...
  8. Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат...
  9. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного...
  10. Русская литература 2-й половины XIX века “Без страстей и противоречий нет жизни…” (В. Г. Белинский). (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Факт противостояния в романе И. С. Тургенева...
  11. КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ РОЛЬ ИСТОРИИ КНЯГИНИ Р. КАК КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЕМ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Роль истории княгини Р. в романе можно понять двояко. С одной...
  12. КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ КОНФЛИКТ: “ОТЦЫ И ДЕТИ” Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом, так как все...
  13. Главный персонаж романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – Один из противоречивых, но самых понравившихся читателям героев. Многие назвали его человеком современного поколения, реформатором. Так почему же...
  14. БАЗАРОВ (“ОТЦЫ И ДЕТИ”, РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА) Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены...
  15. ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА В одной из своих статей В. Г. Белинский справедливо заметил, что каждое поколение воспринимает Пушкина по-своему. Причину этого явления блестяще определил Н. В. Гоголь,...
  16. Любимое домашнее животное У меня есть щенок! Я, как Малыш из сказочной повести Астрид Линдгрен, сколько себя помню, всегда мечтала о собаке и на каждый свой день рождения просила подарить...
  17. Книга – это верный советчик в жизни, сокровищница неисчерпаемых знаний и настоящий друг. Мы учимся, развиваемся, взрослеем, и все время она рядом с нами. Итак, все начинается с книги. Современная...
  18. Чему же учит меня новелла “Последний листок”? Я считаю, что сам автор, человек с нелегкой судьбой, за основу произведения взял кадр из своей жизни. Разве будучи в тюрьме целых пять...
  19. Практически всех крупных русских писателей волновала судьба передового человека своего времени, Эта тема нашла свое отражение в романе Тургенева “Отцы и дети” и в романе Чернышевского “Что делать?”. Главные герои...
  20. ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов В. С. Санович Оэ Кэндзабуро Объяли меня воды до души моей Роман. (1973) Один японский промышленник под влиянием американской моды решил заняться строительством индивидуальных атомных убежищ,...
  21. Недавно мне посчастливилось познакомиться с творчеством Нины Элизабет Грентведт. Ее автором и иллюстратором является норвежская писательница Нина Элизабет Грентведт. Она еще совсем молодая (1979 года рождения), но чрезвычайно интересная и...
  22. ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН ЛЕРМОНТОВА Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра. Нет этого сочетания – и она может оказаться свободой самых античеловеческих, противоречащих природе человека, проявлений, свободой умирания...
  23. Путешествуя в течение школьных лет страницами литературы, на моем пути встречалось множество интересных и интригующих произведений на самые разнообразные темы. Конечно, меня поражали произведения, в которых поднимались проблемы общества и...
  24. Мы живем в век цифрового телевидения, компьютеризации, мобильной связи, но, несмотря на это все я очень люблю читать. Лето запомнилось мне не только жарким солнцем, Черным морем, но и художественным...
  25. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Антуан Фюретьер (Antoine Furetière) Мещанский роман. Комическое сочинение (Le Roman bourgeois. Ouvrage comique) Роман(1666) Книгоиздатель предупреждает читателя, что книга эта написана не столько для развлечения, сколько с назидательной...
  26. ЧЕМ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ГЕРАСИМ (по рассказу И. С. Тургенева “Муму”) Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева “Муму”. Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой...
  27. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Роман о Лисе (Le roman de renart) – Памятник городской литературы (середина ХIIIв.) Король зверей лев Нобль устраивает прием по случаю праздника Вознесения. Приглашены все звери. Лишь пройдоха...
  28. “Герой нашего времени”, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Ж. Ю. Лермонтов Лермонтов выступил как...
О ЧЕМ МЕНЯ ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”

Жукова Марина, 11 класс

Эссе

Над чем заставляет задуматься роман Е. Замятина «Мы»

Меня всегда интересовал принцип устройства нашего общества, порядки и правила, действующие в нем, варианты развития этого общества в будущем. Прочитав роман Е. И. Замятина «Мы», я совместила свои предыдущие выводы и основные мысли автора произведения.

Интуитивно, не совсем осознавая почему, с самого детства я считала общество фактором, разрушающим человека. Позже на школьных уроках я нашла объяснение своему мнению: общество – это система, а система не оценивает единичную свою ячейку, она подавляет все вокруг количеством однообразных, повторяющихся звеньев. Любой индивидуум, не вписывающийся хотя бы по малейшим критериям в среднее значение толпы, будет этой толпою задавлен. В то же время, на примере судеб исторических деятелей можно заметить, что именно эти внесистемные личности и двигали человеческий прогресс вперед, на благо общества, которое их же и уничтожало.

Герои романа Е.И. Замятина «Мы» заставили меня вернуться к моим размышлениям о невозможности индивидуальности в системе. Все Единое Государство состоит из сотен одинаковых граждан, подчиняющихся одному распорядку, имеющих идентичные взгляды. Как система Государство действует отлаженно: отсутствие чувств и собственных мыслей у его граждан способствует соединению всей рабочей силы в один мощный поток. Однако на примере О-90 можно заметить, как страдают эти подавленные люди, чьи желания абсолютно не учитываются, чьи мысли нивелируются, а чувства запрещаются. Система не подразумевает наличие яркой индивидуальности в каждом своем маленьком звене, что ведет к краху человеческой души.

Главный герой романа Д-503 влюбляется в непохожую на всех I-330, увидев в ней неординарность человеческого характера, живость эмоций и мыслей. Именно эта разность человеческого внутреннего мира есть главное отличие человечества от земной фауны, от звания «биологический вид». Несмотря на то, что для I-330 Строитель «Интеграла» является инструментом для достижения целей, он все же любит её, как любит и О-90, и R-13. В этих людях он находит своеобразную семью и некоторый смысл своей жизни. Этот фактор я тоже считаю основополагающим, поскольку система живет для своей высокой цели, определяемой ею же, а человек исключительно ради отношений с кем-либо, поскольку это единственная ценность в нашей жизни. Получается, что между человеческой индивидуальностью и системой возникает множество противоречий, и следующим вопросом является противоборство этих понятий. События романа также подходят к этому, когда желающие свободу граждане голосуют против на «Дне единогласия». Однако даже борьба в виде продуманных действий и организованного сопротивления не приводят к желаемым результатам, а задумки Единого Государства по уничтожению фантазии становятся реальными. Таким образом, индивидуальность уничтожается, и система побеждает в этой борьбе.

Я думаю, что своим романом Е. Замятин предрекал такой же конец и нашему современному обществу. Учитывая все выделенные мной противоречия, действительно, можно поверить в победу системности над свободой, в безвыходность нашего положения. Даже оппозиция в виде «Мефи» по своей сути тоже система, подавляющая единичные чувства и интересы, ведь она стремится насильно сделать людей счастливыми.

Для меня единственная свободная героиня – это О-90, поскольку она не примыкала ни к одной позиции, она лишь шла к своей цели, руководствуясь личными чувствами и разумом. Именно в лице этой героини я нашла ту гармоничность существования системы и индивидуальности без уничтожения чего-либо. О-90 заставила меня усомниться в моей теории и вспомнить, что человек все-таки биосоциальное существо, т.е. общественная системность ему свойственна.

Поэтому главный вывод, который я сделала из романа Е. Замятина «Мы», это то, что нашему обществу необходима гармония: равноправие системы и индивидуальности, которые уравновешивают свои губительные по отдельности силы. Именно в этой ситуации, я считаю, возможна дальнейшая жизнь.

Ответ оставил Гость

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» заложен глубинный философский смысл. Автор не просто рассказывает нам историю одного убийства, это не детективный роман. Об этом свидетельствует, прежде всего, та особенность композиции произведения, что писатель сразу же показывает нам и преступление, и самого убийцу, а о причинах столь страшного поступка мы должны догадываться сами.

В первую очередь, на мой взгляд, пугают картины бедности и нищеты, описанные в «Преступлении и наказании». Образ желтого и грязного Петербурга невольно погружает читателя в обстановку социального неравенства, несправедливости. Люди резко делятся на нищих и тех, для кого нищие ничего не значат. Ряд страшных картин появляется перед читателем в первой главе романа: Пьяная девочка на площади, которую видит Раскольников, сбросившаяся с моста женщина, да и само замужество Дунечки.

Мысли о жестокой несправедливости начинают тревожить не только автора и его героев, но и читателя. Мы страдаем вместе с Катериной Ивановной, Сонечкой, самим Раскольниковым и Дуней из-за того, что все эти люди не могут реализоваться в жизни, должны идти на преступление только ради того, чтобы просто выжить, найти что-то поесть себе и маленьким детям.

Но главное в романе не описание социального устройства общества, а философская идея Раскольникова – деление всех людей на «обыкновенных» и «необыкновенных».

Постепенному развенчанию этой теории и посвящен весь роман. И главная цель автора – заставить читателя задуматься о ценности человеческой жизни.

Несостоятельность идеи Раскольникова подчеркивает система образов романа. Лужин и Свидригайлов – «двойники» главного героя. У каждого из них есть своя теория.

Свидригайлов придерживается принципа «всё дозволено», который очень напоминает идею Раскольникова. Они оба способны переступить через жизни других людей для достижения своих целей. И оказывается, что на совести Свидригайлова уже много тяжких преступлений.

Лужин же придерживается собственной теории «целых кафтанов». Он представитель «делового мира», покупающего людей за гроши. Он не обращает внимание на такие качества, как доброта, жалость, человечность, считает их совершенно ненужными, только мешающими настоящему деловому человеку.

Развенчание теории Раскольникова происходит и в сознании самого героя. Он сам осознает свою вину и тяжесть своего преступления.

Роман «Преступление и наказание» заставил задуматься меня о реальных возможностях человека, о том, на что каждый из нас имеет право. Я считаю, что каждый человек, в первую очередь, личность. И никто не может лишать нас жизни. Это очень страшный грех.

Я считаю, своим романом «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский предостерегает свое и последующее поколения.

Прочитав роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", я понял(а), что цель не всегда оправдывает средства. На эту тему до сих пор спорят многие, но точного ответа на этот вопрос нет. Однако, Достоевский однозначно даёт нам понять, что нельзя оправдать преступника, какую бы благую цель он не преследовал.

Роман представляет собой глубокий анализ преступления главного героя - Раскольникова Родиона Романовича.

Писатель подробно описывает все детали совершенного прегрешения. Главным героем Достоевский избирает человека совестливого, "переступающего черту" первый раз в жизни. В душе он искренний и добрый, с определённой долей благородства: спасет детей из пожара, помогает семье Мармеладовых (оставляет последние деньги на похороны Семёна Мармеладова, а также после его с ним знакомства), защищает Соню от клеветы Лужина, расстраивает свадьбу сестры. И как такой человек мог пойти на ужасное преступление!?

Я считаю, что выбор именного такого персонажа не случаен. Возможно, таким образом, Достоевский хотел показать нам, насколько невыносима жизнь нищего Петербурга, если самые порядочные и совестливые люди вынуждены переступать законы морали.

С другой стороны, с помощью Раскольникова мы можем отличить его проступок от морально изуродованных, так сказать, "обычных" преступников, таких как Лужин и Сдвиригайлов.

Преступление Раскольникова - идейное преступление. Навязчивая теория, зародившаяся, возможно, уже в воспалённом уме героя, заставила его действовать. Раскольников убивает старуху-процентщицу и подвергается мукам совести, которые вынудили его сознаться в своём злодеянии.

Здесь я замечаю интересную вещь: цель убийства - помочь всем нуждающимся - не была достигнута. В результате старуха была убита просто так, её деньгами преступник так и не воспользовался. В сцене признания Соня пыталась найти оправдание действиям Раскольникова, спрашивая его о том, "ради денег" ли он это сделал или "чтоб матери помочь". Значит ли это, что ради денег можно убивать? Возможно ли, что взяв деньги, Раскольников поступил бы лучше? Я думаю, что нет. Но тогда в этом была бы определённая логика: убийство ради денег и помощи близким. А в действиях героя она не то, чтобы отсутствует, а она другая.

Проверка самого себя - вот его главная цель.

Я думаю, что отчасти и сам Раскольников понимает, что его теория антигуманна. Поэтому он ищет себе оправдание, говоря самому себе, что на деньги старухи он поможет всем "униженным и оскорблённым" ещё перед преступлением. Сложность для анализа его истинных мотивов убийства представляет тот факт, что Раскольников болен лихорадкой, что ещё более запутывает читателя. Может быть, за всё это (теория, преступление, мотивы убийства, оправдание) отвечало его вовсе нездоровое сознание и Раскольникова нужно было бы отправить в больницу, а не на каторгу?

К сожалению, точных ответов на эти вопросы дать нельзя. Роман тем и сложен, он заставляет задумываться о сущности добра и зла, внутренних противоречиях, гуманности, не давая чётких ответов. Каждый должен решить сам. Достоевский свой выбор сделал.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -



Просмотров