Об утверждении Положения "Об организации библиотечного обслуживания сельских территорий Прокопьевского муниципального района (обеспечение услугами библиотечного коллектора)". Библиотечное обслуживание населения Разграничение полномочий и собственности

Документ по состоянию на январь 2016 года

В соответствии со ст. ст. 7, 17, 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, руководствуясь Уставом Прокопьевского района, Прокопьевский районный Совет постановляет:

1. Утвердить Положение "Об организации библиотечного обслуживания сельских территорий Прокопьевского муниципального района (обеспечение услугами библиотечного коллектора)" согласно приложению N 1.

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

3. Контроль за исполнением принятого Постановления возложить на председателя постоянной комиссии по социальным вопросам Н.М. Кобзева.


Глава Прокопьевского района Р.Ф.АХМЕТГАРЕЕВ


Приложение N 1 к Постановлению Прокопьевского районного Совета народных депутатов от 24.11.2005 N 229

ПОЛОЖЕНИЕ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ПРОКОПЬЕВСКОГО РАЙОНА (ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛУГАМИ БИБЛИОТЕЧНОГО КОЛЛЕКТОРА)"

Настоящее Положение является правовой базой обеспечения уставной деятельности, сохранения и развития библиотечного дела в муниципальном образовании, порядка библиотечного обслуживания территорий Прокопьевского района и призвано осуществлять конституционные права граждан в области культуры (Конституция РФ, ст. 44).

Положение определяет основы политики муниципального образования в библиотечном деле (ст. 15, п. 19 Федерального закона N 131-ФЗ), устанавливает права и обязанности граждан, сотрудников библиотек и органов местного самоуправления, регулирует общие вопросы организации, финансирования, правовые и социально-экономические условия создания и функционирования муниципальных библиотек (далее - библиотеки), которые объединены в централизованную библиотечную систему (далее - ЦБС).


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



К основным задачам Положения относятся:

Определение условий защиты конституционных прав граждан муниципального образования на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование муниципальными библиотеками (Конституция РФ, ст. 44, п. 2);

Создание правовой и экономической базы для муниципальных библиотек с целью выполнения ими функций по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия.


2. Законодательная база


Положение базируется на следующих нормативных документах:

Конституции Российской Федерации;

Законе РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

Законе РФ "О библиотечном деле";

Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";

Уставе Прокопьевского района;

Иных законодательных актах РФ, постановлениях Правительства РФ, положениях и приказах Министерства культуры России, регулирующих деятельность библиотечного дела.


3. Основные понятия и термины


Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

Муниципальная библиотека - библиотека, учрежденная органами местного самоуправления, уставная деятельность которой направлена на библиотечное обслуживание населения Прокопьевского района.

Библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входит создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

Библиотечный фонд - совокупность всех видов документов, имеющихся в библиотеке.

Документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

Пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

Централизованная библиотечная система (ЦБС) - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование на территории Прокопьевского района, в состав которой входят центральная библиотека и библиотеки-филиалы, объединенные общностью основных задач и принципов деятельности.

Централизованная библиотечная система получает статус юридического лица с момента ее регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

Муниципальная культурная политика - совокупность принципов и норм, регламентируемых законодательством различных уровней, которыми руководствуются органы власти местного самоуправления в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность муниципального учреждения культуры.

Понятия "межмуниципальное учреждение ЦБС", "межтерриториальная ЦБС", "централизованная библиотечная система Прокопьевского района", применяемые в настоящем Положении, имеют одинаковое значение.


4. Область применения


Положение должно содействовать:

Формированию муниципальных программ, развитию социальной сферы;

Формированию бюджета муниципального образования;

Формированию библиотеками текущих и перспективных планов;

Регулированию отношений ЦБС с учредителями, юридическими и физическими лицами.


II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

1. Каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, имеет право на библиотечное обслуживание на территории Прокопьевского района.

2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием муниципальной централизованной сети библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания.

3. Права граждан в области библиотечного дела приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений и других организаций.

4. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.

5. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа через систему каталогов и другие формы библиотечного обслуживания.

6. Граждане имеют право стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей.

7. Граждане имеют право бесплатно получать во временное пользование на срок, определенный правилами пользования библиотекой, любой документ из библиотечного фонда.

8. Граждане имеют право бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации в соответствии со своими потребностями и интересами.

9. Граждане имеют право получать документы по межбиблиотечному абонементу из других библиотек и внутрисистемному книгообмену. При этом расходы по пересылке документов в библиотеку и обратно оплачиваются за счет пользователя.

10. Граждане имеют право пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

11. Пользователи имеют право участвовать в библиотечной деятельности через попечительские органы, читательские советы и иные общественные объединения пользователей.

12. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в муниципальных библиотеках, специализированных детских библиотеках.

13. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов библиотек через заочные и внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств бюджета.


Обязанности


14. Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками.

15. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.


III. ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИБЛИОТЕК


Обязанности


1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных Конституцией РФ, Законом РФ "Основы законодательства РФ о культуре", Законом РФ "О библиотечном деле", Законом РФ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим Положением в соответствии с действующим законодательством, своим Уставом и внутренними правилами.

2. Не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

3. Библиотеки должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

4. Библиотеки обязаны отчитываться перед учредителем и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

5. Библиотеки обязаны выполнять основные плановые показатели при условии полноценного финансирования.

6. Библиотеки имеют право:

Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, определенными их уставами;

Утверждать по согласованию с учредителями (Управлением культуры) правила пользования библиотеками;

Разрабатывать текущие и перспективные планы (по согласованию с учредителем);

Разрабатывать перечень и стоимость платных услуг;

Определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;

Осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых услуг без ущерба для основной деятельности;

Образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения;

Определять структуру подразделений и штатное расписание в пределах выделенных бюджетных ассигнований и средств от платных услуг (спецсредств);

Определять виды расходования спецсредств, исходя из затрат на зарплату внештатного персонала, материальную помощь и выплаты компенсационного и стимулирующего характера - не менее 50% от всей суммы заработанных средств;

Определять размер выплат и доплат к заработной плате из фонда экономии оплаты труда и надтарифного фонда в соответствии с нормативными актами;

Осуществлять в установленном порядке сотрудничество с другими библиотеками, учреждениями, организациями, в т.ч. международными;

Участвовать в реализации международных библиотечных программ;

Самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;

Изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителем ЦБС в соответствии с действующими нормативными актами;

В целях постоянного пополнения фондов библиотек получать в соответствии с законодательством не менее 1-го экземпляра бесплатных изданий, выходящих на территории муниципального образования;

Совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.


Ответственность


7. Библиотеки несут ответственность:

За выполнение плановых показателей своей деятельности в той части, которая профинансирована учредителем;

За качество предоставляемых услуг и достоверность информации;

За охрану труда, противопожарную безопасность в той части, которая профинансирована учредителем.


IV. БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


1. Основные задачи библиотек:

Осуществление библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек в интересах всестороннего удовлетворения их запросов на литературу и информацию. Участие в формировании культурной политики района;

Сохранение накопленных человечеством знаний в виде библиотечного фонда, включающего традиционные издания (книги, журналы, газеты и др.) и нетрадиционные документы (видеофильмы, звукозаписи, слайды и другие не книжные материалы);

Создание комфортных условий пользования библиотечными и информационными услугами, обеспечение оперативного доступа, поиска и получения библиотечных документов и информации;

Постоянное обновление основных библиотечно-информационных ресурсов (документальный фонд, информационные базы данных) на основе изучения и учета потребностей и спроса;

Осуществление культурной, научной и просветительской деятельности на удовлетворение духовных, интеллектуальных и культурных потребностей населения.

2. Для выполнения этих задач библиотеки осуществляют следующие виды деятельности:

Комплектуют библиотечные фонды;

Осуществляют научную обработку фондов и раскрывают их содержание для пользователей с помощью системы каталогов и картотек на различных носителях;

Обеспечивают сохранность фонда путем его учета, организации рационального хранения, воспитывают бережное отношение читателей к фонду;

Анализируют использование фондов и корректируют их состав в соответствии с потребностями пользователей;

Организуют обслуживание пользователей с учетом их интересов, обеспечивая удобный доступ к фондам;

Планируют и осуществляют хозяйственную, творческо-производственную и финансовую деятельность, представляя учредителю статистическую отчетность об этой деятельности;

Собирают, организуют хранение и сохранность краеведческого фонда;

Создают специализированный банк данных, включающий описание краеведческих документов;

Создают источники библиографической информации на основе новых поступлений, формируют поисковый справочно-библиографический аппарат;

Обслуживают индивидуальных пользователей, коллективных абонентов, представляют основной и дополнительный набор библиографических и информационных услуг и продукции;

Осуществляют информационное обслуживание органов власти и управления района;

Организуют, проводят и принимают участие в научных исследованиях в области библиотечного дела;

Анализируют, прогнозируют библиотечную ситуацию на территории района, оказывают методическую помощь библиотекам;

Организуют и участвуют в системе повышения квалификации, непрерывного библиотечного образования библиотечных кадров.

3. Библиотечное обслуживание представляет собой деятельность библиотек по пропаганде и выдаче документов, оказанию помощи в их выборе и использовании.

4. Порядок библиотечного обслуживания определяется правилами пользования библиотекой. При записи в библиотеку на каждого пользователя заполняется формуляр пользователя. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.

5. Централизованная библиотечная система района осуществляет функции межтерриториальной библиотеки с обязанностями бибколлектора на центральную районную библиотеку и формированием единого районного бюджета на библиотечное обслуживание населения района.


V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЦБС


1. Структуру централизованной библиотечной системы составляют: центральная районная библиотека Прокопьевского района и филиалы, работающие на территориях.

2. Структуру центральной библиотеки составляют специализированные профессиональные отделы, сектора, центры, службы (организованные по отраслевому, технологическому принципу) со своими собственными функциями, которые работают на всю библиотечную систему района и также советы, комиссии, необходимые для обеспечения работы ЦБС в соответствии с целями и задачами.

3. Централизованную библиотечную систему возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Управления культуры.

4. Руководитель ЦБС без доверенности действует от ее имени, представляет ее интересы во взаимоотношениях с юридическими учреждениями и лицами, распоряжается в пределах своей компетенции имуществом библиотеки, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банке расчетные и другие счета, распоряжается средствами, утверждает штатное расписание и устанавливает надбавки, доплаты и другие стимулирующие выплаты, издает приказы, обязательные для всех работников ЦБС, несет персональную ответственность за результаты ее деятельности.

5. Центральная библиотека как центр комплектования библиотек района осуществляет на базе отдела комплектования ЦБ функции библиотечного коллектора в районе, которые заключаются в изучении читательских потребностей, формировании сводного заказа на литературу, закупке книг, систематизации и каталогизации, технической обработке изданий и распределении их по библиотекам, составлении финансовой отчетности и документации. Финансовые средства на комплектование сосредоточены в Центральной библиотеке, выполняющей функции коллектора.

6. Центральная библиотека оказывает методическую помощь библиотекам территорий по организации библиотечного обслуживания, анализирует и обобщает опыт работы библиотек-филиалов, распространяет и контролирует их внедрение. Разрабатывает целевые, перспективные планы и программы развития библиотечного дела в районе. Проводит районные мероприятия.

7. Центральная библиотека осуществляет справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей.

8. Библиотеки-филиалы организуют работу на основе правил пользования библиотекой. Деятельность библиотеки-филиала осуществляет заведующий филиалом, который отвечает за организацию работы по библиотечному обслуживанию пользователей с учетом их интересов, потребностей, местных традиций.

9. Библиотеки-филиалы участвуют в экономическом и социальном развитии своих территорий, проводят изучение потребностей своих реальных и потенциальных пользователей, ведут базы данных по проблемам развития различных сфер жизнедеятельности местного сообщества.

10. Библиотеки-филиалы повышают информационную культуру своих читателей. С этой целью проводят регулярные экскурсии по библиотеке, знакомят посетителей с фондами, каталогами; ведут библиотечные уроки; пропагандируют справочно-библиографический аппарат.

11. Библиотеки-филиалы организуют библиотечное обслуживание территории, проводят массовые мероприятия, организуют работу любительских объединений.


VI. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


1. В основе библиотечной политики органов местного самоуправления лежит принцип создания условий для осуществления библиотеками (ЦБС) своей уставной деятельности, а также доступности информации и документов, находящихся в пользовании библиотек, обеспечения их сохранности и безопасности.

2. Органы местного самоуправления выступают гарантом прав на библиотечное обслуживание населения и не вмешиваются в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

3. Органы местного самоуправления обеспечивают:

Создание условий и гарантийное финансирование деятельности муниципальных библиотек, формирование местных бюджетов в части расходов на обеспечение библиотечного обслуживания населения;

Гарантированное комплектование и обеспечение сохранности фондов библиотек;

Реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание и создание условий для реализации планов, социально-творческого заказа, муниципальных и иных программ развития библиотечного дела;

Своевременный ремонт зданий, приобретение необходимого оборудования и технических средств, оплату коммунальных услуг, услуг связи;

Создание условий и определение политики подготовки и переподготовки библиотечных кадров;

Содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела муниципального образования.

4. Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

5. Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.

6. В соответствии ст. 50 п. 2 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество (здания) может находиться в собственности сельских территорий с обязательным несением расходов по их содержанию.

7. На районном уровне находятся обязанности по финансированию расходов по оплате труда работников ЦБС, приобретению специального оборудования, технических средств, комплектованию книжных фондов, содержанию транспорта.


Разделение полномочий


К компетенции органов местного самоуправления сельской территории относятся:

Организация библиотечного обслуживания сельской территории;

Создание условий для осуществления библиотечной деятельности (капитальный и текущий ремонт зданий и помещений, оплата коммунальных услуг, услуг связи);

Контроль за соблюдением режима работы сельских библиотек;

Предоставление кандидатур работников сельских территорий при их приеме на работу, увольнении, предоставлении к награждению;

Направление молодежи в учебные заведения культуры по целевому набору по согласованию с органами культуры района.

К компетенции органов местного самоуправления Прокопьевского района:

Организация библиотечного обслуживания сельских территорий (обеспечение услугами библиотечного коллектора);

Финансирование заработной платы работников библиотек, формирование библиотечных фондов, приобретение специального оборудования, технических средств, обеспечение сохранности библиотечных фондов, содержание транспорта, приобретение расходных материалов;

Реализация основных направлений развития библиотечного дела в районе в соответствии с государственной политикой;

Методическое обеспечение библиотечной деятельностью;

Организация районных акций, фестивалей и других массовых мероприятий;

Реализация политики подготовки и переподготовки библиотечных кадров;

Организация и проведение научных исследований в области библиотечного дела.


VII. ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА


1. Учредители


Учредителями ЦБС могут быть собственники имущества, а также органы культуры.

Централизованная библиотечная система обслуживается в централизованной бухгалтерии Муниципального органа Управления культуры Прокопьевского района.

Бюджетное финансирование ЦБС органы местного самоуправления осуществляют в той мере, которая обеспечивает текущую плановую деятельность библиотек, а также мероприятия, направленные на сохранение и развитие библиотечного дела, а именно на следующие цели:

Оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам;

Комплектование библиотечных фондов, их сохранность;

Материальное обеспечение организации массовых мероприятий;

Оснащение библиотек современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов;

Другие затраты, связанные с основной деятельностью библиотек.

Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с уставной деятельностью ЦБС. Не использованные в отчетном периоде средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объеме финансирования следующего года.

Финансирование ЦБС осуществляется по утвержденным сметам расходов на соответствующий год за счет средств, предусмотренных в бюджете района на библиотечное обслуживание населения.


3. Имущество ЦБС


Имущество ЦБС составляют:

Печатные, аудиовизуальные электронные документы, носители электронной информации, базы данных, поисковый справочный аппарат, организационная, технологическая, финансовая документация;

Основной формой трудовых отношений является трудовой договор.

Отправной базой формирования фонда заработной платы является соответствующая категория группы по оплате труда, присвоенная ЦБС по ее показателям.

Оплата труда библиотечных работников осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных (муниципальных) учреждений. Заработная плата включает в себя тарифную ставку (оклад) и другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Библиотечные работники должны проходить периодическую аттестацию, порядок которой устанавливается действующим законодательством.

Централизованная библиотечная система в пределах имеющихся у них средств на оплату труда самостоятельно определяет дифференцированные надбавки к ставкам и должностным окладам, применяет прогрессивные различные формы организации, оплаты и стимулирования труда, определяет порядок и размеры премирования работников на основе Положения об использовании дифференцированного фонда оплаты труда, премиального фонда, о премировании работников учреждения в пределах фонда оплаты труда.

Органы местного самоуправления, непосредственно финансирующие деятельность библиотек, обеспечивают предоставление установленных действующими законодательными актами льгот.


5. Реорганизация и ликвидация библиотек


Реорганизация библиотек в форме слияния, разделения, преобразования может осуществляться по инициативе как библиотеки, так и учредителя при согласовании всех сторон с учетом потребностей населения, если это не влечет за собой ухудшения библиотечного обслуживания жителей муниципального образования.

Целью реорганизации может быть только создание лучших условий для доступа граждан к культурным ценностям, а также условий для выполнения творческим коллективом библиотечных работников своих задач по предоставлению услуг гражданам.

Ликвидация муниципальных библиотек невозможна, если она влечет расформирование и отчуждение или передачу библиотечных фондов иным лицам или организациям негосударственных, немуниципальных форм собственности.

Запрещается приватизация муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены.

Неправомерное решение о ликвидации муниципальных библиотек может быть обжаловано в установленном законом порядке.

В случае временного или вынужденного переселения библиотеки или ее части из существующих помещений или зданий, органы местного самоуправления, учредитель должны предоставить другие помещения или здания, по действующим санитарным нормам позволяющие в полной мере осуществлять уставную деятельность.


VIII. ГАРАНТИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение является законодательным правовым актом, обязательным для исполнения всеми физическими, юридическими лицами и должностными лицами органов местного самоуправления.

2. Физические и юридические лица, должностные лица органов местного самоуправления несут административную ответственность за нарушение настоящего Положения в порядке, определенном действующим законодательством.

3. Настоящее Положение вводится в действие с момента его подписания.


Председатель Прокопьевского районного Совета народных депутатов А.С.ПАРОВИН

Федеральным законом от 31.12.05 № 199-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от06.10.03№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации 7 с местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), в т. ч. расширяющие полномочия муниципальных районов в сфере библиотечного обслуживания. С 1 января 2006 г. вопрос местного значения муниципальных районов в этой сфере закреплен как" организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов" (п. 19 ч. 1 ст. 15).

Правовой статус межпоселенческой библиотеки

Внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ изменения ввели новый вид библиотек - межпоселенческие, который, однако, не получил подробного толкования ни в данном Законе, нив Федеральном законе от 29.12.94 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Закон "О библиотечном деле"). В п. 2 ст.4 Закона "О библиотечном деле" регламентирующем библиотечную деятельность в целом, дан закрытый перечень видов библиотек, формируемых учредителями в зависимости от порядка их учреждения и форм собственности.

Особо оговорен в 3аконе "О библиотечном деле" статус центральных библиотек. В соответствии с данным законом органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной, при этом согласно ст. 20 Закона "О библиотечном деле":

  • органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки;
  • органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки.

Однако этот Закон не разъясняет, что подразумевается под термином "межпоселенческая библиотека", введенным Федеральным законом № 131-ФЗ, и какие функции она должна осуществлять.

Некоторые субъекты РФ рекомендовали органам местного самоуправления своих регионов понимать под межпоселенческой библиотекой централизованную библиотечную систему (ЦБС), действовавшую в рамках бывшего административного района, и осуществить ее перерегистрацию с новым организационно-правовым статусом межпоселенческой библиотеки с библиотеками-филиалами. Однако с данной позицией нельзя согласиться ни по логике Федерального закона № 131-ФЗ, ни по логике Закона "О библиотечном деле".

Закон "О библиотечном деле "под централизованной библиотечной системой (ЦБС) подразумевает добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование. Следует отметить, что данная формулировка давно отстала от развивающегося муниципального законодательства и новых гражданско-правовых отношений с учетом установления разных уровней муниципальной собственности. Сегодня ЦБС как структурно-целостное образование в форме учреждения представляет собой уже не форму добровольного объединения библиотек, а юридическое лицо с системой филиалов. Гражданский кодекс РФ определяет филиалы юридического лица как подразделения, создаваемые юридическим лицом и наделяемые им имуществом и ресурсами для осуществления функции юридического лица за пределами его месторасположения.

Таким образом, «добровольное объединение библиотек» ЦБС (в соответствии с формулировкой Закона "О библиотечном деле"), которая в последующем реорганизуется в юридическое лицо в форме учреждения с филиалами, может быть осуществлено только при наличии единого собственника (учредителя). На основании его решения может происходить реорганизация самостоятельных библиотек в форме слияния или присоединения. Например, формирование ЦБС в районах как административно-территориальных единицах до реформы местного самоуправления или городских ЦБС в крупных городах.

Нельзя говорить о добровольном объединении библиотек при наличии разных собственников (учредителей), т. к. реорганизация самостоятельных библиотек (с понижением их статуса) путем слияния или присоединения возможна только решением собственника или при изменении собственника библиотек в результате заключения различных сделок дарения или иного отчуждения имущества. Однако это не значит, что библиотеки не могут кооперироваться для осуществления различных функций библиотечного обслуживания населения, но данная кооперация будет иметь иные организационно-правовые формы, о которых будет сказано ниже.

Разграничение полномочий и собственности

Попробуем проанализировать данный вопрос с двух точек зрения: как следует поступать в сфере библиотечного обслуживания согласно Федеральному закону № 131 -ФЗ и какая форма предоставления библиотечной услуги экономически выгоднее муниципалитету.

Библиотечное обслуживание населения поселений с учетом формулировки, данной в п. 11 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, включает:

  • комплектование и организацию библиотечных фондов;
  • организацию учета и сохранения библиотечных фондов;
  • обслуживание населения в стационарных (абонемент и читальный зал) и нестационарных формах (передвижная библиотека, пункт выдачи и т. п.);
  • справочно-библиографическую работу;
  • массовую работу по развитию интереса к чтению и пропаганде художественно-культурного наследия России.

К межмуниципальным (межпоселенческим) функциям библиотечного обслуживания, осуществляющимся в интересах населения всего муниципального района, а также всех поселенческих библиотек, можно отнести:

  • межбиблиотечный абонемент для населения всего муниципального района;
  • справочно-библиографическое обслуживание библиотек поселений и населения всего муниципального района;
  • информационно-методическое обслуживание библиотек поселений; 0 методическое обеспечение научной организации библиотечных фондов библиотек поселений;
  • методическое обеспечение охраны и сохранения библиотечных фондов библиотек поселений;
  • методическое обеспечение осуществления государственной статистической отчетности библиотеками поселений и другие функции.

Таким образом, межпоселенческой библиотекой может быть названа библиотека, которая по структуре своих библиотечных фондов, а также ресурсных возможностей (материальных и кадровых) может осуществлять данные межмуниципальные функции в интересах населения всего района, а также в интересах поселенческих библиотек. Такими ресурсами, как правило, обладают центральные библиотеки.

Второй вопрос касается формы предоставления библиотечной услуги. Здесь следует обратить внимание на тот факт,что предоставление публичных услуг населению является обязательным условием деятельности органов местной публичной власти. При этом основные задачи - это соблюдение условий социально-экономической эффективности, максимальной доступности общественной услуги и ее соответствующее качество.

Предоставление услуги может осуществляться разными способами:

  • самими органами местного самоуправления (через муниципальные учреждения);
  • закупаться у сторонних организаций;
  • полномочие по предоставлению услуги может быть передано по соглашению другому муниципальному образованию (от поселения к муниципальному району и наоборот);
  • через кооперацию с другими муниципальными образованиями.

Выбор того или иного способа предоставления услуги зависит от многих факторов: ее социальной значимости, развитости инфраструктуры предложения, объема средств, необходимых для предоставления услуги, кадровой обеспеченности предоставления услуги и др.

Если услуга должна предоставляться всему населению бесплатно в силу ее социальной значимости или гарантий, установленных государством, то ее целесообразно осуществлять на базе муниципальных учреждений или в форме межмуниципальной кооперации. Передача исполнения полномочия другому муниципальному образованию с субвенцией на его осуществление, рассчитанной с учетом полной стоимости услуги, и тем более ее закупка у других организаций являются более затратными формами.

Пример

Федеральное законодательство гарантирует бесплатное потребление услуги по библиотечному обслуживанию всему населению (ч. 2 ст. 5 Закона "О библиотечном деле). В настоящее время расходы на предоставление услуги при передаче полномочий от государства муниципальным образованиям или между поселениями и муниципальными районами рассчитываются по средней стоимости бюджетной услуги, Если поселение имеет инфраструктуру предоставления услуги, то средняя стоимость бюджетной услуги корректируется с учетом различных поправочных коэффициентов. Так определяются общие бюджетные расходы на предоставление услуги. Как правило, данные расчеты значительно ниже реальных затрат, поскольку не учитываю не кредиторскую задолженность учреждений, а также обычно не планируют капитальных расходов и амортизационных отчислений.

Но такое положение будет существовать не всегда. Как только учреждения получат большую самостоятельность, перейдя в форму автономных некоммерческих учреждений, они будут вынуждены рассчитывать стоимость услуги с учетом всех необходимых затрат. Тогда передача полномочий по объему расходов сравняется с закупкой услуги у сторонних организаций.

Закупку услуг в условиях всеобщего бесплатного предоставления библиотечной услуги поселениям лучше всего осуществлять в своих муниципальных учреждениях, размещая на их базе муниципальные бюджетные задания. Также следует отметить, что закуп­ку услуг целесообразно осуществлять для приобретения иных услуг, например, ограни­ченному числу потребителей или в случае частичной оплаты потребителем стоимости услуги. Таким образом, и с этой точки зрения для предоставления библиотечной услуги необходимым является исполнение норм Федерального закона № 131 -ФЗ.

Имущество центральной библиотеки

При разграничении собственности в сфере библиотечного обслуживания встает большая проблема: что делать с имуществом центральной библиотеки? Этот вопрос возникает там, где в административном центре муниципального района, сохранилась лишь одна крупная универсальная библиотека, которая и является в настоящее время центральной библиотекой района. Таким образом, именно эта библиотека становится камнем преткновения при разделе имущества, т. к. на нее, с одной стороны, возлагаются полномочия по обслуживанию населения административного центра района, а с другой - осуществление межпоселенческих (межмуниципальных) функций в области библиотечного обслуживания.

При определении статуса центральной библиотеки возможны два варианта решения:

  1. передать ее в собственность поселения, являющегося административным центром муниципального района;
  2. оставить в собственности муниципального района для осуществления межмуниципальных функций и назвать межпоселенческой библиотекой.

Ни одно из перечисленных решений нельзя назвать абсолютно правильным, т. к. и в том и в другом случае происходит некоторое ущемление прав одного из субъектов, поэтому решение принимается только по соглашению сторон.

В первом случае (когда центральная районная библиотека становится собственностью поселения - административного центра муниципального района) для осуществления муниципальным районом межпоселенческих (межмуниципальных) функций в области библиотечного обслуживания органы местного самоуправления муниципального района и административный центр муниципального района могут заключить: 6 либо соглашение о передаче полномочий;

В либо соглашение гражданско-правового характера о приобретении услуги по осуществлению данной центральной библиотекой функций межпоселенческих библиотек.

Во втором случае (когда центральная библиотека становится межпоселенческой библиотекой) аналогичные соглашения заключаются между органами местного самоуправления, только предметом соглашения становится уже библиотечное обслуживание межпоселенческой библиотекой населения поселения - центра муниципального района.

Помимо этого, могут быть заключены отдельные договоры (соглашения) между учредителями библиотек поселений и учредителем межпоселенческой библиотеки или учредителем центральной библиотеки, исполняющей межпоселенческие функции , о предоставлении данной библиотекой услуг по комплектованию библиотек поселений, а также услуг обработки новой литературы. Приобретать данные услуги поселенческим библиотекам целесообразно у профессионалов с целью правильной организации библиотечных фондов поселений, которые должны быть организованы с учетом принятой библиотечной классификации, а также для постановки книг на справочно-библиографический учет.

Финансовое обеспечение полномочий

Финансовое обеспечение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения должно устанавливаться с учетом минимальных социальных стандартов, принятых на местном уровне, а также с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования. В условиях отсутствия принятых минимальных социальных стандартов, например, социальных стандартов на библиотечное обслуживание, за основу следует брать нормативы объемных показателей, одобренных распоряжением Правительства РФ от 03.07.96 № 1063-р "Социальные нормативы и нормы".

Расходными обязательствами поселений в области библиотечного обслуживания населения являются:

  • содержание штата поселенческой библиотеки в соответствии с нормативной штатной численностью, определенной с учетом объемных показателей (число читателей поселенческой библиотеки, книговыдача и т. п.) по состоянию на начало года передачи имущества;
  • финансовое обеспечение комплектования фондов поселенческой библиотеки, в. т. ч. подписными изданиями;
  • финансовое обеспечение организации библиотечного фонда (его классификация и каталогизация), учета и сохранности;
  • финансовое обеспечение справочно-библиографического обслуживания библиотеки поселения;
  • финансовое обеспечение коммунальных расходов, а также расходов по содержанию зданий библиотек или арендной платы в случае их расположения в арендуемых помещениях;
  • финансовое обеспечение приобретения оборудования и технических средств;
  • финансовое обеспечение текущих накладных расходов деятельности библиотек, в т. ч. транспортных расходов;
  • финансовое обеспечение подготовки и переподготовки библиотечных кадров;
  • финансовое обеспечение мер социальной поддержки библиотечных работников в случае установления таких мер представительным органом поселения;
  • финансовое обеспечение мер противопожарной безопасности библиотек,

Перечисленные расходные обязательства должны лечь в основу минимальных стандартов финансирования в области предоставления библиотечных услуг населению.

Дополнительные услуги, предоставляемые населению муниципальными библиотеками, могут осуществляться уже на платной или частично платной основе, по расценкам, утвержденным представительным органом муниципального образования. Дополнительные средства, полученные от оказания дополнительных услуг, должны направляться исключительно на развитие библиотек, а не использоваться для возмещения недостающих бюджетных средств.

Организационно-управленческие особенности централизованной библиотечной системы

Сегодня велико искушение сохранить ЦБС под предлогом того, что ранее она являлась удобной формой библиотечного обслуживания, и "приспособить" новое законодательство под эти цели. Однако органы местного самоуправления района не имеют права подменять органы местного самоуправления поселений и организовывать оказание услуг в области библиотечного обслуживания в поселениях. Это можно делать только в одном случае, если поселения по соглашению передадут муниципальному району исполнение данного полномочия. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что полномочие должно передаваться поселениями району одновременно с ресурсами для его исполнения, т. е. сначала поселения должны быть сами наделены этими ресурсами: доходами и собственностью.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 731 -ФЗ (учитывая нюансы регионального законодательства о наделении вновь образованных поселений вопросами местного значения в переходный период) последовательность организационно-управленческих действий в сфере библиотечного обслуживания должна быть следующей:

  • централизованные библиотечные системы муниципального района должны быть реорганизованы;
  • собственность ЦБС должна быть разграничена между поселениями, входящими в состав муниципального района;
  • органы местного самоуправления поселений должны учредить поселенческие библиотеки;
  • органам местного самоуправления поселений следует принять решение о том, как осуществлять данное полномочие: самостоятельно или передав его по соглашению (с ресурсами на исполнение) муниципальному району.

В поселениях требуется закрепить за должностным лицом органов местного самоуправления соответствующие функции по анализу, планированию, организации, контролю деятельности в области культуры, выполнению функций учредителя по отношению к муниципальным учреждениям культуры и иные необходимые управленческие функции. В муниципальных районах должна произойти реорганизация управлений культуры: вместо структурных подразделений по управлению различными направлениями в культуре целесообразно выделить структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за разработку и организацию реализации районных программ в области культуры, а также создать методическую службу хозрасчетного плана, которая могла бы осуществлять на договорных условиях разработку методических материалов для проведения мероприятий в поселениях и проводить курсы подготовки и переподготовки специалистов в области культуры.

Межмуниципальное сотрудничество

Статьи 8 и 68 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливают, что для совместного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения и хозяйственные общества, а также могут заключаться договоры и соглашения.

Среди межмуниципальных объединений Федеральный закон № 131-ФЗ упоминает лишь Совет муниципальных образований, поэтому в статье, в качестве хозяйствующих объектов, осуществляющих те или иные вопросы местного значения, называет только хозяйственные общества. Причем Закон дает закрытый перечень таких хозяйственных обществ: закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Согласно ст. 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В целях осуществления некоммерческой деятельности муниципальные образования могут создавать фонды и автономные организации (ст. 69 Федерального закона № 131 -ФЗ). В настоящее время принят Федеральный закон "Об автономных учреждениях", который регулирует создание и деятельность таких учреждений. В структуре данного закона нет упоминания о том, что данное учреждение может быть учреждено в рамках межмуниципального сотрудничества. Кроме того, ч. 3 ст. 18 этого Закона содержит норму, ограничивающую реорганизацию автономных учреждений в форме слияния и присоединения в рамках одного собственника имущества. Вместе с тем данный закон не содержит ограничений к учреждению муниципалитетаминового автономного учреждения в рамках межмуниципального сотрудничества. Однако уже упоминалось, что бесплатное библиотечное обслуживание населения в объемах, установленных государством, не может осуществляться на коммерческой основе, а формирование бюджетного задания при всеобщности услуги для населения пока затруднено. В настоящее время ученые и практики только подходят к разработке принципов и методик формирования бюджетного задания.

В какой же мере можно использовать формы межмуниципального сотрудничества при организации библиотечного обслуживания населения в настоящее время?

Статья 8 Федерального закона № 131 -ФЗ, помимо хозяйственных обществ, упоминает также договоры и соглашения, поэтому рассмотренные в главе "Разграничение полномочий и собственности" соглашения о предоставлении услуг между поселениями и муниципальным районом с целью минимизации расходов на комплектование и обработку фондов, на организацию справочно-библиографической работы и т. п. можно назвать формой межмуниципального сотрудничества. Кроме того, можно заключить соглашение об использовании библиотечных фондов библиотек поселений в целях организации межбиблиотечного абонемента в интересах читателей всего муниципального района.

Органами местного самоуправления поселений.

Органом местного самоуправления муниципального района.

Органом местного самоуправления поселения - центра муниципального района.

72. Разновидностью иерархических организационных структур не является:

- линейно-функциональная структура,

- дивизиональная структура,

- проектная структура

73. Главное свойство адаптивной организационной структуры:

- взаимодействие между сотрудниками осуществляется по горизонтали,

- отпадает значительная часть формальных характеристик,

- способность легко менять форму, приспосабливаясь к внешним условиям .

74. К какому типу организационной структуры относятся централизованные библиотечные системы?

- дивизиональная структура,

- линейно-штабная,

- матричная структура.

75. Методическое обеспечение библиотечной деятельности направлено на:

- обеспечение библиотечного коллектива регламентирующей документацией

- обеспечение планов работы соответствующими методическими рекомендациями

- оказание методической помощи другим библиотекам

- повышение квалификации кадров библиотеки

76. Допишите отсутствующий тип нововведений:

- продуктовые

- научно- технологические

- организационно-управленческие

- социально-экономические

Раздел 5. Управленческая информационная система библиотеки

77. Допишите отсутствующий вид организационных коммуникаций:

- горизонтальные

- вертикальные

- диагональные

- межличностные

- формальные

- вербальные

78. Информационный менеджмент – это:

- управление информационной системой,

- управление информацией организации,

- управление организацией на основе информации .

79. Уберите лишнее понятие в предложении: «Этапами статистического исследования не являются»:

- статистическое наблюдение,

- отчетность ,

- сводка и обработка статистических материалов,

- анализ статистических данных.

80. Число читателей, объем библиотечного фонда, книговыдача – это:

- абсолютные показатели,

- относительные показатели ,

- средние показатели.

81. Читаемость, обращаемость, книгообеспеченность, посещаемость – это:

- абсолютные показатели,

- относительные показатели ,

- средние показатели.

82. Управленческие решения не классифицируются по:

- срокам действия,

- аналитическому характеру,

- виду субъекта, принимающего решение,

- степени полноты информации.

83. Методами принятия управленческих решений не являются:

1) системный анализ,

2) ситуационный подход ,

3) моделирование,

4) экспериментирование

84. Укажите, что является импульсом к разработке управленческого решения:

- задание вышестоящего органа

- проблема

- потребность в преобразовании

Раздел 6. Ресурсное обеспечение библиотечно-информационной деятельности

85. Какие составляющие объединяет понятие «ресурсный комплекс библиотеки»?

- МТБ и финансы,

- финансы и кадры,

- МТБ,

- все вышеперечисленное .

86. Что обозначает термин «консолидированный бюджет библиотеки»?

- смету доходов и расходов,

- совокупные финансовые средства библиотеки ,

- МТБ библиотеки.

87. Что такое инициативная хозяйственная деятельность библиотеки?

    дополнительное платное обслуживание пользователей,

    синоним понятия «экономическая деятельность»

    привлечение в библиотеку внебюджетных ресурсов из различных легитимных источников,

    взаимодействие библиотеки с благотворителями и спонсорами.

88. Что является предметом маркетингового анализа при установлении цен на дополнительное платное библиотечное обслуживание?

    готовность пользователей платить определенную сумму («верхняя граница цен»),

    реакция пользователей на изменение цен («эластичность спроса»),

    соотношение между реальными затратами (себестоимостью) и ценой.

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2003 ГОДА №131 «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Г.Архангельск 01.07.2005

30 марта - 1 апреля 2005 года в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А.Добролюбова проходило совещание руководителей муниципальных библиотек Архангельской области «Муниципальные библиотеки Архангельской области: итоги, проблемы, перспективы развития». В ходе совещания были подведены итоги работы муниципальных библиотек в 2004 году, выявлены основные тенденции их развития на современном этапе.

По состоянию на 1 января 2005 года в Архангельской области работают 526 муниципальных библиотек, объединенных в 24 централизованные библиотечные системы (ЦБС). ЦБС является основной организационной моделью межбиблиотечного взаимодействия муниципальных библиотек, находящихся на территории районов и городов.

В последние годы произошли большие изменения в содержании и условиях деятельности муниципальных библиотек. Прежде всего, это связано с экономическими, правовыми и социальными преобразованиями в нашей стране. Среди положительных результатов преобразований не только сохранение сети библиотек, но и дальнейшее развитие их взаимодействия, внедрение новых информационных технологий, реализация проектов, имеющих положительный социальный эффект. Вместе с тем остро ощущается недостаток бюджетного финансирования основных направлений деятельности, таких как комплектование библиотечных фондов новыми изданиями, модернизация библиотек и расширение их информационных возможностей.

Особое внимание на совещании было уделено проблеме организации библиотечного обслуживания населения Архангельской области и обеспечения конституционных прав граждан на поиск и получение информации, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям в связи с реализацией закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

    Определение полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания

Полномочия органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания определяются следующими законодательными актами:

    Конституцией Российской Федерации;

    федеральным законом «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 23.11.1994;

    федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» № 77-ФЗ от 29.12.1994;

    федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 08.10.2003;

    областным законом «Об обязательном экземпляре документов Архангельской области» № 165-21-03 от 8.04.03.

Согласно ГОСТу 7.0-99 (ИСО 5127-1-83) «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»

библиотека  это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

библиотечное обслуживание - это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг,

библиотечная услуга – конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации и т.д.).

На основе перечисленных нормативных правовых документов могут быть определены следующие полномочия органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения:

Полномочия органа местного самоуправления городского округа:

    принятие нормативных правовых актов о библиотечном обслуживании населения городского округа и контроль за их исполнением;

    принятие минимальных социальных нормативов по организации библиотечного обслуживания населения городского округа;

    утверждение муниципальных социально-экономических целевых программ развития библиотечного обслуживания населения городского округа, в том числе входящих обязательными разделами в муниципальные программы развития культуры, образования, информатизации муниципального образования;

    формирование, размещение, бюджетное обеспечение муниципального социального заказа на библиотечные услуги и контроль за его исполнением;

    присвоение одной из библиотек городского округа статуса центральной библиотеки;

    организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления городского округа;

    организация библиотечного обслуживания населения городского округа;

    обеспечение координации и кооперации в формировании библиотечноинформационных ресурсов для их широкой доступности населению и наиболее эффективного использования;

    регистрация и контроль над условиями хранения и использования книжных памятников, имеющихся на территории городского округа;

    развитие кадрового потенциала библиотек городского округа.

Полномочия органа местного самоуправления муниципального района:

    принятие нормативных правовых актов о библиотечном обслуживании населения муниципального района и контроль за их исполнением;

    принятие минимальных социальных нормативов по организации библиотечного обслуживания населения муниципального района;

    утверждение муниципальных социально-экономических целевых программ развития библиотечного обслуживания населения муниципального района, в том числе входящих обязательными разделами в муниципальные программы развития культуры, образования, информатизации муниципального образования;

    формирование, размещение, бюджетное обеспечение муниципального заказа на библиотечные услуги и контроль за его исполнением;

    организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления муниципального района;

    присвоение одной из библиотек муниципального района статуса центральной библиотеки;

    организация библиотечного обслуживания поселений;

    организация межбиблиотечного взаимодействия;

    обеспечение координации и кооперации в формировании библиотечно-информационных ресурсов для их широкой доступности населению и наиболее эффективного использования;

    регистрация и контроль над условиями хранения и использования книжных памятников, имеющихся на территории муниципального района;

    развитие кадрового потенциала библиотек муниципального района.

Полномочия органа местного самоуправления поселения:

    организация библиотечного обслуживания жителей поселения;

    учреждение и содержание за счет средств местного бюджета муниципальных библиотек, обеспечение безопасности и сохранности их зданий, помещений и библиотечных фондов, обустройства прилегающих территорий;

    организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления поселения;

    развитие кадрового потенциала библиотек поселения.

2. Организация библиотечного обслуживания населения муниципального образования

При организации библиотечного обслуживания населения муниципального образования предлагаем использовать следующие модели.

    Муниципальное учреждение «Межпоселенческая библиотека», имеющее статус юридического лица, финансируемое из бюджета муниципального района (закон №131-ФЗ гл.8 ст.50 п.3 пп.12). Межпоселенческая библиотека - правопреемница существующей централизованной (муниципальной) библиотечной системы. Она осуществляет библиотечное обслуживание населения муниципального района путем организации в поселениях библиотечных пунктов, которые являются ее структурными подразделениями. Учредителем межпоселенческой библиотеки является орган местного самоуправления «Муниципальный район».

    Межмуниципальное библиотечное объединение. Создается органами местного самоуправления, которые являются учредителями поселенческих библиотек, с целью организации библиотечного обслуживания населения соответствующих муниципальных образований на основе совместного формирования и взаимного использования библиотечно-информационных ресурсов. Создание межмуниципального библиотечного объединения сопровождается заключением договоров (соглашений) о передаче (приеме) полномочий по организации библиотечного обслуживания за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих муниципальных образований (закон №131-ФЗ ст.15, п.4).

    Ассоциация библиотек добровольноеобъединение библиотек, имеющих статус юридического лица, которое создается с целью совершенствования библиотечного обслуживания населения, эффективного использования имеющихся библиотечно-информационных ресурсов, выработки и реализации единой библиотечной политики. Ассоциация библиотек регистрируется в соответствии с действующим законодательством и получает статус юридического лица.

Данные модели позволяют сохранить сетевой принцип организации библиотечного обслуживания населения муниципального образования, который обладает целым рядом преимуществ, существенно повышая качество библиотечных услуг и эффективность использования совокупных библиотечно-информационных ресурсов.

Для организации библиотечного обслуживания поселений муниципальное образование «Муниципальный район» может создавать библиотечный коллектор (закон №131-ФЗ ст. 50 п.3. пп.12), осуществляющий планомерное комплектование библиотек, находящихся на территории муниципального района, различными видами документов, библиотечным оборудованием и техническими средствами. Библиотечный коллектор может быть создан как самостоятельное учреждение со статусом юридического лица или как структурное подразделение одной из библиотек.

При разработке и утверждении нормативов на библиотечное обслуживание населения рекомендуется использовать:

    «Социальные нормативы и нормы», одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации № 1063-р от 03.07.1996 года;

    письмо Минкультуры России №01-225/16-29 от 16.10.1996 года «О практике применения социальных нормативов организации сети библиотек»;

    «Основные положения организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации», утвержденные приказом Минкультуры России № 682 от 14.11.1997 года;

    «Модельный стандарт деятельности публичных библиотек», принятый Российской библиотечной ассоциацией в 2001году;

    «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» (2001);

    Социальные нормативы обеспечения населения услугами библиотек и Примерные типовые штаты муниципальных учреждений культуры и искусства, рекомендуемые комитетом по культуре администрации Архангельской области (2004).

Ответственная за выпуск Лаптева Галина Яковлевна – заместитель председателя комитета по культуре администрации Архангельской области.

Значительно затруднил организацию библиотечного обслуживания на местах и осложнил технологию комплектования библиотечных фондов Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вследствие разграничения бюджетных полномочий чрезвычайно осложнились и практически остановились книгообменные операции, предполагающие безвозмездную передачу библиотечных фондов из библиотек другого уровня в библиотеки муниципального уровня или другой ведомственной подчиненности . В соответствии с этим законом финансирование услуг культуры осуществляется непосредственно из бюджетов муниципальных образований соответствующего уровня. Главное нововведение этого закона - это установление двух типов муниципальных образований:

Сельских или городских поселений,

Муниципальных районов и городских округов .

Между ними и происходит разграничение расходных полномочий. Закон по-новому разграничил полномочия в сфере библиотечного обслуживания, закрепив за городским округом, городскими и сельскими поселениями полномочие по организации библиотечного обслуживания населения, комплектование книжных фондов библиотек поселения, а за муниципальным районом - полномочие по организации библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их книжных фондов. Тем самым распределена ответственность органов местного самоуправления за состояние общедоступных публичных библиотек в российских городах и селах, обеспечение современного уровня деятельности библиотек как культурных, общеобразовательных и информационных центров на местах .

Разделение бюджетов, по идее законодателей, поможет снизить уровень коррупции, так как в небольших по численности населения муниципальных поселениях и районах легче повысить контроль за расходованием бюджетных средств. К сожалению, все эти благие замыслы терпят крах, сталкиваясь с реальным положением дел в муниципальных образованиях. Во-первых, в их бюджетах нет средств на покрытие расходов на предписанный круг полномочий. Во-вторых, возведенные «китайские стены» между административными делениями разного уровня (поселение, район, городской округ, субъект РФ) буквально обрубают жизненно важные информационные и хозяйственные связи в целостных общественных организмах, которые складывались десятилетиями, если не столетиями, и которые не замыкаются муниципальными границами. В числе таких организмов централизованные библиотечные системы и другие виды межмуниципальных библиотечных объединений. Основная доля их ресурсов (всех видов - от информационных до кадровых) и выполняемых функций централизована на уровне района, а периферийные подразделения размещены в поселениях по всей его территории. И эти подразделения - поселенческие библиотеки - ведут обслуживание населения, потребляя централизованные ресурсы муниципального района: единый библиотечный фонд, единый каталог, единую справочно-библиографическую службу, единую систему повышения квалификации, методической помощи и подбора кадров. Без опоры на них в поселениях можно лишь создать видимость библиотечного обслуживания . В виду выше перечисленного сложная ситуация складывается с внутригосударственным книгообменом, который практикуется в России с начала образования библиотечных фондов. Порядок перераспределения документов значительно усложнился с принятием Федерального закона № 131, который требует согласования передачи каждого издания с органами Росимущества, территориальными органами управления имуществом и учредителями библиотек, так как фонды отнесены к имуществу. Процедура передачи стала занимать 4-8 месяцев. В связи со сложностями перераспределения изданий библиотеки все чаще отказываются от ведения книгообмена, предпочитая списывать издания в макулатуру. Если не изменить правила перераспределения литературы между библиотеками, эта практика может стать повсеместной. В итоге библиотечная система страны потеряет канал безвозмездного комплектования фондов объемом примерно 1 млн изданий в год .

Следствия, вытекающие из рассматриваемого закона вызывают колоссальную обеспокоенность у профессионалов:

Во-первых, передача нынешних библиотек-филиалов Центральных библиотечных систем (ЦБС) и центральных районных библиотек в муниципальную собственность ставит под сомнение само сохранение в России централизованных систем, объединяющих публичные библиотеки, дробит единые фонды.

Во-вторых, разграничение бюджетов всех видов (федерального, регионального, муниципального районного, городского округа, городского и сельского поселения) обрекает на нищенское существование массу библиотек низового звена, в особенности, - сельских, резко снижает возможности их комплектования, использования межбиблиотечного абонемента, развития материально-технической базы, кадрового обеспечения.

В-третьих, создана законодательная база для закрытия библиотек, так как теперь их судьба целиком передается на усмотрение местной власти.

В-четвертых, страдают интересы читателей: затрудняется или становится невозможным доступ жителя села и даже небольшого города к отсутствующим в местной библиотеке источникам информации; с большой вероятностью может быть предельно сокращен ассортимент библиотечных услуг; стимулируется переход на платное обслуживание, платные методические услуги и др.

Перечисленные проблемы не локальны, они касаются всей страны, ведь речь идет о публичных библиотеках, которые обслуживают народ России в прямом смысле этого слова, так как нет других учреждений культуры, настолько приближенных к каждому населенному пункту .

Подытожив, существующие на сегодняшний день, законодательные нормы в области приобретения изданий можно сказать, что введение конкурсных процедур с 1 января 2006 г. привело к потере оперативности комплектования, сужению возможностей библиотек в реальном выборе источников комплектования, удорожанию процедуры закупки. В особенно тяжелой ситуации оказались сегодня библиотеки удаленных и труднодоступных территорий. В настоящее время финансирование комплектования рассчитывается «от достигнутого». Необходимо внедрение нормативных методик расчета объема средств на текущее комплектование библиотек. Еще больше осложнило ситуацию введение в действие № 131-ФЗ и передача средств на комплектование в компетенцию муниципальных советов. Возможно, выходом из данной ситуации могла бы стать консолидация средств на комплектование муниципальных общедоступных библиотек, в том числе на селе, в бюджете субъектов РФ и выделяемая отдельной строкой. Это позволило бы библиотекам объединить свои заказы в рамках региона, сэкономить средства, улучшить качество отбора, рационально размещать свои заказы у поставщиков .



Просмотров