Обличающие крепостное право художественные. Крепостное право в России: миф и реальность

Что нужно малышу, чтобы спокойно и крепко спать? Конечно же сказка на ночь ! Короткие добрые сказки успокоят кроху и подарят чудесные сны.

Необычная история

Жил – был на свете мальчик Коля, обычный мальчишка, который ходил в детский сад и любил гречневую кашу. Но однажды с этим обыкновенным мальчиком случилась совсем необыкновенная история. В тот день погода стояла чудесная, и Коля решил пойти погулять.
Он захватил с собой свою любимую красную машинку и вышел во двор. Тут он увидел Димку, соседского мальчишку. Димка был шалуном и задирой, и Коле совсем не хотелось с ним общаться. Он уже развернулся, чтобы незаметно уйти, как вдруг услышал Димин оклик:

Эй, Колька, посмотри, что у меня есть!

Он подбежал к мальчику и стал вертеть у него перед носом большое увеличительное стекло. Коля ни разу не видел такого огромного увеличительного стекла, и ему очень захотелось в него посмотреть.

Дима, а мне можно в него глянуть?

Ну, нет! Только, если ты мне дашь поиграть своей машиной на весь день, - ответил тот.

Мальчику было жаль своей машины, ведь он знал, как неаккуратно обращается с игрушками сосед. Но, все же, он согласился, уж очень хотелось получить увеличительное стекло. Когда обмен состоялся, Коля стал рассматривать все подряд: кору на дереве, свои пальцы, ободранную коленку. Потом он наклонился, чтобы рассмотреть в траве какого-нибудь жучка или муравья. Вдруг, мальчик чуть не подскочил от неожиданности. Коля увидел маленького, размером с его мизинчик, гнома. Да, настоящего гнома! Он подпрыгивал, размахивал красной шапочкой и пытался привлечь Колино внимание. На нем был зеленый костюмчик и башмачки с блестящими пряжками. Коля пришел в себя и наклонился ниже, чтобы лучше видеть и слышать гномика.

Здравствуй Коля, - запищал гном.

Здравствуй, а откуда ты знаешь мое имя, - спросил Коля.

Я все знаю про детей, и я здесь неспроста, мне нужна твоя помощь.

Чем же я могу тебе помочь, маленький гномик?

Я живу в королевстве Добрых Дел, - ответил он, - и когда ребенок делает доброе дело, в нашем королевстве хорошая погода и все веселятся, а когда ничего не делает или совершает зло, у нас становится мрачно, идет дождь и все гномы плачут. Почему-то, в последнее время все реже дети совершают хорошие поступки. Я пришел в ваш мир, чтобы найти ребенка, который нам поможет.

Конечно, - сказал мальчик, ему было жалко гномов, - я сделаю то, что ты просишь.

Ты должен совершить три добрых поступка, - сказал гном.

Коля взял гномика в руку и помог ему забраться к себе в карман. Сначала он побежал домой, к маме.

Мама, чем я могу тебе помочь?

Мама очень удивилась и обрадовалась Колиному предложению. Она попросила сына вынести мусор. Коля взял ведро и побежал выполнять просьбу. Возле мусорного бака он увидел маленького голодного котенка. Тот жалобно мяукал. Коля вынес молока и накормил малыша. Потом мальчик вспомнил, что недавно порвал книжку, и его совесть мучала уже неделю. Он взял книгу и склеил ее.

Спасибо, Коленька, ты очень помог моему народу,- сказал гном, помахал Коле на прощание и растворился в воздухе, лопнув, как мыльный пузырь.

На следующее утро Коля проснулся, потянулся и побежал к маме в комнату.

Доброе утро, мамочка, чем я могу тебе помочь сегодня?- спросил он и поцеловал маму в щеку.

Пусть короткие добрые сказки на ночь станут хорошей традицией и сблизят вас с малышом.

Настало время спать, и маленький зайчонок крепко ухватил большого зайца за длинные-длинные уши. Он хотел точно знать, что большой заяц его слушает.

– Знаешь, как я тебя люблю?
– Конечно, нет, малыш. Откуда мне знать?
– Я люблю тебя – вот как! – и зайчонок раскинул лапы широко-широко.

Но у большого зайца лапы длинней.
– А я тебя – вот как.
«Ух, как широко», – подумал зайчонок.

– Тогда я люблю тебя – вот как! – и он потянулся вверх изо всех сил.
– И тебя – вот как, – потянулся за ним большой заяц.
«Ого, как высоко, – подумал зайчонок. – Мне бы так!»

Тут зайчонок догадался: кувырк на передние лапы, а задними вверх по стволу!
– Я люблю тебя до самых кончиков задних лап!
– И я тебя – до самых кончиков твоих лап, – подхватил его большой заяц и подбросил вверх.

– Ну, тогда… тогда… Знаешь, как я тебя люблю?… Вот так! – и зайчонок заскакал-закувыркался по полянке.
– А я тебя – вот так, – усмехнулся большой заяц, да так подпрыгнул, что достал ушами до веток!

«Вот это прыжок! – подумал зайчонок. – Если б я так умел!».

– Я люблю тебя далеко-далеко по этой тропинке, как от нас до самой реки!
– А я тебя – как через речку и во-о-о-он за те холмы…

«Как далеко-то», – сонно подумал зайчонок. Ему больше ничего не приходило в голову.

Тут вверху, над кустами, он увидел большое тёмное небо. Дальше неба ничего не бывает!

– Я люблю тебя до самой луны, – шепнул зайчонок, и закрыл глаза.
– Надо же, как далеко… – Большой заяц положил его на постель из листьев.

Сам устроился рядом, поцеловал его на ночь… и прошептал ему в самое ухо:

– И я люблю тебя до самой луны. До самой-самой луны… и обратно.

«Вот как я тебя люблю» – перевод сказки в стихотворной форме:

Маленький зайчонок улыбнулся маме:
– Я тебя люблю вот так! – и развёл руками.
– А вот как я тебя люблю! – мать ему сказала,
Развела руками и тоже показала.


– Это очень, очень много, много, но не слишком.
– Он присел и прыгнул высоко, как мячик.
– Я тебя люблю вот так! – засмеялся зайчик.

И тогда ему в ответ, разбежавшись лихо,
– Вот как я тебя люблю! – подпрыгнула зайчиха.
– Это очень много, – прошептал зайчишка, –

– Я тебя люблю вот так! – зайчик улыбнулся
И на травке-мураве перекувыркнулся.
– А вот как я тебя люблю! – мамочка сказала,
Кувыркнулась, обняла и поцеловала.

– Это очень много, – прошептал зайчишка, –
Это очень, очень много, много, но не слишком.
Видишь, дерево растет, возле речки прямо?
Я тебя люблю вот так – понимаешь, мама!

А у мамы на руках видно всю долину.
– Вот как я тебя люблю! – мать сказала сыну.
Так прошёл веселый день. В час, когда смеркалось,
Жёлто-белая луна в небе показалась.

Ночью детям нужно спать даже в нашей сказке.
Зайчик маме прошептал, закрывая глазки:
– От земли и до луны, а потом обратно –
Вот как я тебя люблю! Разве не понятно?..

Подоткнув со всех сторон зайке одеяло,
Тихо-тихо перед сном мама прошептала:
– Это очень-очень много, это так приятно,
Если любят до луны, а потом обратно.

Психологи давно доказали то, что сказка – это особый вид общения и передачи любви от родителей к ребенку. Книга, которую читает мама, папа, бабушка или дедушка, помогает формировать базовые ценности, развивает фантазию, заставляет ребенка успокоиться и подготовиться ко сну. Сказки читать можно не только классические, но и современные. На сайте Ночь Добра представлены лучшие современные произведения, пользующиеся популярностью родителей. Только у нас вы найдете короткие и поучительные сказки про Свинку Пеппу, Лунтика, Щенячий Патруль, Черепашек Нинья, Винс и других мультяшных героев. Это увлечет внимание малыша и позволит ему еще больше побыть со своими любимыми персонажами. Родителям довольная крошка будет невероятно благодарна.

Как правильно организовать такой ритуал, как укладывание ребенка спать?
Перед сном не рекомендуется кушать. Последний прием пищи должен быть за два часа до еды.
Можно выпить стакан теплого молока.
Не забудьте напомнить малышу о походе в туалет и чистке зубов.

Все потребности выполнены, процедуры проведены, теперь сказку читать для детей можно с чистой совестью. Малыш не будет отвлекаться, его ничего не будет беспокоить. Читать сказку перед сном нужно спокойным голосом. Психологи советуют выбирать не боевые и приключенческие произведения, а более спокойные, которые бы настраивали на сон, убаюкивали. Чтобы завлечь внимание, можно садиться рядом с ребенком, показывать ему картинки с книги. Или же сесть в ногах, так чтобы кроха больше фантазировал и представлял героев самостоятельно.
Помните, детская психика не в состоянии сосредоточится более шести минут. Внимание будет рассеиваться, если вы затянете чтение на долго. Оптимальная длительность чтения сказки для детей – 5-10 минут.

Важно сказки читать каждый день. Это не просто привычка, а своеобразная традиция. Именно она помогает малышу создать опоры и знать, что его мир стабилен. При этом в плохом психическом состоянии лучше не читать сказку. Попросите заменить вас или же объясните ребенку, что плохо себя чувствуете. Иначе малыш может «заразиться» плохим настроением сам того не поняв.

Немаловажно правильно выбрать сказку для ребенка. Ведь она несет в себе мораль. Если сказка злая, жестокая, то ребенка может сформироваться неправильное виденье реальности. К примеру, сказка Русалочка рассказывает о том, что настоящая любовь жестока и вообще приводит к смерти. Золушка же учит тому, что нужно ждать принца. Очень восприимчивые дети могут получить в подсознание неправильные установки, которые потом придется лечить с психиатром. Мы же предлагаем вам прямо сейчас найти сказку и прочитать ее для своего любимого малыша.

Сказка - это та частица детства, которая навсегда остаётся с нами, даже когда детство уходит. Это волшебный мир, который широко открыт перед малышом, и знакомство с ним начинается с короткой и милой сказки на ночь.

С какого возраста читать ребёнку сказки

Строгого возрастного ограничения в чтении ребёнку сказок не существует. Чтение для ребёнка - это в первую очередь возможность эмоциональной близости со взрослым. Даже если пока ни словечка не понятно, знакомый тембр голоса, размеренный ритм успокаивают малыша и стимулируют его развитие. Именно поэтому психологи рекомендуют читать сказки даже грудничкам. Главное условие: процесс должен приносить удовольствие и взрослому, и малышу.

Польза от чтения сказок

Сказка на ночь, прочитанная родителем, - это мощный стимул для развития ребёнка, широкие возможности малыша в следующих направлениях:

  • воображение;
  • фантазия;
  • творческое мышление;
  • речевые навыки;
  • эмоциональное развитие;
  • умение находить выход из проблемных ситуаций.

В отличии от мультиков, сказка не преподносит ребёнку готовые образы и придуманный художником мир, а предлагает самому домыслить, додумать и вообразить то, чего нет на иллюстрациях.

Говоря проще, мы читаем детям на ночь и одновременно раскрываем их творческий потенциал. Следующая ступень - первые детские пробы себя в роли автора и художника, но это будет позже. А сейчас на помощь родителям приходят такие знакомые и в то же время удивительные короткие сказки на ночь.

Сказки перед сном - какие они должны быть?

Часто случается так, что малыш день ото дня просит в сотый раз прочесть ему знакомую сказку, не желая слушать никакие другие.

Не стоит спорить и пытаться прочесть что-то новое - сказка на ночь для того и существует, чтобы баюкать и дарить приятные сны. А значит, она должна быть:

  • короткой;
  • спокойной;
  • доброй;
  • без динамичных деталей в сюжете, но со счастливым концом.

Многократное повторение одной и той же ситуации (знакомая комната, любимое одеяло и мягкая игрушка, рядом - мама, читающая знакомую сказку) превращается для малыша в своеобразный ритуал, действующий успокаивающе. Это помогает снять эмоциональное напряжение, накопившееся за долгий день.

Короткие сказки на нашем сайте

В разделе «Короткие сказки на ночь» представлены известные произведения русских и зарубежных авторов, ставшие любимыми для ребятишек всего мира.

Волшебные человечки, созданные Астрид Линдгрен, добрые тигры Дональда Биссета, неразлучные Ёжик и Медвежонок Сергея Козлова - эти и другие персонажи с нетерпением ждут встречи с маленькими читателями.

Здесь вы найдёте также народные сказки и иллюстрированные произведения Владимира Сутеева. Малыши придут в восторг от простых поучительных сюжетов и красочных картинок, созданных настоящим Мастером.

Подсказки на сайте

Представленные на нашем сайте бесплатные сказки на ночь столь разнообразны, что порой найти нужную бывает непросто. В помощь родителям мы разработали удобную поисковую систему, позволяющую просматривать параметры сказки, не открывая её:

  • возраст читателей;
  • время прочтения;
  • краткое описание;
  • показатель популярности;
  • иллюстрация.

Секреты чтения сказок на ночь

Чтобы на смену вечерней сказке пришёл сладкий сон, это должна быть короткая сказка, читать онлайн которую следует в спокойной и привычной обстановке.

Читайте негромким голосом, без торопливости. Помните, мы читаем детям на ночь не для того, чтобы дать им новые знания - для этого есть дневное время. Вечером важно создать расслабляющую атмосферу и чувство умиротворения. Для этого важно правильно выбрать сказку на ночь, вот почему наш сайт всегда открыт для вас, дорогие родители!

Крепостное право (или крепостничество) - в русской исторической и общественно-политической терминологии распространенное обозначение наиболее суровой формы внеэкономического принуждения и зависимости, прежде всего, крестьян, которая предусматривает прикрепление к земле (месту жительства, общине, владельцу и т.п.), сильное ограничение гражданских, имущественных, семейных и других прав. В своих самых жестких проявлениях крепостная зависимость приближается к рабству. Имеет аналоги в западноевропейской феодальной системе, например, «серваж» во Франции или «вилланство» в Англии, но совпадает с ними по значению не полностью. Принято считать, что государственная система крепостного права в России стала законодательно оформляться в 1497 году и была отменена в 1861 году.

Терминология

Несмотря на звучание, близкое к названию отрасли или области права, а также похожее на юридический термин, понятие «крепостное право» не употреблялось в русском законодательстве. Оно стало использоваться помещиками со второй половины XVIII века для констатации своих прав собственности на землю и крестьянские души. Является производным от слова «крепость» в значении «документ, удостоверяющий право собственности на недвижимое имущество», и вторичным по отношению к издавна существовавшему определению «крепостной человек», каким обозначали лично зависимых людей (первоначально - холопов). В сочинениях историков и правоведов, а также в публицистике и художественной литературе в XIX веке выражение «крепостное право» использовалось как выразительный синоним имевших более строгое юридическое значение и употреблявшихся официально сочетаний «крепостное состояние», «крепостная зависимость». Еще более поздним по происхождению и однозначно негативным было выражение «крепостничество», которое появилось в дискуссиях середины XIX века, сначала использовалось для обозначения взглядов, образа мыслей, поведения «крепостников» - последовательных противников предоставления крестьянам гражданских прав и свобод, а потом приобрело второе значение, синонимичное «крепостному праву». Таким образом, 19 февраля 1861 года не произошло «отмены крепостного права» или «ликвидации крепостничества», несмотря на широкое употребление подобных словосочетаний в научной, учебной, популярной, художественной литературе. Официально царский Манифест 19 февраля даровал «крепостным людям» права, предусмотренные для «состояния свободных сельских обывателей», а Положения 19 февраля дополняли этот Манифест разъяснением порядка и условий выхода крестьян «из крепостной зависимости».

«Крепостное право» и «крепостничество» прочно вошли в русскую юридическую и общественно-политическую терминологию в условиях господства сначала либеральной, а затем марксистской исторической парадигмы, в которых они стали важнейшими понятиями отечественной и всемирной истории. Сохраняют они общеупотребительное значение и в настоящее время. В течение XIX-XX веков эти выражения стали использоваться не только по отношению к лично зависимым от частных владельцев крестьянам России. Они были распространены:

1) на иные территории и страны, чему особенно способствовало употребление этих терминов в выступлениях и сочинениях В.И. Ленина, в переводах на русский язык классиков марксизма, например, известного выражения Ф. Энгельса «второе издание крепостничества»;

2) на более ранние эпохи, предшествующие оформлению крепостных порядков в России, в том числе на Древнюю Русь;

3) на иные категории русских крестьян, которые не попали в личную зависимость к частным владельцам, но на которые, тем не менее, распространялся «государственный феодализм» и «государственное крепостничество»;

4) на основную массу рядового торгово-ремесленного населения городов, которое было «прикреплено» к своим посадам, слободам и прочим местам жительства;

5) на всё население страны, принадлежавшее ко всем сословиям, в том числе привилегированным (дворянство, духовенство), «крепким» своим обязанностям перед государством;

6) другие варианты толкований, предусматривающие, например, существование «крепостного права» или его отдельных «проявлений», «форм», «пережитков» и т.п. после официальной отмены или сближение понятий «крепостничество» и «феодализм» до уровня синонимов.

Многообразие содержания, вкладываемого в понятия «крепостного права» и «крепостничества», приводит к разночтениям и разногласиям среди исследователей. Все перечисленные расширительные толкования этих понятий являются дискуссионными, имеют более или менее широкий круг сторонников и противников. Так, теория «закрепощения сословий» и соответственно их последующего «раскрепощения» была популярна в русской дореволюционной историографии, была воспринята в зарубежной, но решительно отвергалась в марксистской как недопустимая в отношении к господствующим классам, а на современном этапе она возрождается на новом уровне у ряда отечественных авторов. Уже в марксистской парадигме развернулись и продолжаются ныне споры о хронологических и территориальных рамках крепостничества, о наличии крепостных отношений в государственной деревне. В исторической литературе обращено пристальное внимание на то, как посадское население в XVII веке прикреплялось к посадам и государеву тяглу, что посадские люди по Уложению 1649 года потеряли право самовольно покидать место жительства или менять род занятий, что вводился бессрочный сыск беглых посадских людей. Однако процесс ликвидации крепостных порядков в городах освещен гораздо слабее. Единственной сферой существования крепостничества, фактическую сторону которой можно считать реконструированной и общепризнанной без принципиальных дискуссий, является изменение правового положения зависимых крестьян вотчинников и помещиков, то есть крепостное право - «крепостное состояние» в более узком первоначальном значении.

История крепостного права в России

До XV века внеэкономическое принуждение землевладельцев в отношении крестьян в русских землях не включало запрета на уход от одного владельца к другому при отсутствии долговых претензий, выполнения оговоренных рентных обязанностей или иных условий. Первые ограничения этого права, видимо, уже существовавшие в отдельных местностях и вотчинах, были зафиксированы на государственном уровне в письменном законе в 1497 году. В Судебнике великого князя Ивана III устанавливалась, кроме выполнения всех прочих обязательств, уплата бывшему владельцу специальной платы - «пожилого» за прожитое на его землях время (это могла быть скрытая форма купли-продажи землевладельцами права на эксплуатацию труда данного крестьянина). Кроме того, все расчеты крестьянина с землевладельцем и сам переход приурочивались к определенному времени по окончании годичного цикла полевых работ - за неделю до и в течение недели после Юрьева дня осеннего, который отмечается как церковный праздник 29 ноября (по юлианскому календарю). Нормы об уплате «пожилого» и ограничении сроков крестьянского перехода были повторены и уточнены в Судебнике 1550 года, принятого при Иване Грозном. В конце его царствования, предположительно с 1581 года, устанавливается режим «заповедных лет», временно запрещавший переход крестьян даже в Юрьев день. До сих пор не установлено, вводились ли «заповедные годы» одним указом сразу и на всей территории страны или разновременными распоряжениями по отдельным местностям, например, по мере проведения переписи податного населения. По крайней мере, указ 24 ноября 1597 года устанавливал окончательное прикрепление крестьян к месту обитания и землевладельцу на основании «писцовых книг», составленных в ходе переписи. Однако сами хозяева сбежавших, самовольно перешедших или насильно вывезенных иными владельцами крестьян могли требовать их возвращения только в течение определенного срока - «урочных лет». Первоначально продолжительность срока сыска крестьян устанавливалась в 5 лет, но со временем увеличивалась, пока по требованию, прежде всего, дворян-помещиков Соборное уложение, составление и редактирование которого закончилось на Земском соборе 29 января 1649 года, не сделало окончательно сыск крестьян бессрочным, их крепостное состояние - потомственным, а право собственности их владельцев - наследственным. Большинство историков полагают эти нормы свидетельством окончательного закрепощения крестьян в России. Положению крестьян в этом своде законов отводилась не только отельная XI глава «Суд о крестьянах», включавшая 34 статьи, а еще 77 статей, размещенные в 16 главах. За укрывательство беглых вводился штраф в 10 руб. Судебное представительство крепостных крестьян в имущественных спорах отменялось, поскольку их имущество стало рассматриваться как собственность помещика или вотчинника. Однако, и согласно Соборному уложению владелец поместья не имел право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускалась передача крестьянина от одного владельца к другому, но в таком случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым имуществом. Положение крестьян не приравнивалось к положению холопов, которому была посвящена отдельная XX глава «Суд о холопах», состоявшая из 119 статей. Сближение и фактическое слияние этих категорий происходит уже в начале XVIII века, когда те и другие были положены в подушный оклад, стали учитываться вместе в ходе переписей-«ревизий» (1718-1724 годы). Для контроля за крестьянами в 1724 году была введена паспортная система, позволявшая выявлять беглецов и самовольных «сходцев». Это, несомненно, способствовало распространению на крестьян некоторых принципов холопьего права, введению практики перевода крестьян в дворовые слуги и наоборот, лишению части крестьян средств производства и земельного надела, появлению возможности продажи без земли не только дворовых, но и крестьян. Введение рекрутской повинности дало помещику дополнительные возможности принуждения и наказания крестьян, которых он мог сдать в рекруты. Кроме того, он получил право ссылать без суда крестьян в Сибирь. За помещиком установилось право телесного наказания крестьян. Хотя по закону владелец не мог убить крепостного, но нередко истязания заканчивались смертью, нечаянной или преднамеренной, доведением до самоубийства. Ухудшение положения крепостных крестьян до уровня, близкого к рабству, «расцвет крепостничества» в историографии нередко связывают с правлением Екатерины II, точнее со вторым периодом ее царствования после восстания 1773-1775 годов. На самом деле это несправедливо, императрица не отказывалась от политики «просвещенного абсолютизма», но в условиях резкого сопротивления дворянства своим аболиционистским настроениям перенесла их в сферу образования, воспитания, культурного развития, подготавливая почву для будущих практических политических, административных и социальных мер. Эту политику продолжали ее преемники, хотя не отказывались по возможности от принятия частичных мер по смягчению крепостного режима. Указ Павла I в 1797 году о трехдневной барщине рекомендовал дворянам ограничить норму эксплуатации крепостных половиной рабочего времени. Законы Александра I и Николая I стимулировали спонтанный процесс раскрепощения, который шел по инициативе со стороны помещиков и крестьян, но требовал регулирования со стороны верховной власти. В 1803 году указ о вольных хлебопашцах дал помещикам право освобождать целыми деревнями по соглашению с крепостными. В 1844 году правительство разрешило по договору отпускать на волю дворовых. В 1847 году владельческие крестьяне получили право выкупиться во время аукционов, на которых имения помещиков продавались за долги. Вводился запрет на продажу крестьян без земли и членов семьи порознь. В ряде местностей, например, в 1852 году в Самарской губернии вводился запрет на требование паспортов от торговцев и работников на время судовых работ и навигации, уборки и сбыта хлеба, что подрывало всё правовое и полицейское обеспечение крепостного режима на огромной территории. Все это отражало нарастание тех тенденций в социальных и культурных настроениях общества, которые вели к скорой уже отмене крепостного права. Столичная и губернская «просвещенная» бюрократия не только вынашивала планы реформ, она уже приступала к конкретным действиям. Сигналом к решительным действиям стало восшествие на престол Александра II (1855), положившее начало подготовке Великой реформы.

Отмена крепостного права

С экономической стороны резервы крепостного хозяйства в середине XIX века не были исчерпаны, хотя преимущества вольного труда становились все более осязаемыми. Крепостничество было отменено в силу модернизационных потребностей государства и общества, под влиянием европейских культурных, политических и социальных стандартов, когда в стране сложилась новая система ценностей, в которой крепостному праву уже не находилось места. На переходе к Великой реформе сказались также факторы воздействия зарубежного общественного мнения и зарождения собственного, возбуждения на страницах книг и журналов социально значимых «проклятых вопросов», активной работы русских университетов и просветительских трудов общеобразовательных школ. Внеэкономическое принуждение встречало все большее сопротивление крестьян, осознававших свое достоинство, и представало безнравственным в глазах образованной части общества.

По высказыванию В.О. Ключевского, на следующий день после Манифеста о вольности дворянства 18 февраля 1762 года должна была быть отменена крепостная зависимость крестьян. Так и произошло, но с непростительной задержкой. Долгожданное 19 февраля наступило лишь в 1861 году, через 99 лет, в течение которых крепостное право не имело даже минимальных оправданий. О вреде, язвах, горьких последствиях крепостного права как раз конца XVIII - первой половины XIX века с болью говорили и писали русские писатели, поэты, критики, публицисты, экономисты, философы, дальновидные общественные и государственные деятели. О цене материальной, выраженной через подати, повинности, потребительские стоимости, деньги, трудовые затраты, которыми крестьян заставляли поступаться в пользу землевладельцев и душевладельцев, можно спорить. Насколько именно крепостничество в отличие от других форм экспроприации прибавочного продукта отягощало основную массу населения, препятствовало инициативе и прогрессу в народном хозяйстве, об этом идут дискуссии. Моральным, культурным, социально-психологическим пагубам этого явления особенно в последнее столетие его существования оправданий не находится. Крепостное право не только унижало зависимых людей, парализовало их активность и способности. Оно развращало само господствующее сословие. Российский опыт свободной социальной конкуренции и попыток налаживания социального партнерства оказался бедным. Полвека пореформенного развития было недостаточно, чтобы россияне разных классов и состояний оказались готовы встретить национальной солидарностью, а не гражданским противостоянием вызовы XX века, когда самодержавие и бюрократия перестали справляться с ролью основного двигателя модернизации.



Просмотров